Конспект урока по русскому языку "Именительный и винительный падежи имён существительных"
план-конспект урока по русскому языку

Цели деятельности учителя: формирование умения распознавать именительный и винительный падежи имён существительных в единственном числе.
Планируемые результаты
Предметные: уметь распознавать имена существительные в именительном и винительном падеже
Личностные: нравственно-этическое оценивание усваиваемого содержания, обеспечивающее личностный моральный выбор на основе социальных и личностных ценностей.
 
Тип урока: открытие нового знания
 
Оборудование: учебник, ПК, проектор, презентация по теме урока.
 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Дата:        16.11.2019.                                                                                                ФИО учителя: Шартон Ирина Александровна

Школа: МОУ Варшавская СОШ                                                                        ФИ студента: Ефименко Анастасия

Класс: 4                                                                                                        ФИО методиста: Кошкарова Л.С.

Кабинет: 4

КОНСПЕКТ УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА

Тема: Именительный и винительный падежи имён существительных

Цели деятельности учителя: формирование умения распознавать именительный и винительный падежи имён существительных в единственном числе.

Планируемые результаты

Предметные: уметь распознавать имена существительные в именительном и винительном падеже

Личностные: нравственно-этическое оценивание усваиваемого содержания, обеспечивающее личностный моральный выбор на основе социальных и личностных ценностей.

Тип урока: открытие нового знания

Оборудование: учебник, ПК, проектор, презентация по теме урока.


Этап урока

Методы и приемы

Хроно-

метраж

Содержание урока

Формируемые УУД

Деятельность учителя

Деятельность ученика

I. Этап самоопределения к деятельности

1-2 мин

Прозвенел звонок для нас.

Все зашли спокойно в класс.

Встали все у парт красиво,

Поздоровались учтиво.

Тихо сели, спинки прямо.

Вижу, класс наш хоть куда.

Мы начнем урок, друзья.

Настраиваются на работу.

– самоопределение (Л);

– смыслообразование (Л);

– целеполагание (П);

– планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками (К).

II. Актуализация знаний и мотивация

4-5 мин

Ребята, изучением какой части речи мы с вами занимаемся уже несколько уроков? (Слайд)

– Давайте вместе с вами выстроим лестницу знаний, вершиной которой будет имя существительное.

– С чего начнём восхождение?

– Что должно стоять на второй ступени?

– Дальше?

– Какие морфологические признаки имени существительного вы знаете?

– Какую роль в предложении могут выполнять имена существительные?

– Что называется склонением имени существительного?

- Сколько падежей в русском языке? Назовите их.

-Имя существительное

-Имя существительное – часть речи.

-Обозначает предмет

-Отвечает на вопросы кто? и что?

-Постоянные – род, одуш./неодуш., собств./нариц.; непостоянные – число, падеж

-Главную и второстепенную

-Изменение по падежам

Перечисляют.

– анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогия, классификация, сериация (П);

– подведение под понятие (П);

– выполнение пробного учебного действия (Р);

– фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии (Р);

– волевая саморегуляция в ситуации затруднения (Р);

– выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью (К);

III. Постановка учебной задачи

4-5 мин

- Мы продолжим изучение падежей. Но о каких падежах будем говорить сегодня?

- Попробуйте ответить на этот вопрос, поработав в парах.

Работа в парах.

- Работаем устно. Обсуждаем предложенный вопрос и формулируем тему урока.

Карточка.

Прочитайте. О каких падежах идёт речь?

Есть: девочка, земля, брат, олень, пенал, окно, море, ружьё, тень

Вижу: девочку, землю, брата, оленя, пенал, окно, море, ружьё, тень

- О каких падежах будем говорить на уроке?

-Значит, какая тема урока?

Открыта тема на доске и запись темы в тетрадь.

На доске тема урока : Именительный и винительный падежи.

Карточки.

(на доске карточки с названием падежей)

Именительный винительный

- Послушайте сказку.

В некотором царстве, в некотором государстве жил – был царь. И было у него 6 сыновей. Жили они дружно, весело, то и дело был слышен смех и шутки. Больше всех веселились близнецы Винительный и Именительный падежи. Они очень любили разыгрывать придворных, потому что их часто путали и не могли различить.

- Можете ли вы объяснить, почему их не могли различить?

(на доске карточки с вопросами под названиями падежей)

Что? Что?

- Сформулируйте задачу урока.

Именительный и винительный падежи.

-Они имеют одинаковый вопрос что?

-Научиться распознавать имена существительные в именительном и винительном падежах

– анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогия (П);

– самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели (П);  

– поиск и выделение необходимой информации (П);  

– выбор наиболее эффективных способов решения задач (П);

– планирование (П);  

– прогнозирование (П);  

– волевая саморегуляция в ситуации затруднения (Р);

– выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью (К);

– аргументация своего мнения и позиции в коммуникации (К);

– планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками (К);

– разрешение конфликтов (К).

IV. Открытие нового знания

7-8 мин

- Научим придворных различать близнецов? Прочитайте предложения на доске и запишите их в тетрадь..

Корабль вошёл в порт.

Капитан поднялся на корабль.

- Что общего в этих предложениях?

- На какой вопрос отвечает слово корабль в первом предложении?

- На какой вопрос отвечает слово корабль во втором предложении?

- Как нам определить падеж, слова корабль, в этих предложениях. С чего мы начнем?

