Рабочая программа по русскому языку 1 дополнительный класс (РАС)
рабочая программа по русскому языку (1 класс)
Рабочая программа курса «Обучение грамоте. Письмо» для школьника с РАС, обучающегося в первом дополнительном классе, составлена в соответствии с основными положениями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (ФГОС НОО ОВЗ), а именно – детей с расстройствами аутистического спектра (РАС) и требованиями Примерной адаптированной основной общеобразовательной программы начального общего образования (АООП НОО) обучающихся с РАС, вариант 8.2.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_po_russkomu_yazyku_1_dopolnitelnyy_klass_ras.docx | 58.91 КБ |
Предварительный просмотр:
Подготовила учитель начальных классов Побрус И.Н.
РУССКИЙ ЯЗЫК. 1 ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЙ КЛАСС
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа курса «Обучение грамоте. Письмо» для школьника с РАС, обучающегося в первом дополнительном классе, составлена в соответствии с основными положениями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (ФГОС НОО ОВЗ), а именно – детей с расстройствами аутистического спектра (РАС) и требованиями Примерной адаптированной основной общеобразовательной программы начального общего образования (АООП НОО) обучающихся с РАС, вариант 8.2.
Программа является составной частью интегрированного курса обучения чтению и письму школьников с РАС в первом дополнительном классе с учетом их особых образовательных потребностей. Обучение грамоте, в том числе – формирование навыков правильного, осмысленного письма, стимулирует речевое, эмоциональное, когнитивное развитие детей с РАС, совершенствует их коммуникативные компетенции и, таким образом, содействует социализации.
Психологическая характеристика ребенка
.......................................................................
Школьник с РАС, обучающийся по варианту 8.2, создает «Личный букварь» в первом классе, а в первом дополнительном классе осваивает письмо в прописи и начинают изучение систематического курса русского языка. Данный курс («Обучение грамоте. Письмо»), таким образом, становится для них логичным продолжением овладения грамотой, точнее, теми ее разделами, которые не были освоены в достаточной степени при создании «Личного букваря».
Целями изучения курса «Обучение грамоте. Письмо» школьниками с РАС в первом дополнительном классе являются:
- освоение грамотного и осмысленного письма;
- совершенствование навыков самоорганизации в учебной ситуации;
- развитие устной и письменной речи;
- формирование каллиграфических навыков,
- освоение правил орфографии и пунктуации, речевых умений, способствующих созданию собственных письменных высказываний.
Общая характеристика предмета «Обучение грамоте. Письмо»
Обучение письму детей с РАС так же, как и обучение письму школьников, не имеющих ограничений по возможностям здоровья, состоит в формировании умений, обеспечивающих грамотное письмо, и предполагает отработку элементарных графических навыков, развитие фонетико-фонематического слуха, обогащение словарного запаса, развитие речевых умений и пропедевтику освоения грамматики и орфографии русского языка.
Кроме того, программа курса, учитывая особые образовательные потребности детей с РАС, формирует их навыки самоорганизации, планирования собственных действий, в том числе и речевых. С помощью занимательных заданий, представленных в прописи, специально адаптированной для обучения школьников с РАС, развивается их учебная и познавательная мотивация, формируются возможности концентрации и переключения внимания, совершенствуются сенсомоторная координация и пространственные представления.
Специальное внимание при освоении данного курса уделяется развитию речи, совершенствованию способности детей с РАС к самостоятельному осмысленному высказыванию: устному и письменному.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения обучающимися с РАС курса «Обучение грамоте. Письмо» в первом дополнительном классе Личностные результаты
Школьник с РАС получит возможность для формирования следующих личностных универсальных учебных действий (УУД):
- умения использовать речевые компетенции, как инструмент общения с окружающим миром,
- интереса к познанию родного (русского) языка, к его устройству,
- развития целеустремленности, трудолюбия,
- интереса к языку как к средству выражения мыслей, чувств,
- развития мотивации к общению, взаимодействию с другими людьми,
- развития интереса к речевой деятельности, к письменной речи,
- развития способности к сотрудничеству с взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов, уважительно относиться к иному мнению.
Метапредметные результаты
На уроках письма в первом дополнительном классе у школьников с РАС могут быть сформированы следующие метапредметные УУД:
регулятивные
- осмыслять правила поведения на уроке в школе и следовать им,
- освоить умение организации своего рабочего места,
- определять цель выполнения заданий на уроке,
- составлять план выполнения заданий на уроке (с помощью учителя) и следовать ему,
- принимать учебную задачу, поставленную учителем, стараться выполнить ее,
- соотносить выполненное задание с образцом, предложенным учителем,
- выполнять задание от начала до конца в соответствии с отработанным алгоритмом,
- уметь с помощью учителя адекватно оценивать результат своих действий, вносить коррективы.
познавательные
- осмысленно воспринимать процесс обучения и учебный материал,
- ориентироваться в прописи (и других учебных материалах): следуя инструкции учителя находить в ней нужные задания,
- понимать знаки, символы и схемы, которые использует педагог на уроке, в том числе и те, что приводятся в прописи; уметь с ними работать,
- уметь находить необходимую информацию в указанных учителем источниках для выполнения учебного задания,
- уметь самостоятельно применять изученное правило при выполнении сходных по смыслу тренировочных заданий,
- выделять существенные признаки изучаемых понятий, правил, заданий,
- с помощью учителя находить аналогии в собственном опыте с изучаемыми фактами,
- осознанно относится к изучаемым языковым фактам, уметь их сравнивать, сопоставлять, с помощью учителя – классифицировать по заданному признаку.
коммуникативные
- формировать первоначальные навыки сотрудничества с взрослым, выполнять задания учителя,
- усвоить устойчивые выражения (в том числе - вежливые слова), которые используются при общении, и пользоваться ими во взаимодействии с учителем, одноклассниками, родителями,
- участвовать в диалоге на уроке, отвечать на вопросы учителя и одноклассников,
- формировать первоначальные навыки сотрудничества с одноклассниками в ходе выполнения общих заданий.
