Проект урока русского языка Тема урока: «Слова, которые выражают различные чувства, и их роль в речи»
план-конспект урока по русскому языку (2 класс) по теме

Фадеева Лариса Геннадьевна

 

      Данный урок – вводный. Основные задачи этого урока – формирование умения узнавать междометия в тексте, построение предложений с использованием междометий, понимание роли междометий в тексте.

     В ходе урока развиваются такие общеучебные умения ребёнка, как способность сравнивать, анализировать, схематически фиксировать знания, выстраивать гипотезы.

     На уроке продолжается формирование оценочной деятельности учащихся.

     Структура и технология урока соответствует Образовательной программе «Школа 2100»

     Данный проект урока разработан в аспекте содержания ФГОС, организация учебного процесса урока представлена  деятельностным подходом.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_uroka_russkogo_yazyka.docx65.5 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №1»

Проект урока русского языка

Тема урока:

«Слова, которые выражают различные чувства, и их роль в речи»

                Разработала:

                                                                                                               Фадеева Лариса Геннадьевна,

                                        учитель начальных классов

                          МБОУ «СОШ №1»

                                       г. Бийска Алтайского края

 Бийск

2015 г.

Проект  урока  русского языка

 Аттестуемый педагог    Фадеева Лариса Геннадьевна

Предмет  Русский язык        Класс  2 Д        Дата   04. 12 .2015г.

Тема урока:    Слова, которые выражают различные чувства, и их роль в речи.

Цель урока:

  • формирование у учащихся общего представления о междометии как части речи

Задачи: 

Обучающие

  • создать условия для формирования у учащихся практического умения выделять в тексте слова, которые выражают различные чувства (междометия);
  • организовать исследовательскую деятельность учащихся с целью определения междометия как особой части речи;
  • провести лингвистический эксперимент с целью: показать роль междометий в тексте как средства более яркого, эмоционального, понятного выражения мысли;
  • способствовать формированию  регулятивных УУД: учить планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей, осуществлять действия самооценки и самоконтроля.

Развивающие

  • создать условия для формирования критического мышления учащихся, умение ставить вопросы, анализировать и сравнивать, работать по алгоритму, обобщать полученные знания и делать выводы;
  • развивать творческие способности учащихся;

Воспитательные

  • содействовать воспитанию интереса к русскому языку;
  • создать условия для воспитания культуры общения в паре, со сверстниками;

для учащихся: учиться ставить с помощью учителя учебные задачи и самостоятельно формулировать выводы; научиться находить в тексте слова, выражающие различные чувства, характеризовать их в речи; выяснить, что к данным словам нельзя задать вопрос.

                

Содействовать формированию  УУД:

                      Личностные результаты

1. Развивать умения выказывать своё отношение, выражать свои эмоции.

2. Оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.

3. Формировать мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.

Метапредметные результаты

                    Познавательные УУД

 1. Развивать умения извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов.

 2. Представлять информацию в виде схемы.

 3. Выявлять сущность, особенности объектов.

 4. На основе анализа объектов делать выводы.

 5. Обобщать и классифицировать по признакам.

 6. Ориентироваться на развороте учебника.

7. Находить ответы на вопросы в иллюстрации.

Средством формирования познавательных УУД служат тексты учебника.

Регулятивные УУД

1. Развивать умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника.

2. Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.

3. Прогнозировать предстоящую работу (составлять план).

4. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

Средством формирования регулятивных УУД служит проблемно-диалогическая технология.

                       

Коммуникативные УУД

1. Развивать умение слушать и понимать других.

2. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами. 

3. Оформлять свои мысли в устной форме.

4. Развивать умение работать в паре.

Средством формирования коммуникативных УУД служат проблемно-диалогическая технология и организация работы в парах.

Предметные результаты

  • находить в предложении (тексте) слова, выражающие различные чувства, характеризовать их роль в речи

Оборудование:  - опорные таблицы и схемы

                             - листочки с графиками для самоконтроля

                             - мониторинг личностных целей (Приложение 1)

                            - памятка и кружки четырех цветов по формированию УУД (Приложение 2)

                             - толковый словарь

                            - планшеты

                            - карточки для работы в группах

                            -карточки с дифференцированным заданием

                            - эталон  в капсуле для самопроверки

Характеристика класса 

  В классе 22 человек.  В коллективе преобладает положительная мотивация к обучению. Большая часть детей любознательны, можно отметить высокий уровень трудоспособности, желание работать на уроках, выполнять дополнительные задания, отмечается стремление к пополнению знаний.

