Конспект урока по русскому языку на тему "Бывают ли у согласных звуков слабые и сильные позиции?"
план-конспект урока по русскому языку (2 класс)
Цели деятельности учителя: знакомство учащихся с орфограммами согласных звуков в слабой и сильной позициях.
Планируемые результаты
Предметные:
- знать определения: слабая и сильная позиции согласных звуков;
- уметь: находить гласный звук и согласный звук в слабой и сильной позициях; подбирать проверочное слово.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Слабые и сильные позиции согласных звуков | 47.81 КБ |
Слабые и сильные позиции согласных звуков | 51.69 КБ |
Предварительный просмотр:
КОНСПЕКТ УРОКА по русскому
Тема урока: Бывают ли у согласных звуков слабые и сильные позиции?
Цели деятельности учителя: знакомство учащихся с орфограммами согласных звуков в слабой и сильной позициях.
Планируемые результаты
Предметные:
- знать определения: слабая и сильная позиции согласных звуков;
- уметь: находить гласный звук и согласный звук в слабой и сильной позициях; подбирать проверочное слово.
Личностные:
- принимать и осваивать социальную роль обучающегося;
- проявлять мотивы к учебной деятельности, навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;
- осознавать личностный смысл учения.
Тип урока: открытие «нового знания»
Оборудование: «Эльконин-Давыдов»; учебник: Давыдов В.В. Русский язык 2 класс, раздаточный материал (карточки), презентация.
Этап урока Методы и приемы | Хроно- метраж | Содержание урока | Формируемые УУД | |
Деятельность учителя | Деятельность ученика | |||
I. Этап самоопределения к деятельности Словесный: приветствие. | 1 мин | - На нашем уроке вы откроете секрет русского. А вот какой секрет, это мы постараемся с вами узнать. | Приветствуют учителя. Настраиваются на работу. | Р.: личностное включение в учебную деятельность. |
II. Актуализация знаний и мотивация Словесный: ответы на вопросы. Практический: проверочная работа. Наглядный: презентация. Словесный: вопросы учителя, ответы учеников. Наглядный: презентация. Практический: проверка орфограммы. Словесный: ответы учеников. | 5 мин | - Ребята, что вы изучали на прошлых уроках? - Какую орфограмму гласного звука в слабой позиции вы знаете? Индивидуальная форма работы - На ваших партах лежат карточки. Возьмите их. - В верхнем правом углу напишите свою фамилию и имя. Послушайте внимательно задание. Подчеркните гласные, которые стоят в слабой позиции. По реке плывут большие плоты. - Поменяйтесь листочками с соседом по парте. Посмотрите на экран, проверьте работу соседа. - Поставьте оценку. - Давайте все вместе проверим гласные каждого слова по цепочке. - Молодцы, ребята, вы хорошо усвоили темы прошлых уроков. | - Орфограмму гласный звук в слабой позиции. - Безударная гласная в слабой позиции. Слушают задание учителя. Выполняют проверочную работу. Проверяют по алгоритму и ставят оценку. (По реке плывут большие плоты.) - По – гласная в слабой позиции, так как не под ударением. Реке – первая гласная – Е - в слабой позиции, так не под ударением. Вторая гласная – Е - в сильной позиции, так как под ударением. Плывут – гласная – Ы – в слабой позиции, так как не под ударением. Гласная – У – в сильной позиции, так как под ударением. Большие – гласная – О – в слабой позиции, так как не под ударением. Гласная – И – в сильной позиции, так как под ударением. Гласная – Е – в слабой позиции, так как не под ударением. Плоты – гласная – О – в сильной позиции, так как под ударением. Гласная – Ы – в слабой позиции, так как не под ударением. | П.: выделение известной информации и структурирование знаний. Р.: контроль, оценка. К.: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками. Р.: контроль, коррекция. П.: структурирование знаний. |
III. Постановка учебной задачи Словесный: вопросы учителя, ответы учеников. Наглядный: презентация. Словесный: опредление проблемы. Практический: читают название параграфа; ставят цели.
