Разработка конспекта урока по русскому языку, тема:" ИМЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ КАК ЧАСТЬ РЕЧИ. ПОСТОЯННЫЕ И НЕПОСТОЯННЫЕ ПРИЗНАКИ ИМЁН СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ" (4 КЛАСС)
план-конспект урока по русскому языку (4 класс) на тему
Урок повторения, углубления и обобщения изученного, развитие умения различать части речи и члены предложения; находить постоянные и непостоянные признаки имён существительных.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_rus.yaz_._4_klass.docx | 18.59 КБ |
Предварительный просмотр:
У р о к 47
ТЕМА: ИМЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ КАК ЧАСТЬ РЕЧИ. ПОСТОЯННЫЕ И НЕПОСТОЯННЫЕ ПРИЗНАКИ ИМЁН СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ (4 КЛАСС)
Тип урока: Урок повторения, углубления и обобщения изученного.
Цели деятельности учителя: развивать умения различать части речи и члены предложения; находить постоянные и непостоянные признаки имён существительных.
Цель как деятельность учеников:
М/п: развитие умений самостоятельно и в группах извлекать информацию из текста, обобщать и делать выводы на основе её анализа, сжимать информацию до плана и ключевых слов
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Языковая разминка.
– Запишите слова под диктовку: сердце, утюг, щека, ежевика, сумма, тростник, водомерка, искусство, трос, егерь, лестница, наполнение, орех, ежиха.
- –Подчеркните слова, в которых есть орфограмма – буква гласного, красным цветом, а орфограмма – буква согласного - синим.
- Какое слово выделили дважды? (Тростник.)
- В каком слове есть другая орфограмма – буква? (Егерь.)
2) – Обозначьте все орфограммы.
3) - Найдите сложное слово и разберите его по составу. (Водомерка.)
4) - Обведите слова, в которых звуков больше, чем букв.
5) – Что объединяет эти слова?
III. Введение в раздел.
– Прочитайте название нового большого раздела (учебник, с. 97).
– Какие вы знаете части речи? Члены предложения?
Слова – главный работник в языке. С помощью слов мы называем предметы, признаки, действия, состояние и т.д. А разве могли бы мы без слов сформулировать мысли? В предложении каждое слово выполняет свою синтаксическую роль.
IV. Формулирование темы урока.
– Слова какой части речи мы чаще всего употребляем?
– Проверьте свои предположения, запишите первые буквы слов из языковой разминки. (Существительное.)
– Какой буквы не хватает? (Ь.) Какова её роль в этом слове?
– Дайте полное название этой части речи. (Имя существительное.)
– Мы вспомним сегодня всё, что знаем об имени существительном, и в по ходу урока будем составлять план повторения.
V. Актуализация изученного. Вспоминаем то, что знаем.
Предполагается индивидуальная работа, в парах или группах.
- Роль существительных в речи (работа в парах).
Упр. 101 - развивается умение находить в тексте слова разных частей речи, выявлять существительные как самые используемые в употреблении.
Задание для группы: - прочитать и сделать вывод6 какие части речи преобладают в тексте и почему?
Вывод: В тексте преобладают имена существительные (их 19). Слов других частей речи – 34. Почти каждое второе слово в нашей речи – имя существительное. Имена существительные обозначают предметы, явления, состояния, т.е. всё то, что нас окружает, поэтому мы их используем в своей речи очень часто.
- О какой особенности имён существительных свидетельствует это задание?
На слайде запись: Роль имён существительных в речи.
- Признаки имён существительных (индивидуальная работа).
Упр.102 - выявляются постоянные и непостоянные признаки существительных.
Коллективная беседа:
- Что нужно сделать, чтобы определить, одушевлённым или неодушевлённым является существительное?
- Какого рода бывают имена существительные и как его определить?
- Как изменяются имена существительные? ( По числам)
На слайде запись (продолжить предложение): постоянные признаки имён существительных – это ….., непостоянные признаки – это….
- Как вы понимаете выражение «постоянный признак»? (Признак, который есть всегда.)
Вывод: одушевлённость – неодушевлённость, род – постоянные признаки имён существительных, число – непостоянный признак имён существительных.
На слайде запись: Постоянные и непостоянные признаки имён существительных.
3) Самостоятельная работа с самопроверкой.
Упр. 103 – разграничение имён существительных в роли главных и второстепенных членов предложения.
Ученики в парах обсуждают написание (вставляют пропущенные буквы), списывают предложение, в котором есть сложное слово, находят имена существительные, определяют, какими членами предложения они являются.
Вывод: имена существительные в предложении могут быть и главными, и второстепенными членами.
На слайде запись: Член предложения.
- Упр.104 – развивается умение различать существительные и местоимения в тексте, проводить морфологический разбор имён существительных.
Последовательность выполнения.
- Расстановка запятых.
- Списывание последнего предложения.
- Запись однокоренных слов (охота, охотиться, охотник, охотный)
Вывод: среди однокоренных слов могут быть слова разных частей речи.
- Разбор существительных как части речи.
Обратить внимание детей на порядок разбор, сокращённую запись слов.
Эта работа проводится под руководством учителя, можно использовать памятку в конце учебника «Русский язык», ч.1.
- Что вспомнили при выполнении этого упражнения?
На слайде запись: Морфологический разбор имени существительного.
- Запишите ключевые слова на основе этого плана.
VI. Итог урока.
– По какому плану мы повторяли имя существительное? Повторите пункты этого плана.
– Почему эта часть речи получила такое название? (Называет существующие лица, предметы, вещи, явления.)
Домашнее задание.
- Выполнить упр. 105 (устно);
- упр. 53 («Дидактический материал»).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока по русскому языку.Тема:"Упражнение в написании безударных гласных в корнях слов, приставках и окончаниях имён существительных". 4 класс
Конспект урока...
План-конспект урока по русскому языку.Тема:Алгоритм нахождения окончания у имён существительных.
Урок показывает групповые,парные формы работы.Все этапы урока соответствут требованиям ФГОС.Идёт работа в парах на минутке чистописания.Словарная работа построена ,используя групповую форму работы.Уро...
Конспект урока по русскому языку. Тема"Род имён существительных", 3 класс
Тема урока, классТема: Род имён существительных, 3 класс Программа, УМК «Начальная школа ХХI века»Тип урока.Открытие нового знанияЦели урока. Цель, направленная на достижение предметных рез...
Конспект урока по русскому языку. Тема: "Работа над ошибками. Что такое текст-рассуждение?" (УМК "Школа России", 2 класс).
Цели деятельности: ознакомление с текстом – рассуждение; развитие умения отличать его от других видов текста.Планируемые результаты:Предметные:Знать: чем отличается текст-рассуждение от других в...
Конспект урока по русскому языку.Тема: «Род местоимений 3-го лица, единственного числа» (УМК "Школа России", 3 класс)
Тема: «Род местоимений 3-го лица, единственного числа»Цели деятельности учителя: формирование умения определять род местоимений 3-го лица в единственном числе.формирование умения правильно...
Конспект урока по русскому языку. Тема: "Род местоимений 3-го лица единственного числа". ("УМК Школа России", 3 класс)
Цели деятельности учителя: развитие умений определять род местоимений 3 лица в единственном числе, повторение роли местоимения в языке.Планируемые результатыПредметные:Знатьграмматические признаки лич...
Конспект урока по русскому языку. Тема:"Мягкий знак. Роль мягкого знака в слове". (УМК "Школа России", 1 класс)
Цели деятельности учителя: создать условия для развития мотивации учебной деятельности на основе освоения навыков самостоятельной работы; сформировать навыки правильного написания ь и слов с ним; помо...