Имя существительное как часть речи. Постоянные и непостоянные признаки имён существительных
план-конспект урока по русскому языку (4 класс) по теме
Урок русского языка. Школа 2100. 4 класс.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_russkogo_yazyka.docx | 222.69 КБ |
Предварительный просмотр:
- Методическая разработка.
- Цели и задачи урока.
Цель: Развитие умения находить в тексте имена существительные, накапливать опыт по выявлению грамматических признаков имён существительных .
Задачи:
- закрепление и систематизация знаний об имени существительном; формирование орфографической зоркости.
- развитие речи, внимания, умения сравнивать, классифицировать, обобщать, делать выводы; развитие познавательного интереса к предмету.
- развитие коммуникативных навыков через работу в группах, оценки и самооценки деятельности.
Познавательные УУД
1. Развиваем умения извлекать информацию из схем, текстов.
2. Представлять информацию в виде схемы.
3. Выявлять сущность, особенности объектов.
4. На основе анализа объектов делать выводы.
5. Обобщать и классифицировать по признакам.
6. Ориентироваться на развороте учебника.
Регулятивные УУД
1. Развиваем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника.
2. Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.
3. Прогнозировать предстоящую работу (составлять план).
4. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.
Личностные результаты
1. Развиваем умения выказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции.
2. Оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.
3. Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.
Коммуникативные УУД
1. Развиваем умение слушать и понимать других.
2. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.
3. Оформлять свои мысли в устной форме.
4. Умение работать в паре, группе
Ход урока.
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Контроль |
Орг. момент (1 минута) | Добрый день. Начинаем урок русского языка. На работу с радостью, а с работы с гордостью. Посмотрите друг на друга. Улыбнитесь. | Проверяют готовность к уроку. Улыбаются. | Самопроверка готовности к уроку |
Актуализация знаний (5 минут) | Откройте тетради. Подпишем дату и «Классная работа» Речевая разминка. Запишите под диктовку слова, выделите орфограммы. Тростник, водомерка, местность, закрепить, варежка, стружка, следопыт. Поменяйтесь тетрадями. Проверяем. [1] Поднимите руку, кто выполнил работу правильно. Молодцы! У кого есть ошибки, не огорчайтесь. У вас всё получится. Какое слово здесь лишнее? Докажите. Дайте название оставшимся словам. Определите тему урока. | Запись числа, классной работы Записывают слова, выделяют орфограммы. Объяснение правильного написания слов. Объяснение выбора. ( по частям речи) Имена существительные | Комментированное письмо. Взаимопроверка |
Формулирование проблемы (3 мин) | Какую цель поставим перед собой на урок. Посмотрите на схему. [2]
Составьте план работы на уроке. Признаки морфологические. | Повторить, что мы знаем об этой части речи. План. - сформулировать правило; - определить постоянные и непостоянные признаки у имен существительных; - определить каким членом предложения могут быть имена существительные; - потренироваться в определении признаков имен существительных (выполнять морфологический разбор) | |
4) Обобщение и систематизация знаний:- подготовка обучающихся к обобщению знаний; (3 мин) - воспроизведение на новом уровне (6 мин) | Мы разделимся на группы и каждая группа будет изучать один из признаков. Вспомним правила работы в группах (на доске) Организация помощи в работе групп. Физкультминутка | Деление на 5 групп (по 5-6 человек) Чтение правил (про себя) Работа по предложенному плану. [3] Изучение морфологических признаков имен существительных. | Наблюдение |
5) Применение знаний и умений (14 мин) | Вы закончили работу в группах. Слушаем, что у вас получилось. После выступления каждой группы подведение итогов по вопросам: О чем рассказывали одноклассники? Какие это признаки? Заполняем схему [5] | Выступление групп. [4] Выполнение предложенных заданий. Анализ полученной информации. | Устный и письменный опрос Самооценка выполненных заданий. |
6) Контроль усвоения знаний, обсуждение допущенных ошибок, коррекция. (9 мин) | Посмотрите на схему, которая у нас получилась. Где мы можем применить её? Давайте выполним морфологический разбор имен существительных. Упр.104 Алгоритм выполнения разбора приведен. Помощь в работе. | В разборе слова как части речи (в морфологическом разборе слова). Выполнение разбора имен существительных (2слова) | Индивидуальный контроль. |
7) Итог урока. Рефлексия.(2 мин) | Какую цель мы ставили перед собой? Достигли ли цели? Что у вас получилось? Над чем нужно еще поработать? | Повторить , что мы знаем об имени существительном. Анализ выполненной работы. | Самоанализ |
8)Домашнее задание (2 мин) | Упр. 105 (составление устного рассказа об имени существительном). Задание на выбор [6] (Предлагаются карточки – помощники для отработки определения морфологических признаков) | Дети выбирают задание. |
[1] [2]
[3] План работы в группах.
