Рабочая программа по русскому языку 1 дополнительный класс (РАС)
рабочая программа по русскому языку (1 класс)

Побрус Инна Николаевна

Рабочая программа курса «Обучение грамоте. Письмо» для школьника с РАС, обучающегося в первом дополнительном классе, составлена в соответствии с основными положениями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (ФГОС НОО ОВЗ), а именно – детей с расстройствами аутистического спектра (РАС) и требованиями Примерной адаптированной основной общеобразовательной программы начального общего образования (АООП НОО) обучающихся с РАС, вариант 8.2.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Подготовила учитель начальных классов  Побрус И.Н.

РУССКИЙ ЯЗЫК. 1 ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЙ КЛАСС

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа курса «Обучение грамоте. Письмо» для школьника с РАС, обучающегося в первом дополнительном классе, составлена в соответствии с основными положениями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (ФГОС НОО ОВЗ), а именно – детей с расстройствами аутистического спектра (РАС) и требованиями Примерной адаптированной основной общеобразовательной программы начального общего образования (АООП НОО) обучающихся с РАС, вариант 8.2.

Программа является составной частью интегрированного курса обучения чтению и письму школьников с РАС в первом дополнительном классе с учетом их особых образовательных потребностей. Обучение грамоте, в том числе – формирование навыков правильного, осмысленного письма, стимулирует речевое, эмоциональное, когнитивное развитие детей с РАС, совершенствует их коммуникативные компетенции и, таким образом, содействует социализации.

Психологическая характеристика ребенка

.......................................................................

Школьник с РАС, обучающийся по варианту 8.2, создает «Личный букварь» в первом классе, а в первом дополнительном классе осваивает письмо в прописи и начинают изучение систематического курса русского языка. Данный курс («Обучение грамоте. Письмо»), таким образом, становится для них логичным продолжением овладения грамотой, точнее, теми ее разделами, которые не были освоены в достаточной степени при создании «Личного букваря».

Целями изучения курса «Обучение грамоте. Письмо» школьниками с РАС в первом дополнительном классе являются:

  • освоение грамотного и осмысленного письма;
  • совершенствование навыков самоорганизации в учебной ситуации;
  • развитие устной и письменной речи;
  • формирование каллиграфических навыков,
  • освоение        правил        орфографии        и        пунктуации,        речевых        умений, способствующих созданию собственных письменных высказываний.

Общая характеристика предмета «Обучение грамоте. Письмо»

Обучение письму детей с РАС так же, как и обучение письму школьников, не имеющих ограничений по возможностям здоровья, состоит в формировании умений, обеспечивающих грамотное письмо, и предполагает отработку элементарных графических навыков, развитие фонетико-фонематического слуха, обогащение словарного запаса, развитие речевых умений и пропедевтику освоения грамматики и орфографии русского языка.

Кроме того, программа курса, учитывая особые образовательные потребности детей с РАС, формирует их навыки самоорганизации, планирования собственных действий, в том числе и речевых. С помощью занимательных заданий, представленных в прописи, специально адаптированной для обучения школьников с РАС, развивается их учебная и познавательная мотивация, формируются возможности концентрации и переключения внимания, совершенствуются сенсомоторная координация и пространственные представления.

Специальное внимание при освоении данного курса уделяется развитию речи, совершенствованию способности детей с РАС к самостоятельному осмысленному высказыванию: устному и письменному.

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения обучающимися с РАС курса «Обучение грамоте. Письмо» в первом дополнительном классе Личностные результаты

Школьник с РАС получит возможность для формирования следующих личностных универсальных учебных действий (УУД):

  • умения использовать речевые компетенции, как инструмент общения с окружающим миром,
  • интереса к познанию родного (русского) языка, к его устройству,
  • развития целеустремленности, трудолюбия,
  • интереса к языку как к средству выражения мыслей, чувств,
  • развития мотивации к общению, взаимодействию с другими людьми,
  • развития интереса к речевой деятельности, к письменной речи,
  • развития способности к сотрудничеству с взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов, уважительно относиться к иному мнению.

Метапредметные результаты

На уроках письма в первом дополнительном классе у школьников с РАС могут быть сформированы следующие метапредметные УУД:

регулятивные

  • осмыслять правила поведения на уроке в школе и следовать им,
  • освоить умение организации своего рабочего места,
  • определять цель выполнения заданий на уроке,
  • составлять план выполнения заданий на уроке (с помощью учителя) и следовать ему,
  • принимать учебную задачу, поставленную учителем, стараться выполнить ее,
  • соотносить выполненное задание с образцом, предложенным учителем,
  • выполнять        задание        от        начала        до        конца        в        соответствии        с        отработанным алгоритмом,
  • уметь с помощью учителя адекватно оценивать результат своих действий, вносить коррективы.

познавательные

  • осмысленно воспринимать процесс обучения и учебный материал,
  • ориентироваться в прописи (и других учебных материалах): следуя инструкции учителя находить в ней нужные задания,
  • понимать знаки, символы и схемы, которые использует педагог на уроке, в том числе и те, что приводятся в прописи; уметь с ними работать,
  • уметь находить необходимую информацию в указанных учителем источниках для выполнения учебного задания,
  • уметь самостоятельно применять изученное правило при выполнении сходных по смыслу тренировочных заданий,
  • выделять существенные признаки изучаемых понятий, правил, заданий,
  • с помощью учителя находить аналогии в собственном опыте с изучаемыми фактами,
  • осознанно относится к изучаемым языковым фактам, уметь их сравнивать, сопоставлять, с помощью учителя – классифицировать по заданному признаку.

коммуникативные

  • формировать первоначальные навыки сотрудничества с взрослым, выполнять задания учителя,
  • усвоить устойчивые выражения (в том числе - вежливые слова), которые используются при общении, и пользоваться ими во взаимодействии с учителем, одноклассниками, родителями,
  • участвовать в диалоге на уроке, отвечать на вопросы учителя и одноклассников,
  • формировать первоначальные навыки сотрудничества с одноклассниками в ходе выполнения общих заданий.

