Конспект урока по русскому языку "Синонимы" 4 класс
план-конспект урока по русскому языку (4 класс)

Волкова Анна Сергеевна

Конспект урока по русскому языку

Скачать:


Предварительный просмотр:

Структура урока «Открытие нового знания»

Дата:22.03.2018                                                                                                                                      ФИО учителя Мокичева О.В.

Школа: МОУ СОШ №11                                                                                                                              ФИ студента Волкова А.С.

Класс: 4                                                                                                                              ФИО методиста Кошкарова Л.С.
Кабинет: 12

КОНСПЕКТ УРОКА по русскому языку

Тема: Синонимы

Цели деятельности учителя: формирования умения работать со словарём синонимов, находить их в тексте, подбирать к словам синонимы

Планируемые результаты

Предметные: познакомить с понятием синонимы

Личностные: 1)получить знания о синонимах
2)уметь распознавать синонимы в текстах

Тип урока: открытие нового знания

Оборудование: учебник русского языка 2 класс 1 часть В.П.Канакина, В.Г.Горецкий, карточки с заданием


Этап урока

Методы и приемы

Хроно-

метраж

Содержание урока

Формируемые УУД

(развивающие)

Деятельность учителя

Деятельность ученика

(что делают)

III. Постановка учебной задачи

4-5 мин

-Сегодня мы поговорим о новом понятии. О каком вы мне скажете сами позже.
-
Посмотрите на карточку, прочитайте и определите, сколько записано предложений?
Пришла поздняя осень в лесу стало скучно и холодно птицы улетели в теплые страны.
- Молодцы, скажите в первом предложении основу.
-Какое слово употреблено здесь в переносном значении?
-Молодцы,ребята, а каким словом можно заменить слово «пришла»?
-Что общего у этих слов?
- Ребята, а почему все называют разные ответы?
- Значит, с какими словами мы сегодня познакомимся?

Дети читают текст и отвечают:
-Пришла поздняя осень. В лесу стало скучно и холодно. Птицы улетели в теплые страны.
-Пришла осень.
-Пришла.
-Наступила,настала,началась.
-Они близкие по значению.
-Потому что мы не знаем, как они называются.
-Со словами с близким по значению.

умение определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; высказывать своё предположение;

IV. Открытие нового знания

7-8 мин

Откройте содержание учебника на стр. 52. Найдите название темы нашего урока- тема нашего урока «Что такое синонимы?».
-Ребята, чему мы должны научиться на уроке?
-Давайте побольше узнаем о синонимах.
Для этого на стр. 52 мы прочитаем понятие «синонимы».
Кто мне скажет что же такое синонимы?
-Приведите примеры?

-Узнаем что такое синонимы;будем искать их в тексте;будем их сранивать,подбирать;будем учиться использовать их в речи.
-Синонимы- это слова которые произносятся по-разному, а по смыслу одинаковые или очень близкие.
- Родник и ключ, храбрый и смелый, трудиться и работать.

отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания; находить ответы на вопросы, используя учебник

V.Первичное закрепление во внешней речи

4-5 мин

-Сделаем вывод, что же называется синонимами?
-Какие два моменты вы должны уяснить?
-Для чего нужны синонимы?

Ответы детей.
-Первое- Синонимы-это слова которые произносятся по-разному,второе- Синонимы слова одинаковые или очень близкие по смыслу.
-Они обогощают нашу речь, делают ее разнообразной,точной и выразительной.

осознанное и произвольное построение  речевого высказывания в устной форме;

Урок «открытия» нового знания

Название и ориентиро-вочные временные рамки этапа

1-й этап Самоопределение к деятельности

2-й этап Актуализация знаний и мотивация

3-й этап Постановка учебной задачи

4-й этап «Открытие» детьми нового знания

5-й этап Первичное закрепление

6-й этап Самостоятельная работа с самопроверкой

7-й этап Включение в систему знаний, повторение

8-й этап

Рефлексия деятельности

(1-2 мин)

(4-5 мин)

(4-5 мин)

(7-8 мин)

(4-5 мин)

(4-5 мин)

(7-8мин)

(2-3 мин)

Цель

Включение в учебную деятельность на личностно значимом уровне

Готовность

мышления и

осознание потребности к построению нового способа действий

Выявление места и причины

затруднения, постановка цели урока

Построение детьми нового способа действий и формирование способности к еговыполнению

Усвоение

нового

способа

действий

Интериоризация(переход извне внутрь)нового способа действий, индивидуальная рефлексия достижения цели, создание ситуацииуспеха

Включение

 «открытия» в систему знаний, повторение и закрепление ранееизученного

Самооценка

результатов деятельности, осознание метода построения, границ применениянового знания

Опорный сигнал

прохожде-

ния

этапа

«хочу»

 +

«могу»

Актуализация

+

затруднение

в индивидуальной деятельности

Где и почему?

(возникло затруднение)

Что сделать?

(для преодоления затруднения)

Цель урока

Тема урока

Как? (построить новый способ действия)

Виды «открытий»:

Факт—►единичная информация

Правило —► алгоритм

Понятие —► существенные признаки

Закономерность —► связь между понятиями, свойство.

