РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО речи и альтернативной коммуникации 1 КЛАСС - 2 ВАРИАНТ ДЛЯ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ ИНТЕЛЛЕКТА
рабочая программа по чтению (1 класс)

Котова Анна Викторовна

Речь и альтернативная коммуникация 1 класс

Скачать:


Предварительный просмотр:

Речь и альтернативная коммуникация, 1 класс, 2 вариант (обучение на дому)

1.        Пояснительная записка

Рабочая программа по речи и альтернативной коммуникации предназначена для учащихся 1 класса с тяжёлыми и множественными нарушениями развития.

Программа составлена в соответствии с Федеральным законом «Об образовании в РФ» от 29 декабря 2012 года за №273, приказом «Федеральный  государственный образовательный стандарт образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)»  от 19 декабря 2014г. за № 1599, АООП (2 вариант) и предназначена для работы с детьми младшего школьного возраста с нарушением интеллекта.  Основой является программа  специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида: 0 – 4 классы/ под редакцией И.М. Бгажноковой, 2013г., филиал издательства «Просвещение», Санкт-Петербург.

Коммуникация и общение – неотъемлемые составляющие социальной жизни человека. Специфические нарушения развития ребенка значительно препятствуют и ограничивают его полноценное общение с окружающими. Актуальность предмета «Речь и альтернативная коммуникация» заключается в необходимости формирования коммуникативных и речевых навыков с использованием средств вербальной и невербальной коммуникации, умения пользоваться ими в процессе социального взаимодействия.

Целью программы является подготовка к овладению коммуникативными и речевыми навыками с использованием средств вербальной и альтернативной коммуникации.

На уроках речи и альтернативной коммуникации используются следующие методы:

  • Объяснительно-иллюстративный или информационно-рецептивный;
  • Репродуктивный;
  • Беседа;
  • Наблюдение;
  • Упражнение;
  • Практическая работа;
  • ИКТ.

Методы распределяются на методы преподавания и соответствующие им методы учения:

  • Информационно-обобщающий (учитель) / исполнительский (ученик);
  • Объяснительный / репродуктивный
  • Инструктивный / практический
  • Объяснительно-побуждающий / поисковый.

Формы:

  • Предметный урок;
  • Индивидуальная работа;

2. Общая характеристика учебного предмета

Учебный предмет «Речь и альтернативная коммуникация» ставит следующие задачи:

Образовательные:

  • формирование умения слушать и понимать собеседника;
  • формирование умения выполнять несложные инструкции;
  • формирование умения отвечать на вопросы;
  • формирование правильной артикуляции и дикции;
  • формирование умения употреблять слова и выражения:
  • «здравствуйте», «до свидания», «спасибо», «пожалуйста», «да», «нет», «туалет», «мыть руки», «хорошо», «плохо», «мама», «папа», «бабушка», «я», «ты», «пить», «стоять», «стол», «стул» жестом, символом в различных коммуникативных ситуациях;
  • формирование представление о понятиях: «слово», «предложение», «слог»;
  • обучение умению делить слова на слоги
  • обучение правильной посадке при письме;
  • обучение правильному захвату карандаша;
  • обучение написанию вертикальных, горизонтальных, наклонных линий;
  • обучение умению обводить фигуры по шаблону и трафарету, контуру.

Коррекционно – развивающие:

  • развитие речи;
  • развитие слухового и зрительного восприятия;
  • развитие памяти;
  • развитие внимания;
  • развитие зрительно-двигательной координации;
  • развитие мелкой моторики пальцев, кисти рук;

Воспитательные:

  • воспитывать интерес к процессу обучения;
  • воспитывать доброжелательное отношение к сверстникам;
  • воспитывать целенаправленность, терпеливость, работоспособность, настойчивость, трудолюбие, самостоятельность, навыки контроля и самоконтроля;
  • воспитывать умение планировать работу и доводить начатое дело до завершения.

Учебный курс речи и альтернативной коммуникации предусматривает следующую структуру:

  • Повторение;
  • Чтение и письмо
  • Развитие речи средствами вербальной и невербальной коммуникации (экспрессивная речь)
  • Развитие речи средствами вербальной и невербальной коммуникации (импрессивная речь)

3. Место учебного предмета в учебном плане

Предмет «Речь и альтернативная коммуникация» входит в предметную область «Язык и речевая практика» является обязательной частью учебного плана в соответствии с ФГОС для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) и изучается на всех этапах обучения.

