Урок русского языка по теме "Непроизносимые согласные" 2 класс УМК " Перспектива"
план-конспект урока по русскому языку (2 класс)

Это урок ознакомления с новой темой .

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок русского языка 2 класс

Учитель Попрядухина М.А.

Тема урока Непроизносимые согласные

Тип урока открытие новых знаний.

УМК  Перспектива

Цель урока : Создать условия для формирования представлений о словах с непроизносимыми  согласными звуками; познакомить со способами проверки написания слов с непроизносимыми согласными, путём подбора однокоренных слов.

Планируемые результаты изучения темы

Предметные

Метапредметные

Личностные

Учащийся научится: писать слова с непроизносимыми согласными в тексте; работать с деформированным текстом.

Учащийся научится:

Познавательные УУД

Учащийся получит возможность научиться: строить предложения со словами, имеющимися непроизносимые согласные, и обосновать своё мнение.

Регулятивные УУД

Учащийся получит возможность научиться:

Проверять задание и вносить корректировку; применять алгоритм проверки написания слов с непроизносимой согласной.

Коммуникативные УУД

Учащийся получит возможность научиться: формулировать понятное для партнёра высказывание.

Учащийся получит возможность формирования:

Название этапа

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Мотивация

Каждый час, всегда, везде,

На уроке и в игре,

Громко, чётко говорим

И тихонечко сидим.

Здравствуйте, дети. Проверим готовность к уроку. Присаживайтесь.

Активизируется слуховая деятельность учащихся; настраиваются на дальнейшую работу.

Актуализация знаний.

         Словарно-орфографическая работа

- Соберите рассыпавшиеся слова, запишите их в тетрадь, подчеркните орфограммы. (карточки)

утрен

юн

тен

ма

наты

лейбус

рус

рим

ник

ский

трол

нис

- Что объединяет эти слова?

- Что означает слово утренник?

- Как вы понимаете слово юннаты?

- Составьте и запишите одно предложение, используя данные слова.

Сейчас поработаем устно. Вы уже знаете несколько правил правописания корня в словах. Используя эти знания, вставьте в слова пропущенные буквы, подберите проверочное слово, а ответ покажите на сигнальных карточках.

Хле…, г…лова, сла…кий, к…сить.

Работа в паре. Одна пара учащихся у доски.

Утренник, русский, юннаты, теннис, Римма, троллейбус.

В этих словах одинаковая орфограмм – удвоенная согласная.

  1. Утренний спектакль, представление, зрелище (обычно для детей). 2) Утренний мороз весной или осенью.

Юный натуралист – член кружка по изучению природы.

Постановка учебной проблемы.

Проблемная ситуация со столкновением мнений учащихся.

- Мы продолжим записывать слова под диктовку, но мне нужны 2 помощника для  работы на обратной стороне доски. Все остальные работают в тетради.  Записываем отгадки с новой строчки.

               Ну-ка, кто из вас ответит

               Не огонь, а больно жжет

              Летом светит очень ярко

               Осенью- наоборот.  (Солнце)

               Когда я сосульку ел,

               Было очень вкусно.

               А когда я заболел

              Стало очень …..(грустно)

              Мишка был большой проказник

              У него сегодня ….(праздник)

    - Помощники готовы?  Проверяем написанное на доске. Смотрим, сравниваем.

Есть в классе дети, которые написали иначе, по - другому?

-  Посмотрите в свои тетрадки и тетрадку соседа. Сравните записи. – Почему написали по- разному, ведь я диктовала для всех одинаково.

2.Выход из проблемы путем побуждающего диалога.

- Сколько мнений в нашем классе? (два)

- Какие?

- А почему получились разные мнения? Как вы думаете?

- Кто не написал согласную. Почему не написал?

- А кто написал согласную? Почему написал?

 

(Видят несоответствия в написании.

(Нужно писать согласную и не нужно писать

( Мы этого еще не знаем)

( Не слышим ее при произношении)

(Я могу ее произнести, значит, ее надо писать).

Постановка цели урока.

- Так чего мы еще не знаем? (Нужно писать или нет согласную в слове, если ее не слышно)

- Сегодня на уроке мы попробуем исследовать эту проблему.

- Какова цель нашего урока? Чему будем учиться.  

(Учимся грамотно писать слова).  

Открытие нового знания. Наблюдение над словами с непроизносимым согласным в корне.

  1. Поиск решения учебной проблемы методом подводящего диалога.

капуста

капустница

капустный

- Прочитайте слова «про себя», вслух.

- Что заметили?

Докажите.

- Запишите эти слова в тетрадь в столбик. Выделите корень.

- Давайте рядом напишем транскрипцию слов.

Посчитайте количество букв и звуков

Почему в словах капустница и капустный количество букв и звуков различное? ( Не слышится, не произносится  звук т)

- Так нужно ли писать согласную в слове, если ее не слышно? Что мы помним о написании корней? ( Корни пишутся одинаково)

- Как бы вы назвали такие согласные? Придумайте им названия.

- Молодцы! Интересные названия придумали.

Постановка темы урока. Работа с учебником. Соотнесение своей точки зрения с научной.

- Откройте учебники на стр. 125 и сравните свои предложения с тем, что предлагают нам авторы учебника.

- Так как по-научному  называются такие согласные звуки? (Непроизносимые)

-  Над какой темой мы сегодня работаем?

Зная тему урока, давайте дополним цель урока

Работа в паре.

-упр. 190 (Нахождение непроизносимых согласных в словах из упр. 190 учебника)

- Распределите обязанности в паре: один читает слова, другой повторяет их.