Предметные результаты

  • умение подготовиться к уроку письма, составить план урока (с помощью учителя или тьютора);
  • знание гигиенических правил письма и умение их выполнять,
  • достижение большей мануальной умелости, точности,
  • освоение        навыков        анализа        речевых        единиц        на        слух;        развитие        фонетико- фонематического слуха,
  • умение ориентироваться в прописи, в тетради и на пространстве классной доски,
  • освоенность необходимых для письма графических навыков и умений,
  • овладение начертанием письменных прописных (заглавных) и строчных букв,
  • освоение написания слогов, слов и предложений,
  • знание правил оформления предложения на письме и умение ими пользоваться: начинать фразу с большой буквы, ставить точку в конце предложения,
  • выработка навыка писать с большой буквы имена людей, клички животных,
  • знание функций небуквенных графических средств: пробела, знака переноса, и умение пользоваться ими,
  • освоение представление о слоге, как части слова; умение определять количество слогов в слове, делить слова на слоги с опорой на количество гласных звуков,
  • знание правил переноса слов и умение переносить слова по слогам,
  • умение последовательно и правильно списывать слоги, слова, предложения (с доски, из учебника),
  • умение записывать под диктовку слова, предложения, короткие тексты,
  • умение писать, используя освоенные правила орфографии и пунктуации,
  • умение находить и исправлять ошибки в самостоятельно написанных словах и фразах, соотнося их с образцом,
  • умение устно формулировать и правильно записывать собственные высказывания,
  • умение выполнять простые лексические и грамматические задания,
  • совершенствование речевых умений, обеспечивающих готовность к общению с другими людьми в устной и письменной форме.

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО КУРСА

«ОБУЧЕНИЕ ГРАМОТЕ. ПИСЬМО»

Данный курс нацелен на освоение школьниками с РАС грамотного и осмысленного письма, и предполагает освоение необходимых для этого умений: овладение начертанием письменных букв, буквосочетаний, слогов, слов, предложений с соблюдением гигиенических норм, усвоение навыка письма под диктовку, развитие речевых умений, необходимых для создания собственных устных и письменных высказываний.

При этом курс «Обучение грамоте. Письмо» (так же, как и начальный курс обучения грамоте, построенный на создании «Личного букваря»), учитывает особые образовательные потребности школьников с РАС. Важнейшими среди них являются помощь «в упорядочивании и осмыслении усваиваемых знаний и умений, не допускающей их механического формального накопления»1, а также содействие «развитию способности планировать»2. Поэтому специальное внимание в начале каждого урока уделяется составлению визуального плана с помощью пиктограмм. Во время планирования определяется, какие виды деятельности и в каком объеме будут представлены на уроке, что снижает тревожность школьников с РАС, делая ситуацию более предсказуемой.

Учитывая выраженные проблемы регуляции психофизического тонуса у школьника с РАС, сложности координации движений, мелких моторных действий, каждый урок письма включает в себя двигательную разминку и пальчиковую гимнастику. Гигиенические требования, выполнение которых необходимо при письме, усваиваются учащимся с помощью наглядной поддержки – специальных плакатов. На первых уроках отрабатывается также умение ориентироваться на пространстве листа тетради (прописи) и классной доски.

На каждом уроке уделяется специальное внимание развитию фонетико- фонематического восприятия школьников с РАС, формированию правильной артикуляции гласных и согласных звуков. Ученик тренируются в опознании на слух определенных гласных и согласных в ряду других звуков, слогов, а затем в словах: в начале, середине, конце слов. Рассматриваются особенности артикуляции гласных и согласных звуков для формирования слухопроизносительных дифференцировок.

Специальные задания нацелены на закрепление зрительного образа каждой буквы, усвоение зрительно-моторного навыка ее написания: буква конструируется из деталей, выполненных из бархатной бумаги, пишется в воздухе рукой, ногой, проводится поэлементный анализ строчной и заглавной букв, сравнивается печатный и письменный вариант одной и той же буквы, прописные буквы сравниваются между собой.

Так как овладение графическими навыками, необходимыми для освоения письма, - монотонный и сложный для школьников с РАС процесс, тренировка в написании элементов букв чередуется с игровыми заданиями, развивающими внимание (его концентрацию, устойчивость, способность к переключению), зрительно-моторную координацию детей, их пространственные представления. Эти занимательные задания создают положительный эмоциональный фон, устраняют монотонность занятий и помогают в запоминании элементов графемы.

Учитель на протяжении урока самостоятельно определяет частоту и количество используемых занимательных заданий в зависимости от индивидуальных особенностей каждого ученика и класса в целом.

Изучение правил грамматики, орфографии и пунктуации проводится в минимальном объеме, необходимом при освоении написания слов и предложений. В том числе: отрабатывается написание имен собственных с большой буквы, подчеркивается роль буквы

«и» как показателя мягкости предыдущих согласных, рассматриваются функции мягкого и твердого знаков, обсуждается правописание сочетаний «жи» и «ши».

Ученику дается представление о слоге, как части слова; формируется умение определять количество слогов в слове, делить слова на слоги с опорой на количество гласных звуков; осваиваются правила переноса слов и умение переносить слова по слогам.

Формируется представление о предложении, отрабатывается умение последовательно и правильно списывать слоги, слова, предложения (с доски, из учебника). Школьники осваивают правила оформления предложения на письме: начинать фразу с большой буквы, ставить точку в конце предложения, следить, чтобы между словами был пробел. Тренируется способность самокоррекции: умение находить ошибки и исправлять их.

Учитывая психофизические особенности школьников с РАС, специальное внимание уделяется поддержанию их учебной мотивации и усвоению правил поведения на уроке. Этому служат и занимательные задания, и получение «материальных наград» - наклеек в тетрадь по итогам урока, и специальная система «усиленного поощрения» ученика на уроке, когда отмечается любой, даже самый незначительный его успех (например: «Молодец, ты задал правильный вопрос!»).

Чтобы предотвратить свойственное школьникам с РАС неосмысленное, механическое усвоение навыков, в уроки включаются задания, которые помогают понять, что письмо - неотъемлемая часть повседневной жизни: ученик пишет письма своим родителям, любимым сказочным персонажам; учится искать и исправлять ошибки. Тем самым, у школьника с РАС не только формируется умение грамотно писать, но и, в целом, развиваются коммуникативные компетенции, что соответствует основным задачам обучения таких детей.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

I четверть -  23 ч.