 

   Есть группа детей, у которых хорошо развита речь, умеют отвечать на вопросы, но творческие задания вызывают затруднения, требуется помощь учителя. Внимание частично - рассеянное, приходится неоднократно повторять материал и задания для выполнения. Учебный материал усваивают.

   Тип  урока: урок открытия новых знаний

Особенности данного урока

   На тему «Слова, которые выражают различные чувства, и их роль в речи» по программе выделяется 2 урока.

Задачи изучения темы:

  1. Дать возможность учащимся осознать как факт языка слова, которыми они давно пользуются;
  2. Способствовать обогащению детской речи –  лексического ее строя;
  3. Учить правильному употреблению и написанию наиболее распространенных междометий;
  4. Расширить представление детей о словах, к которым нельзя задать вопрос( слова, выражающие чувства, но не называющие их.

      Данный урок – вводный. Основные задачи этого урока – формирование умения узнавать междометия в тексте, построение предложений с использованием междометий, понимание роли междометий в тексте.

     В ходе урока развиваются такие общеучебные умения ребёнка, как способность сравнивать, анализировать, схематически фиксировать знания, выстраивать гипотезы.

     На уроке продолжается формирование оценочной деятельности учащихся.

     Структура и технология урока соответствует Образовательной программе «Школа 2100»

     Данный проект урока разработан в аспекте содержания ФГОС, организация учебного процесса урока представлена  деятельностным подходом. Сущность деятельностного подхода состоит в том, что дети на уроке не получают знания в готовом виде, а открывают их в процессе совместной деятельности учителя и деятельности учащихся, что способствует приобщению младших школьников к началам исследовательской деятельности.

   

 На данном уроке можно выделить следующие этапы:

1. Организационный момент

2. Актуализация знаний и постановка учебной задачи 

4. Открытие нового знания

5. Первичное закрепление учебного материала

                    6. Итог урока

Формы работы: индивидуальная, групповая (в парах), фронтальная

    Проект предусматривает использование методов

А) мотивации и стимулирования: 

  • Эмоциональные:
  • Поощрение;
  • создание ярких наглядно-образных представлений;
  • ситуация познавательной новизны;
  • создание ситуации успеха, свободный выбор заданий;
  • познавательные 
  • опора на жизненный опыт;
  •  познавательные интересы;
  • создание проблемной ситуации;
  • побуждение к поиску альтернативных решений;
  • выполнение творческих заданий;
  • волевые 
  • познавательные затруднения;
  • самооценка своей деятельности и коррекция;
  • рефлексия

  • социальные 
  • заинтересованность результатами коллективной, парной работы;
  • позиционные мотивы;
  • долг и ответственность перед классом, учителем;
  • самоопределение;
  • самосовершенствование.

Б) Методы обучения

  • По источнику передачи и восприятия учебной информации: словесный, наглядный, практический.
  • По степени самостоятельного мышления: репродуктивный, исследовательский, частично-поисковый.
  • По степени управления учебной работой: работа с учителем, самостоятельная работа.

Ключевые компетенции:

  • коммуникативные (включение в групповую работу)
  • познавательные (актуализация, открытие знаний)
  • ценностно-смысловые (этап первичного закрепления, этап анализа)

В проекте урока учитываются педагогические принципы современного урока:

А) личностно-ориентированные;

Б) культурно-ориентированные;

В) деятельностно-ориентированные;

Г) школа, как часть образовательной среды.

