Конспект урока по русскому языку на тему "Бывают ли у согласных звуков слабые и сильные позиции?"
план-конспект урока по русскому языку (2 класс)

Онегина Елена Евгеньевна

Цели деятельности учителя: знакомство учащихся с орфограммами согласных звуков в слабой и сильной позициях.

Планируемые результаты

Предметные:

- знать определения: слабая и сильная позиции согласных звуков;
- уметь: находить гласный звук и согласный звук в слабой и сильной позициях; подбирать проверочное слово.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

КОНСПЕКТ УРОКА по русскому

Тема урока: Бывают ли у согласных звуков слабые и сильные позиции?

Цели деятельности учителя: знакомство учащихся с орфограммами согласных звуков в слабой и сильной позициях.

Планируемые результаты

Предметные:

- знать определения: слабая и сильная позиции согласных звуков;
- уметь: находить гласный звук и согласный звук в слабой и сильной позициях; подбирать проверочное слово.

Личностные:

- принимать и осваивать социальную роль обучающегося;
- проявлять мотивы к учебной деятельности, навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;
- осознавать личностный смысл учения.

Тип урока: открытие «нового знания»

Оборудование: «Эльконин-Давыдов»; учебник: Давыдов В.В. Русский язык 2 класс, раздаточный материал (карточки), презентация.

Этап урока

Методы и приемы

Хроно-

метраж

Содержание урока

Формируемые УУД

Деятельность учителя

Деятельность ученика

I. Этап самоопределения к деятельности

Словесный: приветствие.

1 мин

- На нашем уроке вы откроете секрет русского. А вот какой секрет, это мы постараемся с вами узнать.

Приветствуют учителя.

Настраиваются на работу.

Р.: личностное включение в учебную деятельность.

II. Актуализация знаний и мотивация

Словесный: ответы на вопросы.

Практический: проверочная работа.

Наглядный: презентация.

Словесный: вопросы учителя, ответы учеников.

Наглядный: презентация.

Практический: проверка орфограммы.

Словесный: ответы учеников.

5 мин

- Ребята, что вы изучали на прошлых уроках?

- Какую орфограмму гласного звука в слабой позиции вы знаете?

Индивидуальная форма работы

- На ваших партах лежат карточки. Возьмите их.

- В верхнем правом углу напишите свою фамилию и имя.

Послушайте внимательно задание. Подчеркните гласные, которые стоят в слабой позиции.

По реке плывут большие плоты.

- Поменяйтесь листочками с соседом по парте. Посмотрите на экран, проверьте работу соседа.

- Поставьте оценку.

- Давайте все вместе проверим гласные каждого слова по цепочке.

- Молодцы, ребята, вы хорошо усвоили темы прошлых уроков.

- Орфограмму гласный звук в слабой позиции.

- Безударная гласная в слабой позиции.

Слушают задание учителя.

Выполняют проверочную работу.

Проверяют по алгоритму и ставят оценку.

о реке плывут большие плоты.)

- По – гласная в слабой позиции, так как не под ударением.

   Реке – первая гласная – Е -  в слабой позиции, так не под ударением. Вторая гласная – Е - в сильной позиции, так как под ударением.

   Плывут – гласная – Ы – в слабой позиции, так как не под ударением. Гласная – У – в сильной позиции, так как под ударением.

   Большие – гласная – О – в слабой позиции, так как не под ударением. Гласная – И – в сильной позиции, так как под ударением. Гласная – Е – в слабой позиции, так как не под ударением.

   Плоты – гласная – О – в сильной позиции, так как под ударением. Гласная – Ы – в слабой позиции,  так как не под ударением.

П.: выделение известной информации и структурирование знаний.

Р.: контроль, оценка.

К.: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

Р.: контроль, коррекция.

П.: структурирование знаний.

III. Постановка учебной задачи

Словесный: вопросы учителя, ответы учеников.

Наглядный: презентация.

Словесный: опредление проблемы.

Практический: читают название параграфа; ставят цели.

 

3 мин

3 мин

Фронтальная форма работы

- Посмотрит еще раз на предложение.

По реке плывут большие плоты.

