рабочая программа по предмету "речь и альтернативная коммуникация 2 класс
рабочая программа по русскому языку (2 класс)
РАБОЧАЯ
АДАПТИРОВАННАЯ ОСНОВНАЯ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА
ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ
(ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ)
ПО УЧЕБНОМУ ПРЕДМЕТУ
«РЕЧЬ И АЛЬТЕРНАТИВНАЯ КОММУНИКАЦИЯ»
начального общего образования
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rech_i_alternativnaya_kommunikatsiya_2_kl.doc | 144 КБ |
Предварительный просмотр:
УТВЕРЖДАЮ Директор/ заместитель директора по содержанию образования ______________________ | СОГЛАСОВАНО Председатель методического объединения ________________________ | РАССМОТРЕНО На заседании методического объединения по учебному предмету Протокол № ___________ От ____________________ |
РАБОЧАЯ
АДАПТИРОВАННАЯ ОСНОВНАЯ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА
ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ
(ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ)
ПО УЧЕБНОМУ ПРЕДМЕТУ
«РЕЧЬ И АЛЬТЕРНАТИВНАЯ КОММУНИКАЦИЯ»
начального общего образования
на 2020/2021 уч.год
Содержание.
1. Планируемые результаты освоения учебного предмета.
2. Содержание предмета.
3. Тематическое планирование.
4. Календарно-тематическое планирование.
Данная программа составлена на основе адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умеренной, тяжелой и глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми и множественными нарушениями развития (вариант 2).
- Планируемые результаты освоения программы.
В соответствии с требованиями ФГОС к АООП для обучающихся с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью, с ТМНР (вариант 2) результативность обучения каждого обучающегося оценивается с учетом особенностей его психофизического развития и особых образовательных потребностей. В связи с этим требования к результатам освоения образовательных программ представляют собой описание возможных результатов образования данной категории обучающихся.
Коммуникация с использованием вербальных средств
Учащиеся должны уметь:
- реагировать на собственное имя;
- приветствовать собеседника звуком, словом, жестом;
- привлекать к себе внимание звуком, словом, жестом;
- выражать свои желания звуком, словом, жестом;
- обращаться с проблемой о помощи, выражая ее звуком, словом;
- выражать согласие, несогласие звуком, словом, жестом;
- выражать благодарность звуком, словом, жестом;
- прощаться с собеседником звуком, словом, жестом.
Коммуникация с использованием невербальных средств
Учащиеся должны уметь использовать:
- взгляд как средство коммуникации;
- мимику как средство коммуникации;
- жест как средство коммуникации;
- звук как средство коммуникации;
- предметный символ как средство коммуникации;
- графическое изображение как средство коммуникации.
Развитие речи средствами вербальной и невербальной коммуникации
Импрессивная речь
Учащиеся должны уметь:
- понимать слова, указывающие на предметы и действия;
- понимать простые предложения.
Экспрессивная речь
Учащиеся должны уметь:
- употреблять отдельные звуки, звукоподражания, звуковые комплексы.
Чтение и письмо (глобальное чтение)
Учащиеся должны уметь:
- узнавать (различать) названия предметов, действий.
2. Содержание предмета «Речь и альтернативная коммуникация».
Содержание предмета «речь и альтернативная коммуникация» представлено следующими разделами: «Коммуникация», «Развитие речи средствами вербальной и невербальной коммуникации», «Чтение и письмо».
Коммуникация
Коммуникация с использованием вербальных средств.
Установление контакта с собеседником: установление зрительного контакта с собеседником, учет эмоционального состояния собеседника. Реагирование на собственное имя. Приветствие собеседника звуком (словом, предложением).Привлечение к себе внимания звуком (словом, предложением).Выражение своих желаний звуком (словом, предложением).Обращение с просьбой о помощи, выражая её звуком (словом, предложением).Выражение согласия (несогласия) звуком (словом, предложением).Выражение благодарности звуком (словом, предложением).Ответы на вопросы словом (предложением).Задавание вопросов предложением. Поддержание диалога на заданную тему: поддержание зрительного контакта с собеседником, соблюдение дистанции (очередности) в разговоре. Прощание с собеседником звуком (словом, предложением).
Коммуникация с использованием невербальных средств.