     

 

      Проект урока осуществляется на основе системы дидактических принципов деятельностного метода обучения:

  1. Принцип деятельности – ученик добывает знания сам, осознает при этом содержание и формы своей учебной деятельности, понимает и принимает систему ее норм, активно участвует в их совершенствовании.
  2. Принцип непрерывности – означает преемственность между всеми ступенями и этапами обучения на уровне технологии, содержания и методик.
  3. Принцип целостности – предполагает формирование у учащихся обобщенного системного представления о мире (природе, обществе, самом себе, социокультурном мире и мире деятельности, о роли и месте каждой науки в системе наук, а также роли ИКТ).
  4. Принцип минимакса – заключается в следующем: школа должна предложить ученику возможность освоения содержания образования на максимальном для него уровне (определяемом зоной ближайшего развития возрастной группы) и обеспечить при этом его усвоение на уровне социально безопасного минимума (федерального государственного образовательного стандарта).
  5. Принцип психологической комфортности – предполагает снятие всех стрессообразующих факторов учебного процесса, создание в школе и на уроках доброжелательной атмосферы, ориентированной на реализацию идей педагогики сотрудничества, развитие диалоговых форм общения.
  6. Принцип вариативности – предполагает формирование у учащихся способностей к систематическому перебору вариантов и адекватному принятию решений в ситуациях выбора.
  7. Принцип творчества – означает максимальную ориентацию на творческое начало в образовательном процессе, создание условий для приобретения учащимся собственного опыта творческой деятельности.

1. Организационный момент – 2 – 3 мин.

       Цель этапа:  создание условий для положительного психологического, эмоционального настроя учащихся на предстоящую работу на уроке.

       На этом этапе используется метод стимулирующего введения – создание эмоционального и делового настроя, привлечение внимания учащихся и обеспечение необходимой мотивации.

Результаты: полная готовность класса и оборудования, быстрое включение учащихся в деловой ритм.

Деятельность учащихся

Деятельность учителя

Формируемые УУД и ключевые компетенции

Проверяют готовность к уроку.

Улыбаются друг другу,  взявшись за руки, желают успеха.

Посмотрите, друг другу в глаза, улыбнитесь и

пожелайте успеха. Я вам тоже желаю новых

 открытий и удачной работы на уроке.

- Люблю различные слова

Как неизведанные  страны

Они понятны не всегда,

И их значенья так туманны…

Личностные УУД – мотивация учебной деятельности. Компетенции – коммуникативная, ценностно-смысловая.

2. Актуализация знаний и постановка учебной задачи – 5 -7 мин.

Цель этапа: создание условий для усвоения нового материала через словарную работу и постановку учебной задачи через проблемный диалог.

Методы организации совместной деятельности учащихся:  работа в парах с  последующей самопроверкой, фронтальная работа.

Методы мотивирования (стимулирования) учебной активности учащихся: слово учителя, ситуация познавательной новизны, затруднения.

      Для достижения обозначенной цели этапа организовано повторение словарных слов и выделение из группы лишних слов. Создание проблемной ситуации происходит через затруднение в процессе выполнения задания. На данном этапе ребята сталкиваются с трудностью, с проблемой, для решения которой имеющихся знаний не хватает. Обязательный момент  - мотивационная основа – для чего нам надо знать эту тему? Это цель работы учащихся на протяжении всего урока. После самопроверки правописания словарных слов предусмотрена рефлексивная деятельность учащихся – оценивание качества работы на определенном этапе.

Результаты: возникновение у учащихся внутренней потребности включения в учебную деятельность при создании проблемной ситуации; определение цели и направления учебной деятельности, а также своей личной ( мониторинг личностных целей).

Деятельность учащихся

Деятельность учителя

Формируемые УУД и ключевые компетенции

                  (Дату)

         Четвертое декабря.

  1. Словарная работа

 

Ребята, весёлый, ах, погода, народный, ох, работали, рассказывали, увы.

 Дети выписывают в тетрадь словарные слова.

  1. Выделение словарных слов из группы слов (создание проблемной ситуации)

Самопроверка, самооценка

Отмечают на графике.

  1.  Постановка учебной задачи

    Ах, ох, увы. ?

 Междометия. Некоторые дети узнали от мамы, от старших детей.

  В букваре

 Междометие

Для того, чтобы учиться узнавать междометия в речи, уметь употреблять их.

Учиться находить новые слова в речи.

Дети фиксируют свои личностные цели в индивидуальных мониторингах.

- Откройте тетрадь.

– Что надо записать?

Комментированная запись числа.

– Какую запись должны сделать дальше?

– Напишите слова «Классная работа».

- Урок начнем со словарной работы и  повторения. Выберите из группы слов (на доске) только словарные и запишите в тетрадь эти слова. При записи слов не ошибитесь в их правописании.

