Урок русского языка в 3-м классе (система Д.Б. Эльконина – В.В. Давыдова). Работа окончаний слов, называющих признаки. Постановка учебной задачи.
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) на тему

Урок русского языка в 3-м классе (система Эльконина Д.Б. - Давыдова В.В) по теме "Работа окончаний слов, называющих признаки". Тип урока: постановка учебной задачи. Цель урока: создать условия для определения работы окончаний у слов, называющих признаки по указанию на число, род, падеж слова в высказывании, словосочетании; сконсструировать способ определения этой работы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka_dlya_a.a._-_kopiya.docx74.41 КБ

Предварительный просмотр:

Критерий 5.  Качество проведения урока

Урок русского языка в 3-м классе

(система Д.Б. Эльконина – В.В. Давыдова)

     Учебник: В.В.Репкин, Т.В.Некрасова, Е.В.Восторгова. Русский язык 3 класс.

     Тема. Работа окончаний слов, называющих признаки.

     Тип урока. Постановка учебной задачи.

     Цель. Создать условия для определения работы окончаний у слов, называющих признаки по указанию на число, род, падеж слова в высказывании, словосочетании; сконструировать способ определения этой работы.

    Задачи.  

     Образовательные:

  • формировать умение определять работу окончаний слов, называющих признаки, по работе окончаний слов, называющих предметы,
  • упражнять в определении работы окончаний слов, называющих признаки; в нахождении связи между словами, называющими признаки,  и словами, называющими предмет,
  •  формировать навык практической деятельности работы по алгоритму, с использованием модели.

Развивающие:

  •  развивать умение анализировать, сравнивать и делать осознанный выбор,
  •  развивать наблюдательность, внимание, грамотную речь,
  •  развивать познавательную активность, потребность к знаниям, формировать мотивацию к дальнейшему изучению предмета.

Воспитательные:

  •  воспитывать умение отстаивать собственную точку зрения,
  •  воспитывать чувство взаимопомощи, умение сотрудничать.

Методы обучения: поисково-исследовательский.

Формы организации познавательной деятельности: совместная учебная деятельность.

Способы деятельности учащихся: сочетание фронтальной, парной и индивидуальной работы.

Средства обучения: проблемный (побуждающий и подводящий) диалог, практическая деятельность.

Оборудование: учебники, тетради, карточки со словами для определения работа окончаний слов, карточки с утверждениями, листы А3 и маркеры для составления моделей, проектор, текстовая презентация.

Ход урока

1. Организация класса. Проверка готовности к уроку.

- Проверьте, всё ли готово к уроку.

- Покажите, что вы готовы к уроку.

2.  Рефлексия.

- Какую работу мы выполняли на предыдущих уроках русского языка?

(Отвечали на главный вопрос «Зачем в словах нужны окончания?».

Учились определять число, род, падеж по окончанию.

Вспоминали, какие бывают окончания и как их определять.

Учились проверять орфограммы слабых позиций в словах и орфограммы, которые пишутся по правилу).

- Как вы думаете, чем мы будем заниматься сегодня на уроке?

 (Будем продолжать учиться определять число, род и падеж у слов- названий предметов.

Будем работать над ошибками, которые допускали.

Узнаем что-то новое.)

- Как мы будем работать, чтобы урок прошёл успешно?

(Будем внимательны, активны. Будем работать вместе, дружно, помогать друг другу. Будем слушать учителя и одноклассников. Будем думать, задавать вопросы, исправлять ошибки.)

3. Создание «ситуации успеха».

(На партах у детей лежат карточки с заданием.)

- Возьмите карточку.

И.п.

есть

кто?

что?

нет

кого?

Д.п.

кому?

чему?

В.п.

что?

любуюсь

кем?

чем?

П.п.

- Какое задание можно выполнить?

(Восстановить на карточке названия падежей, падежные слова и вопросы.)

- Выполняйте самостоятельно.