| 3 мин 3 мин | Фронтальная форма работы - Посмотрит еще раз на предложение. По реке плывут большие плоты. - Гласные – вредные звуки. То и дело они в слабой позиции. В каждом слове дырки. То ли дело согласные! Никаких у них позиций. Какой звук слышишь, так и пишешь. - Кто из вас согласен, что согласные звуки можно писать так, как мы их слышим. - Кто из вас не согласен? - Почему вы решили, что согласные буквы можно писать по слуху? - Мы ведь не можем написать так: Бо реге блыфуд польжие блоды. - Чепуха получается. - Сравните согласные звуки первого предложения и второго предложения. По реке плывут большие плоты. Бо реге блыфуд польжие блоды. - Почему первое предложение красиво звучит, а второе нет? - Ребята, а что такое слабая и сильная позиции? - А можем ли мы сказать, что во втором предложении согласные находятся в сильной позиции? - Хорошо, то есть, мы выяснили, что у гласных позиции различаются по ударению. Но у согласных, позиция может различаться, но по другому признаку. - Как вы думаете, могут ли чередоваться согласные друг с другом, как гласные? - Вот это мы с вами и проверим на нашем сегодня уроке. - Откройте учебник на странице 53. - Кто прочитаем нам тему урока? *, прочитай тему урока. - Какие цели поставим на урок? - Верно. Главные задачи на наш урок – выяснить, бывают ли сильные и слабые позиции у согласных звуков и узнаем, как обозначать их на письме. | Слушают учителя. Отвечают на вопрос - поднимают руку или «плюс в воздухе» Отвечают на вопрос - поднимают руку или «минус в воздухе» Высказывают свое мнение. - Сильная позиция – это под ударением. А слабая позиция – без ударения. - Да/нет. (Сильная и слабая позиции относятся только к гласным звукам). Слушают учителя. Высказывают свою точку зрения. Открывают учебник. - Бывают ли у согласных звуков сильные и слабые позиции? - Узнаем, бывают ли у согласных звуков сильные и слабые позиции и определим, можно ли их обозначать буквами по слуху. | Р.: контроль и оценка. П.: структурирование знаний. К.: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками. Р.: коррекция и оценка. П: структурирование знаний. П.: самостоятельное формулирование темы и цели урока. |
IV. Открытие нового знания Практический: записи в тетради. Словесный: задание в учебнике. Словесный: словарная работа. Практический: упражнение. Словесный: вопросы учителя, ответы учеников. Практический: упражнение. Словесный: вопросы учителя, ответы учеников. Практический: упражнение. Словесный: объяснение учителя. Словесный: вопросы учителя, ответы учеников. Практический: упражнение. | 2 мин 7 мин | - Откройте рабочие тетради, отступите 2 строчки вниз, посередине, красивым почерком пишем число – Восьмое октября. В классе. (по ходу корректировать осанку, наклон тетради, локоть) - Задание 1 – Измените слово ГОДЫ и ПЛУТЫ так, чтобы они называли один предмет. - Прежде, чем мы начнем выполнять задание, ответьте мне на вопрос, что такое плуты? Кого так называют? - Хорошо. - *, выходи к доске, будем вместе выполнять задание. Остальные записывают вместе с нами в тетрадь - Какое первое слово? - Запиши это слово ЗВУКАМИ. - Измени слово так, чтобы оно называло один предмет. Один что? - Запиши это слово ЗВУКАМИ под словом годы. Буква под буквой. - То же самое сделай со словом плуты. Комментируй то, что пишешь и делаешь у доски. - Из каждой пары выпиши последние согласные звуки. - Ребята, посмотрите на согласные звуки, одинаковы ли они в каждой паре? - Подчеркните последние согласные звуки в каждом слове. - *, в какой паре изменений согласные чередуются друг с другом? (Чередуются, значит меняются) - Отметим это чередование. - *, отметь чередование со словами плуты и плут. - *, молодец, спасибо, можешь присаживаться. - Одинаков ли у каждого из этих звуков «сосед» слева? - А «сосед» справа? - Чем отличаются друг от друга звуки [д] и [т]? (Наводящие