На изучение данного предмета по индивидуальной программе отводится 1час в неделю.. Из них:

I ч. –     ч.

IIч. –     ч.

IIIч. –    ч.

IV ч. –   ч.                              Всего в год –34  часа

4. Планируемые результаты освоения программы

предметные результаты обучения:

  • Способность понимать обращенную речь, понимать смысл доступных жестов и графических изображений: рисунков, фотографий, пиктограмм, других графических знаков.
  • Умение пользоваться средствами альтернативной коммуникации: жестом, взглядом, коммуникативными таблицами и тетрадями, воспроизводящими (синтезирующими) речь устройствами (коммуникаторами, персональными компьютерами и др.).
  • Умение пользоваться доступными средствами коммуникации в практике экспрессивной и импрессивной речевой деятельности для решения соответствующих возрасту житейских задач.
  • Потребность в коммуникации.
  • Умение вступать в контакт, поддерживать и завершать его, используя невербальные и вербальные средства, соблюдая общепринятые правила общения.
  • Умение использовать средства альтернативной коммуникации в процессе общения: использование предметов для выражения потребностей путем указания на них жестом, взглядом.
  • Знать 15 букв, уметь читать слоги, слова с изученными буквами.

личностные результаты обучения.

  • сформированность адекватных представлений о собственных возможностях, о насущно необходимом жизнеобеспечении;
  • овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
  • овладение социально-бытовыми навыками, используемыми в повседневной жизни;
  • владение навыками коммуникации и принятыми нормами социального взаимодействия;
  • принятие и освоение социальной роли обучающегося, проявление социально значимых мотивов учебной деятельности;
  • сформированность навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;
  • сформированность установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям;    
  • проявление готовности к самостоятельной жизни.

Система оценки по предмету «Речь и альтернативная коммуникация».

В течение года проводится текущая и промежуточная аттестация.

        Текущая аттестация обучающихся включает в себя полугодовое оценивание результатов освоения СИПР, разработанной на основе АООП (таблица прилагается).

Промежуточная (годовая) аттестация представляет собой оценку результатов освоения СИПР и развития жизненных компетенций ребёнка по итогам учебного года.

Для организации аттестации обучающихся применяется метод экспертной группы (на междисциплинарной основе). В нее входят: педагоги и специалисты, осуществляющие процесс образования и развития ребенка.

Итоговая оценка качества освоения обучающимися с умеренной умственной отсталостью адаптированной основной общеобразовательной программы образования осуществляется образовательной организацией. Предметом итоговой оценки освоения обучающимися АООП для обучающихся с умственной отсталостью (вариант 2) является достижение результатов освоения специальной индивидуальной программы развития последнего года обучения и развития жизненной компетенции обучающихся.

Итоговая аттестация осуществляется в течение последних двух недель учебного года путем наблюдения за вы-полнением обучающимися специально подобранных заданий, позволяющих выявить и оценить результаты обучения.

Система оценки результатов отражает степень выполнения обучающимся СИПР, взаимодействие следующих компонентов:

  • что обучающийся знает и умеет на конец учебного периода;
  • что из полученных знаний и умений он применяет на практике,
  • насколько активно, адекватно и самостоятельно он их применяет.

При оценке результативности обучения учитываются особенности психического, неврологического и соматического состояния каждого обучающегося.

Выявление результативности обучения будет происходить вариативно с учетом психофизического развития ребенка в процессе выполнения перцептивных, речевых, предметных действий, графических работ и др. При предъявлении и выполнении всех видов заданий обучающимся будет оказываться помощь. При оценке результативности достижений будет учитываться степень самостоятельности ребенка.

Выявление представлений, умений и навыков обучающихся в каждой образовательной области создает основу для корректировки СИПР, конкретизации содержания дальнейшей коррекционно-развивающей работы.

В случае затруднений в оценке сформированности действий, представлений в связи с отсутствием видимых изменений, обусловленных тяжестью имеющихся у ребенка нарушений, будет оцениваться его эмоциональное состояние, другие возможные личностные результаты.

