1.Организационный момент. Тетрадь правильно кладу, Ручку правильно держу, За посадкою слежу, С чистотою я дружу, Без ошибок напишу.
2. Чистописание. На доске написаны буквы: е, ж, ё. -Написание каких букв мы повторим? -Есть ли что-то общее в написании этих букв? (полуовалы) -Какая буква лишняя? Почему? ( Ж - состоит из двух полуовалов, согласная, всегда обозначает твердый звук.) ( У детей в тетрадях прописаны образцы букв) - Пропишите буквы отдельно, а затем в различных сочетаниях.
3.Словарная работа. - Прочитайте предложение с доски. В з..л..той клубочек спрятался дубочек. -Что это? -Отгадайте загадку. - Что такое желудь? (картинка) - Чтение с карточки: ЖЕЛУДЬ. - Какие орфограммы встретились? ( Парная согласная на конце слова, ь знак, обозначающий мягкость.) - На какую гласную надо еще обратить внимание? ( Ё после шипящей, т.к. при произношении слышим О. ) - Запишите слово. - Какие еще словарные слова с орфограммой Ё после шипящей вы знаете? ( Чтение и запись слов ЧЁРНЫЙ, ЖЕЛТЫЙ.)
4. Актуализация знаний. - Посмотрите на эти слова: какое слово лишнее? ( Жёлудь.) - Почему? ( Дети называют все признаки имени существительного) - Как называется изменение имени существительного по падежам? (Склонение.) - Устно просклоняйте это существительное по цепочке. - Что изменяется у существительного при склонении? ( Окончание.) - Как определить падеж имени существительного в предложении?
5. Постановка проблемы. - Спишите загадку, вставляя орфограмму, определите падеж имен существительных. ( 2 человека работают с обратной стороны доски) -Проверим орфограмму. -Проверим, как вы обозначили падежи. ( Сравнение индивидуальной работы детей у доски.) - Почему задание было одинаковое для всех, а падежи вы определили по- разному? (У этих падежей сходные вопросы.) - Можно ли различить винительный и именительный падежи только по вопросам? (Нет.) - Чего же вы еще не знаете? ( Как ещё можно различить винительный и именительный падежи). -Так и звучит тема нашего сегодняшнего урока. Учитель открывает тему урока, читают хором: Винительный падеж имен существительных .Распознавание винительного и именительного падежей. - Какую цель мы поставим на уроке? ( Найти признаки, по которым можно различить винительный и именительный падежи.)
6.Исследование проблемы. Учитель вывешивает схему, которая заполняется в ходе исследования. И. п. Кто? Что? . | В.п. Кого? Что? . | 1.Подлежащее. | 1 | 2.Нет предлогов. | 2. |
| 3. |
- На какие вопросы отвечают эти падежи? - Что ещё вы знаете об именительном падеже? ( Дети называют, учитель вносит данные в схему). - Какой формой слова является именительный падеж? (Начальной формой.)
А)- Чтобы выделить первый отличительный признак, предлагаю вам вернуться к нашей загадке. - Раз вопрос не помог нам точно определить падеж, что вы можете предложить? ( Разобрать по членам). - Разберите предложение по членам. - Что заметили? ( Существительное « дубочек» - подлежащее, значит, оно стоит в именительном падеже.) - Что тогда можно сказать о существительном « клубочек»? ( Оно является второстепенным членом предложения, значит, стоит в винительном падеже). - Исправьте ошибки. -Какой же можно сделать вывод о существительном в винительном падеже? ( Существительное в винительном падеже в предложении является второстепенным членом). Учитель дополняет схему.
- Мы открыли первый отличительный признак винительного падежа от именительного.
Б) РАЗВИТИЕ РЕЧИ. – Составьте и запишите предложения.
1.Сн..жинки, и , круж..лись, медленно, на, опускались, землю.
2.Рыбина, на , б..льшая, попалась, крючок.
- Какие предложения у вас получились? - Назовите орфограммы. - Определите падежи имен существительных. ( Дети определяют падежи имен существительных, объясняя, по каким признакам они это делают: по вопросу и роли существительного в предложении.)
- Что вы еще заметили? (Существительные в винительном падеже употреблены с предлогом.) - С каким? ( На.) Учитель дополняет схему.
В) РАБОТА ПО УЧЕБНИКУ, СТРАНИЦА. 73. - Прочитайте правило до приведенных примеров. СТРАНИЦА 72. - Прочитайте две верхние строчки. - Что нужно добавить в схему? (Другие предлоги винительного падежа.) Учитель вносит дополнение в схему. -Запомним предлоги винительного падежа, прочитаем хором: В, ВО, НА, ЗА, ПРО, ЧЕРЕЗ. - Вернитесь к загадке о желуде. Есть ли предлог у существительного? - На что он указывает? - Сформулируйте второй отличительный признак винительного падежа. ( Существительное в винительном падеже может употребляться с предлогом.)
- Вот что говорит винительный падеж сам о себе: Я- винительный падеж, И я во всем виню невежд. Зато отличников люблю, Для них « пятерки» я ловлю. Кого позвать, во что играть Готов ребятам подсказать, Не прочь с предлогами дружить, Но и без них могу прожить.
Г) ФИЗМИНУТКА. Одолела нас дремота, Шевельнуться не охота. Ну-ка, делайте со мною Упражнение такое: Вверх, вниз потянись, Окончательно проснись. Вот мы руки развели, Словно удивились. И друг другу до земли Низко поклонились. Ниже, дети, поклонитесь, Не ленитесь, улыбнитесь И тихонечко садитесь.
