Урок систематизации знаний по русскому языку для учащихся 2 класса Тема: Правописание безударных гласных в корне слова
план-конспект урока по русскому языку (2 класс)
Урок систематизации знаний по русскому языку для учащихся 2 класса
Тема: Правописание безударных гласных в корне слова
Учитель начальных классов
Крыгина Елена Николаевна
Цель: совершенствование учебно-языковых и правописных умений, формирование орфографической зоркости в работе с безударными гласными в корне слова.
Задачи: учить ставить ударение в словах, находить опасные места в слове, проговаривать орфограммы, составлять алгоритм для проверки безударной гласной в корне слова и им пользоваться при работе с этой орфограммой, учить подбирать проверочные слова для безударной гласной в корне слова.
Познавательные УУД: осознавать познавательную задачу, целенаправленно слушать учителя, развивать умение извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов, применять изученные способы фиксации информации; представлять информацию в виде схемы; выявлять сущность, особенности объектов.
Регулятивные УУД: развивать умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника; оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей; прогнозировать предстоящую работу, планировать свои действия для решения орфографических задач.
Коммуникативные УУД: развивать умение слушать и понимать других; строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами; оформлять свои мысли в устной форме, соблюдать нормы литературного языка.
Материалы и оборудование: компьютер, магнитная доска, презентация, ракеты с названиями, ватман с изображением космоса и планет, рисунок с инопланетянином, у детей три звездочки разного цвета, космические ракеты с домашней работой, карточки с заданиями для работы в группах, плакат с алгоритмом для поверки безударных гласных в корне слова.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_po_rus_yazyku_2_klass.docx | 32.78 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок систематизации знаний по русскому языку для учащихся 2 класса
Тема: Правописание безударных гласных в корне слова
Учитель начальных классов
Крыгина Елена Николаевна
Цель: совершенствование учебно-языковых и правописных умений, формирование орфографической зоркости в работе с безударными гласными в корне слова.
Задачи: учить ставить ударение в словах, находить опасные места в слове, проговаривать орфограммы, составлять алгоритм для проверки безударной гласной в корне слова и им пользоваться при работе с этой орфограммой, учить подбирать проверочные слова для безударной гласной в корне слова.
Познавательные УУД: осознавать познавательную задачу, целенаправленно слушать учителя, развивать умение извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов, применять изученные способы фиксации информации; представлять информацию в виде схемы; выявлять сущность, особенности объектов.
Регулятивные УУД: развивать умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника; оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей; прогнозировать предстоящую работу, планировать свои действия для решения орфографических задач.
Коммуникативные УУД: развивать умение слушать и понимать других; строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами; оформлять свои мысли в устной форме, соблюдать нормы литературного языка.
Материалы и оборудование: компьютер, магнитная доска, презентация, ракеты с названиями, ватман с изображением космоса и планет, рисунок с инопланетянином, у детей три звездочки разного цвета, космические ракеты с домашней работой, карточки с заданиями для работы в группах, плакат с алгоритмом для поверки безударных гласных в корне слова.
Ход урока:
I. Мотивация к учебной деятельности.
Солнышко лучистое заглянуло в класс,
Светом своим ласковым согревая нас.
Солнце улыбается, улыбнись и ты,
Поделись с друзьями частичкой доброты.
Долгожданный дан звонок,
Начинается урок.
- Сегодня у нас немного необычный урок. Мы отправимся с вами в путешествие на разные планеты космические корабли. Для того, чтобы наши корабли без происшествий летали по просторам космоса, мы должны быть на уроке старательными, внимательными и очень активными. Вы готовы? Инопланетянин Нео будет контролировать полеты наших ракет.
Открываем тетради, записываем число, классная работа.
- Готовы к запуску ракет? Запускаем двигатели кораблей.
Минутка чистописания:
- Ребята, вам вставить нужную букву в слова. Прочитаем, что здесь написано.
Дуб з…лёный над х...лмом,
А под дубом ст…ит дом,
В доме буковки ж…вут,
Нас к себе они з…вут.
- Назовите буквы, которые нужно писать в этих словах. (Дети называют буквы и проверочные слова).
-Вы наверное заметили буковки в руках у Нео. Вот их мы и запишем в тетради.
еее ооо иии ааа яяя
- Теперь всё у нас в порядке: все гласные в тетрадке.
