Разработка рабочей программы к урокам русского языка с формированием УУД по программе "Перспектива" для 3 класса.
календарно-тематическое планирование по русскому языку (3 класс) по теме

Новикова Нина Николаевна

Календарно-тематическое планирование к урокам русского языка по "Перспективе" для 3 класса.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Пояснительная записка.

Она разработана в целях конкретизации содержания образовательного стандарта с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса и возрастных особенностей младших школьников.
        В  содержании курса раскрываются основные функции языка — быть средством общения, познания мира и воздействия на него. Понятие «общение» становится предметом изучения и придает всему курсу коммуникативную направленность. Общение — это не просто передача и восприятие информации. Это процесс взаимодействия двух (или более) партнеров (собеседников). В общении выделяются: определенные условия общения, конкретная цель и результат коммуникации (материальный, духовный и др.).    

Собеседник-слушатель и собеседник-читатель должны уметь анализировать речь партнера, осмысливать ее, выделять главное. Собеседникам необходимо взаимопонимание и получение общего, итогового результата общения. Осмысление ситуаций общения делает актуальным вопрос об отборе языковых средств для лучшего взаимопонимания партнеров. Подобная коммуникативная направленность курса предполагает активное развитие всех видов речевой деятельности: умения читать и писать, слушать и говорить.

Языковые понятия в новой системе не даются в готовом виде на  иллюстративно-объяснительной основе. Их усвоение начинается с коммуникативно-речевых ситуаций, обеспечивающих главный переход от наблюдений за языковыми фактами к их систематизации, к обобщению с тем, чтобы опять вернуть их в речь и осмыслить, как они работают в текстах различной стилистической направленности.

Текст в новой системе рассматривается как результат (продукт) речевой деятельности. Такой подход к тексту позволяет объединить изучение грамматики и лексики с развитием речевых умений учащихся, стимулирует детей на создание

собственных текстов.

Учебный предмет «Русский язык». Познавательная направленность курса обеспечивает усвоение языка как важнейшего инструмента познавательной деятельности человека, как средства познания и развития речевого мышления. Мы познаем мир через родной язык, его знаковую систему, т. е. через языковой знак, который является символическим «заместителем» реальности (языковой знак имеет план содержания — семантическая сторона и план выражения — фонетическая и формально-грамматическая сторона).

Цели обучения

Программа направлена на достижение следующих целей:

  • формирование  специальных умений и навыков по разделам программы;
  • развитие речи, мышления, воображения, способности выбирать средства языка в соответствии с условиями общения, развитие интуиции и чувства языка;
  • освоение  первоначальных знаний по лексике, фонетике, грамматике русского языка, овладение элементарными способами анализа изучаемых явлений русского языка;
  • овладение  умениями правильно писать и читать; участвовать в диалогах, составлять несложные монологические высказывания;
  • воспитание  позитивного эмоционально-ценностного отношения к родному языку, чувства сопричастности к сохранению его уникальности и чистоты, пробуждение познавательного интереса к родному слову, стремления совершенствовать свою речь.

Место предмета в базисном учебном плане

В соответствии с  базисным учебным планом  рабочая программа составлена по  программе автора Л.Ф. Климановой, из расчета  5 часов в неделю, 170 часов в год.  Программа состоит из разделов курса,  темы различных учебных занятий. Каждый раздел темы имеет свою комплексно - дидактическую цель, в которой заложены специальные знания и умения. Принцип построения рабочей программы предполагает целостность и завершенность, полноту и логичность построения единиц учебного материала в виде разделов, внутри которых учебный материал распределен по темам. Из разделов формируется учебный курс по предмету.

Основные содержательные линии

Языковой материал представлен на основе федерального компонента государственного стандарта начального общего образования. Курс данной программы включает следующие содержательные линии: систему грамматических понятий, относящихся к предложению (предложение, виды предложений, составные части предложений), к слову (состав слова, части речи в их соотношении с членами предложений), к фонетике (звуки, разряды звуков, сильная и слабая позиция звуков, анализ звучащего звука и буквы, обозначение звуков буквами и т.д.), а также совокупность правил, определяющих написание слов (орфографию).

Речевое общение. Текст

Коммуникативно-речевые умения и навыки. Практическое представление о ситуации общения с использованием образно-символических моделей: партнеры по речевому общению (собеседники), тема, цель и результат общения.

Речевой и неречевой способы общения: наблюдения за ролью языка в общении людей, несловесные средства (интонация, жесты, мимика, выразительные движения), их значение в речевом общении.

Общее представление об устной и письменной речи как формах общения. Из истории письменной речи. Составление высказываний с учетом цели общения,

обстановки и ролевых отношений партнеров, реальных или воображаемых — героев произведений (по аналогии или по образцу).

Умение воспринимать речь партнера: понимать смысл высказывания, уточнять его с помощью вопросов, находить в высказывании опорные слова (с помощью учителя), чувствовать интонацию конца предложения, конца смысловой части

высказывания (текста).

Умение строить высказывание в устной и письменной форме: обдумывать предстоящий ответ; отбирать необходимые языковые средства, понимать цель общения: что-то сообщить, объяснить, описать; проверять и контролировать себя (с помощью учителя).

Совершенствование звуковой стороны речи, устранение недочетов в произношении. Развитие интереса к произносительной стороне речи на основе игр со звуками речи, чтения скороговорок и чистоговорок и наблюдения за звукописью в

стихотворениях.

Практическое овладение приемами интонационно-выразительной речи (громкость, темп и др.), умение использовать их в зависимости от ситуации и цели общения.

Текст. Общее представление о тексте (текст состоит из предложений, которые связаны по смыслу). Тема текста. Роль заглавия. Наблюдение за особенностями текстов (описание, рассуждение, повествование), их жанровым разнообразием (загадка, сказка, рассказ, стихотворение).

Наблюдение за ролью слова в художественном тексте. Умение находить в тексте главную мысль (с помощью учителя), подбирать заглавие к тексту. Самостоятельное изложение повествовательного (или описательного) текста по заданным вопросам. Составление и запись текста по предложенному началу, серии картинок на определенную тему из жизни детей, о любимой игрушке, о летних или зимних каникулах и др.

Составление текста делового стиля: письма, записки, объявления (с помощью учителя).

Речевой этикет. Использование формул речевого этикета

в процессе ведения диалога. Изменение форм речевого этикета в зависимости от ситуации и цели общения (здравствуйте, привет, рады приветствовать вас и др.).

Культура речевого общения (со взрослыми; со сверстниками при работе в парах, в коллективно-распределенной деятельности), умение слушать партнера, поддерживать диалог вопросами и репликами.

        Концептуальной основой нового учебника является его коммуникативно-познавательная направленность. В новой системе изучения языка, его основных понятий и правил происходит в тесной взаимосвязи с коммуникативно-речевыми умениями и навыками, которые придают изучению языка практическую, функциональную направленность.

        Новая система, базирующаяся на системно-функциональном подходе, обеспечивает интеграцию языка и речи в обучении. В различных коммуникативно-речевых ситуациях, в процессе чтения художественных, познавательных и деловых текстов ученики наблюдают, как основные единицы языка функционируют в речи. Школьники начинают осознавать русский язык, «добывая его из речи», учатся применять полученные знания о языке в своей речевой практике.

        Обучение русскому языку строится по схеме: речь – язык – речь. Вопросы и задания учебника побуждают детей к осмыслению собственной речи. Школьники знакомятся с образцами использования родного языка, его выразительных средств в литературных произведениях русских писателей и поэтов (рубрика «Словесное творчество»).

