Конспект урока по русскому языку "Корень слова. Однокоренные слова"
план-конспект урока по русскому языку (2 класс)

Конспект составлен к программе "Планета Знаний"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon koren_slova.doc155.5 КБ

Предварительный просмотр:

«Корень слова. Однокоренные слова»

 

(конспект урока по русскому языку во 2 классе)

Образовательная программа «Планета знаний»

Великанова Анастасия Сергеевна,

учитель начальных классов

первой квалификационной категории

МОУ «Гимназия № 24»

Тема урока: Корень слова. Однокоренные слова.

Цели урока: 1) дать представление об историческом  корне слова посредством этимологической справки;

                        2) закрепить умение подбирать, образовывать однокоренные слова, находить корень слова;

                        3) развивать речь, пополнять словарный запас учащихся

                         4) воспитывать любовь к Родине, к месту, в котором родился и живешь.

Материал к уроку: Л.Я.Желтовская, О.Б.Калинина учебник русского языка для 2 класса часть 1. стр.84 – 85;

Оборудование: мультимедийный проектор, экран, компьютер.

Конспект урока.

I. Огрмомент.

Учитель:   Руки?        Дети:      На месте

             Ноги?                        На месте

             Локти?                      У края

             Спина?                      Прямая.

Начинаем урок русского языка.

II. Актуализация опорных знаний

1). Отгадайте  загадку:

Я у дуба,

Я у зуба,

Я у слов и у цветов.

Я упрятан в темноту,

Я не вверх, а вниз расту.  (корень растений, корень слова)

Что мы знаем о корне  слова и однокоренных словах?

(Корень – главная значимая часть слова. Однокоренными называются слова, у которых общий корень, они близки по смыслу)

2) Выполним упражнение «Четвертый лишний».  

Прочитайте.  Однокоренные ли это слова? Устраните в каждой строчке лишнее слово:

Вода водяной водичка водитель.

Мал маляр маленький малыш

Какими  двумя признаками должны обладать однокоренные слова? (Однокоренные – это слова, которые можно объяснить с помощью одного и того же слова. Часть этого слова живет во всех словах – родственниках. У родственных слов есть общая часть и общее значение)

III. Постановка целей урока. 

Сформулируем тему урока. Чему будет посвящен урок?

(Будем учиться находить корень слова, распознавать родственные слова). Верно. А еще сегодня на уроке мы познакомимся с понятием «исторический корень слова».

IV.Работа по теме урока.

1). Запишите число. Выполним словарную работу. Открываем учебник на стр.85. Какие словарные слова даны? (чтение). Объяснение значения слов: столица – главный город страны, Родина – это Отечество, Отчизна. Слова записываются, ставится ударение, подчеркивается «опасное место». (Запись в тетрадях. Словарь: столица, Отечество, Отчизна).

В работе со словарными словами я нацеливаю вас на запоминание   «опасного» места в слове, мы заучиваем словарные слова.  А иногда, зная происхождение слова, можно понять, почему слово пишется именно так. Обратимся к слову СТОЛИЦА. К сегодняшнему уроку  Егор Антонов провел исследование и расскажет нам, почему в слове СТОЛИЦА пишется гласная «о».

2). Выступление Зырянова Е.

Я провел исследование на тему «Почему в слове столица пишется гласная «о». Я задался вопросом: От какого слова произошло слово «столица»?

Имеются ли исторические родственники у слова столица?

Источниками информации для меня стали:
«Толковый словарь» В.И.Даля и «Этимологический словарик» школьника. Вот что я выяснил.

В Древней Руси в церкви перед царскими вратами стоял высокий стол, который назывался ПРЕСТОЛ.

А еще у слова престол было второе значение: священное место, царское место, трон. В старину город, в котором царствовал на престоле, правил князь – государь, называли престольный город, стольный, столичный, главный. Вот почему у слова столица образовалась такая семейка родственных слов:

Стол -  престол – стольный (город) – столица и поэтому в слове столица пишется гласная буква «о».

