Открытый урок по русскому языку в первом классе к педсовету по преемственности между детским садом и начальной школой проведён в апреле 2015года. УМК "Школа России". Учебник В. П. Канакиной.
план-конспект урока по русскому языку (1 класс) на тему

Открытый урок по русскому языку в первом классе к педсовету по преемственности между детским садом и начальной школой. УМК "Школа России" по учебнику В. П. Канакиной. Проведен в апреле 2015 года.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_russk._yaz._1_klass_po_teme_zvuki_i_bukvy.doc29 КБ

Предварительный просмотр:

Открытый урок по русскому языку в 1 классе.

(УМК «Школа России» по учебнику В. П, Канакиной)

Тема: Звуки и буквы. Условные обозначения звуков.

Целевые установки:

дать первоначальное представление об условных обозначениях звуков речи;

осуществлять звуково-символические действия при моделировании звуков,

распознавать условные обозначения звуков, сопоставлять звуковые  и буквенные записи слов;

различать звуки в услышанном слове и правильно обозначать звуки буквами;

ввести в активный лексический запас учащихся слова тематической группы «Животные» и слова с непроверяемыми написаниями пальто, весело.

Ход урока.

1   Оргмомент.

Долгожданный дан звонок,

Начинается урок.

Будем отвечать активно,
Хорошо себя вести,

Чтобы гости захотели

На урок опять прийти.

2 Актуализация знаний.

Ребята, хотите послушать грамматическую сказку.

Много прошло времени с тех пор , как поселились в одной стране звуки. Были они невидимками, но зато любили петь. Однако появился волшебник из другого королевства. Ему так понравилось в этой стране, что он захотел поближе познакомиться с ее жителями. А когда узнал, что все жители невидимки, то огорчился. Но он все-таки был волшебником и добрым волшебником, поэтому он подарил каждому жителю по волшебному платью. Каждый звук получил платье, не похожее на другое. Стоило его надеть, как каждый звук-невидимка превращался в букву. Букву можно было видеть, изобразить, написать. Волшебник был очень доволен. Теперь каждый звук он называл по имени. Так они и познакомились.

3 Формулировка темы

-Понравилась сказка?

- Так о чем мы сегодня будем говорить на уроке? (о звуках речи и буквах)

На: доске       звуки          буквы.

                                    ?

-Когда возникают звуки речи...           -Что такое буква?    значок для обозн. звука

(когда работают органы нашей речи: губы, зубы, язык, голосовые связки)

-Чем отличается звук от буквы? (как говорилось в сказке)

Звуки мы произносим и слышим, буквы пишем и видим (карточки)

С каким видом речи связаны?  

звуки                                                       буквы                                                      

  Устная речь    (говорим)                              Письменная речь (пишем)

                                                                         

-Что мы выкладывали к словам (звуковые схемы)

Будем выкладывать звуковые схемы, но в начале отгадаем эти слова:

Часто умывается, а с водой не знается. (кот)  (картинка)

Рассекает океан,

Из спины живой фонтан.

Страшен и огромен он,

Но ест маленький планктон.(кит)  (картинка)

(дети составляют звуковые схемы на доске и называют звуки)

-Удобно обозначать схемой?(нет)

 Долго чертить, обозначать схему цветом, поэтому договорились обозначать звук определенным образом, а каким мы и узнаем сегодня на уроке.

Откройте стр. 48 прочитайте название  рубрики….

-Итак, наша учебная задача: научиться условно обозначать звуки на письме.

Чтение рубрики до слова сравни.

(на доске таблички [кот] [кит ] )Такое звуковое обозначение  называется транскрипцией...

-Как записываем звуковое обозначение (буквами в квадратных скобках)

-Читаем дальше: Сравни обозначения первых звуков в этих словах...(, для обозначения мягкости)

Читаем до конца...

Вывод: Как условно обозначаются звуки на письме (буквами в квадратных скобках, запятая для обозначения мягкости) На доске карточка...

-Как вы думаете для чего нужна транскрипция, т. е. Звуковое обозначение слова? (чтобы грамотно пимать)

4 Работа по теме урока

-Нам предлагается задание с !(задание повышенной трудности) : выполнить задание №5 с.48

Чтение задания и рассматривание.

-Посмотрите на первую картинку (изображена ель)

-Что общего в записях над картинкой ели (сверху ель обозначена звуковыми обозначениями в квадратных скобках и снизу слово ель написано буквами.

Общее: использовали буквы там и там

Различие: буквенное и звуковое обозначение  не совпадает...                     

