Имя существительное как части. Постоянные и непостоянные признаки имён существительных.
учебно-методический материал по русскому языку (4 класс) на тему

Стоколяс Наталья Афанасьевна

Цель: Повторить и обобщить знания о имени существительном.

           Познакомить с постоянными и непостоянными  признаками имён  

существительных. Развивать речевые умения, создавать условия для исследовательской деятельности учащихся при обобщении и объяснении учебного материала. Развивать творческие способности, воспитывать интерес к русскому языку.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_rus.yaz_._4_kl.docx21.62 КБ

Предварительный просмотр:

Урок русского языка в 4 классе. Школа 2100.

Тема: Имя существительное как части.

           Постоянные и непостоянные признаки имён существительных.

Цель: Повторить и обобщить знания о имени существительном.

           Познакомить с постоянными и непостоянными  признаками имён  

существительных. Развивать речевые умения, создавать условия для исследовательской деятельности учащихся при обобщении и объяснении учебного материала. Развивать творческие способности, воспитывать интерес к русскому языку.

Оборудование: Модель урока, маршрутные листы, материал

                               исследовательской работы, сигнальные карточки.

Ход урока.  

  1.  Организация класса. Модель урока. Маршрутные листы.

(Объяснить, как надо работать с маршрутными листами.)

-  Модель урока (на интерактивной доске)

Урок:

Актуализация знаний

Цель урока

Исследование

Самостоятельная работа

Итог урока

Маршрутные листы:  (лежат на парте каждого ученика).

Мой настрой ------ как я понимаю материал -------- как я понял цель урока------ как я понял основное правило ------ как я умею применять правило ----

---- как я работал.

Отлично – красный цвет

Сомневаюсь – жёлтый

Не получается -  синий

  1. -    Как вы понимаете выражение « Актуализация знаний» ?

( повторение изученного)

          - Что значит «исследование» ?

(самостоятельное выяснение, изучение, выявление нового)

  1. - В течение урока вы будете работать с маршрутными листами, сами оценивать свою работу.

Итак: Отметьте – «мой настрой»

  1. Актуализация знаний.

1). Языковая разминка.

- Запишите слова под диктовку.

Сердце, утюг, щека, ежевика, сумма, тростник, водомерка, искусство, трос, егерь, лестница, наполнение, орех, ежиха.

- Объясните значение слов: « ежевика» – ягода

                                                      «тростник» – водное, болотное растение

                                                   «водомерка» – водное насекомое

                                                             «трос» - стальной гибкий канат

                                                          на корабле, толстая верёвка;

                                                           «егерь»- охотник – профессианал.

Задания: 1) – подчеркните слова, где есть орфограмма – гласная буква- красным карандашом; орфограмма – согласная – синим карандашом.

Объясните: «орфограмма – гласная» ( безударная гласная), «орфограмма – согласная» (непроизносимые согласные, двойные согласные, звонкие и глухие согласные в середине и в конце слов и т.д.)

Для проверки будем использовать сигнальные карточки.

Учитель снова читает слова , а ученики поднимают  сигнальные карточки

(красную- «орфограмма- безударная гласная», синюю – «орфограмма – согласная буква).

- Какое слово вы подчеркнули дважды ? ( тростник) Почему?

2) – разберите слово «водомерка» по составу.

3) – подчеркните слова, в которых звуков больше, чем звуков. Назовите эти слова и объясните, почему звуков больше, чем букв.

4) – запишите первые буквы слов, которые вы записали.

Какое слово у вас получилось ? (существительное)

Какой буквы не хватает ? (ь)

Запишите её. Какова роль  «ь» знака в этом слове(показатель мягкости согласного)

Работа с маршрутными листами.

5.Тема и цель урока.

1) – Прочитайте ещё раз слово, которое вы записали.

Назовите полное название этой части речи. (Имя существительное)

О чём пойдёт речь на уроке?

Сформулируйте тему урока ( Имя существительное).

2) – Откройте учебник «Русский язык» (Школа 2100), С. 85.

Прочитайте, что записано в зелёном прямоугольнике.

Значит цель нашего урока - … (повторить и обобщить …

Работа с маршрутными листами.

  1. Исследование.

- Ребята, вам было предложено провести мини – исследование по теме «Имя существительное».

Вы работали в группах. Каждая группа сейчас представит свою работу.

Весь материал , который вы подготовили, мы объединим в большой проект, дополняя его новыми знаниями о имени существительном.

- Сейчас поработайте в группах, приготовьтесь к выступлению.

1 группа.       «Из истории слов».  Ученики выступают со своей информацией.

- Существительное. Во многих грамматиках – французской, немецкой, итальянской, английской, датской, шведской, норвежской – имя существительное обозначается словом, происходящим от латинского «субстантивум», которое было в прямом родстве с существительным

(субстантивум), которое значило: сущность, существо.

Языковеды древнего мира полагали, не без основания, что слова, называющие предметы, с самой сущностью мира.

Слово  оказалось удобным и было заимствовано всеми теми языками, которые принадлежали народам, связанным с древне- римской культурой.