        Коммуникативная направленность обучения позволяет детям постепенно накапливать необходимые представления о языке как средстве общения, помогает ориентироваться в ситуации общения, обдумывать свой ответ, корректировать его в зависимости от цели общения и т.д. Новые принципы открывают возможности обучать детей письму не только как речевому навыку, но и как письменной речи и как письменной форме общения, стимулируют развитие творческих способностей детей, их стремление к созданию собственных текстов, которые практически являются своеобразной интеграцией всех речевых умений и навыков.

        Познавательная направленность обучения создаёт предпосылки того, что ребёнок начинает накапливать представления о языке как средстве познания, как своеобразной знаковой системе, в которой знаком считаются только двусторонние единицы языка, такие, как слово и морфема.

        Познавательная направленность обучения предполагает развитие не только логического мышления, но и образного мышления и воображения учащихся, без которых невозможна их творческая деятельность. С этой целью в учебнике используются художественные тексты.

        Большое внимание уделяется развитию речевого мышления. В учебнике много заданий на сравнение слов (его формы и значения), на классификацию слов по разным основаниям (тематическая классификация, связанная с лексическим значением слова, классификация слов по грамматическим признакам, выделение группы слов с общим значением предметности, признака, действия).

        Таким образом, коммуникативно-познавательная направленность курса позволяет эффективно решать задачи обучения русскому языку на начальном этапе:

  • развивать все виды речевой деятельности (умения писать, читать, слушать и говорить), а также речевое мышление учащихся;
  • обеспечивать усвоение программного материала по языку (по фонетике, графике, лексике, грамматике, орфографии); стимулировать развитие коммуникативно-речевых умений и навыков;
  • пользоваться формулами речевого этикета в различных ситуациях общения;
  • формировать представление о языке как о жизненно важном средстве общения, которое предоставляет учащимся широкие возможности для выражения собственных мыслей в общении с другими людьми и для познания окружающего мира;
  • обеспечивать развитие функциональной грамотности учащихся на основе интеграции в изучении языка и речи учащихся;
  • развивать интерес к изучению русского языка, воспитывать чувство любви и уважения к языку как величайшей культурной ценности народа;
  • развивать творческие способности детей, их стремление к созданию собственных текстов.

Рабочая программа рассчитана на 170 часов в год, 5 часов в неделю. Учебный материал распределён по разделам:

1.        Мир общения. Повторяем – узнаём новое.

2.        Слово в речевом общении.

3.        Словосочетание, предложение и текст в речевом общении.

4.        Части речи.

5.        Имя существительное.

6.        Местоимение.

7.        Глагол.

8.        Имя прилагательное.

9.        Повторение.

Основные требования к знаниям, умениям и навыкам учащихся

          Учащиеся должны иметь представление о том, что русский язык является культурным достоянием, великой ценностью русского народа; понимать, что язык (слова, предложения, тексты) — главное средство общения людей, средство, помогающее выразить мысль; обращать внимание на вспомогательные средства общения: мимику, жесты, выразительные движения, интонацию, паузы, осознавать их роль в общении культурных людей; понимать суть речевой модели общения: партнера по речевому общению, цель и тему общения, его результат.

Учащиеся должны знать:

—  состав слова: корень, приставку, суффикс, окончание;

— главные члены предложения (подлежащее и сказуемое); - части речи: имя существительное, имя прилагательное,

глагол, предлог.

Учащиеся должны уметь:

—  проводить синтаксический разбор предложений; определять их вид по цели высказывания и интонации, правильно обозначать на письме знаки препинания; выделять главные и второстепенные члены предложения,  устанавливать  связь между ними по вопросам;

—  обозначать на письме интонацию перечисления в предложениях с однородными членами;

—  отличать текст от набора предложений;

—  определять тему и основную мысль текста; озаглавливать текст;

—  устанавливать связи между предложениями в тексте;

—  делить текст на части, устанавливать связи между ними;

—  писать предложения в  60—70 слов  по коллективно и самостоятельно составленному плану;

—  распознавать виды текстов: повествование, описание, рассуждение;

—  писать (после предварительной подготовки) сочинение повествовательного характера по сюжетной картинке, по личным впечатлениям;

—  писать сочинение-описание (после предварительной подготовки);

—  писать под диктовку тексты в 55—65 слов, включающие слова с изученными орфограммами (обозначать на письме безударные гласные, звонкие и глухие согласные звуки в корнях слов, разделительные мягкий и твердый знаки, непроизносимые согласные звуки, удвоенные согласные в корне, мягкий знак (ь) после шипящих в конце имен существительных женского рода, не с глаголами; раздельное написание предлогов со словами; знаки препинания в конце предложения и при перечислении);

— правильно переносить слова с удвоенными согласными в корне, на стыке приставки и корня, с мягким знаком (ь);

- грамотно,   каллиграфически   правильно   списывать предложения, тексты, слова, проверять написанное;

—  распознавать части речи, их грамматические признаки (род, число, падеж имен существительных; род и число имен прилагательных; время и число глаголов);

—  писать слова с непроверяемыми буквами;

—  распознавать в тексте синонимы и антонимы;

—  различать в слове его лексическое значение и звуко-буквенную форму; проводить звуко-буквенный анализ слов;

- самостоятельно ставить ударение в словах.

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:

  • адекватно воспринимать звучащую речь – рассказ учителя, высказывания сверстников, детские радиопередачи, аудиозаписи и др.;
  • создавать несложные монологические тексты на доступные детям темы в форме повествования и описания;
  • соблюдать орфоэпические нормы;
  • передавать в письменной форме несложные тексты по интересующей младшего школьника тематике;
  • владеть нормами русского речевого этикета в ситуациях повседневного и учебного общения (приветствие, прощание, благодарность.).        

Поурочное планирование

к учебнику «Русский язык» автора  Л. Ф. Климановой

3 класс

5 ч в неделю, всего 170 ч

№.

Наименование изучаемой темы

Дата

Планируемые результаты учащихся

Элементы содержания

Использова-ние цифрового и учебного оборудования

Домашнее задание

Предметные умения

Универсальные учебные действия

I.

Раздел: «РЕЧЕВОЕ ОБЩЕНИЕ. ПОВТОРЯЕМ — УЗНАЕМ НОВОЕ»

1

Речевое общение. Диалог. Собеседники.

 1

 Построение диалога, общение с собеседником. Построение предложений, составление рассказа.

Личностные:

- понимать значение языка как основного средства общения людей, помогающего выражать мысли и чувства;

- формировать отношение к языку как к великой ценности культурному достоянию русского народа.

Метапредметные:

- анализировать речевую модель общения: речь партнёра (собеседника) по речевому общению, цель и тему общения, его результат;

- совершенствовать культуру речевого общения: соблюдать нормы речевого этикета, уметь выразить просьбу, пожелание, благодарность, извинение; поздравлять, приглашать друзей, вести разговор по телефону, правильно обращаться к собеседнику;

- правильно использовать в общении вспомогательные средства: мимику, жесты, выразительные движения, интонацию, логическое ударение, паузы – в соответствии с культурными нормами;

- составлять диалоги, основанные на известных правилах продуктивного общения;

- соблюдать культуру письменного общения: писать буквы, предложения в соответствии с правилами русской графики и орфографии, соблюдать аккуратность в ведении записей, чёткость и красоту выполнения письменных работ;

 - работа в паре;

- взаимодействие с партнёром.

Диалог. Собеседник.

Кремль.

Комплект таблиц

«Русский язык 1–4».

Уч. стр. 5,

упр. 3

2

Речевое общение. Диалог. Собеседники (продолжение).

