Этап урока Методы и приемы | Хроно- метраж | Содержание урока
|
Формируемые УУД |
Деятельность учителя | Деятельность ученика |
I. Этап самоопределения к деятельности | 1-2 мин | Прозвенел звонок для нас. Все зашли спокойно в класс. Встали все у парт красиво, Поздоровались учтиво. Тихо сели, спинки прямо. Вижу, класс наш хоть куда. Мы начнем урок, друзья. | Настраиваются на работу. | – самоопределение (Л); – смыслообразование (Л); – целеполагание (П); – планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками (К). |
II. Актуализация знаний и мотивация | 4-5 мин | Ребята, изучением какой части речи мы с вами занимаемся уже несколько уроков? (Слайд) – Давайте вместе с вами выстроим лестницу знаний, вершиной которой будет имя существительное. – С чего начнём восхождение?
– Что должно стоять на второй ступени? – Дальше?
– Какие морфологические признаки имени существительного вы знаете?
– Какую роль в предложении могут выполнять имена существительные? – Что называется склонением имени существительного? - Сколько падежей в русском языке? Назовите их. | -Имя существительное
-Имя существительное – часть речи. -Обозначает предмет -Отвечает на вопросы кто? и что? -Постоянные – род, одуш./неодуш., собств./нариц.; непостоянные – число, падеж -Главную и второстепенную
-Изменение по падежам Перечисляют. | – анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогия, классификация, сериация (П); – подведение под понятие (П); – выполнение пробного учебного действия (Р); – фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии (Р); – волевая саморегуляция в ситуации затруднения (Р); – выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью (К);
|
III. Постановка учебной задачи | 4-5 мин | - Мы продолжим изучение падежей. Но о каких падежах будем говорить сегодня? - Попробуйте ответить на этот вопрос, поработав в парах. Работа в парах. - Работаем устно. Обсуждаем предложенный вопрос и формулируем тему урока. Карточка. Прочитайте. О каких падежах идёт речь? Есть: девочка, земля, брат, олень, пенал, окно, море, ружьё, тень Вижу: девочку, землю, брата, оленя, пенал, окно, море, ружьё, тень - О каких падежах будем говорить на уроке? -Значит, какая тема урока?
Открыта тема на доске и запись темы в тетрадь. На доске тема урока : Именительный и винительный падежи. Карточки. (на доске карточки с названием падежей) Именительный винительный - Послушайте сказку. В некотором царстве, в некотором государстве жил – был царь. И было у него 6 сыновей. Жили они дружно, весело, то и дело был слышен смех и шутки. Больше всех веселились близнецы Винительный и Именительный падежи. Они очень любили разыгрывать придворных, потому что их часто путали и не могли различить. - Можете ли вы объяснить, почему их не могли различить? (на доске карточки с вопросами под названиями падежей) Что? Что? - Сформулируйте задачу урока. |
Именительный и винительный падежи.
-Они имеют одинаковый вопрос что?
-Научиться распознавать имена существительные в именительном и винительном падежах | – анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогия (П); – самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели (П); – поиск и выделение необходимой информации (П); – выбор наиболее эффективных способов решения задач (П); – планирование (П); – прогнозирование (П); – волевая саморегуляция в ситуации затруднения (Р); – выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью (К); – аргументация своего мнения и позиции в коммуникации (К); – планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками (К); – разрешение конфликтов (К). |
IV. Открытие нового знания | 7-8 мин | - Научим придворных различать близнецов? Прочитайте предложения на доске и запишите их в тетрадь.. Корабль вошёл в порт. Капитан поднялся на корабль. - Что общего в этих предложениях? - На какой вопрос отвечает слово корабль в первом предложении? - На какой вопрос отвечает слово корабль во втором предложении? - Как нам определить падеж, слова корабль, в этих предложениях. С чего мы начнем?
Два ученика выполняют разбор предложений у доски, остальные в тетрадях. Коллективная проверка. - Какой вывод сделали?