1 группа. Имя существительное как часть речи.
- Сформулируйте правило;
- Найдите имена существительные (упр. 101);
- Предложите одноклассникам задание (Например, я называю слова, а вы ставите «+», если это имя существительное, или «-» если это другая часть речи. Для этого задания выберите не более 10 слов).
- Напишите правильные ответы для проверки задания.
2 группа. Имена существительные одушевленные и неодушевленные.
- Сформулируйте правило определения одушевленности (неодушевленности) у имен существительных;
- Это постоянный признак или непостоянный? Почему?
- Найдите имена существительные (упр. 101);
- Предложите одноклассникам задание (Например, запишите слова в два столбика. Для этого задания выберите не более 4 слов).
- Напишите правильные ответы для проверки задания.
3 группа. Имена существительные мужского, женского и среднего рода.
- Сформулируйте правило определение рода у имен существительных;
- Это постоянный признак или непостоянный? Почему?
- Найдите имена существительные (упр.101)
- Предложите одноклассникам задание (например, графический диктант. Для этого задания выберите не более 6 слов)
- Напишите правильные ответы для проверки задания.
4 группа. Имена существительные единственного и множественного числа.
- Сформулируйте правило определения числа у имен существительных;
- Это постоянный признак или непостоянный? Почему?
- Найди имена существительные (упр.103)
- Предложи одноклассникам устное задание. (Например, образуй имена существительные множественного числа. Для этого задания выбери не более 10 слов).
- Напишите правильные ответы для проверки задания.
5 группа. Имена существительные в предложении.
- Вспомните, какими могут быть члены предложения.
- Понаблюдайте, какими членами предложения могут быть имена существительные (упр.103)
- Сформулируйте вывод
- Предложите одноклассникам задание (например, списать предложение, найти все имена существительные и определить , какими членами предложения они являются)
- Напишите правильные ответы для проверки задания.
[4] Примерное выступление групп.
1 группа
- Имя существительное – это часть речи. Обозначает предметы, отвечает на вопросы КТО?, ЧТО?. Например, КТО? Человек, кенгуру. ЧТО? Дерево, земля.
- Задание. Мы читаем слова разных частей речи. Вы в тетради ставите знак «+» (если это имя существительное), «-» (если это другая часть речи). Грохот, они, постучали, прекрасный, Россия, лаборатория, около, пятнадцать, человечество.
- Проверьте
- Оцените
- группа
- Имена существительные могут быть одушевлённые. Они отвечают на вопрос КТО?. Обозначают людей и животных. Например, крот, Ольга. Имена существительные неодушевленные обозначают предметы, растения, явления неживой природы. Отвечают на вопрос ЧТО? Например, Сатурн, берёза.
- Это постоянный признак имени существительного.
- Задание. Запишите слова в два столбика: одушевлённые и неодушевлённые. Пассажир, трамвай, коридор, бобрёнок.
- Проверьте себя.
Одушевлённые | Неодушевлённые |
пассажир | трамвай |
бобрёнок | коридор |
- Оцените свою работу.
- группа
- У имён существительных можно определить род. К именам существительным мужского рода можно подставить слова он, мой. Например, сын, бамбук. К именам существительным женского рода можно подставить слова она, моя. Например, мама, погода. К именам существительным среднего рода можно подставить слова оно, моё. Например, облако, явление.