Предметные результаты
- умение подготовиться к уроку письма, составить план урока (с помощью учителя или тьютора);
- знание гигиенических правил письма и умение их выполнять,
- достижение большей мануальной умелости, точности,
- освоение навыков анализа речевых единиц на слух; развитие фонетико- фонематического слуха,
- умение ориентироваться в прописи, в тетради и на пространстве классной доски,
- освоенность необходимых для письма графических навыков и умений,
- овладение начертанием письменных прописных (заглавных) и строчных букв,
- освоение написания слогов, слов и предложений,
- знание правил оформления предложения на письме и умение ими пользоваться: начинать фразу с большой буквы, ставить точку в конце предложения,
- выработка навыка писать с большой буквы имена людей, клички животных,
- знание функций небуквенных графических средств: пробела, знака переноса, и умение пользоваться ими,
- освоение представление о слоге, как части слова; умение определять количество слогов в слове, делить слова на слоги с опорой на количество гласных звуков,
- знание правил переноса слов и умение переносить слова по слогам,
- умение последовательно и правильно списывать слоги, слова, предложения (с доски, из учебника),
- умение записывать под диктовку слова, предложения, короткие тексты,
- умение писать, используя освоенные правила орфографии и пунктуации,
- умение находить и исправлять ошибки в самостоятельно написанных словах и фразах, соотнося их с образцом,
- умение устно формулировать и правильно записывать собственные высказывания,
- умение выполнять простые лексические и грамматические задания,
- совершенствование речевых умений, обеспечивающих готовность к общению с другими людьми в устной и письменной форме.
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО КУРСА
«ОБУЧЕНИЕ ГРАМОТЕ. ПИСЬМО»
Данный курс нацелен на освоение школьниками с РАС грамотного и осмысленного письма, и предполагает освоение необходимых для этого умений: овладение начертанием письменных букв, буквосочетаний, слогов, слов, предложений с соблюдением гигиенических норм, усвоение навыка письма под диктовку, развитие речевых умений, необходимых для создания собственных устных и письменных высказываний.
При этом курс «Обучение грамоте. Письмо» (так же, как и начальный курс обучения грамоте, построенный на создании «Личного букваря»), учитывает особые образовательные потребности школьников с РАС. Важнейшими среди них являются помощь «в упорядочивании и осмыслении усваиваемых знаний и умений, не допускающей их механического формального накопления»1, а также содействие «развитию способности планировать»2. Поэтому специальное внимание в начале каждого урока уделяется составлению визуального плана с помощью пиктограмм. Во время планирования определяется, какие виды деятельности и в каком объеме будут представлены на уроке, что снижает тревожность школьников с РАС, делая ситуацию более предсказуемой.
Учитывая выраженные проблемы регуляции психофизического тонуса у школьника с РАС, сложности координации движений, мелких моторных действий, каждый урок письма включает в себя двигательную разминку и пальчиковую гимнастику. Гигиенические требования, выполнение которых необходимо при письме, усваиваются учащимся с помощью наглядной поддержки – специальных плакатов. На первых уроках отрабатывается также умение ориентироваться на пространстве листа тетради (прописи) и классной доски.
На каждом уроке уделяется специальное внимание развитию фонетико- фонематического восприятия школьников с РАС, формированию правильной артикуляции гласных и согласных звуков. Ученик тренируются в опознании на слух определенных гласных и согласных в ряду других звуков, слогов, а затем в словах: в начале, середине, конце слов. Рассматриваются особенности артикуляции гласных и согласных звуков для формирования слухопроизносительных дифференцировок.
Специальные задания нацелены на закрепление зрительного образа каждой буквы, усвоение зрительно-моторного навыка ее написания: буква конструируется из деталей, выполненных из бархатной бумаги, пишется в воздухе рукой, ногой, проводится поэлементный анализ строчной и заглавной букв, сравнивается печатный и письменный вариант одной и той же буквы, прописные буквы сравниваются между собой.
Так как овладение графическими навыками, необходимыми для освоения письма, - монотонный и сложный для школьников с РАС процесс, тренировка в написании элементов букв чередуется с игровыми заданиями, развивающими внимание (его концентрацию, устойчивость, способность к переключению), зрительно-моторную координацию детей, их пространственные представления. Эти занимательные задания создают положительный эмоциональный фон, устраняют монотонность занятий и помогают в запоминании элементов графемы.
Учитель на протяжении урока самостоятельно определяет частоту и количество используемых занимательных заданий в зависимости от индивидуальных особенностей каждого ученика и класса в целом.
Изучение правил грамматики, орфографии и пунктуации проводится в минимальном объеме, необходимом при освоении написания слов и предложений. В том числе: отрабатывается написание имен собственных с большой буквы, подчеркивается роль буквы
«и» как показателя мягкости предыдущих согласных, рассматриваются функции мягкого и твердого знаков, обсуждается правописание сочетаний «жи» и «ши».
Ученику дается представление о слоге, как части слова; формируется умение определять количество слогов в слове, делить слова на слоги с опорой на количество гласных звуков; осваиваются правила переноса слов и умение переносить слова по слогам.
Формируется представление о предложении, отрабатывается умение последовательно и правильно списывать слоги, слова, предложения (с доски, из учебника). Школьники осваивают правила оформления предложения на письме: начинать фразу с большой буквы, ставить точку в конце предложения, следить, чтобы между словами был пробел. Тренируется способность самокоррекции: умение находить ошибки и исправлять их.
Учитывая психофизические особенности школьников с РАС, специальное внимание уделяется поддержанию их учебной мотивации и усвоению правил поведения на уроке. Этому служат и занимательные задания, и получение «материальных наград» - наклеек в тетрадь по итогам урока, и специальная система «усиленного поощрения» ученика на уроке, когда отмечается любой, даже самый незначительный его успех (например: «Молодец, ты задал правильный вопрос!»).