 (на доске карточка, разбор обозначения звука и буквы)

Анологично утюг, лиса

(соответствие между звуком и буквой)

Вывод : звуки и буквы могут не совпадать.

Письменно в тетради...

книга              пальто

(называем звуки и записываем звуковое обозначение слова)

                   

Поработаем со словарным словом.

Значение слова пальто -вид верхней одежды

Слово иноязычного происхождения не изменяется. 1пальто и 5 пальто.

Учитесь правильно употреблять в речи:

Я надеваю пальто.( на себя)

Мама одевает пальто сыну.(одевают кого-то, надевают на себя)

5 Физминутка:                                         

  Ррр-моторы тарахтят.

Ну-ка детки встаньте в ряд.                     Мчится поезд чух-чух-чух.

                                                                    Плачет филин ух-ух-ух.    

Звуки пусть заговорят.                              А теперь такая штука:

Ссс-змеиный слышен свист.                     Сесть попробуйте без звука.

Шшш-шуршит опавший лист.

Жжж-шмели в саду жужжат.

6 Работа в РТ с.24 №3

Продолжим работу со звуковым обозначением слова в РТ.

Что значит слово животные. Кого так называют?(живые существа)

Обведите образец. Какое сочетание увидели?(жи -слышим ы, но пишем и-несовпадение звука и буквы)

-Рассмотрите картинки животных. На какие группы можно их разделить.

 По какому признаку: с кем живут(дикие и домашние)

 Сравните, что общее между всеми животными.

Назовите одним словом.(млекопитающие)

-Рассмотрите звуковые обозначения и определите, какое слово спряталось под звуковой оболочкой.

Прочитайте задание.

Запишите самостоятельно.(массаж рук)

Проверка

7-Продолжаем постигать тайны языка.

-Как вы считаете, в любом ли порядке могут располагаться звуки, чтобы получились слова

Для этого выполним упр. 6 стр. 49 учебника

Задание №6

В тетради пишем:азбука

Вывод:

Когда складываются слова?(когда звуки стоят в таком порядке, когда различается смысл слова)

Составляем новые слова из слова:

(бука, бук, база, куб, зуб)

Молодцы! Вы устали...

Физминутка.

 (я открываю электронное приложение)

-Сейчас мы с вами поиграем в игру «Буква заблудилась»

Что выяснили, играя? (замена всего одного звука в слове ведет к замене смысла слова)

Будьте внимательны, чтобы не попасть в смешное положение.

Работа с новым словарным словом в электронном приложениии.

(Объяснение значения слова весело электронном прилож.)

Запись: весело (как состояние)

-Когда бывает весело на уроке (когда что-то веселое, юмористическое читаем.

Весело читать небылицы.)

-Близкое по смыслу: весело-радостно.

Когда весело в значении радостно на уроке. В какие моменты вы испытываете это состояние ? (когда получается)

Весело получать хорошие отметки.

-Противоположное значение: весело-грустно.

Когда на уроке бывает грустно?

Грустно, когда что-то не получается на уроке.

Ну а наш урок подходит к концу. Оцените свое эмоциональное состояние разными цветами: вам радостно от урока: зеленым, не очень-желтым, грустно-красным.

8 Подведем итоги.

Рубрика: проверь себя.

(открываем доску с таблицей.

Что на уроке научились обозначать? (звуковые обозначения слов)

Для чего нужно это знать?(чтобы грамотно писать)

Работа по 1 вопросу.

Почему? Звук и буква может не совпасть.

Работа по 2 вопросу.

(буквы нужны для обозначения звука на письме).

9 Самооценивание результата учебной деятельности.

Оцените результат своей работы при помощи светофора.

(Я все понял -зеленым,

Испытывал трудности-желтым ( в чем?)

Надо еще поработать-красным.)

Какой вид работы понравился больше всего?

Произнесите звук И и пусть хорошее настроение сопровождает вас целый день.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Преемственность между детским садом и начальной школой.

Доклад на заседание объединенной кафедры учителей начальных классов и воспитателей ДОУ.  О проблемах  преемственных связей между детским садом и начальной школой в целях, содержании, методах...

Открытый урок по русскому языку во 2 классе "Буквосочетания жи - ши, ча - ща, чу - щу", учитель начальных классов, Захарова Олеся Сергеевна

Данный урок является уроком обобщения и систематизации знаний по теме «Буквосочетания жи-ши, ча-ща, чу-щу»....

Преемственность между детским садом и начальной школой.

Преемственность между детским садом и начальной школой....