Урок русского языка во 2 классе по теме «Слова, которые выражают различные чувства, и их роль в речи »
план-конспект урока по русскому языку (2 класс) на тему
ОС «Школа 2100» Учебник Р.Н. Бунев, Е.В. Бунеева, О.В. Пронина «Русский язык».2 классРабочая тетрадь Яковлева М.А.Тетрадь по чистописанию. 2-й класс. (К учебнику «Русский язык», 2-й класс) / Под ред. Р.Н. Бунеева, Е.В. Бунеевой.Тип урока – урок открытия новых знаний.Технологии обучения: личностно – ориентированные. Возраст учащихся: 8-9 лет. Данный урок является первым в разделе «Слова, к которым нельзя задать вопрос», построен в соответствии с требованиями ФГОС НОО. Структурные элементы урока: актуализация у обучающихся опорных знаний, введение нового материала с использованием ИКТ и опорных схем; усвоение темы в процессе лингвистического наблюдения; выполнение упражнений, направленных на мотивирование, обобщение и дифференцирование изучаемых понятий, на овладение способами решения познавательных задач.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_russkogo_yazyka_2_klass.doc | 70.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Характеристика урока.
Предмет: Русский язык.
2 класс.
ОС «Школа 2100»
Учебник Р.Н. Бунев, Е.В. Бунеева, О.В. Пронина «Русский язык».2 класс
Рабочая тетрадь Яковлева М.А.Тетрадь по чистописанию. 2-й класс. (К учебнику «Русский язык», 2-й класс) / Под ред. Р.Н. Бунеева, Е.В. Бунеевой.
Форма проведения: урок
Тип урока – урок открытия новых знаний.
Технологии обучения: личностно – ориентированные.
Продолжительность: 1 урок - 45 минут
Возраст учащихся: 8-9 лет
Оборудование: интерактивная доска, ноутбук, иллюстративный, раздаточный материал.
Структура урока.
- Орг.момент -1-2 мин.
- Чистописание – 5 мин.
- Актуализация знаний – 3 мин.
- Мотивационно – ориентированный – 2 мин.
- Планирование – 3 мин.
- Реализация плана – 25 мин.
- Физпауза -2-3 мин.
- Рефлексия. - 2- 3 мин.
Методический комментарий к уроку.
Данный урок является первым в разделе «Слова, к которым нельзя задать вопрос», построен в соответствии с требованиями ФГОС НОО. Структурные элементы урока: актуализация у обучающихся опорных знаний, введение нового материала с использованием ИКТ и опорных схем; усвоение темы в процессе лингвистического наблюдения; выполнение упражнений, направленных на мотивирование, обобщение и дифференцирование изучаемых понятий, на овладение способами решения познавательных задач.
Цель как деятельность учеников ( по ОС «Школа 2100»)
Л (личностные цели): уметь выражать чувства, обращать внимание на интонацию, тон речи других людей.
6ЛР (знания о языке как основа речевой деятельности): – развитие умений находить слова, которые выражают чувства, и определять характер чувства.
Формирование УУД.
Познавательные УУД
1.Развитие умения извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов.
2. Развитие умения на основе анализа объектов делать выводы.
4. Развитие умения обобщать и классифицировать по признакам, находить ответы на вопросы в иллюстрации.
Регулятивные УУД
1. Развитие умения высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника.
2. Оценивание учебных действий в соответствии с поставленной задачей.
3. Прогнозирование предстоящей работы (составление плана).
4. Осуществление познавательной и личностной рефлексии.
Коммуникативные УУД
1. Развитие умение слушать и понимать других.
2. Построение речевого высказывания в соответствии с поставленными задачами.
3. Оформление своих мыслей в устной форме.
4. Умение работать в паре, в группе.
Личностные результаты
1. Развитие умения выказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции.
2. Развитие умения оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.
3. Формирование мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.
Методы обучения, используемые на уроке: словесные, наглядные, частично поисковые.
Формы организации деятельности учащихся: фронтальная, самостоятельная, работа в парах, групповая.
Формы организации учебной деятельности: слушание, наблюдение, обобщение, чтение, письмо.
Возможность практического применения: материал урока может быть использован при проведении уроков русского языка по теме «Части речи», уроков риторики и классного часа по основам этики.
Соблюдение санитарно – гигиенических норм.
На уроке с целью профилактики переутомления проводится физпауза, есть постоянная смена видов деятельности.
Методическая литература:
1.Образовательная система «Школа 2100». Федеральный государственный образовательный стандарт. Примерная основная образовательная программа. В 2-х книгах. Книга 2. Начальная школа. Дошкольное образование / Под науч. ред.
Д .И. Фельдштейна. -М.: Баласс, 2012.
2. Бунеева Е.В., Комиссарова Л.Ю., Яковлева М.А.Методические рекомендации для учителя. Русский язык. 1 и 2 классы. — Изд. 2-е, перераб. — М.: Баласс, 2012.
