Конспект урока по русскому языку 1 класс "Перенос слов"
план-конспект урока по русскому языку (1 класс)
Этот конспект урока разработан с использованием ИКТ технологий.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
malyutova_urok_s_saytom_resh.doc | 112 КБ |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока
Предмет, класс, УМК, автор учебника | Русский язык, 1класс, УМК «Школа России», В.П. Канакина, В.Г. Горецкий «Русский язык», М.: «Просвещение», 2014 г. |
Учитель | Малютова Мария Алексеевна, учитель начальных классов МБОУ СОШ №35 г. Астрахани |
Тема урока | Перенос слов |
Тип урока | Открытие нового знания |
Дидактическая цель | Деятельностная: формирование у учащихся умений реализовывать новые способы действия Содержательная: расширение понятийной базы за счет включения в нее новых знаний |
Задачи урока | ∙Познакомить учащихся с правилами переноса слов с одной строки на другую, организуя самостоятельное наблюдение за языковым материалом; упражняться в переносе слов. ∙Развивать связную речь, умение слушать, отвечать на вопросы, аргументировать свой ответ, приводить примеры к правилу. Развивать любознательность, память, мышление, внимание. ∙Воспитывать культуру общения, чувство взаимопомощи, доброжелательные отношения при работе в группе, интерес к родному языку. |
Планируемые результаты | Предметные: - переносить слова с одной строки на другую разными способами по алгоритму Личностные: - развивать мотивы учебной деятельности и формировать личностный смысл учения; - проявлять интерес к поиску и присвоению общих способов решения учебных задач; - осмысливать причины успеха в учебной деятельности; - развивать навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях. Метапредметные: Регулятивные: - совместно с учителем принимать и сохранять учебную задачу; - учиться работать по предложенному учителем плану; - составлять алгоритм переноса слов; - сравнивать с образцом. Познавательные: - делать выводы на основе обобщения; - проводить классификацию слов; - делать выводы о результате совместной работы класса и учителя. Коммуникативные: - слушать и понимать речь других; сотрудничать с одноклассниками при работе в группе, паре; - договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности; - участвовать в учебном диалоге, аргументировать свою точку зрения. |
Методы обучения | Словесный, наглядный, проблемный, ИКТ технологии |
Приёмы | Слово учителя, беседа, выполнение упражнений разных типов, решение проблемной задачи, творческие задания. |
Формы организации познавательной деятельности | Фронтальная, индивидуальная, работа в парах. |
Средства обучения | Учебник В.П. Канакиной, В.Г. Горецкого "Русский язык", ноутбук, презентация, электронное приложение, РЭШ. |
Ход урока
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность ученика | УУД |
(2 мин) | Организует деятельность учащихся на создание рабочей обстановки. Громко прозвенел звонок. Начинается урок. Наши ушки – на макушке, Глазки широко открыты. Слушаем, запоминаем, Ни минуты не теряем. | Ученик: Мы рады приветствовать вас в нашем классе! Возможно, есть классы и лучше и краше. Но пусть в нашем классе вам будет светло, Пусть будет уютно и очень легко. Читают стихи. Погружаются в рабочую атмосферу. Эмоционально настраиваются на урок. | Регулятивные УУД: - волевая саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии; Личностные УУД: -развитие доброжелательности, доверия и внимательности к людям, готовности к сотрудничеству -формирование ценностных ориентиров и смыслов учебной деятельности на основе развития познавательной деятельности |
(5-7 мин) | Организует деятельность по повторению пройденного материала. Угадайте, что это за персонажи? А вы бы хотели на этот урок превратиться в маленьких, но в тоже время умных фиксиков? Но для начала нам с вами нужно открыть наши тетрадочки по русскому языку, написать число и классная работа. (Руки на месте…) МИНУТКА ЧИСТОПИСАНИЯ: Сегодня мы напишем с вами Аа Алла Анапа Александра Тот, кто справиться, вспоминаем как должен сесть, чтобы я поняла, что вы закончили. Итак, раз все закончили, тооооогдааааааа, превращаемсяяя…. Ребята, мы с вами оказались в школе у Дим Димыча. Сейчас у него также как и у нас, урок русского языка. Кроссворд: По горизонтали. 1. Сами крошки. Боятся кошки, Под полом живут, Туда все несут. (Мыши.) 2. Мы ходим ночью, Ходим днем, Но никуда мы не уйдем. (Часы.) 3. Драчуны и забияки, живут в воде, кости на спине, и щука не проглотит. (Ерши.) 4. Бегут по дорожке доски на ножке. (Лыжи.) 5. Из горячего колодца через нос водица льется. (Чайник.) 6. Белые горошки на зеленых ножках. (Ландыши.) Если вы все записали правильно, то в обведенных клеточках по вертикали прочтете отгадку на загадку К. И. Чуковского: «Маленькие домики по улице бегут, мальчиков и девочек по улице везут». (Машины.) Какие орфограммы встретились в этих словах? Сколько слогов в этих словах? Как определить кол-во слогов в слове? | Учащиеся погружаются в самостоятельную работу, дают индивидуальную оценку своей деятельности. Отвечают на вопросы учителя. Записывают в тетрадь. Отгадывают кроссворд. Определяют количество слогов в словах. Отвечают на вопрос: Сколько в слове гласных, столько и слогов. | Регулятивные УУД: - целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено и того, что ещё неизвестно. Коммуникативные УУД: - умение слушать и вступать в диалог, - умение выражать свои мысли полно и точно, - учёт разных мнений и умение обосновывать своё. |