Мониторинг результатов обучения проводится не реже одного раза в полугодие. В ходе мониторинга оценивается уровень сформированности представлений, действий/операций, внесенных в СИПР. Например: «выполняет действие самостоятельно», «выполняет действие по инструкции» (вербальной или невербальной), «выполняет действие по образцу», «выполняет действие с частичной физической помощью», «выполняет действие со значительной физической помощью», «действие не выполняет»; представление: «узнает объект», «не всегда узнает объект» (ситуативно), «не узнает объект». Итоговые результаты образования за оцениваемый период оформляются описательно в дневниках наблюдения и в форме характеристики за учебный год. На основе итоговой характеристики составляется СИПР на следующий учебный период.

Результаты мониторинга указаны в таблице.

5. Содержание учебного предмета

Программа по предмету «Речь и альтернативная коммуникация» в четвёртом классе представлена разделами «Повторение»,  «Звуки и буквы», «Письмо». В раздел «Повторение» включены темы, которые были слабо усвоены детьми:

Удержание кисти и карандаша. Раскрашивание, штриховка, обводка по трафаретам, по опорным точкам изображения различной величины. Повторение изученных букв. Чтение слогов, слов с изученными буквами.

В раздел «Чтение и письмо» входит изучение букв, дети учатся соотносить звук и букву, читать слоги, слова и предложения. Данный раздел представлен темами: Буква ь. Письмо буквы ь. Чтение слов с ь. выделение мягких звуков. Звук и буква е. Письмо буквы е. Составление и чтение слогов, слов с буквой е. Письмо буквы е. Предметы. Соотнесение предметов и их названий. Звук и буква я. Чтение и письмо буквы я. Составление и чтение слогов, слов с буквой я. Звук и  буква ю. Письмо буквы ю. Составление и чтение слогов слов с буквой ю. Письмо буквы ю. Звук и буква ё. Письмо буквы ё. Составление и чтение слов со звуком [ё]. Составление и чтение слов с изученными буквами. Звук и буква ч. Письмо буквы ч. Составление и чтение слогов, слов с буквой ч. Звук и буква ф. Письмо буквы ф.  Составление и чтение слогов, слов с буквой ф. Дифференциация звуков в – ф . Упражнения в составлении и чтении слов из двух закрытых слогов Звук и буква ц. Письмо буквы ц. Упражнение в составлении и чтении открытых и закрытых слогов. Составление и чтение слов, состоящих из обратных и прямых открытых слогов буквой ц, предложений с этими словами. Звук и буква э. чтение и письмо буквы э. Упражнение в составлении и чтении слов из изученных слоговых структур, чтение предложений. Звук и буква щ. Чтение и письмо буквы щ. Дифференциация звуков [ш]-[щ]. Упражнение в составлении и  чтение слов из слогов с буквами ш, щ; чтение предложений. Звук ъ. Письмо буквы ъ. Чтение слов с ъ. Составление и чтение слов, состоящих из усвоенных слоговых структур, предложений с этими словами.   При изучении букв дети учатся обводить буквы по контуру, по трафарету, писать самостоятельно.  

В раздел  Развитие речи средствами вербальной и невербальной коммуникации (экспрессивная речь) входят темы: называние (употребление) слов, обозначающих действия предмета. Называние (употребление) слов, обозначающих признак предмета. Называние (употребление) слов, обозначающих признак действия, состояние. (громко, тихо, быстро, медленно, хорошо, плохо, весело, грустно и др.). Называние (употребление) слов, указывающих на предмет, его признак (я, он, мой, твой и др.). Называние (употребление) слов, обозначающих число, количество предметов (пять, второй и др.). Называние (употребление) слов, обозначающих взаимосвязь слов в предложении (в, на, под, из, из-за и др.).  Называние (употребление) простых предложений.

Раздел Развитие речи средствами вербальной и невербальной коммуникации (импрессивная речь) содержит тему «Понимание содержания текста».

6. Календарно-тематическое планирование

программный материал

колич. часов

сроки

наглядность

основные виды учебной деятельности

1-2.

