Технологическая карта урока "Собственные и нарицательные имена существительные"
план-конспект урока по русскому языку (2 класс)
Технологическая карта урока "Собственные и нарицательные имена существительные"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tehnologicheskaya_karta._gluhovskaya_t.p.docx | 48.48 КБ |
Предварительный просмотр:
ФИО | Глуховская Татьяна Петровна |
Место работы | МБОУ Сещинская СОШ, Дубровский район, Брянская область |
Класс | 2 |
Учебник | В. П. Канакина, В. Г. Горецкий. Русский язык, 2 класс, в 2-х частях («Школа России») |
Тема | Собственные и нарицательные имена существительные. |
Оборудование | для учителя - ноутбук, мультимедийный проектор, экран, презентация в программе Power Point, 5 картинок - лиса, кролик, медведь, собака, петух; для учащихся - сигнальные карточки, текст для самостоятельной работы. |
Планируемые результаты: | Предметные: научатся различать имена существительные собственные и нарицательные, подбирать примеры собственных имен существительных, использовать специальную терминологию при определении части речи, находить и исправлять орфографические ошибки. Метапредметные: регулятивные - принимать и сохранять учебную задачу, адекватно воспринимать предложения и оценку учителя, товарищей, выполнять учебные действия; познавательные - использовать схемы, осуществлять анализ объектов, проводить сравнения, классификацию по заданным критериям, обобщать; коммуникативные - внимательно слушать и слышать друг друга, договариваться между собой, умение выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. Личностные: принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения, учебно-познавательного интереса к предмету, к новому учебному материалу, способность к самооценке, развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях. |
Технологическая карта урока
№ п/п | Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | УУД | Средства обучения |
1 | Организационный момент. | - Ребята, я рада видеть ваши улыбки и думаю, что сегодняшний урок принесет всем нам радость общения и обогатит вас новыми знаниями. - Чему учимся на уроках русского языка? - Где могут пригодиться вам эти знания? - Что необходимо взять с собой, чтобы урок был успешным? - Желаю вам успеха? | Садятся. Слушают друг друга, рассуждают, помогают друг другу. | Личностные: понимают значение знаний для человека и принимают его, имеют желание учиться, правильно идентифицируют себя с позицией школьника. | Устное слово, речь учителя |
2 | Актуализация опорных знаний. | - Отгадайте загадку: Давно живу я в мире этом, Даю названия предметам. Технология «Корзина знаний» - Что вы можете рассказать об имени существительном? | Отгадывают загадку. Рассказывают всё, что известно об имени существительном. | Схема «Корзина знаний» | |
3 | Мотивация учебной деятельности. Постановка учебной задачи. | - Ребята, посмотрите, нам пришло письмо от ученика 1 класса. Давайте его прочитаем.
- Нет ли ошибок в этом письме? - Чего не знал первоклассник?
- А давайте ему расскажем об этом. Может и для себя что-то новое откроем. - Какую цель поставим для себя на этом уроке? - Чему будем учиться на уроке? - Узнаем что такое собственные и нарицательные имена существительные, будем учиться различать такие существительные, приводить примеры и правильно писать. | - Читают письмо. - Некоторые слова внутри предложения надо писать с заглавной буквы, а у него они написаны с маленькой. - Какие слова надо писать с заглавной буквы. - Пытаются сформулировать тему урока, задачи урока. | Коммуникативные: участвовать в диалоге, слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения. Личностные: желание оказать помощь тем, кто в ней нуждается. Познавательные: выдвигают предположения о теме урока, слушают вопросы учителя. Регулятивные: контролируют правильность ответов обучающихся, принимают и сохраняют учебную цель. | презентация |
4 | Первичное восприятие и осознание нового материала | - А для этого мы с вами совершим виртуальное путешествие по главному городу нашей области. Как он называется? - Чтобы не потеряться в большом городе во время путешествия, каждый из вас находится рядом со своим соседом по парте. Напишите фамилию и имя вашего соседа в тетрадь. Как вы напишете? - Какое правило используете? - В русском языке такие существительные имеют своё название. Может быть кто-то знает, как они называются? Тогда обратимся к учебнику и узнаем их название. - Как называются имена, отчества и фамилии людей? - Как пишутся собственные имена существительные? - Итак, к собственным именам относятся … - Молодцы (прикрепить табличку, к концу урока должна получиться схема-опора по теме «Собственные имена существительные»). - А путешествовать мы будем вот по такому маршруту: (На доске записаны слова:) город, (Б,б)рянск, проспект (Л,л)енина, бульвар (Г,г)агарина, улица (Г,г)орького, площадь (П,п)артизан, парк (А,а)лексея (Т,т)олстого. - По какому принципу эти слова можно распределить на две группы? - Слова, которые написаны с маленькой буквы запишите в 1 столбик. - А какие слова вы напишите с заглавной буквы? - Почему? - Запишите их во 2 столбик. - Как называются слова 2 столбика? - Сделайте вывод, какие еще слова относятся к