Урок русского языка в 3-м классе (система Д.Б. Эльконина – В.В. Давыдова). Работа окончаний слов, называющих признаки. Постановка учебной задачи.
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) на тему
Урок русского языка в 3-м классе (система Эльконина Д.Б. - Давыдова В.В) по теме "Работа окончаний слов, называющих признаки". Тип урока: постановка учебной задачи. Цель урока: создать условия для определения работы окончаний у слов, называющих признаки по указанию на число, род, падеж слова в высказывании, словосочетании; сконсструировать способ определения этой работы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_uroka_dlya_a.a._-_kopiya.docx | 74.41 КБ |
Предварительный просмотр:
Критерий 5. Качество проведения урока
Урок русского языка в 3-м классе
(система Д.Б. Эльконина – В.В. Давыдова)
Учебник: В.В.Репкин, Т.В.Некрасова, Е.В.Восторгова. Русский язык 3 класс.
Тема. Работа окончаний слов, называющих признаки.
Тип урока. Постановка учебной задачи.
Цель. Создать условия для определения работы окончаний у слов, называющих признаки по указанию на число, род, падеж слова в высказывании, словосочетании; сконструировать способ определения этой работы.
Задачи.
Образовательные:
- формировать умение определять работу окончаний слов, называющих признаки, по работе окончаний слов, называющих предметы,
- упражнять в определении работы окончаний слов, называющих признаки; в нахождении связи между словами, называющими признаки, и словами, называющими предмет,
- формировать навык практической деятельности работы по алгоритму, с использованием модели.
Развивающие:
- развивать умение анализировать, сравнивать и делать осознанный выбор,
- развивать наблюдательность, внимание, грамотную речь,
- развивать познавательную активность, потребность к знаниям, формировать мотивацию к дальнейшему изучению предмета.
Воспитательные:
- воспитывать умение отстаивать собственную точку зрения,
- воспитывать чувство взаимопомощи, умение сотрудничать.
Методы обучения: поисково-исследовательский.
Формы организации познавательной деятельности: совместная учебная деятельность.
Способы деятельности учащихся: сочетание фронтальной, парной и индивидуальной работы.
Средства обучения: проблемный (побуждающий и подводящий) диалог, практическая деятельность.
Оборудование: учебники, тетради, карточки со словами для определения работа окончаний слов, карточки с утверждениями, листы А3 и маркеры для составления моделей, проектор, текстовая презентация.
Ход урока
1. Организация класса. Проверка готовности к уроку.
- Проверьте, всё ли готово к уроку.
- Покажите, что вы готовы к уроку.
2. Рефлексия.
- Какую работу мы выполняли на предыдущих уроках русского языка?
(Отвечали на главный вопрос «Зачем в словах нужны окончания?».
Учились определять число, род, падеж по окончанию.
Вспоминали, какие бывают окончания и как их определять.
Учились проверять орфограммы слабых позиций в словах и орфограммы, которые пишутся по правилу).
- Как вы думаете, чем мы будем заниматься сегодня на уроке?
(Будем продолжать учиться определять число, род и падеж у слов- названий предметов.
Будем работать над ошибками, которые допускали.
Узнаем что-то новое.)
- Как мы будем работать, чтобы урок прошёл успешно?
(Будем внимательны, активны. Будем работать вместе, дружно, помогать друг другу. Будем слушать учителя и одноклассников. Будем думать, задавать вопросы, исправлять ошибки.)
3. Создание «ситуации успеха».
(На партах у детей лежат карточки с заданием.)
- Возьмите карточку.
И.п. | есть | кто? | что? |
нет | кого? | ||
Д.п. | кому? | чему? | |
В.п. | что? | ||
любуюсь | кем? | чем? | |
П.п. |
- Какое задание можно выполнить?
(Восстановить на карточке названия падежей, падежные слова и вопросы.)
- Выполняйте самостоятельно.
(Работают самостоятельно.)