          C:\Users\Учитель\Desktop\урок на конкурс\iCAMKD5IV.jpg  http://www.devichka.ru/images/stories/slovar/Sl-Prestol-Bol.jpgC:\Users\Учитель\Desktop\урок на конкурс\iCA3MUK62.jpg http://im4-tub-ru.yandex.net/i?id=194443445-25-72&n=21     moscow_00040                                     

Сделаем вывод:

Зная исторический корень слова можно найти проверочное слово и понять его написание.  

3). Работа по учебнику.

А) Работаем  на стр.84.  учебника, упр.№13.

Вызванный ученик читает текст К.Д.Ушинского «Наше Отечество»

Найдите ответ на вопрос: Почему нашу страну мы называем Отечеством?

( Отечеством мы зовем Россию потому, что в ней  жили испокон веков отцы и деды наши).

Авторы учебника предлагают познакомиться с происхождением слова Отечество. Откроем  этимологический словарик учебника на стр.139.  (В словарной статье дети читают, что слово Отечество происходит от слова отец). Какую семейку словарных слов можно образовать к слову Отечество?

Запись в тетрадь: Отечество,  отец, отчий дом, Отчизна.

Почему же в слове Отечество пишется в начале слова «о»?

(У этого слова есть исторический корень: отец; А слово отчий служит проверочным)

Физминутка.

Выпишем из текста предложение, в котором разъясняется значение слова Родина. Комментированное письмо:

(Родиной мы зовем ее потому, что в ней родились, в ней говорят родным нам языком, и все в ней для нас родное). Дети находят однокоренные слова, значком выделяют корень этих слов – род –  ).

Б). Слова ОТЕЧЕСТВО, РОДИНА, РОССИЯ близки по смыслу. Являются ли они однокоренными словами? (Нет, т.к. у этих слов нет общего корня, они лишь близки по смыслу)

В). Стр. 85 №16. Родина – это не только наша необъятная страна Россия, но и место, где человек родился и живет. Место рождения человека часто называют малой родиной.

V. Подведение итогов урока.

Продолжите предложения:

«Я сегодня на уроке узнал, что корень бывает …….(историческим) »

«Я сегодня на уроке учился….»

Выставление оценок за урок.

VI.Задание на дом.

Учебник, стр. 85 №15. (задание комментируется)  

Список использованной литературы:

  1. Желтовская Л.Я. Обучение во 2 классе по учебнику русский язык  

Л.Я. Желтовской. Программа. Методические рекомендации. Тематическое планирование. -   Москва,  АСТ  :  Астрель, 2016г.

  1. Волина В. А. Веселая грамматика. -  Москва, Знание, 1995г.

   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект урока по теме: "Корень слова. Однокоренные слова"

План-конспект урока во 2 классе по системе Л.В.Занкова с применением электронных образовательных ресурсов....

Конспект урока русского языка, тема "Распознавание однокоренных слов", 2 класс

Конспект урока русского языка, тема "Распознавание однокоренных слов", 2 класс, образовательная система "Школа 2100". Урок, соответствующий требованиям ФГОС, с использованием презентации....

Конспект урока русского языка "Корень слова. Однокоренные слова. Обобщение" 2 класс

Данный материал направлен на обобщение знаний по теме "Корень. Однокоренные слова". Мотивирует учащихся к качественному выполнению заданий, так как у каждого ученика распустится цветок настроения....

Конспект урока по теме: « Родственные слова. Корень слова. Однокоренные слова».(3 класс)

Цель: научить находить в родственных словах общую часть (корень слова), подбирать однокоренные слова....

Конспект урока русского языка по теме: Однокоренные слова. Корень слова.

Конспект урока русского языка по теме: Однокоренные слова. Корень слова. УМК "Школа России" 2 класс....

конспект урока "Родственные слова. Корень слова. Однокоренные слова"

Конспект урока "Родственные слова. Корень слова. Однокоренные слова". 2 класс. Программа "Школа России"....

Конспект урока по русскому языку. Тема: "Однокоренные слова. Корень слова" (УМК "Школа России", 2 класс).

Цели деятельности учителя: формирование понятия «корень слова», умения подбирать однокоренные слова, выделять в них корень.Планируемые результатыПредметные:знать:·...