Разработка урока русского языка по теме "Слова, которые выражают различные чувства, и их роль в речи"
план-конспект урока по русскому языку (2 класс) на тему
Технологическая карта урока русского языка по теме "Слова, которые выражают различные чувства, и их роль в речи". Образовательная система "Школа 2100". Авторы УМК: Бунеева Е.В., Бунеев Р.Н.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
mezhdometiya.docx | 36.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока | № 58 |
Учитель: | Невская Светлана Владимировна |
Предмет: | Русский язык |
Класс: | 2 |
Образовательная система: | «Школа 2100» |
Автор УМК: | Бунеева Е.В., Бунеев Р.Н. |
Тема урока: | Слова, которые выражают различные чувства, и их роль в речи. |
Задачи: | |
Образовательные: | формировать первоначальные представления о междометиях как части речи, их практическом применении и роли в русском языке; продолжить работу над каллиграфическими навыками; создавать условия для формирования универсальных учебных действий. |
Воспитательные: | воспитывать чувство ответственности и взаимопомощи при работе в малых группах, взаимоуважение, любознательность, интерес к русскому языку и его познанию. |
Развивающие: | развивать познавательный интерес обучающихся к русскому языку и его познанию, умение выражать свои мысли в устной и письменной форме, наблюдать, сравнивать, обобщать, работать в малых группах. |
Планируемые результаты: | |
Личностные: | осознавать, понимать и контролировать свои эмоции, стремиться к совершенствованию собственной речи, придавая ей «окраску» с помощью междометий; обращать внимание на особенности речи: интонацию, темп, тон. |
Предметные: | познакомятся со словами, к которым нельзя задать вопрос, но которые являются частью речи; получат представление о значимости междометий в нашей речи особенностях их употребления; научатся составлять и оформлять предложения с использованием междометий. Получат возможность научиться воспринимать на слух тексты в исполнении учителя и аудиозаписи, определять их эмоциональную окрашенность; давать развернутые ответы, комментируя решение поставленных учебных задач на уроке. |
Метапредметные: | |
Регулятивные УУД: | обнаруживать и формулировать проблему учебной деятельности урока; определять тему и цель урока; составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем; работать по плану, сверяя свои действия с целью; корректировать свою деятельность; определять степень успешности своей работы. |
Познавательные УУД: | осознавать необходимость новой информации для решения учебной задачи; находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях; группировать слова по нескольким основаниям, относить слова-предметы, слова-признаки и слова-действия предметов к соответствующим частям речи; приводить примеры последовательности действий; делать выводы в результате совместной работы класса и учителя; устанавливать причинно-следственные связи; строить рассуждения. |
Коммуникативные УУД: | высказывать и обосновывать свою точку зрения в ходе выполнения заданий; договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности; оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учетом речевой ситуации; уважительно относится к позиции другого и принимать другую точку зрения; проявлять владение диалогической и монологической формами речи. |
Межпредметные связи: | Литературное чтение, окружающий мир. |
Формы деятельности: | фронтальная, работа в парах, в группах, индивидуальная. |
Образовательные технологии: | проблемно-диалогическая технология, технология продуктивного чтения (работа над правилом и предложениями), технология деятельностного подхода, здоровьесберегающая. |
Ресурсы: | оборудование учителя: мультимедийный проектор; мультимедийная презентация к уроку; учебник Русский язык.2 класс. Школа 2100. Авторы: Р.Н.Бунеев, Е.В.Бунеева., Е.В.Пронина; оборудование учащихся: учебник Русский язык.2 класс. Школа 2100. Авторы: Р.Н.Бунеев, Е.В.Бунеева., Е.В.Пронина; |
Тип урока: | урок «открытия» новых знаний. |
Цель: | знакомство с междометием как частью речи и приобретение навыков практического применения междометий. |