- Закончили работу. Если вы считаете, что задание выполнили верно – поставьте зелёный кружочек . Если возникли вопросы, трудности, и вы допускаете, что могли ошибиться, - поставьте синий кружочек .
- Сам Самыч –герой нашего учебника- выполнял это же задание.
- Посмотрите, как он справился с заданием.
(Открываю на доске работу Сам Самыча . Перепутаны падежи, неправильно поставлены вопросы и падежные слова.)
И.п. | есть | кто? | что? |
Д.п. | нет | кого? | что? |
Д.п. | рад | кому? | чему? |
В.п. | есть | кто? | что? |
Т.п. | любуюсь | кем? | чем? |
П.п. | думаю | о ком? | чем? |
- Что вы заметили?
(Сам Самыч допустил ошибки.)
- Что будем делать?
(Будем исправлять ошибки Сам Самыча.)
- Мы должны исправить ошибки Сам Самыча и проверить вашу работу. Будьте внимательны.
- К доске выходят ….
(К доске дети выходят парами, совещаются, комментируют и исправляют ошибки по очереди, дополняют друг друга.)
- Кто выполнил работу без ошибок– поставьте .
- Кто допустил ошибки – поставьте . .
- Подведите итог своей работе.
(Дети говорят, что у них получилось.)
(Я справился без ошибок.
Я понял, что наизусть падежи знаю пока плохо, надо учить.
Я допустил одну ошибку и исправил её.
Я был уверен, что выполнил задание верно. Так и вышло. И т.п.)
- Какой совет дадите себе?
(Дети дают себе советы.)
(Мне надо быть внимательным во время самостоятельной работы.
Не надо торопиться.
Надо доучить падежи и вопросы к ним. )
- Как же поработал Сам Самыч?
(Плохо. Он допустил много ошибок.)
- Что не знает Сам Самыч?
(Названия падежей.
Падежные слова, которые помогают правильно задать вопрос.
Падежные вопросы).
- Повторите названия падежей, падежные слова и вопросы.
- Что посоветуете Сам Самычу?
(Дают советы.)
(Не надо торопиться.
Быть внимательным во время работы.
Понимать свои ошибки и больше их не повторять.
Выучить наизусть.)
- А себя хотите проверить? (Дети отвечают утвердительно.) Насколько хорошо вы знаете падежи?
- Вместе с вами будет работать и Петя, герой нашего учебника.
- Возьмите карточку № 2.
- Какое задание можно выполнить?
(Задать падежные вопросы.
Определить падеж, а так же род и число слов, называющих предметы.)
пригнуться ( ) к _________________ земле – увидеть ( ) _____________________слона – газета ( ) _____________________отца – стоять ( ) на ____________________окне – гулять ( ) с ___________________сестрой – |
- Закончили работу. Если вы считаете, что задание выполнили верно – поставьте зелёный кружочек . Если возникли вопросы, трудности, и вы допускаете, что могли ошибиться, - поставьте синий кружочек .
- Посмотрите, как выполнил это задание Петя.
(Открываю на доске работу Пети).
пригнуться ( к чему? ) к _________________земле – ед.ч., ж.р., Д.п. увидеть ( чего? ) ___________________слона – ед.ч., м.р., Р.п. газета ( кого? ) _________________отца – ед.ч., м.р., Р.п. стоять ( на чём? ) на______________ окне – ед.ч., ср.р., П.п. гулять ( с чем? ) с________________ сестрой – ед.ч., ж.р., Т.п. |
- Согласны ли вы с Петей?
(Петя допусти ошибки. Ошибки надо исправить.)
- Мы будем исправлять ошибки Пети и проверять вашу работу. Будьте внимательны.
- К доске выходят . . .
(К доске дети выходят парами, совещаются, комментируют и исправляют ошибки по очереди, дополняют друг друга, задают вопросы классу.)
- Кто выполнил работу без ошибок– поставьте .
- Кто допустил ошибки – поставьте . .