Д) РАБОТА В ГРУППАХ. Каждой из 4 групп даны карточки с заданием. Задание: 1.Составьте словосочетания, ставя существительное в винительный падеж. (Если нужно, употребляйте предлог и изменяйте окончание.) 2.Определите род имен существительных. 3.Выделите окончания имен существительных в начальной форме и в винительном падеже, запишите их в табличку. 5. Сравните окончания, сделайте вывод. Б) 1 группа
ОТКУСИЛ (ГРУША)___________________________________________ В ВЪЕХАЛИ (ДЕРЕВНЯ)_____________________________________ ПЕРЕПРЫГНУЛ (БРЕВНО)_____________________________________ ВЫУЧИЛ (СТИХОТВОРЕНИЕ)__________________________________ ПОЛОЖИЛ (КАРМАН)_________________________________________ НАРИСОВАЛ (ДОМ)___________________________________________
|
|
|
|
|
| |
| ж.р. | м.р. | с.р. |
|
| И.п.(нач.ф.) |
|
|
|
|
|
| ж.р. | м.р. | с.р. |
|
| В.п. |
|
|
|
|
2 группа
ПРЫГНУЛ (ВОДА)____________________________________________ УПАЛ (ЗЕМЛЯ)_______________________________________________ ВЗЛЕТЕЛ (ДУБ)_______________________________________________ ПОШЕЛ (ТЕАТР)______________________________________________ ОТКУСИЛ (ЯБЛОКО)_________________________________________ ВЫШЕЛ (МОРЕ)_____________________________________________
|
|
|
|
|
|
|
| ж.р. | м.р. | с.р. |
|
| И.п. (нач.ф.) |
|
|
|
|
|
| ж.р. | м.р. | с.р. |
|
| В.п. |
|
|
|
|
3 группа
ЕЛ (КАША)__________________________________________________ ПОХВАЛИЛИ (ПЕСНЯ)________________________________________ СВАЛИЛСЯ (СУГРОБ)_________________________________________ ПОСТРОИЛ (ЖИЛИЩЕ)________________________________________ ПОЛОЖИЛА (СТОЛ)___________________________________________ УЛЕТЕЛ (НЕБО)_______________________________________________
|
|
|
|
|
|
|
| ж.р. | м.р. | с.р. |
|
| И.п.(нач.ф.) |
|
|
|
|
|
| ж.р. | м.р. | с.р. |
|
| В.п. |
|
|
|
|
4 группа
СЛУШАЛ (СКАЗКА)___________________________________________ ПРОЧИТАЛ (СТАТЬЯ)_______________________________________ ПОПАЛАСЬ (КРЮЧОК)________________________________________ НАСТУПИЛ (КАМЕНЬ)________________________________________ СМОТРЕЛ (СОЛНЦЕ)_________________________________________ ВЫЛЕТЕЛ (ОКНО)_____________________________________________
|
|
|
|
|
|
|
| ж.р. | м.р. | с.р. |
|
| И.п.(нач.ф.) |
|
|
|
|
|
| ж.р. | м.р. | с.р. |
|
| В.п. |
|
|
|
|
ПРОВЕРКА. Дети у доски читают задание, объясняют что они заметили. (У существительных женского рода в винительном падеже менялись окончания на – у, - ю.)
-Сформулируйте третий отличительный признак винительного падежа от именительного. ( Существительные женского рода в винительном падеже имеют окончания -у, - ю.) Учитель делает дополнение в схему.
Е) РАБОТА ПО УЧЕБНИКУ,С.73. - Прочитайте примеры к правилу. - У каких существительных мы можем распознать винительный падеж по окончанию? (Школу, базу). - Почему? (Это существительные женского рода). - У каких существительных нельзя определить винительный падеж по окончанию? (У существительных мужского и среднего рода). - Почему? ( У них окончания в именительном и винительном падежах одинаковые.) - На следующих уроках мы добавим в последнюю строку схемы ещё некоторые уточнения, когда получим новые знания об именах существительных.
-Сделайте вывод по схеме: чем отличается винительный падеж от именительного?
И. п. Кто? Что? | В.п. Кого? Что? | 1.Подлежащее. | 1. Второстепенный член. | 2.Нет предлогов. | 2. В, во, за, на, про, через |
| 3. Ж.р. -у, -ю. |
- Можно ли при распознавании именительного и винительного падежей ориентироваться только на окончание? (Нет.) - На что ещё надо обратить внимание? ( На предлог). - А если нет предлога? ( Определить, каким членом предложения является существительное). - Можно ли этот отличительный признак назвать самым надежным? - Почему?
7. Первичное закрепление.
Дети работают на карточках с заданиями.
1.Определи падежи одинаковых существительных. ( для слабых) Маша увидела сыроежку. Сыроежка росла под кустом. Вот идет автобус. Мы сели в автобус. К вокзалу подошел поезд. Началась посадка в поезд. 2. Определи падежи всех имен существительных. ( для сильных) Каменщик и стекольщик тащили ящик на стройку. Ученица получила отличную отметку за сообщение. Бабушка положила в стакан сахар.
ПРОВЕРКА. ( Дети называют, в каком падеже стоят существительные и по каким признакам они определяли падеж). 3.ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ЗАДАНИЕ: Запишите данные существительные в винительном падеже, используя предлоги: улица, стена, дупло, зеркало.
8. Итог урока. - Какую цель мы ставили в начале урока? - Есть у вас ощущение, что вы потрудились на уроке не зря? Почему? ( Нашли отличительные признаки винительного падежа от именительного.) - Легче ли теперь вам будет различать винительный и именительный падежи? ( Да.) - Почему? ( Знаем, как их различить). - Как же это сделать? ( Ученики при ответе используют схему.)
ОЦЕНИВАНИЕ.
9. Домашнее задание. - Составьте три предложения с неодушевленными существительными в именительном падеже и три предложения с теми же существительными, но в винительном падеже.
|