Урок русского языка во 2 классе по теме «Слова, которые выражают различные чувства, и их роль в речи »
план-конспект урока по русскому языку (2 класс) на тему

ОС «Школа 2100» Учебник Р.Н. Бунев, Е.В. Бунеева, О.В. Пронина «Русский язык».2 классРабочая тетрадь Яковлева М.А.Тетрадь по чистописанию. 2-й класс. (К учебнику  «Русский язык», 2-й класс) / Под ред. Р.Н. Бунеева, Е.В. Бунеевой.Тип урока – урок открытия новых знаний.Технологии обучения: личностно – ориентированные. Возраст учащихся: 8-9 лет. Данный урок является первым в разделе «Слова, к которым нельзя задать вопрос», построен в соответствии с требованиями ФГОС НОО.  Структурные элементы урока: актуализация у обучающихся опорных знаний,  введение  нового материала с использованием ИКТ и опорных схем; усвоение темы в процессе лингвистического наблюдения; выполнение упражнений, направленных на мотивирование, обобщение и дифференцирование изучаемых понятий, на овладение способами решения познавательных задач.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_russkogo_yazyka_2_klass.doc70.5 КБ

Предварительный просмотр:

Характеристика урока.

Предмет: Русский язык.

2 класс.

ОС «Школа 2100»

Учебник Р.Н. Бунев, Е.В. Бунеева, О.В. Пронина «Русский язык».2 класс

 Рабочая тетрадь Яковлева М.А.Тетрадь по чистописанию. 2-й класс. (К учебнику  «Русский язык», 2-й класс) / Под ред. Р.Н. Бунеева, Е.В. Бунеевой.

Форма проведения: урок

Тип урока – урок открытия новых знаний.

Технологии обучения: личностно – ориентированные.  

Продолжительность: 1 урок - 45 минут

Возраст учащихся: 8-9 лет 

Оборудование: интерактивная доска, ноутбук,  иллюстративный, раздаточный материал.

Структура  урока.

  1. Орг.момент -1-2  мин.
  2. Чистописание – 5 мин.
  3. Актуализация знаний – 3 мин.
  4. Мотивационно – ориентированный – 2 мин.
  5. Планирование – 3 мин.
  6. Реализация плана – 25 мин.
  7. Физпауза -2-3 мин.
  8. Рефлексия. - 2- 3 мин.

Методический комментарий к уроку.

Данный урок является первым в разделе «Слова, к которым нельзя задать вопрос», построен в соответствии с требованиями ФГОС НОО.  Структурные элементы урока: актуализация у обучающихся опорных знаний,  введение  нового материала с использованием ИКТ и опорных схем; усвоение темы в процессе лингвистического наблюдения; выполнение упражнений, направленных на мотивирование, обобщение и дифференцирование изучаемых понятий, на овладение способами решения познавательных задач.

Цель как деятельность учеников ( по ОС «Школа 2100»)

Л (личностные цели): уметь выражать чувства, обращать внимание на интонацию, тон речи других людей.

6ЛР (знания о языке как основа речевой деятельности): – развитие умений находить слова, которые выражают чувства, и определять характер чувства.

Формирование УУД.

Познавательные УУД

1.Развитие умения извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов.

2. Развитие умения  на основе анализа объектов делать выводы.

4.  Развитие умения обобщать и классифицировать по признакам, находить ответы на вопросы в иллюстрации.

Регулятивные УУД

1. Развитие умения высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника.

2. Оценивание учебных  действий в соответствии с поставленной задачей.

3. Прогнозирование предстоящей работы (составление  плана).

4. Осуществление познавательной и личностной рефлексии.

Коммуникативные УУД

1. Развитие умение слушать и понимать других.

2. Построение речевого высказывания в соответствии с поставленными задачами.

3. Оформление своих мыслей в устной форме.

4. Умение работать в паре, в группе.

Личностные результаты

1. Развитие умения выказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции.

2.  Развитие умения оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.

3. Формирование мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности. 

Методы обучения, используемые  на уроке: словесные, наглядные,  частично поисковые.

Формы организации деятельности учащихся: фронтальная, самостоятельная, работа  в парах, групповая.  

Формы организации учебной деятельности: слушание, наблюдение, обобщение, чтение, письмо.

Возможность практического применения: материал урока может быть использован при проведении  уроков  русского языка по теме «Части речи», уроков риторики и  классного часа по основам этики.

Соблюдение санитарно – гигиенических норм.

На уроке с целью профилактики переутомления проводится физпауза, есть постоянная смена видов деятельности.

 Методическая литература:

1.Образовательная система «Школа 2100». Федеральный государственный образовательный стандарт. Примерная основная образовательная программа. В 2-х книгах. Книга 2. Начальная школа.   Дошкольное образование / Под науч. ред.

Д .И. Фельдштейна. -М.: Баласс, 2012.

2. Бунеева Е.В., Комиссарова Л.Ю., Яковлева М.А.Методические рекомендации для учителя. Русский язык. 1 и 2 классы. — Изд. 2-е, перераб. — М.: Баласс,  2012.