- Подведите итог своей работе.
(Дети говорят, что у них получилось.)
(Я справился без ошибок.
У меня во время работы возник вопрос, во время проверки я узнал на него ответ.
Я допустил одну ошибку и исправил её.)
- Что не знает Петя?
(Петя не знает, что формы Р.п., В.п. и И.п. бывают омонимичны, поэтому дополнительно надо проверить словом «стена».
Петя не знает, что к одушевлённому предмету надо задавать вопрос «кто?», а к неодушевлённому – «что?».)
- Что хорошо знает Петя?
(Петя хорошо умеет определять число и род.)
4. Физкультминутка.
(Проводит дежурный.)
5. Постановка учебной задачи.
- Напомните вопрос предыдущих уроков.
( «Зачем словам нужны окончания?»)
- Что мы уже выяснили?
(Число и падеж участвуют в образовании форм слов-предметов.
Слова в предложении связываются между собой с помощью форм слов.)
- А про все ли слова мы узнали это?
( Нет. Есть ещё слова – признаки и слова – действия.)
- Какую группу слов возьмём для исследования?
( Надо взять слова – признаки, они уточняют слова - предметы.
Можно взять слова – действия, от них чаще всего задаём вопрос.).
(Дети под руководством учителя обсуждают предложения и выбирают одно.)
- Вы выбрали для работы слова – признаки. А знаете ли вы, какую работу выполняют окончания у слов – признаков?
(Нет. Не знаем.)
- А хотите узнать?
(Да, хотим.)
- Что для этого будем делать?
(Наблюдать, думать, рассуждать.)
- Сформулируйте вопрос, на который будем искать ответ.
(На доску вешаю карточку с вопросом.)
?
( «Какую работу выполняют окончания у слов, называющих признаки?»)
(На доску вывешиваю карточку:
? |
6. Анализ условия решения задачи.
- Будем работать в четырёх группах. Разойдитесь по группам.
(Дети образуют группы постоянного состава. Раздаю каждой группе листы бумаги А 3 и маркеры.)
- Назовите правила работы в группе.
(Нужно договориться, кто, что будет делать. Быть вежливыми. Выслушивать друг друга до конца. Не перебивать своего одноклассника. Работать так, чтобы не мешать другим. Стараться понять друг друга)
- Что написано на листах?
(Читают слова на листах: «родная страна», «родной край», «родное село», «родные страны».)
- Как вы думаете, что нужно сделать?
(Просклонять словосочетания.)
- Для чего мы это будем делать?
(Чтобы выяснить, изменяются ли окончания у слов, называющих признаки.)
- Выполняйте задание.
(Дети работают в группах. Контролирую работу групп.)
- Кто справился? Кто уже может представить свои работы?
(Дети выходят по одному представителю от группы, прикрепляют к доске свои работы, рассказывают, что у них получилось.)
- Какой вывод можно сделать?
(Окончания слов-признаков меняются в зависимости от падежа.
Окончания слов-признаков указывают на к падеж.)
- Теперь сравните два набора окончаний слов признаков «родная», «родные».
И.п. | родная страна | И.п. | родные страны |
Р.П. | родной страны | Р.П. | родных стран |
Д.п. | родной стране | Д.п. | родным странам |
В.п. | родную страну | В.п. | родные страны |
Т.п. | родной страной | Т.п. | родными странами |
П.п. | о родной стране | П.п. | о родных странах |
-Какой вывод можно сделать?
(Окончания слов-признаков указывают на число. Число слова признака такое же, как и у слова –предмета, с которым оно связано.)
- Что ещё можно сравнить?
(Слова, называющие признаки, разного рода. Значит их окончания указывают и на род.)
7. Моделирование. Работа со схемой.
- Давайте отобразим работу окончаний слов-признаков в схеме. Как нам это сделать?
(Можно показать так же, как мы делали при работе со словами-предметами.
Будем использовать стрелки, указывающие на число, род, падеж.)