Указание взглядом на объект при выражении своих желаний, ответе на вопрос. Выражение мимикой согласия (несогласия), удовольствия (неудовольствия); приветствие (прощание) с использованием мимики . Выражение жестом согласия (несогласия), удовольствия (неудовольствия), благодарности, своих желаний; приветствие (прощание), обращение за помощью, ответы на вопросы с использованием жеста . Привлечение внимания звучащим предметом; выражение удовольствия (неудовольствия), благодарности звучащим предметом; обращение за помощью, ответы на вопросы, предполагающие согласие (несогласие) с использованием звучащего предмета. Выражение своих желаний, благодарности, обращение за помощью, приветствие (прощание), ответы на вопросы с предъявлением предметного символа. Выражение согласия (несогласия), удовольствия (неудовольствия), благодарности, своих желаний, приветствие (прощание) , обращение за помощью, ответы на вопросы, задавание вопросов с использованием графического изображения (фотография, цветная картинка, черно-белая картинка, пиктограмма). Выражение согласия (несогласия), удовольствия (неудовольствия), благодарности, своих желаний, приветствие (прощание), обращение за помощью, ответы на вопросы, задавание вопросов с использованием карточек с напечатанными словами . Выражение согласия (несогласия), удовольствия (неудовольствия), благодарности, своих желаний, приветствие (прощание), обращение за помощью, ответы на вопросы, задавание вопросов с использованием таблицы букв .
Развитие речи средствами вербальной и невербальной коммуникации
Импрессивная речь.
Понимание простых по звуковому составу слов (мама, папа, дядя и др.). Реагирование на собственное имя. Узнавание (различение) имён членов семьи, учащихся класса, педагогов. Понимание слов, обозначающих предмет (посуда, мебель, игрушки, одежда, обувь, животные, овощи, фрукты, бытовые приборы, школьные принадлежности, продукты, транспорт, птицы и др.).Понимание обобщающих понятий (посуда, мебель, игрушки, одежда, обувь, животные, овощи, фрукты, бытовые приборы, школьные принадлежности, продукты, транспорт, птицы и др.).Понимание слов, обозначающих действия предмета (пить, есть, сидеть, стоять, бегать, спать, рисовать, играть, гулять и др.). Понимание слов, обозначающих признак предмета (цвет, величина, форма и др.).Понимание слов, обозначающих признак действия, состояние (громко, тихо, быстро, медленно, хорошо, плохо, весело, грустно и др.). Понимание слов, указывающих на предмет, его признак (я, он, мой, твой и др.). Понимание слов, обозначающих число, количество предметов (пять, второй и др.). Понимание слов, обозначающих взаимосвязь слов в предложении (в, на, под, из, из-за и др.). Понимание простых предложений. Понимание сложных предложений. Понимание содержания текста.
Экспрессивная речь.
Называние (употребление) отдельных звуков, звукоподражаний, звуковых комплексов. Называние (употребление) простых по звуковому составу слов (мама, папа, дядя и др.).Называние собственного имени. Называние имён членов семьи (учащихся класса, педагогов класса). Называние (употребление) слов, обозначающих предмет (посуда, мебель, игрушки, одежда, обувь, животные, овощи, фрукты, бытовые приборы, школьные принадлежности, продукты, транспорт, птицы и др.). Называние (употребление) обобщающих понятий (посуда, мебель, игрушки, одежда, обувь, животные, овощи, фрукты, бытовые приборы, школьные принадлежности, продукты, транспорт, птицы и др.).Называние (употребление) слов, обозначающих действия предмета (пить, есть, сидеть, стоять, бегать, спать, рисовать, играть, гулять и др.).Называние (употребление) слов, обозначающих признак предмета (цвет, величина, форма и др.).Называние (употребление) слов, обозначающих признак действия, состояние (громко, тихо, быстро, медленно, хорошо, плохо, весело, грустно и др.). Называние (употребление) слов, указывающих на предмет, его признак (я, он, мой, твой и др.).Называние (употребление) слов, обозначающих число, количество предметов (пять, второй и др.).Называние (употребление) слов, обозначающих взаимосвязь слов в предложении (в, на, под, из, из-за и др.). Называние (употребление) простых предложений. Называние (употребление) сложных предложений. Ответы на вопросы по содержанию текста. Составление рассказа по последовательно продемонстрированным действиям. Составление рассказа по одной сюжетной картинке. Составление рассказа по серии сюжетных картинок.
Составление рассказа о прошедших, планируемых событиях. Составление рассказа о себе. Пересказ текста по плану, представленному графическими изображениями (фотографии, рисунки, пиктограммы).
Экспрессия с использованием средств невербальной коммуникации.
