Технологическая карта урока по ФГОС
презентация к уроку по русскому языку (2 класс)
Урок русского языка по теме : Лексическая сочетаемость слов. Что мы знаем о слове.
Цель данного урока:
- сформировать общее понятие о лексическом значении слова и умение распознавать лексическую сочетаемость слов.
- способствовать развитию умений у учащихся устанавливать связь слов в словосочетании, в предложении по заданным признакам в соответствии с лексической и грамматической сочетаемостью.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tehnologicheskaya_karta_uroka_russkogo_yazyka.docx | 39.12 КБ |
prezentatsiya_k_uroku.ppt | 2.54 МБ |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока
Ф.И.О. учителя | Буравова Елена Юрьевна |
Класс: | 2 «Б» |
Дата: | |
Предмет: | Русский язык |
Тема урока: | Что мы знаем о слове? Лексическая сочетаемость слов. |
Тип урока: | Усвоение нового материала |
Авторы: | Е.В.Бунеева, Л.Ю.Комиссарова |
Цели урока: |
|
Планируемые образовательные результаты (личностные, метапредметные, предметные): | Личностные универсальные учебные действия:
Регулятивные универсальные учебные действия:
Познавательные универсальные учебные действия:
Коммуникативные универсальные учебные действия:
Предметные результаты:
|
Оборудование: | Е.В.Бунеева Русский язык: Учебник для 2 класса; рабочие тетради, нетбуки, интерактивная доска, веер букв, карточки. |
Образовательные ресурсы: | www.iqlib.ru. www.it-n.ru http://www n-shkola.ru |
Организация пространства | Деятельность учеников | Деятельность учителя | Содержание учебного материала | Планируемые результаты |
Самоопределение к деятельности. (организационный момент) Цель: мотивировать учащихся к учебной деятельности посредством создания эмоциональной обстановки. | Приветствуют учителя, выполняют самооценку готовности по критериям: правильность выбора учебных принадлежностей, правильность и аккуратность их расположения на парте. | Приветствует учащихся, проверяет готовность к уроку, создаёт эмоциональный настрой на занятие. Мотивирует учащихся на работу.
| С добрым утром! Начат день! Первым делом гоним лень! На уроке не зевать, А работать и писать! Проверьте, все ли готовы к уроку. Откройте тетради и запишите число, «классная работа».
|
формирование интереса к учебному материалу, внутренней позиции школьника, выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивации учения; |
Актуализация знаний (чистописание, словарно-орфографическая работа) Цель: А)Актуализировать учебные знания и умения, необходимые для восприятия нового материала. Б) Развивать навык чистописания и орфографической зоркости. | Комментируют правильную запись буквы, уточняют вид соединения. Уточняют свои знания по данному вопросу. Находят «лишнюю» запись, доказывают своё решение. Формулируют определение понятия «слово». Читают текст по строчке, «сигнализируя» пропущенную букву, объясняют орфограмму. Объясняют лексическое значение слова. Выделяют орфограмму в слове, обозначают ударение, определяют количество слогов в слове. | Организует работу по развитию каллиграфических навыков. Задаёт вопросы. Побуждает к анализу языкового материала. Задаёт вопросы. Напоминает алгоритм работы со словарным словом. | Ребята, а сейчас проведем «Минутку чистописания», вспомним написание строчной буквы «б». Прокомментируйте письмо буквы. Пропишите букву до середины строки. …слайд 2 Назовите буквосочетания или слоги с буквой «б», которые пишутся с нижним соединением; верхним соединением. (бл, бм, бы, бу). Пропишите их до конца строчки. . Ребята, обратите внимание на запись: «Весна, еекп, солнце, кулял» …слайд 3 Прочитайте только слова. Почему «еекп, кулял» нельзя назвать словами? (не имеют смысла, значения). Так что же такое слово? (Слово – это единица речи, которая имеет лексическое значение). Прочитайте текст. Назовите пропущенные буквы, объясните орфограммы.
