Урок русского языка по программе Школа России во 2 классе Тема: «Безударные гласные, проверяемые и непроверяемые ударением»
план-конспект урока по русскому языку (2 класс)
Тип урока Урок систематизации и обобщения знаний
Технология построения урока Проблемно-диалогическая
Цель урока Создать условия для обобщения и систематизации у обучающихся знаний по теме: «Безударные гласные, проверяемые и непроверяемые ударением»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
bezudarnye_glasnye_proveryaemye_i_neproveryaemye_udareniem.docx | 31.56 КБ |
Предварительный просмотр:
Учебный предмет | Русский язык |
Тип урока | Урок систематизации и обобщения знаний |
Технология построения урока | Проблемно-диалогическая |
Тема урока | «Безударные гласные, проверяемые и непроверяемые ударением» |
Цель урока | Создать условия для обобщения и систематизации у обучающихся знаний по теме: «Безударные гласные, проверяемые и непроверяемые ударением» |
Задачи | Образовательные:
Развивающие:
Воспитательные:
|
Технологическая карта урока
Этап фрагмента урока | Образовательная задача | Методы и приёмы | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся |
1.Организационно-мотивационный момент
| Вызвать устойчивый интерес к учебной деятельности | Словесный метод, приём психологического настроя на урок | - Проверьте, всё ли необходимое находится у вас на парте: Учебник, рабочая тетрадь и письменные принадлежности. - Я желаю нам интересной и познавательной работы на уроке. | Приветствуют учителя, настраиваются на работу, мотивируются на урок, проверяют готовность к уроку. |
2. Актуализация знаний | Актуализировать исходные знания и опыт обучающихся, побудить к активной деятельности | Словесный метод(беседа) | - Откройте свои тетради, запишите число и классная работа. - Сегодня на уроке мы отправляемся в загадочную страну Русского языка. Наше Путешествие будет проходить в городе Орфография, жители которого устанавливают единые правила написания слов. Ваши знания, полученные на предыдущих уроках, станут нашими помощниками. - Запишите слова, написанные на доске. Вставьте пропущенные буквы и подберите проверочные слова. В_лна – вОлны М_ряк - мОре Зв_зда - звЁзды Тр_ва – трАвка Ж_лтый - жёлтый - Поменяйтесь тетрадями, проверьте работу друг друга. - Поднимите руки, у кого всё верно; теперь, поднимите руки, у кого 1 ошибка; поднимите руки, у кого больше 2 ошибок. - С помощью каких способов проверки безударных гласных нам удалось не ошибиться при написании? - Как ещё можно проверить безударный гласный в корне? - Верно, а как одним словом можно назвать все те буквы, которые мы вставили в слова? - Верно, кто мне сможет рассказать определение орфограммы. - Правильно. - Слово орфограмма греческое по своему происхождению. Оно состоит из двух греческих слов `орфос – «правильный» и гр`амма – «запись, буква». А всё слово означает «правильная буква» или «правильная запись». | Самостоятельно выполняют задание на доске.
- Проверить ударением, изменить форму слова. - Подобрать однокоренное слово. - Эти буквы называются орфограммы. - Буква, обозначающая безударный гласный звук в корне слова, – это орфограмма. Её написание нужно проверять или запоминать. |
3.Целеполагание и выход на тему
| Создание и фиксирование проблемной ситуации (вопрос на который нужно найти ответ) | Сообщение темы с мотивирующим эффектом | - Вы уже догадались какой будет тема сегодняшнего урока. Кто сможет её назвать? - Верно, так как эту тему вы уже изучили, нам остаётся только закрепить ваши знания. - Значит, целью нашего урока будет - закрепить знания по теме: «Безударные гласные, проверяемые и непроверяемые ударением». | - Тема сегодняшнего урока: «Обобщение безударных гласных, проверяемых и непроверяемых ударением». |
4. Планирование совместной деятельности учителя и ученика
| Планирование предстоящей совместной учебной деятельности | Словесный метод (беседа) | - Чтобы деятельность на уроке была организованная, нам нужно знать с чего начать и в каком направлении двигаться. В этом нам поможет план урока - Как вы думаете, с чего мы начнём? План: 1) Вспомним, какие орфограммы бывают; 2) Выполним упражнения на закрепление знаний; 3) Подведём итоги; 4) Оценим свою деятельность на уроке. |
Высказывают предположения. |
5.Реализация плана (изучение нового материала)
| Повторение изученного материала и закрепление его на практике. | Словесный метод(беседа) Практический метод(выполнение устных и письменных заданий). | - Настраиваемся и приступаем к работе. - Скажите, какие орфограммы бывают? - Хорошо, скажите, если проверяемые орфограммы мы можем проверить ударением, изменить форму слова или подобрать однокоренное слово, то как нам быть с непроверяемыми орфограммами? - Верно. Откройте учебник на странице 111. - Прочитайте задание под номером 4. - Что нужно сделать в этом задании? - Правильно, есть ли у кого-то вопросы по выполнению этого задания? Приступаем к работе. - Прочитайте слова, которые вы записали? - Хорошо, у кого получилось по-другому? Кто не согласен? - Это верный ответ. - Почему вы записали именно их? - Как вы определили, что в корне этих слов нельзя проверить безударную гласную? (Написание безударного гласного в корне слова «скворец» проверим с помощью родственного существительного «скворушка».) - Молодцы, вы справились с заданием. - Мы вспомнили, какие орфограммы бывают, значит, выполнили первый пункт плана. - Следующее, что мы будем делать – выполнять упражнения на закрепление знаний. - Теперь, обратите внимание на упражнение 174, на странице 110. - Прочитайте его. Вызываю к доске по очереди учеников. Остальные выполняют задание в тетради. 