собственным именам существительным? (прикрепить табличку) - А как же называются слова 1 столбика? - Обратимся к учебнику и узнаем их название. - Так как же называются слова 1 столбика? - Что называют нарицательные имена существительные? - Как пишутся нарицательные имена существительные? - Приведите примеры нарицательных имён существительных. | - Брянск. - С заглавной буквы. Имена, отчества и фамилии людей пишутся с заглавной буквы. Работают с рубрикой «Вспомните!», читают «Сведения о языке» - с.52. - Такие существительные называются собственными. - Имена собственные пишутся с заглавной буквы. Имена, отчества и фамилии людей, названия городов. - Слова, которые пишутся с заглавной буквы и слова, которые пишутся с маленькой буквы. - 1 ученик пишет у доски: город проспект бульвар улица площадь парк - 1 ученик пишет у доски: город Брянск проспект Ленина бульвар Гагарина улица Горького площадь Партизан парк Алексея Толстого - Собственные имена существительные. - Названия городов, улиц, бульваров, площадей, проспектов, парков. - Читают рубрику «Сведения о языке» - с.53. - Нарицательные имена существительные. - Любой предмет, явление, свойство из множества им подобных. - С маленькой буквы. | Коммуникативные: умение участвовать в диалоге, слушать собеседника, составлять план действий, отстаивать свою точку зрения и договариваться с людьми иных позиций. Познавательные - использовать модели и схемы; осуществлять анализ объектов; проводить сравнения, классификацию по заданным критериям; обобщать. Регулятивные: осуществляют контроль и самоконтроль, оценивают правильность ответа собеседника, адекватно воспринимать оценку учителя. | презентация Учебник, рубрика «Вспомните!», «Сведения о языке» - с.52. Схема «Собственные имена существительные» презентация Схема «Собственные имена существительные» Учебник, рубрика «Сведения о языке» - с.53. |
5 | Физминутка | (вкл. веселая танцевальная музыка) Ребята, вспомним правила дорожного поведения. Под музыку я вам показываю цвета светофора: Красный- стоять; Зеленый - шагать на месте; Желтый - танцевать. | - Выполняют движения | ||
6 | Продолжение изучения темы | - С маршрутом определились. Глазки закрываем и считаем до 3. Открыли глазки. Посмотрите на экран. Вы узнали это здание? - Да, это Брянский цирк и находится он на проспекте Ленина. - Поднимите руки, кто был в цирке? - Поднимите руки, кто любит цирк? - За что вы любите цирк? - Цирк всегда дарит нам хорошее настроение. - Сегодня в цирке выступают… (показать картинки с изображением 5 животных - кролик, медведь, петух, лиса, собака.) - Молодцы, из перечисленных слов животных назовите словарные слова. - Запишите данные слова в тетрадь (1 уч. у доски) - Заметите ошибку, сигналите «фонариком». - Почему написали с маленькой буквы? - Дайте им клички. - Как можно назвать собаку, петуха, медведя? - Запишите в тетрадь клички животных рядом с названием животных. (1 ученик у доски, остальные самостоятельно). - Проверьте правильность написанного на доске (если есть ошибки, ребята сигналят «фонариком») - Как пишутся клички животных? - К каким именам существительным мы их отнесём? (прикрепить табличку). - Назовите нарицательные имена существительные. - Где мы сейчас побывали? - Где он находится? Отправляемся на следующую улицу по нашему маршруту. Снова закрываем глаза. Раз, два три - смотри! - А это что за здание? Это детский книжный магазин. Находится на бульваре Гагарина. - Что же мы здесь можем купить? - Показать книгу Льва Николаевича Толстого «Прыжок», журнал «Мурзилка», …. - Купим мы здесь журналы, газеты и книгы. - Прочитайте предложение и скажите, как пишутся названия книг, журналов, газет? Мы купили журнал «Мурзилка», газету «Северные Нивы», книгу Л.Н.Толстого «Прыжок». - Запишите предложение. Я читаю книгу ….. (каждый свою) - Что еще относится к собственным именам существительным? (прикрепить табличку) - С какой буквы пишутся собственные имена существительных. Продолжаем путешествие. Закрыли глазки. 1-2-3 - смотри. - Знаете что это за здание? - На улице Горького находится театр юного зрителя. Мы попали на викторину «Узнай героя сказок». Отгадайте: Уплетая калачи, Ехал парень на печи. Прокатился по деревне И женился на царевне. (Емеля)
Зовут ее просто, ребята, — …. (Мальвина)
В белой шубке, в белой шапке? Знают все его дочурку, И зовут ее …. (Снегурка )
- Как мы запишем эти слова? Почему? - Запишите имена героев. - Какие еще слова относятся к собственным именам существительным? (прикрепить табличку) - На какой улице побывали? - Что находится на этой улице? Продолжаем путешествие. Закрыли глазки. 