Конспект урока по русскому языку "Корень слова. Однородные слова"
план-конспект урока по русскому языку (2 класс) по теме
Конспект урока русского языка во 2 классе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_russkogo_yaz.2kl.docx | 20.29 КБ |
Предварительный просмотр:
- 1-
Конспект урока русского языка во 2 классе.
Учитель: Коптева Т.Ю.
Тема: «Корень слова. Однородные слова»
Цель: углубление знаний детей об однородных словах, о корне слова.
Задачи:
Образовательные:
- обобщение и систематизация знаний о понятиях «однокоренные слова», «корень слова»;
- составление алгоритма выделения корня в однородных словах;
- расширение и обогащение словарного запаса учащихся;
Развивающие:
- развивать умение распознавать и подбирать однокоренные слова по двум признакам;
- развитие умений работать со словарем;
- развитие орфографической зоркости;
- развитие мыслительных операций, умение четко и правильно выражать свои мысли;
- формирование ИКТ компетентности;
Воспитательные:
- воспитание потребности в знаниях и любви к предмету;
- воспитание умения работать в коллективе;
- воспитание чувств взаимопомощи, умение слушать своих товарищей.
1. Мотивация к учебной деятельности.
К уроку готовы?
Давайте сегодня вместе постараемся, чтобы наше хорошее настроение сохранилось на весь урок. Ведь нам предстоит разобраться в трудных вопросах. Улыбнитесь себе и окружающим, пожелайте всем удачи.
1) Чистописание.
Сс
Назовите букву.
Какой звук она обозначает? [c] [c’]?
Дайте характеристику эти звукам.
Прочитайте предложение:
Спустя рукава .
Что записано?
(фразеологизм)
Что такое фразеологизм?
Когда так говорят? Значение фразеологизма.
(Относиться к делу неохотно,работать кое-как,с ленцой)
Запишите фразеологизм.
2) Словарь.
На доске записаны слова:
К…вёр, …сина, р…бина, веет…р, ст…кан, скат…рть.
Прочитайте слова.
Какое задание можно предложить к ним?
(вставить пропущенные буквы).
Запишите слова. Если возникнут трудности ,пишите простым карандашом.
(1 ученик на индивидуальной доске)
Проверка: светофоры.
У кого возникли трудности ?
В каком слове?
Можно ли проверить написание этих слов? (нет)
Почему?
(Их надо запомнить).
А если вы сомневаетесь, что правильно написали, что надо делать?
(Проверить по словарю, интернет, спросить у учителя, родителей). Какой словарь нам поможет?
2. Актуализация знаний и фиксация индивидуального затруднения в пробном действии.
1)Как вы думаете, почему некоторые слова подчёркнуты? Что заметили?
(Если их соединить, то получится слово “ корень”).
Какое значение имеет это слово?
(Корень- часть растения
Корень-часть слова…).
В каком словаре можно узнать лексическое значение слов? У кого дома есть такой словарь?
(После ответов детей прочитать значение слова “корень” в словаре Ожегова)
2) На доске пословица:
Человек без дружбы,что дерево без корней.
Прочитайте предложение.
Что записано? (Пословица.)
Какой смысл пословицы?
Запишите пословицу.
(1 ученик на доске).
Как вы думаете, какое отношение слово “корень” имеет к русскому языку?
(Это часть слова).
Почему я спрашиваю о корне?
(Мы начали изучать тему “Корень. Родственные слова.”
Сформулируйте тему урока.
( Корень. Однокоренные слова).
Что вы знаете о корне?
(Корень-это общая часть родственных слов).
А что вы знаете о родственных словах?
(Они близки по смыслу и имеют общую часть - корень).
Всё ли вы знаете? (нет)
Какая цель нашего урока?
(Научиться подбирать родственные слова, выделять корень).
Зачем?
(Грамотно писать, есть орфограммы в корне).
Какие орфограммы уже знаем?
Информации много, надо её систематизировать, чтобы удобно было пользоваться.
Что нам может в этом помочь?
(Схемы, алгоритм, таблицы).
3) Проверка домашнего задания.
На доске дерево с выполненным заданием.
Дети самостоятельно проверят (слова с корнем –сад-).
-У кого возникли трудности при выполнении задания?
Как доказать ,что слова близки по смыслу?
-Назовите лексическое значение слов: -сад-.
Сад – участок земли, засаженный деревьями, кустами.
Рассада – молодые растения, выращенные в особых условиях, предназначенные для пересадки на гряды.
Посадки – растения посаженые человеком.
