Урок русского языка по программе Школа России во 2 классе Тема: «Безударные гласные, проверяемые и непроверяемые ударением»
план-конспект урока по русскому языку (2 класс)

Тип урока Урок систематизации и обобщения знаний

Технология построения урока Проблемно-диалогическая

Цель урока Создать условия для обобщения и систематизации у обучающихся знаний по теме: «Безударные гласные, проверяемые и непроверяемые ударением»

Скачать:


Предварительный просмотр:

Учебный предмет

Русский язык

Тип урока

Урок систематизации и обобщения знаний

Технология построения урока

Проблемно-диалогическая

Тема урока

«Безударные гласные, проверяемые и непроверяемые ударением»

Цель урока

Создать условия для обобщения и систематизации у обучающихся знаний по теме: «Безударные гласные, проверяемые и непроверяемые ударением»

Задачи

Образовательные: 

  • Систематизировать и обобщить знания о проверяемых и непроверяемых безударных гласных;
  • Закреплять умения образовывать формы слов, находить однокоренные слова;
  • Продолжить формировать умение видеть орфограммы в корнях слов.

Развивающие:

  • Развивать внимание, наблюдательность, память, мышление, умение анализировать, обобщать, сравнивать, делать выводы;
  • Способствовать развитию монологической и диалогической речи обучающихся;
  • Продолжить развивать навык работы в парах;
  • Продолжить развивать письменные навыки обучающихся

Воспитательные: 

  • Воспитывать чёткость, трудолюбие, самостоятельность, навыки самопроверки и самоконтроля, умение слушать, уважение к одноклассникам и учителю.

                                                                                                              Технологическая карта урока

Этап фрагмента урока

Образовательная задача

Методы и приёмы

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

1.Организационно-мотивационный момент

 

Вызвать устойчивый интерес к учебной деятельности

Словесный метод, приём психологического настроя на урок

- Проверьте, всё ли необходимое находится у вас на парте: Учебник, рабочая тетрадь и письменные принадлежности.

- Я желаю нам интересной и познавательной работы на уроке.

Приветствуют учителя, настраиваются на работу, мотивируются на урок, проверяют готовность к уроку.

2. Актуализация знаний

Актуализировать исходные знания и опыт обучающихся, побудить к активной деятельности

Словесный метод(беседа)

Практический (задание на доске)

 -    Откройте свои тетради, запишите число и классная работа.

- Сегодня на уроке мы отправляемся в загадочную страну Русского языка. Наше Путешествие будет проходить в городе Орфография, жители которого устанавливают единые правила написания слов. Ваши знания, полученные на предыдущих уроках, станут нашими помощниками.

- Запишите слова, написанные на доске. Вставьте пропущенные буквы и подберите проверочные слова.

В_лна – вОлны

М_ряк - мОре

Зв_зда - звЁзды

Тр_ва – трАвка

Ж_лтый - жёлтый

- Поменяйтесь тетрадями, проверьте работу друг друга.

- Поднимите руки, у кого всё верно; теперь, поднимите руки, у кого 1 ошибка; поднимите руки, у кого больше 2 ошибок.

- С помощью каких способов проверки безударных гласных нам удалось не ошибиться при написании?

- Как ещё можно проверить безударный гласный в корне?

- Верно, а как одним словом можно назвать все те буквы, которые мы вставили в слова?

- Верно, кто мне сможет рассказать определение орфограммы.

- Правильно.

- Слово орфограмма греческое по своему происхождению. Оно состоит из двух греческих слов `орфос – «правильный» и гр`амма – «запись, буква». А всё слово означает «правильная буква» или «правильная запись».

Самостоятельно выполняют задание на доске.

 

- Проверить ударением, изменить форму слова.

- Подобрать однокоренное слово.

- Эти буквы называются орфограммы.

- Буква, обозначающая безударный гласный звук в корне слова, – это орфограмма. Её написание нужно проверять или запоминать. 