(5 мин) | Нашего с вами друга вызвали к доске и кому-то из вас нужно выйти и записать предложение. Остальные пишут его в своих тетрадях. Дедушка подарил внуку подарок. Спасибо, присаживайся. А теперь посмотрите, как предложение написал Дим Димыч. Все ли правильно он сделал? Что нужно делать, если слово полностью не входит на строчку? Знаете ли вы как можно перенести слово на другую строку? Как вы думаете, о чем мы сегодня с вами поговорим на этом уроке? Какова тема сегодняшнего урока? Чему мы должны научится? | Записывают предложение. Высказывают предположения – можем ли помочь Дим Димычу. Фиксируют затруднение – не можем, не хватает знаний. - Мы еще не знаем правила переноса. Учащиеся называют тему урока «Перенос слов» Ставят перед собой задачи: - Узнать правила переноса. - Хочу научиться переносить слова. | Регулятивные УУД: - целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено и того, что ещё неизвестно. Коммуникативные УУД: - умение слушать и вступать в диалог, - умение выражать свои мысли полно и точно, - учёт разных мнений и умение обосновывать своё. |
(10 мин) | Замечательно, ребята. Продолжаем путешествие. Итак, тем временем у Дим-Димыча словарная работа. Запишите у себя на новой строчке слово Словарь и поставьте : Отгадайте загадки и отгаданное слово запишем в словарь: Эта рыжая плутовка И коварна, и хитра, Быстрых зайцев ловит ловко, Кур ворует со двора. И мышами поживиться Любит шустрая … (Лисица) В серой шубке перовой И в морозы он герой, Скачет, на лету резвится, Не орёл, а всё же птица. (Воробей) Какой предмет мы изучаем с вами?(Русский язык) На коробку я похож, Ручки ты в меня кладёшь. Школьник, ты меня узнал? Ну, конечно, я - … (пенал) Палочка волшебная Есть у меня, друзья, Палочкою этой Могу построить я Башню, дом и самолет И большущий пароход. (Карандаш) ФИЗКУЛЬТМИНУТКА.(видео) Итак, мы с вами продолжаем. Но прежде чем помочь Дим Димычу, мы должны сами разобраться в правилах переноса. Согласны со мной, ребята? Поэтому предлагаю вам посмотреть видео-фрагмент: https://resh.edu.ru/subject/lesson/3712/main/179124/ Вернемся к слову ка-ран-даш. Как нам можно перенести это слово? Для этого откройте учебник на стр. 37. Прочитаем правило из учебника. Перескажи это правило. Запомните! Слова переносятся с одной строки на другую по слогам! - Можно ли перенести с одной строки на другую слово кот? - Нет, в этом слове один слог. - Можно ли перенести слово олень? Возникает 2 мнения: - Можно: о-лень. - Нельзя, так как одну букву нельзя оставлять на строке. Пока Дим Димыч шел домой, Фиксики перелетали со школы домой на воздушном шаре. Но вот беда, слова перепутались и они никак не могут приземлиться к дому Дим Димыча. Поможем Фиксикам попасть домой? СЛОВА, КОТОРЫЕ МОЖНО ПЕРЕНОСИТЬ: Пенал, небо, воробей, лиса, ворона. СЛОВА, КОТОРЫЕ НЕЛЬЗЯ ПЕРЕНОСИТЬ: Яма, этаж, змея, язык, ёжик. | Отгадывают загадки. Записывают словарную работу. Подчеркивают орфограммы. Ставят ударение. Выполняют задание по плану. Формулируют правило. Читают правило в учебнике. Пишут в тетради, делят слова. Один ученик работает у доски. Учащиеся переносят полученные знания в схожую ситуацию. Ставят чёрточку в месте переноса. В слове один слог. Выводят второе правило. Наблюдают. Отвечают на вопросы. Состоят из 2-х слогов, один из которых состоит из одной буквы. По слогам. Выводят 3 правило. Читают в учебнике. | Познавательные УУД: - выделение, формулирование познавательных задач, выбор наиболее эффективных способов их решения; - умение осуществлять действие по образцу и заданному правилу; - формулирование ответов на вопросы; - умение применять новые знания: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке. Регулятивные УУД: - умение определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя |
(10 мин) | Замечательно вы справились с этим заданием, значит, и помочь с домашним заданием Дим Димыча тоже сможете. ЗАДАНИЕ 1. Списать слова в два столбика: в первый – двусложные, во второй – трехсложные, разделив их для переноса. Дорога, ягода, ветер, кино, карандаш, пенал, каток, осина, группа. ФИЗКУЛЬТМИНУТКА. Мы задание выполняли, ЗАДАНИЕ 2. Игра из эл. приложения «Перенос слов» ЗАДАНИЕ 3. Разделить слова для переноса. Майка, ветер, кино, собака, подъезд, пальто, коридор, масса. ЗАДАНИЕ 4. Эл. приложение Перенос слов. | Разделяют слова в два столбика. Повторяют движение за учителем. Дети выполняют задания на интерактивной доске, раскладывая слова в разные корзины. Здесь же происходит проверка – при неправильном выполнении задания звучит сигнал-предупреждение. Разделяют слова для переноса. На интерактивной доске дети расставляют в словах знак переноса. При ошибочном выполнении чёрточка не ставится – дети имеют возможность сделать повторную попытку. | Регулятивные УУД: - контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона. Коммуникативные УУД: - взаимоконтроль и взаимопомощь по ходу выполнения задания. Личностные УУД: - формирование установки на здоровый образ жизни. Коммуникативные УУД: - умение слушать и выполнять инструкцию учителя. |
(5 мин) |
Ст – ул, ру – ки, ма – шина, тетр-адь, у – рок, о-зеро (Проверка по образцу.)
ОРВАОН АШИМНА | Дети самостоятельно выполняют упражнение после инструкции учителя. Происходит самопроверка работ учащихся по образцу на доске, выявляются и исправляются ошибки. | Регулятивные УУД: - овладение пооперационными действиями, готовность взаимодействия со взрослыми и сверстниками в учебной деятельности, выполнение учебных действий в сотрудничестве с учителем; - умение вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок. Коммуникативные УУД: - овладение навыками речевого отображения содержания совершаемых действий, способностью с помощью вопросов, материалов учебника добывать и использовать недостающую информацию. Личностные УУД: - способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности. |
(2-3 мин) | Обобщите все проделанное на уроке, укажите чему научил урок. | Учащиеся отвечают на вопросы учителя, обобщают и подводят итоги урока, используя выражения: На уроке я учился … | Личностные УУД: - понимают значение знаний для человека и принимают его. Регулятивные УУД: - прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала. |
(1-2 мин) | Создаёт условия для рефлексии пройденного на уроке. С каким настроением вы заканчиваете наш урок? Если вам понравился урок, вы все поняли, делали правильно, довольны своей работой и у вас хорошее настроение, то поднимите большой палец вверх. А если вы не очень довольны своей работой и от этого у вас испортилось настроение, то опустите большой палец вниз. | Дают самооценку своей деятельности на уроке. | Познавательные УУД : - рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности Регулятивные УУД: - умение оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки. Личностные УУД: - формирование адекватной позитивной осознанной самооценки; - внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе, ориентации на содержательные моменты школьной действительности и принятия образца «хорошего ученика». |
(1 мин) | Итак, урок окончен. Спасибо за работу. Пожалуйста, аккуратно отложите в сторону ваши учебники и тетради по русскому языку, приготовьте все, что нужно для следующего урока. Приведите в порядок своё рабочее место и не спеша выходите из кабинета на перемену. | Личностные УУД: - внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе, ориентации на содержательные моменты школьной действительности и принятия образца «хорошего ученика». |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока по русскому языку "Однокоренные слова". 2 класс
Представленный урок русского языка является уроком закрепления. Использование на уроке современных образовательных технологий решает задачи развития учащихся и формирует умение учиться....
Конспект урока по русскому языку "Корень слова. Однородные слова"
Конспект урока русского языка во 2 классе....
Конспект урока по русскому языку,"Корень слова. Однокоренные слова" 2 класс
Урок закрепления знаний. Уточнение представлений о понятиях "корень слова, однокоренные слова". Устранение обнаруженных пробелов в знаниях, достижения положительных результатов в самостоятельной деяте...
план-конспект урока по русскому языку "Правописание слов с двумя безударными гласными в корне слова"
Данная разработка может использоваться при изучении темы "Безударные гласные, проверяемые ударением"...
Конспект урока по русскому языку "Состав слова. Единообразное написания корня в однокоренных словах» (2 класс)
Повторение состава слова. Работа над безударными гласными в корне....
Конспект урока по русскому языку "Корень слова. Однокоренные слова"
Конспект составлен к программе "Планета Знаний"...
Конспект урока по русскому языку "Правописание слов с "ь" знаком на конце и в середине слова" (УМК "Школа России", 2 класс)
Цели деятельности учителя: находить слова, в котрых мягкость согласных обозначена буквой "ь" в конце и в середине слова, писать слова с этой орфиграммой. Планируемые результаты: Пр...