- Гласные – вредные звуки. То и дело они в слабой позиции. В каждом слове дырки. То ли дело согласные! Никаких у них позиций. Какой звук слышишь, так и пишешь.

- Кто из вас согласен, что согласные звуки можно писать так, как мы их слышим.

- Кто из вас не согласен?

- Почему вы решили, что согласные буквы можно писать по слуху?

- Мы ведь не можем написать так:

Бо реге блыфуд польжие блоды.

- Чепуха получается.

- Сравните согласные звуки первого предложения и второго предложения.

По реке плывут большие плоты.

Бо реге блыфуд польжие блоды.

- Почему первое предложение красиво звучит, а второе нет?

- Ребята, а что такое слабая и сильная позиции?

- А можем ли мы сказать, что во втором предложении согласные находятся в сильной позиции?

- Хорошо, то есть, мы выяснили, что у гласных позиции различаются по ударению. Но у согласных, позиция может различаться, но по другому признаку.

- Как вы думаете, могут ли чередоваться согласные друг с другом, как гласные?

- Вот это мы с вами и проверим на нашем сегодня уроке.

- Откройте учебник на странице 53.

- Кто прочитаем нам тему урока? *, прочитай тему урока.

- Какие цели поставим на урок?

- Верно. Главные задачи на наш урок – выяснить, бывают ли сильные и слабые позиции у согласных звуков и узнаем, как обозначать их на письме.

Слушают учителя.

Отвечают на вопрос  - поднимают руку или «плюс в воздухе»

Отвечают на вопрос  - поднимают руку или «минус в воздухе»

Высказывают свое мнение.

- Сильная позиция – это под ударением. А слабая позиция – без ударения.

- Да/нет. (Сильная и слабая позиции относятся только к гласным звукам).

Слушают учителя.

Высказывают свою точку зрения.

Открывают учебник.

- Бывают ли у согласных звуков сильные и слабые позиции?

- Узнаем, бывают ли у согласных звуков сильные и слабые позиции и определим, можно ли их обозначать буквами по слуху.

Р.: контроль и оценка.

П.: структурирование знаний.

К.: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

Р.: коррекция и оценка.

П: структурирование знаний.

П.: самостоятельное формулирование темы и цели урока.

IV. Открытие нового знания

Практический: записи в тетради.

Словесный: задание в учебнике.

Словесный: словарная работа.

Практический: упражнение.

Словесный: вопросы учителя, ответы учеников.

Практический: упражнение.

Словесный: вопросы учителя, ответы учеников.

Практический: упражнение.

Словесный: объяснение учителя.

Словесный: вопросы учителя, ответы учеников.

Практический: упражнение.

2 мин

7 мин

- Откройте рабочие тетради, отступите 2 строчки вниз, посередине, красивым почерком пишем число – Восьмое октября. В классе. (по ходу корректировать осанку, наклон тетради, локоть)

- Задание 1 – Измените слово ГОДЫ и ПЛУТЫ так, чтобы они называли один предмет.

- Прежде, чем мы начнем выполнять задание, ответьте мне на вопрос, что такое плуты? Кого так называют?

- Хорошо.

- *, выходи к доске, будем вместе выполнять задание. Остальные записывают вместе с нами в тетрадь

- Какое первое слово?

- Запиши это слово ЗВУКАМИ.

- Измени слово так, чтобы оно называло один предмет. Один что?

- Запиши это слово ЗВУКАМИ под словом годы. Буква под буквой.

- То же самое сделай со словом плуты. Комментируй то, что пишешь и делаешь у доски.

- Из каждой пары выпиши последние согласные звуки.

- Ребята, посмотрите на согласные звуки, одинаковы ли они в каждой паре?

- Подчеркните последние согласные звуки в каждом слове.

- *, в какой паре изменений согласные чередуются друг с другом? (Чередуются, значит меняются)

- Отметим это чередование.

- *, отметь чередование со словами плуты и плут.

- *, молодец, спасибо, можешь присаживаться.

- Одинаков ли у каждого из этих звуков «сосед» слева?

- А «сосед» справа?