-Какие словарные слова вы выписали? Проверьте их написание.

На графике №1 отметьте, как вы справились со словарной работой.

- Кто без ошибок? Молодцы!

 - У кого 1 ошибка? У кого 2 и более?

-Ребята, какие слова остались лишними?

Запишите их в тетрадь. 

-Что это за слова? Хотите узнать? (или Откуда знаете?)

-Где мы с ними встречались?

-Кто догадался, какой будет тема

сегодняшнего урока?

На доску вывешивается тема урока.

- Для чего Вам нужно знать эту тему?

-Какова цель урока?

- Поставьте   свои личностные цели и зафиксируйте их. (Приложение 1)

УУД – личностные – сообщения в устной форме, осуществлять выбор объектов; коммуникативные – в ситуации затруднения и при постановке учебной задачи; познавательные – построение суждений, анализ объектов (частей речи); Компетенции – коммуникативная, учебно-познавательная, информационная, ценностно-смысловая.

3. Открытие новых знаний (исследовательская работа) – 20 -22 мин.

Цель этапа:  ознакомление с особенностями новой части речи – междометие.

Методы представления нового учебного материала:

-по степени самостоятельного мышления при овладении знаниями – исследовательский метод;

- по степени управления учебной работой – работа под руководством учителя;

- по источнику восприятия информации – словесный, наглядный (таблички).

Методы стимулирования и мотивации учения:

- стимулирование интереса к учению – ситуация познавательной новизны;

- определение последовательности проведения исследования и необходимость довести его до конца;

- самооценка правильности и значимости своей работы на уроке (графики).

       На данном этапе целесообразно для достижения наилучших результатов обучения использовать исследовательский метод обучения учащихся. Дети активно включаются в процесс поиска решения учебных задач. Именно групповой или парный методы организации учебной деятельности (на данном уроке – работа в парах) позволяют решать как образовательные, так и коммуникативные задачи.

       Процесс исследования сначала планируется самими учащимися под руководством учителя (по аналогии с изучением других частей речи). Пункты плана исследования и становятся основными задачами урока. Учащимся нравится самостоятельно добывать знания. Ведь только полученные самостоятельно сведения крепко и надолго запоминаются  (эмоциональный аспект).

        В ходе исследовательской работы важно выслушивать мнения каждого желающего выступить. Именно такой подход позволяет достичь успеха всем учащимся класса, независимо от уровня уже полученных знаний. Вся работа строится «на интересе».

        На данном уроке необходимо познакомить учащихся с  особенностями междометий (их отличие от других самостоятельных частей речи):  что выражает междометие, на какие вопросы  может отвечать, выяснить роль междометий в речи.

       Как и на предыдущем этапе урока происходит рефлексивная деятельность – как работал, какую пользу принес для достижения цели класса? Это позволяет учащимся задуматься об уровне своего участия в работе, о степени активности.

Деятельность учащихся

Деятельность учителя

Формируемые УУД и ключевые компетенции

1. Моделирование процесса открытия новых знаний (составление плана исследования)

Дети сами предлагают, что они могут узнать о междометиях по пунктам плана.

(Приложение 2)

Организовывали свои действия.

Ставили перед собой цель, планировали свою деятельность.

2. Исследовательская работа (работа в парах).

1.Что такое междометие?

Спросить у вас, посмотреть в словарях, обратиться к Интернету ( планшету).

Учащиеся читают в толковом словаре, С. Ожегова статью о междометии, обращаются при помощи планшетов к Интернету.

Вывод: междометие - это часть речи.

             2.Что выражают?

Катя Персикова и Вова Колесников увидели цветок.

-Ах, какая прелесть!

- Ой, обычный цветок.

(Катя – с радостью, Вова – равнодушно, с пренебрежением.)

(Ах, ой – междометия)

3.Работа с учебником.

На доске появляется запись:

Ах - радость, удовольствие

Ох – усталость, недовольство

Ух – страх, испуг

Дети читают:

Ах, как хорошо!

Ох, и устал я сегодня…

Ух, как страшно!

Один ученик – объясняет, какие схемы составил и записал к предложению. Класс оценивает сигналом «согласен – не согласен».

| Ах, ________ ________!

| Ох, _  ________ _  ________...

| Ух, ________ ________!