Интернет-ресурсы:
Ход урока :
1.Орг. момент
-Давайте настроимся на работу и улыбнемся друг другу. Задача нашего урока – открытие новых знаний. Я уверена они вам обязательно пригодятся в жизни. Прочитайте запись на доске.
Как же трудно жить на свете,
Не усвоив …………………
Правда, странная запись? А пропущенные слова вы сможете поставить тогда, вставите тогда, когда откроете для себя новую тему.
2.Минутка чистописания.
-Зачем мы с вами проводим минутки чистописания?
-Какая буква пришла к нам сегодня в гости, отгадайте:
Ею можем обозначить
Что в задачке неизвестно,
А взглянув на все иначе,
В ней увидим просто крестик!
- Назовите буквы, в которых есть элементы буквы х.
-Посмотрите внимательно и скажите, а какие из записанных вами сочетаний могут быть словами?
- А может быть, помните, как они называются?
3.Актуализация знаний.
1.– Послушайте стихотворение А. Тетивкина. (ЭОР.)
Сердце так и гложет страх.
Ах!
Эх, ведь как назло!
Вот бы нынче повезло!
Я по списку дальше всех!
Эх!
Ох, беда уже близка!
Так и ждёт меня доска.
– Какие слова помогают почувствовать переживания ученика?
– Где мы с ними встречаемся?
– Вспомните, что вы узнали о них на уроках, читая «Букварь».
В «Букваре» была сказка про ослика и медвежонка, которые видели одно и то же, а говорили и чувствовали по-разному.
2. Рассмотрим новый кадр в учебнике перед упр. 102. Катя Персикова и Вова Колесников увидели подснежник.
– Что они сказали? (Катя: «Какая прелесть (какой красивый цветок)!» Вова: «Подумаешь, обычный цветок».)
– С каким чувством они могли бы это сказать? (Катя – с радостью, Вова – равнодушно, с пренебрежением.)
– Какие слова могут помочь им выразить свои чувства? (Ах, ой: «Ах, какой красивый цветок, какая прелесть!», «Ой, подумаешь, обычный цветок)
4. Формулирование проблемы, планирование деятельности. Поиск решения (открытие нового знания), формулирование правила (определения).
4.1 На основе стихотворения и кадра киноплёнки сформулируйте тему урока – то, чем будем заниматься на уроке. (Слова, которые выражают чувства.)
– Составим план урока.
- Какие слова выражают чувства?
- Какие чувства они передают?
- Зачем нужны в нашей речи?
-Как будем работать? (в группах, в парах, коллективно)
– Что мы сейчас делали? (Планировали свою деятельность.)
– Какой кружок обозначает это умение? (красный)
4.2 Наблюдение за новыми словами.
А сейчас мы с вами понаблюдаем за новыми словами. Посмотрите фрагмент сказки и отметьте, какими словами герои выражают свои чувства.( просмотр фрагмента м\ф «Ох и Ах»)
- Как звали героев мультфильма?
- Назовите слова, которые помогли героям выразить свои чувства. (Ох, ах) Слова, которые выражают различные чувства, называются междометиями.
(На доске: появляются картинки с изображением сказочных героев ОХ и АХ.)
- Какие чувства выразили эти слова?
АХ ОХ
радость усталость
восторг неуверенность
(оптимист) (пессимист)
4.3 Работа в учебнике. (Работа в парах)
Упр. 103 – развивается умение находить слова, выражающие чувства, но не называющие их, и определять характер чувства, а также интонировать предложения, в которых есть такие слова.
Чувства, которые выражены в словах:
ах! – радость, удовольствие;
ох – неудовольствие;
ух – страх, испуг.
Вопросы к ученику, выполнявшему работу (начало формирования алгоритма самооценки):
– Что тебе нужно было сделать?
– Удалось составить предложения? – Ты сделал всё правильно или были недочёты?
– Ты составил всё сам или с чьей-то помощью?
– Сейчас мы вместе с … (имя ученика) учились оценивать свою работу.
– Что мы сейчас делали?
– Какие умения формировали? (Умение работать с информацией.)
– Какой кружок обозначает это умение? (синий)
Физпауза.
5. Развитие умений – применение знания.
5.1 Упражнения (устные)
1. Многие писатели в своих произведениях используют междометия, чтобы сделать стихи, сказки и рассказы эмоционально ярче и красочнее.
-Послушайте отрывки из известных вам произведений.
а) «...Мишка держался руками за живот, как будто ему очень больно, и кричал: Ой, умру от смеха! Сыски!» (В.Драгунский «Заколдованная буква»)
-Узнали откуда?
-Найдите новое слово.
-Какое чувство оно выражает? (боль от смеха)
б) «Я тучка, тучка, тучка, а вовсе не медведь. Ах, как приятно тучке по небу лететь!»