- Чем отличаются друг от друга звуки [д] и [т]? (Наводящие вопросы: какие это звуки? Звук [д] – звонкий или глухой? Звук [т] – звонкий или глухой?)

- Запишите следующие слова вместе со мной.

крот [к р о т] т//т

кот [к о т] т//т

- Подчеркните согласный звук [т].

- Напишем чередование. Буква [т] чередуется со звуком [т]. т//т. И в первом и во втором случаях.

- Когда согласный звук НЕ изменяется, тогда такая орфограмма называется согласная в сильной позиции. Мы не можем изменить согласную.

- Запишем следующие слова.

код [к о т] д//т

плод [п л о т] д//т

- Подчеркните согласные звуки [т].

- Какое тут чередование?

- Когда согласный звук изменяется, тогда такая орфограмма называется согласная в слабой позиции. Потому что буква одна, а звук в слове изменился.

- Вернемся к нашим словам годы-год, плуты-плут.

- Какие слова из этих пар слов имеют сильную позицию, а какие слабую и докажите.

- Значит, что мы можем сказать? Сильная позиция - это когда…

- А слабая позиций?

- Молодцы.

Записывают числу и форму работы в тетради.

- Плут – это ловкий и хитрый обманщик, мошенник.

- Годы.

- [г о д ы]

- Год.

- [г о т]

- Записываю звуками слово плуты [п л у т ы]; один что? – плут, пишу под этим словом плут - [п л у т].

 - В первом случае – д, т. Во втором случае – т, т.

- Нет.

- В первой паре. Годы – год.

- [г о д ы]  д

  [г о т]       т  д//т

- [п л у т ы]  т

  [п л у т]      т  т//т

- Одинаков.

- В словах ГОДЫ и ПЛУТЫ – «сосед» буква Ы. А в словах год и плут – нет «соседа».

- Эти звуки отличаются по звонкости и глухости.

- д//т

- Слова годы, плуты и плут – имеют орфограмму в сильной позиции, потому что согласный звук не изменяется, а слово год – имеет орфограмму в слабой позиции, потому что согласный звук изменяется.

- Сильная позиция – согласный звук не изменяется.

- Слабая позиция – согласный звук изменяется, может чередоваться.

П.: поиск и выделение признаков предметов в общей работе.

П.: структурирование знания.

Р.: контроль.

Л.: смыслообразование.

К.: умение выражать свои мысли.

К.: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

П.: структурирование знания.

Р.: контроль.

Л.: смыслообразование.

К.: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

Динамическая пауза

Наглядный: видеоматериал.

2-3 мин

- Проведем динамическую паузу.

- Поднимайтесь с мест и повторяйте движения.

- Молодцы. Садитесь.

Повторяют движения.

Р.:саморегуляция как способность к мобилизации силы и энергии.

V.Первичное закрепление во внешней речи

Словесный: объяснение учителя.

Практический: запись в тетради.

Практический: письменное и устное задание.

Словесный: ответы учеников.

Практический: письменное и устное задание.

Словесный: ответы учеников.

Практический: письменное и устное задание.

Словесный: ответы учеников.

Практический: письменное и устное задание.

Словесный: ответы учеников.

Практический: письменное и устное задание.

Словесный: ответы учеников.

Практический: письменное и устное задание.

Словесный: ответы учеников.

Практический: письменное и устное задание.

Словесный: ответы учеников.

Практический: групповая проверочная работа.

Словесный: ответы учителя

3 мин

3 мин

2 мин

3 мин

- Откройте ученик страница 61. Выполним упражнение 58.

- Внимательно послушайте задание.

Измените слова так, чтобы они называли один предмет. Запишите оба изменения каждого слова звуками. Укажите, в какой позиции находятся последние согласные звуки в каждом изменении. Рядом со звуковой записью сделайте буквенную.

Орфограммы слабых позиций пропустите. У вас должна получиться такая запись:

[садЫ] – с_адЫ

[сат] – са_

- Еще раз прочитайте внимательно задание про себя.

- *, выходи к доске.

- Первое слово – заводы.

- Изменяем слово. Они – заводы. Он один?

- Записываем слова звуками друг под другом.

- В какой позиции находятся последние согласные звуки в каждом изменении и почему?