 1

Соотнесение себя с окружающим миром. 

Построение диалога. Определять темы текстов, выбор заглавия.

Составление (устно) текстов-рассуждений.

Типы текстов.

Тема.

Главная мысль.

Комплект таблиц

«Русский язык 1–4».

Р.т. стр. 5, упр.3

 3

Диагностическая работа.

 1

Комплект таблиц «Словарные слова».

4

Работа над ошибками. Речевое общение. Диалог. Собеседники (продолжение).

1

Ведение диалога и спора. Аргументация своего высказывания.

Определить цель общения людей между собой.

Диалог.

Спор.

Пререкания.

Уч. стр. 12,

 упр 15

5

Речевое общение. Диалог. Собеседники (продолжение).

 1

 Согласовывать совместную деятельность.

Составление устных диалогов на одну из выбранных тем.

Речевой этикет.

Проектор, мультимедий-ная презентация.

6

Речевое общение. Диалог. Собеседники (продолжение).

 1

Общение с собеседником на основе речевого этикета. Определение связи главной мысли текста и его настроения.

Толковый словарь.

Комплект таблиц «Словарные слова».

Р.т. стр. 10,

 упр 12

7

Культура устной и письменной речи.

 1

Актуализировать знания учеников о двух формах языка — устной и письменной.

Работа с пословицами о важности хорошей речи.

Устная и письменная речь.

Раб. тетр. с.14, упр. 18

8

Культура устной и письменной речи (продолжение).

 1

 Дать детям представление о зависимости выбора речевых средств от ситуации общения (коммуникативной обусловленности речи).

Знакомство с орфоэпическими нормами (нормами верного произношения).

Интонация.

Речевой этикет.

Проектор, мультимедий-ная презентация.

Уч. стр. 15,

 упр 22

9

Текст.

1

Планирование своей работы на уроке.

Работа с текстом, составление плана текста. Запись.

Р.т. стр. 92, упр. 162

10

Общее представление о тексте и его особенностях.

1

 Постановка и формулирование и решение проблемы.

Упражнение в применении алгоритма работы с проверяемыми и непроверяемыми безударными гласными в корне слова.

Проектор, мультимедий-ная презентация.

11-12

Текст.

2

Умение выделять части в тексте, умение составлять план текста.

Повторение правила переноса слов.

Части текста. План текста.

Уч. стр. 20 наизусть, стр. 22,  упр 30.

Выписать из прочитанных книг научный или художествен-ный текст.

13

Контрольная работа № 1 по теме: «Текст».

1

II.

Раздел: «ЯЗЫК – ГЛАВНЫЙ ПОМОЩНИК В ОБЩЕНИИ»

14

Работа над ошибками.

1

Задание на карточке.

15

Язык – главный помощник в общении.

1

Умение правильно передавать звуки буквами.

Причины возникновения трудностей в письменной речи.

Личностные:

-объяснять, что язык является главным средством общения людей, помогающим выразить их мысли и чувства, что язык – это великая ценность и культурное достояние русского народа;

- уважительно относиться к истории своего Отечества, в том числе и к истории языка;

-понимать значение умелого владения устной и письменной речью для определения социального статуса человека, для целей общения;

- расширять знания об окружающем мире,

-формировать патриотические чувства, интерес к родному краю, его истории и природе.

Метапредметные:

- использовать алгоритмы для решения определённых задач;

- сравнивать различные языковые единицы (слова по значению и по звучанию; слово, словосочетание, предложение по их главной функции);

- уметь пользоваться справочной лингвистической литературой;

- объективно оценивать свой уровень усвоения знаний;

- уметь применять полученные теоретические знания для решения практических задач;

-контроль и коррекция своих действий;

- работа в группе;

- сотрудничество с учителем и со сверстниками на основе общения;

-  самоконтроль выполнения, корректировка задания на основе рефлексии;

- учёт разных мнений, координирование в сотрудничестве разных позиций.

Звуки и буквы.

Проектор, мультимедий-ная презентация.

16-17

Звуки и буквы. Слог, ударение.

2

Контроль и

коррекция своих действий.

Работа по выявлению соответствия (соотношения) звуков и букв в словах.

Применение

новых терминов в речи.

Комплект таблиц «Словарные слова».

С. 33, упр. 41, выучить «Шаги к умению»

Р.т. стр. 15,  упр 19

Задание на карточке.

18

Контрольное списывание

1

19

Работа над ошибками. Девять правил орфографии.

1

Работа по алгоритму написания слов с проверяемым написанием. Обобщение знаний учащихся об известных орфограммах.

Известные учащимся орфограммы.

Комплект таблиц «Основные правила и понятия 1-4».

20

Прописная буква в именах собственных.

 1

Коллективное составление заявления любого содержания (работа в группе).

Заявление,

Адресат,

Адресант,

Содержание.

Проектор, мультимедий-ная презентация.

Р. Т стр.. 21, упр 31,

стр. 23,

 упр 34

21

Буква безударных гласных.

 1

Составления алгоритма проверки безударной гласной.

 (фронтальная работа)

Алгоритм.

Уч. стр. 44,

упр 54

22

Безударные гласные в корне слова проверяемые и непроверяемые ударением.

1

Упражнения на отработку умения обозначать на письме безударные гласные звуки в корне слова, проверяемые ударением.

Гласные в корне слова проверяемые и непроверяемые ударением.

Комплект таблиц «Словарные слова».

Р.т. стр. 26,

упр 39, 47

23

Парные по звонкости-глухости согласные.

 1

Составление алгоритма проверки изучаемой орфограммы.

Парные по звонкости-глухости согласные.

Проектор, мультимедий-ная презентация.

Р.т.стр. 36,

упр 58

24

Парные по звонкости -глухости согласные в конце слова и перед другими согласными

 1

Самостоятельное создание алгоритмов деятельности. Составление диктанта для второклассников.

Парные по звонкости-глухости согласные.

Комплект таблиц «Основные правила и понятия 1-4»

25

Непроизносимые согласные.

 

1

Осознанное и произвольное сочинение речевых высказываний. Составление устных ответов-рассуждений при объяснении написания слов с пропущенными буквами.

Непроизносимые согласные.

Комплект таблиц «Словарные слова».

Р.т.стр. 38,

упр 63

26

Непроизносимые согласные.

 1

Составление рассказа по рисунку и опорным словам.

Личностные:

-объяснять, что язык является главным средством общения людей, помогающим выразить их мысли и чувства, что язык – это великая ценность и культурное достояние русского народа;

- уважительно относиться к истории своего Отечества, в том числе и к истории языка;

-понимать значение умелого владения устной и письменной речью для определения социального статуса человека, для целей общения;

- расширять знания об окружающем мире,

-формировать патриотические чувства, интерес к родному краю, его истории и природе.

Метапредметные:

- использовать алгоритмы для решения определённых задач;

- сравнивать различные языковые единицы (слова по значению и по звучанию; слово, словосочетание, предложение по их главной функции);

- уметь пользоваться справочной лингвистической литературой;

- объективно оценивать свой уровень усвоения знаний;

- уметь применять полученные теоретические знания для решения практических задач;

- достижение договорённости и согласования общего решения;

- групповая работа;

- построение логической цепи рассуждений, доказательство;

- самооценка на основе критерий успешности;

- выдвижение гипотез и их обоснование;

- знакомство детей с ролью жеста в общении людей;

- учёт разных мнений;

- расширение знаний детей об окружающем мире

(игровые формы работы);

- поиск и отбор необходимой информации;

- использование критериев для обоснования своего суждения;

 - поиск и выделение необходимой информации.

