Конспект урока русского языка по теме "Именительный и Винительный падежи имён существительных"
план-конспект урока по русскому языку (4 класс)
Урок открытия новых знаний.Цель- развитие умения различать существительные в именительном и винительном падежах, умение извлекать и преобразовывать информацию.УМК "Школа 2100", 4 класс
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_uroka_russkogo_yazyka.docx | 22.9 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект урока русского языка
Тема урока: Именительный и Винительный падежи имён существительных
Тип урока - урок открытия новых знаний.
Цели урока:
1. Образовательные: развивать умение учащихся различать существительные в именительном и винительном падежах, умение извлекать и преобразовывать информацию.
2.Развивающие: развивать наблюдательность, произвольное внимание, используя приемы анализа, синтеза при рассмотрении языкового материала, создать условия для реализации себя в процессе познавательной и интеллектуальной деятельности, развивать устойчивый интерес к знаниям и потребность в их самостоятельном поиске.
3. Воспитательные: воспитывать умение работать в паре, умение вести диалог: ученик-ученик, ученик-учитель, способствовать формированию адекватной самооценки.
Ход урока
1. Организационный момент.
- Как ваше настроение?
- Готовы поработать?
- Улыбнитесь друг другу приветливо.
- Садитесь, следите за посадкой, оформите записи в тетради, соблюдая каллиграфию.
2. Актуализация знаний.
- Я бы хотела, чтобы у вас были «ушки на макушке», а работали вы с «чувством локтя». Фразиологизмы записаны на обратной стороне доски
- Что означают эти устойчивые выражения? (слушать очень внимательно, оказывать помощь товарищу)
- Из слов каких частей речи состоят словосочетания?(сущ. и предлоги)
- Что можно определить у имён существительных? (род, число, одушевлённость и падеж)
- Карточкой покажите падеж имён существительных. У детей карточки с падежами
3.Определение темы урока, постановка целей.
- Как вы догадались, наверное, мы продолжаем изучать раздел…(Изменение имён существительных по падежам)
- Послушайте строки Т. Рик
Поворот судьбы удивительный:
Изучаем мы падеж Именительный,
И Винительный падеж надо знать,
От Именительного отличать.
- Какие два падежа интересуют нас сегодня?
- Сформулируйте основную проблему урока своими словами …(Как различить И.п. и В.п. существительных)
- Значит главной целью на уроке будет…(Научиться различать И.п. и В.п. существительных)
4. Построение выхода из проблемной ситуации.
- А почему возникает необходимость различать эти падежи? (Отвечают на одинаковые вопросы)
- Прочитайте на доске загадку. (В) з-л-той клубоч-к спрятался дубоч-к.
- Спишите её. Напишите отгадку. (Жёлудь)
- Обозначьте орфограммы. В золотой клубочек спрятался дубочек.(Жёлудь).
- Запишите транскрипцию слова жёлудь [ж `о л у т'] – 6 букв, 5 звуков
- Назовите имена существительные. (Клубочек, дубочек)
- Определите их падеж. (Должны возникнуть разногласия)
Физминутка Нам нужно быть особенно внимательным, поэтому выполним разминку для глаз. (Упражнения делает кто-то из учеников)
- Вспомним, что знаем об И. п. и В. п. Информацию оформим в виде схемы на доске (Выполняют дети под руководством учителя на боковой доске)
/ /
Кто?—И. п.--- что? В. п.--- кого?
/ /
подлежащее второстепенный
член
- Прочитаем правило с.105.
- Какая информация нашла подтверждение в 1 абзаце правила? (О роли существительного в предложении)
- Что нового узнали из 2 абзаца? ( Употребление сущ. В. п. с предлогами)
- Дополните схему.
без без предлогов +
предлогов в, на, за, под, про, через
/ /
Кто?---- И. п.--- что? ---- В. п.--- кого?
/ /
подлежащее второстепенный
член
- Вернёмся к загадке, обозначим падежи.
5. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи
- Закончите мои предложения:
а) Если имя существительное отвечает на вопрос что? и является подлежащим, то оно стоит в …(И. п.)
б) Если имя существительное отвечает на вопрос что? и является второстепенным членом предложения, то оно стоит в …(В. п.)
- Составим план определения И. и В. падежей: (полоски бумаги)
План
1 Читаю слово
2 Определяю член предложения
3 Если подлежащее, то указываю И. п.
4 Если второстепенный член, то указываю В. п.
- Выполним упр.134 с.104, первый шаг задания. (Читают 1 и 2 отрывки стиха, находят выделенные слова, по плану определяют падеж. Третий отрывок делают в паре)
- Кто похвалит своего партнёра, за что? (Выполнил правильно или помог тому, кто вышел с «больничного»)
Физминутка (Один ученик показывает движения)
6 Самостоятельная работа с проверкой по эталону.
- Упр.133, с. 104 1вариант – 1
2 вариант – 2
3 – тем, кто стремится знать и уметь больше
- Индивидуально: работа на карточках (сильным, оставшимся без пары)
Спиши. Обозначь падеж выделенных слов. Серебряные паутинки щекочут лицо. Нежно ластится к ногам опадающий лист. Осенний 2 лес нагоняет лёгкую грусть.
- Взаимопроверка по эталону (слайд). Ставят « + » или « - »за каждый падеж и грамотность.
- Самооценка : три «+» - 5
два «+» - 4
один «+» - 3
ноль «+» - ?
7 Закрепление материала
- Запишите словосочетания в два столбика И.п и В.п. (Диктую, ученик пишет на доске с объяснением):
- Новая палатка, шёл через коридор, выполнил решение, интересная
цитата, известный памятник, приготовил на десерт, оценка за сочинение (в оба столбика)
- Правописание каких слов повторили? (Словарных)
8 Домашнее задание : (Слайд) с.110 правило, с.135. упр.3 (необходимый уровень – определить падежи, повышенный уровень – дополнительная работа со схемами)
9 Итог урока
- Над какой проблемой работали на уроке?
- Как же различить И. п. и В. п.?
- Где пригодится это умение?
- Что на уроке оказалось наиболее трудным, интересным?
10 Рефлексия
- Достижение целей каждым из вас отметим на «мишени».(На парте у каждого)
- Кто попал в «яблочко» 4раз?
- Урок окончен. Спасибо за работу! (Слайд)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация к уроку русского языка по теме: "Винительный падеж имён существительных".
Данная презентация будет очень полезна при изучении темы "Винительный падеж имён существительных". Содержит цели урока, план изучения темы, физминутки, задания с проверкой, итог урока и тд....
Конспект урока русского языка "Именительный и винительный падежи имён прилагательных женского рода"
Цель: учить правильно писать окончания имён прилагательных женского рода в именительном и винительном падежах.Планируемые результаты:Личностные: адекватное понимание причин успеха/неуспеха в уче...
Технологическая карта урока по русскому языку на тему "Винительный падеж имён существительных" 3 класс "Школа России"
"Винительный падеж имён существительных"...
Конспект урока русского языка для 3 класса. Падеж имён существительных
Урок русского языка в 3 классеТема: Падеж имён существительных (с использованием технологии развития критического мышления)Цель урока:познакомить с системой падежей русского языка, с алгоритмом о...
Урок русского языка по теме: винительный падеж имён существительных.
Конспект урока по русскому языку по теме: винительный падеж имен существительных....
Конспект урока по русскому языку "Именительный и винительный падежи имён существительных"
Цели деятельности учителя: формирование умения распознавать именительный и винительный падежи имён существительных в единственном числе.Планируемые результатыПредметные: уметь распознавать имена сущес...
Конспект урока по теме "Именительный и винительный падежи имён прилагательных множественного числа"
Тема: Именительный и винительный падежи имён прилагательных множественного числа.Тип урока: урок открытия нового знания.Цель урока: Учить распознавать имена прилагательные множественного числа в имени...