- Поставь ударение в каждом слове.

- Рядом со звуковой записью, запиши буквенную запись, пропуская орфограммы слабых позиций. Будьте внимательны, орфограммы слабых позиций ГЛАСНЫХ звуков тоже учитываются.

- Объясни.

- Следующее слово – тетради.

- Следующее слово годы.

- Молодцы.

Групповая форма работы

-Остальные слова, из этого упражнения, я вам раздам на листочках. Вы будете работать в группах. Та, чья команда правильно доделает упражнение, получит оценку 5, но при условии, если команда будет работать тихо. Та, чья команда будет шуметь, лишается оценки 5 автоматически.

(Раздать листочки со словами: торты, народы, полёты, кровати, площади, сети).

- По одному из команд выходят к доске и прикрепляют свои листочки.

- Проверяем.

[тОрты] – торт_

[тОрт] – торт

[нарОды] – н_род_

[нарОт] – н_ро_

[пал’Оты] – п_лёт_

[пал’От] – п_лёт

[кравАт’и] – кр_ват_

[кравАт’] – кр_вать

[плОщад’и] – площ_д_

[плОщат’] – площ__ь

[с'Эт’и] – сет_

[с’Эт’] – сеть

Если есть ошибки, вернутся к паре слов и проверить полным разбором всем классом.

Выставить оценки.

- Ребята, вы хорошо усвоили тему урока, молодцы.

Открывают учебник.

Слушают внимательно учителя.

Читают задание еще раз.

- Завод.

- [з а в о д ы]

  [з а в о т]

- [з а в о д ы] – в сильной позиции, потому что согласный звук не изменяется.

  [з а в о т] – в слабой позиции, потому что согласный звук изменяется.

- [з а в О д ы]

  [з а в О т]

- [з а в О д ы] – з_вод_

  [з а в О т] – з_во_

- ЗавОды: - звук [з] в сильной позиции, так как согласная не изменяется, следовательно, записываем. Звук [а] в слабой позиции, так как не под ударением, следовательно, пропускаем. Звук [в] в сильной позиции, так как согласная не изменяется, следовательно, записываем. Звук [о] в сильной позиции, так как под ударением, следовательно, пишем. Звук [д] в сильной позиции, так как не изменяется, следовательно, пишем. Звук [ы] в слабой позиции, так как не под ударением, следовательно пропускаем.

- ЗавОд: - звук [з] в сильной позиции, так как согласная не изменяется, следовательно, записываем. Звук [а] в слабой позиции, так как не под ударением, следовательно, пропускаем. Звук [в] в сильной позиции, так как согласная не изменяется, следовательно, записываем. Звук [о] в сильной позиции, так как под ударением, следовательно, пишем. Звук [д] в слабой позиции, так как звук изменяется, следовательно, не пишем.

- Записываю звуковою запись слова [т’ и т р а д’ и].

 Одна - [т’ и т р а т’]. Ставлю ударение.

[т’ и т р А д’ и] – т_трад_

[т’ и т р А т’] – т_тра_ь

- Титради: - звук [т’] в сильной позиции, так как согласная не изменяется, следовательно, записываем. Звук [и] в слабой позиции, так как не под ударением, следовательно, пропускаем. Звук [т] в сильной позиции, так как согласная не изменяется, следовательно, записываем. Звук [р] в сильной позиции, так как согласная не изменяется, следовательно, записываем. Звук [а] в сильной позиции, так как под ударением, следовательно, пишем. Звук [д’] в сильной позиции, так как не изменяется, следовательно, пишем. Звук [и] в слабой позиции, так как не под ударением, следовательно, пропускаем.

Титрат’: - звук [т’] в сильной позиции, так как согласная не изменяется, следовательно, записываем. Звук [и] в слабой позиции, так как не под ударением, следовательно, пропускаем. Звук [т] в сильной позиции, так как согласная не изменяется, следовательно, записываем. Звук [р] в сильной позиции, так как согласная не изменяется, следовательно, записываем. Звук [а] в сильной позиции, так как под ударением, следовательно, пишем. Звук [т’] в слабой позиции, так как согласный звук изменяется, следовательно, не пишем.