- На следующей строке запишем предложение. Дети, прочитаем его вместе.
Друзья познаются в беде.
- Что это такое? (Пословица)
- Как вы понимаете её смысл?
- Запишите это предложение.
- Найдите в пословице слова, в которых гласные вызывают сомнение. Скажите, сколько букв и звуков в слове друзья (6з, 6б)
Словарная работа:
Картинный диктант – запись слов на доске, расстановка ударений, выделение опасных мест.
Воробей мороз сорока город картина
- Почему эти слова называются словарными?
(в этих словах есть гласные буквы, написание которых нужно запомнить)
II. Актуализация знаний.
Вспомните, что такое КОРЕНЬ слова. (ответы детей)
- Выпишите однокоренные слова, поставьте ударение, найдите опасные места.
Водичка, вода, водитель, водный
-Обоснуй выбор.( Водитель слово лишнее, оно не однокоренное всем остальным, отличается значением)
- Какие слова называются однокоренными?
- Написание каких слов вызвало затруднение? Почему? (вода, водичка – в словах безударная гласная, требующая проверки)
III. Постановка учебной задачи.
Отправляем ракеты к своим планетам. Чтобы взлетели ракеты, выполним задания.
Вот названия наших планет А О Я И Е
Нео убрал буквы из названий ракет. Наши ракеты В . терок В . лна П . руса Л . сток Гр . да полетят каждая на свою планету.
Определите соответствие.
Дети предлагают свои варианты ответов, однако их надо подвести к тому, что просто так вставить букву в слово нельзя, НУЖНО ВОСПОЛЬЗОВАТЬСЯ СПЕЦИАЛЬНЫМ ПРАВИЛОМ для этой работы.
- В какой части слова находится пропущенная буква? (В корне)
- Пропущенная буква ударная или безударная? (Безударная)
- Какова цель нашего урока? (Научиться писать слова с безударными гласными в корне слова)
А инопланетянин Нео нам в этом поможет.
IV. Поиск решения проблемы.
- Напишите название ракет в тетрадь друг под другом, оставляя на месте безударных гласных “окошки”.
- Выдели части слова, в которых пропущена буква?
- Какие безударные гласные в корне слова нужно проверять?
(А или О, И или Е или Я)
- Почему их следует проверять? (Звук и буква могут не совпадать)
- Что же нужно сделать, чтобы не ошибиться в правописании слов с безударными гласными в корне слова? (Нужно проверять слова)
- Давайте разберёмся каким должно быть проверочное слово.
- Выбери из данных слов слово, которым можно проверить слово В . терок: ветрище, ветерочек, ветреный. Объясни почему? (Ветреный – так как гласный под ударением, произносится отчётливо и находится в той же части слова – в корне)
- Значит на планету с какой буквой полетит ракета “В . терок”?
(На планету с буквой Е)
Запись в тетрадь проверочного слова.
- Подбери однокоренные слова к слову В . лна? (Волны, волновой)
- Каким из них будешь проверять слово В . лна? Почему?
Запись в тетрадь проверочного слова.
- Подбери однокоренные слова к слову П . руса? (Парусник, парус, парусный)
- Все ли слова подойдут для проверки? Почему?
Запись в тетрадь проверочного слова.
- Подбери однокоренные слова к слову Л . сток? (Лист, листва, лиственный, листья)
- Какие из этих слов подойдут для проверки? Почему?
Запись в тетрадь проверочного слова.
- Подбери проверочные слова к слову Гр . да? (Грядка, гряды, грядочка)
- Почему эти слова подошли для проверки?
Запись в тетрадь проверочного слова.
Ракеты отправлены каждая на свою планету. Чтобы гостеприимно наши ракеты были встречены, выполним задание от Нео
Он предлагает нам сформулировать правило проверки безударных гласных в корне слова. (Чтобы правильно написать безударные гласные буквы А О И Е Я в корне слова, надо подобрать проверочное слово, чтобы проверяемая гласная находилась под ударением )
V. Моделирование алгоритма.
В помощь детям, можно представить таблицу:
Способы проверки безударных гласных в корне слова
Изменяю слово | Подбираю однокоренное слово |
1. Один - много волна – волны 2. Много - один паруса – парус 3. По вопросу: Где? моря – в море Что делал? – Что делает? писал - пишет | 1. Большой - маленький ковёр – коврик 2. Маленький - большой площадка – площадь 3. Назови ласково: зима - зимушка 4. Какой? - Что? зелёный – зелень 5. Что делал? - Что? плясал – пляска |
Как же определить и записать правильно слова, где неясно слышится гласная:
Алгоритм проверки безударных гласных (появляется плакат на доске после проговаривания алгоритма)
1. Определяю часть слова;
2. Слышу в корне безударный гласный;
3. Ставлю его под ударение;
4. Под ударением …;
5. Пишу ту же гласную в корне слова.