(Работают самостоятельно.)

- Закончили работу. Если вы считаете, что задание выполнили верно – поставьте зелёный кружочек     .       Если возникли вопросы, трудности, и вы допускаете, что могли ошибиться, - поставьте синий кружочек     .

- Сам Самыч –герой нашего учебника- выполнял это же задание.

- Посмотрите, как он справился с заданием.

(Открываю на доске работу Сам Самыча . Перепутаны падежи, неправильно поставлены вопросы и падежные слова.)

И.п.

есть

кто?

что?

Д.п.

нет

кого?

что?

Д.п.

рад

кому?

чему?

В.п.

есть

кто?

что?

Т.п.

любуюсь

кем?

чем?

П.п.

думаю

 о ком?

чем?

- Что вы заметили?

(Сам Самыч допустил ошибки.)

- Что будем делать?

(Будем исправлять ошибки Сам Самыча.)

- Мы должны исправить ошибки Сам Самыча и проверить вашу работу. Будьте внимательны.

 - К доске выходят ….

(К доске дети выходят парами, совещаются, комментируют и исправляют ошибки по очереди, дополняют друг друга.) 

- Кто выполнил работу без ошибок– поставьте            .

- Кто допустил ошибки – поставьте      .   .

- Подведите итог своей работе.

(Дети говорят, что у них получилось.)

(Я справился без ошибок.

Я понял, что наизусть падежи знаю пока плохо, надо учить.

Я допустил одну ошибку и исправил её.

Я был уверен, что выполнил задание верно. Так и вышло. И т.п.)

- Какой совет дадите себе?

(Дети дают себе советы.)

(Мне надо быть внимательным во время самостоятельной работы.

Не надо торопиться.

Надо доучить падежи и вопросы к ним. )

- Как же поработал Сам Самыч?

(Плохо. Он допустил много ошибок.) 

- Что не знает Сам Самыч?

(Названия падежей.

Падежные слова, которые помогают правильно задать вопрос.

Падежные вопросы).

- Повторите названия падежей, падежные слова и вопросы.

- Что посоветуете Сам Самычу?

(Дают советы.)

(Не надо торопиться.

Быть внимательным во время работы.

Понимать свои ошибки и больше их не повторять.

Выучить наизусть.)

- А себя хотите проверить? (Дети отвечают утвердительно.) Насколько хорошо вы знаете падежи?

- Вместе с вами будет работать и Петя, герой нашего учебника.

- Возьмите карточку № 2.

- Какое задание можно выполнить?

(Задать падежные вопросы.

Определить падеж, а так же род и число слов, называющих предметы.)

пригнуться (                               ) к _________________ земле –

увидеть (                                ) _____________________слона –

газета (                          ) _____________________отца –

стоять (                        ) на ____________________окне –

гулять (                     ) с ___________________сестрой –

- Закончили работу. Если вы считаете, что задание выполнили верно – поставьте зелёный кружочек     .       Если возникли вопросы, трудности, и вы допускаете, что могли ошибиться, - поставьте синий кружочек     .

- Посмотрите, как выполнил это задание Петя.

 (Открываю на доске работу Пети).

пригнуться (  к  чему?  ) к _________________земле – ед.ч., ж.р., Д.п.

увидеть (   чего?     ) ___________________слона – ед.ч., м.р., Р.п.

газета ( кого?     ) _________________отца – ед.ч., м.р., Р.п.

стоять ( на чём?      ) на______________ окне – ед.ч., ср.р., П.п.

гулять ( с чем?    ) с________________ сестрой – ед.ч., ж.р., Т.п.

- Согласны ли вы с Петей?

(Петя допусти ошибки. Ошибки надо исправить.)

- Мы будем исправлять ошибки Пети и проверять вашу работу. Будьте внимательны.

- К доске выходят . . .

(К доске дети выходят парами, совещаются, комментируют и исправляют ошибки по очереди, дополняют друг друга, задают вопросы классу.) 