Непроизносимые согласные.

Комплект таблиц «Основные правила и понятия 1-4».

Уч. стр. 48,

упр 73

27

Разделительный твёрдый и мягкий знаки.

1

Подведение под понятия.

Определение алгоритма проверки изучаемых орфограмм.

Разделитель-ный твёрдый и мягкий знаки.

Р. т. упр 70

28

Развитие речи.

Обучающее изложение.

1

Проектор, мультимедий-ная презентация.

Задание на карточке.

29

Удвоенные согласные.  

Контрольный словарный диктант

 1

Развивать речь учащихся при составлении словосочетаний, предложений, устных рассказов по личным впечатлениям.

Работа над правописанием слов с удвоенными согласными.

Удвоенные согласные.

Комплект таблиц «Основные правила и понятия 1-4».

Написать сочинение о жизни растения (по выбору).

30

Буквосочетания.

1

Построение логической цепи рассуждений, доказательство.

Нахождение слов с изучаемыми орфограммами.

Работа над сравнением.

ЧК-ЧН, ЩН, ЖИ-ШИ, ЧА-ЩА, ЧУ-ЩУ

Комплект таблиц «Основные правила и понятия 1-4».

Уч. стр 55,

упр 85

31

Буквосочетания ЧК-ЧН, ЩН, ЖИ-ШИ, ЧА-ЩА, ЧУ-ЩУ

 1

Самостоятельное создание алгоритма деятельности. Составление текста-рассуждения по после текстовому вопросу.

ЧК-ЧН, ЩН, ЖИ-ШИ, ЧА-ЩА, ЧУ-ЩУ

Комплект таблиц «Словарные слова».

Р.т. стр 45,

упр 77

32

Перенос слов.

 1

 Выполнение действий по алгоритму.

Умение переносить слова.

Перенос слов.

Комплект таблиц «Основные правила и понятия 1-4».

Р.т. стр. 47,

упр 80

33

Контрольная работа № 2 по теме: «Правописание слов с изученными орфограммами»

1

34

Работа над ошибками.

 1

Провести работу над ошибками, допущенными в контрольной работе.

Комплект таблиц «Словарные слова».

35

Что рассказало слово.

1

Знакомство детей с ролью жеста в общении людей.

Жесты.

Фразеологизм.

Опорные слова.

Р. т. стр. 50,  упр 82

36

Что рассказало слово (продолжение).

Основные функции слова.

 

1

Определить основные функции слова.

Слова русского языка.

Проектор, мультимедий-ная презентация.

Р.т. стр. 51,

упр 84

37

Что рассказало слово (продолжение).

 1

Доказывать, что язык является главным средством общения.

Учёт разных мнений.

Наблюдение за звукописью и звукоподражательными словами.

Звукоподражательные слова.

Задание на карточке.

38

Слово и его значение.

1

Выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью.

Закрепить знания учащихся об устройстве слова.

Омонимы.

Библия.

Толковый словарь.

Комплект таблиц «Словарные слова».

Р.т. стр. 51,

упр. 85

39-40

Слово и его значение. Синонимы.

2

Углубить знания учащихся о синонимах, об их роли в русском языке.

Синонимы.

Комплект таблиц «Основные правила и понятия 1-4».

Задание на карточке.

41

Слово и его значение.

Антонимы.

 1

Формировать представление учеников об использовании антонимов в речи.

Нахождение антонимов в пословицах.

Подбор антонимов к словам разных частей речи.

Антонимы.

Иллюстрация.

Иллюстратив-ный способ.

Комплект таблиц «Основные правила и понятия 1-4».

Р.т. стр. 59,

упр. 101

42

Слово и его значение. Омонимы.

1

Показать роль омонимов в речи.

Расширить знания учащихся об омонимах; обогащать словарь учеников новыми словами-омонимами. (групповая работа)

Омонимы.

Комплект таблиц «Основные правила и понятия 1-4».

Р.т. стр. 61,

упр. 105

43

Слово и его значение Многозначные слова.

 1

Наблюдение за употреблением в различных контекстах многозначного слова в разных его значениях.

Многозначные слова.

Контекст.

Комплект таблиц «Основные правила и понятия 1-4».

Р.т.стр. 62,

упр 107

44

Слово и его значение

1

Наблюдение за употреблением в различных контекстах многозначного слова в разных его значениях.

Многозначные слова.

Контекст.

Комплект таблиц «Словарные слова»

45-46

Словосочетание

2

Сравнение слова, словосочетания и предложения.

Составление словосочетаний по заданным моделям.

Личностные:

-объяснять, что язык является главным средством общения людей, помогающим выразить их мысли и чувства, что язык – это великая ценность и культурное достояние русского народа;

- уважительно относиться к истории своего Отечества, в том числе и к истории языка;

-понимать значение умелого владения устной и письменной речью для определения социального статуса человека, для целей общения;

- расширять знания об окружающем мире,

-формировать патриотические чувства, интерес к родному краю, его истории и природе.

Метапредметные:

- использовать алгоритмы для решения определённых задач;

- сравнивать различные языковые единицы (слова по значению и по звучанию; слово, словосочетание, предложение по их главной функции);

- уметь пользоваться справочной лингвистической литературой;

- объективно оценивать свой уровень усвоения знаний;

- уметь применять полученные теоретические знания для решения практических задач;

- извлечение необходимой информации из текста.

Словосочета-

ние.

Проектор, мультимедий-ная презентация.

Уч. стр. 85,

упр 137

Р.т.стр. 81,

упр 145

47

Предложение

1

Создание наглядно-образного представления о предложении.

Деление текста на части.

Слово.

Предложение.

Текст.

Проектор, мультимедий-ная презентация.

Задание на карточке.

48-49

Главные члены предложения.

2

Главные члены предложения и их нахождение в тексте.

Подлежащее.

Сказуемое.

Комплект таблиц «Основные правила и понятия 1-4».

Уч. стр. 88 знать, упр 147, р.т.стр. 86,

 упр 153

50-51

Предложения с однородными членами.

2

Диалог в паре.

Нахождение в тексте однородных членов предложения и их обозначения.

Однородные члены.

Комплект таблиц «Основные правила и понятия 1-4».

Уч. стр. 93,

упр 155

Р. т. стр. 90,

упр 158

52

Контрольная работа № 3 на тему: «Предложение»

1

53

Работа над ошибками.

1

Самооценка на основе критерий успешности. Провести работу над ошибками, допущенными в контрольной работе.

Комплект таблиц «Словарные слова».

Задание на карточке.

III

Раздел: «СОСТАВ СЛОВА»

54

Состав слова. Корень.

 1

Структурирование знаний.

Создание наглядно-образного представления о составе слова.

Диалог в паре. Актуализировать знания детей о частях слова;  показать, что части слова — это реально употребляемые в целом ряде слов языковые единицы со своим значением, которое они привносят в слово.

Личностные:

- понимать практическую значимость получаемых знаний по русскому языку;

- развивать навыки сотрудничества с одноклассниками и со взрослыми;

- разрешать проблемные ситуации;

- реально оценивать свои успехи в освоении языка;

- осваивать духовно-нравственные ценности при работе с текстами о мире, обществе, нравственных проблемах;

- стремиться совершенствовать свою речь и общую культуру;

- формировать эстетические чувства при работе с поэтическими и прозаическими произведениями.