II четверть  -  21  ч.

III четверть -  29  ч.

IV четверть  -  26  ч.

№ п/п

Тема

Кол-во часов

№ п/п

Тема

Кол-во часов

№ п/п

Тема

Кол-во часов

№ п/п

Тема

Кол-во часов

1.

Подготовительный период  

18 ч.

1.

Букварный период

21 ч.

1.

Букварный период

29 ч.

1.

Букварный период

2 ч.

Русский язык. Наша речь

1 ч.

2.

Букварный период

5 ч.

2.

2.

2.

Текст, предложение, диалог

1 ч.

3.

3.

3.

Слова, слова, слова...

4 ч.

4.

Слог и слово. Ударение

3 ч.

5.

Звуки и буквы

14 ч.

Повторение и обобщение изученного материала

1 ч.

Проект

2 ч

Проверочная работа

2 ч

Словарный диктант

1 ч

Итого за год

99 ч

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ


п /п

Тема урока

Кол-во часов

Основные виды деятельности учащихся

Дата

по

плану

Дата

по

факту

Подготовительный период -18 ч

1

История возникновения письма

1

Отвечать на вопросы учителя о назначении прописи. Ориентироваться в первой учебной тетради.

2

Знакомство с новым предметом

1

Правильно располагать учебную тетрадь на рабочем месте, демонстрировать правильное положение ручки при письме.

3-4

Гигиенические правила письма

2

Воспроизводить с опорой на наглядный материал (иллюстрации в прописи, плакаты и др.) гигиенические правила письма.

Называть письменные принадлежности с опорой на иллюстрации прописи.

5

Рабочая строка

1

Принимать учебную задачу урока. Осуществлять решение учебной задачи под руководством учителя.

6

Письмо наклонных прямых

1

Учатся правильно располагать учебную тетрадь на рабочем месте. Применять гигиенические правила письма при выполнении заданий.

7

Письмо наклонных прямых с закруглением внизу

1

Обозначать условным знаком (точкой) наиболее удавшийся элемент. Писать элементы основного алгоритма.

8

Письмо наклонной прямой с закруглением вверху и внизу

1

Научатся писать по образцам элементы букв; ориентироваться в пространстве на странице; применять гигиенические правила письма при выполнении заданий.

9

Письмо полуовалов «левых» и «правых»

1

Развивают мелкую моторику мышц пальцев и свободы движения руки; пространственную ориентацию на странице тетради; письмо по образцу.

 10

Письмо овалов

1

Воспроизводить правила посадки, владения инструментами, расположения тетради-прописи на рабочем месте. Демонстрировать правильное применение гигиенических правил письма.

 11

Строчная буква а

1

Анализировать образец изучаемой буквы, выделять элементы в строчных и прописных буквах.

12

Прописная буква  А

1

Называть правильно элементы буквы А, а.

Сравнивать печатную и письменную буквы.

Писать буквы А, а в соответствии с образцом.  Анализировать написанную букву, выбирать наиболее удавшийся вариант, обозначать его условным знаком (точкой), ориентироваться на лучший вариант в процессе письма.

Сравнивать написанные буквы А, а с образцом.

13

Строчная буква о

1

Воспроизводить правила посадки, владения инструментами, расположения тетради-прописи на рабочем месте. Демонстрировать правильное применение гигиенических правил письма.

 14

Прописная буква О

1

Называть правильно элементы буквы О. Сравнивать печатную и письменную буквы.

Писать букву О в соответствии с образцом.

Анализировать написанную букву, выбирать наиболее удавшийся вариант, обозначать его условным знаком (точкой), ориентироваться на лучший вариант в процессе письма.

15

Строчная  и прописная буквы  и И

1

Сравнивать написанную букву и с образцом.

Выполнять слого-звуковой анализ слов, данных на странице прописи, соотносить написанные слова со схемой-моделью.

Приводить примеры слов со звуком [и] в начале, середине, конце слова.

Осваивать приёмы комментированного письма.

Записывать слова с буквой и под руководством учителя с комментированием.

  16

Письменная буква ы

1

Воспроизводить правила посадки, владения инструментами, расположения тетради-прописи на рабочем месте. Демонстрировать правильное применение гигиенических правил письма.

Анализировать образец изучаемой буквы, выделять элементы в строчных буквах.

Называть правильно элементы буквы ы. Сравнивать печатную и письменную буквы.

Писать букву ы в соответствии с образцом. Анализировать написанную букву, выбирать наиболее удавшийся вариант, обозначать его условным знаком (точкой), ориентироваться на лучший вариант в процессе письма. Сравнивать написанную букву ы с образцом.

Писать слоги, слова с новой буквой, используя приём комментирования.

Оценивать свою работу. Выполнять слого-звуковой анализ слов, данных на странице прописи, соотносить написанные слова со схемой-моделью.

Записывать слова, содержащие буквы и, ы, с комментированием.

17

Строчная буква у

1

Воспроизводить правила посадки, владения инструментами, расположения тетради-прописи на рабочем месте.

18

Прописная буква У

1

Демонстрировать правильное применение гигиенических правил письма.

Называть правильно элементы буквы У, у. Сравнивать печатную и письменную буквы.

Писать буквы У, у в соответствии с образцом. Анализировать написанную букву, выбирать наиболее удавшийся вариант, обозначать его условным знаком (точкой), ориентироваться на лучший вариант в процессе письма. Сравнивать написанные буквы У, у с образцом.

Выполнять слого-звуковой анализ слов, данных на странице прописи, соотносить написанные слова со схемой-моделью. Писать изученные ранее буквы в соответствии с образцом.

Букварный период – 57 ч

 19

Строчная буква н

1

Анализировать образец изучаемой буквы, выделять элементы в строчной букве.

Сравнивать печатную и письменную буквы.

Писать букву, н в соответствии с образцом.

Анализировать написанную букву, выбирать наиболее удавшийся вариант, обозначать его условным знаком (точкой), ориентироваться на лучший вариант в процессе письма.

Выполнять слого-звуковой анализ слов, данных на странице прописи.

