Слабые и сильные позиции согласных звуков
методическая разработка по русскому языку (2 класс)
Урок решения частных задач
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
silnaya_i_slabaya_pozitsiya-na_sayt.docx | 197.24 КБ |
Предварительный просмотр:
ПРЕДМЕТ: Русский язык
ТЕМА. Слабые и сильные позиции согласных звуков.
ЦЕЛЬ УРОКА: формировать умение писать слова с пропусками орфограммы на месте слабых позиций гласных звуков и согласных звуков в конце слова; пронаблюдать и выделить слабую позицию согласного звука перед другим согласным.
ТИП УРОКА. Решение частных задач.
КЛАСС: 2
ПЛАНИРУЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ:
Предметные умения:
- умение записывать слова звуками;
- умение выделять парный согласный в слове;
- знакомство с сонорными согласными;
- выделять «новую» сильную позицию согласного;
- умение выделять сильные и слабые позиции в словах;
- умение строить высказывания в научном стиле.
Личностные умения:
- оценивать свои достижения;
- осознавать границу знания/незнания,
- стремиться преодолеть этот разрыв.
Метапредметные умения:
- ставить и сохранять учебную задачу;
- осуществлять самоконтроль;
- совместно с учителем и одноклассниками давать оценку своей деятельности и деятельности других;
- осуществлять анализ с выделением существенных признаков, делать умозаключения и выводы;
- использовать модели и схемы для решения поставленной задачи;
- классифицировать, сравнивать;
- договариваться при совместном решении задач;
- понятно, правильно и доказательно строить речевые высказывания в устной и письменной форме.
ХОД УРОКА
I ЭТАП. СОЗДАНИЕ УЧЕБНОЙ СИТУАЦИИ
Задачи этапа:
- Создать такую учебную ситуацию, в которой учащийся обнаружит своё собственное суждение об обсуждаемом предмете: существование других точек зрения; недостаточность своего знания для решения возникшей задачи. Важно, чтобы понятийное противоречие было представлено в процессе организованной дискуссии. Только в этом случае задача найдет эмоциональный отклик у каждого ученика, что обеспечит её принятие.
- Обеспечить детей инструментом, позволяющим удержать, зафиксировать интерес к учебной задаче. Таким инструментом являются схемы, модели, детские рисунки и т. д.
- Обеспечить переход от отношения «спрашивающий учитель — отвечающий ученик» к отношению «спрашивающий ученик - учитель, помогающий ученику сформулировать свой вопрос и найти на него ответ».
На доске модели орфограмм:
- Ребята, перед вами модели орфограмм.
- О чём рассказывают эти модели? (Одна модель рассказывает о слабой позиции гласного, а другая – согласного).
- Какое задание я могу предложить? ( Подобрать слова по моделям).
РЫБКА ШКАФ КЛАДОВКА ЛИМОНАД
СНЕГУРОЧКА СНЕЖИНКА СТОРОЖ МОРОЗ
СКАЗКА ВЕДРО КРАБ ТРАВА
?
кладовка шкаф рыбка
снегурочка мороз кладовка
снежинка краб сказка
ведро сторож
трава
- Сформулируйте тему урока. (Сильные и слабые позиции согласных звуков).
- Определим, какова будет цель урока, то есть для чего мы проводим этот урок. Определить цель нам помогут опорные слова, на которые указывает сова.
УЗНАТЬ ПОВТОРИТЬ ИЗУЧИТЬ
ПОНЯТЬ ОХАРАКТЕРИЗОВАТЬ
УЧИТЬСЯ ОЦЕНИТЬ
Итак, цель нашего урока – учиться писать слова с пропуском орфограммы на месте слабых позиций согласных звуков на конце слова и в середине слова.
II ЭТАП АКТУАЛИЗАЦИИ И ПРОБНОГО УЧЕБНОГО ДЕЙСТВИЯ
Целью является подготовка мышления учащихся; осознание ими внутренней потребности к построению учебных действий и фиксирование каждым из них индивидуального затруднения в пробном действии.
Для этого необходимо, чтобы учащиеся:
-воспроизвели и зафиксировали знания, умения и навыки, достаточные для построения нового способа действий;
-активизировали соответствующие мыслительные операции (анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация, аналогия и т.д.) и познавательные процессы (внимание, память и т.д.);
-актуализировали норму пробного учебного действия («надо» - «хочу» -«могу»);
-попытались самостоятельно выполнить индивидуальное задание на применение нового знания, запланированного для изучения на данном уроке;
-зафиксировали возникшее затруднение в выполнении пробного действия или его обоснования.
