Определение работы окончаний слов, называющих предметы и признаки предметов
статья по русскому языку (3 класс)
Предварительный просмотр:
Уважаемые коллеги! Я познакомлю с опытом использования способов проверки орфограмм слабых позиций по теме «Определение работы окончаний слов, называющих предметы и признаки предметов»
Совершим небольшой экскурс по учебникам русского языка Репкина с 1 по 4 класс с целью ознакомления с темами и орфограммами каждого класса.
Основная задача курса, это построить обучение так, чтобы оно стало стимулом к самостоятельному исследованию русского языка каждым ребенком.
Работающие по данной программе знают, что учебник русского языка является диалогичным, т. е. воспроизводит основную форму урока — учебный диалог, заявляется учебная задача, требующая решения. С одной стороны, в нем должен быть заявлен предмет разговора — учебная задача, с другой стороны – наличие разных точек зрения, их сопоставление и, наконец, вывод.
Каждый параграф учебников начинается с текста – постановки, который представляет проблемный сюжет проблемной ситуации, в виде диалога персонажей учебника (Пети, Маши, Алеши, Сам Самыча и Петиного папы)
1 класс
В букварный период основной упор делается формированию у первоклассников начального представления о слове и высказывании, звуковому анализу слова, слогозвуковой модели, буквенной записи и правилам графики.
Вводится алгоритм списывания (т.е. письмо по образцу по специальным правилам).
Алгоритм списывания — очень важная и вместе с тем очень трудоемкая задача. Основная цель этой работы — формирование у учащихся активной орфографической ориентировки при любой работе с текстом.
Для того чтобы такая ориентировка сформировалась, учащийся должен научиться списывать текст по особым правилам.
Первое условие — смысловая ориентировка: для того чтобы ребенок запомнил высказывание, он должен его прочитать так, как говорят (орфоэпически), и понять. Далее — контрольное действие: повторив еще раз высказывание, ребенок проверяет по все ли слова высказывания он запомнил. Составляет модель высказывания, которая поможет проверить, не забыл ли он какое-нибудь слово. Следующее условие — орфографическая ориентировка. С этой целью необходимо подчеркнуть в напечатанном высказывании все орфограммы и прочитать его по слогам, Затем нужно закрыть книгу и повторить точно так же высказывание по модели, при этом подчеркивая в ней слоги с орфограммами.
И основные орфограммы, с которыми ребенок знакомится в 1 классе.
2 класс
Цель: формирование орфографического действия, опираясь на основной закон русского письма.
Во 2 классе представления учащихся о слове существенно углубляется. Во-первых, школьники знакомятся не только с лексическим, но и с грамматическими значениями слова (на уровне словоизменения), обеспечивающими связь слова с другими словами в речи. Во-вторых, знакомятся с позиционным чередованием звуков. В-третьих, ученики обнаружат языковые знаки и в рамках самого слова — морфемы, научатся находить их в слове в соответствии с их функциями.
Во время исследования ученики обнаруживают, что, оказывается, один из звуков находится в ударном слоге, а другой — в безударном. Еще выявляют закономерность: безударного звука [о] в русском языке не бывает. Ученики обнаружат «взаимовыручку» гласных звуков: если нельзя звуку [о] работать без ударения, ему на помощь приходит, например, звук [а]: [кот] — [катыґ]. Так и работают звуки по очереди, потому о них говорят: звуки позиционно чередуются.
Во 2–3 классах учащиеся познакомятся с признаками других орфограмм, научатся их находить и освоят общие способы их проверки.
3 класс
Основная цель курса в 3 классе: распространить фонематический принцип письма ОСП на аффиксы: приставки, суффиксы, окончания.
Основные умения 3-классника:
склонять существительные разного типа и определять падеж существительного в словосочетании;
проверять орфограммы слабых позиций в падежных окончаниях существительных и прилагательных путем подстановки в высказывание проверочного слова с окончанием в сильной позиции;
определять тип спряжения глагола и проверять орфограммы в его окончаниях;
познакомиться с правилами правописания корней зор-/зар-, гор-/гар-; ♦ познакомиться с правилами правописания приставок на з-/с-; 27 ♦ познакомиться с правилом правописания суффикса -о (-е) в наречиях, образованных от прилагательных без приставок (в том числе — после шипящих);
Несоответствие закону письма буквы И в падежных окончаниях слов типа армия, здание, гербарий. Особенность основы этих слов. Необходимость дополнительной проверки орфограмм, соответствующих ударному -е в проверочном слове (в столе — в гербарии, в стене — в армии и т.п.).