- Это постоянный признак.
- Задание. Определите род у имени существительного. Графический диктант. Школьник, кукла, водитель, окно, задание, подснежник.
- Проверьте.
- Оцените свою работу.
4 группа
- Имена существительные имеют форму единственного числа. Обозначают единичный предмет. Например, лётчик, парта. Имена существительные имеют форму множественного числа. Они обозначают несколько предметов. Например, лётчики, парты.
- Это непостоянный признак имени существительного.
- Задание- игра. Образуйте форму множественного числа имен существительных. Колдунья, лаборатория, бант, стул, доктор, облако, культура.
5 группа
- Имена существительные в предложении могут быть главным членом предложения – подлежащим. Они отвечают на вопросы КТО? Или ЧТО? Например, Белеет пушистый ландыш.
- Имена существительные в предложении могут быть второстепенными членами. Они отвечают на вопросы КОГО?, ЧЕГО? КОМУ? ЧЕМУ? И т.д. Например, Под берёзкой белеет пушистый ландыш.
- Задание. Запишите предложение, найдите в нём имена существительные и определите, какими членами предложения они будут.
Неустанно куковала в бору кукушка.
- Проверьте.
им.сущ. им.сущ.
Неустанно куковала в бору кукушка.
- Оцените свою работу.
[5]
[6] Карточки для домашней работы.
1. Подчеркни имена существительные. Определи у всех имен существительных постоянные признаки.
Бегемот, классная, безопасность, дружелюбный, для них, загорается, великолепный, бирюзовый, рассвет, стекло, компьютер, ежонок, Крылов, одиннадцать, победа, самостоятельное, решение.
- Определи род имен существительных.
Под...езд, с...ёмка, об...явление, в...юга, об...яснение, бур...ян, об...ятие, п...еса, под...ём, обез...яна, в...езд, счаст...е, из...ян, сем...я, жит...ё.
- Выполни грамматический разбор предложений
- Над зелёным лугом несётся медовый запах травы.
- В утренней прохладе разливается горьковатый запах полыни.
- Золотой луч солнца заиграл на верхушке молодой берёзки
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
: Имя существительное как часть речи.Постоянные и непостоянные признаки имён существительных.
ОТКРЫТЫЙ УРОК РУССКОГО ЯЗЫКА Программа «2100»...
Разработка конспекта урока по русскому языку, тема:" ИМЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ КАК ЧАСТЬ РЕЧИ. ПОСТОЯННЫЕ И НЕПОСТОЯННЫЕ ПРИЗНАКИ ИМЁН СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ" (4 КЛАСС)
Урок повторения, углубления и обобщения изученного, развитие умения различать части речи и члены предложения; находить постоянные и непостоянные признаки имён существител...
Имя существительное как часть речи. Постоянные и непостоянные признаки имён существительных.
Презентация к открытому уроку про программе "Школа 2100" в 4 классе по теме "Имя существительное как часть речи.Постоянные и непостоянные признаки имён существительных."...
Конспект урока по русскому языку в 4 классе "Имя существительное как часть речи. Постоянные и непостоянные признаки имён существительных"
Урок обобщения знаний с использованием приёма -кластер....
Презентация по русскому языку 4 класс "Имя существительное как часть речи. Постоянные и непостоянные признаки имён существительных"
В презентации используется материал для подведения к теме урока, слайды-эталоны для проверки выполненных заданий....
Конспект урока русского языка в 4 классе "Имя существительное как часть речи. Постоянные и непостоянные признаки имён существительных"
Цели урока: Цель как деятельность учеников:М/п: развитие умений самостоятельно и в группах извлекать информацию из текста, обобщать и делать выводы на основе её анализа, сжимать информацию ...
Технологическая карта урока. "Имя существительное как часть речи. Постоянные и непостоянные признаки имён существительных."
Закреплять представления об имени существительномРазвивать умения находить в тексте имена существительные, накапливать опыт по выявлению грамматических признаков имён существительных и роли существите...