Чтобы предотвратить свойственное школьникам с РАС неосмысленное, механическое усвоение навыков, в уроки включаются задания, которые помогают понять, что письмо - неотъемлемая часть повседневной жизни: ученик пишет письма своим родителям, любимым сказочным персонажам; учится искать и исправлять ошибки. Тем самым, у школьника с РАС не только формируется умение грамотно писать, но и, в целом, развиваются коммуникативные компетенции, что соответствует основным задачам обучения таких детей.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
I четверть - 23 ч. | II четверть - 21 ч. | III четверть - 29 ч. | IV четверть - 26 ч. | ||||||||
№ п/п | Тема | Кол-во часов | № п/п | Тема | Кол-во часов | № п/п | Тема | Кол-во часов | № п/п | Тема | Кол-во часов |
1. | Подготовительный период | 18 ч. | 1. | Букварный период | 21 ч. | 1. | Букварный период | 29 ч. | 1. | Букварный период | 2 ч. |
Русский язык. Наша речь | 1 ч. | ||||||||||
2. | Букварный период | 5 ч. | 2. | 2. | 2. | Текст, предложение, диалог | 1 ч. | ||||
3. | 3. | 3. | Слова, слова, слова... | 4 ч. | |||||||
4. | Слог и слово. Ударение | 3 ч. | |||||||||
5. | Звуки и буквы | 14 ч. | |||||||||
Повторение и обобщение изученного материала | 1 ч. | ||||||||||
Проект | 2 ч | ||||||||||
Проверочная работа | 2 ч | ||||||||||
Словарный диктант | 1 ч | ||||||||||
Итого за год | 99 ч |
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ | Тема урока | Кол-во часов | Основные виды деятельности учащихся | Дата по плану | Дата по факту | |
Подготовительный период -18 ч | ||||||
1 | История возникновения письма | 1 | Отвечать на вопросы учителя о назначении прописи. Ориентироваться в первой учебной тетради. | |||
2 | Знакомство с новым предметом | 1 | Правильно располагать учебную тетрадь на рабочем месте, демонстрировать правильное положение ручки при письме. | |||
3-4 | Гигиенические правила письма | 2 | Воспроизводить с опорой на наглядный материал (иллюстрации в прописи, плакаты и др.) гигиенические правила письма. Называть письменные принадлежности с опорой на иллюстрации прописи. | |||
5 | Рабочая строка | 1 | Принимать учебную задачу урока. Осуществлять решение учебной задачи под руководством учителя. | |||
6 | Письмо наклонных прямых | 1 | Учатся правильно располагать учебную тетрадь на рабочем месте. Применять гигиенические правила письма при выполнении заданий. | |||
7 | Письмо наклонных прямых с закруглением внизу | 1 | Обозначать условным знаком (точкой) наиболее удавшийся элемент. Писать элементы основного алгоритма. | |||
8 | Письмо наклонной прямой с закруглением вверху и внизу | 1 | Научатся писать по образцам элементы букв; ориентироваться в пространстве на странице; применять гигиенические правила письма при выполнении заданий. | |||
9 | Письмо полуовалов «левых» и «правых» | 1 | Развивают мелкую моторику мышц пальцев и свободы движения руки; пространственную ориентацию на странице тетради; письмо по образцу. | |||
10 | Письмо овалов | 1 | Воспроизводить правила посадки, владения инструментами, расположения тетради-прописи на рабочем месте. Демонстрировать правильное применение гигиенических правил письма. | |||
11 | Строчная буква а | 1 | Анализировать образец изучаемой буквы, выделять элементы в строчных и прописных буквах. | |||
12 | Прописная буква А | 1 | Называть правильно элементы буквы А, а. Сравнивать печатную и письменную буквы. Писать буквы А, а в соответствии с образцом. Анализировать написанную букву, выбирать наиболее удавшийся вариант, обозначать его условным знаком (точкой), ориентироваться на лучший вариант в процессе письма. Сравнивать написанные буквы А, а с образцом. | |||
13 | Строчная буква о | 1 | Воспроизводить правила посадки, владения инструментами, расположения тетради-прописи на рабочем месте. Демонстрировать правильное применение гигиенических правил письма. | |||
14 | Прописная буква О | 1 | Называть правильно элементы буквы О. Сравнивать печатную и письменную буквы. Писать букву О в соответствии с образцом. Анализировать написанную букву, выбирать наиболее удавшийся вариант, обозначать его условным знаком (точкой), ориентироваться на лучший вариант в процессе письма. | |||
15 | Строчная и прописная буквы и И | 1 | Сравнивать написанную букву и с образцом. Выполнять слого-звуковой анализ слов, данных на странице прописи, соотносить написанные слова со схемой-моделью. Приводить примеры слов со звуком [и] в начале, середине, конце слова. Осваивать приёмы комментированного письма. Записывать слова с буквой и под руководством учителя с комментированием. | |||
16 | Письменная буква ы | 1 | Воспроизводить правила посадки, владения инструментами, расположения тетради-прописи на рабочем месте. Демонстрировать правильное применение гигиенических правил письма. Анализировать образец изучаемой буквы, выделять элементы в строчных буквах. Называть правильно элементы буквы ы. Сравнивать печатную и письменную буквы. Писать букву ы в соответствии с образцом. Анализировать написанную букву, выбирать наиболее удавшийся вариант, обозначать его условным знаком (точкой), ориентироваться на лучший вариант в процессе письма. Сравнивать написанную букву ы с образцом. Писать слоги, слова с новой буквой, используя приём комментирования. Оценивать свою работу. Выполнять слого-звуковой анализ слов, данных на странице прописи, соотносить написанные слова со схемой-моделью. Записывать слова, содержащие буквы и, ы, с комментированием. | |||
17 | Строчная буква у | 1 | Воспроизводить правила посадки, владения инструментами, расположения тетради-прописи на рабочем месте. | |||
18 | Прописная буква У | 1 | Демонстрировать правильное применение гигиенических правил письма. Называть правильно элементы буквы У, у. Сравнивать печатную и письменную буквы. Писать буквы У, у в соответствии с образцом. Анализировать написанную букву, выбирать наиболее удавшийся вариант, обозначать его условным знаком (точкой), ориентироваться на лучший вариант в процессе письма. Сравнивать написанные буквы У, у с образцом. Выполнять слого-звуковой анализ слов, данных на странице прописи, соотносить написанные слова со схемой-моделью. Писать изученные ранее буквы в соответствии с образцом. | |||
Букварный период – 57 ч | ||||||