- Ребята, я приготовила вам такие слова: гудки, катки. Давайте запишем их звуками.
Г у т к и к а т к и
- Измените, слова так, чтобы они называли один предмет. Запишем их звуками под первыми словами.
г у д о к к а т о к
- Что теперь надо сделать? Выписать согласные звуки, которые чередовались по звонкости-глухости.
Г У Т К И Т // Д К А Т К И Т // Т
- Почему в изменениях гудок-каток эти звуки разные, а в изменениях гудки – катки -одинаковые? В словах гудок и каток после согласного идёт гласный, а в словах гудки – катки два согласных стоят рядом.
- Какая из этих позиций слабая? Гудки – катки. Там встречается только глухой звук.
-Тогда, в каких словах согласный звук стоит в сильной позиции и почему?
В словах гудок – каток, потому что там встречается и звонкий, и глухой согласный.
- Как вы считаете, мы ответили на ваш вопрос?
- Какую ещё слабую позицию парного согласного мы обнаружили? Когда он стоит перед другим согласным.
- А какая позиция была сильной? Перед гласным.
-Мы знали уже об этой сильной позиции или она для нас новая? Нет, мы о ней уже знали.
III ЭТАП ВЫЯВЛЕНИЯ МЕСТА И ПРИЧИНЫ ЗАТРУДНЕНИЯ
Цель -организовать анализ учащимися возникшей ситуации и на этой основе
выявить места и причины затруднения, осознать то, в чем именно состоит
недостаточность их знаний, умений или способностей.
Для этого необходимо, чтобы учащиеся:
- проанализировали шаг за шагом с опорой на знаковую запись и проговорили вслух, что и как они делали;
- зафиксировали операцию, шаг, на котором возникло затруднение (место затруднения);
- соотнесли свои действия на этом шаге с изученными способами и зафиксировали,
какого знания или умения недостает для решения исходной задачи и задач такого
класса или типа вообще (причин затруднения).
- Запишите слова под диктовку: гриб, глаз, зуб, ягода, морковь, трава.
-Измените слова: поставьте их в множественное число с уменьшительно-ласкательным суффиксом.
- Гриб – гри_ки, глаз – гла_ки, зуб – зу_ки, ягода – яго_ка, морковь – морко_ка, трава – тра_ка.
- Скажите, какие слова вы записали без окошек? Ягода, трава.
- Почему? Согласный находится в сильной позиции: после согласного стоит гласный.
- А какие слова вызвали затруднение при написании? Гри_ки, зу_ки, гла_ки, морко_ка, тра_ка, яго_ка.
-Наша с вами задача – научиться писать эти слова без ошибок.
IV ЭТАП ПОСТРОЕНИЯ ПРОЕКТА ВЫХОДА ИЗ ЗАТРУДНЕНИЯ
Постановка целей учебной деятельности и на этой основе выбор способа и средств их реализации.
Для этого необходимо, чтобы учащиеся:
- сформулировали конкретную цель своих будущих учебных действий, устраняющих причину возникшего затруднения, то есть сформулировали,
какие знания им нужно построить и чему научиться);
- предложили и согласовали тему урока, которую учитель может уточнить;
- выбрали способ построения нового знания (как?);
- метод уточнения (если новый способ действий можно сконструировать из ранее
изученных) или метод дополнения (если изученных аналогов нет, и требуется введение принципиально нового знака или способа действий);
- выбрали средства для построения нового знания (с помощью чего?);
- изученные понятия, алгоритмы, модели, формулы, способы записи.
- Объединитесь в группы и попробуйте вывести правило (алгоритм) правописания слов с парными согласными в корне.
Можно изменить слово, подобрать однокоренное слово.
Работа группы обсуждается коллективно:
- Изменить слово – поставить его в множественное число, чтобы после согласного стоял гласный звук. Гриб – грибы.
- Изменить слово – добавить слово «нет». Глаз – нет глаза.
- Подобрать однокоренное слово (уменьшительно – ласкательное). Зуб – зубик.
- Но как быть со словами, у которых парный согласный стоит в корне слова?
- Здесь подойдёт только 3 способ. Морковка – морковочка.
- Ребята, сравните слова, записанные на доске:
Морко…ь – морко…ный
- В каком слове вы не сомневаетесь в написании парного согласного? Морковный.
- Почему? Звучит чётко.
- Что заставляет этот звук звучать чётко, ведь гласного рядом нет? Подобрать проверочное слово, чтобы после парного согласного стоял звук «н».
- Молодцы! Вы нашли много способов подбора проверочных слов. Давайте запомним стихотворение, которое объединяет все способы:
Всё напишем правильно
И запомним правило:
Парный в слове проверяй
Рядом гласный подставляй.