- Кто выполнил работу без ошибок– поставьте            .

- Кто допустил ошибки – поставьте      .   .

- Подведите итог своей работе.

(Дети говорят, что у них получилось.)

(Я справился без ошибок.

У меня во время работы возник вопрос, во время проверки я узнал на него ответ.

Я допустил одну ошибку и исправил её.)

- Что не знает Петя?

(Петя не знает, что формы Р.п., В.п. и И.п. бывают омонимичны, поэтому дополнительно надо проверить словом «стена».

Петя не знает, что к одушевлённому предмету надо задавать вопрос «кто?», а к неодушевлённому – «что?».)

- Что хорошо знает Петя?

(Петя хорошо умеет определять число и род.)

4. Физкультминутка.

(Проводит дежурный.)

5. Постановка учебной задачи.

- Напомните вопрос предыдущих уроков.

( «Зачем словам нужны окончания?»)

- Что мы уже выяснили?

(Число и падеж участвуют в образовании форм слов-предметов.

Слова в предложении связываются между собой с помощью форм слов.)

- А про все ли слова мы узнали это?

( Нет. Есть ещё слова – признаки и слова – действия.)

- Какую группу слов возьмём для исследования?

( Надо взять слова – признаки, они уточняют слова - предметы.

Можно взять слова – действия, от них чаще всего задаём вопрос.).

(Дети под руководством учителя обсуждают предложения и выбирают одно.)

- Вы выбрали для работы слова – признаки. А знаете ли вы, какую работу выполняют окончания у слов – признаков?

(Нет. Не знаем.)

- А хотите узнать?

 (Да, хотим.)

- Что для этого будем делать?

(Наблюдать, думать, рассуждать.)

- Сформулируйте вопрос, на который будем искать ответ.

(На доску вешаю карточку с вопросом.)

    ?  

( «Какую работу выполняют окончания у слов, называющих признаки?»)

(На доску вывешиваю карточку:

                                 ?

6. Анализ условия решения задачи.

- Будем работать в четырёх группах. Разойдитесь по группам.

(Дети образуют группы постоянного состава. Раздаю каждой группе листы бумаги А 3 и маркеры.) 

- Назовите правила работы в группе.

(Нужно договориться, кто, что будет делать. Быть вежливыми. Выслушивать друг друга до конца. Не перебивать своего одноклассника. Работать так, чтобы не мешать другим. Стараться понять друг друга)

- Что написано на листах?

(Читают слова на листах: «родная страна», «родной край», «родное село», «родные страны».)

- Как вы думаете, что нужно сделать?

(Просклонять словосочетания.)

- Для чего мы это будем делать?

(Чтобы выяснить, изменяются ли окончания у слов, называющих признаки.)

- Выполняйте задание.

(Дети работают в группах. Контролирую работу групп.)

- Кто справился? Кто уже может представить свои работы?

(Дети выходят по одному представителю от группы, прикрепляют к доске свои работы, рассказывают, что у них получилось.)

- Какой вывод можно сделать?

(Окончания слов-признаков меняются в зависимости от падежа.

Окончания слов-признаков указывают на к падеж.)

- Теперь сравните два набора окончаний слов признаков «родная», «родные».

И.п.

родная страна

И.п.

родные страны

Р.П.

родной страны

Р.П.

родных стран

Д.п.

родной стране

Д.п.

родным странам

В.п.

родную страну

В.п.

родные страны

Т.п.

родной страной

Т.п.

родными странами

П.п.

о родной стране

П.п.

о родных странах

 

-Какой вывод можно сделать?

(Окончания слов-признаков указывают на число. Число слова признака такое же, как и у слова –предмета, с которым оно связано.)

- Что ещё можно сравнить?

(Слова, называющие признаки, разного рода. Значит их окончания указывают и на род.)

7. Моделирование. Работа со схемой.