Два ученика выполняют разбор предложений у доски, остальные в тетрадях. Коллективная проверка.

- Какой вывод сделали?

- В каком падеже стоит существительное, которое является главным членом предложения?

- В каком падеже стоит существительное, которое является второстепенным членом предложения?

(на доске карточки с вопросами под названиями падежей)

Подлежащее второстепенный

- Как связано существительное корабль с главным словом во втором предложении?

- Имеет ли предлоги существительное в именительном падеже?

(на доске карточки с вопросами под названиями падежей)

Без предлогов имеет предлоги

- Сделайте вывод:

-Слово корабль

-Что?

-Что?

-Разберем предложения по членам

- В первом предложении слово корабль – главный член предложения, во – втором второстепенный

-В именительном

- В винительном.

-С помощью предлога

- Нет не имеет

1) существительное в именительном падеже является подлежащим, а винительном - второстепенным членом.

2) именительный падеж не имеет предлогов. У винительного падежа могут быть предлоги.

– смыслообразование (Л);

– анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогия, сериация, классификация (П);

– волевая саморегуляция (Р);

– познавательная инициатива (Р);

– выдвижение гипотез и их обоснование (П);

– доказательство (П);

– выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью (К);

– использование критериев для обоснования своего суждения (К).

– достижение договоренностей и согласование общего решения (К);

– разрешение конфликтов (К).

V.Первичное закрепление во внешней речи

4-5 мин

Составьте памятку, заполнив таблицу.

И. п.

В.п.

Вопросы

Вспомогательное слово

Окончание

Предлоги

Роль в предложении

Совместно с учителем составляют памятку.

– выполнение действий по алгоритму (П);

– построение логической цепи рассуждений (П);

– доказательство (П);

– выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью (К);

– учет разных мнений, координирование в сотрудничестве разных позиций (К);

– достижение договоренностей и согласование общего решения (К);

– осознание ответственности за общее дело (Л);

– следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям (Л).

VI.Самостоятельная работа с самопроверкой

4-5 мин

Определите падеж выделенных существительных, пользуясь алгоритмом.

- Заполните таблицу. Поставьте в соответствующей колонке знак «+». Приложение 1.

Взаимопроверка: обменяйтесь карточками, на которых вы работали, сверьте с правильными ответами. Исправьте найденные ошибки карандашом.

– Кто не допустил ни одной ошибки, отметка «5».

– Кто допустил одну ошибку, отметка «4».

– Что вам помогло?  

- Какое слово вызвало затруднение?

– Пожмите друг другу руку, поблагодарите за совместную работу.

– А остальные ребята дома выучат правило, потренируются, и у них на следующем уроке всё обязательно получится.

- Новые знания, новый алгоритм.

- Помочь разобраться

– анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогия, сериация, классификация (П);

– выполнение действий по алгоритму (П);

– контроль (Р);

– коррекция (Р);

– оценка (Р);

– волевая саморегуляция в ситуации затруднения (Р);

– выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью (К);

– использование критериев для обоснования своего суждения (К).

VII. Включение в систему знаний

7-8 мин

Работа по учебнику упр. 188, с.106.(проверка)

Один ученик у доски, остальные в тетради.

Резерв, упр189, с. 106.

Выполняют упражнения.

Проверяют.

– анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогия, сериация, классификация (П);

– самостоятельное создание алгоритмов деятельности (П);

– выполнение действий по алгоритму (П);

– контроль, коррекция, оценка (Р);

VIII. Рефлексия деятельности

(по продукту)

2-3 мин

Какую задачу ставили?

Удалось решить поставленную задачу?

Каким способом?

Какие получились результаты?

Что нужно сделать ещё?

Где можно применить новые знания?

Свои ответы можно начать со слов:

Сегодня я узнал…

Было интересно…

Было трудно…

Я понял, что…

Теперь я могу…

Я научился…

У меня получилось…

Отвечают на вопросы.

Высказывают мнение.

– контроль и оценка процесса и результатов деятельности (П);

– адекватное понимание причин успеха / неуспеха в учебной деятельности (Л);

– выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью (К);

–– следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям (Л).

Приложение 1


п/п

                                Предложение

Выделенное имя существительное стоит в

Им. п.

В. п.

1.

Мороз чудными узорами разрисовал окно.

2.

Красные пятна костра освещали ряд сосен и елей.

3.

Ночью летучие мыши покидают своё убежище и выходят на охоту.

4.

Среди лёгкой зелени цвёл яркий подснежник.

5.

На полотне был изображён зимний лес.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по русскому языку по теме "Склонение имён существительных" в 3 классе УМК "Школа России"

Данный урок предназначен для учащихся 3 классо УМК "Школа России" - Урок -закрепления...

Конспект урока по русскому языку "3-е склонение имён существительных"

Конспект урока по русскому языку на тему "3-тие склонение имён существительных"...

Конспект урока по русскому языку на тему «Падежи имен существительных»

Конспект урока по русскому языку на тему «Падежи имен существительных»...

Конспект урока по русскому языку 4 класс «Изменение имён существительных по падежам»

Конспект составлен по учебнику Р.Н.Бунеева "Русский язык" 4 класс....

Конспект урока по русскому языку на тему: "Изменение имён существительных по вопросам"

Конспект урока по русскому языку на тему: "Изменение имён существительных по вопросам" для 2 класса....