Систематизация знаний о работе окончаний слов, называющих предметы и признаки.
план-конспект урока по русскому языку (3 класс)
Фрагмент урока русского языка 3 класс.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Фрагмент урока русского языка 3 класс. | 42.42 КБ |
Тест к уроку | 30.22 КБ |
Презентация к уроку | 1.82 МБ |
Предварительный просмотр:
Урок русского языка
Тема: систематизация знаний о работе окончаний слов, называющих предметы и признаки.
Федорова З. И.,
учитель начальных классов
3. Актуализация знаний | |
Слайд 5 Слайд 6
Слайд 7
Слайд 8 Слайд 9 | – Даю детям составлять задания дома для выполнения дома. Задание составлено Соней К. – Читай, Соня. (Читает с экрана) Соня: Спишите, исправляя ошибки. Выделите окончание и основу в словах, называющих предметы и признаки. Укажите работу окончаний. Рассказал великое чюда. Поймал залатую рыпку. – Как будем действовать, чтобы определить работу окончаний? (По алгоритму): 1. определяем на какое число указывает окончание (один, много); 2. определяем на какой род указывает окончание (он, она, оно); 3. определяем на какой падеж указывает окончание (стена)) Алгоритм (на экране) Чтение вслух 1 ученика) – Сейчас вы самостоятельно работаете в тетрадях. Одновременно с вами кто то будет работать у доски. (Оба ученика одновременно работают у доски). – Кто желает поработать у доски? Кого ты выберешь справиться с твоим 1 заданием? Со 2? (рассказал великое чюда) (поймал залатую рыпку) Объяснение учеников с указанием работ окончания слов предмета и признака, опираясь на алгоритм. – Справился с работой, Соня? Как вы оцените работу? – Сверим по экрану еще (Похвалить, если нет ошибок). Объяснение ученика с указанием работ окончания слов предмета и признака. Оценить Соня: Что вы скажете, ребята? (Оценивание работы, если есть ошибка, исправляют) Проверка выполняется совместно с экраном А зачем Соня составила такое задание? (Ответы детей: грамотно писали слова, умели определять работу окончаний) – Что общего выделили во всех словах? (Работу окончаний) – Помог вам алгоритм при определении работы окончаний? (Да) В чем? (Правильно и без ошибок указывали род, число, падеж слов) – Почему у слова, называющего признак, одна и та же работа окончания, как у слова, называющего предмет? (Слово, называющее признак, относится к слову – предмету. Работы окончания в названии признака можно определить по работам окончания в названии того предмета, к которому относится признак). – Значит, какой вывод мы можем сделать? (Окончание слова, называющего признак, выполняет те же работы, что и окончание слова, называющего предмет, с которым оно связано) – Оцените это свое умение на полях после этого задания. (Похвалить Соню за задание) – Последнее высказывание на какое произведение указывает? (Сказка о рыбаке и рыбке) Кто автор? |
4. Моделирование работы окончаний | |
Слайд10 | – Итак, мы выяснили, какую работу могут выполнять окончания слов, называющих предметы и признаки. – А сейчас вы в группах попробуете показать это схематически, чтобы мы могли пользоваться ею. – Покажите на схеме какие работы могут выполнять окончания слов, называющих предметы и окончания слов, называющих признаки. – А для этого вспомним порядок работы в группах.
Групповая работа. (Проверка, обсуждение, выбор правильной модели). |
Слайд11 Слайд11 Слайд12 | Молодцы, хорошо отработали в группах – Вернемся к нашим парам выписанных слов. Окончания в каждой паре слов указывают на одно и то же число, на один и тот же падеж и на один и тот же род этих слов. Согласны? – Значит ли это, что работы окончаний в названиях предметов и названиях признаков совершенно одинаковы? Фронтальная дискуссия. Анализ данных слов. – Попробуйте слово чудо поставить во мн. число. Меняется работа? (Да. Переменная) Попробуйте изменить род. (Работа рода 1 и та же, постоянная). А теперь падеж.(Тоже меняется. Переменная работа). Какой вывод сделаем? – А теперь также обсудим слова, называющие признак предмета. – Вывод: у слов, называющих предмет, указание на род – постоянная работа, а остальные работы – переменные; а у слов, называющих признаки, все работы переменные. – Посмотрим, как это на схеме выглядит. Как вы думаете почему я выделила в кружок род у слова – предмета? (Работа постоянная, а у остальных переменная). – А что это за крючочки? Попробуете объяснить? – Какая работа окончаний помогает словам, называющим предметы, связываться с другими словами? (Падеж). – А что помогает связываться словам, называющим признаки? (Род, число, падеж) 8. Применение способа действия |
| Подведение итога работы на листочке. Кто выполнял задание 1 уровня? 2? 3? Как справился сосед? Проверка. – Если справились, справа ставьте знак «+». 9. Итог урока. |
Слайд 11 | – Зачем же словам, называющим предметы и признаки, нужны окончания? – Спасибо за работу! |
Предварительный просмотр:
Работа учени____ 3е класса ________________________________ 6.12.2017г.