Выражение своих желаний с использованием  изображения, слова. Выражение согласия и несогласия.

2

карточки, картинки

Умение поддерживать беседу.

3.

Соблюдение очередности в разговоре.

1

схемы, картинки

4.

Удержание кисти и карандаша. Раскрашивание, штриховка, обводка по трафаретам, по опорным точкам изображения различной величины.

1

карандаши, кисти

5.

Определение источника звука с опорой на практические действия. Определение источник звука, распознавание речевых и неречевых звуков. Игра «Громко – тихо».

1

аудиозапись, картинки

Умение правильно и отчётливо произносить изучаемые звуки, слышать их в словах, выделять первый звук в начале слова (в сильной позиции)

Умение пользоваться знаками, символами, предметами – заместителями; слушать и понимать инструкцию к учебному заданию в разных видах деятельности и быту;

6

Выделение из слова звука [а] [у] в начале слова.

1

буквы, картинки

7.

Работа по содержанию сказок "Колобок", "Репка".

1

герои сказок, предметные и сюжетные картинки

8.

Звук и буква А. Письмо буквы А.

1

буквы, картинки

Умение правильно и отчётливо произносить изучаемые звуки, слышать их в словах, выделять первый звук в начале слова (в сильной позиции), подбирать слова, начинающиеся с изучаемого звука, с опорой на картинки или задание учителя Умение соотносить звук и букву.

Умение делать простейшие обобщения, сравнивать, классифицировать на наглядном материале;

9.

Звук и буква У. Письмо буквы У.

1

буквы, картинки

10.

Звук и буква М. Письмо буквы м. Образование и чтение прямых слогов МА, МУ. Чтение слова МА- МА.

1

буквы, картинки

11.

Предметы. Соотнесение предметов и их 1названий.

1

предметные картинки

12.

Звук и буква О. Чтение и письмо буквы О. Образование и чтение слогов ОМ - МО, их сравнение.

1

буквы, картинки

13.

Звук и буква X. Письмо буквы X. Составление и чтение слов со звуком [х].

1

буквы, картинки

14.

Звук и буква С. Письмо буквы С. Составление и чтение слов с изученными буквами

1

карточки

15.

Звук и буква Н. Письмо буквы Н. Составление и чтение слогов, слов с буквой Н.

1

буквы, картинки

16.

Звук и буква Ы. Чтение слов и слогов с буквой ы. Письмо буквы ы.

1

касса букв, предметные картинки, карточки

17.

Составление и чтение слов, состоящих из одного закрытого слога (сын, нос, мох, сом).

1

касса букв, картинки

18.

Звук и буква Л. Письмо буквы л. Составление и чтение слов буквой л.

1

буквы, картинки

19.

Звук и буква В. Чтение и письмо буквы В. Упражнение в составлении и чтении слогов во, ва, вы, и слов с ними.

1

буквы, картинки

20.

Звук и буква И. Чтение и письмо буквы И.

1

буквы, картинки

21.

Упражнение в составлении и чтении слов из изученных слоговых структур, чтение предложений.

1

презентация, касса, картинки, карточки

22.

Звук и буква Ш. Письмо буквы ш. Образование и чтение слогов и слов с буквой Ш.

1

буквы, картинки

23.

Звук и буква П. Чтение и письмо буквы П. Образование и чтение  слогов и слов с буквой П.

1

буквы, картинки

24.

Звук и буква Т. Письмо буквы т. Образование и чтение  слогов и слов с буквой т.

1

карточки, сюжетные картинки

25.

Звук и буква К. Составление и чтение слов, состоящих из одного закрытого слога (так, сок, лук); предложений с этими словами. Письмо буквы к.

1

буквы, презентация

26.

Звук и буква 3,з. Чтение и письмо буквы. Образование и чтение слогов ЗА,ЗУ,ЗИ, ЗЫ. Письмо буквы з.

1

буквы, картинки

27.

Звук и буква Р. Чтение буквы Р. Обратные и прямые открытые слоги и слова буквой Р. Письмо буквы р.

1

предметные картинки, карточки

28.

Звук и буква й . Слова со звуком [ й ]. Письмо буквы й. Чтение слов с буквами Й-И в конце и в середине.

1

буквы, картинки

29.