19 | Строчная буква н | 1 | Анализировать образец изучаемой буквы, выделять элементы в строчной букве. Сравнивать печатную и письменную буквы. Писать букву, н в соответствии с образцом. Анализировать написанную букву, выбирать наиболее удавшийся вариант, обозначать его условным знаком (точкой), ориентироваться на лучший вариант в процессе письма. Выполнять слого-звуковой анализ слов, данных на странице прописи. | |||
20 | Прописная буква Н | 1 | Выполнять гигиенические правила письма. Анализировать образец изучаемой буквы, выделять элементы в строчных и прописных буквах. Сравнивать печатную и письменную буквы. Писать буквы Н, н в соответствии с образцом. Анализировать написанную букву, выбирать наиболее удавшийся вариант, обозначать его условным знаком (точкой), ориентироваться на лучший вариант в процессе письма. Сравнивать написанные буквы Н, н с образцом. Правильно записывать имена собственные. Списывать без ошибок с письменного шрифта. Работать в парах и группах: анализировать работу товарищей и оценивать её по правилам | |||
21-22 | Строчная и прописная буквы с, С | 2 | Выполнять гигиенические правила письма. Анализировать образец изучаемой буквы, выделять элементы в строчных и прописных гласных буквах. Сравнивать печатную и письменную буквы. Писать буквы С, с в соответствии с образцом. Анализировать написанную букву, выбирать наиболее удавшийся вариант, обозначать его условным знаком (точкой), ориентироваться на лучший вариант в процессе письма. Сравнивать написанные буквы С, с с образцом. Писать слоги, слова с новыми буквами, используя приём комментирования. Правильно записывать имена собственные. | |||
23-24 | Строчная и прописная буквы к, К | 2 | Выполнять гигиенические правила письма. Анализировать написанную букву, выбирать наиболее удавшийся вариант, обозначать его условным знаком (точкой), ориентироваться на лучший вариант в процессе письма. Сравнивать печатную и письменную буквы. Писать буквы К, к в соответствии с образцом. Анализировать написанную согласную букву, выбирать наиболее удавшийся вариант, обозначать его условным знаком (точкой). Сравнивать написанные буквы К, к с образцом. Писать слоги, слова с новыми буквами, используя приём комментирования. Списывать без ошибок с письменного шрифта. | |||
25-26 | Строчная и прописная буквы т, Т | 2 | Выполнять гигиенические правила письма. Анализировать образец изучаемой буквы, выделять элементы в строчных и прописных гласных буквах. Сравнивать печатную и письменную буквы. Писать буквы Т, т в соответствии с образцом. Анализировать написанную букву, выбирать наиболее удавшийся вариант, обозначать его условным знаком (точкой), ориентироваться на лучший вариант в процессе письма. Сравнивать написанные буквы Т, т с образцом. Писать слоги, слова с новой буквой, используя приём комментирования. Списывать без ошибок с письменного шрифта. Грамотно оформлять на письме вопросительное предложение. Правильно интонировать при чтении вопросительное предложение. | |||
27 | Письмо изученных букв | 1 | Выполнять гигиенические правила письма. Обводить по контуру изученные буквы. Анализировать предложения, данные учителем, определять количество слов в них, объяснять известные орфограммы (начало предложения, правописание имён собственных). Списывать без ошибок предложения, грамотно обозначать границы предложения. Составлять текст из 2—3-х предложений, записывать его под руководством учителя, используя приём комментирования | |||
28-29 | Строчная и прописная буквы л, Л | 2 | Выполнять гигиенические правила письма. Анализировать образец изучаемой буквы, выделять элементы в строчных и прописных гласных буквах. Сравнивать печатную и письменную буквы. Писать буквы Л, л в соответствии с образцом. Анализировать написанную букву, выбирать наиболее удавшийся вариант, обозначать его условным знаком (точкой), ориентироваться на лучший вариант в процессе письма. Сравнивать написанные буквы Л, л с образцом. Писать слоги, слова с новой буквой, используя приём комментирования. Правильно записывать имена собственные. Списывать без ошибок с письменного шрифта. Грамотно оформлять на письме вопросительное предложение. | |||
30 | Строчная и прописная буквы р, Р | 1 | Выполнять задания в соответствии с требованиями учителя. Анализировать написанную букву. Сравнивать написанную букву с образцом. Писать слоги, слова, предложения. Списывать с рукописного и печатного текста. Писать под диктовку буквы, слоги, слова, предложения. Соблюдать санитарно-гигиенические нормы письма | |||
31-32 | Строчная и прописная буквы в, В | 2 | Выполнять задания в соответствии с требованиями учителя. Сравнивать написанную букву с образцом. Писать слоги, слова, предложения. Списывать с рукописного и печатного текста. Писать под диктовку буквы, слоги, слова, предложения. Соблюдать санитарно-гигиенические нормы письма | |||
33-34 | Прописная буква Е, строчная буква е | 2 | Выполнять гигиенические правила письма. Анализировать образец изучаемой буквы, выделять элементы в строчных и прописных гласных буквах. Сравнивать печатную и письменную буквы. Писать буквы Е, е в соответствии с образцом. Анализировать написанную букву, выбирать наиболее удавшийся вариант, обозначать его условным знаком (точкой), ориентироваться на лучший вариант в процессе письма. Сравнивать написанные буквы Е, е с образцом. Выполнять слого-звуковой анализ слов со звуками [j’э], [’э]. Писать слоги, слова с новой буквой, используя приём комментирования. Правильно записывать имена собственные. Грамотно оформлять на письме вопросительные предложения. Записывать ответ на вопрос с использованием приёма комментирования. | |||
35 | Строчная и прописная буквы п, П | 1 | Сравнивать печатную и письменную буквы. Писать буквы П, п в соответствии с образцом. Анализировать написанную букву, выбирать наиболее удавшийся вариант, обозначать его условным знаком (точкой), ориентироваться на лучший вариант в процессе письма. Сравнивать написанные буквы П, п с образцом. Выполнять слого-звуковой анализ слов с новыми звуками [п], [п’]. Писать слоги, слова с новой буквой, используя приём комментирования. Правильно записывать имена собственные. | |||