- Давайте отобразим работу окончаний слов-признаков в схеме. Как нам это сделать?

(Можно показать так же, как мы делали при работе со словами-предметами.

Будем использовать стрелки, указывающие на число, род, падеж.)

- Кто хочет смоделировать схему?

(Вызываю пару. Предлагают, обсуждают, моделируют.)

- Прочитайте схему.

(Окончания слов, называющих признаки, указывают на число, род, падеж.)

- Что теперь будем делать?

(Теперь эту схему надо применить в работе.)

- Как мы это будем делать?

(Надо взять какое-нибудь словосочетание или высказывание со словом-признаком и определить у него работу окончания.)

- Приведите пример.

(Дети составляют словосочетания, высказывания. Называют в них слова-признаки.)

- Можно я предложу вам своё высказывание. Прочитайте его на экране проектора.

(Слайд 1)

Мы приехали в родную деревню.

-Как будем определять работу окончаний слов-признаков?

(Можно обратиться к наборам окончаний, которые мы получили, когда работали в группах.

Я заметил, что окончания слов-признаков «подстраиваются» под окончания слов-предметов.

Я предлагаю сначала определить работу окончаний слов, называющих предметы.)

- Назовите слово-предмет, с которым связано слово-признак в нашем высказывании.

(«в деревню»)

- Определите число, род и падеж этого слова.

(Называют по алгоритму:

Число единственное, т.к. называет один предмет.

Род женский, т.к. в именительном падеже слово «деревня» можно заменить словом «она».

Падеж винительный, т.к. отвечает на вопрос «во что?», имеет окончание, не совпадающее с окончанием именительного падежа.)

(На экране появляются записи со стрелками – Ч.(ед.), Р.(ж.), П.(В.))

-Как же определить теперь число, род и падеж слова «родную»?

(Я заметил, что у слова «родную» такое же число, как и у слова «деревню». Значит род и падеж тоже будут такими же.)

- А как нам показать, что значения слов, называющих признаки, зависят от значений слов, называющих предметы?

(Предлагают и обсуждают разные варианты записи: «провести линии», «провести стрелки», «завязать узелки», «соединить крючочками».

Останавливаемся на «крючочках».)

( На экране – крючки красным цветом)

- Давайте дополним нашу схему.

(Дети выходят к доске парами, предлагают, обсуждают, выбирают и оформляют оптимальную запись)

- Прочитайте дополненную схему.

(Окончания слов-признаков указывают на число, род и падеж, которые можно определить по работе окончаний слов-предметов, с которыми слова-признаки связаны.)

8. Рефлексивный контроль.

- На какой вопрос мы отвечали?

(Какую работу выполняют окончания слов, называющих признаки.)

- Получили ответ?

(Да.)

- Что же мы узнали в результате нашей работы?

(У слов-признаков окончания указывают на число, род, падеж.

Число, род, падеж слов-признаков можно определить по работе окончаний слов-предметов, с которыми они связаны.)

- Как проверить правильность наших наблюдений и выводов?

(Узнать у дедушки Уса.

Посмотреть материал учебника.)

 - Прочитаем сведения, которые сообщает нам дедушка Ус.

- Откройте учебник на странице 92.

- Прочитайте про себя сведения, которые сообщает нам дедушка Ус.

(Дети читают.)

- Вслух читает ……………….

- Совпали наши выводы с тем, что сообщает нам дедушка Ус?

(Да.

Мы сделали правильные выводы.

Мы хорошо поработали.)

9. Физкультминутка.

(Проводит дежурный.)

10. Применение нового знания.

- Что будем делать дальше?

(Тренироваться находить число, род, падеж у слов-признаков.)

- Возьмите карточку № 2.

- Что мы здесь уже сделали?

(Определили слов-предметов.)

- Какую работу можно сделать ещё, если есть пропущенные места?

(Подобрать подходящие по смыслу слова-признаки.

Определить у подобранных слов число, род, падеж.)

