Открытый урок по русскому языку в первом классе к педсовету по преемственности между детским садом и начальной школой проведён в апреле 2015года. УМК "Школа России". Учебник В. П. Канакиной.
план-конспект урока по русскому языку (1 класс) на тему
Открытый урок по русскому языку в первом классе к педсовету по преемственности между детским садом и начальной школой. УМК "Школа России" по учебнику В. П. Канакиной. Проведен в апреле 2015 года.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_russk._yaz._1_klass_po_teme_zvuki_i_bukvy.doc | 29 КБ |
Предварительный просмотр:
Открытый урок по русскому языку в 1 классе.
(УМК «Школа России» по учебнику В. П, Канакиной)
Тема: Звуки и буквы. Условные обозначения звуков.
Целевые установки:
дать первоначальное представление об условных обозначениях звуков речи;
осуществлять звуково-символические действия при моделировании звуков,
распознавать условные обозначения звуков, сопоставлять звуковые и буквенные записи слов;
различать звуки в услышанном слове и правильно обозначать звуки буквами;
ввести в активный лексический запас учащихся слова тематической группы «Животные» и слова с непроверяемыми написаниями пальто, весело.
Ход урока.
1 Оргмомент.
Долгожданный дан звонок,
Начинается урок.
Будем отвечать активно,
Хорошо себя вести,
Чтобы гости захотели
На урок опять прийти.
2 Актуализация знаний.
Ребята, хотите послушать грамматическую сказку.
Много прошло времени с тех пор , как поселились в одной стране звуки. Были они невидимками, но зато любили петь. Однако появился волшебник из другого королевства. Ему так понравилось в этой стране, что он захотел поближе познакомиться с ее жителями. А когда узнал, что все жители невидимки, то огорчился. Но он все-таки был волшебником и добрым волшебником, поэтому он подарил каждому жителю по волшебному платью. Каждый звук получил платье, не похожее на другое. Стоило его надеть, как каждый звук-невидимка превращался в букву. Букву можно было видеть, изобразить, написать. Волшебник был очень доволен. Теперь каждый звук он называл по имени. Так они и познакомились.
3 Формулировка темы
-Понравилась сказка?
- Так о чем мы сегодня будем говорить на уроке? (о звуках речи и буквах)
На: доске звуки буквы.
?
-Когда возникают звуки речи... -Что такое буква? значок для обозн. звука
(когда работают органы нашей речи: губы, зубы, язык, голосовые связки)
-Чем отличается звук от буквы? (как говорилось в сказке)
Звуки мы произносим и слышим, буквы пишем и видим (карточки)
С каким видом речи связаны?
звуки буквы
Устная речь (говорим) Письменная речь (пишем)
-Что мы выкладывали к словам (звуковые схемы)
Будем выкладывать звуковые схемы, но в начале отгадаем эти слова:
Часто умывается, а с водой не знается. (кот) (картинка)
Рассекает океан,
Из спины живой фонтан.
Страшен и огромен он,
Но ест маленький планктон.(кит) (картинка)
(дети составляют звуковые схемы на доске и называют звуки)
-Удобно обозначать схемой?(нет)
Долго чертить, обозначать схему цветом, поэтому договорились обозначать звук определенным образом, а каким мы и узнаем сегодня на уроке.
Откройте стр. 48 прочитайте название рубрики….
-Итак, наша учебная задача: научиться условно обозначать звуки на письме.
Чтение рубрики до слова сравни.
(на доске таблички [кот] [кит ] )Такое звуковое обозначение называется транскрипцией...
-Как записываем звуковое обозначение (буквами в квадратных скобках)
-Читаем дальше: Сравни обозначения первых звуков в этих словах...(, для обозначения мягкости)
Читаем до конца...
Вывод: Как условно обозначаются звуки на письме (буквами в квадратных скобках, запятая для обозначения мягкости) На доске карточка...
-Как вы думаете для чего нужна транскрипция, т. е. Звуковое обозначение слова? (чтобы грамотно пимать)
4 Работа по теме урока
-Нам предлагается задание с !(задание повышенной трудности) : выполнить задание №5 с.48
Чтение задания и рассматривание.
-Посмотрите на первую картинку (изображена ель)
-Что общего в записях над картинкой ели (сверху ель обозначена звуковыми обозначениями в квадратных скобках и снизу слово ель написано буквами.
Общее: использовали буквы там и там
Различие: буквенное и звуковое обозначение не совпадает...
(на доске карточка, разбор обозначения звука и буквы)
Анологично утюг, лиса
(соответствие между звуком и буквой)
Вывод : звуки и буквы могут не совпадать.