Сообщение собственного имени посредством напечатанного слова (электронного устройства). Сообщение имён членов семьи (учащихся класса, педагогов класса) посредством напечатанного слова (электронного устройства). Использование графического изображения (электронного устройства) для обозначения предметов и объектов (посуда, мебель, игрушки, одежда, обувь, животные, овощи, фрукты, бытовые приборы, школьные принадлежности, продукты, транспорт, птицы и др.).Использование графического изображения (электронного устройства) для обозначения действия предмета (пить, есть, сидеть, стоять, бегать, спать, рисовать, играть, гулять и др.).Использование графического изображения (электронного устройства) для обозначения признака предмета (цвет, величина, форма и др.). Использование графического изображения (электронного устройства) для обозначения обобщающих понятий (посуда, мебель, игрушки, одежда, обувь, животные, овощи, фрукты, бытовые приборы, школьные принадлежности, продукты, транспорт, птицы и др.) .
Использование графического изображения (электронного устройства) для обозначения признака действия, состояния (громко, тихо, быстро, медленно, хорошо, плохо, весело, грустно и др.).Использование напечатанного слова (электронного устройства,) для обозначения слова, указывающего на предмет, его признак (я, он, мой, твой и др.).Использование электронного устройства для обозначения числа и количества предметов (пять, второй и др.). Составление простых предложений с использованием графического изображения (электронного устройства). Ответы на вопросы по содержанию текста с использованием графического изображения (электронного устройства). Составление рассказа по последовательно продемонстрированным действиям с использованием графического изображения (электронного устройства). Составление рассказа по одной сюжетной картинке с использованием графического изображения (электронного устройства).Составление рассказа по серии сюжетных картинок с использованием графического изображения (электронного устройства).Составление рассказа о прошедших, планируемых событиях с использованием графического изображения (электронного устройства).
Составление рассказа о себе с использованием графического изображения (электронного устройства).
Чтение и письмо
Глобальное чтение.
Узнавание (различение) напечатанных слов, обозначающих имена людей, названия предметов, действий. Использование карточек с напечатанными словами как средства коммуникации.
Предпосылки к осмысленному чтению и письму.
Узнавание (различение) образов графем (букв). Графические действия с использованием элементов графем: обводка, штриховка, печатание букв (слов).
Начальные навыки чтения и письма.
Узнавание звука в слоге (слове). Соотнесение звука с буквой. Узнавание графического изображения буквы в слоге (слове). Называние буквы. Чтение слога (слова). Написание буквы (слога, слова, предложения).
3. Тематическое планирование.
- класс (3 часа в неделю, 102 часа в год)
п/п | Название раздела/темы | Кол-во часов |
1. | Коммуникация. | 34 |
2. | Развитие речи средствами вербальной и невербальной коммуникации. | 34 |
3. | Чтение и письмо | 34 |
итого | 102 |
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
по предмету речь и альтернативная коммуникация.
5 | Тема | Кол-во часов |
1 | Дай мне ответ- да или нет | 1 |
2 | Я. Мое имя. (жест и пиктограмма "я") | 1 |
3 | Я- ребенок (сведения о себе) Я и мое отражение. | 1 |
4 | Я- ребенок (сведения о себе) Я и мое отражение. | 1 |
5 | Просьбы (Дай. Я хочу) | 1 |
6 | Просьбы (Дай. Я хочу) | 1 |
7 | Мальчишки и девчонки! (работа с пиктограммами) | 1 |
8 | Мальчишки и девчонки! (работа с пиктограммами) | 1 |
9 | Школьные принадлежности (обзор). | 1 |
10 | Школьные принадлежности (обзор). | 1 |
11 | " Я - Человек" | 1 |
