Урок систематизации знаний
план-конспект урока по русскому языку (4 класс)

Ежова Вера Юрьевна

 Урок русского языка  на темум: «Части речи – какая из них важнее?»

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_sistematizatsii_znaniy.doc74 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока

Учитель: Ежова В.Ю.

Класс: 4

Предмет: русский язык Полякова А.В. (4 класс), программа развивающего обучения Л.В. Занкова

Тема урока: «Части речи – какая из них важнее?»

Тип урока: систематизация знаний (общеметодологической направленности).

Деятельностная цель: формирование у учащихся способностей к структурированию и систематизации изучаемого предметного содержания и способностей к учебной деятельности.

Содержательная цель: выявление теоретических основ развития содержательно-методических линий школьного курса русского языка и построение обобщенных норм учебной деятельности.

Оборудование: учебник, мультимедиа с презентацией, индивидуальные карточки, энциклопедия «Я познаю мир» (русский язык), книга «Край родной, навек любимый...» (Ю.Анненков), диск с индивидуальными заданиями, рисунок Лестницы знаний, схемы-опоры, рисунок звёздочек.

Методы обучения: наглядный, практический, исследовательский.

Формы организации познавательной деятельности: коллективная, в парах, индивидуальная.

Технологическая карта урока

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Универсальные действия

1. Самоопределение к деятельности

      Учитель создает условия для включения в деловой ритм

Ну-ка вместе подтянулись

И друг другу улыбнулись.

Подышали полной грудью.

Посмотрели все вокруг.

Дети выполняют упражнения для глаз и настраиваются на успешную работу.

Мы – умные! Мы – дружные!

Мы – внимательные! Мы – старательные!

Мы отлично учимся!

Все у нас получится!

Личностные: самоопределение

Регулятивные: целеполагание

2. Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности

       Учитель объявляет о начале урока и предлагает сформулировать самую главную цель уроков русского языка (на доске открывается запись «Хочу быть грамотным»).

       Учитель предлагает прочитать пословицу – девиз урока «Грамоте учиться – всегда пригодится».

- Выскажите свое мнение о девизе урока.

- Проведите грамматическое исследование пословицы. Найдите «опасные» места.

- Можете ли вы сделать вывод, что уроки русского языка помогут вам быть грамотными?

- Запишите пословицу, подчеркните орфограммы, определите части речи.

    Проверяет выполнение самостоятельной работы.

Дети формулируют цель – учимся быть грамотными. Это пригодится в жизни.

Читают пословицу и высказывают свое мнение, отмечая необходимость изучения правил русского языка.

Ученики находят изученные орфограммы и повторяют правила их написания. Делают вывод: Могу быть грамотным (на доске открывается данный вывод)

Называют части речи, которые использовались в пословице, доказывают свой выбор.

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

Познавательные: логические – анализ объектов с целью выделения признаков.

Регулятивные: понимать, принимать и сохранять учебную задачу.

3. Постановка учебной задачи

     Вводное слово учителя.

 - С давних пор существует страна Речь. Она поделена на части, каждая имеет свое собственное название, имя. Однажды части речи собрались вместе и заспорили кто из них важнее и нужнее?

- А как думаете вы? Давайте попытаемся выяснить. Предлагаю принять участие в исследовании «Части речи – какая из них важнее?» (слайд)

- Сформулируйте цель исследования

Дети высказывают свое мнение, делают вывод, что цель исследования – выяснить какая из частей речи самая важная.

Регулятивные: понимать и сохранять учебную задачу.

Коммуникативные: высказывать и обосновывать свою точку зрения.

Познавательные:  – самостоятельное формирование познавательной цели.

4. Построение проекта выхода из затруднения

      Учитель организует учащихся по исследованию проблемной ситуации.

     

Прочитайте отрывок из стихотворения А.А.Фета (слайд)

Шепот, робкое дыханье,

Трели соловья,

Серебро и колыханье

Сонного ручья.

Свет ночной, ночные тени,

Тени без конца.

Ряд волшебных изменений

Милого лица.

- Мальчики считают все слова в стихотворении (22 слова)

 - Девочки – имена существительные (14 слов)

- Сравните количество всех слов и количество имен существительных. Сделайте вывод о значении существительных в нашей речи.

- Докажите, что вы научились давать характеристику имени существительного. Проведите морфологический разбор. При необходимости пользуйтесь памяткой разбора на странице 124-125 учебника.

- Один ученик с комментированием у доски выполняет разбор существительного.

Ручья – (чего?), н.ф. ручей, сущ., неодуш., м.р., 2 скл., ед.ч., в Р.п., второст. член предл.

      Один ученик работает самостоятельно на карточке со словом лица.

      Кто уверен в своих силах выполняет разбор существительного по желанию.

      Учитель проверяет самостоятельную работу 2-3 учеников.

- Кто уверен в своих знаниях грамматических особенностей имен существительных, нарисуйте на полях тетради звездочку.

В спор вступает другая часть речи.