- В каком падеже стоит существительное, которое является главным членом предложения? - В каком падеже стоит существительное, которое является второстепенным членом предложения? (на доске карточки с вопросами под названиями падежей) Подлежащее второстепенный - Как связано существительное корабль с главным словом во втором предложении? - Имеет ли предлоги существительное в именительном падеже? (на доске карточки с вопросами под названиями падежей) Без предлогов имеет предлоги - Сделайте вывод:
|
-Слово корабль -Что?
-Что?
-Разберем предложения по членам
- В первом предложении слово корабль – главный член предложения, во – втором второстепенный -В именительном
- В винительном.
-С помощью предлога
- Нет не имеет
1) существительное в именительном падеже является подлежащим, а винительном - второстепенным членом.
2) именительный падеж не имеет предлогов. У винительного падежа могут быть предлоги. | – смыслообразование (Л); – анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогия, сериация, классификация (П); – волевая саморегуляция (Р); – познавательная инициатива (Р); – выдвижение гипотез и их обоснование (П); – доказательство (П); – выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью (К); – использование критериев для обоснования своего суждения (К). – достижение договоренностей и согласование общего решения (К); – разрешение конфликтов (К). |
V.Первичное закрепление во внешней речи | 4-5 мин | Составьте памятку, заполнив таблицу.
| И. п. | В.п. | Вопросы |
|
| Вспомогательное слово |
|
| Окончание |
|
| Предлоги |
|
| Роль в предложении |
|
|
| Совместно с учителем составляют памятку. | – выполнение действий по алгоритму (П); – построение логической цепи рассуждений (П); – доказательство (П); – выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью (К); – учет разных мнений, координирование в сотрудничестве разных позиций (К); – достижение договоренностей и согласование общего решения (К); – осознание ответственности за общее дело (Л); – следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям (Л). |
VI.Самостоятельная работа с самопроверкой | 4-5 мин | Определите падеж выделенных существительных, пользуясь алгоритмом. - Заполните таблицу. Поставьте в соответствующей колонке знак «+». Приложение 1. Взаимопроверка: обменяйтесь карточками, на которых вы работали, сверьте с правильными ответами. Исправьте найденные ошибки карандашом. – Кто не допустил ни одной ошибки, отметка «5». – Кто допустил одну ошибку, отметка «4». – Что вам помогло?
- Какое слово вызвало затруднение? – Пожмите друг другу руку, поблагодарите за совместную работу. – А остальные ребята дома выучат правило, потренируются, и у них на следующем уроке всё обязательно получится. |
- Новые знания, новый алгоритм. - Помочь разобраться | – анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогия, сериация, классификация (П); – выполнение действий по алгоритму (П); – контроль (Р); – коррекция (Р); – оценка (Р); – волевая саморегуляция в ситуации затруднения (Р); – выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью (К); – использование критериев для обоснования своего суждения (К). |
VII. Включение в систему знаний | 7-8 мин | Работа по учебнику упр. 188, с.106.(проверка) Один ученик у доски, остальные в тетради.
Резерв, упр189, с. 106. | Выполняют упражнения. Проверяют. | – анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогия, сериация, классификация (П); – самостоятельное создание алгоритмов деятельности (П); – выполнение действий по алгоритму (П); – контроль, коррекция, оценка (Р); |
VIII. Рефлексия деятельности (по продукту) | 2-3 мин | Какую задачу ставили? Удалось решить поставленную задачу? Каким способом? Какие получились результаты? Что нужно сделать ещё? Где можно применить новые знания? Свои ответы можно начать со слов:
Сегодня я узнал… Было интересно… Было трудно… Я понял, что… Теперь я могу… Я научился… У меня получилось… | Отвечают на вопросы.
Высказывают мнение. | – контроль и оценка процесса и результатов деятельности (П); – адекватное понимание причин успеха / неуспеха в учебной деятельности (Л); – выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью (К); –– следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям (Л). |