Многие народы Европы сочли более подходящим для себя перевести слово «субстантивум» на свой язык.

У русских получилось  «существительное»  - родственное, как и у римлян, словам, обозначающим «сущность» и»существо».

2 группа.

- Существительное – это самостоятельная часть речи, обозначает предмет, отвечает на вопросы кто ? что?( показ слайдов)

- Послушайте стихотворение , которое состоит  из одних только существительных, а нам всё понятно.

               - Шёпот, робкое дыханье,

                  Трели соловья,

                  Серебро и колыханье

                   Сонного ручья.

                  Свет ночной. Ночные тени,

                 Тени без конца.

                  Ряд волшебных изменений

                   Милого лица…   (14 имён существительных)

3 группа.

Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные.

- Кто ? – так спрашивают про живые существа: про людей, животных,

насекомых. Такие существительные называют одушевлёнными.

Например, …

Что ? –  все остальные существительные . Они называются неодушевлёнными.

Например, …

4 группа.

Имена собственные и нарицательные.

- Собственные имена есть у людей, животных, планет, рек, деревень, морей, океанов, материков.

Например, ..

Имена собственные всегда пишутся с большой буквы, чтобы сразу было видно, что это имя.

Все остальные имена существительные пишутся с маленькой буквы и называются именами нарицательными.

5 группа.

Род имён существительных.

Имена существительные могут превращаться в самые разные предметы.

Про одни  из них мы можем сказать «он» или подставить слово « мой».

Это существительное мужского рода.

Например, …

Существительное, к которому можно подставить слова «она», «моя» - это существительное женского рода.

Например, …

Существительное, к которому  можно подставить слова «оно», «моё» - это существительное среднего рода.

Например, …

6 группа.

       Единственнное и множественное число.

Имя существительное  может превращаться в один предмет, а может и в несколько сразу.

Когда один предмет, мы говорим , он в единственном числе.

Когда несколько предметов, мы говорим, что это множественное число.

Например, …

Работа с маршрутными листами.

  1. Самостоятельная работа.

- А теперь свои знания используйте при выполнении упражнения 102 на с. 85.

Проверка: 1) – Какие слова записали в первый столбик ?(одушевлённые имена существительные) , во второй столбик ? ( неодушевлённые).

Охотник – м.р.,ед.ч.        Избушка – ж.р., ед.ч.

Емеля –м.р., ед.ч.        лес – м.р., ед.ч.

Внучок – м.р.,ед.ч.        свет- м.р.,ед.ч.

Гришутка – м.р.. ед.ч.        земля – ж.р…,ед.ч.

        окно – ср.р.,ед.ч.

                                                        крыша – ж.р.,ед.ч.                                  

                                                         труба – ж.р.,ед.ч.

                                                           кирпичи – м.р.,мн.ч.

                                                                 забор – м. р.,ед.ч.

                                                                 ворота – мн.ч.

                                                                  сарай – м.р., ед.ч.

- Прочитайте вопрос в задании.

-  Что такое постоянные и непостоянные признаки ?

Постоянный признак - - это признак, который есть в любой форме данного слова, он есть всегда.

- Какие имена существительные отнесём  к постоянным признакам, а какие – к непостоянным ? Подумайте.

( Ответы детей).

Работа с маршрутными листами.

  1. Итог урока.

- О какой части речи говорили сегодня на уроке ?

( О имени существительном)

Вам была предложена творческая работа

( Изобразить в рисунках имя существительное )

Представьте эти работы.

( Ребята показывают рисунки. Каждая группа представляет свой рисунок.)

Всем спасибо за активную работу на уроке.

  1. Домашнее задание.

Предлагаю вам поработать над своей устной речью.

Составьте  рассказ на тему «Имя существительное».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

: Имя существительное как часть речи.Постоянные и непостоянные признаки имён существительных.

          ОТКРЫТЫЙ УРОК РУССКОГО ЯЗЫКА            Программа «2100»...

Разработка конспекта урока по русскому языку, тема:" ИМЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ КАК ЧАСТЬ РЕЧИ. ПОСТОЯННЫЕ И НЕПОСТОЯННЫЕ ПРИЗНАКИ ИМЁН СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ" (4 КЛАСС)

Урок повторения, углубления и обобщения изученного,   развитие  умения различать части речи и члены предложения; находить постоянные и непостоянные признаки имён существител...

Имя существительное как часть речи. Постоянные и непостоянные признаки имён существительных.

Презентация к открытому уроку про  программе "Школа 2100" в 4 классе по теме "Имя существительное как часть речи.Постоянные и непостоянные признаки имён существительных."...

Презентация по русскому языку 4 класс "Имя существительное как часть речи. Постоянные и непостоянные признаки имён существительных"

В презентации используется материал для подведения к теме урока, слайды-эталоны для проверки выполненных заданий....

Конспект урока русского языка в 4 классе "Имя существительное как часть речи. Постоянные и непостоянные признаки имён существительных"

Цели урока:  Цель как деятельность учеников:М/п: развитие умений самостоятельно и в группах извлекать информацию из текста, обобщать и делать выводы на основе её анализа, сжимать информацию ...