2. Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности | Учитель объявляет о начале урока и предлагает сформулировать самую главную цель уроков русского языка (на доске открывается запись «Хочу быть грамотным»). Учитель предлагает прочитать пословицу – девиз урока «Грамоте учиться – всегда пригодится». - Выскажите свое мнение о девизе урока. - Проведите грамматическое исследование пословицы. Найдите «опасные» места. - Можете ли вы сделать вывод, что уроки русского языка помогут вам быть грамотными? - Запишите пословицу, подчеркните орфограммы, определите части речи. Проверяет выполнение самостоятельной работы. | Дети формулируют цель – учимся быть грамотными. Это пригодится в жизни.
Читают пословицу и высказывают свое мнение, отмечая необходимость изучения правил русского языка.
Ученики находят изученные орфограммы и повторяют правила их написания. Делают вывод: Могу быть грамотным (на доске открывается данный вывод)
Называют части речи, которые использовались в пословице, доказывают свой выбор. | Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками. Познавательные: логические – анализ объектов с целью выделения признаков. Регулятивные: понимать, принимать и сохранять учебную задачу. |
4. Построение проекта выхода из затруднения | Учитель организует учащихся по исследованию проблемной ситуации.
Прочитайте отрывок из стихотворения А.А.Фета (слайд) Шепот, робкое дыханье, Трели соловья, Серебро и колыханье Сонного ручья. Свет ночной, ночные тени, Тени без конца. Ряд волшебных изменений Милого лица. - Мальчики считают все слова в стихотворении (22 слова) - Девочки – имена существительные (14 слов) - Сравните количество всех слов и количество имен существительных. Сделайте вывод о значении существительных в нашей речи. - Докажите, что вы научились давать характеристику имени существительного. Проведите морфологический разбор. При необходимости пользуйтесь памяткой разбора на странице 124-125 учебника. - Один ученик с комментированием у доски выполняет разбор существительного. Ручья – (чего?), н.ф. ручей, сущ., неодуш., м.р., 2 скл., ед.ч., в Р.п., второст. член предл. Один ученик работает самостоятельно на карточке со словом лица. Кто уверен в своих силах выполняет разбор существительного по желанию. Учитель проверяет самостоятельную работу 2-3 учеников. - Кто уверен в своих знаниях грамматических особенностей имен существительных, нарисуйте на полях тетради звездочку. В спор вступает другая часть речи.
Учитель предлагает продолжить исследование и принять участие в грамматическом опыте. Прочитайте высказывание А.М. Горького (слайд) Любите книгу, она научит вас уважать человека и самих себя, она окрыляет ум и сердце чувством любви к миру, человеку. - Назовите глаголы из текста. - Прочитайте текст без глаголов. Выскажите свое мнение о значимости глаголов в нашей речи. Учитель предлагает доказать, что они научились выполнять морфологический разбор глагола. При необходимости воспользуйтесь памяткой в учебнике на стр.123. Один ученик у доски разбирает по составу глаголы из текста. Один – самостоятельно работает по карточке. (перелетают, садится, строить, читают, узнаешь) Учитель проверяет самостоятельную работу 2-3 учеников. - Оцените свои знания особенностей глагола и нарисуйте на полях звездочку, если вы довольны своей работой. В спор вступает другая часть речи.
- Прочитайте высказывание А.Н. Толстого и сами убедитесь (слайд). Русский народ создал русский язык, яркий, как радуга после весеннего дождя, меткий, как стрелы, певучий и богатый, душевный, как песня над колыбелью. - Найдите имена прилагательные. Сделайте вывод о значимости этой части речи. - Запишем высказывание, преобразовав его в предложение с прямой речью. - Смоделируйте схему таких предложений. (карточки)
- Запишите предложение по выбранной схеме. - Оцените работу. Нарисуйте звездочку своему товарищу по парте, если он удачно справился с заданием. В споре приняли участие три части речи. А какие части речи вы еще зваете? - Вспомните тему и цель нашего грамматического исследования. Давайте подведем итоги о значимости частей речи. | Ученица: Я считаю, что имя существительное – самая главная часть речи. По наблюдениям ученых, именно имя существительное появилось в речи в числе самых первых слов. Человек с самого рождения смотрит на мир и хочет знать и назвать все то, что его окружает.
