Открытый урок по русскому языку "Фразеологизмы".2 класс "Начальная школа 21 века" (2021 г)
план-конспект урока по русскому языку (2 класс)

Успенская Оксана Александровна

Учебный предмет: Русский язык

Учебник: Русский язык: 2 класс: в 2 ч. Ч.2/С.В.Иванов, А.О.Евдокимова, М.И. Кузнецова, Л.В. Петленко, В.Ю. Романова. М.:Вентана-Граф, 2012 год.

УМК: Начальная школа XXI века. УМК под редакцией Н.Ф. Виноградовой.

 

Тема урока: Фразеологизмы.

Тип урока: открытие новых знаний.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_otkrytogo_uroka.docx30.07 КБ

Предварительный просмотр:

Учебный предмет: Русский язык

Учебник: Русский язык: 2 класс: в 2 ч. Ч.2/С.В.Иванов, А.О.Евдокимова, М.И. Кузнецова, Л.В. Петленко, В.Ю. Романова. М.:Вентана-Граф, 2012 год.

УМК: Начальная школа XXI века. УМК под редакцией Н.Ф. Виноградовой.

Учитель : МОУ «СОШ п. Горный», Успенская ОА

Тема урока: Фразеологизмы.

Тип урока: открытие новых знаний.

Цель: создание условий для ознакомления с понятием «фразеологизмы»; обогащение словарного запаса обучающихся фразеологическими оборотами.

Задачи урока: 

образовательные: познакомить обучающихся с фразеологизмами и фразеологическими оборотами, учить находить их в речи и грамотно употреблять, формировать орфографический навык.

развивающие: развивать познавательные способности обучающихся, расширять их кругозор, развивать логическое мышление, память, внимание, речь, языковое чутьё,

развивать навык самостоятельной работы, коллективных способов обучения (умение работать в парах, группах) как средств формирования учебной деятельности.

воспитательные: прививать любовь и уважение к красоте родного языка, воспитывать чуткое и внимательное отношение к культуре русского языка, воспитание таких качеств личности как целеустремлённость и любознательность.

Планируемые результаты: 

Предметные: Определять понятие «фразеологизмы». Объяснять значения устойчивых и свободных сочетаний слов. Находить значение слова с помощью словаря.  

Личностные: Расширять учебно-познавательные интересы. Стремиться к улучшению результатов учебных действий. Понимать и осознавать необходимость выполнения школьных требований.

Познавательные: Применять методы информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств.

Регулятивные: Оценивать правильность выбора языковых и неязыковых средств устного общения на уроке. Осуществлять самоанализ успешности участия в учебном диалоге.

Коммуникативные: Строить понятные для слушателей высказывания, задавать уточняющие вопросы, формулировать простые выводы; соблюдать нормы речевого этикета.

ХОД УРОКА.

  1. Организационный момент:

Звенит звонок. 
Урок начать пора.
Желаем мы друг другу
Ни пуха ни пера!

- Ребята, послушайте, что произошло с одним мальчиком на уроке и почему возникла такая ситуация?

Глеб у доски повесил нос,

Краснеет до корней волос.

Он в этот час, как говорится,

Готов сквозь землю провалиться.

Ответы детей: мальчик был не готов к уроку; он не слушал учителя и не знал, что нужно отвечать; Глеб был невнимательным и ленивым и тд.

- Ребята, мне очень хочется, чтобы на нашем уроке все вы были внимательными и не оказались в ситуации мальчика Глеба.

 

  1. Актуализация знаний:

-  Давайте вернёмся к нашему стихотворению. Поработайте в паре и выпишите из стихотворения сочетания слов, которые на уроке с вами в прямом смысле произойти не могут.

(Повесил нос, краснеет до корней волос, сквозь землю провалиться.)

- Ребята, как вы считаете, Глеб и вправду повесил свой нос? Что с ним произошло на самом деле?  Правильно, он сильно огорчился.

- А волосы у него, действительно, стали красными? Верно, он просто весь покраснел от стыда.

- А провалиться сквозь землю на уроке в прямом смысле можно? Нет, конечно. Он просто хотел спрятаться от своего стыда.

  1. Постановка учебной задачи:

- Ребята, а когда вы впервые услышали это стихотворение, всё ли вам сразу было понятно? Почему? Зачем автор использовал такие не очень понятные сочетания слов? Правильно, чтобы наша речь была интересной и выразительной.

- В основе этого стихотворения лежит очень интересное явление нашей речи, которое называется «ФРАЗЕОЛОГИЗМ».

- Кто знает, что обозначает это слово? Хотите узнать?

- Какова тема нашего урока? Верно, «Фразеологизм».