- Кто хочет смоделировать схему?
(Вызываю пару. Предлагают, обсуждают, моделируют.)
- Прочитайте схему.
(Окончания слов, называющих признаки, указывают на число, род, падеж.)
- Что теперь будем делать?
(Теперь эту схему надо применить в работе.)
- Как мы это будем делать?
(Надо взять какое-нибудь словосочетание или высказывание со словом-признаком и определить у него работу окончания.)
- Приведите пример.
(Дети составляют словосочетания, высказывания. Называют в них слова-признаки.)
- Можно я предложу вам своё высказывание. Прочитайте его на экране проектора.
(Слайд 1)
Мы приехали в родную деревню. |
-Как будем определять работу окончаний слов-признаков?
(Можно обратиться к наборам окончаний, которые мы получили, когда работали в группах.
Я заметил, что окончания слов-признаков «подстраиваются» под окончания слов-предметов.
Я предлагаю сначала определить работу окончаний слов, называющих предметы.)
- Назовите слово-предмет, с которым связано слово-признак в нашем высказывании.
(«в деревню»)
- Определите число, род и падеж этого слова.
(Называют по алгоритму:
Число единственное, т.к. называет один предмет.
Род женский, т.к. в именительном падеже слово «деревня» можно заменить словом «она».
Падеж винительный, т.к. отвечает на вопрос «во что?», имеет окончание, не совпадающее с окончанием именительного падежа.)
(На экране появляются записи со стрелками – Ч.(ед.), Р.(ж.), П.(В.))
-Как же определить теперь число, род и падеж слова «родную»?
(Я заметил, что у слова «родную» такое же число, как и у слова «деревню». Значит род и падеж тоже будут такими же.)
- А как нам показать, что значения слов, называющих признаки, зависят от значений слов, называющих предметы?
(Предлагают и обсуждают разные варианты записи: «провести линии», «провести стрелки», «завязать узелки», «соединить крючочками».
Останавливаемся на «крючочках».)
( На экране – крючки красным цветом)
- Давайте дополним нашу схему.
(Дети выходят к доске парами, предлагают, обсуждают, выбирают и оформляют оптимальную запись)
- Прочитайте дополненную схему.
(Окончания слов-признаков указывают на число, род и падеж, которые можно определить по работе окончаний слов-предметов, с которыми слова-признаки связаны.)
8. Рефлексивный контроль.
- На какой вопрос мы отвечали?
(Какую работу выполняют окончания слов, называющих признаки.)
- Получили ответ?
(Да.)
- Что же мы узнали в результате нашей работы?
(У слов-признаков окончания указывают на число, род, падеж.
Число, род, падеж слов-признаков можно определить по работе окончаний слов-предметов, с которыми они связаны.)
- Как проверить правильность наших наблюдений и выводов?
(Узнать у дедушки Уса.
Посмотреть материал учебника.)
- Прочитаем сведения, которые сообщает нам дедушка Ус.
- Откройте учебник на странице 92.
- Прочитайте про себя сведения, которые сообщает нам дедушка Ус.
(Дети читают.)
- Вслух читает ……………….
- Совпали наши выводы с тем, что сообщает нам дедушка Ус?
(Да.
Мы сделали правильные выводы.
Мы хорошо поработали.)
9. Физкультминутка.
(Проводит дежурный.)
10. Применение нового знания.
- Что будем делать дальше?
(Тренироваться находить число, род, падеж у слов-признаков.)
- Возьмите карточку № 2.
- Что мы здесь уже сделали?
(Определили слов-предметов.)
- Какую работу можно сделать ещё, если есть пропущенные места?
(Подобрать подходящие по смыслу слова-признаки.
Определить у подобранных слов число, род, падеж.)
- Выполняйте работу самостоятельно.
(Выполняют работу.)
- Закончили работу. Если вы считаете, что задание выполнили верно – поставьте зелёный кружочек . Если возникли вопросы, трудности, и вы допускаете, что могли ошибиться, - поставьте синий кружочек .