12 | Части тела (голова, руки, ноги) | 1 |
13 | Части тела (голова, руки, ноги) | 1 |
14 | Мое лицо. Эмоции. | 1 |
15 | Звук и буква. Выделение звука А, У в начале слова. | 1 |
16 | Звук и буква. Выделение звука А, У в начале слова. | 1 |
17 | Природа и человек | 1 |
18 | «Осень, в гости к нам пришла»Деревья и листья. Береза. Ель | 1 |
19 | Письмо строчной и заглавной Аа. | 1 |
20 | Листопад. | 1 |
21 | «Явление природы». Солнце | 1 |
22 | Звук и буква. Письмо строчной и прописной Уу. | 1 |
23 | Звук и буква. Письмо строчной и прописной Уу | 1 |
24 | Дождь. (рисование , прослушивание потешек, ритмические упражнения) | 1 |
25 | Письмо звукоподражательных слов (ау, уа, Ау, Уа) | 1 |
26 | Дары осени.Фрукты - овощи. (обзор) | 1 |
27 | Мир вокруг нас | 1 |
28 | Мир вокруг нас | 1 |
29 | Фрукты. Апельсин. Лимон | 1 |
30 | Фрукты. Апельсин. Лимон | 1 |
31 | Написание звукоподражательных слов с большой буквы. | 1 |
32 | Написание звукоподражательных слов с большой буквы. | |
33 | Игрушки | 1 |
34 | Игрушки | 1 |
35 | Звук и буква.Письмо строчной и прописной Мм | 1 |
36 | Звук и буква.Письмо строчной и прописной Мм | 1 |
37 | Письмо слогов с изученными буквами. «Мой веселый, звонкий мяч» Игры с мячом | 1 |
38 | Письмо слогов с изученными буквами. «Мой веселый, звонкий мяч» Игры с мячом | 1 |
39 | Письмо открытых и закрытых слогов. | 1 |
40 | Письмо открытых и закрытых слогов. | 1 |
41 | Домашние животные. Кошка. Закрепление написания Аа, Уу, Мм | 1 |
42 | Собака. Закрепление написания открытых и закрытых (ма, ам, му, ум) | 1 |
43 | Собака. Закрепление написания открытых и закрытых (ма, ам, му, ум) | 1 |
44 | «Здравствуй, Зимушка-зима» «Явления природы» Снег. Снежинки. Письмо закрытых слогов. | 1 |
45 | «Здравствуй, Зимушка-зима» «Явления природы» Снег. Снежинки. Письмо закрытых слогов. | 1 |
46 | Свойства снега.Игры со снегом | 1 |
Свойства снега.Игры со снегом | 1 | |
47 | Написание пройденных букв и слогов из печатного шрифта в рукописный. | 1 |
48 | Написание пройденных букв и слогов из печатного шрифта в рукописный | 1 |
49 | Посуда. Тарелка, ложка, кружка. Действия с посудой. Звук и буква. Письмо строчной и прописной Оо | 1 |
50 | Посуда. Тарелка, ложка, кружка. Действия с посудой. Звук и буква. Письмо строчной и прописной Оо | 1 |
51 | Чтение сказки К.И. Чуковского "Федорино горе | 1 |
52 | «Подбираем одежду для мальчика и девочки» | 1 |
53 | «Подбираем одежду для мальчика и девочки» | 1 |
54 | «Подбираем одежду для мальчика и девочки» | 1 |
55 | «Подбираем одежду для мальчика и девочки» | 1 |
56 | Обувь. Сапоги, туфли, тапочки | 1 |
57 | Обувь. Сапоги, туфли, тапочки | 1 |
58 | Одежда, обувь. Урок закрепления. Письмо прямых и обратных слогов (ау, уа, ма, ам, мо, ом, му, ум) | 1 |
58 | Мебель (обзор). Стол. Стул Звук и буква.Письмо строчной и прописной Сс. | 1 |
59 | Мебель (обзор). Стол. Стул Звук и буква.Письмо строчной и прописной Сс. | 1 |
60 | Овощи. Огурец. Помидор. Сравнение. Слоги (ас, ос, ус) | 1 |
61 | Овощи. Огурец. Помидор. Сравнение. Слоги (ас, ос, ус) | 1 |
62 | Фрукты. Апельсин. Лимон. Закрепление обратных и прямых слогов | 1 |
63 | Фрукты. Апельсин. Лимон. Закрепление обратных и прямых слогов | 1 |
64 | Вода. Свойства воды.Чтение сказки К.И. Чуковского "Мойдодыр" Написание слов (мама, оса, сама) | 1 |
65 | Зимующие птицы (ворона, воробей). Написание пройденных букв и слогов | 1 |
66 | Зимующие птицы (ворона, воробей). Написание пройденных букв и слогов | 1 |
67 | Домашняя птица. Курица. Перекодирование букв ислогов. | 1 |
68 | Домашняя птица. Курица. Перекодирование букв ислогов. | 1 |
69 | Весна. Тает снег. Написание слов (мама, оса, сама). | 1 |
70 | Явления природы. Капель. Сосульки. Звук и буква.Письмо строчной и прописной Хх | 1 |