20

Прописная буква  Н

1

Выполнять гигиенические правила письма. Анализировать образец изучаемой буквы, выделять элементы в строчных и прописных буквах. Сравнивать печатную и письменную буквы.

Писать буквы Н, н в соответствии с образцом. Анализировать написанную букву, выбирать наиболее удавшийся вариант, обозначать его условным знаком (точкой), ориентироваться на лучший вариант в процессе письма.

Сравнивать написанные буквы Н, н с образцом. Правильно записывать имена собственные.

Списывать без ошибок с письменного шрифта. Работать в парах и группах: анализировать работу товарищей и оценивать её по правилам

21-22

Строчная и прописная буквы с, С

2

Выполнять гигиенические правила письма.

Анализировать образец изучаемой буквы, выделять элементы в строчных и прописных гласных буквах.

Сравнивать печатную и письменную буквы. Писать буквы С, с в соответствии с образцом.

Анализировать написанную букву, выбирать наиболее удавшийся вариант, обозначать его условным знаком (точкой), ориентироваться на лучший вариант в процессе письма.

Сравнивать написанные буквы С, с с образцом. Писать слоги, слова с новыми буквами, используя приём комментирования. Правильно записывать имена собственные.

23-24

Строчная и прописная буквы к, К

2

Выполнять гигиенические правила письма.  Анализировать написанную букву, выбирать наиболее удавшийся вариант, обозначать его условным знаком (точкой), ориентироваться на лучший вариант в процессе письма. Сравнивать печатную и письменную буквы.

Писать буквы К, к в соответствии с образцом. Анализировать написанную согласную букву, выбирать наиболее удавшийся вариант, обозначать его условным знаком (точкой).

Сравнивать написанные буквы К, к с образцом. Писать слоги, слова с новыми буквами, используя приём комментирования.  Списывать без ошибок с письменного шрифта.

 25-26

Строчная и прописная буквы т, Т

2

Выполнять гигиенические правила письма.

Анализировать образец изучаемой буквы, выделять элементы в строчных и прописных гласных буквах.

Сравнивать печатную и письменную буквы. Писать буквы Т, т в соответствии с образцом.

Анализировать написанную букву, выбирать наиболее удавшийся вариант, обозначать его условным знаком (точкой), ориентироваться на лучший вариант в процессе письма.

Сравнивать написанные буквы Т, т с образцом. Писать слоги, слова с новой буквой, используя приём комментирования. Списывать без ошибок с письменного шрифта.

Грамотно оформлять на письме вопросительное предложение.

Правильно интонировать при чтении вопросительное предложение.

 27

Письмо изученных букв

1

Выполнять гигиенические правила письма. Обводить по контуру изученные буквы.

Анализировать предложения, данные учителем, определять количество слов в них, объяснять известные орфограммы (начало предложения, правописание имён собственных). Списывать без ошибок предложения, грамотно обозначать границы предложения. Составлять текст из 2—3-х предложений, записывать его под руководством учителя, используя приём комментирования

 28-29

Строчная и прописная буквы л, Л

 2

Выполнять гигиенические правила письма. Анализировать образец изучаемой буквы, выделять элементы в строчных и прописных гласных буквах. Сравнивать печатную и письменную буквы.

Писать буквы Л, л в соответствии с образцом.  Анализировать написанную букву, выбирать наиболее удавшийся вариант, обозначать его условным знаком (точкой), ориентироваться на лучший вариант в процессе письма. Сравнивать написанные буквы Л, л с образцом. Писать слоги, слова с новой буквой, используя приём комментирования. Правильно записывать имена собственные. Списывать без ошибок с письменного шрифта.  Грамотно оформлять на письме вопросительное предложение.

 30

Строчная  и прописная буквы  р, Р

1

Выполнять задания в соответствии с требованиями учителя. Анализировать написанную букву.

Сравнивать написанную букву с образцом. Писать слоги, слова, предложения.

Списывать с рукописного и печатного текста.  Писать под диктовку буквы, слоги, слова, предложения.  Соблюдать санитарно-гигиенические нормы письма

 31-32

Строчная и прописная буквы в, В

 2

Выполнять задания в соответствии с требованиями учителя.

 Сравнивать написанную букву с образцом. Писать слоги, слова, предложения.

Списывать с рукописного и печатного текста.

Писать под диктовку буквы, слоги, слова, предложения.

Соблюдать санитарно-гигиенические нормы письма

33-34

Прописная буква Е, строчная буква е

2

Выполнять гигиенические правила письма.

Анализировать образец изучаемой буквы, выделять элементы в строчных и прописных гласных буквах.

Сравнивать печатную и письменную буквы.

Писать буквы Е, е в соответствии с образцом.

Анализировать написанную букву, выбирать наиболее удавшийся вариант, обозначать его условным знаком (точкой), ориентироваться на лучший вариант в процессе письма.

Сравнивать написанные буквы Е, е с образцом. Выполнять слого-звуковой анализ слов со звуками [j’э], [’э]. Писать слоги, слова с новой буквой, используя приём комментирования.

Правильно записывать имена собственные. Грамотно оформлять на письме вопросительные предложения.

Записывать ответ на вопрос с использованием приёма комментирования.

35  

Строчная и прописная буквы п, П

 1

Сравнивать печатную и письменную буквы.  

Писать буквы П, п в соответствии с образцом.

Анализировать написанную букву, выбирать наиболее удавшийся вариант, обозначать его условным знаком (точкой), ориентироваться на лучший вариант в процессе письма.

Сравнивать написанные буквы П, п с образцом. Выполнять слого-звуковой анализ слов с новыми звуками [п], [п’].

Писать слоги, слова с новой буквой, используя приём комментирования.

Правильно записывать имена собственные.

 36

Строчная и прописная буквы м, М

1

Писать буквы М, м в соответствии с образцом.

Анализировать написанную букву, выбирать наиболее удавшийся вариант, обозначать его условным знаком (точкой), ориентироваться на лучший вариант в процессе письма.

Сравнивать написанные буквы М, м с образцом.

Выполнять слого-звуковой анализ слов с новыми звуками [м], [м’].

Писать слоги, слова с новой буквой, используя приём комментирования.