Это дер…во р…дное, Бли…кое и д…рогое. Белый сарафан…чик, Листики р…зные, Серё…ки расп…сные. … слайд 4 Прочитайте текст ещё раз. Вы догадались, о чём идёт речь? (о берёзе). Ребята, объясните лексическое значение слова берёза. (Берёза – лиственное дерево с тонким белым стволом). Это новое словарное слово. …слайд №5 Назовите орфограмму в этом слове. Запишите слово в словарик, выделите орфограмму, поставьте ударение в слове (ё всегда под ударением, поэтому ударение мы не ставим); разделите слова на слоги. Сколько слогов? (3) Как еще можно определить количество слогов? (по количеству гласных в слове). | принимать и сохранять учебную задачу, соответствующую этапу обучения; учитывать выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале; выполнять учебные действия в устной и письменной речи; структурирование знаний; анализировать изучаемые языковые факты с выделением существенных и несущественных признаков; обобщать, подводить анализируемые объекты под понятие; пользоваться знаками, символами, таблицами; воспринимать смысл заданного текста; выбирать адекватные речевые средства в диалоге с учителем, одноклассниками; |
Динамическая пауза. Цель: создать условия для отдыха и эмоционального настроя на продолжение работы. | Выполняют упражнения под музыку. | Организует динамическую паузу. | приобретение самоконтролируемых умений. | |
Изучение нового материала. Постановка учебной задачи. Цель: А) Организовать коммуникативное взаимодействие, в ходе которого выявляется и фиксируется тема урока и его цель. Б) Согласовать цель и тему урока. Решение учебной задачи. Цель: совершенствовать умение сочетать слова по смыслу. Первичное закрепление. Цель: формировать умение применять полученные знания на практике. | Составляют словосочетание, определяют главное и зависимое слово, устанавливают связь, определяют грамматические признаки существительного и прилагательного. Результаты работы предоставляют классу. Анализируют, формулируют выводы наблюдений. Высказывают предположения. Формулируют тему урока, ставят учебную задачу. Выделяют словосочетания с учётом лексической и грамматической сочетаемости Наблюдают лексическую сочетаемость и несочетаемость слов. Осуществляют взаимопроверку. Готовят нетбуки к работе. Вспоминают правила работы в паре. Из предложенных слов выбирают подходящие по смыслу слова, вставляют в предложение, аргументируют выбор. . Договариваются между собой, осуществляют проверку в паре, выступает делегат от пары с демонстрацией своего решения на общей доске. Дополняют текст подходящими по лексическому значению словами. Результаты своей работы представляют классу. Осуществляют проверку.
| Даёт задание для самостоятельной работы. Создаёт проблемную ситуацию. Организует формулирование темы урока учащимися. Организует постановку учебной задачи. Уточняет понимание учащимися поставленной темы и целей урока. Даёт задание для самостоятельной работы. Организует проверку. Организует работу в парах, инструктирует по выполнению заданий. Наблюдает за ходом поиска решений. Организует взаимопроверку в парах при помощи экрана. Предлагает работу с текстом. Организует работу в парах, инструктирует по выполнению заданий. Наблюдает за ходом поиска решений. Организует взаимопроверку в парах при помощи экрана. Задаёт вопросы. Акцентирует внимание на конечных результатах учебной деятельности. | Составьте словосочетание со словом береза по схеме. …слайд №6 Запишем одно из словосочетаний. Определите в нем грамматические признаки существительного и прилагательного (род, число). Ребята, а теперь посмотрите, какие словосочетания получились у меня. …слайд №7 Что в них общего? (грамматические признаки) Со всеми ли словосочетаниями вы согласны? (Нет). Почему? (Слова не сочетаются по лексическому значению. Нет в природе колючей берёзы). Слово берёза имеет лексическое значение и слово колючая имеет лексическое значение, но они не сочетаются. Так какой вывод можно сделать? ( Слова должны сочетаться не только по грамматическим признакам, но и по лексическому значению.) Итак, мы подошли к теме нашего урока. Сформулируйте её. …слайд №8 Лексическая сочетаемость слов А сейчас ребята я предлагаю вам поработать по карточке. Попробуйте самостоятельно выбрать и подчеркнуть только те словосочетания, которые сочетаются по лексическому значению. Подчеркните их цветным карандашом. лиса белая ёж пушистый берёза кудрявая ель белоствольная солнце яркое озеро мягкое коридор широкий улыбка сердитая дорога узкая день старый лето жаркое мяч треугольный утро весеннее Хорошо, молодцы. Поменяйтесь карточками, проверьте работу друг друга. Ребята, а какая еще есть более крупная единица речи? (предложение). Сейчас мы понаблюдаем за сочетаемостью слов в предложении. … слайд 9 Следующее задание выполните в парах на нетбуках. У вас на парте лежит карточка с заданием. Выполните 1 задание. Задание 1. Выбери подходящее по смыслу слово (лексическому значению), вставь в предложение. Серый волк в густом лесу Встретил рыжую ……………. Белый снег в лесу лежит, Зайка под кустом …………… Роет землю старый крот, Разгоняет …………………….. Эй, не стойте слишком близко! Я тигрёнок, а не …………….. Проверим работу. Легко ли было выполнять задание? (помогла рифма). … слайд 10 А теперь выполните более сложное задание. Задание 2. Используя слова для справок, вставь подходящие по смыслу слова в предложения. Наступили весёлые дни.