Метапредметные:

- уметь пользоваться алгоритмами разбора слова по составу;

- развивать умение пользоваться знаково-символическими средствами в учебных целях;

- уметь пользоваться справочной литературой;

- развивать логическое мышление при сравнении форм одного слова и однокоренных слов, при сравнении оттенков значения, которые привносят в слово разные морфемы;

- обогащать свой лексический состав словами, образованными по разным словообразовательным моделям;

- уметь делать выводы о значении знаний о составе слова для объяснения орфограмм;

- диалог в паре;

- групповая работа;

- достижение договорённости и согласование общего решения;

- построение логической цепи рассуждений, доказательств;

- выражать свое отношение к предмету речи, давать его характеристику;

- совместная работа учителя и учеников при составлении алгоритма.

Морфема.

Корень.

Приставка.

Суффикс.

Окончание.

Комплект таблиц «Основные правила и понятия 1-4».

Р.т. стр. 63,

упр 108

55

Корень.

 1

Анализ, синтез, обобщение, сравнение.

Осмысление значения термина «основа слова».

Выделение основы и окончания в словах.

Основа слова.

Окончание.

Проектор, мультимедий-ная презентация.

Уч. стр. 94, алгоритм

56

Корень.

1

Выделение окончаний у слов разных частей речи.

Созвучие строк.

Рифма.

Р.т. стр. 63,

упр 110

57

Корневые орфограммы.

 1

Развивать речь учащихся при пересказе текста по плану.

Познакомить учеников с историческими фонетическими чередованиями согласных звуков в корне слова;  

закрепить представление детей о единообразном написании корня слова.

Корень слова.

Однокоренные слова. Орфограммы корня

Комплект таблиц «Словарные слова».

58

Развитие речи. Письменные ответы на вопросы по содержанию текста. 

 1

Умение пересказывать содержание текста с опорой на вопросы, умение письменно пересказывать текст.

Проверка корневых орфограмм.

Предложения – ответы на вопросы

Проектор, мультимедий-ная презентация.

Уч. стр. 97,

 упр  163,

р.т.стр. 65,

упр 115

59-60

Приставка.

2

Подведение под понятие.

Активизировать и расширить знания учащихся о приставке как части слова;

научить детей определять (в некоторых случаях) значения приставок в словах.

Приставка.

Комплект таблиц «Основные правила и понятия 1-4».

Р.т.стр. 76,

упр. 135

61-62

Суффикс.

 2

Подведение под понятие. Актуализировать и расширить знания детей о суффиксе как части слова.

Суффикс.

Комплект таблиц «Основные правила и понятия 1-4».

Уч. стр. 109 знать,

р.т.стр. 74,

упр 131

Задание на карточке.

63-64

Окончание и основа.

2

Учёт разных мнений, координирование и сотрудничество разных позиций. Обобщить знания детей о составе слова; формировать представление учащихся о слове как единстве определенных морфем, каждая из которых привносит в слово свое значение (основное значение или оттенок значения).

Основа.

Окончание.

Корень.

Приставка. Суффикс.

Комплект таблиц «Словарные слова».

Р.т.стр. 65,

упр 114

65

Как образуются слова.

Контрольный словарный диктант

 1

Использование знаково-символических средств.

Познакомить детей с основными способами образования слов с помощью приставок и суффиксов.

Устаревшие суффиксы и приставки.

Комплект таблиц «Основные правила и понятия 1-4»

Р.т.стр. 79,

упр 142

66

Как образуются слова.

 1

Подведение под понятие.

Обогащать словарный запас учащихся новыми словами — названиями лица по профессии.

Развитие языковой интуиции ребенка при объяснении значения необычных слов. Познакомить учеников с особенностями словообразования и правописания сложных слов.

Устаревшие суффиксы и приставки.

Р.т. стр. 79,

упр 143

V

Раздел: «ЧАСТИ РЕЧИ»

67

Части речи.

1

Создание образного представления о грамматической системе языка.

Систематизация знаний детей о частях речи. Актуализировать знания детей о частях речи;  создать представление учащихся о частях речи как о группах слов, каждая из которых выделяется на основе общности вопросов и значений;

формировать умение различать имена существительные, имена прилагательные и глаголы.

 Личностные:

- понимать практическую значимость получаемых знаний по морфологии для целей устного и письменного общения;

- понимать необходимость обобщений, уметь использовать абстрактные понятия;

- реально оценивать свои успехи в освоении языка;

- формировать коммуникативные и литературно-творческие способности;

- осваивать духовно- нравственные ценности при работе с текстами о мире, обществе, нравственных проблемах;

- стремиться совершенствовать свою речь и общую культуру;

- формировать эстетические чувства при работе с поэтическими и прозаическими произведениями.

Метапредметные:

- понимать цели и задачи учебной деятельности;

- оперировать абстрактными понятиями (части речи);

- решать проблемные вопросы, находить выход из проблемных ситуаций;

- уметь самостоятельно оценивать свои достижения или промахи;

- развивать логическое мышление при сравнении разных частей речи, при классификации языковых единиц по различным критериям;

- делать самостоятельные выводы;

- определять цель и дидактическую значимость предлагаемых учебных заданий;

- самостоятельное создание алгоритмов деятельности;

- контроль, коррекция, оценка.

Имя существитель-ное.

Глагол.

Имя прилагатель-ное.

Проектор, мультимедий-ная презентация.

Задание на карточке.

68

Развитие речи. Письменные ответы на вопросы по содержанию текста.

 1

Развивать речь учеников при составлении предложений с однокоренными словами, относящимися к разным частям речи;  проверить уровень орфографической грамотности учащихся.

Письменные ответы на вопросы.

Комплект таблиц «Словарные слова».

Проектор, мультимедий-ная презентация.

Р. т.(часть 2) стр. 7,

упр 5

69

Имя существительное как часть речи.

1

Обогащать словарный запас учеников именами существительными со значениями «явление природы», «животное», «техническое средство».

Личностные:

- формировать чувство гордости за свою Родину. Российский народ и историю России при работе с текстами об истории и культуре нашей страны. Древних и современных городах, известных людях;

- уважительно относиться к другому мнению;

- понимать практическую значимость получаемых знаний по русскому языку;

- расширять кругозор и знания истории, географии и культуры своей страны и других стран мира, работая с географическими названиями; с личными именами (русскими и иноязычными);

- реально оценивать свои успехи в освоении языка;

- формировать коммуникативные и литературно-творческие способности;

- стремиться совершенствовать свою речь и общую культуру;

- формировать эстетические чувства при работе с поэтическими и прозаическими произведениями.

Метапредметные:

- ориентироваться в пространстве учебника с помощью значков навигации;

- понимать цели и задачи учебной деятельности;

- решать проблемные вопросы, находить выход из проблемных ситуаций;

- уметь пользоваться различными алгоритмами, предлагаемыми в учебнике;

- уметь самостоятельно оценивать свои достижения или промахи;

- уметь пользоваться справочной литературой.

Метапредметные:

- познавательная инициатива;

- работа в паре;

- учёт мнения собеседника;

- умение контролировать свои действия;

- самостоятельное создание алгоритмов деятельности;

- контроль, коррекция, оценка;

- развивать речь учеников при составлении сочинения-описания с использованием приема олицетворения;

- установление причинно-следственной связи;

- расширение знаний детей об окружающем мире

(игровые формы работы);

- самооценка на основе критерий успешности;

- умение подбирать аналогии, сравнивать, доказывать;

- выдвижение гипотез и их обоснование;

- работа в группе;

- учёт разных мнений, координирование в сотрудничестве разных позиций;

- волевая саморегуляция в ситуации затруднения;

- самооценка на основе критерий успешности;

- работа в паре;

- развивать речь и творческое мышление учащихся;

- наблюдать за использованием сравнений в художественной речи;

- наблюдение за ролью одинаковых окончаний в стихотворных текстах, установление их значения для образования рифмы;

- познавательная инициатива;

- учёт мнения собеседника.