Учитель предлагает продолжить исследование и принять участие в грамматическом опыте.

Прочитайте высказывание А.М. Горького (слайд)

Любите книгу, она научит вас уважать человека и самих себя, она окрыляет ум и сердце чувством любви к миру, человеку.

- Назовите глаголы из текста.

- Прочитайте текст без глаголов. Выскажите свое мнение о значимости глаголов в нашей речи.

Учитель предлагает доказать, что они научились выполнять морфологический разбор глагола.

При необходимости воспользуйтесь памяткой в учебнике на стр.123.

Один ученик у доски разбирает по составу глаголы из текста.

Один – самостоятельно работает по карточке. (перелетают, садится, строить, читают, узнаешь)

Учитель проверяет самостоятельную работу 2-3 учеников.

- Оцените свои знания особенностей глагола и нарисуйте на полях звездочку, если вы довольны своей работой.

В спор вступает другая часть речи.

- Прочитайте высказывание А.Н. Толстого и сами убедитесь (слайд).

Русский народ создал русский язык, яркий, как радуга после весеннего дождя, меткий, как стрелы, певучий и богатый, душевный, как песня над колыбелью.

- Найдите имена прилагательные. Сделайте вывод о значимости этой части речи.

- Запишем высказывание, преобразовав его в предложение с прямой речью.

- Смоделируйте схему  таких предложений.  (карточки)

- Запишите предложение по выбранной схеме.

- Оцените работу. Нарисуйте звездочку своему товарищу по парте, если он удачно справился с заданием.

      В споре приняли участие три части речи. А какие части речи вы еще зваете?

- Вспомните тему и цель нашего грамматического исследования. Давайте подведем итоги о значимости частей речи.

Ученица: Я считаю, что имя существительное – самая главная часть речи. По наблюдениям ученых, именно имя существительное появилось в речи в числе самых первых слов. Человек с самого рождения смотрит на мир и хочет знать и назвать все то, что его окружает.

Дети делают вывод о значимости имени существительного.

Дети выполняют задание по выбору: за учеником или другое имя существительное.

Ученик: Я считаю, что глагол – самая важная и нужная часть речи.

Что без меня предметы?

Лишь названья.

А я приду –

Все в действие придет.

Летит ракета.

Люди строят зданья.

Цветут сады.

И хлеб в полях растет.

Ученики выполняют задания грамматического опыта, делают вывод.

Ученики выбирают задание по желанию: за комментированием или подбор глаголов по предложенным схемам:

Дети анализируют свою работу и оценивают.

Ученик: Я считаю, что имя прилагательное -  самая важная часть речи. Что бы вы ни делали, где бы вы ни были, вы постоянно стремитесь не только назвать предмет, но и оценить его. Когда вы научитесь пользоваться именами прилагательными, тогда ваша речь станет ярче и красивее.

Называют имена прилагательные, делают вывод о необходимости употребления их в речи.

Ученики на доске моделируют схемы предложений с прямой речью.

( на доске А: «П.», «П,» - а.)

Записывают предложение. Взаимопроверка после самостоятельной работы.

Называют известные части речи. Делают вывод о значимости всех частей речи. Все они делают нашу речь грамотной и выразительной. Будем изучать особенности каждой части речи.

Регулятивные: планирование  своих действий.

Познавательные:  

построение логической цепи рассуждений,  анализ и сравнение.

Коммуникативные: инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации.

Личностные: положительное отношение к изучению русского языка, понимание его богатства.

Познавательные: самостоятельно пользоваться справочным учебным материалом.

Регулятивные: работать по плану, сверяя свои действия с целью.

Личностные: оценивание своей работы на основе заданных критериев успешности учебной деятельности.

Познавательные: проводить аналогии между изучаемым материалом и собственными исследованиями.

Коммуникативные: высказывать и обосновывать свою точку зрения.

Регулятивные: действовать по плану и сохранять учебную задачу.

Личностные: оценивание работы одноклассников на основе заданных критериев успешности учебной деятельности.

Познавательные: извлекать нужную информацию.

Регулятивные: контролировать процесс и результаты деятельности.

5. Релаксация

Учитель предлагает закрыть глаза. Под тихую музыку представить улицы нашего города и его интересные уголки. Представьте себе, что к вам в гости приехал друг из другого города. Какие любимые места вы бы ему показали и что интересного рассказали о нашей маленькой родине.

(Показ слайдов)

Выполняют требование учителя.

Высказывают свое мнение по предложенному вопросу.

Ученица (держит книгу): Город Аткарск был основан по приказу императрицы Екатерины II.в 1780 году. Называли его тогда «соломенный город», потому что все крыши были покрыты соломой, а вокруг каждого дома стоял забор из хвороста. Из-за пожаров город не раз горел и снова восстанавливался, постепенно меняя свой облик. Но здания из красного кирпича стоят до сих пор. Они украшают наш современный город.

Годы бегут, как роли в сказке

Среди тревог, забот, мытарств.

А на земле сейчас Аткарской

Есть город в честь реки – Аткарск.

