Технологическая карта урока "Собственные и нарицательные имена существительные"
план-конспект урока по русскому языку (2 класс)

Глуховская Татьяна Петровна

Технологическая карта урока "Собственные и нарицательные имена существительные"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnologicheskaya_karta._gluhovskaya_t.p.docx48.48 КБ

Предварительный просмотр:

ФИО

Глуховская Татьяна Петровна

Место работы

МБОУ Сещинская СОШ, Дубровский  район,  Брянская  область

Класс

2

Учебник

В. П. Канакина, В. Г. Горецкий.  Русский язык, 2 класс, в 2-х частях («Школа России»)

Тема

Собственные и нарицательные имена существительные.

Оборудование

для учителя - ноутбук, мультимедийный проектор, экран, презентация в программе Power Point,   5 картинок - лиса, кролик, медведь, собака, петух;

для учащихся -  сигнальные карточки, текст для самостоятельной работы.

Планируемые результаты:

Предметные: научатся различать имена   существительные собственные и нарицательные, подбирать примеры собственных имен существительных, использовать специальную терминологию при определении части речи, находить и исправлять орфографические ошибки.

Метапредметные:

          регулятивные -  принимать и сохранять учебную задачу, адекватно воспринимать предложения и оценку учителя, товарищей, выполнять учебные действия;

          познавательные -  использовать схемы, осуществлять анализ объектов, проводить сравнения, классификацию по заданным критериям, обобщать;

          коммуникативные -  внимательно слушать и слышать друг друга, договариваться между собой, умение выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

Личностные: принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения, учебно-познавательного интереса к предмету, к новому учебному материалу,  способность к самооценке, развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях.

Технологическая карта урока

п/п

Этап урока

Деятельность

учителя

Деятельность учащихся

УУД

Средства обучения

1

Организационный момент.

- Ребята, я рада видеть ваши улыбки и думаю, что сегодняшний урок принесет всем нам радость общения и обогатит вас новыми знаниями.

- Чему учимся на уроках русского языка?

- Где могут пригодиться вам эти знания?

-  Что необходимо взять с собой, чтобы урок был успешным?

- Желаю вам успеха?

Садятся.

Слушают друг друга, рассуждают, помогают  друг другу.

Личностные:

понимают значение знаний для человека и принимают его, имеют желание учиться, правильно идентифицируют себя с позицией школьника.

Устное слово, речь учителя

2

Актуализация опорных знаний.

- Отгадайте загадку:

     Давно живу я в мире этом,

     Даю названия предметам.

Технология «Корзина знаний»

- Что вы можете рассказать об имени существительном?

Отгадывают загадку.

Рассказывают всё, что известно об имени существительном.

Схема «Корзина знаний»

3

Мотивация учебной деятельности.

Постановка учебной задачи.

- Ребята, посмотрите, нам пришло письмо от ученика 1 класса. Давайте его прочитаем.

 

 

-  Нет ли ошибок в этом письме?

- Чего не знал первоклассник?

 

- А давайте ему расскажем об этом. Может и для себя что-то новое откроем.

- Какую цель поставим для себя на этом уроке?

- Чему будем учиться на уроке?

- Узнаем что такое собственные и нарицательные имена существительные, будем учиться различать такие существительные, приводить примеры и правильно писать.

- Читают письмо.

- Некоторые слова внутри предложения надо писать с заглавной буквы, а у него они написаны с маленькой.

- Какие слова надо писать с заглавной буквы.

- Пытаются сформулировать тему урока, задачи урока.

Коммуникативные: участвовать в диалоге, слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения.

Личностные: желание оказать помощь тем, кто в ней нуждается.

Познавательные: выдвигают предположения о теме урока, слушают вопросы учителя.

Регулятивные: контролируют правильность ответов обучающихся, принимают и сохраняют учебную цель.

презентация

4

Первичное восприятие и осознание нового материала

- А для этого мы с вами совершим виртуальное путешествие по главному городу нашей области. Как он называется?  