Письменно в тетради...
книга пальто
(называем звуки и записываем звуковое обозначение слова)
Поработаем со словарным словом.
Значение слова пальто -вид верхней одежды
Слово иноязычного происхождения не изменяется. 1пальто и 5 пальто.
Учитесь правильно употреблять в речи:
Я надеваю пальто.( на себя)
Мама одевает пальто сыну.(одевают кого-то, надевают на себя)
5 Физминутка:
Ррр-моторы тарахтят.
Ну-ка детки встаньте в ряд. Мчится поезд чух-чух-чух.
Плачет филин ух-ух-ух.
Звуки пусть заговорят. А теперь такая штука:
Ссс-змеиный слышен свист. Сесть попробуйте без звука.
Шшш-шуршит опавший лист.
Жжж-шмели в саду жужжат.
6 Работа в РТ с.24 №3
Продолжим работу со звуковым обозначением слова в РТ.
Что значит слово животные. Кого так называют?(живые существа)
Обведите образец. Какое сочетание увидели?(жи -слышим ы, но пишем и-несовпадение звука и буквы)
-Рассмотрите картинки животных. На какие группы можно их разделить.
По какому признаку: с кем живут(дикие и домашние)
Сравните, что общее между всеми животными.
Назовите одним словом.(млекопитающие)
-Рассмотрите звуковые обозначения и определите, какое слово спряталось под звуковой оболочкой.
Прочитайте задание.
Запишите самостоятельно.(массаж рук)
Проверка
7-Продолжаем постигать тайны языка.
-Как вы считаете, в любом ли порядке могут располагаться звуки, чтобы получились слова
Для этого выполним упр. 6 стр. 49 учебника
Задание №6
В тетради пишем:азбука
Вывод:
Когда складываются слова?(когда звуки стоят в таком порядке, когда различается смысл слова)
Составляем новые слова из слова:
(бука, бук, база, куб, зуб)
Молодцы! Вы устали...
Физминутка.
(я открываю электронное приложение)
-Сейчас мы с вами поиграем в игру «Буква заблудилась»
Что выяснили, играя? (замена всего одного звука в слове ведет к замене смысла слова)
Будьте внимательны, чтобы не попасть в смешное положение.
Работа с новым словарным словом в электронном приложениии.
(Объяснение значения слова весело электронном прилож.)
Запись: весело (как состояние)
-Когда бывает весело на уроке (когда что-то веселое, юмористическое читаем.
Весело читать небылицы.)
-Близкое по смыслу: весело-радостно.
Когда весело в значении радостно на уроке. В какие моменты вы испытываете это состояние ? (когда получается)
Весело получать хорошие отметки.
-Противоположное значение: весело-грустно.
Когда на уроке бывает грустно?
Грустно, когда что-то не получается на уроке.
Ну а наш урок подходит к концу. Оцените свое эмоциональное состояние разными цветами: вам радостно от урока: зеленым, не очень-желтым, грустно-красным.
8 Подведем итоги.
Рубрика: проверь себя.
(открываем доску с таблицей.
Что на уроке научились обозначать? (звуковые обозначения слов)
Для чего нужно это знать?(чтобы грамотно писать)
Работа по 1 вопросу.
Почему? Звук и буква может не совпасть.
Работа по 2 вопросу.
(буквы нужны для обозначения звука на письме).
9 Самооценивание результата учебной деятельности.
Оцените результат своей работы при помощи светофора.
(Я все понял -зеленым,
Испытывал трудности-желтым ( в чем?)
Надо еще поработать-красным.)
Какой вид работы понравился больше всего?
Произнесите звук И и пусть хорошее настроение сопровождает вас целый день.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Преемственность между детским садом и начальной школой.
Доклад на заседание объединенной кафедры учителей начальных классов и воспитателей ДОУ. О проблемах преемственных связей между детским садом и начальной школой в целях, содержании, методах...
Преемственность между детским садом и начальной школой в связи с переходом на новые ФГОС
Выступление на методическом объединении...
Презентация Преемственность между детским садом и начальной школой
Презентация к выступлению...
Открытый урок по русскому языку во 2 классе "Буквосочетания жи - ши, ча - ща, чу - щу", учитель начальных классов, Захарова Олеся Сергеевна
Данный урок является уроком обобщения и систематизации знаний по теме «Буквосочетания жи-ши, ча-ща, чу-щу»....
Конспект урока по русскому языку в 3 классе по теме: "Имена существительные собственные и нарицательные" (УМК "Начальная школа ХХI века")
Для 3 класса....
Преемственность между детским садом и начальной школой.
Преемственность между детским садом и начальной школой....