Постоянные и непостоянные признаки имён существительных
план-конспект урока по русскому языку (4 класс)

Стебакова Ольга Ивановна

Конспект  и презентация к уроку русского языка по программе "Школа 2100"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл конспект урока28.28 КБ
Office presentation icon презентация1.9 МБ

Предварительный просмотр:

     

Тема: «Имя  существительное.

Постоянные и непостоянные признаки».

Цель: систематизировать знания об именах существительных.

Задачи:

  1. Обучающая – сформировать понятие о постоянных и непостоянных признаках имен существительных, формировать умение находить имена существительные  в тексте, умение распознавать одушевленные и неодушевленные имена существительные, тренировать умение определять род, изменять существительные по числам.
  2. Развивающая –  развивать орфографическую зоркость, память, внимание, мышление, умение делать выводы и обобщать.
  3. Воспитательная – воспитывать аккуратность, усидчивость, интерес к учебной деятельности, любовь и бережное отношение к русскому языку.

Ход урока:

  1. Организационный момент.
  2. Повторение изученного.

-Прочитайте запись на доске.

«Язык есть изображение всего, что существовало, существует и будет существовать …» -
Алексей Федорович Мерзляков – поэт, литературный критик

-Как вы понимаете смысл сказанного? Как называется такая запись?

-Перефразируйте данное высказывание в прямую речь и запишите ее на доске и в тетради, предварительно записав число и классная работа. Сделайте схему.

-Чем цитата отличается от предложения с прямой речью?

  1. Словарная работа.

-Само слово цитата поддается проверке?

-Как называются такие слова?

-С красной строки, с заглавной буквы запишите словарные слова, но, таким образом: я называю прилагательное, а вы записываете однокоренное существительное. 

Цитатный,  алмазный, ветреный, десертный, карнавальный, коридорный, облачный, песчаный.

-Поставьте ударение, подчеркните непроверяемые орфограммы.

Взаимопроверка.

  1. Введение в тему.

-Как назвать одним словом слова, которые вы написали? (сущ.)

  1. Формулировка темы и постановка цели.

-Значит, какова тема нашего сегодняшнего урока?

Имя существительное.

-Запишите тему нашего урока в тетрадь.

-А пока пишете, подумайте, разве мы не изучали эту тему в 3 классе?

-Значит, с какой целью мы еще будем об этом говорить? (повторить, обобщить, что знаем, узнать что-то новое).

6. Работа в группах по теме.

-Повторять то, что знаем о существительном, мы будем в группах.

-Каждая группа приготовит рассказ о существительном по плану, который сама и разработает.

-Подумайте, о чем вы скажете сначала. Излагайте свои мысли последовательно.

-Каждая группа свой план оформит на отдельном листе.

-По каждому пункту плана  приведете свои примеры. Выберите спикера для защиты. Начинаем работу в группах.  

Время работы 7 минут.  

Примерный план:

  1. Что обозначает имя существительное, на какие вопросы отвечает? Почему существительные так называются? Слайд1-2.
  2. Одушевленные и неодушевленные имена существительные. Примеры. Слайд 4.
  3. Имена существительные мужского, женского и среднего рода. Примеры. Слайд 5.
  4. Изменение имен существительных по числам. Примеры. Слайд 6.
  5. Какими членами предложения бывают имена существительные. Примеры.

-Презентация работы в группах.

( Вывод связан с презентацией!)

7. Работа с учебником.

-Теперь мы все вспомнили об имени существительном и попробуем выступить в роли исследователей.

-Работать мы будем с учебником.

-Откройте упр.101., на странице 4.

-Прочитайте   задание.

-Что вы узнали о героях рассказа из этого отрывка?

- Что еще можете о них предположить?

-В тексте найдите имена существительные, а результат своего поиска зафиксируйте в таблицу №1

№ предложения

Количество существительных

1.

6

2.

9

3.

4

Всего: 19 сущ.

-Какие части речи преобладают в тексте?