вопросы: какие это звуки? Звук [д] – звонкий или глухой? Звук [т] – звонкий или глухой?) - Запишите следующие слова вместе со мной. крот [к р о т] т//т кот [к о т] т//т - Подчеркните согласный звук [т]. - Напишем чередование. Буква [т] чередуется со звуком [т]. т//т. И в первом и во втором случаях. - Когда согласный звук НЕ изменяется, тогда такая орфограмма называется согласная в сильной позиции. Мы не можем изменить согласную. - Запишем следующие слова. код [к о т] д//т плод [п л о т] д//т - Подчеркните согласные звуки [т]. - Какое тут чередование? - Когда согласный звук изменяется, тогда такая орфограмма называется согласная в слабой позиции. Потому что буква одна, а звук в слове изменился. - Вернемся к нашим словам годы-год, плуты-плут. - Какие слова из этих пар слов имеют сильную позицию, а какие слабую и докажите. - Значит, что мы можем сказать? Сильная позиция - это когда… - А слабая позиций? - Молодцы. | Записывают числу и форму работы в тетради. - Плут – это ловкий и хитрый обманщик, мошенник. - Годы. - [г о д ы] - Год. - [г о т] - Записываю звуками слово плуты [п л у т ы]; один что? – плут, пишу под этим словом плут - [п л у т]. - В первом случае – д, т. Во втором случае – т, т. - Нет. - В первой паре. Годы – год. - [г о д ы] д [г о т] т д//т - [п л у т ы] т [п л у т] т т//т - Одинаков. - В словах ГОДЫ и ПЛУТЫ – «сосед» буква Ы. А в словах год и плут – нет «соседа». - Эти звуки отличаются по звонкости и глухости. - д//т - Слова годы, плуты и плут – имеют орфограмму в сильной позиции, потому что согласный звук не изменяется, а слово год – имеет орфограмму в слабой позиции, потому что согласный звук изменяется. - Сильная позиция – согласный звук не изменяется. - Слабая позиция – согласный звук изменяется, может чередоваться. | П.: поиск и выделение признаков предметов в общей работе. П.: структурирование знания. Р.: контроль. Л.: смыслообразование. К.: умение выражать свои мысли. К.: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками. П.: структурирование знания. Р.: контроль. Л.: смыслообразование. К.: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками. |
Динамическая пауза Наглядный: видеоматериал. | 2-3 мин | - Проведем динамическую паузу. - Поднимайтесь с мест и повторяйте движения. - Молодцы. Садитесь. | Повторяют движения. | Р.:саморегуляция как способность к мобилизации силы и энергии. |
V.Первичное закрепление во внешней речи Словесный: объяснение учителя. Практический: запись в тетради. Практический: письменное и устное задание. Словесный: ответы учеников. Практический: письменное и устное задание. Словесный: ответы учеников. Практический: письменное и устное задание. Словесный: ответы учеников. Практический: письменное и устное задание. Словесный: ответы учеников. Практический: письменное и устное задание. Словесный: ответы учеников. Практический: письменное и устное задание. Словесный: ответы учеников. Практический: письменное и устное задание. Словесный: ответы учеников. Практический: групповая проверочная работа. Словесный: ответы учителя | 3 мин 3 мин 2 мин 3 мин | - Откройте ученик страница 61. Выполним упражнение 58. - Внимательно послушайте задание. Измените слова так, чтобы они называли один предмет. Запишите оба изменения каждого слова звуками. Укажите, в какой позиции находятся последние согласные звуки в каждом изменении. Рядом со звуковой записью сделайте буквенную. Орфограммы слабых позиций пропустите. У вас должна получиться такая запись: [садЫ] – с_адЫ [сат] – са_ - Еще раз прочитайте внимательно задание про себя. - *, выходи к доске. - Первое слово – заводы. - Изменяем слово. Они – заводы. Он один? - Записываем слова звуками друг под другом. - В какой позиции находятся последние согласные звуки в каждом изменении и почему? - Поставь ударение в каждом слове. - Рядом со звуковой записью, запиши буквенную