Мнения детей.

Вывод: междометия выражают чувства

    3.На какие вопросы отвечает?                

Кто?, что?, какой?, что делали?

  Не можем подобрать вопросы к словам: ах, ох, увы.

 Наверно это и есть междометия  

 Вывод: к словам, которые выражают чувства, но не называют их поставить вопрос нельзя.

Один ученик читает правило вслух.

   

Да.

                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                           4.Какова роль междометий в речи?

Дети высказывают свои мнения.

Сердце так и гложет страх!

Ах!

Эх, не помню как назло!

Вот бы нынче повезло!

Я по списку дальше всех!

Эх!

Ох, беда уже близка!

Так и ждёт меня доска!

Дети читают текст, убирая междометия.

Нет

Текст получился без эмоций, без чувств рассказчика.

Вывод: междометия делают нашу речь ярче, богаче, понятнее.

(Приложение 2)

Умение работать с информацией

(находить междометия, использовать  словарь, Интернет и учебник, делать выводы…), а также учились общаться (выражать свою мысль в устной и письменной речи, понимать других, договариваться друг с другом, сотрудничать…)

- Итак, мы сегодня исследуем междометие.

- Что Вы можете узнать о новых словах?

План  исследования (таблички – пункты плана вывешиваются на доску).

1.Что такое междометие?                             2.Что выражает?                                             3.На какие вопросы отвечает?                4.Роль в речи

- Это наши учебные задачи.

- Что мы сейчас делали? Чему мы учились? Какие умения формировали? 1  3  1    

Какой кружок обозначает эти умения? Покажите.  

                   Исследование №1

- Какая наша 1 задача?

-Где мы это можем узнать?

- Кто хочет высказаться?  Какой вывод можно сделать?                          

Табличка – на доску. МЕЖДОМЕТИЕ – это…

Исследование №2

- Какова 2 задача?

Рассмотрите иллюстрацию на доске.

- Кто это?

– Что  сказала Катя?

- Что сказал Вова?

- С каким чувством они могли бы это сказать?

-Какие слова могут помочь им выразить свои чувства?

Найдите и прочитайте слова, которые выражают различные чувства из упр. 103, стр.77.

Упр. 103 – развивается умение находить слова, выражающие чувства, но не называющие их, и определять характер чувства, а также интонировать предложения, в которых есть такие слова.

-Какие это чувства?

Прочитайте данные предложения, обращая внимание на интонацию, тон речи и чувство.

Дополнительное задание: составьте схемы предложений. Обратите внимание на запятую после этих слов, а также знаки в конце предложений.

Учитель оценивает ученика по пятибалльной системе.

-Что же выражают междометия? Какой вывод можно сделать?

Табличка – на доску.

Исследование №3

- Какая наша 3 задача?

- Устно поставьте вопросы к словам из словарной работы. Можете совещаться в парах.

-Что необычного в этом задании? Какое затруднение у вас возникло?

-Бывают ли слова, к которым нельзя поставить вопрос?

-Какой вывод можно сделать?

-Откройте стр.79 учебника русского языка. Прочитайте правило.

- Совпал ли наш вывод с правилом в учебнике?

 Табличка – на доску.

Исследование №4

-Какую следующую задачу вы должны решить?

- Может быть, кто-то уже догадался, для чего в нашей речи есть междометия?

Лингвистический эксперимент.

- У вас на партах карточка с текстом. Прочитайте текст, подчеркивая карандашом междометия.

 -Как вы думаете, кто рассказывает это стихотворение, какие чувства его переполняют?  А теперь прочитайте еще раз без междометий.

- Понравился текст?                                                                                                - Почему?

- Зачем же нужны междометия в речи? Какой вывод можно сделать?

Табличка – на доску.

-Какие умения формировали? 1  2  3  2  1  4 

-Какой кружок обозначает эти умения? Покажите.   

УУД – личностные – широкая мотивационная основа, познавательные – сбор и поиск информации, коммуникативные – решение задач общения для решения общеучебных проблем (работа в парах)

Регулятивные УУД

1. Развиваем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника.

2. Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.

3. Прогнозировать предстоящую работу (составлять план).

4. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

Личностные результаты

1. Развиваем умения выказывать своё отношение, выражать свои эмоции.

2. Оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.

3. Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.

Компетенции - коммуникативная, учебно-познавательная, информационная, ценностно-смысловая, общекультурная.

Познавательные УУД

1. Развиваем умения извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов.

2. Представлять информацию в виде схемы.

3. Выявлять сущность, особенности объектов.

4. На основе анализа объектов делать выводы.

5. Обобщать и классифицировать по признакам.

6. Ориентироваться на развороте учебника.

7. Находить ответы на вопросы в иллюстрации.

Коммуникативные УУД

1. Развиваем умение слушать и понимать других.

2. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами. 

3. Оформлять свои мысли в устной форме.

4. Умение работать в паре.

Физкультминутка

Цель: создание условий для снятия утомляемости у учащихся и их релаксации

Дети выполняют задание - упражнения.

Проводит любой ученик

гимнастику для глаз (под музыку)

1. «Глаза отдыхают»
2.
«Зоркий глаз определяет погоду» 
3.
«Близко – далеко» 
4.
«Ветер»

Если слышите  междометие – договорите его и хлопайте в ладоши.

Мне, – сказало Междометье, –

Интересно жить на свете.

Тот, кого охватит страх,

Произносит слово ... (все говорят: Ах!)

У кого тяжёлый вздох,

Произносит слово... (все говорят: Ох!)

Кто встречается с бедой,

Произносит слово ... (все говорят: Ой!)

Кто отстанет от друзей,

Произносит слово ... (все говорят: Эй!)

У кого захватит дух,

Произносит слово ... (все говорят: Ух!)

Интересно жить на свете,

Если знаешь междометья!

4. Первичное закрепление учебного материала – 6 – 8 мин.

Цель этапа: закрепление умения находить междометия в речи, выражать чувства.

Цель для учителя: определить степень усвоения учебного материала.

Методы организации деятельности учащихся: работа в парах с  последующей коллективной проверкой, самостоятельная работа с дифференцированным заданием и последующей самопроверкой по готовому образцу и самооценкой, коллективной проверкой и оцениванием, фронтальная работа.

 Самостоятельная работа  четырех вариантов с дифференцированным подходом для того, чтобы каждый ребёнок смог себя проверить, осознать: всё ли он понял, запомнил. Самостоятельная работа подобрана по принципу адаптивности. Каждый ребёнок работает на своём уровне сложности, в зоне своего развития (дифференцированные задания). Считаю, что на данном этапе каждый ученик может пережить ситуацию успеха, убедиться, что  данная тема им освоена. Возможные ошибки дорабатываются индивидуально – ситуация успеха. При проведении самостоятельной работы у детей развиваются навыки самоконтроля, самооценки, самостоятельной работы.

Методы стимулирования и мотивации учения: слово учителя, коллективное оценивание «согласен -  не согласен», самоконтроль и самооценка учащихся (графики).

Результаты: самостоятельное выполнение заданий, требующих применение знаний

Деятельность учащихся

Деятельность учителя

Формируемые УУД и ключевые компетенции

1. Работа с учебником

Читают задание к упражнению.

Составить предложения по схемам и прочитать.

Проверка.

Каждая пара (по рядам) – объясняет, какие предложения они составили. Класс оценивает сигналом «согласен – не согласен».

2.Самостоятельная работа с дифференцированным заданием и с самопроверкой по эталону

  Самопроверка и самооценка

1 уровень.

I вариант: Эй, ох, ах, ого

II вариант: Эх, ух, ой, фу

2 уровень.

Эй, ой-ой-ой.

3 уровень.

Ты испугался. (Ой). Ты устал. (Ох). Команда нельзя для собаки. (Фу).

2. Работа с учебником

Читают задание к упражнению.

Заменить слово ах другими словами, которые выражают различные чувства.

Проверка.

Один ученик – объясняет, какое междометие  вставил, какое предложение записал. Класс оценивает сигналом «согласен – не согласен».

Учебник – стр.78, упражнение 104. Прочитайте задание.

- Что нужно сделать в упражнении?

Работая в паре, 1 ряд составит предложения к 1 и 2 схемам, 2 ряд - к 3 и 4 предложению, а 3 ряд – к 5 и 6 предложению.

Проверка.