- Записываю звуковою запись слова [г о д ы].

 Один - [г о т]. Ставлю ударение.

[г О д ы] – год_

[г О т] – го_

- Годы: - звук [г] в сильной позиции, так как согласная не изменяется, следовательно, записываем. Звук [о] в сильной позиции, так как под ударением, следовательно, пишем. Звук [д] в сильной позиции, так как согласная не изменяется, следовательно, записываем. Звук [ы] в слабой позиции, так как не под ударением, следовательно, пропускаем.

Гот: - звук [г] в сильной позиции, так как согласная не изменяется, следовательно, записываем. Звук [о] в сильной позиции, так как под ударением, следовательно, пишем. Звук [т] в слабой позиции, так как согласная изменяется, следовательно, пропускаем.

Слушают учителя.

Выполняют групповое задание.

Проверка.

Л: понимание и выражение в речи цели задания.

Р: принятие учебной задачи к исполнению.

Р.: контроль и коррекция.

Р.: целеполагание.

П.: структурирование знаний.

Р.: целеполагание.

П.: структурирование знаний.

Р.: целеполагание.

П.: структурирование знаний.

Р.: целеполагание.

П.: структурирование знаний.

Р.: целеполагание

П.: структурирование знаний.

Р.: целеполагание.

П.: структурирование знаний.

Р.: целеполагание.

П.: структурирование знаний.

К.: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

П.: структурирование знаний.

Р.: целеполагание

П.: структурирование знаний.

Р.: целеполагание.

П.: структурирование знаний.

К.: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

К.: контроль, коррекция, оценка.

К.: контроль, коррекция, оценка.

VI.Самостоятельная работа с самопроверкой

Практический: индивидуальная практическая работа

2-3 мин

- Сейчас выполним небольшую самостоятельную работу.

- Задание точно такое же, как вы сейчас выполняли.

(Слова: грибы, берега, паруса, ландыши, луга.)

- Поменяйтесь с соседом листочками, проверьте работу и поставьте оценку.

[г р’ и б Ы] – гр_бы

[г р’ И п] – гри_

[б’ э р’ и г А] – б_р_га

[б’ Э р’ и к] – бер__

[п а р у с А] – п_р_са

[п А р у с] – пар_с

[л А н д ы ш ы] – ланд_ш_

[л А н д ы ш] – ланд_ш

[л у г А] – л_га

[л У к] – лу_

Проверка по алгоритму.

(0 ошибок – 5;

 1 ошибка – 4;

 2 ошибки – 3;

 3-4 ошибки – 2.)

Выполняют задание по группам.

Проверяют задание. (Проверка по алгоритму.)

Л: проявление понимания цели задания и выбор способов выполнения задания;

Р: саморегуляция времени, соблюдение общего темпа выполнения задани

VII. Включение в систему знаний

Словесный: вопросы учителя, ответы учеников.

2 мин

- Итак, ребята. Давайте еще раз повторим.

- Что такое орфограмма – согласный звук в слабой позиции?

- Что такое орфограмма – согласный звук в сильной позиции?

- Что такое орфограмма – гласный звук в слабой позиции?

- Что такое орфограмма – гласный звук в сильной позиции?

Если останется время, выполнить упражнение 61 на странице 65.

Задание: выполните так же, как упражнение 58 (его решали выше).

Слова: грибы, снопы, берега, века, ужи, шалаши, тазы, носы, площади, сети, чижи, ландыши.

- Согласный звук в слабой позиции, такой согласный звук, который изменяется.

- Согласный звук в сильной позиции, такой согласный звук, который НЕ изменяется.

- Гласный звук в слабой позиции это гласный звук без ударения.

- Гласный звук в сильной позиции это гласный звук под ударением.

П: обобщение и структурирование знаний в речи.

К.: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

Домашнее задание

1 мин

- Откройте дневники.

- Запишите домашнее задание.

- Страница учебника – 65, упражнение – 62.

- Прочитайте задание.

- Все ли вам понятно?

- Как вы будете делать упражнение? На какое упражнение ориентироваться?

Открывают дневники и записывают домашнее задание.