Имя существитель-ное.

Проектор, мультимедий-ная презентация.

Задание на карточке.

70

Собственные и нарицательные имена существительные.

1

Умение различать собственные и нарицательные имена существительные.

Собственные и нарицательные имена существитель-ные.

Комплект таблиц «Словарные слова».

Задание на карточке.

71-72

Одушевленные и неодушевленные имена существительные.

2

Умение различать одушевленные и неодушевленные имена существительные.

Одушевленные и неодушевлен-ные имена существитель-ные.

Комплект таблиц «Основные правила и понятия 1-4».

Задания на карточках.

73

Развитие речи. Сочинение-описание с использованием приема олицетворения.

1

Развивать речь учеников при составлении сочинения-описания с использованием приема олицетворения.

Составление текста по предложенной теме с использова-нием олицетворения.

Проектор, мультимедий-ная презентация.

Доделать задание.

74-75

Число имен существительных.

 2

Обратить внимание на зависимость от формы числа имени существительного формы других слов в словосочетании и предложении;

научить детей определять род имен существительных во множественном числе; познакомить учеников с именами существительными, не изменяющимися по числам.

Единственное и множественное число имен существитель-ных.

Комплект таблиц «Основные правила и понятия 1-4».

Р. т (часть 2) стр. 28,

упр 40

76

Развитие речи. Письменные ответы на вопросы по содержанию текста.

1

Проектор, мультимедий-ная презентация.

Задание на карточке.

77

Контрольная работа № 4 по теме:

«Имя существительное»

1

78

Работа над ошибками.

1

Провести работу над ошибками, допущенными в контрольной работе.

Задание на карточке.

79

Новогоднее путешествие с Дедом Морозом.

 1

Дети учатся использовать полученные знания при выполнении грамматических заданий.

Обобщенные знания учащихся.

Комплект таблиц «Словарные слова».

 

80-81

Род имен существительных.

2

Актуализировать знания учащихся о роде имен существительных; научить детей определять род имен существительных;  показать роль окончания в определении рода имени существительного.

Род имен существитель-ных.

Комплект таблиц «Основные правила и понятия 1-4».

Р.т. стр. (часть 2) 21,  упр 28

Р. т. стр.22, упр 30

Задания на карточках.

82

Развитие речи. Обучающее изложение.

1

Проектор, мультимедий-ная презентация.

Задание на карточке.

83-84

Мягкий знак (ь) после шипящих в конце имен существительных женского рода.

2

Подведение учащихся к самостоятельной формулировке правила употребления мягкого знака после шипящих в конце имен существительных.

Обязательное объяснение принятых решений. Познакомить учеников с новой орфограммой — правописанием мягкого знака в конце имен существительных женского рода;  

показать новую функцию мягкого знака — грамматическую.

Правописание мягкого знака после шипящих в конце имен существитель-ных женского рода.

Комплект таблиц «Основные правила и понятия 1-4».

Р.т.стр. 33,

упр. 45

Р.т.стр. 35,

упр 48

Р.т.стр. 36,

упр 49

85

Контрольная работа № 5 на тему: «Мягкий знак (ь) после шипящих в конце имен существительных женского рода»

1

86

Работа над ошибками

1

Провести работу над ошибками, допущенными в контрольной работе.

87-88-89

Изменение имен существительных по падежам (склонение).

 3

Познакомить учащихся с понятиями склонения и падежа;

ввести названия падежей, познакомить детей с этимологией этих терминов для лучшего их запоминания;  способствовать усвоению учащимися алгоритма определения падежа;

показать роль окончания при изменении имен существительных по падежам.

Этимология.

Склонение.

Падеж.

Комплект таблиц «Основные правила и понятия 1-4».

Проектор, мультимедий-ная презентация.

Уч. стр. 20, знать.

Р. т. стр. 37,

упр 51

Задание на карточке.

90

Изменение имен существительных по падежам (склонение).

Именительный падеж.

 1

Учить детей определять имена существительные в именительном падеже; показать роль имени существительного в именительном падеже в предложении.

Именительный падеж.

Комплект таблиц «Словарные слова».

Проектор, мультимедий-ная презентация.

Выписать из художественной литературы 5 предложений, в которых найти имена существительные в именительном падеже.

91-92

Изменение имен существительных по падежам (склонение).

Родительный падеж.

2

Учить детей находить в предложении имена существительные в родительном падеже по вопросам;

обратить внимание на предлоги, употребляемые с существительными в родительном падеже.

Родительный падеж.

Комплект таблиц «Основные правила и понятия 1-4».

Задание на карточке.

93

Изменение имен существительных по падежам (склонение).

Дательный падеж.

1

Формировать умение находить имена существительные в дательном падеже по вопросам;

познакомить детей со значением имен существительных в дательном падеже (значение адресата).

Дательный падеж.

Проектор, мультимедий-ная презентация.

Уч. стр. 29, учить

р.т.стр.  44,

упр 64

94

Изменение имен существительных по падежам (склонение).

Винительный падеж.

 1

Учить определять винительный падеж имен существительных по вопросам, предлогам и синтаксической функции, которую они выполняют;

актуализировать знания учащихся о главных членах предложения.

Винительный падеж.

Проектор, мультимедий-ная презентация.

Задание на карточке.

95-96

Изменение имен существительных по падежам (склонение).

Творительный падеж.

 2

Учить детей определять творительный падеж имен существительных по вопросам и предлогам;

обратить внимание на окончания имен существительных в творительном падеже.

Творительный падеж.

Проектор, мультимедий-ная презентация.

Уч. стр. 33 учить,

р.т.стр. 47,

упр 68

Уч. стр. 35,

упр 64

97

Изменение имен существительных по падежам (склонение).

Предложный падеж. 

Контрольный словарный диктант

1

Учить детей определять предложный падеж имен существительных по вопросам и предлогам;

обратить внимание на окончания имен существительных в предложном падеже.

Предложный падеж.

Проектор, мультимедий-ная презентация.

98-99

Изменение имен существительных по падежам (склонение).

2

Организовать пропедевтическое наблюдение за окончаниями имен существительных в предложном падеже. Учить детей определять имена существительные в предложном падеже по вопросам и предлогам; познакомить учащихся со значением имен существительных в предложном падеже (в простых случаях).

Падежи.

Комплект таблиц «Основные правила и понятия 1-4»

Уч. стр. 36 знать, упр 67

Р.т.стр. 49,

упр 72

100-101

Имя существительное.

 2

Наблюдение за ролью одинаковых окончаний в стихотворных текстах, установление их значения для образования рифмы. Систематизировать знания учащихся о роде, числе и падеже имени существительного; учить детей делать устный и письменный разбор имени существительного как части речи;

развивать речь учеников при пересказе текстов.

Морфологический разбор имени существитель-ного.

Комплект таблиц «Основные правила и понятия 1-4».

Уч. стр. 42, знать алгоритм

Уч. стр. 45,

упр. 80

102

Контрольная работа № 6

по теме: «Имя существительное как часть речи»

1

103

Работа над ошибками.

Работа над изученными орфограммами.

 1

 Закрепление полученных знаний о корневых орфограммах.

Орфограммы корня.

Задание на карточке.

104-105-106

Местоимение.

 3

Познакомить учащихся с основной функцией местоимений — заменять другие слова в предложении;      научить школьников видеть и исправлять ошибки в употреблении местоимений.