71 | Явления природы. Капель. Сосульки. Звук и буква.Письмо строчной и прописной Хх | 1 |
72 | Явления природы. Капель. Сосульки. Звук и буква.Письмо строчной и прописной Хх | 1 |
73 | Явления природы. Капель. Сосульки. Звук и буква.Письмо строчной и прописной Хх | 1 |
74 | Игры с водой | 1 |
75 | Игры с водой | 1 |
76 | Игры с водой | 1 |
77 | «Растительный мир». Деревья. Трава. Цветы. Слоги (ха, хо, ху) | 1 |
78 | «Растительный мир». Деревья. Трава. Цветы. Слоги (ха, хо, ху) | 1 |
79 | «Растительный мир». Деревья. Трава. Цветы. Слоги (ха, хо, ху) | 1 |
80 | «Растительный мир». Деревья. Трава. Цветы. Слоги (ха, хо, ху) | 1 |
81 | Дикие животные весной. Лиса, заяц. Закрепление написания обратных и прямых слогов с буквами (Аа, Уу, Мм, Оо, Сс, Хх). | 1 |
82 | Дикие животные весной. Лиса, заяц. Закрепление | 1 |
83 | Скоро лето. Звукоподражательные слова (Ау!, Му!, Ох). | 1 |
84 | Скоро лето. Звукоподражательные слова (Ау!, Му!, Ох). | 1 |
85 | «Закрепление по теме». «Моя школа». Слова (уха, муха, сама, оса) | 1 |
86 | «Закрепление по теме». «Моя школа». Слова (уха, муха, сама, оса) | 1 |
87 | «Закрепление по теме». «Моя школа». Слова (уха, муха, сама, оса) | 1 |
88 | «Я и моѐ тело» | 1 |
89 | «Я и моѐ тело» | 1 |
90 | «Мои игрушки» | 1 |
91 | «Мои игрушки» | 1 |
92 | «Домашние животные». Кошка. Собака. Письмо изученных слогов | 1 |
93 | «Домашние животные». Кошка. Собака. Письмо изученных слогов | 1 |
94 | «Дикие животные». Лиса, заяц | 1 |
95 | «Дикие животные». Лиса, заяц | 1 |
96 | «Мебель». Закрепление написания обратных и прямых слогов. | 1 |
97 | «Мебель». Закрепление написания обратных и прямых слогов. | 1 |
98 | «Посуда». Письмо изученных слогов и слов. | 1 |
99 | «Посуда». Письмо изученных слогов и слов. | 1 |
100 | «Посуда». Письмо изученных слогов и слов. | 1 |
101 | «Посуда». Письмо изученных слогов и слов. | 1 |
102 | Обобщающий урок. | 1 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по коррекционному курсу "Альтернативная коммуникация" 1 класс (для детей с ТМНР)
Рабочая программа по коррекционному курсу "Альтернативная коммуникация" 1 класс ФГОС (вариант 2)...
Адаптированная рабочая программа предмета "Речь и альтернативная коммуникация" для ребенка с РАС ( 2 вариант) 2 класс
Программа разработана для ребенка с тотальным недоразвитием тяжелой степени, отягощенной РАС. 2 класс. Рассчитана на 102 ч....
Адаптированная рабочая программа предмета "Речь и альтернативная коммуникация" ( 2 вариант) 2 класс
Данная программа разработана с опорой на реестр образовательных программ для детей с умственной отсталостью (2 вариант). Планирование сформировано с учетом видов деятельности детей на уроке....
Рабочая программа по внеурочной деятельности «Альтернативная коммуникация» 1в класс
Рабочая программа составлена на основе образовательной программы МКОУ школы-интерната, «Положения о рабочих материалах (программах) по учебному предмету педагога МКОУ школы-интерната городс...
Рабочая программа по внеурочной деятельности «Альтернативная коммуникация» 2в класс
Рабочая программа составлена на основе образовательной программы МКОУ школы-интерната, , «Положения о рабочих программах по учебному предмету педагога МКОУ школы-интерната городского округа...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по коррекционному курсу «Альтернативная коммуникация» 3 класс (2 вариант)
КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ОМСКОЙ ОБЛАСТИ ДЛЯ ДЕТЕЙ-СИРОТ И ДЕТЕЙ, ОСТАВШИХСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ,«АДАПТИВНАЯ ШКОЛА-ИНТЕРНАТ № 5»У ребенка с умеренной, тяжелой, глубокой у...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО речи и альтернативной коммуникации 1 КЛАСС - 2 ВАРИАНТ ДЛЯ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ ИНТЕЛЛЕКТА
Речь и альтернативная коммуникация 1 класс...