- Сравните слова первой группы со словами второй группы. Найдите общую часть.

- Запишите слова парами, в столбик, подчеркните в словах непроизносимую согласную.

- Давайте прочитаем получившиеся пары.

- Как  называются такие пары? (однокоренные слова)

- Кто догадался в каком столбике проверочные слова? Почему? (отчетливо слышатся все звуки)

Попробуйте сделайте  вывод: как же  проверить написание непроизносимой согласной.

- А как вы думаете, Всегда ли  в словах пишется непроизносимая согласная?(…). Приведите пример

- А где можно проверить правильность наших выводов?

- Откройте учебник на с. 126 и прочитайте сообщение профессора Самоварова.

  - Теперь зная правило вернемся к нашим словам . – У кого из моих помощников есть ошибки? А как  можно проверить?(Подобрать проверочные слова)  

   -А любое однокоренное слово подойдет?  (Нет)

– А какое? (То, в котором непроизносимая согласная произносится).

- Давайте проверять.

(это однокоренные слова)

(Имеют одинаковый корень и смысл).

. (Неслышимые, незвучные, молчаливые, скрытые…)

(Непроизносимые согласные в корне слова)      

Учимся грамотно писать слова с непроизносимыми согласными в корне слова

Выполняют упр

(не всегда, например: опасный – опасен, уж(асный – ужасен)

(в учебнике)

Физминутка

Продолжение работы по теме

  1. Составление алгоритма

- Составьте алгоритм проверки написания слов с непроизносимой согласной по опорным словам.

1) Произнести …

2) Определить …

3) Подобрать …

4) Обозначить на письме…

5) Написать …

6) Подчеркнуть …

Внимание: непроизносимого согласного в слове может и не быть. Например, в словах с сочетанием СН: опасный, вкусный и т.д.

слово.

место непроизносимого согласного в слове.

такое родственное слово, чтобы непроизносимый согласный стал слышаться отчётливо.

непроизносимый согласный звук соответствующей буквой.

слово правильно.

согласную букву, обозначающую непроизносимый согласный.

Первичное закрепление с проговаривание во внешней речи.

- А сейчас потренируемся в написании слов с непроизносимыми согласными.

1.Упр.191 (с комментированием, с опорой на алгоритм.)

Работа в группах.

- Каждой группе даю слова, из этих слов нужно выбрать только те, которые соответствуют орфограмме слова с непроизносимым согласным в корне.

Работы каждой группы вывешиваются на доску и анализируются, а остальные дети ладошками определяют правильность или ошибку результата

Самостоятельная работа.

- Я буду вам читать слова, а вы будете записывать только те, в которых есть непроизносимая согласная.

Честный, вкусный, местный, грустный, опасный, прекрасный, радостный, звездный, ненастный, поздний.

Самопроверка и самооценка.

 - Сверьте  с записью на доске. Если у вас все правильно поставьте «!», если 1- 2 ошибки –«+», более 2  ошибок – «-».

Встаньте те, у кого - «!» и «+». Молодцы!

- Тем, кто ошибся, что можно посоветовать (дома поработать с этими словами)

Рефлексия учебной деятельности на уроке.

Вспомните, какое у нас было затруднение. Удалось ли нам справиться с этим?

– Поднимите руки, у кого были ошибки в последнем задании. Почему, как ты считаешь?                                    
– Поднимите руки, кто считает, что очень хорошо поработал на уроке, и у кого не было ошибок в заданиях.

На доску вывешивается плакат со словами: грустно, радостно.

– Выберите слова, которые соответствуют вашему настроению

– А теперь в тетради с новой строчки посередине запишите выбранное вами слово. Объясните свой выбор. (Ответы учащихся).

А теперь немного поиграем

- Я называю слово, а вы называете слово-родственника, отвечающего на вопрос КАКОЙ?

Честь –

Счастье –

Радость –

Доблесть –

Гигант –

Грусть –

Прелесть –

Звезда –

Ненастье –

-

Молодцы! Спасибо за работу на уроке!

.

Честный

Счастливый

Радостный

Доблестный

Гигантский

Грустный

Прелестный

Звездный

Ненастный

.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка рабочей программы к урокам русского языка с формированием УУД по программе "Перспектива" для 2 класса.

Календарно-тематическое планирование по программе "Перспектива" для 2 класса....

Разработка рабочей программы к урокам русского языка с формированием УУД по программе "Перспектива" для 3 класса.

Календарно-тематическое планирование к урокам русского языка по "Перспективе" для 3 класса....

Конспект урока русского языка "Имя прилагательное" 3 класс УМК "Перспектива"

План-конспект урока русского языка (3 класс)Тема:Имя прилагательноеЦель: формирование представления об имени прилагательном и его измененииПланируемые результаты:Предметные:-уметь находить имена прила...

Конспект урока русского языка в 4-м классе УМК " Перспектива"

Конспект урока русского языка в 4-м классе по УМК "Перспектива" Тема "Несклоняемые имена существительные"...

Урок русского языка для 1-2-классов. УМК «Перспектива» Тема урока: Имя собственное (продолжение)

Технологическая карта урока по русскому языкуУрок  русского языка для 1-2-классов. УМК «Перспектива» Тема раздела: «Имя собственное» Тема урока: Имя собственное (продолжен...

Технологическая карта урока Русского языка: " Имя прилагательное" (3 класс, УМК: "Перспектива")

Цель урока: обобщение знаний у обучающихся об имени прилагательном.Задачи урока:Дидактические:1. Обобщить и систематизировать знания об имени прилагательном.2. Учить находить и использовать прилагател...