Имя существительное как части. Постоянные и непостоянные признаки имён существительных.
учебно-методический материал по русскому языку (4 класс) на тему
Цель: Повторить и обобщить знания о имени существительном.
Познакомить с постоянными и непостоянными признаками имён
существительных. Развивать речевые умения, создавать условия для исследовательской деятельности учащихся при обобщении и объяснении учебного материала. Развивать творческие способности, воспитывать интерес к русскому языку.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_rus.yaz_._4_kl.docx | 21.62 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок русского языка в 4 классе. Школа 2100.
Тема: Имя существительное как части.
Постоянные и непостоянные признаки имён существительных.
Цель: Повторить и обобщить знания о имени существительном.
Познакомить с постоянными и непостоянными признаками имён
существительных. Развивать речевые умения, создавать условия для исследовательской деятельности учащихся при обобщении и объяснении учебного материала. Развивать творческие способности, воспитывать интерес к русскому языку.
Оборудование: Модель урока, маршрутные листы, материал
исследовательской работы, сигнальные карточки.
Ход урока.
- Организация класса. Модель урока. Маршрутные листы.
(Объяснить, как надо работать с маршрутными листами.)
- Модель урока (на интерактивной доске)
Урок:
Актуализация знаний
Цель урока
Исследование
Самостоятельная работа
Итог урока
Маршрутные листы: (лежат на парте каждого ученика).
Мой настрой ------ как я понимаю материал -------- как я понял цель урока------ как я понял основное правило ------ как я умею применять правило ----
---- как я работал.
Отлично – красный цвет
Сомневаюсь – жёлтый
Не получается - синий
- - Как вы понимаете выражение « Актуализация знаний» ?
( повторение изученного)
- Что значит «исследование» ?
(самостоятельное выяснение, изучение, выявление нового)
- - В течение урока вы будете работать с маршрутными листами, сами оценивать свою работу.
Итак: Отметьте – «мой настрой»
- Актуализация знаний.
1). Языковая разминка.
- Запишите слова под диктовку.
Сердце, утюг, щека, ежевика, сумма, тростник, водомерка, искусство, трос, егерь, лестница, наполнение, орех, ежиха.
- Объясните значение слов: « ежевика» – ягода
«тростник» – водное, болотное растение
«водомерка» – водное насекомое
«трос» - стальной гибкий канат
на корабле, толстая верёвка;
«егерь»- охотник – профессианал.
Задания: 1) – подчеркните слова, где есть орфограмма – гласная буква- красным карандашом; орфограмма – согласная – синим карандашом.
Объясните: «орфограмма – гласная» ( безударная гласная), «орфограмма – согласная» (непроизносимые согласные, двойные согласные, звонкие и глухие согласные в середине и в конце слов и т.д.)
Для проверки будем использовать сигнальные карточки.
Учитель снова читает слова , а ученики поднимают сигнальные карточки
(красную- «орфограмма- безударная гласная», синюю – «орфограмма – согласная буква).
- Какое слово вы подчеркнули дважды ? ( тростник) Почему?
2) – разберите слово «водомерка» по составу.
3) – подчеркните слова, в которых звуков больше, чем звуков. Назовите эти слова и объясните, почему звуков больше, чем букв.
4) – запишите первые буквы слов, которые вы записали.
Какое слово у вас получилось ? (существительное)
Какой буквы не хватает ? (ь)
Запишите её. Какова роль «ь» знака в этом слове(показатель мягкости согласного)
Работа с маршрутными листами.
5.Тема и цель урока.
1) – Прочитайте ещё раз слово, которое вы записали.
Назовите полное название этой части речи. (Имя существительное)
О чём пойдёт речь на уроке?
Сформулируйте тему урока ( Имя существительное).
2) – Откройте учебник «Русский язык» (Школа 2100), С. 85.
Прочитайте, что записано в зелёном прямоугольнике.
Значит цель нашего урока - … (повторить и обобщить …
Работа с маршрутными листами.
- Исследование.
- Ребята, вам было предложено провести мини – исследование по теме «Имя существительное».
Вы работали в группах. Каждая группа сейчас представит свою работу.
Весь материал , который вы подготовили, мы объединим в большой проект, дополняя его новыми знаниями о имени существительном.
- Сейчас поработайте в группах, приготовьтесь к выступлению.
1 группа. «Из истории слов». Ученики выступают со своей информацией.
- Существительное. Во многих грамматиках – французской, немецкой, итальянской, английской, датской, шведской, норвежской – имя существительное обозначается словом, происходящим от латинского «субстантивум», которое было в прямом родстве с существительным
(субстантивум), которое значило: сущность, существо.
Языковеды древнего мира полагали, не без основания, что слова, называющие предметы, с самой сущностью мира.
Слово оказалось удобным и было заимствовано всеми теми языками, которые принадлежали народам, связанным с древне- римской культурой.
Многие народы Европы сочли более подходящим для себя перевести слово «субстантивум» на свой язык.
У русских получилось «существительное» - родственное, как и у римлян, словам, обозначающим «сущность» и»существо».
