Технологическая карта "Одушевленные и неодушевленные имена существительные"
план-конспект урока по русскому языку (2 класс)

Технологическая карта "Одушевленные и неодушевленные имена существительные"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема: «Одушевленные и неодушевленные имена существительные» 2 класс

Тип урока: "открытие нового знания"

Цель: – уточнить представление о признаках родственных слов;

– формировать умение выделять корень в словах;

– развивать умение сравнивать слова, подбирать однокоренные слова..

Планируемые результаты:

Предметные: - освоение понятия «одушевлённые и неодушевлённые имена существительные»;

- освоение алгоритма определения одушевлённых и неодушевлённых имен существительных.

Личностные: - стремление к более точному выражению собственного мнения и позиции

- способность к самооценке на основе критерия успешности в учебной деятельности.

Метапредметные:

Познавательные:

- формулировать правило на основе выделенных существенных признаков имени существительного;

- добывать новые знания, находить новые знания, пользуясь различными источниками информации.

Коммуникативные:

- умение оформлять свои мысли в устной речи;

- задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером;

- осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;

Регулятивные:

- принимать и сохранять учебную задачу;

- осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;

- адекватно воспринимать оценку учителя;

- освоение способа решения проблемного поискового характера.

Ресурсы: учебник УМК «Школа России» Канакина В.П, Горецкий В.Г.  Русский язык, наглядный материал:

План работы

1.Мотивации (самоопределения) к учебной деятельности (2мин)

2. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии (2мин)

3. Этап выявления места и причины затруднения (1мин)

4. Этап построения проекта выхода из затруднения (7мин)

5.Этап реализации построенного проекта (10мин)

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Планируемые результаты

Регулятивные

Коммуникативные

Познавательные

I. Мотивация (самоопределение к учебной деятельности) (1-2 мин.)

Цель: основной целью этапа мотивации (самоопределения) к учебной деятельности является выработка на личностно значимом уровне внутренней готовности выполнения нормативных требований учебной деятельности.

- Здравствуйте, ребята! Садитесь, пожалуйста!

Каждый день, всегда, везде,

На занятиях, в игре

Смело, чётко говорим

И тихонечко сидим!

Проверьте, пожалуйста, наличие учебных предметов на столе.

«Грамотно учиться – всегда пригодится»

-Как вы понимаете данное выражение?

- -Начинаем наш урок русского языка.

Слушают учителя, настраиваются на работу.

Объясняют смысл пословицы.

Выработка учебной мотивации, установление учащимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом

Слушать и понимать речь других

Строить рассуждения в форме связи простых суждений

II. Актуализация знаний и фиксация затруднений в пробном действии (5-6 мин).

Цель этапа актуализации и пробного учебного действия является подготовка мышления учащихся и организация осознания ими внутренней потребности к построению учебных действий и организовать фиксирование каждым из них индивидуального затруднения в пробном действии.

Прочитайте стихотворение, которое написано на доске.

Есть много интересных слов,

Их знаете давно.

Вот, например, собака, стол,

Часы, жираф, окно.

И долго можно говорить

Про разные предметы.

Возьмём слова утюг, пенал,

Ребёнок и конфеты.

И будем с ними мы дружить,

Писать, читать, произносить.

- Что объединяет слова, которые выделены? Чем отличаются эти слова?

- Правильно, это имена существительные. А что мы знаем об имени существительном?

Читают стихотворение, отвечают на вопросы

Это имена существительные, одни обозначают предметы, другие живые существа. Обозначает предмет и отвечает на вопросы кто? что?

Планировать свою деятельность на уроке, организовать выполнение заданий учителя

Уметь слушать и слышать, выстраивать

осознанное речевое высказывание в устной форме

Читать и слушать, извлекая нужную информацию, соотносить её с уже имеющимися знаниями, опытом

III. Выявление места и причины затруднения (2 мин).

Цель - организовать анализ учащимися возникшей ситуации и на этой основе выявить места и причины затруднения является осознание того, в чем именно состоит недостаточность их знаний, умений или способностей.