1. Словечко(слово), крикливый(крик), варенье(варит), подарить(подарок). 2. Красноватый(красный), дорога, светлячок(свет), тишина(тихо). 3. Зверинец(зверь), дощечка(доски), карандаш, шиповник(шип). 4. Старушка(старый), переписать(пишет), воздушный(воздух), цветок(цвет). - Все согласны? У кого получилось по-другому? Физминутка для рук - Молодцы. Нам осталось выполнить ещё одно упражнение под номером 175. - Прочитайте выразительно это четверостишье. - О чём оно? - Верно, ниже стихотворения дано задание. Прочитайте его. - Давайте вспомним, что такое двусложны слова? - Правильно, ваша задача выписать такие слова с безударным гласным в первом слоге, подчеркнуть в них проверяемые орфограммы. - Работа самостоятельная. - Все согласны? У кого получилось по-другому? - Почему вы записали именно эти слова? - Как вы проверили безударную гласную? - Правильно, кто не согласен с ответом? У кого получилось по-другому? - Мы выполнили второй пункт плана. | - Орфограммы бывают проверяемые и непроверяемые - Такие орфограммы нам нужно запомнить. - Нужно записать слова с непроверяемой орфограммой в корне слова. Записывают в тетради слова: лопата, ветер, ноябрь. - Лопата, ветер, ноябрь. - В задании было сказано, что нужно записать слова с непроверяемой орфограммой в корне слова. - Мы вспомнили эти слова. (Или методом исключения. Остальные слова можно проверить) - Прочитайте. Запишите слова, вставляя пропущенные буквы. Одной чертой подчеркните в словах проверяемые орфограммы, двумя – непроверяемые. Выполняют элементарные физические упражнения (в соответствии с текстом стихотворения), повторяя их за учителем. - Снежок порхает, кружится, На улице бело. И превратились лужицы В холодное стекло. - О зиме. - Выпишите двусложные слова с безударным гласным в первом слоге. Подчеркните в них проверяемые орфограммы. - Это слова, состоящие из двух слогов. Самостоятельно выполняют работу. Снежок, бело, стекло. - Потому что они состоят из двух слогов Сне-жок, бе-ло, стек-ло. - Снежок – снег, бело – белый, стекло – стёкла. |
6. Подведение итогов
| Соотнесение цели урока и его результатов. | Словесный (беседа) | - Наше путешествие подходит к концу, поэтому самое время подвести итоги. - Назовите цель, которую мы поставили в начале урока. - Мы закрепили полученные знания? - Значит, мы достигли цели? - Что мы делали чтобы достичь цели? - Какие орфограммы бывают? - Как можно проверить безударную гласную в корне? - Как быть с непроверяемой? - Правильно. | - Цель нашего урока - закрепить знания по теме: «Безударные гласные, проверяемые и непроверяемые ударением». - Да. - Да. - Мы вспомнили, что такое орфограмма и какой она может быть. - Проверяемые и непроверяемые. - Можно проверить ударением, изменить форму слова, подобрать однокоренное слово. - Запомнить. |
7. Рефлексия
| Самооценка на уроке обучающимися своей деятельности. | Словесный(беседа) | - Оценим свою деятельность на уроке. - Скажите, что вам показалось трудным? - Что вам было интересно? - Что новое вы для себя узнали на уроке? - Спасибо за работу, урок окончен. | Оценивают свою деятельность на уроке. Высказывают свои впечатления. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока русского языка по программе "Школа России" для 3 класса ( 1 – 4 ) по теме: «Ознакомление со словообразовательной ролью приставок и суффиксов в русском языке».
формировать умение выделять приставку и суффикс в слове;развивать умение образовывать новые слова с помощью пр...
Презентация для урока во 2 классе русский язык по программе "Школа России" . "Зачёт по теме "Имя существительное"
Закрепление изученного об имени существительном. Проверка знаний. Умение находить существительные среди ряда слов,знать какие имена существительные одушевлённые ,а какие неодушевлённые,изменение имён ...
Календарно-тематическое планирование уроков русского языка по программе "Школа России". 2 класс
Предмет: Русский языкКласс 2Кол-во часов за год –170 ч; в неделю – 5ч «Школа России»...
Технологическая карта урока русского языка по УМК "Школа России", 2 класс. Тема: «Упражнение в распознавании местоимений и правильном употреблении их в речи»
Тип урока: урок общеметодологической направленностиЦель урока: формирование способности правильно употреблять местоимения в речи.Задачи урокаДидактические:научить распознавать местоимения в тексте и р...
Технологическая карта урока русского языка по УМК "Школа России", 2 класс. Тема: «Предлог как часть речи»
Тип урока: открытие нового знанияЦель урока: знакомство учащихся с предлогом, как служебной частью речи.Задачи урокаДидактические:расширить знания учащихся о предлоге как части речи, его роли в русско...
Технологическая карта урока русского языка по УМК "Школа России", 2 класс. Тема: «Раздельное написание предлогов со словами»
Тип урока: урок общеметодологической направленностиЦель урока: создание условий для формирования знаний о правильном написании предлогов со словами.Задачи урокаДидактические:расширить знания учащихся ...