Садовод – специалист по садоводству.
Садовник – работник по уходу за садом.
- Кто пользовался словарём? Каким? Интернетом?
4.Постановка проблемы.
Подберите родственные слова к слову осина (устно).
Осина, осиновый, осинник, подосиновик.
Докажите, что эти слова родственные.
(Близки по смыслу, одинаковый корень).
Докажите, что слова близки по смыслу. Назовите лексическое значение.
(Осина – лиственное дерево,
осинник –осиновй лес.
подосиновик (осиновик)- гриб)
-Какой словарь нам поможет в подборе и правильном написании родственных слов?
Работа со словарём.
Найдите в словаре слова, родственные слову осина, прочитайте. Значение каких слов непонятно?
-Спишите слова, выделите корень.
2) На доске слова (карточки)
горка -Прочитайте слова.
горный
горелка
горняк
загорелся
Проблема: Родственные ли это слова?
Чтобы ответить на этот вопрос выполним задание:
Значение каких слов не понятно? ( 1 ученик на индивидуальной доске).
Разделите слова на 2 группы, запишите.
Выделить корень.
Какой корень у слов 1 группы (-гор-).
Какой корень у слов 2 группы (-гор-).
Подберите рисунки к словам 1,2 группы.
Сделайте вывод.
(У слов может быть одинаковый корень , но разное значение. Эти слова не родственные.)
5.Включение в систему знаний.
1) “ Родственники’’ ли эти слова?
рис – рисунок
вода – водитель
гора - горе
2) Работа с учебником?
Упражнение 359 страница 57.
Разделите слова на 2 группы (устно) по значению:
вода водитель
водный водит
водичка шофёр
жидкость таксист
кипяток
Родственные ли слова 1 группы, а 2?(Нет)
Почему?
Сделайте вывод. (Они близки по смыслу, но разный корень).
Назовите однокоренные слова.
Запишите их в 2 столбика.
Выделите корень.
3) Составление алгоритма.
Для чего он нужен?
(Научиться выделять корень). Зачем? Схемы на доске.
4) Карточка 1.(Работа в паре).
Найти родственные слова.
Выделить корень (в карточке).
(Самопроверка)
Записать родственные слова в тетрадь, выделить корень .
6.Рефлексия учебной деятельности.
1).Над какой темой продолжили работу сегодня на уроке?
2). Чему учились на уроке?
3). Как определить корень слова?
4). О чём бы вы ещё хотели спросить меня по теме урока?
5). Был ли для вас урок полезным? Почему?
6).Испытывали ли вы трудности? Что вам помогло с ними справиться?
7).Оцените свою работу на уроке.
7.Домашнее задание:
1)Карточка
2)Подобрать слова с корнем – сад-
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока по русскому языку Тема урока. Слово и слог. Деление слов на слоги. Перенос слов.
Конспект урока по русскому языку Тема урока. Слово и слог. Деление слов на слоги. Перенос слов. школа 21 века 1 класс...
Конспект урока русского языка "Использование слов благодарности. Слова, отвечающие на вопросы кто? что?", 1 класс УМК "Начальная школа 21 века"
Конспект урока русского языка "Использование слов благодарности. Слова, отвечающие на вопросы кто? что?", 1 класс УМК "Начальная школа 21 века"...
Конспект урока русского языка "Корень слова. Однокоренные слова. Обобщение" 2 класс
Данный материал направлен на обобщение знаний по теме "Корень. Однокоренные слова". Мотивирует учащихся к качественному выполнению заданий, так как у каждого ученика распустится цветок настроения....
Конспект урока русского языка "Состав слова. Разбор слова по составу"
Тема урока: Состав слова. Разбор слов по составу. Цель деятельности учителя: - организовать совместную деятельность учащихся с целью повторения и углубления знаний . Планируемые результаты: - Пред...
Конспект урока по русскому на тему Однородные члены для 4 класса
Урок разработан с использованием современных образовательных технологий (проблемное обучение, дидактическая игра, обучение в сотрудничестве, ИКТ)....
Конспект урока по русскому языку. Тема:"Правописание слов с парными по глухости-звонкости согласными звуками на конце слова". 1 класс. УМК "Школа России"
Цели деятельности учителя: формирование умений различать парные звонкие и глухие согласные звуки; проведение наблюдений за произнесением парных звонких согласных в конце слова; знакомство со способом ...
конспект урока по русскому языку "Слова, обозначающие признак предмета. Связь слов в предложении"
урок предназнвчен для детей с умстенной отсалостью 7,8 класс...