Ребята, вы узнали этих героев? Из какого они мультфильма?

Мышата пришли на рыбалку. Задача серого мышонка поймать те слова, которые называют предметы, а задача белого- те слова, которые называют живые предметы. Но без нас они не справятся. Поможем им!

Кот девочка  лиса   майка    виноград    жираф     моряк    шина      машина    колесо   мороженое  еж

Это мышата из мультфильма «Приключение кота Леопольда»

Делят слова на две группы

Принимать и сохранять учебную задачу

Слушать и понимать речь других

Умение сравнивать, делать выводы;

IV. Построение проекта выхода из затруднения (постановка цели) (1—2 мин).

Цель  - постановка целей учебной деятельности и на этой основе - выбор способа и средств их реализации.

 - О чём же будет наш сегодняшний урок?

- Какова тема нашего урока?

- Что нам необходимо знать о них?

- Чему мы можем научиться на уроке?

одушевленные и неодушевленные имена существительные

правильно ставить вопросы к словам, различать одушевлённые и неодушевлённые имена существительные, правильно употреблять их в речи

Выдвигать свои гипотезы на основе учебного материала

Высказывать и обосновывать свою точку зрения

Устанавливать причинно-

следственные связи

V. Реализация построенного проекта (10-15 мин)

Цель - построение учащимися нового способа действий и формирование умений его применять как при решении задачи, вызвавшей затруднение, так и при решении задач такого класса или типа вообще.

Вернемся к нашим мышатам

Что обозначают имена существительные, которые отвечают на вопрос КТО? Найдем в учебнике правило. Прочитайте его, ответьте правильно мы с вами ответили на вопрос?

- Прочитайте слова второго столбика. По какому признаку вы объединили эти слова? (Отвечают на вопрос что?)

- Что обозначают имена существительные, которые отвечают на вопрос ЧТО?

- Но серый мышонок все-равно ничего не понял, кто поможет и еще раз объяснит ему новое правило?

ВЫВОД: Имена существительные, которые обозначают людей и животных, отвечают на вопрос КТО, называются одушевлёнными.

Имена существительные, которые обозначают неживые предметы и явления природы, отвечают на вопрос ЧТО, называются неодушевлёнными.

А, сейчас выполняем словарную работу. Я показываю вам школьные принадлежности, а вы каждый в своей тетради записываете.

Эти имена существительные обозначают людей, животных, живых существ

Неживые предметы и явления природы

Записывают словарные слова.

Действовать по алгоритму, правилу

Аргументировать свое мнение

Использовать информацию для решения учебной задачи

VI. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.

Цель:  является усвоение учащимися нового способа действия при решении типовых задач.

Выполним упр. 83 по заданию. Прочитайте задание, что надо сделать?

Нам надо определить сколько здесь предложений, вставить пропущенные буквы, найти одушевленные и неодушевленные имена существительные.

Осуществлять

самоконтроль/взаимоконтроль

Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами

Осуществлять действие по образцу и заданному правилу


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока Предмет: Русский язык 3 класс. Автор - Иванов С.В. Тема: «Одушевленные и неодушевленные имена существительные»

Данный урок проводится в 3 классе по программе "Начальная школа ХХI века" во второй четверти. Технологическая карта урока разработана в соответствии с ФГОС НОО....

Технологическая карта урока «Одушевленные и неодушевленные имена существительные».

• Цель: дать понятие одушевленных и неодушевленных предметов;формировать умение различать одушевленные и неодушевленные имена существительные. Планируемые результаты: -личностные: • формировать у...

Технологическая карта урока по русскому языку: "Одушевленные и неодушевленные имена существительные", 2 класс

Технологическая карта урока по русскому языку: "Одушевленные и неодушевленные имена существительные", 2 класс...

Технологическая карта урока русского языка «Одушевленные и неодушевленные имена существительные», (УМК «Перспектива», 2 класс)

Цель урока: формирование умения ставить вопросы к именам существительным, распознавать одушевлённые и неодушевлённые имена существительные.Задачи урокаДидактические:Научить находить имена существитель...