V ЭТАП РЕАЛИЗАЦИИ ПОСТРОЕННОГО ПРОЕКТА
Цель - освоение учащимися нового способа действия при решении типовых
задач.
Для реализации этой цели необходимо, чтобы учащиеся решили (фронтально, в группах, в парах) несколько типовых заданий на новый способ действия.
1.Подберите проверочное слово, изменяя форму слова.
ТРАВКА – трава НОЖКА - ноженька
ЛОДКА – лодочка ГРЯДКА - грядочка
МОРОЗКО – морозить ГЛАДКИЙ – гладок
2. К слову «уловка» подчеркните проверочное слово.
Ловушка, отлов, ловить, ловчий, ловко.
К слову «погрузка» подчеркните проверочное слово.
Грузило, грузы, грузить, сухогруз.
VI ЭТАП. ВКЛЮЧЕНИЕ В СИСТЕМУ ЗНАНИЙ
Цель - повторение и закрепление ранее изученного и подготовка к изучению следующих разделов курса, выявление границы применимости нового знания
и использование его в системе изученных ранее знаний, повторение учебного содержания, необходимого для обеспечения содержательной непрерывности, включение нового способа действий в систему знаний.
Для этого необходимо:
- выявить и зафиксировать границы применимости нового знания и научить использовать его в системе изученных ранее знаний;
- довести его до уровня автоматизированного навыка при необходимости организовать подготовку к изучению следующих разделов курса.
Приём "Повторяем с контролем"
Ученики составляют серию контрольных вопросов к изученному на уроке материалу.
- Как вы узнаете, когда у звука сильная позиция, а когда – слабая?
- Есть ли у согласных звуков сильные и слабые позиции?
- Какая позиция, если парный согласный в конце слова?
- Можно ли по слуху обозначать буквами согласные звуки, парные по звонкости-глухости, в конце слов? Почему?
- В слабой позиции может находиться любой согласный или только парный?
- Когда согласный звук стоит перед другим согласным, то это слабая позиция или сильная?
- Если согласный звук стоит перед гласным звуком, какая позиция – слабая или сильная?
VII ЭТАП. РЕФЛЕКСИЯ
Цель - самооценка учащимися результатов своей учебной деятельности, осознание метода построения и границ применения нового способа действия.
Для реализации этой цели:
- организуется рефлексия и самооценка учениками собственной учебной деятельности на уроке;
- учащиеся соотносят цель и результаты своей учебной деятельности и фиксируют степень их соответствия;
- намечаются цели дальнейшей деятельности и определяются задания для самоподготовки (домашнее задание с элементами выбора, творчества).
На доске записаны фразы:
Урок полезен, все понятно.
Лишь кое-что чуть-чуть неясно.
Еще придется потрудиться.
Да, трудно все-таки учиться!
Дети подходят и ставят знак у тех слов, которые им больше всего подходят по окончании урока.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ОБОБЩЕНИЕ ЗНАНИЙ О СИЛЬНЫХ И СЛАБЫХ ПОЗИЦИЯХ СОГЛАСНЫХ ЗВУКОВ. НАШ ГОРОД.
Урок русского языка во 2 классе (система Эльконина-Давыдова)...
План-конспект урока "Слабые и сильные позиции гласных звуков"
Целью данного урока является развитие у учащихся умений письма с пропуском орфограмм слабых позиций гласных. Использованы различные методы и приемы обучения, а также формы работы....
Сильные и слабые позиции согласных звуков.Позиции согласных, парных по звонкости-глухости, перед сонорными.
Урок разработан по системе Д.Б.Эльконина-В.В.Давыдова....
Урок русского языка во 2-м классе по теме "Слабая и сильная позиция согласного. Парные согласные по звонкости-глухости"
Урок открытия новых знаний....
Конспект открытого урока "Сильные и слабые позиции согласных звуков"
Открытый урок по теме "Сильные и слабые позиции согласных звуков". Урок русского языка для второго класса (система развивающего обучения Д.Б.Эльконина, В.В. Давыдова)...
Урок обучения грамоте «Многозначные слова. Сильная и слабая позиция согласного звука».
Цеели урока :расширить знания о многозначных словах, учить наблюдать за позициями согласных звуков, за расхождением графического и фонетического образа слов, развивать речевую и мысл...
Конспект урока по русскому языку на тему "Бывают ли у согласных звуков слабые и сильные позиции?"
Цели деятельности учителя: знакомство учащихся с орфограммами согласных звуков в слабой и сильной позициях.Планируемые результатыПредметные:- знать определения: слабая и сильная позиции согласных звук...