36 | Строчная и прописная буквы м, М | 1 | Писать буквы М, м в соответствии с образцом. Анализировать написанную букву, выбирать наиболее удавшийся вариант, обозначать его условным знаком (точкой), ориентироваться на лучший вариант в процессе письма. Сравнивать написанные буквы М, м с образцом. Выполнять слого-звуковой анализ слов с новыми звуками [м], [м’]. Писать слоги, слова с новой буквой, используя приём комментирования. Правильно записывать имена собственные. Списывать без ошибок с печатного шрифта. | |||
37 | Строчная и прописная буквы з, З | 1 | Обводить элементы буквы З безотрывно, не выходя за пределы широкой строки. Писать буквы З, з в соответствии с образцом. Анализировать написанную букву, выбирать наиболее удавшийся вариант, обозначать его условным знаком (точкой), ориентироваться на лучший вариант в процессе письма. Сравнивать написанные буквы З, з с образцом. Выполнять слого-звуковой анализ слов с новыми звуками [з], [з’]. Писать слоги, слова с новой буквой, используя приём комментирования. Правильно записывать имена собственные. Списывать без ошибок с печатного шрифта. | |||
38-39 | Строчная и прописная буквы б, Б | 2 | Сравнивать печатную и письменную буквы. Писать буквы Б, б в соответствии с образцом. Анализировать написанную букву, выбирать наиболее удавшийся вариант, обозначать его условным знаком (точкой), ориентироваться на лучший вариант в процессе письма. Сравнивать написанные буквы Б, б с образцом. Выполнять слого-звуковой анализ слов с новыми звуками [б], [б’]. Писать слоги, слова с новой буквой, используя приём комментирования. Правильно записывать имена собственные. Списывать без ошибок слова и предложения с печатного шрифта. | |||
40- 41 | Строчная и прописная буквы д, Д | 2 | Писать букву д в соответствии с образцом. Анализировать написанную букву, выбирать наиболее удавшийся вариант, обозначать его условным знаком (точкой), ориентироваться на лучший вариант в процессе письма. Соблюдать соразмерность элементов буквы по высоте, ширине и углу наклона. Сравнивать написанные буквы д с образцом. Выполнять слого-звуковой анализ слов со звуками [д], [д’]. Писать слоги, слова с изученными буквами, используя приём комментирования. Списывать без ошибок слова и предложения с печатного шрифта. | |||
42-43 | Строчная и прописная буквы я, Я | 2 | Писать буквы Я, я в соответствии с образцом. Анализировать написанную букву, выбирать наиболее удавшийся вариант, обозначать его условным знаком (точкой), ориентироваться на лучший вариант в процессе письма. Сравнивать написанные буквы Я, я с образцом. Выполнять слого-звуковой анализ слов со звуками [j’а], [’а]. Писать слоги, слова с изученными буквами, используя приём комментирования. Правильно записывать имена собственные. Списывать без ошибок слова и предложения с печатного и письменного шрифта. Обозначать на письме твёрдость и мягкость предыдущего согласного соответствующими буквами я — а. | |||
44-45 | Строчная и прописная буквы г, Г | 2 | Писать буквы Г, г в соответствии с образцом. Анализировать написанную букву, выбирать наиболее удавшийся вариант, обозначать его условным знаком (точкой), ориентироваться на лучший вариант в процессе письма. Сравнивать написанные буквы Г, г с образцом. Выполнять слого-звуковой анализ слов со звуками [г], [г’]. Писать слоги, слова с изученными буквами, используя приём комментирования. Правильно записывать имена собственные. Списывать без ошибок слова и предложения с печатного шрифта. Обозначать начало предложения заглавной буквой, а конец предложения знаками препинания. | |||
46-48 | Строчная и прописная буквы ч, Ч. Сочетания ча, чу,чк.чн | 3 | Писать буквы Ч, ч в соответствии с образцом. Анализировать написанные буквы, выбирать наиболее удавшийся вариант, обозначать его условным знаком (точкой), ориентироваться на лучший вариант в процессе письма. Сравнивать написанную букву Ч, ч с образцом. Выполнять слого-звуковой анализ слов со звуком [ч’]. Писать слоги, слова с изученными буквами, используя приём комментирования. Писать грамотно слова с сочетаниями ча, чу. Списывать слова и предложения с печатного шрифта. Толковать смысл пословицы, употреблять правильно в речи. Оценивать свои достижения на уроке. | |||
59-50 | Письмо буквы ь. Письмо слов с буквой ь | 2 | Писать букву ь в соответствии с образцом. Анализировать написанную букву, выбирать наиболее удавшийся вариант, обозначать его условным знаком (точкой), ориентироваться на лучший вариант в процессе письма. Сравнивать написанную букву ь с образцом. Выполнять слого-звуковой анализ слов с мягким знаком на конце слова. Соотносить количество букв и звуков в слове. Писать слоги, слова с изученными буквами, используя приём комментирования. Списывать без ошибок слова и предложения с печатного шрифта. Писать грамотно слова с мягким знаком на конце и в середине слова. | |||
51-53 | Строчная и прописная буквы ш, Ш | 3 | Писать буквы Ш, ш в соответствии с образцом. Анализировать написанную букву, выбирать наиболее удавшийся вариант, обозначать его условным знаком (точкой), ориентироваться на лучший вариант в процессе письма. Сравнивать написанную букву Ш с образцом. Выполнять слого-звуковой анализ слов со звуком [ш]. Писать слоги, слова с изученными буквами, используя приём комментирования. Списывать без ошибок слова и предложения с печатного шрифта. Обозначать правильно границы предложения. Составлять ответ на вопрос и записывать его. | |||
54 | Строчная и прописная буквы ж, Ж | 1 | Писать буквы Ж, ж в соответствии с образцом. Анализировать написанную букву, выбирать наиболее удавшийся вариант, обозначать его условным знаком (точкой), ориентироваться на лучший вариант в процессе письма. Сравнивать написанные буквы Ж, ж с образцом. | |||
55 | Написание слов с сочетанием жи | 1 | Выполнять слого-звуковой анализ слов со звуком [ж]. Писать слоги, слова с изученными буквами под диктовку и с комментированием. Писать правильно имена собственные (имена людей и клички животных). Списывать без ошибок слова и предложения с печатного шрифта. Писать грамотно слова с сочетанием жи. Обозначать правильно границы предложения. | |||