Личностные:

- понимать практическую значимость получаемых знаний по русскому языку;

- развивать навыки сотрудничества с одноклассниками и со взрослыми;

- разрешать проблемные ситуации;

- реально оценивать свои успехи в освоении языка;

- осваивать духовно-нравственные ценности при работе с текстами о мире, обществе, нравственных проблемах;

- стремиться совершенствовать свою речь и общую культуру;

- формировать эстетические чувства при работе с поэтическими и прозаическими произведениями.

Метапредметные:

- работа в парах, группах;

- формировать у школьников умение видеть и исправлять ошибки в работе; самооценка на основе критерий успешности;

- умение подбирать аналогии, сравнивать, доказывать;

- выдвижение гипотез и их обоснование;

- учёт разных мнений, координирование в сотрудничестве разных позиций;

- волевая саморегуляция в ситуации затруднения;

- самооценка на основе критерий успешности.

Местоимение.

Комплект таблиц «Основные правила и понятия 1-4».

Уч. стр. 47 знать, упр. 85

Р.т.стр. 56,

упр 85

Р.т.стр. 57,

упр 87

107

Контрольное списывание

1

108

Работа над ошибками.

1

Комплект таблиц «Словарные слова».

Задание на карточке.

109-110-111-112

Глагол.

4

Проведение конкурса рассказчиков, красочно оформить свои короткие рассказы.

Актуализировать знания детей о глаголе как части речи;

расширить представление учащихся о значении глагола, познакомить их с группами глаголов по значению;

показать роль глаголов в речи;

познакомить школьников с этимологией термина «глагол»;

обогащать речь детей глаголами разных семантических групп.

Личностные:

- понимать практическую значимость получаемых знаний по русскому языку;

- развивать навыки сотрудничества с одноклассниками и со взрослыми;

- разрешать проблемные ситуации;

- реально оценивать свои успехи в освоении языка;

- осваивать духовно-нравственные ценности при работе с текстами о мире, обществе, нравственных проблемах;

- стремиться совершенствовать свою речь и общую культуру;

- формировать эстетические чувства при работе с поэтическими и прозаическими произведениями.

Метапредметные:

- противопоставить бытовое и грамматическое понимание значения слова действие;

- обогащать речь детей глаголами разных семантических групп;

- наблюдение за особенностями употребления глаголов;

- работа в паре;

- планирование учебного сотрудничества;

- развивать речь учащихся при образовании грамматических форм времени глагола;

- продолжить формирование орфографического навыка учащихся;

- наблюдение за особенностями употребления глаголов;

- планирование учебного сотрудничества;

- достижение договорённостей и согласование общего решения;

- самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;

- самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера на основе метода рефлексивной самоорганизации;

- учить детей контролировать и оценивать свою работу;

- формировать умение употреблять глаголы в разной форме в связной речи;

- развивать у учащихся речь при составлении сочинений разных типов;

- планирование учебного сотрудничества;

- работа в группе, в паре

- осознание ответственности за общее дело;

- планирование учебного сотрудничества;

- выполнение действий по алгоритму;

- систематизировать знания детей о времени, числе и роде глагола.

Глагол.

Комплект таблиц «Основные правила и понятия 1-4».

Уч. стр. 53,

упр. 93

Р.т.стр. 59,

упр. 90

Р.т.стр. 60,

упр. 92

113-114-115

Изменение глаголов по временам.

 3

Познакомить учащихся с изменением глаголов по временам;    развивать речь учащихся при образовании грамматических форм времени глагола; продолжить формирование орфографического навыка учащихся.

Толковый словарь.

Времена глагола.

Комплект таблиц «Словарные слова».

Уч. стр. 59 знать

Задание на карточке.

116

Глаголы настоящего времени.

 1

 Показать, как зависит возможность употребить глагол в настоящем времени от того, на какой вопрос (что делать? что сделать?) глагол отвечает;  обратить внимание на новую орфограмму (без объяснения) — «Безударные гласные в окончаниях глаголов».

Образование форм глагола в настоящем времени по образцу.

Настоящее время глагола.

Проектор, мультимедий-ная презентация.

Р.т. стр 63,

упр 96

117-118

Глаголы прошедшего времени.

2

Учить детей находить глагол в прошедшем времени по вопросу;  познакомить учащихся с суффиксом глаголов в прошедшем времени;  показать, как меняются глаголы в прошедшем времени в единственном числе по родам;

учить детей верно писать родовые окончания глаголов в прошедшем времени.

Прошедшее время глагола.

Проектор, мультимедий-ная презентация.

Р.т. стр. 74,

упр. 118

119-120

Глаголы будущего времени.

2

Умение образовывать глаголы будущего времени, правописание безударных окончаний глаголов в будущем времени.

Будущее время глаголов.

Задания на карточках.

121-122-123

Неопределенная форма глагола.

 3

Дать определение термина «неопределенная форма глагола»;

познакомить учеников с суффиксами глаголов в неопределенной форме; учить детей находить глаголы в неопределенной форме в предложениях;  познакомить учащихся с орфограммой «Мягкий знак после шипящих согласных в конце глаголов в неопределенной форме».

Неопределён-ная форма глагола.

Комплект таблиц «Словарные слова».

Уч. стр. 73,

упр 133

Р.т. стр. 78,

упр 125

124

Закрепление. Изменение глаголов по временам. Неопределенная форма глагола.

1

Учить детей находить глаголы в неопределенной форме в предложениях;  работать над орфограммой «Мягкий знак после шипящих согласных в конце глаголов в неопределенной форме».

Времена глагола, неопределен-ная форма.

Комплект таблиц «Основные правила и понятия 1-4».

Задание на карточке.

125-126

Изменение глаголов по числам.

2

Показать детям грамматическую природу изменения глаголов по числам, значение категории числа глаголов; организовать пропедевтическое наблюдение за ролью окончаний при изменении глаголов по числам.

3 числа глаголов.

Комплект таблиц «Основные правила и понятия 1-4»

Р.т. стр. 76,

упр. 123

Р.т. стр. 77,

упр 124

127

Развитие речи. 

Обучающее изложение по теме «Глагол».

1

Умение определять тему текста, передавать содержание текста с опорой на вопросы плана.

Письменная передача текста с опорой на вопросы плана

Проектор, мультимедий-ная презентация.

Задание на карточке.

128

Развитие речи. 

Сочинение.

1

Формировать умение употреблять глаголы в разной форме в связной речи; развитие речи учащихся при составлении сочинений разных типов.

Составление плана по определенной теме и сочинения по нему.

Проектор, мультимедий-ная презентация.

Оформить сочинение.

129-130-131

Изменение по родам глаголов прошедшего времени.

3

Познакомить учащихся со значением рода.

Род глаголов прошедшего времени.

Комплект таблиц «Основные правила и понятия 1-4».

Уч. стр. 82 знать

Уч. стр. 83,

упр 152

Уч. стр. 85,

упр 155

132-133

НЕ с глаголами.

 2

Познакомить учащихся со значением частицы не и правилами ее написания с глаголами; развивать речь детей при изменении текстов; формировать представление учеников о нормах поведения в школе и дома.

Раздельное написание частицы НЕ с глаголами.

Комплект таблиц «Основные правила и понятия 1-4».

Р.т.стр. 80 упр 130

Р.т.стр. 81,

упр 131

134-135

Разбор глагола как части речи.

2

Выполнение действий по алгоритму. Систематизировать знания детей о времени, числе и роде глагола;  учить школьников делать разбор глагола как части речи;  закрепить орфографические навыки учащихся.