3.Целеполагание и выход на тему

 

Создание и фиксирование проблемной ситуации (вопрос на который нужно найти ответ)

Сообщение темы с мотивирующим эффектом
Словесный метод(беседа)
Наглядный

- Вы уже догадались какой будет тема сегодняшнего урока. Кто сможет её назвать?

- Верно, так как эту тему вы уже изучили, нам остаётся только закрепить ваши знания.

- Значит, целью нашего урока будет - закрепить знания по теме: «Безударные гласные, проверяемые и непроверяемые ударением».

 - Тема сегодняшнего урока: «Обобщение безударных гласных, проверяемых и непроверяемых ударением».

4. Планирование совместной деятельности учителя и ученика

 

 

Планирование предстоящей совместной учебной деятельности

 Словесный метод (беседа)

Наглядный метод (презентация)

 - Чтобы деятельность на уроке была организованная, нам нужно знать с чего начать и в каком направлении двигаться. В этом нам поможет план урока

- Как вы думаете, с чего мы начнём?

План:

1) Вспомним, какие орфограммы бывают;

2) Выполним упражнения на закрепление знаний;

3) Подведём итоги;

4) Оценим свою деятельность на уроке.

 

Высказывают предположения.

5.Реализация плана (изучение нового материала)

 

Повторение изученного материала и закрепление его на практике.

Словесный метод(беседа)
Наглядный метод(учебник, рабочая тетрадь)

Практический метод(выполнение устных и письменных заданий).

- Настраиваемся и приступаем к работе.

- Скажите, какие орфограммы бывают?

- Хорошо, скажите, если проверяемые орфограммы мы можем проверить ударением, изменить форму слова или подобрать однокоренное слово, то как нам быть с непроверяемыми орфограммами?

- Верно. Откройте учебник на странице 111.

- Прочитайте задание под номером 4.

- Что нужно сделать в этом задании?

- Правильно, есть ли у кого-то вопросы по выполнению этого задания? Приступаем к работе.

- Прочитайте слова, которые вы записали?

- Хорошо, у кого получилось по-другому? Кто не согласен?

- Это верный ответ.

- Почему вы записали именно их?  

- Как вы определили, что в корне этих слов нельзя проверить безударную гласную?

(Написание безударного гласного в корне слова «скворец» проверим с помощью родственного существительного «скворушка».)

- Молодцы, вы справились с заданием.

- Мы вспомнили, какие орфограммы бывают, значит, выполнили первый пункт плана.

- Следующее, что мы будем делать – выполнять упражнения на закрепление знаний.

- Теперь, обратите внимание на упражнение 174, на странице 110. - Прочитайте его.

Вызываю к доске по очереди  учеников.

Остальные выполняют задание в тетради.

1. Словечко(слово), крикливый(крик), варенье(варит), подарить(подарок).

2. Красноватый(красный), дорога, светлячок(свет), тишина(тихо).

3. Зверинец(зверь), дощечка(доски), карандаш, шиповник(шип).

4. Старушка(старый), переписать(пишет), воздушный(воздух), цветок(цвет). 

- Все согласны? У кого получилось по-другому?

Физминутка для рук

- Молодцы. Нам осталось выполнить ещё одно упражнение под номером 175.

- Прочитайте выразительно это четверостишье.

- О чём оно?

- Верно, ниже стихотворения дано задание. Прочитайте его.

- Давайте вспомним, что такое двусложны слова?

- Правильно, ваша задача выписать такие слова с безударным гласным в первом слоге, подчеркнуть в них проверяемые орфограммы.

- Работа самостоятельная.

- Все согласны? У кого получилось по-другому?

- Почему вы записали именно эти слова?

- Как вы проверили безударную гласную?

- Правильно, кто не согласен с ответом? У кого получилось по-другому?  

- Мы выполнили второй пункт плана.

 - Орфограммы бывают проверяемые и непроверяемые

- Такие орфограммы нам нужно запомнить.
- Прочитайте. Запишите только слова с непроверяемой орфограммой в корне слова.

- Нужно записать слова с непроверяемой орфограммой в корне слова.

Записывают в тетради слова: лопата, ветер, ноябрь.