стволу. Люди считают его полезным и напитком. Они надрезают и пьют сок. После этого берёзки засыхают и . Для них сок – всё равно, что для нас . Какой текст получился у вас? Прочитайте. А теперь проверьте. Прочитайте текст писателя Виталия Бианки, который много писал о природе. Что вы учитывали, выбирая нужные слова? (лексическую сочетаемость слов) Скажите, ребята, почему берёзкам грустно? (берёзки сохнут, для них сок является источником жизни как для нас кровь). | анализировать изучаемые языковые факты с выделением существенных и несущественных признаков; структурирование знаний; выполнять учебные действия в устной и письменной речи; принимать и сохранять учебную задачу, соответствующую этапу обучения; на основе результатов решения практических задач делать теоретические выводы о свойствах изучаемых языковых фактов в сотрудничестве с учителем и одноклассниками; анализировать изучаемые языковые факты с выделением существенных и несущественных признаков; структурирование знаний; выполнять учебные действия в устной и письменной речи; принимать и сохранять учебную задачу, соответствующую этапу обучения; контролировать и оценивать свои действия; на основе результатов решения практических задач делать теоретические выводы о свойствах изучаемых языковых фактов в сотрудничестве с учителем и одноклассниками; контролировать и оценивать свои действия; формирование самооценки на основе заданных критериев успешности учебной деятельности; анализировать изучаемые языковые факты с выделением существенных и несущественных признаков; структурирование знаний; выполнять учебные действия в устной и письменной речи; обобщать, подводить анализируемые объекты под понятие; выбирать адекватные речевые средства в диалоге с учителем, одноклассниками; воспринимать другое мнение и позицию; договариваться, приходить к общему решению; анализировать изучаемые языковые факты с выделением существенных и несущественных признаков; структурирование знаний; выполнять учебные действия в устной и письменной речи; обобщать, подводить анализируемые объекты под понятие; воспринимать смысл заданного текста; выбирать адекватные речевые средства в диалоге с учителем, одноклассниками; воспринимать другое мнение и позицию; договариваться, приходить к общему решению; строить монологическое высказывание |
Самостоятельная работа с контролем усвоения полученных знаний. Цель: проверить результат усвоения новой темы. | Выполняют письменную работу. Получают оценку усвоения нового материала. | Организует выполнение письменной работы на основе упражнения учебника. | Сейчас закрепим изученный материал и выполним задание в учебнике. Откройте учебник на стр. 11, упражнение 24.
Что вы учитывали, записывая новые предложения? (лексическую сочетаемость слов). | принимать и сохранять учебную задачу, соответствующую этапу обучения; учитывать выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале; с помощью учителя, класса оценивать правильность выполнения действий и вносить необходимые коррективы; контролировать и оценивать свои действия; находить в материалах учебника ответ на заданный вопрос. |
Итог урока. Рефлексия деятельности Цель: контроль действий. | Участвуют в диалоге с учителем. Значком указывают своё отношение к видам деятельности. | Задает вопросы, связывая результаты урока с его целями. Объясняет домашнее задание. | Диалог, позволяющий ученикам осмыслить полученные результаты по изучению темы. Что мы сегодня узнали нового на уроке? Над чем работали? Что нужно учитывать при составлении словосочетаний, предложений? (лексическую сочетаемость слов) Продолжи фразу: Сегодня я узнал… Мне было интересно… Мне было трудно… Учащиеся выбирают, какая деятельность доминировала на уроке, была более значимой. Моя деятельность. Деятельность пары. Деятельность класса. Домашнее задание (с. 28, р. т. упр. №45) |
формирование самооценки на основе заданных критериев успешности учебной деятельности;
|
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Марабаева Л.А .
Весна, еекп, солнце, кулял.
Орфографическая минутка Это дер…во р…дное, Бли…кое и д…рогое. Белый сарафан…чик, Листики р…зные, Серё…ки расп…сные.
Словарная работа Б е рёза
Составьте словосочетания какая? берёза __________
какая? берёза кудрявая какая? берёза зелёная какая? берёза колючая
Тема урока Лексическая сочетаемость слов
Серый волк в густом лесу Встретил рыжую ……………. Белый снег в лесу лежит, Зайка под кустом …………… Роет землю старый крот, Разгоняет …………………….. Эй, не стойте слишком близко! Я тигрёнок, а не …………….. косу росу косу росу косу лису бежит лежит бежит лежит дрожит бежит лежит пароход бегемот пароход бегемот огород пароход бегемот миска киска сосиска
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технологическая карта урока по ФГОС.Обучение грамоте.Звук [о] и буква "о".
План-конспект урока по обучению грамоте с использованием ЭОР.1 класс, букварный период....
Технологическая карта урока по ФГОС "Решение примеров □ +5, □-5" УМК "Перспектива"
Составление и заучивание таблицы + – 5...
Технологическая карта урока по ФГОС "Про хлеб и кашу,про чай и кофе" УМК "Перспектива"
Рассказать, откуда берутся хлеб, каши, чай, кофе; воспитывать уважение к хлебу, к труду людей, связанному с производством хлеба и других продуктов....
Технологическая карта урока по ФГОС "Буква Ю ю в начале слова и после гласных" УМК "Перспектива"
Научить писать строчную и прописную (заглавную) букву Ю ю, обозначать буквой ю слитные звуки (йу) в начале слова и после гласной...
Технологическая карта урока по ФГОС (на башкирском языке)
Материал разработан для эффективного использования времени для подготовки к уроку...
Технологическая карта урока по ФГОС. Что узнали? Чему научились?
Повторение и закрепление пройденного материала по теме "Деление с остатком"....
Технологическая карта урока по ФГОС в 3 классе по английскому языку. Тема урока: Активизация навыков устной речи по теме "Распорядок дня"
Цели для учителяСодержательная – познакомить учащихся с особенностями определения времени и сообщения о нём на английском языке, развивать умения устной речи, слушания, чтения и письма Деятельнос...