Морфологический разбор глагола.

Комплект таблиц «Основные правила и понятия 1-4».

Повторить тему «Глагол» учить

стр. 92,

упр 169

136

Контрольная работа № 7 по теме: «Глагол»

 1

 Проверить уровень усвоения знаний по теме «Глагол».

137

Работа над ошибками. Морфологический разбор глагола.

 1

 Выполнение действий по алгоритму. Систематизировать знания детей о времени, числе и роде глагола;  учить школьников делать разбор глагола как части речи;  закрепить орфографические навыки учащихся.

Морфологический разбор глагола.

Задание на карточке.

138-139-140-141-142

Имя прилагательное.

5

Обогащать лексический запас учащихся прилагательными разных семантических групп. Актуализировать знания детей об имени прилагательном как части речи;  классифицировать имена прилагательные по значению;

показать роль имен прилагательных в речи.

Личностные:

- понимать практическую значимость получаемых знаний по русскому языку;

- развивать навыки сотрудничества с одноклассниками и со взрослыми;

- разрешать проблемные ситуации;

- реально оценивать свои успехи в освоении языка;

- осваивать духовно-нравственные ценности при работе с текстами о мире, обществе, нравственных проблемах;

- стремиться совершенствовать свою речь и общую культуру;

- формировать эстетические чувства при работе с поэтическими и прозаическими произведениями.

Метапредметные:

- выбор наиболее эффективных способов решения задач;

- работа в группе;

- адекватное использование речевых средств для решения коммуникационных задач;

- учить детей контролировать и оценивать свою работу;

- выполнение действий по алгоритму;

- развивать речь учеников при изложении текста с грамматическим заданием.

Имя прилагательное

Комплект таблиц «Словарные слова».

Р.т.стр. 82,

упр 133

Уч. стр. 98,

упр 175

Уч. стр. 100, упр 179

Задание на карточке.

143

Контрольное изложение

1

Проектор, мультимедий-ная презентация.

144-145

Работа над ошибками. Изменение имен прилагательных по родам и числам

 2

Показать детям грамматическую зависимость имени прилагательного от имени существительного;    познакомить учащихся с изменением имен прилагательных по родам и числам.

Род и число имен прилагатель-ных.

Комплект таблиц «Основные правила и понятия 1-4».

Уч. стр. 108, упр 193

Задание на карточке.

146-147

Изменение имен прилагательных по числам.

 2

Познакомить учеников с алгоритмом проверки безударных окончаний имен прилагательных по окончанию вопроса;  обратить внимание детей на написание безударных окончаний имен прилагательных мужского рода;  развивать культуру речи учащихся при определении рода «проблемных» имен существительных и согласованных с ними прилагательных.

Единственное и множественное число имен прилагатель-ных.

Р.т. стр. 85,

упр 139

148

Изменение имён прилагательных по родам числам и падежам.

1

Познакомить учащихся с изменением имен прилагательных по падежам.

Род, число, падеж имен прилагатель-ных.

Комплект таблиц «Основные правила и понятия 1-4»

Р.т.стр. 86,

упр 140

Р.т.стр. 86,

упр 142

Р.т. стр. 87,

упр 143

149

Контрольная работа № 8 по теме: «Имя прилагательное»

1

150

Работа над ошибками.

1

Задание на карточке.

151

Развитие речи. Сочинение-описание.

1

Формировать умение употреблять глаголы в разной форме в связной речи; развитие речи учащихся при составлении сочинения-описания.

Составление плана по определенной теме и сочинения по нему.

Проектор, мультимедий-ная презентация.

Оформить сочинение.

152

Изменение имён прилагательных по родам, числам и падежам.

1

Закрепить навык определения числа, рода и падежа имени прилагательного.

Род, число, падеж имен прилагатель-ных.

Комплект таблиц «Основные правила и понятия 1-4».

153-154

Изменение имён прилагательных по родам, числам и падежам.

2

Закрепить навык определения числа, рода и падежа имени прилагательного.

Род, число, падеж имен прилагатель-ных.

Комплект таблиц «Словарные слова».

Уч. стр. 117,

упр 211

Уч. стр. 118, упр 213

Уч. стр. 119, упр 214

155

Разбор имени прилагательного как части речи.

Контрольный словарный диктант.

1

Систематизировать полученные учащимися знания об имени прилагательном;

учить детей разбирать имя прилагательное как часть речи;

развивать речь учеников при изложении текста с грамматическим заданием.

Морфологический разбор имени прилагатель-ного.

Уч. стр. 120, знать алгоритм

156-157-158-159

Повторение. Слово, предложение, текст.

4

Систематизировать полученные учащимися знания о слове, предложении, тексте.

Личностные:

- иметь представление о языке как главном средстве человеческого общения;

- уметь сотрудничать с ровесниками и взрослыми;

- иметь положительную мотивацию к дальнейшему изучению русского языка;

- уметь определять свои успехи в освоении русского языка;

- понимать роль правильной устной и письменной речи в определении общей культуры человека и общества.

Метапредметные:

- ориентироваться в навигационной системе учебника;

- понимать схемы разного типа, уметь их читать;

- формировать потребность обращения к справочной литературе по русскому языку;

- применять полученные знания по русскому языку на практике;

- уметь сравнивать, обобщать, проводить учебный эксперимент;

- умение работать в паре, группах;

- умение слушать мнение другого;

- самооценка на основе критерий успешности;

- планирование учебного сотрудничества;

- создать положительную мотивацию к дальнейшему изучению языка.

Слово, предложение, текст.

Задания на карточках.

160-161-162

Повторение изученных орфограмм.

3

Систематизировать знания, полученные учащимися об изученных орфограммах.

Изученные орфограммы.

Комплект таблиц «Основные правила и понятия 1-4».

Задания на карточках.

163

Итоговая контрольная работа.

1

164

Работа над ошибками.

1

Провести работу над ошибками, допущенными в контрольной работе.

Выписать из художествен-ной литературы по 2 слова с каждой из изученных орфограмм.

165-166-167-168-169

Повторение. Правила правописания.

5

Систематизировать изученный в третьем классе материал по всем разделам учебника;  закрепить навык написания изученных орфограмм.

Орфограммы.

Комплект таблиц «Словарные слова».

Р. т.стр. 92,

упр 153

170

Обобщающий урок. Игра «По океану речи».

1

Систематизировать изученный в третьем классе материал по всем разделам учебника;  закрепить навык написания изученных орфограмм.

Знания, полученные в процессе изучения русского языка (в 3 классе).

Проектор, мультимедий-ная презентация.

Всего: 170 уроков


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка рабочей программы к урокам русского языка с формированием УУД по программе "Перспектива" для 2 класса.

Календарно-тематическое планирование по программе "Перспектива" для 2 класса....

Разработка рабочей программы к урокам литературного чтения с формированием УУД по программе "Перспектива" для 3 класса.

Календарно-тематическое планирование уроков литературного чтения по программе "Перспектива" 3 класс....

Разработка рабочей программы к урокам литературного чтения с формированием УУД по программе "Перспектива" для 2 класса

Календарно-тематическое планирование к урокам литературного чтения по программе "Перспектива"  для 2 класса....

Разработка рабочей программы к урокам окружающего мира с формированием УУД по программе "Перспектива" для 2 класса.

Календарно-тематическое планирование по программе "Перспектива" для 2 класса....

Разработка рабочей программы к урокам изобразительного искусства с формированием УУД по программе "Перспектива" для 2 класса.

Календарно-тематическое планирование к урокам изобразительного искусства  для 2 класса....