Правильно записывать имена собственные.

Списывать без ошибок с печатного шрифта.

 37

Строчная и прописная буквы з, З

 1

Обводить элементы буквы З безотрывно, не выходя за пределы широкой строки.

Писать буквы З, з в соответствии с образцом.  Анализировать написанную букву, выбирать наиболее удавшийся вариант, обозначать его условным знаком (точкой), ориентироваться на лучший вариант в процессе письма. Сравнивать написанные буквы З, з с образцом. Выполнять слого-звуковой анализ слов с новыми звуками [з], [з’].

Писать слоги, слова с новой буквой, используя приём комментирования.

Правильно записывать имена собственные.

Списывать без ошибок с печатного шрифта.

38-39

Строчная и прописная буквы б, Б

2

Сравнивать печатную и письменную буквы.

Писать буквы Б, б в соответствии с образцом.

Анализировать написанную букву, выбирать наиболее удавшийся вариант, обозначать его условным знаком (точкой), ориентироваться на лучший вариант в процессе письма.

Сравнивать написанные буквы Б, б с образцом.

Выполнять слого-звуковой анализ слов с новыми звуками [б], [б’].

Писать слоги, слова с новой буквой, используя приём комментирования.

Правильно записывать имена собственные.

Списывать без ошибок слова и предложения с печатного шрифта.

40- 41

Строчная и прописная буквы д, Д

 2

Писать букву  д  в соответствии с образцом.

Анализировать написанную букву, выбирать наиболее удавшийся вариант, обозначать его условным знаком (точкой), ориентироваться на лучший вариант в процессе письма.

Соблюдать соразмерность элементов буквы по высоте, ширине и углу наклона.

Сравнивать написанные буквы  д с образцом.

Выполнять слого-звуковой анализ слов со звуками [д], [д’].

Писать слоги, слова с изученными буквами, используя приём комментирования.

Списывать без ошибок слова и предложения с печатного шрифта.

42-43  

Строчная и прописная буквы я, Я

2

Писать буквы Я, я в соответствии с образцом. Анализировать написанную букву, выбирать наиболее удавшийся вариант, обозначать его условным знаком (точкой), ориентироваться на лучший вариант в процессе письма.

Сравнивать написанные буквы Я, я с образцом.

Выполнять слого-звуковой анализ слов со звуками [j’а], [’а].

Писать слоги, слова с изученными буквами, используя приём комментирования.

Правильно записывать имена собственные.

Списывать без ошибок слова и предложения с печатного и письменного шрифта.

Обозначать на письме твёрдость и мягкость предыдущего согласного соответствующими буквами я — а.

44-45  

Строчная и прописная буквы г, Г

 2

Писать буквы Г, г в соответствии с образцом. Анализировать написанную букву, выбирать наиболее удавшийся вариант, обозначать его условным знаком (точкой), ориентироваться на лучший вариант в процессе письма.

Сравнивать написанные буквы Г, г с образцом. Выполнять слого-звуковой анализ слов со звуками [г], [г’]. Писать слоги, слова с изученными буквами, используя приём комментирования.

Правильно записывать имена собственные.

Списывать без ошибок слова и предложения с печатного шрифта.

Обозначать начало предложения заглавной буквой, а конец предложения знаками препинания.

46-48

Строчная и прописная буквы ч, Ч.

Сочетания ча, чу,чк.чн

3

Писать буквы Ч, ч в соответствии с образцом. Анализировать написанные буквы, выбирать наиболее удавшийся вариант, обозначать его условным знаком (точкой), ориентироваться на лучший вариант в процессе письма. Сравнивать написанную букву Ч, ч с образцом. Выполнять слого-звуковой анализ слов со звуком [ч’].

Писать слоги, слова с изученными буквами, используя приём комментирования.

Писать грамотно слова с сочетаниями ча, чу.

Списывать слова и предложения с печатного шрифта.

Толковать смысл пословицы, употреблять правильно в речи. Оценивать свои достижения на уроке.

59-50

Письмо буквы ь.

Письмо слов с буквой ь

2

Писать букву ь в соответствии с образцом. Анализировать написанную букву, выбирать наиболее удавшийся вариант, обозначать его условным знаком (точкой), ориентироваться на лучший вариант в процессе письма. Сравнивать написанную букву ь с образцом.

Выполнять слого-звуковой анализ слов с мягким знаком на конце слова. Соотносить количество букв и звуков в слове. Писать слоги, слова с изученными буквами, используя приём комментирования.

Списывать без ошибок слова и предложения с печатного шрифта.

Писать грамотно слова с мягким знаком на конце и в середине слова.

51-53

Строчная и прописная буквы ш, Ш

 3

Писать буквы Ш, ш в соответствии с образцом.

Анализировать написанную букву, выбирать наиболее удавшийся вариант, обозначать его условным знаком (точкой), ориентироваться на лучший вариант в процессе письма.

Сравнивать написанную букву Ш с образцом.

Выполнять слого-звуковой анализ слов со звуком [ш].

Писать слоги, слова с изученными буквами, используя приём комментирования.

Списывать без ошибок слова и предложения с печатного шрифта.

Обозначать правильно границы предложения.

Составлять ответ на вопрос и записывать его.

54

Строчная и прописная буквы ж, Ж

1

Писать буквы Ж, ж в соответствии с образцом.

Анализировать написанную букву, выбирать наиболее удавшийся вариант, обозначать его условным знаком (точкой), ориентироваться на лучший вариант в процессе письма.

Сравнивать написанные буквы Ж, ж с образцом.

   55          

Написание слов  с сочетанием жи

1

Выполнять слого-звуковой анализ слов со звуком [ж].

Писать слоги, слова с изученными буквами под диктовку и с комментированием.

Писать правильно имена собственные (имена людей и клички животных).

Списывать без ошибок слова и предложения с печатного шрифта.

Писать грамотно слова с сочетанием жи.

Обозначать правильно границы предложения.