- Чтобы не потеряться  в большом городе  во время путешествия, каждый из вас находится рядом со своим соседом по парте.   Напишите   фамилию и имя вашего соседа в  тетрадь.

Как вы напишете?

- Какое правило  используете? 

- В русском языке такие существительные имеют своё название. Может быть кто-то знает, как они называются? Тогда обратимся к учебнику и узнаем их название.

- Как называются имена, отчества и фамилии людей?

- Как пишутся собственные имена существительные?

- Итак,  к собственным именам относятся …

- Молодцы (прикрепить табличку, к концу урока должна получиться схема-опора  по теме «Собственные  имена  существительные»).

- А путешествовать мы будем вот по такому маршруту:

(На доске записаны слова:)

 город, (Б,б)рянск,  проспект (Л,л)енина, бульвар (Г,г)агарина,   улица  (Г,г)орького,   площадь (П,п)артизан, парк   (А,а)лексея (Т,т)олстого.

- По какому принципу  эти слова можно распределить на две группы?  

- Слова, которые написаны с маленькой буквы запишите в 1 столбик.

- А какие слова вы напишите с заглавной буквы?

- Почему?

- Запишите их во 2 столбик.

- Как называются слова 2 столбика?

- Сделайте вывод, какие еще слова  относятся к собственным именам существительным?

(прикрепить табличку)

- А как же называются слова 1 столбика?  

- Обратимся к учебнику и узнаем их название.

- Так как же называются слова 1 столбика?  

- Что называют нарицательные имена существительные?

- Как пишутся нарицательные имена существительные?

- Приведите примеры нарицательных имён существительных.

- Брянск.

- С заглавной буквы.

Имена, отчества и фамилии людей пишутся с заглавной буквы.

Работают с рубрикой «Вспомните!», читают «Сведения о языке»  - с.52.

- Такие существительные называются собственными.

- Имена собственные пишутся с заглавной буквы.

Имена, отчества и фамилии людей, названия городов.

- Слова, которые пишутся с заглавной буквы и слова, которые пишутся с маленькой буквы.

- 1 ученик  пишет у доски:

город

проспект

бульвар

улица

площадь

парк

- 1 ученик  пишет у доски:

город Брянск

проспект Ленина бульвар Гагарина

улица Горького

площадь Партизан

парк Алексея Толстого

- Собственные имена существительные.

- Названия городов, улиц, бульваров, площадей, проспектов, парков.

- Читают рубрику «Сведения о языке»  - с.53.

- Нарицательные имена существительные.

- Любой предмет, явление, свойство из множества им подобных.

- С маленькой буквы.

Коммуникативные:  умение участвовать в диалоге,  слушать собеседника, составлять план действий, отстаивать свою точку зрения и договариваться с людьми иных позиций.

Познавательные -  использовать модели и схемы; осуществлять анализ объектов; проводить сравнения, классификацию по заданным критериям; обобщать.

Регулятивные: осуществляют контроль и самоконтроль, оценивают правильность ответа собеседника, адекватно воспринимать оценку учителя.

презентация

Учебник,

рубрика «Вспомните!»,  «Сведения о языке»  - с.52.

Схема «Собственные имена существительные»

презентация

Схема «Собственные имена существительные»

Учебник, рубрика

«Сведения о языке»  - с.53.

5

Физминутка

(вкл. веселая танцевальная музыка)

Ребята, вспомним правила дорожного поведения. Под музыку я вам показываю цвета светофора:

Красный-  стоять;

Зеленый -   шагать на месте;

Желтый - танцевать.

- Выполняют движения

6

Продолжение изучения темы

  - С маршрутом определились. Глазки закрываем и считаем до 3. Открыли глазки.

Посмотрите на экран. Вы узнали это здание?

- Да, это Брянский цирк и находится он на проспекте Ленина.

- Поднимите руки, кто был в цирке?

-  Поднимите руки, кто  любит цирк?

- За что вы любите цирк?

- Цирк всегда дарит нам хорошее настроение.  