- Проверяем.
-Какие вопросы возникли во время выполнения работы?
(Я подобрал слово «любимого», затрудняюсь выделить окончание.)
- Как помочь?
(Надо изменить слово по падеж. Например – «кто? любимый отец», основа «любим», значит окончание в слове «любимого» - «ого».)
- Как вы определили работу окончаний у слов –признаков?
(Посмотрели на работы окончаний слов-предметов, они должны быть точно таким же.
Можно было просто поставить стрелочку от слова-признака к слову-предмету.)
- Молодцы.
- Продолжаем работу по учебнику. Найдите упражнение № 101.
- Прочитайте.
(Дети читают.)
- Сумеете ли вы по этому описанию двух друзей нарисовать их портреты?
(Нет. Не хватает слов-признаков.)
- Вам даны такие слова. Прочитайте их.
- Вставьте подходящие слова-признаки в текст устно. Какие слова помогут это сделать?
(Слова-предметы.)
(Дети выполняют задание устно.)
- Прочитайте рассказ, который у вас получился.
(Спрашиваю одного ученика.)
- У кого по-другому?
(У всех так.)
- Давайте перечитаем ещё раз. Посмотрите на экран.
(На экране – готовый текст, слова- признаки выделены.
(Слайд 2)
Жили у Ани пёсик и кошечка. Пёсик был весь чёрный. Только на длинных ушах красовались рыжие пятнышки. А у кошечки была белая шубка. Пушистым хвостиком она могла укрыться, как одеялом, а коротенького хвоста пёсика не боялись даже мухи. |
(Ученик читает вслух, дети проверяют себя.)
- Какое задание дано? Прочитайте.
(Выписать названия признаков и тех слов-предметов, к которым эти признаки относятся.)
- Давайте выберем два.
(Дети предлагают. Останавливаемся на словосочетаниях «пушистым хвостиком» и «рыжие пятнышки».)
- Выполняйте самостоятельно. К доске идут . . .
(Выполняют работу в тетради. У доски, на обратной её стороне, два ученика работают в паре.)
- Закончили работу. Если вы считаете, что задание выполнили верно – поставьте зелёный кружочек . Если возникли вопросы, трудности, и вы допускаете, что могли ошибиться, - поставьте синий кружочек .
-Какие вопросы возникли во время выполнения работы?
(Вопросов нет.)
- Проверяем.
(Отвечают дети, которые работу выполняли у доски.)
(Сначала определяем в словосочетании «пушистым хвостиком» работу окончания слова-предмета «хвостиком»: окончание «ом» указывает на единственное число, мужской род, «чем?» творительный падеж. Значит и окончание «ым» в слове «пушистым» указывает на единственное число, мужской род, творительный падеж.)
(Аналогично дети объясняют работу окончаний в словосочетании «рыжие пятнышки».)
(На доске и в тетрадях запись работы:
Ч. (ед.) Ч. (ед.) пушистым Р. (м.) хвостиком Р. (м.) П. ( Т.) П. (Т.) |
- Кто выполнил задание без ошибок?
(Никто не ошибся.)
- Молодцы. Подведите итог своей работе.
(Мы хорошо поработали. Мы поняли, как определять работу окончаний слов-признаков.)
11. Домашнее задание.
- Дома будете выполнять упражнение 102. Прочитайте задание.
- Что нужно сделать?
(Записать две последние части стихотворения с нужными знаками для выделения реплики. Найти слова-признаки со словами-предметами, от которых они зависят и определить работу окончаний.)
- Какие вопросы возникли?
(Вопросов нет.)
12. Проверка усвоения нового знания.
- Чтобы выполнить следующее задание, надо вспомнить, что нового вы узнали сегодня на уроке.
- Возьмите карточку № 3. В таблице записаны утверждения. Прочитайте их и отметьте знаками «+» и «-» своё согласие и несогласие.