  56

Строчная буква ё

1

Писать букву ё в соответствии с образцом. Анализировать написанную букву, выбирать наиболее удавшийся вариант, обозначать его условным знаком (точкой), ориентироваться на лучший вариант в процессе письма. Сравнивать написанную букву с образцом. Выполнять слого-звуковой анализ слов со звуками [ж], [ш], [j’о]. Обозначать на письме твёрдость и мягкость предыдущего согласного соответствующими буквами ё—о. Сопоставлять количество звуков и букв в словах с йотированными гласными. Обозначать одной буквой ё звуки [j’о] в начале слова и после гласной.

Писать слоги, слова с изученными буквами под диктовку и с комментированием.

Списывать без ошибок слова и предложения с печатного шрифта.

Обозначать правильно границы предложения.

57

Прописная буква Ё

1

Писать буквы Ё, ё в соответствии с образцом. Анализировать написанную букву, выбирать наиболее удавшийся вариант, обозначать его условным знаком (точкой), ориентироваться на лучший вариант в процессе письма. Воспроизводить форму изучаемой буквы и её соединения с другой буквой по алгоритму. Сравнивать написанные буквы Ё, ё с образцом. Выполнять слого-звуковой анализ слов со звуками [j’о], [’о].

Писать грамотно слова с сочетаниями жи. Писать слоги, слова с изученными буквами под диктовку и с комментированием. Списывать с печатного и рукописного текста.

Обозначать правильно границы предложения.

58-59

Буква й. Слова с буквой й

2

Писать буквы Й, й в соответствии с образцом. Анализировать написанную букву, выбирать наиболее удавшийся вариант, обозначать его условным знаком (точкой), ориентироваться на лучший вариант в процессе письма.

Сравнивать написанные буквы Й, й с образцом. Выполнять слого-звуковой анализ слов со звуком [j’]. Писать слова с изученными буквами под диктовку и с комментированием.

Списывать без ошибок слова и предложения с печатного шрифта. Обозначать правильно границы предложения. Называть признаки предмета, характеризовать предмет с помощью прилагательных.

60-61

Строчная и прописная буквы х, Х.

 2

Писать буквы Х, х в соответствии с образцом. Анализировать написанную букву, выбирать наиболее удавшийся вариант, обозначать его условным знаком (точкой), ориентироваться на лучший вариант в процессе письма. Сравнивать написанные буквы Х, х с образцом. Выполнять слого-звуковой анализ слов со звуками [х], [х’]. Грамотно обозначать буквой на письме парный согласный, находящийся в конце слова, подбирать проверочное слово, обосновывать выбор буквы согласного. Писать слова с изученными буквами под диктовку и с комментированием.

62

Письмо

изученных букв, слогов. Письмо элементов изученных букв.

1

Составлять предложения из слов, содержащих новые буквы Х, х. Списывать без ошибок слова и предложения с печатного и письменного шрифта. Обозначать правильно границы предложения. Называть признаки предмета, характеризовать предметы с помощью прилагательных.

Подбирать антонимы-прилагательные по образцу, данному в прописи.

63

Строчная и прописная буквы ю, Ю.

 1

Выполнять гигиенические правила письма, осуществлять взаимоконтроль и оценку их выполнения.

Писать буквы Ю, ю в соответствии с образцом.

Анализировать написанную букву, выбирать наиболее удавшийся вариант, обозначать его условным

64

Письмо строчной буквы ю после согласных

1

знаком (точкой), ориентироваться на лучший вариант в процессе письма.

Сравнивать написанные буквы Ю, ю с образцом.

Выполнять слого-звуковой анализ слов со звуками [j’у], [’у].

Грамотно обозначать буквой ю на письме мягкость предыдущего согласного, а буквой у — твёрдость предыдущего согласного.

Грамотно писать имена собственные в предложениях в процессе списывания и под диктовку.

Списывать без ошибок слова и предложения с печатного и письменного шрифта.

Составлять ответ на вопрос и записывать его.

65

Строчная и прописная буквы ц, Ц.

1

Выполнять гигиенические правила письма, осуществлять взаимоконтроль и оценку их выполнения.

Писать буквы Ц, ц в соответствии с образцом. Анализировать написанную букву, выбирать наиболее удавшийся вариант, обозначать его условным знаком (точкой), ориентироваться на лучший вариант в процессе письма. Сравнивать написанные буквы Ц, ц с образцом. Выполнять слого-звуковой анализ слов со звуком [ц], характеризовать его, указывая на его постоянный признак — твёрдость.

Писать слова с изученными буквами под диктовку и с комментированием. Составлять предложения из слов, содержащих новые буквы Ц, ц. Списывать без ошибок слова и предложения с печатного и письменного шрифта. Обозначать правильно границы предложения.

66

Письмо слов с буквой ц

1

Выполнять гигиенические правила письма, осуществлять взаимоконтроль и оценку их выполнения.

Называть правильно элементы изученных букв.

Писать каллиграфически правильно изученные буквы, выбирать наиболее удавшийся вариант, обозначать его условным знаком (точкой), ориентироваться на лучший вариант в процессе письма.

Писать под диктовку предложение после предварительного разбора.

Списывать без ошибок слова и предложения с печатного и письменного шрифта.

Обозначать правильно границы предложения.

  67-68

Строчная и прописная буквы э, Э

2

Выполнять гигиенические правила письма, осуществлять самоконтроль и самооценку.

Писать буквы Э, э в соответствии с образцом.

Анализировать написанную букву, выбирать наиболее удавшийся вариант, обозначать его условным знаком (точкой), ориентироваться на лучший вариант в процессе письма.

Сравнивать написанные буквы Э, э с образцом.

Выполнять слого-звуковой анализ слов со звуком [э].

Записывать с заглавной буквы имена собственные.

Списывать без ошибок слова и предложения с печатного и письменного шрифта.

Обозначать правильно границы предложения.

Самостоятельно придумывать мужские имена, записывать их в строке прописи.

69-70

Строчная и прописная буквы щ, Щ.

2

Выполнять гигиенические правила письма, осуществлять самоконтроль и самооценку их выполнения.

Писать букву щ в соответствии с образцом.

Анализировать написанную букву, выбирать наиболее удавшийся вариант, обозначать его условным знаком (точкой), ориентироваться на лучший вариант в процессе письма.

Сравнивать написанную букву щ с образцом.