56 | Строчная буква ё | 1 | Писать букву ё в соответствии с образцом. Анализировать написанную букву, выбирать наиболее удавшийся вариант, обозначать его условным знаком (точкой), ориентироваться на лучший вариант в процессе письма. Сравнивать написанную букву с образцом. Выполнять слого-звуковой анализ слов со звуками [ж], [ш], [j’о]. Обозначать на письме твёрдость и мягкость предыдущего согласного соответствующими буквами ё—о. Сопоставлять количество звуков и букв в словах с йотированными гласными. Обозначать одной буквой ё звуки [j’о] в начале слова и после гласной. Писать слоги, слова с изученными буквами под диктовку и с комментированием. Списывать без ошибок слова и предложения с печатного шрифта. Обозначать правильно границы предложения. | |||
57 | Прописная буква Ё | 1 | Писать буквы Ё, ё в соответствии с образцом. Анализировать написанную букву, выбирать наиболее удавшийся вариант, обозначать его условным знаком (точкой), ориентироваться на лучший вариант в процессе письма. Воспроизводить форму изучаемой буквы и её соединения с другой буквой по алгоритму. Сравнивать написанные буквы Ё, ё с образцом. Выполнять слого-звуковой анализ слов со звуками [j’о], [’о]. Писать грамотно слова с сочетаниями жи. Писать слоги, слова с изученными буквами под диктовку и с комментированием. Списывать с печатного и рукописного текста. Обозначать правильно границы предложения. | |||
58-59 | Буква й. Слова с буквой й | 2 | Писать буквы Й, й в соответствии с образцом. Анализировать написанную букву, выбирать наиболее удавшийся вариант, обозначать его условным знаком (точкой), ориентироваться на лучший вариант в процессе письма. Сравнивать написанные буквы Й, й с образцом. Выполнять слого-звуковой анализ слов со звуком [j’]. Писать слова с изученными буквами под диктовку и с комментированием. Списывать без ошибок слова и предложения с печатного шрифта. Обозначать правильно границы предложения. Называть признаки предмета, характеризовать предмет с помощью прилагательных. | |||
60-61 | Строчная и прописная буквы х, Х. | 2 | Писать буквы Х, х в соответствии с образцом. Анализировать написанную букву, выбирать наиболее удавшийся вариант, обозначать его условным знаком (точкой), ориентироваться на лучший вариант в процессе письма. Сравнивать написанные буквы Х, х с образцом. Выполнять слого-звуковой анализ слов со звуками [х], [х’]. Грамотно обозначать буквой на письме парный согласный, находящийся в конце слова, подбирать проверочное слово, обосновывать выбор буквы согласного. Писать слова с изученными буквами под диктовку и с комментированием. | |||
62 | Письмо изученных букв, слогов. Письмо элементов изученных букв. | 1 | Составлять предложения из слов, содержащих новые буквы Х, х. Списывать без ошибок слова и предложения с печатного и письменного шрифта. Обозначать правильно границы предложения. Называть признаки предмета, характеризовать предметы с помощью прилагательных. Подбирать антонимы-прилагательные по образцу, данному в прописи. | |||
63 | Строчная и прописная буквы ю, Ю. | 1 | Выполнять гигиенические правила письма, осуществлять взаимоконтроль и оценку их выполнения. Писать буквы Ю, ю в соответствии с образцом. Анализировать написанную букву, выбирать наиболее удавшийся вариант, обозначать его условным | |||
64 | Письмо строчной буквы ю после согласных | 1 | знаком (точкой), ориентироваться на лучший вариант в процессе письма. Сравнивать написанные буквы Ю, ю с образцом. Выполнять слого-звуковой анализ слов со звуками [j’у], [’у]. Грамотно обозначать буквой ю на письме мягкость предыдущего согласного, а буквой у — твёрдость предыдущего согласного. Грамотно писать имена собственные в предложениях в процессе списывания и под диктовку. Списывать без ошибок слова и предложения с печатного и письменного шрифта. Составлять ответ на вопрос и записывать его. | |||
65 | Строчная и прописная буквы ц, Ц. | 1 | Выполнять гигиенические правила письма, осуществлять взаимоконтроль и оценку их выполнения. Писать буквы Ц, ц в соответствии с образцом. Анализировать написанную букву, выбирать наиболее удавшийся вариант, обозначать его условным знаком (точкой), ориентироваться на лучший вариант в процессе письма. Сравнивать написанные буквы Ц, ц с образцом. Выполнять слого-звуковой анализ слов со звуком [ц], характеризовать его, указывая на его постоянный признак — твёрдость. Писать слова с изученными буквами под диктовку и с комментированием. Составлять предложения из слов, содержащих новые буквы Ц, ц. Списывать без ошибок слова и предложения с печатного и письменного шрифта. Обозначать правильно границы предложения. | |||
66 | Письмо слов с буквой ц | 1 | Выполнять гигиенические правила письма, осуществлять взаимоконтроль и оценку их выполнения. Называть правильно элементы изученных букв. Писать каллиграфически правильно изученные буквы, выбирать наиболее удавшийся вариант, обозначать его условным знаком (точкой), ориентироваться на лучший вариант в процессе письма. Писать под диктовку предложение после предварительного разбора. Списывать без ошибок слова и предложения с печатного и письменного шрифта. Обозначать правильно границы предложения. | |||
67-68 | Строчная и прописная буквы э, Э | 2 | Выполнять гигиенические правила письма, осуществлять самоконтроль и самооценку. Писать буквы Э, э в соответствии с образцом. Анализировать написанную букву, выбирать наиболее удавшийся вариант, обозначать его условным знаком (точкой), ориентироваться на лучший вариант в процессе письма. Сравнивать написанные буквы Э, э с образцом. Выполнять слого-звуковой анализ слов со звуком [э]. Записывать с заглавной буквы имена собственные. Списывать без ошибок слова и предложения с печатного и письменного шрифта. Обозначать правильно границы предложения. Самостоятельно придумывать мужские имена, записывать их в строке прописи. | |||
69-70 | Строчная и прописная буквы щ, Щ. | 2 | Выполнять гигиенические правила письма, осуществлять самоконтроль и самооценку их выполнения. Писать букву щ в соответствии с образцом. Анализировать написанную букву, выбирать наиболее удавшийся вариант, обозначать его условным знаком (точкой), ориентироваться на лучший вариант в процессе письма. Сравнивать написанную букву щ с образцом. Выполнять слого-звуковой анализ слов со звуком [щ’], характеризовать его, указывая на его постоянный признак — мягкость. Соотносить звучание и написание сочетаний ща, щу, объяснять их написание. Записывать правильно слова с сочетаниями ща, щу. Списывать без ошибок слова и предложения с печатного и письменного шрифта. Обозначать правильно границы предложения. | |||