1-2-3 - смотри. - Где мы находимся? - А кто из вас знает, как называется эта река? - Придумайте и запишите предложение со словом Десна. - С какой буквы пишется название реки? Почему? - Что еще относится к собственным именам существительным? - Правильно. Но ещё добавим, что к собственным именам существительных относятся названия рек, морей, океанов, озёр, стран. (прикрепить табличку) - Где мы сейчас побывали? - Где находится эта река? - К, сожалению, ребята, нам пора возвращаться домой. Закройте глаза. Один, два, три, четыре, пять. Можно глазки открывать. Вот мы и в классе. | - Это цирк. - Ответы учащихся. - Собака, петух, медведь. Нарицательные имена существительные Собака Шарик, петух Петя, медведь Миша. - С заглавной буквы. - Это собственные имена существительные. - собака, петух, медведь. - В цирке. - На проспекте Ленина. Предположения обучающихся - Мы можем купить книги, газеты, журналы, ….. - Названия книг, журналов и газет пишутся с заглавной буквы и в кавычках и относятся к собственным именам существительным. - Названия газет, журналов, книг. - Театр юного зрителя. Называют слова-отгадки: Емеля, Мальвина, Снегурка, Айболит, Незнайка, Знайка, Тюбик, Пулька. - С заглавной буквы. - Имена литературных героев. - На улице Горького. - Театр юного зрителя. - На берегу реки. - Десна. - Река Десна прекрасна во все времена года. - С заглавной. Это собственное имя существительное. - Названия рек. | Предметные: строят речевое высказывание в устной форме о том, какие слова пишутся с заглавной буквы, осуществляют поиск необходимой информации. Личностные: принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения, учебно-познавательного интереса к предмету, к новому учебному материалу, способность к самооценке, развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях. Регулятивные: осуществляют контроль и самоконтроль, оценивают правильность ответа собеседника, адекватно воспринимать оценку учителя. Коммуникативные: слушают, принимают на слух ответы обучающихся, по мере необходимости исправляют, дополняют, уточняют озвученный анализ, участвуют в работе группы, распределяют роли. | презентация 5 картинок: лиса, кролик, медведь, собака, петух Схема «Собственные имена существительные» презентация Схема «Собственные имена существительные» презентация Схема «Собственные имена существительные» презентация Схема «Собственные имена существительные» |
7 | Закрепление и осмысление знаний. Самостоятельная работа. | Упр. 88, 89. А теперь, я думаю, мы сможем помочь первокласснику грамотно написать письмо. Перед вами - часть текста из его письма. Возьмите ручки и аккуратно исправьте неправильно написанные слова.
- У кого все правильно, покажите зеленый огонек.
| Сначала работают самостоятельно, затем проверка в парах | Учебник Карточки с текстом письма | |
8 | Итог урока. Рефлексия | - Какие задачи ставили в начале урока? - Какие имена существительные относятся к собственным? Давайте их ещё раз перечислим. - Как пишутся такие имена существительные? - Какие имена существительные относятся к нарицательным? Приведите примеры. - Как вы думаете, где нам пригодятся полученные знания? - Какие задания было интересно выполнять? - Поднимите зеленый «фонарик» те, кто считает, что разобрался в теме? А красный «фонарик» - не совсем понял тему. | - Ответы учащихся. Имена собственные (схема): имена; отчества; фамилии; клички животных; названия городов, стран, улиц, рек; названия газет, журналов, книг; - Ответы учащихся. | Личностные: адекватное понимание причин успеха(неуспеха) в учебной деятельности; самооценка на основе критерия успешности, понимают значение знаний для человека и принимают его. Коммуникативные: достижение общего решения в совместной деятельности Регулятивные: осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату, прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала. | Схема «Собственные имена существительные» |
9 | Домашнее задание | Узнать, какие достопримечательности находятся на площади Партизан и в парке Алексея Толстого. Составить и записать 2 предложения. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Учебно - методический комплект (технологическая карта урока РЯ "Собственные и нарицательные имена существительные" и мультимедийная презентация) 2 класс
Класс: 2 «а»Тема урока: «Собственные и нарицательные имена существительные»Цели деятельности учителя: формировать общее представление об именах существительных собственных и нарицательных, развивать у...
Технологическая карта урока. Тема: "Собственные и нарицательные имена существительные. Правописание собственных имён существительных".
Урок для 2 класса УМК "Школа России"...
Технологическая карта открытого урока русского языка во 2 классе по теме «Собственные и нарицательные имена существительные. Заглавная буква в именах собственных»
УМК: «Школа России»Уровень: базовыйТип урока: получение новых знанийФорма: урок-исследование...
Технологическая карта урока русского языка «Собственные и нарицательные имена существительные; заглавная буква в кличках животных и в географических названиях». УМК "Школа России" 2 класс
Тема урока: «Собственные и нарицательные имена существительные; заглавная буква в кличках животных и в географических названиях».Планируемые результаты:Предметные: формировать умения писать с за...
Технологическая карта по русскому языку "Собственные и нарицательные имена существительные"
Технологическая карта по русскому языку "Собственные и нарицательные имена существительные"...
Технологическая карта урока русского языка "Имена существительные собственные и нарицательные"
Данная технологическая карта оказывает методическую помощь в разработке урока русского языка....
Технологическая карта "Одушевленные и неодушевленные имена существительные"
Технологическая карта "Одушевленные и неодушевленные имена существительные"...