№ п/п | Этап урока, время, цель | Деятельность учителя | Деятельность ученика | Задания для учащихся | Формируемые УУД |
1 | Мобилизующий этап (самоопределения к учебной деятельности) - 2 мин. Цель: выработка внутренней готовности учащихся к реализации требований учебной деятельности на личностно-значимом уровне. | Приветствие учащихся. Создание эмоционального настроя на урок для возникновения внутренней потребности включения в деятельность и выделение содержательной области, формирование ситуации успеха. | Приветствие друг друга, учителя. Внимательно слушают учителя, высказывают мнения об эмоциональном настрое начала урока. Осуществление воспитательных задач. Слушают аудиозапись менлодии в исполнении Э. Хилля «Тро-ло-ло…» | Пришла зима. Летит снежок. Успешным будет наш урок? Стоит нарядный снеговик. Мороз бодрит. Звонок звенит! - От чего зависит успех нашего урока? - Какое у вас настроение? - У всех хорошее настроение? - Хотите, чтобы у вас у всех было отличное настроение? Послушайте мелодию! | Умение принимать социальную роль обучающегося. Самоопределение к деятельности. |
2 | Этап актуализации и пробного учебного действия – 7 мин. Цель: готовность мышления и осознание потребности к построению нового способа действий. | Организация актуализацию знаний. Использование подводящего диалога. Проведение минутки чистописания. Использование элементов дыхательной гимнастики. Примечание: В сценарии урока минутка чистописания является логическим продолжением сюжетной линии урока. | Активное слушание учителя. Восприятие мимики и жестов. Актуализация мыслительных операций, познавательных процессов необходимых для построения нового способа действий. Высказывание мнений, предложений для решения учебной задачи. Фиксация возникшего затруднения в выполнении пробного действия и его обоснования. | - Посмотрите, какой веселый снеговик! - Ах, как ему весело! - Прочитайте, что он произносит. - Что общего в словах? - Дайте характеристику звукам (а….о, х) - Постарайтесь определить, какие буквы будем писать на минутке чистописания? Хх х Хх хх Хх ххх ( Г.А.Бакулина. Интеллектуальное развитие младших школьников на уроках русского языка») - Укажите порядок следования букв в этом ряду? - Напишите этот ряд в указанной последовательности. - Ах, снеговик! Запорошило снегом слова о зиме. Ребята, помогите ему разглядеть. Давайте дружно подуем! На доске появляются слова: пришла, зима, холодная, снежок, мелкий, бодрит, мороз, трескучий, ах. -Подумайте, какое задание можно выполнить, используя эти слова - На какие группы можно разделить? Расскажите о словах каждой группы. А что обозначает слово «ах»? | Умение ориентироваться в собственной системе знаний, необходимых для решения задач урока; доносить свою позицию в диалоге, в ходе выполнения задания. Умение вычитывать информацию, данную в неявном виде, сопоставлять, сравнивать и обобщать, группировать слова по нескольким основаниям. Составлять предложения. |
3 | Постановка проблемного вопроса и поиск путей решения затруднения- 6 мин Цель: определение проблемного вопроса и формулирование темы урока. Составление алгоритма работы, прогнозирование результата. | Подведение учащихся к осознанию недостаточности своих знаний и умений для выполнения задания (с помощью диалога). Формирование познавательных мотивов к изучению междометий. Использование подводящего диалога с опорой на межпредметные связи | Фиксация затруднения и осознание причины этого затруднения. Делают вывод: в русском языке есть слова, к которым нельзя задать вопрос. Формулирование проблемного вопроса с опорой на жизненный опыт и имеющиеся знания. Формулируют тему и задачи урока. Определение последовательности действий, направленных на решение учебной задачи. | - На какой вопрос отвечает слово «ах»? -Удалось поставить вопрос ? - Давайте сформулируем вопрос урока: МОЖНО ЛИ ЗАДАТЬ ВОПРОС К СЛОВУ «АХ»? -Сделайте вывод. Существуют ли слова, к которым нельзя задать вопрос? - Какими словами можно продолжить данную группу? - Какой будет тема нашего урока? Слова, к которым нельзя задать вопрос. -Какие задачи перед собой поставим? -Построим план действий(алгоритм) работы со словами .