1. | Окончание – изменяемая часть слова. | |
2. | Окончание служит для образования новых слов. | |
3. | Окончание слова-предмета указывает на число, род, падеж. | |
4. | Окончание слова-признака указывает на число, род, падеж. | |
5. | Работа окончания слова-признака определяется по работе окончания слова-предмета, с которым оно связано. |
(Дети самостоятельно читают утверждения и выбирают верные, используя знаки «+» и «-».)
- Закончили работу.
- Оцените, как вы выполнили свою работу с помощью и кружков.
- Проверяем.
- Посмотрите на экран. Сверьте внимательно свои ответы.
(Дети проверяют работу.)
(Слайд 3)
1. | Окончание – изменяемая часть слова. | + |
2. | Окончание служит для образования новых слов. | - |
3. | Окончание слова-предмета указывает на число, род, падеж. | + |
4. | Окончание слова-признака указывает на число, род, падеж. | + |
5. | Работа окончания слова-признака определяется по работе окончания слова-предмета, с которым оно связано. | + |
- Кто выполнил задание без ошибок?
(Поднимают руки.)
- У кого возникли в ходе работы вопросы?
(Поднимают руки.)
- Кто допустил ошибки?
(Поднимают руки.)
- Почему в данном задании были допущены ошибки?
(Мы только сегодня познакомились c работой окончаний слов-признаков. )
13 . Итоговая рефлексия.
- На какой вопрос урока отвечали?
(Какую работу выполняют окончания у слов, называющих признаки?)
- Что нового узнали?
(У слов-признаков окончания указывают на число, род, падеж.
Число, род, падеж слов-признаков можно определить по работе окончаний слов-предметов, с которыми они связаны.)
- Вспомните результаты своей работы при выполнении заданий урока. Что получилось?
(Дети говорят о результатах своей работы: правильность выполнения работ, как работали, правильно оценивали свою работу, чему научились и т.п.)
- Что не получилось?
(Дети говорят о своих ошибках.)
(Слайд 4)
Сегодня на уроке я (мы) . . . |
- Оцените свою работу и работу класса, закончив высказывание «Сегодня на уроке ………..»
(Ученики подводят итог своей работе, работе одноклассников.)
- Какую задачу поставим на следующий урок?
(Будем тренироваться определять работу окончаний слов-признаков и слов-предметов.
Возможно, что узнаем что-то новое об окончании слова.)
- Урок окончен.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по русскому языку, 1 класс, система Ро Д.Б.Эльконина-В.В.Давыдова
Рабочая программа по русскому языку составлена по учебникам В.В.Репкина (система РО): букварь, русский язык....
Открытый урок по русскому языку в 4-м классе. Система развивающего обучения Д.Б.Эльконина-В.В.Давыдова
Этот урок является продолжением изучения темы «Как связываются слова друг с другом в речи?».Тип урока - решение частных задач. На уроке ученики наблюдают и делают выводы, что взаимной ...
Рабочая программа по русскому языку для 1 класса (система РО Д .Б. Эльконина-В. В. Давыдова)
Данная рабочая программа составлена на основе Примерных программ начального общего образования (в соответствии с п.5 ст.14 и п.6,7 ст.32 Закона РФ «Об образовании), авторской программы по русско...
Конспект урока русского языка во 2 классе (образовательная система Д.Б. Эльконина - В.В. Давыдова)
Конспект урока....
Систематизация знаний о работе окончаний слов, называющих предметы и признаки.
Фрагмент урока русского языка 3 класс....
Конспект урока по Русскому языку. Тема: «Работа окончаний слов, называющих действие в прошедшем времени» УМК "Система Д.Б. Эльконина – В.В. Давыдова"
Цели: формирование знаний о работе окончаний слов, называющих действие в прошедшем времени.Планируемые результаты:Предметные:Знать: правила работы окончаний слов глаголов в прошедшем времени;Уметь: на...