Интернет-ресурсы:

  1. http://school2100.com/
  2. http://school-collection.edu.ru/

Ход урока :

1.Орг. момент

-Давайте настроимся на работу и улыбнемся друг другу. Задача нашего  урока – открытие новых знаний. Я уверена они вам обязательно пригодятся  в жизни. Прочитайте запись на доске.

                    Как же трудно жить на свете,

                    Не усвоив …………………

Правда, странная запись?  А пропущенные слова вы сможете поставить тогда, вставите тогда, когда откроете  для себя новую тему.

2.Минутка чистописания.

-Зачем мы с вами проводим минутки чистописания?

-Какая буква пришла к нам сегодня в гости, отгадайте:

Ею можем обозначить

Что в задачке неизвестно,

А взглянув на все иначе,

В ней увидим просто крестик!

- Назовите буквы, в которых есть элементы  буквы   х.

-Посмотрите внимательно и скажите, а какие из записанных вами сочетаний  могут быть словами?  

- А может быть, помните, как они называются?

3.Актуализация знаний.

 1.– Послушайте стихотворение А. Тетивкина. (ЭОР.)

Сердце так и гложет страх.

Ах!

Эх, ведь как назло!

Вот бы нынче повезло!

Я по списку дальше всех!

Эх!

Ох, беда уже близка!

Так и ждёт меня доска.

– Какие слова помогают почувствовать переживания ученика?

– Где мы с ними встречаемся?

– Вспомните, что вы узнали о них на уроках, читая «Букварь».

В «Букваре» была сказка про ослика и медвежонка, которые видели одно и то же, а говорили и чувствовали по-разному.

2.  Рассмотрим новый кадр в учебнике перед упр. 102. Катя Персикова и Вова Колесников увидели подснежник.

– Что они сказали? (Катя: «Какая прелесть (какой красивый цветок)!» Вова: «Подумаешь, обычный цветок».)

– С каким чувством они могли бы это сказать? (Катя – с радостью, Вова – равнодушно, с пренебрежением.)

– Какие слова могут помочь им выразить свои чувства? (Ах, ой: «Ах, какой красивый цветок, какая прелесть!», «Ой, подумаешь, обычный цветок)

4. Формулирование проблемы, планирование деятельности. Поиск решения (открытие нового знания), формулирование правила (определения).

4.1 На основе стихотворения и кадра киноплёнки сформулируйте тему урока – то, чем будем заниматься на уроке. (Слова, которые выражают чувства.)

– Составим план урока.

  1. Какие слова выражают чувства?
  2. Какие чувства они  передают?
  3. Зачем   нужны  в нашей речи?

  -Как будем работать? (в группах, в парах, коллективно)

– Что мы сейчас делали? (Планировали свою деятельность.)

– Какой кружок обозначает это умение? (красный)

4.2 Наблюдение за новыми словами.

А  сейчас мы с вами понаблюдаем за новыми словами. Посмотрите фрагмент сказки и отметьте, какими словами герои выражают свои  чувства.( просмотр фрагмента м\ф «Ох и Ах»)

- Как звали героев мультфильма?  

- Назовите слова, которые помогли героям выразить свои чувства. (Ох, ах)  Слова, которые выражают различные чувства, называются междометиями.

(На доске: появляются картинки с изображением сказочных героев ОХ и АХ.)

- Какие чувства выразили эти слова?

                    АХ                                                                           ОХ

                 радость                                                                      усталость

             восторг                                                                      неуверенность

             (оптимист)                                                                  (пессимист)

4.3 Работа в учебнике. (Работа в парах)

Упр. 103 – развивается умение находить слова, выражающие чувства, но не называющие их, и определять характер чувства, а также интонировать предложения, в которых есть такие слова.

Чувства, которые выражены в словах:

ах! – радость, удовольствие;

ох – неудовольствие;

ух – страх, испуг.

Вопросы к ученику, выполнявшему работу (начало формирования алгоритма самооценки):

– Что тебе нужно было сделать?

– Удалось составить предложения? – Ты сделал всё правильно или были недочёты?

– Ты составил всё сам или с чьей-то помощью?

– Сейчас мы вместе с … (имя ученика) учились оценивать свою работу.

– Что мы сейчас делали?

– Какие умения формировали? (Умение работать с информацией.)

– Какой кружок обозначает это умение? (синий)

Физпауза.

5. Развитие умений – применение знания.

5.1 Упражнения (устные)

1. Многие писатели в своих произведениях используют междометия, чтобы сделать стихи, сказки и рассказы эмоционально ярче и красочнее.

-Послушайте отрывки из известных вам произведений.

а) «...Мишка держался руками за живот, как будто ему очень больно, и кричал:  Ой, умру от смеха! Сыски!» (В.Драгунский «Заколдованная буква»)

-Узнали откуда?

 -Найдите новое слово.

-Какое чувство оно выражает? (боль от смеха)

б) «Я тучка, тучка, тучка, а вовсе не медведь. Ах, как приятно тучке по небу лететь!»