| Мотивация учащихся к учебной задачи(затруднение-причина-цель).Умение обнаруживать и формулировать проблему и тему урока, выдвигать версии, принимать иную точку зрения, давать развернутые ответы. Умение работать по совместно составленному алгоритму. |
4 | Открытие нового знания- 7 мин. Цель: извлечение необходимой для решения проблемного вопроса информации. | Использование подводящего диалога для формулирования учащимися выводов по каждому действию алгоритма. Подведение к ответу на первый вопрос алгоритма через динамическую паузу. | Удерживают учебную задачу и проблемный вопрос урока, выполняя последовательно указанные действия алгоритма. | - Особенное слово «ах». Напомните, какими словами вы дополнили эту группу. Задайте вопросы слов-названий, слов-признаков, слов-действий к данной группе слов. Получается? Нет! Вывод: к словам нельзя задать вопрос. - Что обозначают имена существительные, прилагательные, глаголы, а эти слова? - Чтобы выяснить проведем динамическую паузу: Игра «Закончи предложение, используя жесты и мимику» Те, кого охватит страх, Произносят слово … «АХ»! Кто встречается с бедой, Произносят слово …«ОЙ»! Кто отстанет от друзей, Произносит слово …«ЭЙ»! У кого захватит дух, Произносят слово …«УХ»! Вывод: слова обозначают чувства, эмоции, настроение. Для того, чтобы выполнить следующий этап нашего алгоритма вернемся к словам снеговика. Составьте из первых слов каждого столбика предложение. Пришла холодная зима. -Какое задание можно выполнить? (Указать грамматическую основу) -Запишите предложение в тетрадь и укажите грамматическую основу (комментирование). -Прочитайте предложение. С какой интонацией прочитали? (повествовательной). -Ах, снеговик-шалун, играет с нами! Прочитайте предложения с нужной интонацией. -Что получилось? -Нужны ли эти слова в речи? Для чего? Какие эмоции вызвали? -На что обратили особое внимание при оформлении данных предложений? (Если после данного слова стоит восклицательный знак, то следующее предложение пишется с заглавной буквы. Если стоит запятая- со строчной). - А как же называется эта часть речи? Ваши предположения… -Снеговик откроет вам секрет. Посмотрите, снежинки растаяли. Что получилось? МЕЖДОМЕТИЕ. | Формирование навыков правильной речи. Умение вести беседу, четко излагать свои мысли. Выполнение учебных действий в умственной и практической деятельности. Выделение признаков междометия как части речи. Формирование эмоциональной активности при выполнении указанного плана действий. Конструирование и редактирование предложений по заданной теме. |
5. | Первичное закрепление-9 мин. Цель: сравнение своего вывода с авторским; применение междометий для повышения точности и выразительности речи. | Достижение планируемых результатов урока через организацию работы в парах, в группах. Организация первичного закрепления нового материала. Физкультминутка Цель: профилактика утомления, нарушения осанки, зрения. Снятие эмоционального напряжения | Работа в парах, в группах. Формулирование вопросов по правилу в учебном пособии. Сравнение своего вывода с авторским. Выполняют физические упражнения, повторяя действия за снеговиками под музыкальное сопровождение. | - Как называется новая часть речи? -Можно ли задать к междометиям вопрос? -Откройте учебник на стр.79. Ваша задача: найти правило, внимательно прочитать, найти те междометия, о которых мы сегодня не говорили. -Наши выводы соответствуют правилу в учебнике? Работа в группах. -Вставьте подходящие междометия в отрывки из сказок. -Прочитайте с нужной интонацией. -Определите автора и название сказки. Проверка (на экране по шаблону) | Осуществление умения контролировать свои действия. Умение выполнять действия в соответствии с поставленной задачей. Умение работать в паре, в группе. Определять истинные и ложные высказывания. Демонстрировать понимание текста через выразительное чтение и подбора междометий. Определять степень успешности выполнения работы Умение контролировать свои эмоции и поступки. |