71 | Письмо слов с сочетаниями ща, щу | 1 | Писать букву Щ в соответствии с образцом. Анализировать написанную букву, выбирать наиболее удавшийся вариант, обозначать его условным знаком (точкой), ориентироваться на лучший вариант в процессе письма. Сравнивать написанную букву Щ с образцом. Соотносить звучание и написание сочетаний ща, щу, объяснять их написание. Записывать правильно слова с сочетаниями ща, щу. Списывать без ошибок слова и предложения с письменного шрифта. Обозначать правильно границы предложения. Дополнять предложение словом в соответствии со смыслом предложения. | |||
72 | Письмо слов и предложений с изученными буквами | 1 | Писать буквы Ц, ц в соответствии с образцом, каллиграфически правильно писать изученные буквы. Списывать без ошибок слова и предложения с печатного и письменного шрифта. Обозначать правильно границы предложения. Выполнять правила работы в паре. | |||
73-74 | Строчная и прописная буквы ф, Ф | 2 | Писать буквы Ф, ф в соответствии с образцом. Анализировать написанную букву, выбирать наиболее удавшийся вариант, обозначать его условным знаком (точкой), ориентироваться на лучший вариант в процессе письма. Сравнивать написанные буквы Ф, ф с образцом. Выполнять слого-звуковой анализ слов со звуками [ф], [ф’]. Записывать с заглавной буквы имена собственные. Списывать без ошибок слова и предложения с печатного и письменного шрифта. Записывать под диктовку предложения после предварительного разбора. Обозначать правильно границы предложения. | |||
75 | Буквы ь, ъ. Повторение изученного | 1 | Выполнять гигиенические правила письма, осуществлять самоконтроль и самооценку. Писать буквы ь, ъ в соответствии с образцом. Анализировать написанную букву, выбирать наиболее удавшийся вариант, обозначать его условным знаком (точкой), ориентироваться на лучший вариант в процессе письма. Сравнивать написанные буквы ь, ъ с образцом. Записывать предложения, содержащие слова с буквами ь, ъ, с комментированием. Списывать без ошибок слова и предложения с письменного шрифта. Обозначать правильно границы предложения. Писать под диктовку изученные буквы, слоги, слова | |||
Русский язык – 24ч Наша речь – 1 ч | ||||||
76 | Знакомство с учебником. Язык и речь. Устная и письменная речь | 1 | Знакомятся с учебником, его структурой, назначением. Наблюдают за назывной функцией слова. Учатся строить высказывания о значении языка и речи в жизни человека. Наблюдают за связью предложений в тексте, озаглавливают его. Анализируют деформированный текст. Выполнять гигиенические правила письма, осуществлять самоконтроль и самооценку. Приобретать опыт в различении устной и письменной речи. | |||
Текст, предложение, диалог - 1 ч | ||||||
77 | Текст и предложение. Смысловая связь в предложении | 1 | Учатся различать текст и предложение. Наблюдают за связью предложений в тексте, озаглавливают его. Соотносят содержание текста и рисунка к нему. Учатся выбирать из ряда заголовка наиболее подходящий. Анализируют деформированный текст. Получают представление о диалоге и его оформлении. Получают представление о предложении как о группе слов, выражающих законченную мысль. Учатся различать предложение и слово. Составляют предложения из слов и текст из предложений. Наблюдают за текстовыми синонимами. Анализируют предложения и текст. Формируют навык смыслового выразительного чтения. Составляют диалог по рисунку. | |||
Слова, слова, слова... – 4ч | ||||||
78 | Слово как единица языка и речи. Роль слов в речи | 1 | Получают представление о слове как единице языка и речи. Учатся различать предметы и слова, ставить вопросы к словам, классифицировать слова по тематическим группам. Учатся составлять текст по рисунку и опорным словам. | |||
79 | Слова – названия предметов и явлений, названия признаков предметов, названия действий предметов | 1 | Учатся различать слова, обозначающие предметы, признаки действия. Учатся ставить к словам вопросы Развивают умения классифицировать слова, называющие предметы, признаки. Выполняют гигиенические правила письма, осуществлять самоконтроль и самооценку. | |||
80 | Тематические группы слов. Слова-названия предметов, отвечающие на вопросы кто? что? | 1 | Учатся классифицировать и объединять слова-названия предметов в группы по их лексическому значению. Подбирают вопросы к словам-названиям предметов (из текста, по картинке). Дифференцируют предметы, отвечающие на вопросы кто? и что? Подводятся к мысли о том, что слово, отвечающее на вопрос кто?, является в предложении главным членом. | |||
81 | Однозначные и многозначные слова. Слова близкие и противоположные по значению | 1 | Получают представление об однозначных и многозначных словах. Наблюдают над употреблением этих слов. Списывают без ошибок слова и предложения с печатного и письменного шрифта. Учатся соотносить звучание и написание слогов-слияний со звуками, правильно записывать слова, следуя образцу. | |||
Слог и слово. Ударение – 3 ч | ||||||
82 | Слог как минимальная произносительная единица. Деление слов на слоги | 1 | Учатся обозначать правильно границы предложения, различать слово и слог: использовать слова-опоры при составлении рассказа на заданную тему. Сравнивают и распознают гласные звуки в ударных и безударных слогах слов (в формах одного и того же слова). Делят слова на слоги. Анализируют слоговые модели слов. | |||
83 | Перенос слов. Правила переноса слов с одной строки на другую | 1 | Закрепляют умение переносить слова по слогам. Учатся соблюдать в устной речи интонацию конца предложения. Сравнивают и распознают гласные звуки в ударных и безударных слогах слов (в формах одного и того же слова). | |||
84 | Ударение. Графическое обозначение ударения. Ударный и безударный слог. | 1 | Учатся определять ударение в словах; находить наиболее рациональные способы определения ударения в слове; различать ударные и безударные слоги. | |||
Звуки и буквы – 14 ч | ||||||