Самостоятельная работа по вариантам  Каждый из вас сейчас поработает самостоятельно и покажет, как вы усвоили пройденный сегодня материал. Прочитайте задание. У кого есть вопросы?  

1 уровень. На этой строчке спрятались междометия, найди их и запиши в тетрадь.

I вариант: Эйвздохстрахогород

II вариант: Эхопетухдомойфунт

2 уровень. Найди в тексте междометия и выпиши их в тетрадь.

Тут Федорины коты
Расфуфырили хвосты,
Побежали во всю прыть.
Чтоб посуду воротить:
"Эй вы, глупые тарелки,
Что вы скачете, как белки?...

А за ними вдоль забора

Скачет бабушка Федора:

«Ой-ой-ой, ой-ой-ой,

Воротитеся домой…» ( К. Чуковский «Федорино горе»)

3 уровень. Замени выражения, которые написаны на междометия и запиши их в тетрадь.

Ты испугался. (___). Ты устал. (____). Команда нельзя для собаки. (____).

Откройте капсулы  и сверьте с эталоном.

- На графике №2 отметьте, как вы справились с самостоятельной работой.

- Кто без ошибок? Молодцы!

 - У кого 1 ошибка? У кого 2 и более?

- Откройте «Дидактический материал» на стр. 45, упр.90. Прочитайте задание.

-Что нужно сделать в упражнении?

Выполняйте самостоятельно.

Вопросы к ученику, выполнявшему работу (начало формирования алгоритма самооценки):

– Что тебе нужно было сделать? Удалось составить предложения? Ты сделал всё правильно или были недочёты? Ты составил всё сам или с чьей-то помощью? Сейчас мы вместе с … (имя ученика) учились оценивать свою работу.

Самостоятельная работа подобрана по принципу адаптивности. Каждый ребёнок работает на своём уровне сложности, в зоне своего развития (дифференц. задания)

УУД –

личностные – способность к самооценке; регулятивные – способность осуществлять пошаговый самоконтроль знаний.

познавательные – сбор и поиск информации, построение рассуждений об объекте.

коммуникативные – решение задач общения для решения общеучебных проблем (работа в парах);

Компетенции - коммуникативная, учебно-познавательная, социально- трудовая, ценностно-смысловая, общекультурная.

5. Итог урока (рефлексивная деятельность учащихся) – 2 – 3 мин.

Цель этапа:  формирование навыков самоконтроля и самооценки работы, установка связи со следующими уроками.

Методы: рефлексия учебно-познавательной деятельности.

Прием: подводящий к итогу диалог.

Результаты: адекватность  самооценки учащимися оценке учителя. Получение учащимися информации о реальных результатах учения.

Деятельность учащихся

Деятельность учителя

Формируемые УУД и ключевые компетенции

Рефлексия деятельности  

- Мы сделали открытие – узнали  про междометие.

- Я научился находить междометия в речи.

Ответы – высказывания.

Ученики оценивают свою деятельность

Оценивают результат своих личностных целей.

Ответы – высказывания 2-3 учащихся (какую цель ставили и какой результат достигли)

Ответы – высказывания.

(Приложение 2)

Нет.

Хотим.

-Каков наш результат работы на уроке?

- Чему вы учились на уроке?

- Что помогло изучить новую часть речи?

- Где были затруднения, как с ними справились?

График №3 –итоговый на уроке. На нем вы должны отразить собственную работу на всем уроке, оценить свой вклад, активность и полезность  в процессе исследования новой части речи.

- Кто справился со всей работой на уроке и считает, что всё удалось, результатом своей работы довольны,  на шкале самооценки напишите вверху АХ.

-У кого были ошибки, но с работой справился, на шкале самооценки напишите посередине ОХ.

- Кто результатом своей работы  не доволен,  на шкале внизу напишите, УВЫ.

Ах, как трудно жить на свете,

Не усвоив междометий.

-Оцените результат своей личностной цели в своем мониторинге.

-Какие умения формировали на уроке? 

-Какой кружок обозначает эти умения? Покажите.                    

-Скажите, как Вы думаете, мы все междометия узнали сегодня?

- Хотите узнать другие междометия?

- Это будет задача следующего урока.

УУД – личностные – сообщения в устной форме, осуществлять выбор объектов; регулятивные – самооценка и самоконтроль достижений на уроке;

осознание уровня усвоения;

Компетенции – коммуникативная, учебно-познавательная, ценностно-смысловая.