6 | Включение в систему знаний. Повторение изученного-9 мин. Цель: включение «открытия» в систему знаний | Включение полученных знаний в систему приобретенных ранее. | Указание на особенности устных высказываний с использованием междометий: интонацию, темп, тон речи. Комментирование выполнения задания. Самостоятельно отвечают на вопросы теста. | Работа по учебнику. - Какой праздник любит снеговик? -Какой праздник отмечается в начале весны? -Рассмотрите иллюстрацию. Что изображено? Далее работаем в парах. Задание: составить два предложения по схеме. -Потренируйтесь в чтении, выражая чувства, эмоции, настроение. - Запишите одно наиболее удачное предложение в тетрадь. -Укажите знакомые части речи. -Ответьте на вопросы теста. | Определение значимости полученных на уроке знаний и включение их в систему приобретенных ранее. Преобразование информации. |
7 | Итог урока. Рефлексия-3 мин. Цель: соотнести намеченные цели с результатом работы. Самооценка результатов деятельности . | Подведение итога урока, Фиксация степени соответствия результатов деятельности и поставленной цели. Проведение рефлексии. | Ответы на вопросы (задачи, которые ставили перед собой перед изучением нового материала) Определение степени успешности | -Как называются эти особенные слова? -Что выражают? -НА КАКИЕ ВОПРОСЫ ОТВЕЧАЮТ? Если тема урока ясна и понятна, поместите снежинку на ладошку «Ах!». Если ещё не всё понятно «Ох!». | Сравнение целей достигнутых на уроке с поставленными ранее. Осознание причин своего успеха. |
8 | Дом. Задание-2 мин. Цель: включение полученных знаний в систему приобретенных ранее, формирование адекватной самооценки. | Намечаются дальнейшие шаги и определяются задания для самоподготовки. | Выбирают задание по желанию и записывают в дневник. | Задания по выбору: 1.Составить 3 предложения на тему «Зимний денёк», используя междометия. 2.Выбрать из текстов любых источников 3 предложения с междометиями, которые выражают настроение. | Работа с дополнительными источниками. Совершенствование своей речи и применение приобретенных знаний в рамках предмета «литературное чтение». |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План-конспект урока по русскому языку "Слова, которые выражают различные чувства и их роль в речи" (2 класс)
План-конспект по системе "Школа-2100". К нему прилагется презентация и раздаточный материал....
Проект урока русского языка Тема урока: «Слова, которые выражают различные чувства, и их роль в речи»
Данный урок – вводный. Основные задачи этого урока – формирование умения узнавать междометия в тексте, построение предложений с использованием междометий, понимани...
Визитняя карточка урока "Слова, которые выражают различные чувства, и их роль в речи"
УМК "Школа 2100"...
Урок русского языка во 2 классе по теме «Слова, которые выражают различные чувства, и их роль в речи »
ОС «Школа 2100» Учебник Р.Н. Бунев, Е.В. Бунеева, О.В. Пронина «Русский язык».2 классРабочая тетрадь Яковлева М.А.Тетрадь по чистописанию. 2-й класс. (К учебнику «Русский язык», 2-й кл...
Разработка урока русского языка по теме "Слова, которые выражают различные чувства, и их роль в речи"
Технологическая карта урока русского языка по теме "Слова, которые выражают различные чувства, и их роль в речи". Образовательная система "Школа 2100". Авторы УМК: Бунеева Е.В...
Урок русского языка во 2 классе "Слова, которые выражают различные чувства, и их роль в речи". Презентация к уроку.
Урок русского языка во 2 классе по программе "Школа 2100". Тема: "Слова, которые выражают различные чувства и их роль в речи"...