: Имя существительное как часть речи.Постоянные и непостоянные признаки имён существительных.
план-конспект урока по русскому языку (4 класс) по теме

Гордиенко Татьяна Владимировна

            ОТКРЫТЫЙ УРОК РУССКОГО ЯЗЫКА

            Программа «2100»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytyy_urok_russkogo_yazyka.docx19.91 КБ

Предварительный просмотр:

            ОТКРЫТЫЙ УРОК РУССКОГО ЯЗЫКА

            Программа «2100»

        4 класс                              Учитель: Гордиенко Т. В.

ТЕМА:  Имя существительное как часть речи.

               Постоянные и непостоянные признаки имён    

               существительных.

ЦЕЛЬ:   Систематизировать знания детей о грамматических

               признаках имён существительных.

ЗАДАЧИ: Повторить,  какова роль имён существительных

               в речи, постоянные и непостоянные признаки имён

               существительных.

               Развивать умения находить в тексте имена сущест-

               вительные, разбирать имя существительное как часть

                             речи.

Тип урока: урок повторения, углубления и обобщения изученного.

Формы работы: фронтальная, парная, самостоятельная.

Техническое оборудование: ПК, мультимедийный проектор, экран.

                                                ХОД УРОКА:

  1. Организационный момент.

-Настал новый урок. Подумайте, ребята, как хорошо, что мы сейчас все вместе. Мы спокойны, добры и приветливы. Мы здоровы. Посмотрите друг на друга,  улыбнитесь и подарите друг другу хорошее настроение.

Я желаю всем нам хорошего урока.

Скажите, дети, зачем вы пришли на урок? (Получить знания).

2.Словарная работа. Запись слов с пропущенной орфограммой:

   К..питан *, к..рабль, р..монт,

   тр..вога, ц..тата, женщ..на*,

   обл..ко, к..пыто, с..ч..нение.

Проверка написанного по проектору.(Слайд 1)

-Что объединяет эти слова? (Это имена существительные).

На какой признак я хотела обратить ваше внимание, выделив слова разным цветом? ( красным - существительные мужского рода, зелёным - женского, синим - среднего). Род - это постоянный или непостоянный признак имён существительных? Заполняем таблицу. Записываем в тетрадь открытий.

-Как вы думаете, на какой признак я хотела обратить ваше внимание, выделив звёздочкой слова - «капитан и женщина»?(одуш.- неодуш.)

Это постоянный или непостоянный признак? Заполняем таблицу.

-Что значит постоянные признаки? (Они есть всегда, в любой форме данного слова).

Тогда,  какой признак у имён существительных непостоянный? Почему? (число). Запись в таблицу.

3.Формулирование темы урока, определение целей.

-Где нам могут пригодиться эти знания в жизни?

4. Повторяем то,  что знаем.

а) упражнение 102 (выполняют на доске и в тетрадях).

Одуш.                                                        Неодуш.

охотник-м.р., ед.ч.                                   избушка-ж.р., ед.ч.

Емеля-м.р., ед.ч.                                       лес-м.р., ед.ч.

внучок-м.р., ед.ч.                                     земля-ж.р., ед.ч.

Гришутка-м.р.,ед.ч.                                  свет-м.р.,ед.ч.

                                                                    окно-ср.р.,ед.ч.

                                                                    крыша-ж.р., ед.ч.

                                                                    труба-ж.р.,ед.ч.

                                                                     забор-м.р.,ед.ч.

                                                                     ворота-мн.ч.

                                                                     сарай-м.р., ед.ч.

-Какие признаки постоянные, какие непостоянные?

-Можно ли от существительного «ворота» образовать единственное число? Почему?

Сластя Юра по справочнику проводит исследование и готовит выступление о существительных, которые имеют форму только единственного числа или только множественного числа.

б) Игра «Нарядим ёлочку» ( на доске 3 ёлочки, на которых написано: м.р, ж.р., ср.р., дети выходят поочерёдно и украшают ёлки ягодами и фруктами( картинки-существительные разного рода: яблоко, банан, груша и т. д.) Какие признаки имён существительных здесь указаны?

               Физминутка.

в) Работа в паре. Определить постоянные и непостоянные признаки имён существительных. 1.(в) лесу

                                 2.(к) папе

                                 3.(у) сестры

                                 4.(за) водой

-Разберите одно существительное как часть речи.

Г) Самостоятельная работа - тест. Печатная тетрадь-упражнение 1 страница 29.

(Ответ -3)

Д) Самостоятельная работа - из упражнения 103 выписать первое предложение, выполнить синтаксический разбор.

Неустанно куковала в бору кукушка.

У существительных сверху надписать признаки.

Какими членами предложения являются здесь существительные? Сделайте вывод.

е) (Слайд 2-6) Определите постоянные и непостоянные признаки имён существительных).

ж) -Какие признаки имеют имена существительные? Какие признаки постоянные, какие непостоянные? (Слайд 7)

   Физминутка для глаз.

5. Рефлексия.

-Заполните лист самооценки.

-Подведём итог урока . Над какой темой работали, чем полезен был урок?

- Оцените себя - как вы считаете, на какую оценку вы работали?

-Покажите на шкале, насколько вы поняли тему урока - где вы находитесь?

Домашнее задание:  по выбору: 1 группа упр.103 выполнить до конца с грамматическими заданиями.

2 группа - упр.103 без грамматических заданий.

3 группа - «Дидактический материал» упр. 53 стр.29


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка конспекта урока по русскому языку, тема:" ИМЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ КАК ЧАСТЬ РЕЧИ. ПОСТОЯННЫЕ И НЕПОСТОЯННЫЕ ПРИЗНАКИ ИМЁН СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ" (4 КЛАСС)

Урок повторения, углубления и обобщения изученного,   развитие  умения различать части речи и члены предложения; находить постоянные и непостоянные признаки имён существител...

Имя существительное как часть речи. Постоянные и непостоянные признаки имён существительных.

Презентация к открытому уроку про  программе "Школа 2100" в 4 классе по теме "Имя существительное как часть речи.Постоянные и непостоянные признаки имён существительных."...

Презентация по русскому языку 4 класс "Имя существительное как часть речи. Постоянные и непостоянные признаки имён существительных"

В презентации используется материал для подведения к теме урока, слайды-эталоны для проверки выполненных заданий....

Конспект урока русского языка в 4 классе "Имя существительное как часть речи. Постоянные и непостоянные признаки имён существительных"

Цели урока:  Цель как деятельность учеников:М/п: развитие умений самостоятельно и в группах извлекать информацию из текста, обобщать и делать выводы на основе её анализа, сжимать информацию ...