- Лопата, ветер, ноябрь.

- В задании было сказано, что нужно записать слова с непроверяемой орфограммой в корне слова.

- Мы вспомнили эти слова. (Или методом исключения. Остальные слова можно проверить)

- Прочитайте. Запишите слова, вставляя пропущенные буквы. Одной чертой подчеркните в словах проверяемые орфограммы, двумя – непроверяемые.

Выполняют элементарные физические упражнения (в соответствии с текстом стихотворения), повторяя их за учителем.

- Снежок порхает, кружится,

На улице бело.

И превратились лужицы

В холодное стекло.

- О зиме.

- Выпишите двусложные слова с безударным гласным в первом слоге. Подчеркните в них проверяемые орфограммы.

- Это слова, состоящие из двух слогов.

Самостоятельно выполняют работу.

Снежок, бело, стекло.

- Потому что они состоят из двух слогов Сне-жок, бе-ло, стек-ло.

- Снежок – снег, бело – белый, стекло – стёкла.

6. Подведение итогов

 

Соотнесение цели урока  и его результатов.

Словесный (беседа)

- Наше путешествие подходит к концу, поэтому самое время подвести итоги.

- Назовите цель, которую мы поставили в начале урока.

- Мы закрепили полученные знания?

- Значит, мы достигли цели?

- Что мы делали чтобы достичь цели?

- Какие орфограммы бывают?

- Как можно проверить безударную гласную в корне?

- Как быть с непроверяемой?

- Правильно.

- Цель нашего урока - закрепить знания по теме: «Безударные гласные, проверяемые и непроверяемые ударением».

- Да.

- Да.

- Мы вспомнили, что такое орфограмма и какой она может быть.

- Проверяемые и непроверяемые.

- Можно проверить ударением, изменить форму слова, подобрать однокоренное слово.

- Запомнить.

7. Рефлексия

 

 Самооценка на уроке обучающимися своей деятельности.

Словесный(беседа)

- Оценим свою деятельность на уроке.

- Скажите, что вам показалось трудным?

- Что вам было интересно?

- Что новое вы для себя узнали на уроке?

- Спасибо за работу, урок окончен.

 Оценивают свою деятельность на уроке.

Высказывают свои впечатления.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока русского языка по программе "Школа России" для 3 класса ( 1 – 4 ) по теме: «Ознакомление со словообразовательной ролью приставок и суффиксов в русском языке».

формировать  умение  выделять  приставку  и  суффикс  в  слове;развивать  умение  образовывать  новые  слова  с  помощью  пр...

Презентация для урока во 2 классе русский язык по программе "Школа России" . "Зачёт по теме "Имя существительное"

Закрепление изученного об имени существительном. Проверка знаний. Умение находить существительные среди ряда слов,знать какие имена существительные одушевлённые ,а какие неодушевлённые,изменение имён ...

Календарно-тематическое планирование уроков русского языка по программе "Школа России". 2 класс

Предмет:  Русский языкКласс 2Кол-во часов за год –170 ч; в неделю – 5ч «Школа России»...

Технологическая карта урока русского языка по УМК "Школа России", 2 класс. Тема: «Упражнение в распознавании местоимений и правильном употреблении их в речи»

Тип урока: урок общеметодологической направленностиЦель урока: формирование способности правильно употреблять местоимения в речи.Задачи урокаДидактические:научить распознавать местоимения в тексте и р...

Технологическая карта урока русского языка по УМК "Школа России", 2 класс. Тема: «Предлог как часть речи»

Тип урока: открытие нового знанияЦель урока: знакомство учащихся с предлогом, как служебной частью речи.Задачи урокаДидактические:расширить знания учащихся о предлоге как части речи, его роли в русско...

Технологическая карта урока русского языка по УМК "Школа России", 2 класс. Тема: «Раздельное написание предлогов со словами»

Тип урока: урок общеметодологической направленностиЦель урока: создание условий для формирования знаний о правильном написании предлогов со словами.Задачи урокаДидактические:расширить знания учащихся ...