4 класс
Содержание учебных задач, решаемых в 4 классе, существенно отличается от содержания учебных задач 1, 2, и 3 классов.
Основным вопросом будет вопрос о том, как устроен язык и как он функционирует в речи. На первый план выступают лингвистические понятия, введение которых способствует формированию у учащихся общих способов лингвистического анализа. Основное направление орфографической работы в 4 классе – это отработка способов проверки изученных орфограмм и систематизация знаний о русской орфографии.
В 4 классе на первый план выходит линия исследования языковых явлений, которая разворачивается на материале грамматики: в первом полугодии – морфология, во втором – синтаксис.
Слово как часть речи (15 ч.)
Грамматические формы и грамматические значения имен и глагола
Система частей речи в русском языке (14 ч.)
Синтаксические единицы языка (словосочетание и предложение) (25 ч.)
Типы предложений в русском языке (13 ч.)
3 класс
В 3 классе дети обнаруживают, что закон русского письма определяет написание не только корней, но и аффиксов (приставок, суффиксов, окончаний). На примере здесь способом действия является, доказательство слабой позиции в аффиксах сильной позицией другого слова.
Запомню – запись – запомню.
Талантливый – ворчливый – талантливый.
Подойти к парт_ - подойти к стене – подойти к парте.
Следующий этап работы – работа с орфограммами падежных окончаний.
Основная цель этого раздела – выявить работу окончаний у слов, называющих предметы и признаки.
Сейчас с группой ребят, продемонстрируем небольшой фрагмент урока, на котором покажут, умение определять падежные окончания.
Учащиеся сначала знакомятся с темой «Зачем словам нужны окончания?»
У слов, кроме лексического значения есть грамматическое значение, а о грамматическом значении сообщает окончание. На основе этих знаний переходят к исследованию системы падежных окончаний слов, называющих предметы и признаки.
Следующим этапом будет работа по выявлению основных наборов падежных окончаний у слов, называющих предметы и признаки, и осуществлению переноса на орфограммы в этих окончаниях принципа (закона) письма.
- А сейчас, уважаемые коллеги, разрешите мне с учениками продемонстрировать небольшой фрагмент урока, на котором постараемся показать, к каким знаниям дети пришли в ходе серии уроков по данной теме.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок русского языка в 3-м классе (система Д.Б. Эльконина – В.В. Давыдова). Работа окончаний слов, называющих признаки. Постановка учебной задачи.
Урок русского языка в 3-м классе (система Эльконина Д.Б. - Давыдова В.В) по теме "Работа окончаний слов, называющих признаки". Тип урока: постановка учебной задачи. Цель урока: создать условия для опр...
Разработка проверочной работы по русскому языку по теме "Слова, обозначающие предмет, признак предмета и действие предмета", 1 класс , УМК "Школа России"
Разработка проверочной работы по русскому языку по теме "Слова, обозначающие предмет, признак предмета и действие предмета", 1 класс , УМК "Школа России"...
Урок русского языка в 4 и 4 «а» классе по темам: Упражнение в распознавании склонения и падежа имен существительных. «Упражнение на нахождение слов, обозначающих предмет, действие предмета и признак предмета».
Урок русского языка в 4 и 4 «а» классе по темам: Упражнение в распознавании склонения и падежа имен существительных. «Упражнение на нахождение слов, обозначающих предмет, действ...
Урок русского языка в 4 и 4 «а» классе по темам: Упражнение в распознавании склонения и падежа имен существительных. «Упражнение на нахождение слов, обозначающих предмет, действие предмета и признак предмета».
Урок русского языка в 4 и 4 «а» классе по темам: Упражнение в распознавании склонения и падежа имен существительных. «Упражнение на нахождение слов, обозначающих предмет, действ...
Систематизация знаний о работе окончаний слов, называющих предметы и признаки.
Фрагмент урока русского языка 3 класс....
Логопедическое занятие по теме "Слова, обозначающие названия предметов, действий, признаков предмета" (4 класс)
Закрепление представлений о словах, обозначающих названия предметов, действий и признаков предмета, навыка их практического употребления, различения, а также активизация словаря по теме "Зима&quo...
Конспект урока по Русскому языку. Тема: «Работа окончаний слов, называющих действие в прошедшем времени» УМК "Система Д.Б. Эльконина – В.В. Давыдова"
Цели: формирование знаний о работе окончаний слов, называющих действие в прошедшем времени.Планируемые результаты:Предметные:Знать: правила работы окончаний слов глаголов в прошедшем времени;Уметь: на...