запись, пропуская орфограммы слабых позиций. Будьте внимательны, орфограммы слабых позиций ГЛАСНЫХ звуков тоже учитываются. - Объясни. - Следующее слово – тетради. - Следующее слово годы. - Молодцы. Групповая форма работы -Остальные слова, из этого упражнения, я вам раздам на листочках. Вы будете работать в группах. Та, чья команда правильно доделает упражнение, получит оценку 5, но при условии, если команда будет работать тихо. Та, чья команда будет шуметь, лишается оценки 5 автоматически. (Раздать листочки со словами: торты, народы, полёты, кровати, площади, сети). - По одному из команд выходят к доске и прикрепляют свои листочки. - Проверяем. [тОрты] – торт_ [тОрт] – торт [нарОды] – н_род_ [нарОт] – н_ро_ [пал’Оты] – п_лёт_ [пал’От] – п_лёт [кравАт’и] – кр_ват_ [кравАт’] – кр_вать [плОщад’и] – площ_д_ [плОщат’] – площ__ь [с'Эт’и] – сет_ [с’Эт’] – сеть Если есть ошибки, вернутся к паре слов и проверить полным разбором всем классом. Выставить оценки. - Ребята, вы хорошо усвоили тему урока, молодцы. | Открывают учебник. Слушают внимательно учителя. Читают задание еще раз. - Завод. - [з а в о д ы] [з а в о т] - [з а в о д ы] – в сильной позиции, потому что согласный звук не изменяется. [з а в о т] – в слабой позиции, потому что согласный звук изменяется. - [з а в О д ы] [з а в О т] - [з а в О д ы] – з_вод_ [з а в О т] – з_во_ - ЗавОды: - звук [з] в сильной позиции, так как согласная не изменяется, следовательно, записываем. Звук [а] в слабой позиции, так как не под ударением, следовательно, пропускаем. Звук [в] в сильной позиции, так как согласная не изменяется, следовательно, записываем. Звук [о] в сильной позиции, так как под ударением, следовательно, пишем. Звук [д] в сильной позиции, так как не изменяется, следовательно, пишем. Звук [ы] в слабой позиции, так как не под ударением, следовательно пропускаем. - ЗавОд: - звук [з] в сильной позиции, так как согласная не изменяется, следовательно, записываем. Звук [а] в слабой позиции, так как не под ударением, следовательно, пропускаем. Звук [в] в сильной позиции, так как согласная не изменяется, следовательно, записываем. Звук [о] в сильной позиции, так как под ударением, следовательно, пишем. Звук [д] в слабой позиции, так как звук изменяется, следовательно, не пишем. - Записываю звуковою запись слова [т’ и т р а д’ и]. Одна - [т’ и т р а т’]. Ставлю ударение. [т’ и т р А д’ и] – т_трад_ [т’ и т р А т’] – т_тра_ь - Титради: - звук [т’] в сильной позиции, так как согласная не изменяется, следовательно, записываем. Звук [и] в слабой позиции, так как не под ударением, следовательно, пропускаем. Звук [т] в сильной позиции, так как согласная не изменяется, следовательно, записываем. Звук [р] в сильной позиции, так как согласная не изменяется, следовательно, записываем. Звук [а] в сильной позиции, так как под ударением, следовательно, пишем. Звук [д’] в сильной позиции, так как не изменяется, следовательно, пишем. Звук [и] в слабой позиции, так как не под ударением, следовательно, пропускаем. Титрат’: - звук [т’] в сильной позиции, так как согласная не изменяется, следовательно, записываем. Звук [и] в слабой позиции, так как не под ударением, следовательно, пропускаем. Звук [т] в сильной позиции, так как согласная не изменяется, следовательно, записываем. Звук [р] в сильной позиции, так как согласная не изменяется, следовательно, записываем. Звук [а] в сильной позиции, так как под ударением, следовательно, пишем. Звук [т’] в слабой позиции, так как согласный звук изменяется, следовательно, не пишем. - Записываю звуковою запись слова [г о д ы]. Один - [г о т]. Ставлю ударение. [г О д ы] – год_ [г О т] – го_ - Годы: - звук [г] в сильной позиции, так как согласная не изменяется, следовательно, записываем. Звук [о] в сильной позиции, так как под ударением, следовательно, пишем. Звук [д] в сильной