Именительный и винительный падежи имён существительных
план-конспект урока по русскому языку (4 класс)

Кондратова Светлана Константиновна

.

Скачать:


Предварительный просмотр:

 

Урок русского языка в 4 классе

по программе « Школа России»

Тема: « Именительный и винительный падежи имён существительных»

( УМК « Школа России»)

Подготовила: Кондратова С.К.

учитель начальных классов

Цели: актуализировать знания об именительном и винительном падежах, познакомить со способами  различения имён существительных в именительном и винительном падежах.

Формируемые УУД: п.- самостоятельное выделение и формирование познавательной цели; выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; анализ, сравнение, классификация объектов по выделенным признакам ; синтез; построение ; логической цепи рассуждений; доказательство; к.- умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; р.- постановка учебной задачи; сличение способа действия и его результата с заданным эталоном; оценивание качества и уровня усвоения материала; л.- нравственно – этическое оценивание усваиваемого содержания, обеспечивающее личностный моральный выбор на основе социальных и личностных ценностей.

Оборудование: учебник, ЭП к учебнику, индивидуальные карточки, картины художников, толковый словарь.

Ход урока

1.Организационный момент

2. Проверка домашнего задания

- Как проверить безударные падежные окончания выделенных имён существительных?

3.Словарная работа

- Послушайте отрывок из стихотворения, доскажите последнее слово хором

Если видишь на картине

Нарисована река,

Или ель и белый иней,

Или сад и облака,

Или снежная равнина

Или поле и шалаш,-

Обязательно картина

Называется …( пейзаж).

-Запишите слово пейзаж в тетрадь, поставьте ударение и подчеркните непроверяемую безударную гласную в корне.

- В каком словаре мы можем найти лексическое значение этого слова? (Работа с толковым словариком в конце учебника)

- Как называется художник, специалист по пейзажам? ( пейзажист) Запишите и это слово в тетрадь. Разобрать слово по составу ( 1 ученик работает у доски).

- Составьте предложение из данных слов и запишите его.

На доске: прекрасные, русскими, были, пейзажи, художниками, созданы.

(Прекрасные пейзажи были созданы русскими художниками.)

- Каких художников – пейзажистов вы знаете? ( Показать картины художников)

4.Самоопределение к деятельности

- Прочитайте предложения

Корабль вошёл в порт.

Капитан поднялся на корабль.

- Что общего в этих предложениях?

-На какой вопрос отвечает слово корабль в первом предложении?

- Определите его падеж.

На какой вопрос отвечает слово корабль во втором предложении?

- Определите его падеж.

(Учитель выставляет карточки с названиями падежей)

Именительный

Винительный

-Послушайте сказку

В некотором царстве, в некотором государстве жил – был царь. И было у него шесть сыновей. Жили они дружно, весело, то и дело был слышен смех и шутки. Больше всего веселились близнецы Винительный и Именительный падежи. Они очень любили разыгрывать придворных, потому что их часто путали и не могли различить.

- Можете ли вы объяснить, почему их не могли различить? ( Они имеют одинаковый вопрос что?)

( Учитель выставляет карточки с вопросами под названиями падежей)

Что?

Что?

-Сформулируйте задачу урока. ( Научиться распознавать имена существительные в именительном и винительном падежах.)

5.Физкультминутка

6.Работа по теме урока

-Научим придворных различать близнецов. С чего начнём наше исследование?

( Разберём предложение по членам)

(Два ученика выполняют разбор предложений у доски, остальные -  в тетрадях. Коллективная проверка)

-Какой вывод вы сделали? ( В первом предложении слово корабль – главный член предложения, во втором – второстепенный)

- В каком падеже стоит существительное , которое является главным членом предложения? ( В именительном)

-  В каком падеже стоит существительное , которое является второстепенным  членом предложения? ( В винительном)

( На доске карточки)

Подлежащее

Второстепенный

 -Как связано имя существительное корабль с главным словом во втором предложении?

 ( С помощью предлога)

- Имеет ли предлоги существительное в именительном падеже? ( Нет, не имеет)

( На доске карточки)

Без предлогов

Имеет предлоги

7.Работа по учебнику Упр.185 с. 105

- Сравните наше исследование с выводом в таблице на с.105 в учебнике.

ЭП к учебнику

8. Закрепление изученного материала

Упр. 186 с. 105

( Устный разбор предложений по членам, определение падежей имён существительных. Запись четверостишия по памяти.  Взаимопроверка. Разбор слова ночь как часть речи – 1 ученик у доски. Проверка, самооценка)

9.Рефлексия

Тест на карточках

Тест по теме « Именительный и винительный падежи»

1.На какие вопросы отвечают имена существительные в винительном падеже?

А) Кто? Что?                                                В) Кем? Чем?

Б) Кого? Что?                                         Г) Кого? Чего?

2. С какими предлогами употребляются имена существительные в именительном падеже?

А) в, на, через                                        В) к, по

Б) без предлогов                                        Г) у, около, из

3. Каким членом предложения являются имена существительные в винительном падеже?

А) подлежащим        

Б) второстепенным членом                 

В) сказуемым

4.В каком падеже стоит выделенное имя существительное в предложении?

Уронило солнце лучик золотой.

А) в И.п.                                        В) в Р.п.

Б) в Т.п.                                        Г) в В.п.

Самопроверка

-  Для чего мы проводили тест?  (Чтобы проверить, как мы научились различать именительный и винительный падежи)

10. Подведение итогов урока

- Как различить имена существительные в именительном и винительном падежах?

11. Домашнее задание по выбору учащихся

Учебник с. 106 упр.189; упр.188 ( *)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Именительный и винительный падежи имён существительных

Конспект урока в 4 классе по УМК "Школа 2100"...

Проблемный урок по русскому языку в 4 классе "Винительный падеж имён существительных.Распознование винительного и именительного падежей.

Проблемный урок по русскому языку в 4 классе"Винительный падеж имён существительных. Распознование именительного и винительного падежей.Урок-исследование. Цель: -познакомить с особенностями ...

Конспект открытого урока по русскому языку в 4 классе "Именительный и винительный падежи имён существительных единственного числа".

Урок с использованием информационно-коммуникационных технологий.Русский язык. 4 класс.УМК "Школа России" Канакина В.П....

Конспект урока русского языка по теме "Именительный и Винительный падежи имён существительных"

Урок открытия новых знаний.Цель- развитие умения различать существительные в именительном и винительном падежах, умение извлекать и преобразовывать информацию.УМК "Школа 2100", 4 класс...

4 класс "Именительный и Винительный падеж имён существительных"

Сценарий урока с презентацией по русскому языку в 4 классе по программе "школа России"....

Конспект урока по русскому языку "Именительный и винительный падежи имён существительных"

Цели деятельности учителя: формирование умения распознавать именительный и винительный падежи имён существительных в единственном числе.Планируемые результатыПредметные: уметь распознавать имена сущес...