85 | Русский алфавит, или Азбука. Использование алфавита при работе со словарями | 1 | Научатся высказываться о значимости изучения алфавита. Узнают место буквы в алфавите, располагают слова в алфавитном порядке. Работать с памяткой «Алфавит» в учебнике. | |||
86 | Гласные звуки. Буквы, обозначающие гласные звуки. | 1 | Научатся различать в слове гласные звуки по их признакам, различать гласные звуки ибуквы, обозначающие гласные звуки. Приобретать опыт в составлении предложения по рисунку и заданной схеме. Классифицировать и объединять слова по значению (люди, животные, растения и др.) в тематические группы. Определяют наличие орфограмм в словах. Подбирают проверочные слова. Обосновывают написание слов с безударным гласным. Научатся объяснять причины расхождения количества звуков и букв в словах. | |||
87 | Буквы е, ё, ю, я и их функции в слове. Слова с буквой э. | 1 | ||||
88 | Ударные и безударные гласные звуки. Правописание гласных в ударных и безударных слогах. Проверочная работа | 1 | Обобщают фонетико-графические сведения и применяют их. Различают гласные и согласные звуки. Распознают звуки в слове, правильно их произносят. Устанавливают количество слогов в слове (по количеству гласных). Определяют ударный слог. Определяют место звука в слове, правильно произносят звук вне слова и называют букву или буквы, которыми он обозначается на письме. Научатся распознавать проверочные и проверяемые слова. | |||
89 | Согласные звуки и буквы. Проверочный словарный диктант | 1 | Распознают согласные звуки, парные по глухости-звонкости и твердости-мягкости. Характеризуют звуки по их признакам. | |||
90 | Удвоенные согласные. Перенос слов с удвоенными согласными | 1 | Научатся различать согласные звуки в слове. Познакомятся со словами с удвоенными согласными в слове. Познакомиться с правилом переноса слов с удвоенными согласными. | |||
91 | Твёрдые и мягкие согласные звуки. Парные и непарные по твёрдости-мягкости согласные звуки. | 1 | Учатся различать твердые и мягкие согласные звуки, обозначать мягкость согласных звуков на письме с помощью букв е, ё, ю, я, и, ь (на конце слова). Обозначают сочетания шипящих звуков с гласными (жи, ши, ча, ща, чу, щу), сочетания чк, чн. Передают на письме звуковую структуру слова. Обозначают мягкость согласных звуков буквами и, е, ё, ю, я, ь. | |||
92 | Мягкий знак – показатель мягкости согласных звуков | 1 | Учатся различать твердые и мягкие согласные звуки, обозначать мягкость согласных звуков на письме с помощью букв е, ё, ю, я, и, ь (на конце слова). | |||
93 | Наши проекты. Скороговорки | 1 | Научатся выделять из большого количества информации самое главное и основное; представлять свой опыт. | |||
94 | Буквосочетания чк, чн, чт | 1 | Научатся правильно произносить слова с данными орфограммами, составлять и записывать предложения со словами, включающими данные сочетания, писать зрительно-слуховые, затем слуховые диктанты. | |||
95 | Буквосочетания жи-ши | 1 | Характеризуют звуки. Определяют слова с орфограммами жи-ши, ча-ща, чу-щу, чк, чн. Соотносят звучание и написание, объясняют случаи расхождения звучания и написания сочетаний жи-ши в ударном положении. | |||
96 | Буквосочетания ча-ща, чу-щу | 1 | Подбирают слова с данными орфограммами, составляют и записывают предложения со словами, включающими данные сочетания. | |||
97 | Заглавная буква в словах | 1 | Научатся распознавать имена собственные, выполнять гигиенические правила письма, осуществлять самоконтроль и самооценку; приобретать опыт в различении устной и письменной речи. Пишут под диктовку текст с изученными орфограммами. Проверяют слова подбором проверочных слов. Выполняют грамматические задания к тексту. | |||
98 | Проект «Сказочная страничка» | 1 | Закрепят знания, умения и навыки, приобретенные при изучении курса русского языка; будут выполнять гигиенические правила письма, осуществлять самоконтроль и самооценку. Списывать без ошибок слова и предложения с печатного и письменного шрифта. | |||
Повторение и обобщение – 1 ч | ||||||
99 | Повторение и обобщение изученного материала | 1 | Закрепят знания, умения и навыки, приобретенные при изучении курса русского языка |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
рабочая программа по русскому языку 2 класс по программе школы России
Рабочая программа по русскому языку для 2 «А» класса ГСКОУ 3-4 вида г. Петровск-Забайкальска на 2011-2012 учебный год разработана на основе Программы Министерства образования РФ: Начальное общее...
Рабочая программа по русскому языку 3 класс ФГОС .Учебник А.В. Полякова.Система Л.В. Занкова. Документ содержит рабочую программу и календарно-тематическое планирование
Рабочая программа по русскому языку 3 класс ФГОС .Учебник А.В. Полякова.Система Л.В. Занкова. Документ содержит рабочую программу и календарно-тематическое планирование Рабочая программа по матем...
Рабочая программа по русскому языку 3 класса авторской программы Л.Ф. Климанова «Русский язык»
Рабочая программа разработана на основе авторской программы Л.Ф. Климанова «Русский язык» утвержденной в соответствие с требованиями Федерального компонента государственного стандарта начал...
Рабочая программа по русскому языку (4 класс) на тему: "Рабочая программа по русскому языку 4 коррекционный класс (8 вида).
Рабочая программа составлена на основе авторской программы В. В. Воронковой «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 1-4 классы ,4-е издан...
Рабочая программа по русскому языку (3 класс) на тему: "Рабочая программа по русскому языку 3 коррекционный класс (8 вида).
Рабочая программа составлена на основе авторской программы В. В. Воронковой «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 1-4 классы ,4-е издание - М.: Просвещение...
Рабочая программа по русскому языку 1 класс "Школа России" и календарно–тематическое планирование уроков русского языка
Рабочая программа и календарно-тематическое планирование по русскому языку для 1 класса составлена на основе авторской программы Канакиной В.П., Горецкого В.Г, Бойкиной М.В. УМК &laqu...
Рабочая программа по русскому языку 1 класс ("Начальная школа XXI Века"), по обновленным ФГОС выполнена в конструкторе рабочих программ
Рабочая программа по русскому языку 1 класс ("Начальная школа XXI Века"), по обновленным ФГОС выполнена в конструкторе рабочих программ...