2 группа.
- Существительное – это самостоятельная часть речи, обозначает предмет, отвечает на вопросы кто ? что?( показ слайдов)
- Послушайте стихотворение , которое состоит из одних только существительных, а нам всё понятно.
- Шёпот, робкое дыханье,
Трели соловья,
Серебро и колыханье
Сонного ручья.
Свет ночной. Ночные тени,
Тени без конца.
Ряд волшебных изменений
Милого лица… (14 имён существительных)
3 группа.
Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные.
- Кто ? – так спрашивают про живые существа: про людей, животных,
насекомых. Такие существительные называют одушевлёнными.
Например, …
Что ? – все остальные существительные . Они называются неодушевлёнными.
Например, …
4 группа.
Имена собственные и нарицательные.
- Собственные имена есть у людей, животных, планет, рек, деревень, морей, океанов, материков.
Например, ..
Имена собственные всегда пишутся с большой буквы, чтобы сразу было видно, что это имя.
Все остальные имена существительные пишутся с маленькой буквы и называются именами нарицательными.
5 группа.
Род имён существительных.
Имена существительные могут превращаться в самые разные предметы.
Про одни из них мы можем сказать «он» или подставить слово « мой».
Это существительное мужского рода.
Например, …
Существительное, к которому можно подставить слова «она», «моя» - это существительное женского рода.
Например, …
Существительное, к которому можно подставить слова «оно», «моё» - это существительное среднего рода.
Например, …
6 группа.
Единственнное и множественное число.
Имя существительное может превращаться в один предмет, а может и в несколько сразу.
Когда один предмет, мы говорим , он в единственном числе.
Когда несколько предметов, мы говорим, что это множественное число.
Например, …
Работа с маршрутными листами.
- Самостоятельная работа.
- А теперь свои знания используйте при выполнении упражнения 102 на с. 85.
Проверка: 1) – Какие слова записали в первый столбик ?(одушевлённые имена существительные) , во второй столбик ? ( неодушевлённые).
Охотник – м.р.,ед.ч. Избушка – ж.р., ед.ч.
Емеля –м.р., ед.ч. лес – м.р., ед.ч.
Внучок – м.р.,ед.ч. свет- м.р.,ед.ч.
Гришутка – м.р.. ед.ч. земля – ж.р…,ед.ч.
окно – ср.р.,ед.ч.
крыша – ж.р.,ед.ч.
труба – ж.р.,ед.ч.
кирпичи – м.р.,мн.ч.
забор – м. р.,ед.ч.
ворота – мн.ч.
сарай – м.р., ед.ч.
- Прочитайте вопрос в задании.
- Что такое постоянные и непостоянные признаки ?
Постоянный признак - - это признак, который есть в любой форме данного слова, он есть всегда.
- Какие имена существительные отнесём к постоянным признакам, а какие – к непостоянным ? Подумайте.
( Ответы детей).
Работа с маршрутными листами.
- Итог урока.
- О какой части речи говорили сегодня на уроке ?
( О имени существительном)
Вам была предложена творческая работа
( Изобразить в рисунках имя существительное )
Представьте эти работы.
( Ребята показывают рисунки. Каждая группа представляет свой рисунок.)
Всем спасибо за активную работу на уроке.
- Домашнее задание.
Предлагаю вам поработать над своей устной речью.
Составьте рассказ на тему «Имя существительное».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
: Имя существительное как часть речи.Постоянные и непостоянные признаки имён существительных.
ОТКРЫТЫЙ УРОК РУССКОГО ЯЗЫКА Программа «2100»...
Разработка конспекта урока по русскому языку, тема:" ИМЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ КАК ЧАСТЬ РЕЧИ. ПОСТОЯННЫЕ И НЕПОСТОЯННЫЕ ПРИЗНАКИ ИМЁН СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ" (4 КЛАСС)
Урок повторения, углубления и обобщения изученного, развитие умения различать части речи и члены предложения; находить постоянные и непостоянные признаки имён существител...
Имя существительное как часть речи. Постоянные и непостоянные признаки имён существительных
Урок русского языка. Школа 2100. 4 класс....
Имя существительное как часть речи. Постоянные и непостоянные признаки имён существительных.
Презентация к открытому уроку про программе "Школа 2100" в 4 классе по теме "Имя существительное как часть речи.Постоянные и непостоянные признаки имён существительных."...
Конспект урока по русскому языку в 4 классе "Имя существительное как часть речи. Постоянные и непостоянные признаки имён существительных"
Урок обобщения знаний с использованием приёма -кластер....
Презентация по русскому языку 4 класс "Имя существительное как часть речи. Постоянные и непостоянные признаки имён существительных"
В презентации используется материал для подведения к теме урока, слайды-эталоны для проверки выполненных заданий....
Конспект урока русского языка в 4 классе "Имя существительное как часть речи. Постоянные и непостоянные признаки имён существительных"
Цели урока: Цель как деятельность учеников:М/п: развитие умений самостоятельно и в группах извлекать информацию из текста, обобщать и делать выводы на основе её анализа, сжимать информацию ...