Тема: работа окончаний слов, называющих предметы и слов, называющих признаки.
1 уровень.
1. Просклоняй по падежам слова: дорогая картина (стена), пустой стакан (стол). Выдели окончание.
И.п. ______________________________________________________________________
Р.п. _______________________________________________________________________
Д.п. _______________________________________________________________________
В.п. _______________________________________________________________________
Т.п. _______________________________________________________________________
П.п. _______________________________________________________________________
2 уровень.
Вставь пропущенные буквы в окончаниях. Укажи их работу. Выдели окончания.
В страх…___________________________, за город…________________________,
с улиц…____________________________, по пустын…_________________________,
о каш…_____________________________, перед картин…______________________,
по улиц…____________________________, на ракет…_________________________,
у дерев…____________________________, в хлеб…___________________________ .
3 уровень.
Спиши, вставляя пропущенные буквы и изменяя слова в скобках в нужный падеж. Укажи работу окончаний этих слов. Выдели окончания.
Ло_ка неслась вниз по (широкая река). Маша ждала рыбака на (другая сторона) озера. Долго бродила Алёнка по (дремучий лес) в поисках (Иванушка).
_________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
№ | Мои умения | Моя оценка | Оценка учителя |
1. | Знаю работу окончаний слов – предметов. | ||
2. | Знаю работу окончаний слов – признаков предметов. | ||
3. | Умею просклонять по падежам слова. | ||
4. | Умею писать окончание в слове с помощью слов (стена, стол) | ||
5. | Умею определять работу окончаний: а) по числу | ||
6. | Умею определять работу окончаний: б) по роду | ||
7. | Умею определять работу окончаний: в) по падежу |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Достижения учащихся Скороходкин Станислав – 1 место в школьной олимпиаде по математике; Неустроев Алексей – 3 место в школьной олимпиаде по математике; Скороходкин Станислав – 1 место в школьной олимпиаде по русскому языку; Копанский Владимир – 2 место в школьной олимпиаде по русскому языку; Аргунов Тимур – 1 место в школьной олимпиаде по окружающему миру; Неустроев Алексей – 3 место в школьной олимпиаде по окружающему миру;
Участие на конференциях, конкурсах Кожеваткин Владимир – «Мир моих увлечений» – «Мыловарение в домашних условиях», 1 место; Неустроев Алексей – «Мир моих увлечений» – «Динозавры Якутии», 2 место; Скороходкин Станислав – «Мир моих увлечений» – «Математика в сказках Л. Толстого», 3 место; Сургутский Алексей – «Мир моих увлечениий» – «Федор Попов», 2 место; Ким Софья – «Моя любимая книга» – « Про Ага», 3 место.
Тематический учет знаний
Тематический учет знаний
Достижения учащихся Скороходкин Станислав – 1 место в школьной олимпиаде по математике; Неустроев Алексей – 3 место в школьной олимпиаде по математике; Скороходкин Станислав – 1 место в школьной олимпиаде по русскому языку; Копанский Владимир – 2 место в школьной олимпиаде по русскому языку; Аргунов Тимур – 1 место в школьной олимпиаде по окружающему миру; Неустроев Алексей – 3 место в школьной олимпиаде по окружающему миру;
М астер – класс на тему: Определение работы окончаний слов, называющих предметы и признаки предметов МОБУ СОШ № 7
РУССКИЙ ЯЗЫК Авторы курса В.В. Репкин, Е.В. Восторгова, Т.В. Некрасова, Л.В.Чеботкова Основная задача курса – построить обучение так, чтобы оно стало стимулом к самостоятельному исследованию русского языка каждым ребенком
Букварный период 1 класса Букварь – для обучения детей грамоте н ачальное представление о слове и высказывании; н оминативная функция слова; з вуковой анализ слова; з вуковой состав языка; с логозвуковая модель; б уквенная запись; о бщие способы письма и чтения.
Русский язык 1 класс Алгоритм списывания слов и высказываний У козы было семеро козлят.