- Каких целей вы хотели бы достичь на уроке?

1.Узнать, что такое фразеологизм.

2.Научиться находить их в предложениях.

3.Научиться их заменять другими понятными словами.

4.Использовать их в своей речи.

  1.  Открытие нового знания:

На доске записаны два столбика сочетаний слов:

Зарубить на носу                                                         зарубить на ухе

Только пятки засверкали                                            только пальцы засверкали

Как снег на голову                                                       как шапку на голову

- В каком столбике записаны фразеологизмы? Верно, в левом.

- А что я сделала с сочетаниями в правом столбике? Правильно, изменило одно слово.

- И что же произошло? Эти сочетания утратили свой первоначальный смысл.

- Какой вывод можно сделать о фразеологизмах? (В них нельзя заменять слова.)

- Прочитайте правило на с. 103.

- Давайте определим значения записанных на доске фразеологизмов. Кому будет сложно, на с. 103 есть подсказки.

  1. Первичное закрепление. Этап закрепления знаний и способов действий:

- Если значение фразеологизма тебе неизвестно и непонятно, что делать в таком случае?

(Обратиться за помощью к фразеологическому словарю).

- Давайте поработаем в группах. На с. 105 выполните упражнение 3.

- В левом столбике записаны фразеологизмы, а в правом (не по порядку!) их значения. Найдите значения фразеологизмов и запишите в тетрадь по образцу.

После проверки каждая группа выбирает два фразеологизма и составляет с ними предложения. Капитаны команд зачитывают получившиеся предложения.

Побеждает та команда, которая составила наиболее удачные предложения.

Физминутка:

  1. Самостоятельная работа.

- На с. 105-106 выполняем упражнение 4.

-Ребята первого варианта работают с 1 и 2 предложениями.

-Ребята второго варианта работают со 3 и 4 предложениями.

-Проверим .

  1. Включение нового знания в систему знания и повторение.

“Фразеологический зверинец”.

Какими названиями животных можно дополнить следующие фразы? Вы должны назвать животных и пантомимой или мимикой изобразить их.

Голоден, как … (волк).

Хитёр, как …(лиса).

Труслив, как … (заяц).

Надут, как … (индюк).

Неповоротлив, как … (медведь).

Упрям, как …(осёл).

Здоров, как … ( бык).

Колюч, как … (ёж).

  1. Рефлексия.

Итак, подведём итог:

  1. Что я узнал на уроке?
  2. Чему я научился?
  3. Что у меня вызывало трудности?

Оцените свою работу на уроке:

1.Если вы работали не покладая рук, то похлопайте себе.

2.Если вы на уроке лодыря гоняли, то покачайте головой.

3.Если сидели сложа руки, то ущипните себя за ушко.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Схема заполнения открытого урока по русскому языку по программе "Школа 2100" для 2 класса

Урок русского языка во 2-м классе по теме "Конструирование предложений из слов с опорой на вопросы. Связь слов в предложении» Цели:·         ...

Открытый урок по русскому языку в коррекционной школе 8 вида

Урок по теме "Безударные гласные, проверяемые ударением"...

Технологическая карта открытого урока по русскому языку.2 класс. Программа "Школа России"(Л.Н.Зеленина,Т.Е.Хохлова). Тема урока: "Перенос слов".

Технологическая карта открытого урока.Тема урока "Перенос слов". Русский язык. 2 класс.  Программа"Школа России". Авторы-Л.Н.Зеленина,Т.Е.Хохлова.Урок разработан учителем начальных классов -Федор...

Открытый урок по русскому языку 4 класс "Школа России" ( В. П. Канакина)

Юсупова Сания Фатиховна. Открытый урок по русскому языку 4 класс "Школа России" ( В. П. Канакина)...

Открытый урок по русскому языку в первом классе к педсовету по преемственности между детским садом и начальной школой проведён в апреле 2015года. УМК "Школа России". Учебник В. П. Канакиной.

Открытый урок по русскому языку в первом классе к педсовету по преемственности между детским садом и начальной школой. УМК "Школа России" по учебнику В. П. Канакиной. Проведен в апреле 2015 года....

Открытый урок по русскому языку в 4 классе. Тема урока: Части речи. Деление частей речи на служебные и самостоятельные. УМК "Школа России".

Тема: Части речи, деление частей речи на самостоятельные и служебные.Конспект + презентация. Оборудование: Учебник по русскому язык 4 класс Канакина В.П, Горецкий В.Г. 1 ч.; мультимедийный проект...

Разработка открытого урока по русскому языку 3 класс "Школа России"

laquo;Мягкий знак на конце имён существительных после шипящих»...