6. Домашнее задание – 1 – 2 мин.

Цель самостоятельной домашней работы: создание условий для активизации познавательной деятельности через дифференцированное  домашнее задание.

Методы: стимулирования и мотивации учащихся.

Приемы: дифференцированное задание.

Результаты: реализация необходимых и достаточных условий для успешного выполнения домашнего задания всеми учащимися в соответствии с актуальным уровнем их развития.

Деятельность учащихся

Деятельность учителя

Формируемые УУД и ключевые компетенции

Дети записывают домашнее задание в дневник.

  • выписать из учебника литературного чтения 5 междометий, запомнить, как они пишутся;
  • придумать предложения с междометиями;
  • подобрать из источников интернета междометия, и выяснить какие чувства они выражают;

УУД личностные – сообщения в устной форме, осуществлять выбор объектов.

Регулятивные

- умение определять цель своей деятельности.

Компетенции – коммуникативная, ценностно-смысловая.

                                                                                                                                                                                                                Приложение 1

                                                                             Постановка личностных целей                                                         

    Фамилия, имя……………………………………………….        Класс  2 «Д»..

                                 Дата                                           Цели

Ц

Р

Ц

Р

Ц

Р

Ц

Р

Ц

Р

Ц

Р

Ц

Р

Ц

Р

Ц

Р

Ц

Р

Ц

Р

Ц

Р

Русский язык

1. Организовывать свои действия 

2. Узнать на уроке что-то новое 

3.Поработать над почерком    

4. Не делать ошибок в орфограммах

5.Работать с информацией

6. Учиться задавать вопросы  

7. Выполнить все задания правильно

8. Быть внимательным и сосредоточенным

9. Работать активно в группе (паре)

10. Отвечать на вопросы учителя

11. Слушать и понимать речь других детей

12. Уметь ориентироваться в учебнике и тетради

13. Высказывать своё отношение

Условные обозначения:

Ц- цель;  Р-  результат;  ○- цель поставлена; ○ – цель достигнута;  

                                                                            ∆- цель достигнута наполовину;  

                                                                            ∆- мне еще нужно поработать.

                                                                                                                                         Приложение 2

На уроках мы учимся формировать УУД

Регулятивные УУД

Организовывать свои действия:

  • ставить перед собой цель
  •  планировать работу
  • действовать по плану
  •  оценивать результат

Познавательные УУД

Работать с информацией:

  • находить…
  • определять…
  • осмысливать…
  • использовать…

Коммуникативные УУД

Общаться:

  • выражать свою мысль в    устной и письменной речи
  • понимать других
  • договариваться, сотрудничать друг с другом
  • уметь задавать вопросы

Личностные УУД

Развивать качества своей личности:

  • учиться оценивать свои и чужие поступки
  • выражать своё отношение…
  • выражать свои эмоции


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока русского языка. Тема урока: Обобщение по теме «Части речи». Разбор слова как части речи. 2 класс,"Школа России"

Технологическая карта  урока русского языка. Тема урока: Обобщение по теме «Части речи». Разбор слова как части речи. 2 класс,"Школа России"...

Презентация к уроку Тема урока: Слова, которые выражают различные чувства, и их роль в речи.

План - конспект урока по русскому языку  во 2-ом классе («Школа 2100»)Составитель: Максимова Елена Владимировна.Тема раздела: Слова, к которым нельзя задать вопросы.Тема урока: Слова, котор...

Разработка урока русского языка по теме "Слова, которые выражают различные чувства, и их роль в речи"

Технологическая карта урока русского языка по теме "Слова, которые выражают различные чувства, и их роль в речи". Образовательная система "Школа 2100". Авторы УМК: Бунеева Е.В...

Разработка урока русского языка по теме "Слова, которые выражают различные чувства, и их роль в речи"

Технологическая карта урока русского языка по теме "Слова, которые выражают различные чувства, и их роль в речи". Образовательная система "Школа 2100". Авторы УМК: Бунеева Е.В...

"Нахождение слов, которые выражают различные чувства, и их роль в речи.

Урок русского языка во 2 классе. ОС "Школа 2100". Технологическая карта урока с презентацией....