Познавательные: умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание

Коммуникативные: восстановить эмоциональный настрой коллективной работы

6.Первичное закрепление.

- Составьте предложение о нашем городе.

- Запишите предложение и произведите его синтаксический разбор по схеме-опоре на стр.125 учебника.

Один ученик у доски записывает свое предложение и производит его разбор.

Другой ученик работает по карточке. Вставить пропущенные буквы и подчеркнуть грамматическую основу.

Ж…тели гор…да высаж…вают кр…сивые цв…ты и поддерж…вают п…рядок на ул…цах.

Проверяет самостоятельную работу 2-3 учеников. Просит оценить свою работу и нарисовать звездочку, если уверенно выполнили разбор предложения.

Записывают предложение за учеником с доски или по своему выбору.

Оценивают свою работу.

Регулятивные: контроль, оценка, коррекция;

Познавательные: умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание.

Личностные: оценивание своей работы.

7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

Организует учебную деятельность по применению знаний.

  1. Работа в парах по карточкам. Составь пословицы и вставь окончания глаголов. При необходимости пользуйтесь схемой-опорой на стр.126

Кто се___ мир,                    Как волка ни корми

не буд____ год голодный      пожнет счастье

он все в лес смотр___    Май холодный –

  1. Индивидуальная работа на компьютере. Вставь безударные окончания имен существительных. При необходимости пользуйся схемой-опорой на стр.126.

   Читал в библиотек…, причалил к пристан…, вышел из рощ…, лежали в портфел…, скакал на лошад…, читал в книг…, шагал по площад…

   Учитель просит оценить свою работу и нарисовать звездочку, если считают, что справились с самостоятельной работой.

Работают в парах. Один из пары объясняет выбор окончания глаголов.

Проверяет самостоятельную работу учеников.

Регулятивные: осознание качества и уровня усвоения учебного материала.

Коммуникативные: договариваться и приходить к общему решению.

Регулятивные: работать по плану, сверяя свои действия с целью.

Личностные: оценивание своей работы на основе заданных критериев успешности учения.

8. Инструктаж домашнего задания

Для закрепления знаний о частях речи учитель предлагает выполнить дома по выбору следующие задания: упр.395, небольшое сочинение о нашем городе (для тех, кто умеет правильно излагать свои мысли и чувства), отгадать ребусы с карточки (для тех, кто любит проявлять сообразительность).

Дети выбирают задания по своему желанию и записывают в дневник

Познавательные: умение применять полученные знания.

 Регулятивные: контроль и самоконтроль.

9.Рефлексия деятельности

Учитель предлагает вспомнить цель исследования, сформулировать выводы исследования.

- Что нового узнали?

- Что было интересным?

- Что показалось трудным?

- Работу кого из одноклассников вы сегодня отметите?

- Оцените свою работу и поместите звездочку на  Лестницу Знаний.

Я – исследователь!

          Я – люблю учиться!

                       Я – молодец!

- Впереди у нас еще много нераскрытых тайн родного языка. Я желаю вам успехов, ведь грамоте учиться – всегда пригодится!

Дети называют цель исследования, формулируют выводы о необходимости изучения родного языка

Дети высказывают свое мнение.

Дети оценивают работу одноклассников, комментируя свой выбор.

Оценивают свою работу.

Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.

Познавательные: осознавать учебную задачу.

Личностные: формирование внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к занятиям.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок систематизации знаний по теме "Имя прилагательное" (2 класс УМК "Планета Знаний")

Урок систематизации знаний по теме "Имя прилагательное". Конспект подразумевает использование мультимедийной презентации. Работа  на уроке направлена на обобщение знаний учащихся по теме, умения ...

Урок по русскому языку 2 класс Тема урока: Систематизация и обобщение знаний по теме «Имена существительные»

Урок по русскому языку    2 классТема урока:  Систематизация и обобщение знаний по теме «Имена существительные»Цель: 1. Повторить постоянные и непостоянные мор...

Доклад на тему: структура урока систематизации и обобщения знаний и умений (тип урока- совершенствование).

Адаптированные наукоёмкие понятия структуры урока систематизации и обобщения знаний и умений (т.е. совершенствование) по ФГОС....

Имя прилагательное (урок систематизации знаний)

Данная разработка содержит технологическую карту урока по "Имя прилагательное". По типу урок обобщения и систематизации знаний. Построен в занимальной форме....

Урок систематизации знаний по русскому языку для учащихся 2 класса Тема: Правописание безударных гласных в корне слова

Урок систематизации знаний по  русскому языку для учащихся 2 классаТема: Правописание безударных гласных в корне словаУчитель начальных классовКрыгина Елена НиколаевнаЦель: совершенствование учеб...

Конструкция There is/There are. Урок систематизации знаний (4 класс)

Урок систематизации знаний по английскому языку разработан по теме "Конструкция There is/There are" по учебнику "Rainbow English 4" (авт. Афанасьева, Михеева.) Тип урока: урок систематизации и обобщ...