- Какую роль в нем играют имена существительные?

Обобщение на вопрос: дидактический материал, с. 29, упр.52, устно.

 - Почему существительное так называется? (связать с цитатой)

  1. Работа в учебнике. Упр.102, с.4.

-Имена существительные находили по значению и вопросу.

-Следующие пункты нашего плана – одушевленность – неодушевленность и имен род существительных.

- Какие имена существительные являются одушевленными, неодушевленными?  Какие относятся к мужскому роду, женскому, среднему?

-Работать мы будем с упр.102, с.104.

-Прочитайте задание.

-Что такое начальная форма имени сущ.? (форма ед.ч., отвечает на вопрос кто? или что?

Первые два человека запишут у доски существительные в два столбика: одушевленные и неодушевленные.

Условие: слова не должны повторяться.

неодушевленные                  одушевленные

избушка                                   охотник  

лес                                            Емеля

земля                                        внучок

свет                                           Гришутка

           окно

           крыша

           труба

           кирпич

           забор

            ворота

            сарай

Вторая пара: определит  род каждого существительного. 

9. Физкультминутка.

- Устали? Надо отдохнуть. Вышли из-за парт.

-Я буду называть имена существительные,

 если существительное единственного числа, то руки на пояс, если множественного – руки вверх.

Слова: сёла, перо, весна, дёсны, стулья, ульи, семья, женщины, листья, человек.

 -Что обозначает существительное единственного числа? множественного?

  1. Работа в парах.

-Сейчас вы будете работать в парах и искать ответ на последний вопрос упражнения:

 -Одушевленность –неодушевленность,  род и число имен существительных –это постоянные или непостоянные признаки? Почему?

-Каждая пара результат обсуждения фиксирует в таблице №2. 

Таблица №2.

 Задание: 

Распредели признаки существительного в таблицу: одушевленность – неодушевленность, род, число, падеж.

Имя существительное

Постоянные признаки

Непостоянные признаки

- Знаком ли нам признак существительного  – падеж? А если на сегодняшнем уроке мы не узнаем ничего нового, тогда зачем нам этот признак? (поставим цель для будущих уроков). Спросим? Вывод: (слайд)

10.  Закрепим наши знания в самостоятельной  работе.

Отгадайте загадку.

Эта птица хищница. Ведет ночной образ жизни. Питается мелкими грызунами. Видит только прямо перед собой, их глаза не умеют двигаться,  но их шикарная возможность — вертеть головой — компенсирует этот недостаток. Птица может поворачивать голову почти на 270 градусов (Сова)

Прочитаем текст про сову.

Пр.рода    созд.ла    с.ву    замечательным  охотником.

           Уши   с.вы   имеют   внешний   клапан.

Гл.за   видят   в   полной   т.мноте.

Это   п.могает   ей  лучше  слышать.

Мя.кие  пер.я   обеспечивают  б.сшумный   п.лет.

-Спишите. Вставьте пропущенные буквы. Устно подберите проверочные слова. Найдите в тексте все имена существительные. Заполните таблицу. №3. 

предложения

Имена  существительные

Главный член

Второстепенный 

1

1

2

2

1

1

3

-

-

4

1

1

5

1

1

-Разберите слово полет по составу.

     

  11. Проверка. Вывод.

   - Какой вывод вы можете сделать? ( Имена существительные могут выступать как в роли главных, так в роли и второстепенных членов предложения).

 -У кого нет ни одной ошибки, одна, две, более…

12. Оценивание.

13. Домашнее задание. С. 5, упр.103.

14. Рефлексия.

«Лесенка».

- Кто уверен, что все вспомнил об имени существительном, помещает себя на самую верхнюю ступеньку, кто не окончательно разобрался в этом вопросе – на среднюю, а кто вообще ничего не понял – на нижнюю.

Приложение

Таблица №1.

№ предложения

Количество существительных

1.

2.

3.

Таблица №2.

Задание: 

Распредели признаки существительного в таблицу: одушевленность – неодушевленность, род, число, падеж.

