- Здравствуйте, ребята. Начинается новый день, и я желаю вам удачного дня. – Откройте тетрадь. Запишите дату и вид работы.
- Скажите, пожалуйста, какое сейчас время года? (Зима) - А чего мы ждём от зимы? - Я вам приготовила загадку. Попробуйте её отгадать: Слайд № 2 В гости прилетела Звёздочка хрустальная. На ладошку села – От тепла растаяла. - Что это? (Снежинка) Слайд № 3 - Давайте сегодня, активно работая на уроке, соберём как можно больше снежинок и поможем Зимушке – зиме.
- Прочитайте запись на доске: … , какая бабочка! - Можно ли эту группу слов назвать предложением? (Нет, т.к. слова не связаны между собой по смыслу) ( Учитель подставляет карточку со словом Ах) - Давайте прочитаем запись. Ах , какая бабочка! -Теперь это предложение? (Да) -С каким чувством надо прочитать это предложение? (С чувством радости) - Запишите это предложение в тетрадь. (Учитель меняет междометие) -Прочитайте новое предложение: Фу , какая бабочка! - Какие чувства вы испытываете? (Неприятные) -Что заметили? (Предложения разные по интонации, т.к. выражают разные чувства) -А почему получились разные предложения? (Использовали разные слова) -Мы уже встречали слова ах и фу? (Да, в «Букваре») - Что помните о них? (Это слова – междометия, они выражают различные чувства) -Так о чём мы сегодня будем говорить на уроке? (О словах, которые выражают различные чувства) (На доске вывешивается название темы урока «Слова, которые выражают различные чувства» ) - А сейчас давайте вспомним какие ещё есть междометия и выясним, какие чувства они выражают (Слайд № 4)
- А теперь попробуйте применить свои знания. Составьте предложения про Катюшу и Вову, используя междометия. Слайд № 5 (Катюша: Ах! Какой красивый цветок! Вова: Фу, обычный цветок.) -Почему, увидев один и тот же цветок, ребята говорят по-разному? (Они испытывают разные чувства) Физминутка «Мне, - сказало Междометие, – Интересно жить на свете: Выражаю поощренье, Похвалу, упрек, запрет, Благодарность, восхищенье, Возмущение, привет… Тех, кого охватит страх, Произносят слово …(«Ах»). У кого тяжелый вздох Произносят слово… («Ох»). Кто встречается с бедой Произносит слово …(«Ой»). Кто отстанет от друзей, Произносит слово …(«Эй»). У кого захватит дух, Произносит слово… («Ух»). Интересно жить на свете, Если знаешь междометья".
- Сегодня нам с вами предстоит сделать маленькое, но очень важное открытие. Но сначала давайте вспомним, какие группы слов мы уже изучили и что о них знаем. (Имена существительные, имена прилагательные, глаголы. Знаем на какие вопросы отвечают и что обозначают) - И сегодня мы вспомнили ещё одну группу слов – междометия. Значит, на какой вопрос нам предстоит сегодня найти ответ? ( Что обозначают междометия, и на какой вопрос отвечают)
- Сейчас вы будете работать в группах. Помните о правилах работы в группе. Итак, каждая группа получает набор слов. Вам необходимо разделить их на группы и рассказать о каждой группе слов по плану: Слайд № 6 1. Как называется группа слов 2. Что обозначают эти слова 3. На какие вопросы отвечают
-Удалось ли полностью выполнить задание? (Нет, столкнулись с трудностью в группе междометий) 1 группа: чаща, девочка. Это имена существительные. Они обозначают предметы и отвечают на вопросы кто? что? 2 группа: частый, пушистый. Это имена прилагательные. Они обозначают признаки предмета и отвечают на вопрос какой? 3 группа: дружили, кружились. Это глаголы. Они обозначают действия предмета и отвечают на вопрос что делали? 4 группа: ух, фу. Это междометия. Они выражают различные чувства. -Где встретилось затруднение? (Не смогли задать вопрос к междометиям)
-Какой же сегодня на уроке будет проблемный вопрос? (Узнать на какие вопросы отвечают междометия) (Проблемный вопрос вывешивается на доску) -Почему не смогли задать вопрос? Может, не все вопросы знаем? - Давайте вернёмся к предложениям, записанным в тетрадях, и попробуем задать вопросы к междометиям. - У кого получилось? Какой же вывод можно сделать? ( К междометиям нельзя задать вопросы) (Вывод вывешивается рядом с проблемным вопросом) -Давайте сравним свой вывод с выводом авторов в учебнике на стр. 79 (Он совпал)
-А сейчас вы сможете применить свои знания. Работая в парах, составьте и запишите предложения по схемам. Обращаю ваше внимание, что на письме после междометия стоит , или ! Ой, _____ ______! Ах! ∟ _______ ________ ! Ох, _______ _______ ________ . Коллективная проверка -Давайте подведём итог: какую работу сейчас выполняли? ( Составляли предложения.) - Чем интересны ваши предложении? ( В них есть междометия, которые помогают передать чувства говорящего)
-С какой новой группой слов мы сегодня работали на уроке? (С междометиями) -Что вы уже знали об этой группе слов? (Что они выражают различные чувства) -А какое открытие сделали сегодня на уроке? ( Что к междометиям нельзя задать вопросы) -Чему ещё научились на уроке? (Как правильно записать предложение, в котором есть междометие)
-Как вы думаете, а про наш урок можно высказаться, используя междометия? -Попробуйте составить такие предложения. (Ах, какие молодцы!) -Вы все сегодня активно работали на уроке, и за это я вам вручаю снежинки. -Посмотрите, как много снежинок! Они запорошили всю нашу ёлочку. А скоро праздник – Новый год. Давайте украсим нашу ёлочку разноцветными шарами: Слайд № 7 зелёными – если на уроке вам было легко и не испытывали никаких затруднений; жёлтыми – если встретились небольшие трудности; красными – если на уроке было очень трудно (Дети прикрепляют на ветки елочки цветные шары.) - стр.78 упр. № 104
2. Составьте и запишите только те предложения, в которых есть междометия 1. Как, лес, в, красив, уборе, снежном, ах 2. поля, одеялом, белым, укрылись 3. дух, захватывает, ух, как 4. ветки, пушистым, покрылись, инеем, берёз
|