- Выполняйте работу самостоятельно.

(Выполняют работу.)

- Закончили работу. Если вы считаете, что задание выполнили верно – поставьте зелёный кружочек     .       Если возникли вопросы, трудности, и вы допускаете, что могли ошибиться, - поставьте синий кружочек     .

- Проверяем.

-Какие вопросы возникли во время выполнения работы?

(Я подобрал слово «любимого», затрудняюсь выделить окончание.)

- Как помочь?

(Надо изменить слово по падеж. Например – «кто? любимый отец», основа «любим», значит окончание в слове «любимого» - «ого».)

- Как вы определили работу окончаний у слов –признаков?

(Посмотрели на работы окончаний слов-предметов, они должны быть точно таким же.

Можно было просто поставить стрелочку от слова-признака к слову-предмету.)

- Молодцы.

- Продолжаем работу по учебнику. Найдите упражнение № 101.

- Прочитайте.

(Дети читают.)

- Сумеете ли вы по этому описанию двух друзей нарисовать их портреты?

(Нет. Не хватает слов-признаков.)

- Вам даны такие слова. Прочитайте их.

- Вставьте подходящие слова-признаки в текст устно. Какие слова помогут это сделать?

(Слова-предметы.)

(Дети выполняют задание устно.)

- Прочитайте рассказ, который у вас получился.

(Спрашиваю одного ученика.)

- У кого по-другому?

(У всех так.)

- Давайте перечитаем ещё раз. Посмотрите на экран.

(На экране – готовый текст, слова- признаки выделены.

(Слайд 2)

Жили у Ани пёсик и кошечка. Пёсик был весь чёрный. Только на длинных ушах красовались рыжие пятнышки. А у кошечки была белая шубка. Пушистым хвостиком она могла укрыться, как одеялом, а коротенького хвоста пёсика не боялись даже мухи.

(Ученик читает вслух, дети проверяют себя.)

- Какое задание дано? Прочитайте.

(Выписать названия признаков и тех слов-предметов, к которым эти признаки относятся.)

- Давайте выберем два.

(Дети предлагают. Останавливаемся на словосочетаниях «пушистым хвостиком» и «рыжие пятнышки».)

- Выполняйте самостоятельно. К доске идут . . .

(Выполняют работу в тетради. У доски, на обратной её стороне, два ученика работают в паре.)

- Закончили работу. Если вы считаете, что задание выполнили верно – поставьте зелёный кружочек     .       Если возникли вопросы, трудности, и вы допускаете, что могли ошибиться, - поставьте синий кружочек     .

-Какие вопросы возникли во время выполнения работы?

(Вопросов нет.)

- Проверяем.

(Отвечают дети, которые работу выполняли у доски.)

(Сначала определяем в словосочетании «пушистым хвостиком» работу окончания слова-предмета «хвостиком»: окончание «ом» указывает на единственное число, мужской род, «чем?» творительный падеж. Значит и окончание «ым» в слове «пушистым» указывает на единственное число, мужской род, творительный падеж.)

(Аналогично дети объясняют работу окончаний в словосочетании «рыжие пятнышки».)

(На доске и в тетрадях запись работы:

                      Ч. (ед.)                            Ч. (ед.)

пушистым    Р. (м.)    хвостиком        Р. (м.)

                      П. ( Т.)                             П. (Т.)

- Кто выполнил задание без ошибок?

(Никто не ошибся.)

- Молодцы. Подведите итог своей работе.

(Мы хорошо поработали. Мы поняли, как определять работу окончаний слов-признаков.)

11. Домашнее задание.

- Дома будете выполнять упражнение 102. Прочитайте задание.

- Что нужно сделать?

(Записать две последние части стихотворения с нужными знаками для выделения реплики. Найти слова-признаки со словами-предметами, от которых они зависят и определить работу окончаний.)

- Какие вопросы возникли?

(Вопросов нет.)