- Да/Нет.

- На упражнение 58.

VIII. Рефлексия деятельности

Словесный: самооценка

1 мин

- Оцените свои достижения на уроке.

- Всё ли было понятно?

- Что было интересным?

- Что оказалось трудным?

- Всем спасибо за урок. Урок окончен.

Самооценка. Аргументирование своего мнения.

- Мне было интересно…

- Мне было трудно …

П: доказательство качества выполнения задания;

К:выражать своё мнение.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

По реке плывут большие плоты.

Слайд 2

П о р е ке пл ы вут б о льши е пл о ты.

Слайд 3

Критерии оценки 0 – 1 ошибка – 5 2 – 3 ошибки – 4 4 ошибки - 3 5 и больше ошибок - 2

Слайд 4

Бо реге блыфуд польжие блоды . По реке плывут большие плоты.

Слайд 5

Учебник стр.53

Слайд 6

Тема: Цели: бывают ли у согласных звуков сильные и слабые позиции? узнаем, бывают ли у согласных звуков сильные и слабые позиции; определим, можно ли их обозначать, буквами по слуху.

Слайд 7

Восьмое октября В классе

Слайд 8

Учебник стр.53 №1

Слайд 9

Упражнение 58

Слайд 10

Работа в группах

Слайд 11

[ тОрты ] – торт_ [ тОрт ] – торт [ нарОды ] – н_род _ [ нарОт ] – н_ро _ [ пал’Оты ] – п_лёт _ [ пал’От ] – п_лёт [ кравАт’и ] – кр_ват _ [ кравАт ’] – кр_вать [ плОщад ’ и] – площ_д _ [ плОщат ’] – площ __ь [ с'Эт ’ и] – сет_ [с ’ Эт ’] – сеть

Слайд 12

Самостоятельная работа

Слайд 13

[г р’ и б Ы] – гр_бы [г р’ И п] – гри _ [б’ э р’ и г А] – б_р_га [б’ Э р’ и к] – бер __ [п а р у с А] – п_р_са [п А р у с] – пар_с [л А н д ы ш ы] – ланд_ш _ [л А н д ы ш] – ланд_ш [л у г А] – л_га [л У к] – лу _

Слайд 14

Критерии оценки 0 ошибок – 5 1 ошибка – 4 2 ошибки - 3 3-4 ошибки - 2

Слайд 15

Домашнее задание: Стр.65 №62


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по русскому языку для 3 класса. Непроизносимый согласный звук в корне слова.

Конспект урока по русскому языку для 3 класса.Учитель: Чекалина Н.А.Тема, дата: Непроизносимый  согласный звук в корне слова. 17.10.2015 г.Тип урока: Урок повторения и закрепления изучаемого мате...

Конспект урока по русскому языку в 3 классе "Парные согласные звуки в середине слова и обозначение их буквами"

Конспект урока по русскому языку в 3 классе "Парные согласные звуки в середине слова и обозначение их буквами"...

Конспект урока по русскому языку 2 класс Школа России «Согласный звук [Й] и буква Й краткое»

Цель урока:  Познакомить  учащихся с особенностями согласного звука [Й’]...

Конспект урок по русскому языку «Парные звонкие и глухие согласные звуки».

Конспект урока по русскому языку «Парные звонкие и глухие согласные звуки».Урок в 1 классе....

Конспект урока по русскому языку на тему "Как определить согласные звуки?"

Конспект открытого урока, 2 класс, "Школа России"...

Конспект урока по русскому языку на тему: "Слово и слог. Звуки и буквы. Гласные звуки." учебник (УМК «Русский язык» 3 класс, Школа России)

Цели деятельности учителя: формирование представлений о фонетическом явлении, при котором происходит несоответствие звука букве в произношении и на письме;совершенствование умений различать звуки и бу...

Конспект урока по русскому языку. Тема:«Твердые и мягкие согласные звуки и их обозначение на письме». (УМК "Школа России", 1 класс)

Цели деятельности учителя: Познакомить учащихся с твёрдыми, мягкими согласными звуками и буквами, нужными для их обозначения.Планируемые результатыПредметные: научить пользоваться полученными знаниями...