ФИЗМИНУТКА
VI. Закрепление изученного. Сейчас покажем жителям на планетах, как мы будем подбирать проверочные слова для проверяемых слов. Поработаем в парах на карточках, с последующей проверкой.
-Найдите пару из второго столбика
гн…здо травы
ос…нь письма
пр…мой гнёзда
п…сьмо числа
м…ряк осенняя
с…лить беды
тр…ва прямо
б…да море
м…сной соль
ч…сло мясо
Работа по учебнику с.87 упр.155 – выполнение задания по рядам
Проверка выполнения задания из учебника
VII. Самостоятельная работа Дети выполняют самостоятельную работу по уровням, пользуясь алгоритмом.
- Первый столбик – за эту работу ставится оценка 3
-1,2 столбик -4
-1,2,3 столбик – 5
Чтобы наши ракеты вернулись домой выполним самостоятельную работу.
Запишите слова с безударными гласными по образцу: снега – снег. стр(и,е)жи сл(е,и)ды дв(о,а)ры | Выпишите слова с безударной гласной о, напишите к ним проверочные. х(о,а)дили сл(о,а)варь п(о,а)левой | Запишите слова в алфавитном порядке, напишите 3 слова на это правило. ун(е,и)сли с(а,о)довые р(е,и)ка |
Самопроверка: поднимите руки, кто написал 1 столбик. Прочитайте. Кто второй, третий столбик. (Дети читают с объяснением).
VIII. Итог урока. Встретим наши корабли подведением итогов урока.
- Какое правило нам помог изучить инопланетянин НЕО?
- Как нужно действовать, чтобы не ошибиться в написании слов с безударным гласным в корне?
- Зачем нужно знать и помнить это правило?
- Какие способы проверки безударных гласных в корне слова вы запомнили?
Домашнее задание.
Каждый ученик получает ракетку с домашним заданием.
IХ. Рефлексия.
- Оцените свою работу на уроке сами. Подойдите к космическому небосводу и подарите ему свои звёздочки.
Тот, кто хорошо поработал на уроке и усвоил правило – красную звезду
Тот, кто чуть-чуть сомневается в своих знаниях – зеленую звёздочку;
Тот, кому было что-то непонятно на уроке –синюю звезду.
Х. Выставление оценок
- За работу на уроке я выставила такие оценки …
Уроку русского языка конец,
А кто работал – молодец!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Русский язык 3 класс. Тема: Правописание безударной гласной в корне слова.
Цель:1. Сформировать навык проверки безударной гласной в корне слова.2. Закрепить знания о составе слова.3....
Конспект урока по русскому языку в 3 классе. Тема:" Правописание безударных гласных в корне" ( с применением ИКТ ).
- дальнейшее формирование умения применять на практике правила правописания безударных гласных в корне;- закреплять умение находить безударные гласные в корне, распознавать в словах ...
Открытый урок. Русский язык. 3 класс.Тема: «Правописание безударных гласных в корне слова. Обобщение».
Русский язык3 классТема: «Правописание безударных гласных в корне слова. Обобщение».Цель: развивать умение распознавать слова с безударной гласной в корне слова.Задачи:...
Открытый урок. Русский язык. 3 класс.Тема: «Правописание безударных гласных в корне слова. Обобщение».
Русский язык3 классТема: «Правописание безударных гласных в корне слова. Обобщение».Цель: развивать умение распознавать слова с безударной гласной в корне слова.Задачи:...
Конспект урока по русскому языку в 3 классе Тема: «Правописание безударных гласных в корне слова».
Цели: формировать умения подбирать проверочные слова для слов с безударными гласными в корне слова. Задачи:·...
план к уроку русского языка 2 кл по теме правописание безударных гласных в корне слова
план к уроку русскогоязыка 2 кл по теме правописание безударных гласных в корне слова...