12. Проверка усвоения нового знания.

- Чтобы выполнить следующее задание, надо вспомнить, что нового вы узнали сегодня на уроке.

 - Возьмите карточку № 3. В таблице записаны утверждения. Прочитайте их и отметьте знаками «+» и «-» своё согласие и несогласие.

1.

Окончание – изменяемая часть слова.

2.

Окончание служит для образования новых слов.

3.

Окончание слова-предмета указывает на число, род, падеж.

4.

Окончание слова-признака указывает на число, род, падеж.

5.

Работа окончания слова-признака определяется по работе окончания слова-предмета, с которым оно связано.

(Дети самостоятельно читают утверждения и выбирают верные, используя знаки «+» и «-».)

- Закончили работу.

- Оцените, как вы выполнили свою работу с помощью           и            кружков.

- Проверяем.

- Посмотрите на экран.  Сверьте внимательно свои ответы.

(Дети проверяют работу.)

(Слайд 3)

1.

Окончание – изменяемая часть слова.

+

2.

Окончание служит для образования новых слов.

-

3.

Окончание слова-предмета указывает на число, род, падеж.

+

4.

Окончание слова-признака указывает на число, род, падеж.

+

5.

Работа окончания слова-признака определяется по работе окончания слова-предмета, с которым оно связано.

+

- Кто выполнил задание без ошибок?

(Поднимают руки.)

- У кого возникли в ходе работы вопросы?

(Поднимают руки.)

 - Кто допустил ошибки?

(Поднимают руки.)

- Почему в данном задании были допущены ошибки?

(Мы только сегодня познакомились c работой окончаний слов-признаков. )

13 . Итоговая рефлексия.

- На какой вопрос урока отвечали?

(Какую работу выполняют окончания у слов, называющих признаки?)

- Что нового узнали?

(У слов-признаков окончания указывают на число, род, падеж.

Число, род, падеж слов-признаков можно определить по работе окончаний слов-предметов, с которыми они связаны.)

-  Вспомните результаты своей работы при выполнении заданий урока. Что получилось?

(Дети говорят о результатах своей работы: правильность выполнения работ, как работали, правильно оценивали свою работу, чему научились и т.п.)

- Что не получилось?

(Дети говорят о своих ошибках.)

(Слайд 4)

Сегодня на уроке я (мы) . . .

- Оцените свою работу и работу класса, закончив высказывание «Сегодня на уроке  ………..»

(Ученики подводят итог своей работе, работе одноклассников.)

- Какую задачу поставим на следующий урок?

(Будем тренироваться определять работу окончаний слов-признаков и слов-предметов.

Возможно, что узнаем что-то новое об окончании слова.)

- Урок окончен.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по русскому языку, 1 класс, система Ро Д.Б.Эльконина-В.В.Давыдова

Рабочая программа по русскому языку составлена по учебникам В.В.Репкина (система РО): букварь, русский язык....

Открытый урок по русскому языку в 4-м классе. Система развивающего обучения Д.Б.Эльконина-В.В.Давыдова

Этот урок является продолжением изучения темы «Как связываются слова друг с другом в речи?».Тип урока - решение частных  задач. На уроке ученики наблюдают и делают выводы, что взаимной ...

Рабочая программа по русскому языку для 1 класса (система РО Д .Б. Эльконина-В. В. Давыдова)

Данная рабочая программа составлена на основе Примерных программ начального общего образования (в соответствии с п.5 ст.14 и п.6,7 ст.32 Закона РФ «Об образовании), авторской программы по русско...

Конспект урока по Русскому языку. Тема: «Работа окончаний слов, называющих действие в прошедшем времени» УМК "Система Д.Б. Эльконина – В.В. Давыдова"

Цели: формирование знаний о работе окончаний слов, называющих действие в прошедшем времени.Планируемые результаты:Предметные:Знать: правила работы окончаний слов глаголов в прошедшем времени;Уметь: на...