- Сегодня в цирке выступают…

 (показать картинки с изображением  5 животных - кролик, медведь, петух, лиса, собака.)

- Молодцы, из перечисленных слов животных назовите словарные слова.

-  Запишите данные слова в тетрадь (1 уч. у доски)

- Заметите ошибку, сигналите «фонариком».

- Почему написали с маленькой буквы?

-   Дайте им клички.  

- Как можно назвать собаку, петуха, медведя?

- Запишите в тетрадь клички животных рядом с названием животных. (1 ученик у доски, остальные самостоятельно).

 - Проверьте  правильность написанного на доске (если есть ошибки, ребята сигналят «фонариком»)

- Как пишутся клички животных?

- К каким именам существительным мы их отнесём?

(прикрепить табличку).

- Назовите нарицательные имена существительные.

- Где мы сейчас побывали?

- Где он находится?

Отправляемся на следующую улицу по нашему маршруту.  Снова закрываем глаза. Раз, два три - смотри!

 - А это что за здание?

Это детский книжный магазин. Находится на бульваре Гагарина.

-  Что же мы здесь можем купить?

- Показать книгу Льва Николаевича Толстого «Прыжок», журнал «Мурзилка», ….

-  Купим мы здесь журналы, газеты и книгы.  

- Прочитайте предложение и скажите, как пишутся  названия книг, журналов, газет?

Мы купили журнал «Мурзилка», газету «Северные Нивы», книгу Л.Н.Толстого «Прыжок».

- Запишите предложение.

Я читаю книгу ….. (каждый свою)

- Что еще относится к собственным именам существительным? (прикрепить табличку)

- С какой буквы пишутся собственные имена существительных.

Продолжаем путешествие. Закрыли глазки. 1-2-3 - смотри.

- Знаете что это за здание?

- На улице Горького находится театр юного зрителя.

Мы попали на викторину «Узнай героя сказок».

  Отгадайте:

    Уплетая калачи,

    Ехал парень на печи.

    Прокатился по деревне

    И женился на царевне.

    (Емеля)

  1. А эта дружила с самим Буратино,

      Зовут ее просто, ребята, — ….

      (Мальвина)

  1. С кем Мороз играет в прятки,

      В белой шубке, в белой шапке?

      Знают все его дочурку,

      И зовут ее ….

      (Снегурка )

  1. Как зовут доброго доктора, который лечил зверей и птиц в сказке К.И.Чуковского?
  2. Как зовут малышей – коротышек из романа-сказки «Приключения Незнайки и его друзей»? (Незнайка, Знайка, Тюбик, Пулька и т.д.)

- Как мы запишем эти слова? Почему?

- Запишите имена героев.

- Какие еще слова относятся к собственным именам существительным?

 (прикрепить табличку)

- На какой улице побывали?

- Что находится на этой улице?

Продолжаем путешествие. Закрыли глазки. 1-2-3 - смотри.

- Где мы находимся?

-  А кто из вас знает,  как называется  эта река?

- Придумайте и запишите предложение со словом Десна.

- С какой буквы пишется название реки? Почему?

- Что еще относится к собственным именам существительным?

 - Правильно. Но ещё добавим, что к собственным именам существительных  относятся названия рек, морей, океанов, озёр, стран.

  (прикрепить табличку)

- Где мы сейчас побывали?

- Где находится эта река?

- К, сожалению, ребята, нам пора возвращаться домой. Закройте глаза. Один, два, три, четыре, пять. Можно глазки открывать. Вот мы и в классе.

- Это цирк.

- Ответы учащихся.

- Собака, петух, медведь.

Нарицательные имена существительные

Собака Шарик, петух Петя, медведь Миша.

- С заглавной буквы.

- Это собственные имена существительные.

- собака, петух, медведь.

- В цирке.

- На проспекте Ленина.

Предположения обучающихся

- Мы можем купить книги, газеты, журналы, …..

- Названия книг, журналов и газет пишутся с заглавной буквы и в кавычках и относятся к собственным именам существительным.

- Названия газет, журналов, книг.

- Театр юного зрителя.