(А. Милн «Винни – Пух и все-все-все») Есть новое слово? Какое чувство оно выражает? (радость, восторг)

5.2  Групповая работа.

А сейчас каждая группа попробует себя в роли писателей.

Вставьте  в предложенные тексты подходящие междометия.

а)   - Щиплет уши, щиплет нос.

      - …, на улице мороз!  (Ой)

б)   - …, и трудная эта работа из болота тащить бегемота. (Ох)

5.3. Музыкальные задания

Не только  писатели в своих произведениях, но и поэты вместе с  композиторами при написании песен часто используют междометия. Послушайте отрывки из песен и найдите новые слова.

Песня Водяного («Летучий корабль»)

Песенка Маши («Маша и медведь»)

Песня о мечте. («Летучий корабль»)

– Что мы сейчас делали?

– Какие умения формировали? (Развиваем умение слушать и понимать других, умение общаться.)

– Какой кружок обозначает это умение? (зеленый)

5.3 Упражнения (письменные)

Упр. 104 – развивается умение составлять предложения по схемам со словами, выражающими чувства. Работе в парах предшествует беседа по схемам.

– Из скольких слов состоит предложение?

– Какие знаки стоят в конце предложения? (Обычно восклицательный знак.)

– Что это значит? (Предложения произносят с особым чувством.)

– Какое чувство передают слова, которые стоят на первом месте в предложениях?

Ой – страх

ах – восторг

ха-ха – насмешка, злорадство

ох – усталость, недовольство

эх – радость  

ух – восхищение, удивление.

Одно-два предложения можно разобрать коллективно, дальше работают в парах.

После проговаривания предложения записывают, затем пары читают свои варианты.

Вывод. С помощью междометий можно выразить чувства. Эти слова делают речь ярче, эмоциональнее, богаче.

– Что мы сейчас делали?

– Какие умения формировали? (Умение работать с информацией.)

 – Какой кружок обозначает это умение? (синий)

6.   Итог урока.

Сделайте выводы:

Какие слова выражают чувства?

Какие чувства они  передают? (различные)

Зачем нужны в нашей речи?

А сейчас послушайте стихотворение и вставьте подходящее междометие:

Мне, сказало междометие, -

Интересно жить на свете,

Выражаю поощренье,

Похвалу, упрек, запрет,

Благодарность, восхищенье,

Возмущение, привет…

Те, кого охватит страх,

Произносят слово …! (Ах)

У кого тяжелый вздох,

Произносят слово … ! (Ох) 

Кто встречается с бедой,

Произносит слово … ! (Ой)

Кто отстанет от друзей,

Произносит слово … ! (Эй)

У кого захватит дух,

Произносит слово … ! (Ух)

Прочитайте запись на доске.

Теперь вы сможете вставить  пропущенное слово?

                   Как же трудно жить на свете,

                   Не усвоив ……(междометий)

7. Рефлексия

-А теперь, используя междометия, придумайте предложения, выражающие ваше отношение к уроку, эмоциональный настрой на уроке.

– Произнесите  слово  молодцы с разной интонацией, используя междометья .

– Что у вас получалось сегодня лучше всего?

– В чём испытали затруднения?

Приложение

Группа №____

Задание:

Вставьте  подходящие  по смыслу междометия.

1)   - Щиплет уши, щиплет нос.

      - …, на улице мороз!  

2)   - …, и трудная эта работа из болота тащить бегемота.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект урока по русскому языку "Слова, которые выражают различные чувства и их роль в речи" (2 класс)

План-конспект по системе "Школа-2100". К нему прилагется презентация и раздаточный материал....

Проект урока русского языка Тема урока: «Слова, которые выражают различные чувства, и их роль в речи»

Данный урок – вводный. Основные задачи этого урока – формирование умения узнавать междометия в тексте, построение предложений с использованием междометий, понимани...

Презентация к уроку Тема урока: Слова, которые выражают различные чувства, и их роль в речи.

План - конспект урока по русскому языку  во 2-ом классе («Школа 2100»)Составитель: Максимова Елена Владимировна.Тема раздела: Слова, к которым нельзя задать вопросы.Тема урока: Слова, котор...

Разработка урока русского языка по теме "Слова, которые выражают различные чувства, и их роль в речи"

Технологическая карта урока русского языка по теме "Слова, которые выражают различные чувства, и их роль в речи". Образовательная система "Школа 2100". Авторы УМК: Бунеева Е.В...

Разработка урока русского языка по теме "Слова, которые выражают различные чувства, и их роль в речи"

Технологическая карта урока русского языка по теме "Слова, которые выражают различные чувства, и их роль в речи". Образовательная система "Школа 2100". Авторы УМК: Бунеева Е.В...

Урок русского языка во 2 классе "Слова, которые выражают различные чувства, и их роль в речи". Презентация к уроку.

Урок русского языка во 2 классе по программе "Школа 2100". Тема: "Слова, которые выражают различные чувства и их роль в речи"...