Урок-исследование по русскому языку в 4 классе Глаголы с возвратным значением
план-конспект урока по русскому языку (4 класс)
- Тема урока: урок-исследование «Глаголы с возвратным значением»
Урок является первым в данной теме. Урок-знакомство с возвратными глаголами.
- Цель: формировать умение правильно образовывать и употреблять возвратные глаголы в самостоятельной речи
- Общая характеристика класса: 4 класс, 33 учащихся, 10-11 лет
- Анализ решения поставленных задач:
Для достижения цели были поставлены следующие задачи:
- учить отличать возвратные формы глагола от других;
Задание №1
- учить употреблять возвратные глаголы в речи;
Задание №2
- правильно произносить и писать возвратные глаголы;
Задание №1
- составлять предложения с возвратными глаголами
Задание №2
- исследовать какой частью слова являются –ся и –сь
Задание №3
- определять когда пишем постфикс –ся, а когда-сь
Задание №4
- делать выводы на основе наблюдения и сравнения (таблица)
- проводить самооценку (таблица)
- определять достаточность или недостаточность знания по указанной теме; (таблица+д.з)
- Повышению эффективности урока способствует нетрадиционная форма работы – урок-исследование.
- Вывод.
- Цель достигнута.
- Поставленные задачи выполнены в полном объёме.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Урок-исследование по русскому языку в 4-м классе
"Глаголы с возвратным значением"
Тип: изучение нового материала
Цель: формировать умение правильно образовывать и употреблять возвратные глаголы в самостоятельной речи
Задачи:
- учить отличать возвратные формы глагола от других;
- учить употреблять возвратные глаголы в речи
Планируемые результаты:
Предметные:
- узнавать возвратные глаголы среди других форм глагола
- правильно произносить и писать возвратные глаголы;
- составлять предложения с возвратными глаголами
Метапредметные:
- понимать и сохранять в памяти учебную задачу урока;
- определять достаточность или недостаточность знания по указанной теме;
- планировать деятельность в связи с поставленной задачей;
- делать выводы на основе наблюдения и сравнения
- проводить самооценку
Личностные:
- осознавать важность изучения русского языка.
ХОД УРОКА
1.Организационный момент. Актуализация знаний.
В стране родного языка
Не всё известно нам пока,
Но мы исследовать начнём
И сами до всего дойдём.
- Прочитайте стихотворение.
- Ребята, что значит исследовать?
- Нравится ли вам исследовать?
-Я предлагаю на уроке заняться исследованием. Как вы думаете, какую часть речи мы сегодня будем исследовать?
- Почему вы так решили?
- Что вы знаете о глаголе?
2. Словарно- орфографическая работа.
- Посмотрите на таблицу с глаголами. Попробуйте прочитать, вставьте пропущенные буквы, объясните орфограммы.
Встр__чаем |
к__чается |
р__с__вала |
тор__пить |
см__трели |
будет в__селить |
Проверка
-Какая орфограмма нам встретилась?
-Как проверить б/гл в корне?
- Выберите из данных слов глагол в в ед. ч. прош.вр. (смотрели). Разберите по составу.
- Глагол в неопределённой форме (торопить). Разберите по составу.
- Глагол в ед.ч. наст.вр. (качается). Разберите по составу.
3. Этап создания проблемной ситуации
Встречаем, торопить, качается.
- Ребята, может быть, у вас возникли вопросы? (Мы не знаем как выделять –ся.)
- А это мы узнаем, проведя исследование.
4. Постановка темы и цели урока.
-Попробуйте сформулировать тему нашего урока.(Глаголы с –ся, -сь)
- Поставьте цель урока. (познакомиться/исследовать с глаголами с –ся и –сь)
-На какие вопросы нужно ответить, чтобы добиться поставленной цели?
- Какой частью слова являются –ся и –сь?
- Какова роль этих глаголов в речи?
- Когда пишем –ся, а когда –сь?
- Возьмите из конверта белый сложенный лист. Перед вами карточки, на которых мы будем работать. Сверху вы видите таблицу. В течение исследования, будем записывать в неё свои выводы.
| Какой частью слова являются –ся и –сь? | Смысловая роль | Место в слове | Когда -ся? когда -сь? |
Самооценка | ||||
-ся -сь |
5. Исследование (поиск решения проблемы, фактов для обоснования или опровержения гипотезы)
Садимся по группам. Возьмите с собой ручку, карандаш и карточку. Выполняем первое задание.
Задание №1
-Замените словосочетание глаголом с –ся.
- Получать знания - учиться
- Сделать остановку – остановиться
- Быть сердитым – сердиться
- Подумайте какой частью слова является –ся. (суффикс)
-Почему? (Образует новое слово, даёт такой смысл, которого без неё не было)
Эксперт
Историческая справка
Суффиксы –ся и –сь исторически пришли в глагол позже их личных или родовых окончаний. Эти суффиксы ещё называют постфиксы.
Запишите вывод в таблицу. Оцените себя. Раскрасьте смайлик, которым вы оцените свою работу на этом этапе.
Задание №2
Придумайте к каждому рисунку предложение, используя глаголы: качать, сушить. Форму глаголов можно изменять.
Папа качает сына.
Девочка качается.
Девочка сушит волосы.
Бельё сушится.
- Подчеркните грамматическую основу. Подумайте, различаются ли предложения по смыслу?
- В чём отличие? (Действие возвращается на себя)
- Подумайте, как могут называться глаголы, которые возвращают действие на себя. (Возвратные).
- Запомните новое слово. Давайте вместе его произнесём.
Эксперт
Историческая справка
-ся раньше было словом и писался отдельно. Обозначал он «себя». Поэтому глагол и называется возвратным, действие возвращается к себе, направлено на себя.