Внешняя

речь

Самоконтроль и самооценка

(усвоения)

+

переживание

ситуации успеха

Применение

(нового знания)

+

повторение и закрепление

(ранее изученного)

Соотнесение цели и результатов

деятельности

+

самооценка

(результатов

деятельности)

Описание

этапа

Создаются условия для возникновения внутренней потребности включения в деятельность («хочу»).

Исходя из решенных ранее задач, выделяется содержательная область («могу»).

Воспроизводятся ЗУН, достаточные для построения нового способа действий. Активизируются соответствующие мыслительные операции, внимание, память и т.д. Предлагается индивидуальное задание, требующее нового способа действия. Возникшее затруднение фиксируетсяучащимися (мотив).

Учащиеся соотно-сят свои действия с используемым способом (где?), а затем выявляют и фиксируют в речи причину затрудне-ния(почему?). На этой основе они ставят цель деятельности, предлагают вариант формулировкитемы урока, который уточняется учителем.

Учащиеся выбирают метод решения учебной задачи - свойство, понятие, алгоритм, модель и т.д., и на его основе выдвигают и обосновывают гипотезы.

Используются предметные действий с моделями, схемами и пр.

В итоге, новый способ действий фиксируется в речи и знаково.

Решение типовых заданий нановый

способдействий спроговариванием

вслух

алгоритма,

понятия,

свойства:

сначала

фронтально, затем впарах или

группах.

Учащиеся самостоятельно выполняют задания на новый способ действий, сами проверяют их, пошагово сравнивая с образцом, и убеждаются, что новый способ действий ими освоен. Ситуация успеха фиксируется знаково (например, плюсом). Те, кто допустил ’ ошибки, выявляют их причину и исправляют на следующем этапе урока

Учащимся предлагаются задания, в которых новый способ действий связывается с ранее изученными. Системно включаются задания на тренировку и доведение до уровня автоматизированного навыка ранее сформированных способностей, коррекцию ошибок,подготовку к изучению следующих тем.

На данном этапе организуется рефлексия и самооценка учениками деятельности на уроке. В завершении фиксируется степень соответствия результатов деятельности и поставленной пели, намечаются дальнейшие шаги и определяются задания для самоподготовки (домашнее задание с элементами выбора,творчества)

Рекоменда-ции к проведению

Доброе пожелание, моральная поддержка, девиз, загадка и т.д. Беседа, обобщение, самопроверка домашнего задания по готовому образцу и т.д.

Коллективные формы работы: коммуникативное взаимодействие, беседа. Индивидуальные формы работы: задание для самостоятельного выполнения, математический диктант и т.д. Фиксация в громкой речи различных вариантов решения и отсутствия изученногоспособа их обоснования

Коммуникативное

взаимодействие, подводящий диалог, побуждающий диалог.  Включение эмоционального компонента: «яркое пятно», похвала и т.д.

Коммуникативное

взаимодействие,

подводящий диалог,

побуждающий диалог,

мозговой штурм и т.д.

Использование

двигательной

активности,

материальных и

материализованных

моделей.

Коммуника-тивноевзаимодействие  с опорой на вербальную и знаковую фиксацию. «Цепочки», соревнования игровые ситуации и пр.

Самостоятельная работа, самоконтроль, самооценка. Письменная работа, небольшой объем, узкая типоваянаправленность. Индивидуальная деятельность.

Коммуникативное взаимодействие - преимущественно в группах или в парах.

Возможность выбора заданий учащимися. Включение элементов проектирования, игровых ситуаций и т.д.

Беседа, самостоятельная работа.

-Что нового узнали?

 -Каким способом?

 -Где используется? –

-Каковы результаты (класса, мои собствен.)?

-Что нужно сделать еще?

Возможно использование специальных сигналов - цвет, знак, шкала и т.д., для обозначения степени достиженияпоставленной цели.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка (план-конспект) урока. Предмет: русский язык. Класс: 1 Тема урока: Письмо слов со строчными буквами б, д.

Разработка (план-конспект) урока. Предмет:русский язык.Класс:1Учитель:Цветкова И.Ю.Тема урока:Письмо слов со строчными буквами б, д....

конспект урока по русскому языку 4 класс " Имя прилагательное", конспект урока по математике 4 класс "Деление многозначного числа на однозначное"

Конспект урока по русскому языку ( 4 класс). Автор учебника - Рамзаева. Тема урока - " Имя прилагательное". Тип урока - открытие новых знаний.   Конспект урока по математике ( 4 класс). Автор -...

Русский язык. Конспект урока по русскому языку в 1 классе "Русский алфавит, или азбука".

Открытый урок по русскому языку в 1 классе "Русский алфавит, или азбука"...

Конспект урока по русскому языку на тему: " Вводный урок по курсу русского языка" 1 класс

Конспект урока по русскому языку на тему: " Вводный урок по курсу русского языка" 1 класс...

Конспект урока по русскому языку 1 класс "Русский алфавит, или Азбука" (2 урок)

Конспект урока по русскому языку 1 класс "Русский алфавит, или Азбука" (2 урок)...

Конспект урока по русскому языку. Класс: 3.

А вы хорошо помните сказку про Колобка? Вот мы сейчас проверим. Я буду вам задавать вопрос, а вы отгадаете и отгадку запишите. (Один на доске записывает, объясняя правописание) - Кто из этих зверей Ко...