Выполнять слого-звуковой анализ слов со звуком [щ’], характеризовать его, указывая на его постоянный признак — мягкость. Соотносить звучание и написание сочетаний ща, щу, объяснять их написание. Записывать правильно слова с сочетаниями ща, щу.

Списывать без ошибок слова и предложения с печатного и письменного шрифта.

Обозначать правильно границы предложения.

71

Письмо слов с сочетаниями ща, щу

1

Писать букву Щ в соответствии с образцом. Анализировать написанную букву, выбирать наиболее удавшийся вариант, обозначать его условным знаком (точкой), ориентироваться на лучший вариант в процессе письма. Сравнивать написанную букву Щ с образцом.

Соотносить звучание и написание сочетаний ща, щу, объяснять их написание.

Записывать правильно слова с сочетаниями ща, щу. Списывать без ошибок слова и предложения с письменного шрифта. Обозначать правильно границы предложения.

Дополнять предложение словом в соответствии со смыслом предложения.

72

Письмо слов и предложений с изученными буквами

1

Писать буквы Ц, ц в соответствии с образцом, каллиграфически правильно писать изученные буквы.

Списывать без ошибок слова и предложения с печатного и письменного шрифта.

Обозначать правильно границы предложения.

Выполнять правила работы в паре.

73-74

Строчная и прописная буквы ф, Ф

2

Писать буквы Ф, ф в соответствии с образцом. Анализировать написанную букву, выбирать наиболее удавшийся вариант, обозначать его условным знаком (точкой), ориентироваться на лучший вариант в процессе письма. Сравнивать написанные буквы Ф, ф с образцом.

Выполнять слого-звуковой анализ слов со звуками [ф], [ф’].

Записывать с заглавной буквы имена собственные. Списывать без ошибок слова и предложения с печатного и письменного шрифта. Записывать под диктовку предложения после предварительного разбора. Обозначать правильно границы предложения.

75

Буквы ь, ъ. Повторение изученного

1

Выполнять гигиенические правила письма, осуществлять самоконтроль и самооценку.

Писать буквы ь, ъ в соответствии с образцом.

Анализировать написанную букву, выбирать наиболее удавшийся вариант, обозначать его условным знаком (точкой), ориентироваться на лучший вариант в процессе письма.

Сравнивать написанные буквы ь, ъ с образцом.

Записывать предложения, содержащие слова с буквами ь, ъ, с комментированием.

Списывать без ошибок слова и предложения с письменного шрифта.

Обозначать правильно границы предложения.

Писать под диктовку изученные буквы, слоги, слова

Русский язык – 24ч

Наша речь – 1 ч

76

Знакомство с учебником. Язык и речь. Устная и письменная речь

1

Знакомятся с учебником, его структурой, назначением. Наблюдают за назывной функцией слова. Учатся строить высказывания о значении языка и речи в жизни человека. Наблюдают за связью предложений в тексте, озаглавливают его. Анализируют деформированный текст. Выполнять гигиенические правила письма, осуществлять самоконтроль и самооценку.

Приобретать опыт в различении устной и письменной речи.

Текст, предложение, диалог  - 1 ч

 77

Текст и предложение. Смысловая связь в предложении

1

 Учатся различать текст и предложение. Наблюдают за связью предложений в тексте, озаглавливают его. Соотносят содержание текста и рисунка к нему. Учатся выбирать из ряда заголовка наиболее подходящий. Анализируют деформированный текст. Получают представление о диалоге и его оформлении. Получают представление о предложении  как о группе слов, выражающих законченную мысль. Учатся различать предложение и слово. Составляют предложения из слов и текст из предложений. Наблюдают за текстовыми синонимами. Анализируют предложения и текст.

Формируют навык смыслового выразительного чтения. Составляют диалог по рисунку.

Слова, слова, слова... – 4ч

78

Слово как единица языка и речи. Роль слов в речи

1

Получают представление о слове как единице языка и речи. Учатся различать предметы и слова, ставить вопросы к словам, классифицировать слова по тематическим группам.

Учатся составлять текст по рисунку и опорным словам.

  79

Слова – названия предметов и явлений, названия признаков предметов, названия действий предметов

1

Учатся различать слова, обозначающие предметы, признаки действия.

Учатся ставить к словам вопросы

Развивают умения классифицировать слова, называющие предметы, признаки.

Выполняют гигиенические правила письма, осуществлять самоконтроль и самооценку.

80

Тематические группы слов. Слова-названия предметов, отвечающие на вопросы кто? что?

1

 Учатся классифицировать и объединять слова-названия предметов в группы по их лексическому значению. Подбирают вопросы к словам-названиям предметов (из текста, по картинке). Дифференцируют предметы, отвечающие на вопросы кто? и что? Подводятся к мысли о том, что слово, отвечающее на вопрос  кто?, является в предложении главным членом.

81

Однозначные  и многозначные слова. Слова близкие и противоположные по значению

1

Получают представление об однозначных и многозначных словах. Наблюдают над употреблением этих слов.  Списывают без ошибок слова и предложения с печатного и письменного шрифта.

Учатся соотносить звучание и написание слогов-слияний со звуками, правильно записывать слова, следуя образцу.

Слог и слово. Ударение  – 3 ч

82

Слог как минимальная произносительная единица. Деление слов на слоги

1

Учатся обозначать правильно границы предложения, различать слово и слог: использовать слова-опоры при составлении рассказа на заданную тему. Сравнивают и распознают гласные звуки в ударных и безударных слогах слов (в формах одного и того же слова). Делят слова на слоги. Анализируют слоговые модели слов.

83

Перенос слов. Правила переноса слов с одной строки на другую

1

Закрепляют умение переносить слова по слогам. Учатся соблюдать в устной речи интонацию конца предложения. Сравнивают и распознают гласные звуки в ударных

и безударных слогах слов (в формах одного и того же слова).

84

Ударение.  Графическое обозначение ударения. Ударный и безударный слог.

1

Учатся определять ударение в словах; находить наиболее рациональные способы определения ударения в слове; различать ударные и безударные слоги.