позиции, так как согласная не изменяется, следовательно, записываем. Звук [ы] в слабой позиции, так как не под ударением, следовательно, пропускаем. Гот: - звук [г] в сильной позиции, так как согласная не изменяется, следовательно, записываем. Звук [о] в сильной позиции, так как под ударением, следовательно, пишем. Звук [т] в слабой позиции, так как согласная изменяется, следовательно, пропускаем. Слушают учителя. Выполняют групповое задание. Проверка. | Л: понимание и выражение в речи цели задания. Р: принятие учебной задачи к исполнению. Р.: контроль и коррекция. Р.: целеполагание. П.: структурирование знаний. Р.: целеполагание. П.: структурирование знаний. Р.: целеполагание. П.: структурирование знаний. Р.: целеполагание. П.: структурирование знаний. Р.: целеполагание П.: структурирование знаний. Р.: целеполагание. П.: структурирование знаний. Р.: целеполагание. П.: структурирование знаний. К.: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками. П.: структурирование знаний. Р.: целеполагание П.: структурирование знаний. Р.: целеполагание. П.: структурирование знаний. К.: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками. К.: контроль, коррекция, оценка. К.: контроль, коррекция, оценка. |
VI.Самостоятельная работа с самопроверкой Практический: индивидуальная практическая работа | 2-3 мин | - Сейчас выполним небольшую самостоятельную работу. - Задание точно такое же, как вы сейчас выполняли. (Слова: грибы, берега, паруса, ландыши, луга.) - Поменяйтесь с соседом листочками, проверьте работу и поставьте оценку. [г р’ и б Ы] – гр_бы [г р’ И п] – гри_ [б’ э р’ и г А] – б_р_га [б’ Э р’ и к] – бер__ [п а р у с А] – п_р_са [п А р у с] – пар_с [л А н д ы ш ы] – ланд_ш_ [л А н д ы ш] – ланд_ш [л у г А] – л_га [л У к] – лу_ Проверка по алгоритму. (0 ошибок – 5; 1 ошибка – 4; 2 ошибки – 3; 3-4 ошибки – 2.) | Выполняют задание по группам. Проверяют задание. (Проверка по алгоритму.) | Л: проявление понимания цели задания и выбор способов выполнения задания; Р: саморегуляция времени, соблюдение общего темпа выполнения задани |
VII. Включение в систему знаний Словесный: вопросы учителя, ответы учеников. | 2 мин | - Итак, ребята. Давайте еще раз повторим. - Что такое орфограмма – согласный звук в слабой позиции? - Что такое орфограмма – согласный звук в сильной позиции? - Что такое орфограмма – гласный звук в слабой позиции? - Что такое орфограмма – гласный звук в сильной позиции? Если останется время, выполнить упражнение 61 на странице 65. Задание: выполните так же, как упражнение 58 (его решали выше). Слова: грибы, снопы, берега, века, ужи, шалаши, тазы, носы, площади, сети, чижи, ландыши. | - Согласный звук в слабой позиции, такой согласный звук, который изменяется. - Согласный звук в сильной позиции, такой согласный звук, который НЕ изменяется. - Гласный звук в слабой позиции это гласный звук без ударения. - Гласный звук в сильной позиции это гласный звук под ударением. | П: обобщение и структурирование знаний в речи. К.: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками. |
Домашнее задание | 1 мин | - Откройте дневники. - Запишите домашнее задание. - Страница учебника – 65, упражнение – 62. - Прочитайте задание. - Все ли вам понятно? - Как вы будете делать упражнение? На какое упражнение ориентироваться? | Открывают дневники и записывают домашнее задание. - Да/Нет. - На упражнение 58. | |
VIII. Рефлексия деятельности Словесный: самооценка | 1 мин | - Оцените свои достижения на уроке. - Всё ли было понятно? - Что было интересным? - Что оказалось трудным? - Всем спасибо за урок. Урок окончен. | Самооценка. Аргументирование своего мнения. - Мне было интересно… - Мне было трудно … | П: доказательство качества выполнения задания; К:выражать своё мнение. |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
П о р е ке пл ы вут б о льши е пл о ты.