(А. Милн «Винни – Пух и все-все-все») Есть новое слово? Какое чувство оно выражает? (радость, восторг)
5.2 Групповая работа.
А сейчас каждая группа попробует себя в роли писателей.
Вставьте в предложенные тексты подходящие междометия.
а) - Щиплет уши, щиплет нос.
- …, на улице мороз! (Ой)
б) - …, и трудная эта работа из болота тащить бегемота. (Ох)
5.3. Музыкальные задания
Не только писатели в своих произведениях, но и поэты вместе с композиторами при написании песен часто используют междометия. Послушайте отрывки из песен и найдите новые слова.
Песня Водяного («Летучий корабль»)
Песенка Маши («Маша и медведь»)
Песня о мечте. («Летучий корабль»)
– Что мы сейчас делали?
– Какие умения формировали? (Развиваем умение слушать и понимать других, умение общаться.)
– Какой кружок обозначает это умение? (зеленый)
5.3 Упражнения (письменные)
Упр. 104 – развивается умение составлять предложения по схемам со словами, выражающими чувства. Работе в парах предшествует беседа по схемам.
– Из скольких слов состоит предложение?
– Какие знаки стоят в конце предложения? (Обычно восклицательный знак.)
– Что это значит? (Предложения произносят с особым чувством.)
– Какое чувство передают слова, которые стоят на первом месте в предложениях?
Ой – страх
ах – восторг
ха-ха – насмешка, злорадство
ох – усталость, недовольство
эх – радость
ух – восхищение, удивление.
Одно-два предложения можно разобрать коллективно, дальше работают в парах.
После проговаривания предложения записывают, затем пары читают свои варианты.
Вывод. С помощью междометий можно выразить чувства. Эти слова делают речь ярче, эмоциональнее, богаче.
– Что мы сейчас делали?
– Какие умения формировали? (Умение работать с информацией.)
– Какой кружок обозначает это умение? (синий)
6. Итог урока.
Сделайте выводы:
Какие слова выражают чувства?
Какие чувства они передают? (различные)
Зачем нужны в нашей речи?
А сейчас послушайте стихотворение и вставьте подходящее междометие:
Мне, сказало междометие, -
Интересно жить на свете,
Выражаю поощренье,
Похвалу, упрек, запрет,
Благодарность, восхищенье,
Возмущение, привет…
Те, кого охватит страх,
Произносят слово …! (Ах)
У кого тяжелый вздох,
Произносят слово … ! (Ох)
Кто встречается с бедой,
Произносит слово … ! (Ой)
Кто отстанет от друзей,
Произносит слово … ! (Эй)
У кого захватит дух,
Произносит слово … ! (Ух)
Прочитайте запись на доске.
Теперь вы сможете вставить пропущенное слово?
Как же трудно жить на свете,
Не усвоив ……(междометий)
7. Рефлексия
-А теперь, используя междометия, придумайте предложения, выражающие ваше отношение к уроку, эмоциональный настрой на уроке.
– Произнесите слово молодцы с разной интонацией, используя междометья .
– Что у вас получалось сегодня лучше всего?
– В чём испытали затруднения?
Приложение
Группа №____
Задание:
Вставьте подходящие по смыслу междометия.
1) - Щиплет уши, щиплет нос.
- …, на улице мороз!
2) - …, и трудная эта работа из болота тащить бегемота.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План-конспект урока по русскому языку "Слова, которые выражают различные чувства и их роль в речи" (2 класс)
План-конспект по системе "Школа-2100". К нему прилагется презентация и раздаточный материал....
Проект урока русского языка Тема урока: «Слова, которые выражают различные чувства, и их роль в речи»
Данный урок – вводный. Основные задачи этого урока – формирование умения узнавать междометия в тексте, построение предложений с использованием междометий, понимани...
Презентация к уроку Тема урока: Слова, которые выражают различные чувства, и их роль в речи.
План - конспект урока по русскому языку во 2-ом классе («Школа 2100»)Составитель: Максимова Елена Владимировна.Тема раздела: Слова, к которым нельзя задать вопросы.Тема урока: Слова, котор...
Разработка урока русского языка по теме "Слова, которые выражают различные чувства, и их роль в речи"
Технологическая карта урока русского языка по теме "Слова, которые выражают различные чувства, и их роль в речи". Образовательная система "Школа 2100". Авторы УМК: Бунеева Е.В...
Разработка урока русского языка по теме "Слова, которые выражают различные чувства, и их роль в речи"
Технологическая карта урока русского языка по теме "Слова, которые выражают различные чувства, и их роль в речи". Образовательная система "Школа 2100". Авторы УМК: Бунеева Е.В...
Урок русского языка во 2 классе "Слова, которые выражают различные чувства, и их роль в речи". Презентация к уроку.
Урок русского языка во 2 классе по программе "Школа 2100". Тема: "Слова, которые выражают различные чувства и их роль в речи"...