Мыться – т.е. мыть себя.
Одеваться – т.е. одевать себя.
Умываться – т. е. умывать себя.
- Ребята, а как вы думаете, почему извиняюсь говорить не вежливо? (варианты детей) Ответ эксперта.
- Запишите вывод в таблицу. Оцените себя. Раскрасьте смайлик, которым вы оцените свою работу на этом этапе.
Задание №3
- Разберите слова по составу. Определите место –ся и –сь в слове. После какой части слова стоят –ся и –сь?
Смотрюсь
Увиделся
- Сделайте вывод. ( -ся и –сь может стоять после окончания неопределённой формы глагола или после суффикса)
-Ся входит в основу. Давайте вернёмся к глаголу качается. Так как же мы выделим –ся? (как суффикс)
- Запишите вывод в таблицу. Оцените себя. Раскрасьте кружок в графе самоанализа.
Задание №4
Добавьте к данным глаголам –ся или –сь. Подумайте, в каких случаях пишем –ся, а когда –сь?
Разрушает сь
Веселит сь
Поднимала ся
Грею ся
-После согласных пишем –ся, после гласных – сь.
Запишите вывод в таблицу. Оцените себя. Раскрасьте смайлик, которым вы оцените свою работу на этом этапе.
6. Итог урока
- Молодцы! Вы отлично поработали. Давайте вспомним тему и цель нашего урока.
(Тема: возвратные глаголы. Цель: познакомиться/исследовать глаголы с –ся и –сь)
Мы достигли нашей цели? (Да)
- Что мы теперь знаем о –ся и –сь? (это суффиксы, которые ещё называют постфиксы; стоят после окончаний или суффиксов; возвращают действия на себя)
| Какой частью слова являются –ся и –сь? | Смысловая роль | Место в слове | Когда -ся? когда -сь? |
Самооценка | ||||
-ся -сь | Суффикс (Постфикс) Суффикс (Постфикс) | Возвратное действие Возвратное действие | Стоит после окончания или суффикса Стоит после окончания или суффикса | После буквы согласного звука После буквы гласного звука |
7. Самостоятельная работа.
Мы закончили наше исследование. Пройдите на свои места.
- Спишите предложения, выберите нужную глагольную форму в скобках.
Деревья (склонились, склонили) ветви до земли.
Деревья (склонили, склонились) над дорогой.
8. Домашнее задание (по выбору)
Посмотрите на ваши смайлики. Подумайте, насколько хорошо вы усвоили материал. Если вы отлично усвоили материал, возьмите из конверта задание на зелёной карточке, если остались вопросы – на жёлтой, а если возникли трудности – на красной. Это будет ваше домашнее задание.
Выберите нужную глагольную форму в скобках, определите время и число возвратных глаголов.
1. Жаркий полдень (сушит, сушится) на деревьях листья, отяжелевшие от зноя ветки бессильно (свешивают, свешиваются) на забор. 2. Декабрь (сменяет, сменяется) маем, цветы (окружают, окружаются) жилье. 3. Как будто снегом (опушила, опушилась) весна цветами ветви слив; заря, полнеба охватив, в цветах румянец (пробудила, пробудилась).
Выберите нужную глагольную форму.
Следует (читать, читаться) все, что (пишет, пишется) данным автором.
Его книги всегда (признают, признаются) лучшими.
Подчеркните в тексте возвратные глаголы
Блюдце с молоком поставили на пол, и Соня придвинула к нему мордочку лисенка. Он потянул носом и завертелся вокруг блюдца. Мы спрятались. Лисенок еще раз подозрительно покосился вокруг и начал лакать из блюдечка. Он, верно, порядочно проголодался, потому что теперь вся его рожица выражала блаженство. Под усами зашевелилась улыбка, глаза сладко сощурились, а маленькие передние лапки в темных чулках дрожали от жадности.
8.Рефлексия.
Данная рефлексия помогает отследить, важна ли была данная работа для учащегося, возникали ли затруднения и самое главное настроение помогает отследить уровень психологической комфортности на уроке.
- У вас на столе лежат кружочки. Что мы будем с ними делать? (Нарисуем смайлик настроения)
- Верно, нарисуйте, пожалуйста. Покажите нашим гостям.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока по русскому языку на тему: Правописание возвратных глаголов в настоящем и будущем времени.
УМК «Школа России»4 класс...
Технологическая карта внеурочного занятия по русскому языку ТЕМА: «Слово одно, а значений несколько. Различие прямого и переносного значения слов»
Внеурочное занятие по русскому языку во 2 классе...
Технологическа карта урока по русскому языку на тему: «Правописание возвратных глаголов»
Технологическа карта урока по русскому языку на тему: «Правописание возвратных глаголов»...
Конспект урока по русскому языку на тему «Правописание возвратных глаголов в настоящем и будущем времени», 4 класс, УМК "Школа России"
Цели деятельности учителя: формирование навыка письма возвратных глаголов; овладение правилом правописания возвратных глаголов; овладение понятием «возвратная форма глагола»; формирование ...
Технологическая карта урока русского языка в 4 классе «Возвратные глаголы»
Предмет: Русский язык Класс: 4 Учебник (УМК): «Школа России», Русский язык.В.П.Канакина.4 классТема урока: «Возвратные глаголы&ra...
Технологическая карта урока русского языка по теме "Правописание возвратных и невозвратных глаголов в настоящем и будущем времени" (УМК "Школа России" - 4 класс)
Тип урока: урок рефлексии;Цель урока: закрепление знаний о правописании возвратных и невозвратных глаголов в настоящем и будущем времени;Задачи урокаДидактические:Повторить основные признаки глаг...