Критерии оценки 0 – 1 ошибка – 5 2 – 3 ошибки – 4 4 ошибки - 3 5 и больше ошибок - 2
Бо реге блыфуд польжие блоды . По реке плывут большие плоты.
Учебник стр.53
Тема: Цели: бывают ли у согласных звуков сильные и слабые позиции? узнаем, бывают ли у согласных звуков сильные и слабые позиции; определим, можно ли их обозначать, буквами по слуху.
Восьмое октября В классе
Учебник стр.53 №1
Упражнение 58
Работа в группах
[ тОрты ] – торт_ [ тОрт ] – торт [ нарОды ] – н_род _ [ нарОт ] – н_ро _ [ пал’Оты ] – п_лёт _ [ пал’От ] – п_лёт [ кравАт’и ] – кр_ват _ [ кравАт ’] – кр_вать [ плОщад ’ и] – площ_д _ [ плОщат ’] – площ __ь [ с'Эт ’ и] – сет_ [с ’ Эт ’] – сеть
Самостоятельная работа
[г р’ и б Ы] – гр_бы [г р’ И п] – гри _ [б’ э р’ и г А] – б_р_га [б’ Э р’ и к] – бер __ [п а р у с А] – п_р_са [п А р у с] – пар_с [л А н д ы ш ы] – ланд_ш _ [л А н д ы ш] – ланд_ш [л у г А] – л_га [л У к] – лу _
Критерии оценки 0 ошибок – 5 1 ошибка – 4 2 ошибки - 3 3-4 ошибки - 2
Домашнее задание: Стр.65 №62
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока по русскому языку для 3 класса. Непроизносимый согласный звук в корне слова.
Конспект урока по русскому языку для 3 класса.Учитель: Чекалина Н.А.Тема, дата: Непроизносимый согласный звук в корне слова. 17.10.2015 г.Тип урока: Урок повторения и закрепления изучаемого мате...
Конспект урока по русскому языку в 3 классе "Парные согласные звуки в середине слова и обозначение их буквами"
Конспект урока по русскому языку в 3 классе "Парные согласные звуки в середине слова и обозначение их буквами"...
Конспект урока по русскому языку 2 класс Школа России «Согласный звук [Й] и буква Й краткое»
Цель урока: Познакомить учащихся с особенностями согласного звука [Й’]...
Конспект урок по русскому языку «Парные звонкие и глухие согласные звуки».
Конспект урока по русскому языку «Парные звонкие и глухие согласные звуки».Урок в 1 классе....
Конспект урока по русскому языку на тему "Как определить согласные звуки?"
Конспект открытого урока, 2 класс, "Школа России"...
Конспект урока по русскому языку на тему: "Слово и слог. Звуки и буквы. Гласные звуки." учебник (УМК «Русский язык» 3 класс, Школа России)
Цели деятельности учителя: формирование представлений о фонетическом явлении, при котором происходит несоответствие звука букве в произношении и на письме;совершенствование умений различать звуки и бу...
Конспект урока по русскому языку. Тема:«Твердые и мягкие согласные звуки и их обозначение на письме». (УМК "Школа России", 1 класс)
Цели деятельности учителя: Познакомить учащихся с твёрдыми, мягкими согласными звуками и буквами, нужными для их обозначения.Планируемые результатыПредметные: научить пользоваться полученными знаниями...