Звуки и буквы  – 14 ч

 85

Русский алфавит, или Азбука. Использование алфавита при работе со словарями

1

Научатся высказываться о значимости изучения алфавита. Узнают место буквы в алфавите, располагают слова в алфавитном порядке. Работать с памяткой «Алфавит» в учебнике.

86

Гласные звуки. Буквы, обозначающие гласные звуки.

1

Научатся различать в слове гласные звуки по их признакам, различать гласные звуки ибуквы, обозначающие гласные звуки. Приобретать опыт в составлении предложения по рисунку и заданной схеме.

Классифицировать и объединять слова по значению (люди, животные, растения и др.) в тематические группы. Определяют наличие орфограмм в словах. Подбирают проверочные слова. Обосновывают написание слов с безударным гласным. Научатся объяснять причины расхождения количества звуков и букв в словах.

87

Буквы е, ё, ю, я и их функции в слове. Слова с буквой э.

1

88

Ударные и безударные гласные звуки. Правописание гласных в ударных и безударных слогах. Проверочная работа

1

Обобщают фонетико-графические сведения и применяют их. Различают гласные и согласные звуки. Распознают звуки в слове, правильно их произносят. Устанавливают количество слогов в слове (по количеству гласных). Определяют ударный слог. Определяют место звука в слове, правильно произносят звук вне слова и называют букву или буквы, которыми он обозначается на письме. Научатся распознавать проверочные и проверяемые слова.

89

Согласные звуки и буквы. Проверочный словарный диктант

1

Распознают согласные звуки, парные по глухости-звонкости и твердости-мягкости. Характеризуют звуки по их признакам.

90

Удвоенные согласные. Перенос слов с удвоенными согласными

1

Научатся различать согласные звуки в слове.

Познакомятся со словами с удвоенными согласными в слове.

Познакомиться с правилом переноса слов с удвоенными согласными.

91

Твёрдые и мягкие согласные звуки. Парные и непарные по твёрдости-мягкости согласные звуки.

1

Учатся различать твердые и мягкие согласные звуки, обозначать мягкость согласных звуков на письме с помощью букв е, ё, ю, я, и, ь (на конце слова). Обозначают сочетания шипящих звуков с гласными (жи, ши, ча, ща, чу, щу), сочетания чк, чн. Передают на письме звуковую структуру слова. Обозначают мягкость согласных звуков буквами и, е, ё, ю, я, ь.

92

Мягкий знак – показатель мягкости согласных звуков

1

Учатся различать твердые и мягкие согласные звуки, обозначать мягкость согласных звуков на письме с помощью букв е, ё, ю, я, и, ь (на конце слова).

93

Наши проекты. Скороговорки

1

 Научатся выделять из большого количества информации самое главное и основное; представлять свой опыт.

94

Буквосочетания чк, чн, чт

1

Научатся правильно произносить слова с данными орфограммами, составлять и записывать предложения со словами, включающими данные сочетания, писать зрительно-слуховые, затем слуховые диктанты.

95

Буквосочетания жи-ши

1

Характеризуют звуки. Определяют слова с орфограммами

жи-ши, ча-ща, чу-щу, чк, чн. Соотносят звучание и написание, объясняют случаи расхождения звучания и написания сочетаний жи-ши в ударном положении.

96

Буквосочетания

ча-ща, чу-щу 

1

Подбирают слова с данными орфограммами, составляют и записывают предложения со словами, включающими данные сочетания.

97

Заглавная буква в словах

1

Научатся распознавать имена собственные, выполнять гигиенические правила письма, осуществлять самоконтроль и самооценку; приобретать опыт в различении устной и письменной речи. Пишут под диктовку текст с изученными орфограммами. Проверяют слова подбором проверочных слов.

Выполняют грамматические задания к тексту.

98

Проект «Сказочная страничка»

1

 Закрепят знания, умения и навыки, приобретенные при изучении курса русского языка;  будут выполнять гигиенические правила письма, осуществлять самоконтроль и самооценку.

Списывать без ошибок слова и предложения с печатного и письменного шрифта.

Повторение и обобщение – 1 ч

99

Повторение и обобщение изученного материала

1

Закрепят знания, умения и навыки, приобретенные при изучении курса русского языка


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

рабочая программа по русскому языку 2 класс по программе школы России

Рабочая программа по русскому языку для 2 «А» класса ГСКОУ 3-4 вида г. Петровск-Забайкальска на 2011-2012 учебный год разработана на основе Программы Министерства образования РФ: Начальное общее...

Рабочая программа по русскому языку 3 класс ФГОС .Учебник А.В. Полякова.Система Л.В. Занкова. Документ содержит рабочую программу и календарно-тематическое планирование

Рабочая программа по русскому языку 3 класс ФГОС .Учебник А.В. Полякова.Система Л.В. Занкова. Документ содержит рабочую программу и календарно-тематическое планирование Рабочая программа по матем...

Рабочая программа по русскому языку 3 класса авторской программы Л.Ф. Климанова «Русский язык»

Рабочая программа разработана на основе авторской программы Л.Ф. Климанова «Русский язык» утвержденной  в соответствие с требованиями Федерального компонента государственного стандарта начал...

Рабочая программа по русскому языку (4 класс) на тему: "Рабочая программа по русскому языку 4 коррекционный класс (8 вида).

   Рабочая программа составлена на основе авторской  программы В. В. Воронковой «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 1-4 классы ,4-е издан...

Рабочая программа по русскому языку (3 класс) на тему: "Рабочая программа по русскому языку 3 коррекционный класс (8 вида).

Рабочая программа составлена на основе авторской  программы В. В. Воронковой «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 1-4 классы ,4-е издание - М.: Просвещение...

Рабочая программа по русскому языку 1 класс "Школа России" и календарно–тематическое планирование уроков русского языка

Рабочая программа и календарно-тематическое планирование по русскому языку для 1 класса составлена на основе авторской программы Канакиной В.П., Горецкого В.Г, Бойкиной М.В.   УМК &laqu...

Рабочая программа по русскому языку 1 класс ("Начальная школа XXI Века"), по обновленным ФГОС выполнена в конструкторе рабочих программ

Рабочая программа по русскому языку 1 класс ("Начальная школа XXI Века"), по обновленным ФГОС выполнена в конструкторе рабочих программ...