Имя существительное

Постоянные признаки

Непостоянные признаки

Задание:

-Спишите.

-Вставьте пропущенные буквы.

-Устно подберите проверочные слова.

          -Найдите в тексте все имена существительные.

          -Какую роль они выполняют в предложении?

          -Заполните таблицу.

Пр.рода    созд.ла    с.ву    замечательным  охотником.

Уши   с.вы   имеют   внешний   клапан.

Гл.за   видят   в   полной   т.мноте.

Это   п.могает   ей  лучше  слышать.

Мя.кие  пер.я   обеспечивают  б.сшумный   п.лет.

предложения

Имена  существительные

Главный член

Второстепенный 

1

 

2

3

4

5


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Урок русского языка

Слайд 2

Имя существительное обозначает предмет КТО? ЧТО?

Слайд 3

Имена существительные Одушевленные Неодушевленные Кто? Что? собака Аня бабочка розы телефон дерево

Слайд 4

Женский род роза (она моя) растение (оно мое) ветка (она моя) птичка (она моя) Мужской род Средний род мяч (он, мой) клоун (он, мой) букет (он, мой) подарок (он, мой) мишка (он, мой) мышь (она моя) солнце (оно, моё) сердце (оно мое)

Слайд 5

Число Единственное Множественное девочка рыба собака зуб девочки рыбы собаки зубы

Слайд 6

Члены предложения Главные Книга – источник знаний . Второстепенные Книга – источник знаний.

Слайд 7

План: Что обозначает имя существительное, на какие вопросы отвечает? Одушевленные и неодушевленные имена существительные. Примеры. Имена существительные мужского, женского и среднего рода. Примеры. Изменение имен существительных по числам. Примеры. Какими членами предложения бывают имена существительные?

Слайд 8

Имя существительное Постоянные признаки Непостоянные признаки 1. Одушевленное- неодушевленное 2. Род 1.Число 2.Падеж

Слайд 9

Пр.рода созд.ла с.ву замечательным охотником. Уши с.вы имеют внешний клапан. Гл.за видят в полной т.мноте. Это п.могает ей лучше слышать. Мя.кие пер.я обеспечивают б.сшумный п.лет .

Слайд 10

Проверка. Пр и рода созд а ла с о ву замечательным охотником. Уши с о вы имеют внешний клапан. Это п о могает ей лучше слышать. Гл а за видят в полной т е мноте. Мя г кие пер ь я обеспечивают б е сшумный п о лет . № предложения Имена существительные Главный член Второстепенный 1 1 2 2 1 2 3 - - 4 1 1 5 1 1

Слайд 11

Конец


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

: Имя существительное как часть речи.Постоянные и непостоянные признаки имён существительных.

          ОТКРЫТЫЙ УРОК РУССКОГО ЯЗЫКА            Программа «2100»...

Имя существительное как части. Постоянные и непостоянные признаки имён существительных.

Цель: Повторить и обобщить знания о имени существительном.           Познакомить с постоянными и непостоянными  признаками имён  сущест...

Разработка конспекта урока по русскому языку, тема:" ИМЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ КАК ЧАСТЬ РЕЧИ. ПОСТОЯННЫЕ И НЕПОСТОЯННЫЕ ПРИЗНАКИ ИМЁН СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ" (4 КЛАСС)

Урок повторения, углубления и обобщения изученного,   развитие  умения различать части речи и члены предложения; находить постоянные и непостоянные признаки имён существител...

Имя существительное как часть речи. Постоянные и непостоянные признаки имён существительных.

Презентация к открытому уроку про  программе "Школа 2100" в 4 классе по теме "Имя существительное как часть речи.Постоянные и непостоянные признаки имён существительных."...

Презентация по русскому языку 4 класс "Имя существительное как часть речи. Постоянные и непостоянные признаки имён существительных"

В презентации используется материал для подведения к теме урока, слайды-эталоны для проверки выполненных заданий....