Основные орфограммы 1 класса о бозначение звука й ̓ ; н аписание сочетаний: жи -ши, ча -ща, чу- щу , цы-ци , чк-чн-щн ; з аглавная буква в начале высказывания; з аглавная буква в именах собственных; г ласные буквы о-ё после шипящих (на уровне знакомства).
2 класс с ильные и слабые позиции гласных и согласных; п исьмо с «дырками»; к ак изменяются слова; с пособы проверки орфограмм (по сильной позиции путем изменения слова, по словарю); у чет состава слова при проверке; п роверка с помощью родственных слов.
2 класс [кот] [ каты] коты каты к?ты [ о ] [а ] 1 буква
Основные орфограммы 2 класса Слабые позиции в корне слова; Гласные после шипящих и ц; Разделительный ь; Ь, как показатель мягкости согласных; Разделительный ъ (на уровне знакомства); Оформление высказывания на письме; Перенос слова; Заглавная буква в именах собственных.
3 класс склонение; «проверочные слова» для проверки падежных окончаний (стена, стол, окно, рожь, пустой); о кончания, нарушающие закон письма; п равописание личных окончаний; к орни с чередованием.
Основные орфограммы 3 класса ф онемное написание корней; нефонемное написание корней ; фонемное написание приставок; нефонемное написание приставок; фонемное написание суффиксов; нефонемное написание суффиксов ; фонемное написание окончаний; нефонемное написание окончаний; р азделительные ъ и ь; н аписание сочетаний цы-ци (уточнение на основе расширения знаний морфемного состава слова).
4 класс лексическое и грамматическое значение слова; г рамматические формы и грамматические значения частей речи; с амостоятельные и служебные части речи (числительное, наречие, союз, местоименные слова, частицы); с интаксические связи в словосочетании и предложении.
Основные орфограммы 4 класса Суффиксы наречий; Окончания числительных; Правописание местоимений; Знаки препинания в простом и сложном предложениях; Знаки препинания при однородных членах предложения.
3 класс зачем словам нужны окончания З_п ó мню – з á пись – з а помню. Талантл_вый – ворчлѝвый – талантл и вый. Подойти к п á рт_ - подойти к стене – подойти к парт е .
Рассказал великое чюда. Поймал залатую рыпку. Спишите, исправляя ошибки. Выделите окончание и основу в словах, называющих предметы и признаки. Укажите работу окончаний.
Алгоритм определения работы окончания 1.Определить, на какое число указывает окончание (один – много) 2.Определить, на какой род указывает окончание(он – она – оно) 3.Определить, на какой падеж указывает окончание (стена)
Рассказал великое чудо. ед.ч., ср.р., В.п. ед.ч., ср.р., В.п.
Поймал золотую рыбку. ед.ч., ж.р., В.п. ед.ч., ж.р., В.п.
Рассказал великое чудо. Поймал золотую рыбку. ед.ч ., ср.р ., В.п . ед.ч ., ср.р ., В.п . ед.ч ., ж.р ., В.п . ед.ч ., ж.р ., В.п .
Работа окончаний слов, называющих предметы и признаки Р Ч П Р Ч П
спасибо за внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Открытый урок. "Как делаются слова. Суффиксы слов, называющих предметы и признаки. Написание буквосочетаний ЧН, ЧК" .
Региональный семинар по УМК ПНШ....
Урок русского языка в 3-м классе (система Д.Б. Эльконина – В.В. Давыдова). Работа окончаний слов, называющих признаки. Постановка учебной задачи.
Урок русского языка в 3-м классе (система Эльконина Д.Б. - Давыдова В.В) по теме "Работа окончаний слов, называющих признаки". Тип урока: постановка учебной задачи. Цель урока: создать условия для опр...
Учебно - методический комплект (технологическая карта урока русского языка и мультимедийная презентация)Тема: Как делаются слова. Суффикс слов, называющих предметы и признаки. 2 класс
Тема: Как делаются слова. Суффикс слов, называющих предметы и признаки. 2 класс...
Конспект урока по русскому языку 2 класс "Как делаются слова. Суффиксы слов, называющих предметы и признаки"
Как делаются слова. Суффиксы слов, называющих предметы и признаки. "Перспективная начальная школа"...
Конспект урока русского языка «Как делаются слова. Суффиксы слов, называющих предметы и признаки»
Цель: создание условий для формирования осознанного представления учащихся об образовании слов, называющих признаки, с помощью суффикса «н»; формирование представлений о чередовании согласных в корне ...
Как делаются слова. Суффикс слов, называющих предметы и признаки.
Открытый урок в рамках декады начальной школы....