Звук и буква Ж. Чтение слогов и слов с буквой ж. Письмо буквы Ж.

1

картинки, буквы

30-32.

Составление и чтение слов, состоящих из усвоенных слоговых структур, предложений с этими словами.

3

касса букв, карточки, предметные картинки

33.

Звук и буква Б. Чтение слогов и слов с буквой б. Письмо буквы Б. Обратные и прямые открытые слоги и слова буквой Б.

1

картинки, буквы

34.

Звук и буква Д. Чтение слогов и слов с буквой д. Письмо буквы Д.

1

буквы, картинки

буквы, картинки

7.  Учебно-методическое обеспечение

  • Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования для обучающихся с умствен ной отсталостью;
  • Комплект  рабочих тетрадей - Баряева Л.Б., Логинова Е.Т., Лопатина Л.В. «Я - говорю!». Комплект  предназначен для работы с детьми, имеющими тяжелые нарушения в интеллектуальной деятельности.
  • А.Аксенова А. К., Комарова С. В., Шишкова М. И. Букварь. 1 класс: учебник для специальных  (коррекционных) образовательных учреждений (VIII вид) М.: Просвещение, 2009.
  • Аксенова А. К.. Дидактический материал. Добукварный период, 1 класс. Пособие для учащихся специальных  (коррекционных) образовательных учреждений (VIII вид). – М.: Просвещение, 2009.
  • Комплекты для обучения грамоте (наборное полотно, разрезная азбука (общеклассная и индивидуальная, образцы начертания рукописных букв); опорные таблицы по отдельным изучаемым темам; схемы; дидактический раздаточный материал (карточки с заданиями);
  • Карточки Г. Домана.

8. Материально-техническое обеспечение

  • графические средства для альтернативной коммуникации: таблицы букв, карточки с изображениями объектов, людей, действий (фотографии, пиктограммы, символы), с напечатанными словами, наборы букв, коммуникативные таблицы и тетради для общения; сюжетные картинки с различной тематикой для развития речи;
  • электронные устройства для альтернативной коммуникации: записывающие и воспроизводящие устройства, компьютерные устройства, синтезирующие речь;
  • аудио и видеоматериалы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Адаптированная рабочая программа предмета "Речь и альтернативная коммуникация" для ребенка с РАС ( 2 вариант) 2 класс

Программа разработана для ребенка с тотальным недоразвитием тяжелой степени, отягощенной РАС. 2 класс. Рассчитана на 102 ч....

Адаптированная рабочая программа предмета "Речь и альтернативная коммуникация" ( 2 вариант) 2 класс

Данная программа разработана с опорой на реестр образовательных программ для детей с умственной отсталостью (2 вариант). Планирование сформировано с учетом видов деятельности детей на уроке....

Рабочая программа предмету "Речь и альтернативная коммуникация"

Рабочая программа по учебному предмету "Речь и альтернативная коммуникация" для обучающихся по АООП (вариант 2)...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ОКРУЖАЮЩЕМУ ПРИРОДНОМУ МИРУ 1 КЛАСС - 2 ВАРИАНТ ДЛЯ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ ИНТЕЛЛЕКТА

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ОКРУЖАЮЩЕМУ ПРИРОДНОМУ МИРУ 1 КЛАСС - 2 ВАРИАНТ ДЛЯ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ ИНТЕЛЛЕКТА...

Рабочая программа по речи и альтернативной коммуникации, 1 класс, 2 вариант УП (обучение на дому)

Рабочая программа по предмету "Речь и альтернативная коммуникация" предназначена для учащихся 1 классов с тяжёлыми и множественными нарушениями развития....

Рабочая программа по речи и альтернативной коммуникации, 4 класс, 2 вариант УП (обучение на дому)

Рабочая программа по предмету "Речь и альтернативная коммуникация" предназначена для учащихся 4 классов с тяжёлыми и множественными нарушениями развития....

Программа по предмету "Речь и альтернативная коммуникация" для обучающихся с умеренными интеллектуальными нарушениями(2 вариант), 3 класс, надомное обучение

Программа предназначена для обучающихся с умеренными интеллектуальными нарушениями (2 вариант), 3 класс, надомное обучение...