Называют  слова-отгадки:

Емеля, Мальвина, Снегурка, Айболит, Незнайка, Знайка, Тюбик, Пулька.

- С заглавной буквы.

- Имена литературных героев.

- На улице Горького.

- Театр юного зрителя.

- На берегу реки.

- Десна.

- Река Десна прекрасна во все времена года.

- С заглавной. Это собственное имя существительное.

- Названия рек.

Предметные:  строят речевое высказывание в устной форме о том, какие слова пишутся с заглавной буквы, осуществляют поиск необходимой информации.

Личностные:  принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения, учебно-познавательного интереса к предмету, к новому учебному материалу,  способность к самооценке, развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях.

Регулятивные: осуществляют контроль и самоконтроль, оценивают правильность ответа собеседника, адекватно воспринимать оценку учителя.

Коммуникативные: слушают, принимают на слух ответы обучающихся, по мере необходимости исправляют, дополняют, уточняют озвученный анализ, участвуют в работе группы, распределяют роли.

презентация

5 картинок: лиса, кролик, медведь, собака, петух

Схема «Собственные имена существительные»

презентация

Схема «Собственные имена существительные»

презентация

Схема «Собственные имена существительные»

презентация

Схема «Собственные имена существительные»

7

Закрепление и осмысление знаний.

Самостоятельная работа.

Упр. 88, 89.

А теперь, я думаю, мы сможем помочь первокласснику грамотно написать письмо.   Перед вами - часть текста из его письма. Возьмите ручки и аккуратно исправьте неправильно написанные слова.

 

 

- У кого все правильно, покажите зеленый огонек.

 

Сначала работают самостоятельно, затем проверка  в парах

Учебник

Карточки с текстом письма

8

 Итог урока. Рефлексия

- Какие задачи ставили в начале урока?

- Какие имена существительные относятся к собственным? Давайте их ещё раз перечислим.

- Как пишутся такие имена существительные?

- Какие имена существительные относятся к нарицательным? Приведите примеры.

- Как вы думаете, где нам пригодятся полученные знания?

-  Какие задания было интересно выполнять?

- Поднимите зеленый «фонарик» те, кто считает, что разобрался в теме?

А красный «фонарик» - не совсем понял тему.

- Ответы учащихся.

Имена собственные (схема):

имена;

отчества;

фамилии;

клички животных;

названия городов, стран, улиц, рек;

названия газет, журналов, книг;

- Ответы учащихся.

Личностные: адекватное понимание причин успеха(неуспеха) в учебной деятельности; самооценка на основе критерия успешности, понимают значение знаний для человека и принимают его.

 Коммуникативные:

достижение общего решения в совместной деятельности

Регулятивные: осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату, прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала.

Схема «Собственные имена существительные»

9

Домашнее задание

Узнать, какие достопримечательности находятся на площади Партизан и в парке   Алексея Толстого. Составить и записать 2 предложения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Учебно - методический комплект (технологическая карта урока РЯ "Собственные и нарицательные имена существительные" и мультимедийная презентация) 2 класс

Класс: 2 «а»Тема урока: «Собственные и нарицательные имена существительные»Цели деятельности учителя: формировать общее представление об именах существительных собственных и нарицательных, развивать у...

Технологическая карта урока русского языка «Собственные и нарицательные имена существительные; заглавная буква в кличках животных и в географических названиях». УМК "Школа России" 2 класс

Тема урока:  «Собственные и нарицательные имена существительные; заглавная буква в кличках животных и в географических названиях».Планируемые результаты:Предметные: формировать умения писать с за...

Технологическая карта по русскому языку "Собственные и нарицательные имена существительные"

Технологическая карта по русскому языку "Собственные и нарицательные имена существительные"...

Технологическая карта урока русского языка "Имена существительные собственные и нарицательные"

Данная технологическая карта оказывает методическую помощь в разработке урока русского языка....

Технологическая карта "Одушевленные и неодушевленные имена существительные"

Технологическая карта "Одушевленные и неодушевленные имена существительные"...