Дети делают вывод о значимости имени существительного.
Дети выполняют задание по выбору: за учеником или другое имя существительное.
Ученик: Я считаю, что глагол – самая важная и нужная часть речи. Что без меня предметы? Лишь названья. А я приду – Все в действие придет. Летит ракета. Люди строят зданья. Цветут сады. И хлеб в полях растет.
Ученики выполняют задания грамматического опыта, делают вывод.
Ученики выбирают задание по желанию: за комментированием или подбор глаголов по предложенным схемам:
Дети анализируют свою работу и оценивают.
Ученик: Я считаю, что имя прилагательное - самая важная часть речи. Что бы вы ни делали, где бы вы ни были, вы постоянно стремитесь не только назвать предмет, но и оценить его. Когда вы научитесь пользоваться именами прилагательными, тогда ваша речь станет ярче и красивее.
Называют имена прилагательные, делают вывод о необходимости употребления их в речи.
Ученики на доске моделируют схемы предложений с прямой речью. ( на доске А: «П.», «П,» - а.) Записывают предложение. Взаимопроверка после самостоятельной работы.
Называют известные части речи. Делают вывод о значимости всех частей речи. Все они делают нашу речь грамотной и выразительной. Будем изучать особенности каждой части речи. | Регулятивные: планирование своих действий. Познавательные: построение логической цепи рассуждений, анализ и сравнение. Коммуникативные: инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации. Личностные: положительное отношение к изучению русского языка, понимание его богатства.
Познавательные: самостоятельно пользоваться справочным учебным материалом.
Регулятивные: работать по плану, сверяя свои действия с целью.
Личностные: оценивание своей работы на основе заданных критериев успешности учебной деятельности.
Познавательные: проводить аналогии между изучаемым материалом и собственными исследованиями.
Коммуникативные: высказывать и обосновывать свою точку зрения.
Регулятивные: действовать по плану и сохранять учебную задачу.
Личностные: оценивание работы одноклассников на основе заданных критериев успешности учебной деятельности. Познавательные: извлекать нужную информацию.
Регулятивные: контролировать процесс и результаты деятельности. |
5. Релаксация | Учитель предлагает закрыть глаза. Под тихую музыку представить улицы нашего города и его интересные уголки. Представьте себе, что к вам в гости приехал друг из другого города. Какие любимые места вы бы ему показали и что интересного рассказали о нашей маленькой родине. (Показ слайдов)
| Выполняют требование учителя. Высказывают свое мнение по предложенному вопросу.
Ученица (держит книгу): Город Аткарск был основан по приказу императрицы Екатерины II.в 1780 году. Называли его тогда «соломенный город», потому что все крыши были покрыты соломой, а вокруг каждого дома стоял забор из хвороста. Из-за пожаров город не раз горел и снова восстанавливался, постепенно меняя свой облик. Но здания из красного кирпича стоят до сих пор. Они украшают наш современный город. Годы бегут, как роли в сказке Среди тревог, забот, мытарств. А на земле сейчас Аткарской Есть город в честь реки – Аткарск. | Познавательные: умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание Коммуникативные: восстановить эмоциональный настрой коллективной работы |
7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. | Организует учебную деятельность по применению знаний. - Работа в парах по карточкам. Составь пословицы и вставь окончания глаголов. При необходимости пользуйтесь схемой-опорой на стр.126
Кто се___ мир, Как волка ни корми не буд____ год голодный пожнет счастье он все в лес смотр___ Май холодный – - Индивидуальная работа на компьютере. Вставь безударные окончания имен существительных. При необходимости пользуйся схемой-опорой на стр.126.
Читал в библиотек…, причалил к пристан…, вышел из рощ…, лежали в портфел…, скакал на лошад…, читал в книг…, шагал по площад… Учитель просит оценить свою работу и нарисовать звездочку, если считают, что справились с самостоятельной работой.
|
Работают в парах. Один из пары объясняет выбор окончания глаголов.
Проверяет самостоятельную работу учеников. | Регулятивные: осознание качества и уровня усвоения учебного материала. Коммуникативные: договариваться и приходить к общему решению.
Регулятивные: работать по плану, сверяя свои действия с целью.
Личностные: оценивание своей работы на основе заданных критериев успешности учения. |