Технологическая карта по русскому языку "Собственные и нарицательные имена существительные"
план-конспект урока по русскому языку (2 класс) на тему
Технологическая карта по русскому языку "Собственные и нарицательные имена существительные"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tehnologicheskaya_karta_po_russkomu_yazyku.doc | 76 КБ |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока
Учитель: Фефелова А.С.
Предмет: русский язык Класс: 2 УМК: Школа России
Тема: Собственные и нарицательные имена существительные. Правописание собственных имён существительных.
Тип урока: получение новых знаний
Цель: формирование знаний учащихся об именах существительных собственных и нарицательных.
Задачи:
образовательные: добиться осмысленности усвоения учебного материала по теме «Собственные и нарицательные имена существительные. Правописание собственных имён существительных», осознания различия имён собственных и нарицательных, умения пользоваться терминами «имена собственные», «имена нарицательные», закрепить орфографический навык использования заглавной буквы в именах собственных;
развивающие: помочь учащимся осознать социальную, практическую и личностную значимость данного учебного материала, обеспечить развитие у учащихся ставить цель и планировать свою деятельность, способствовать развитию у учащихся внимания, наблюдательности, орфографической зоркости, обеспечить развитие у учащихся монологической и диалогической речи;
воспитательные: способствовать формированию интереса к предмету, любви к своему городу, гордости за своих земляков.
Планируемые предметные результаты:
- понимать суть понятий «имена собственные», «имена нарицательные», уметь различать имена существительные собственные и нарицательные, уметь писать собственные имена существительные с заглавной буквы.
Планируемые метапредметные результаты:
личностные: положительное отношение к учению, понимание необходимости сотрудничества с учителем, готовности к взаимодействию с ним и дружескому взаимопониманию, понимание необходимости товарищеского сотрудничества с одноклассниками, готовности к взаимодействию и взаимопониманию;
регулятивные:уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя, проговаривать последовательность действий, планировать свои действия, оценивать правильность выполнения действий на уровне адекватной ретроспективной оценки;
познавательные:уметь ориентироваться в своей системе знаний, отличать новое от уже известного с помощью учителя, добывать новые знания, находить ответы на вопросы учителя, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке;
коммуникативные: уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, слушать и понимать речь других, учиться работать в паре, группе, формулировать собственное мнение.
Формируемые УУД:
- уметь ставить учебную задачу на основе того, что уже известно и усвоено и того, что ещё неизвестно (ПУУД);
- уметь осуществлять самооценку результатов работы (РУУД);
- уметь планировать учебное сотрудничество в паре, в группе (КУУД);
- уметь объяснять различие существительных собственных и нарицательных и обосновывать своё мнение (ПУУД);
- выполнять учебное задание в соответствии с правилом (РУУД);
- формулировать понятные высказывания, используя термины (КУУД);
- уметь сотрудничать с учителем, с одноклассниками, быть готовым к взаимодействию и взаимопониманию (ЛУУД);
Форма организации учебной деятельности обучающихся: фронтальная, индивидуальная, работа в парах, в группах.
Ресурсы:
компьютер, проектор, презентация к уроку, учебник «Русский язык» 2 класс
В. П. Канакина, В. Г. Горецкий, рабочая тетрадь по русскому языку В. П. Канакина, карточки для фронтальной, индивидуальной, парной, групповой работы.
Образец №2. Технологическая карта урока
Этап урока | Время, мин | Содержание взаимодействия с учащимися | Методы | ФОУД* | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формируемые УУД |
Организационный | 1 | Ну-ка, всё проверь дружок, Ты готов начать урок? Всё ль на месте, Всё ль в порядке, Ручка, книжка и тетрадь? Все ли правильно сидят? Все ль внимательно глядят? Каждый хочет получать Только лишь оценку «пять»? | – | Ф | Приветствует обучающихся, проверяет их готовность к уроку | Приветствуют учителя, проверяют свою готовность к уроку | Регулятивные: -нацеливание на успешную деятельность. Личностные: - выражать положительное отношение к процессу познания, проявлять желание проявлять новое. Коммуникативные: - формирование умения слушать и слышать. |
Выход на тему, цель, учебные задачи в соавторстве. Словарно-орфографическая работа. | 7 | На доске написаны слова круж…во ..рех р… цепт м… нета н… деля леб… дь | Наблюдение, проблемная ситуация. Работа по плану урока | Ф | Организует диалог с обучающимися, в ходе которого конкретизирует понятие "орфограмма", формулирует некоторые задачи урока, составляет совместно с обучающимися план урока | Дописывают на доске и в тетради, производят взаимооценку, сравнивают произношение слов с их написанием. Объясняют, почему в данных словах присутствует орфограмма. Формулируют тему и задачу урока | Регулятивные: - постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися и того, что еще не известно; Познавательные: - постановка и решение проблемы; Личностные: - развитие познавательных интересов учебных мотивов; Коммуникативные: - умение ясно и четко излагать свое мнение, выстраивать речевые конструкции. |
Минутка чистописания. | 5 | 1) – Составьте и запишите цепочки из букв, которые вставили в слова. | Наблюдение. | Ф | Указывает объект наблюдения | Выполняют упражнение в тетради. Обосновывают выбор написания | Регулятивные: - оценивать (сравнивать с эталоном) результаты своей деятельности. Познавательные: - классифицировать объекты (объединять в группы по существенному признаку) Коммуникативные: - умение строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми; |
Работа над темой. | 11 | Какое отношение имеет слово корень к предмету «Русский язык»? Где слова родные (однокоренные)? | Наблюдение, работа с текстом (сравнение) | Ф, П | Организует подводящий диалог, уточняет правило | Записывают однокоренные и вычеркивают лишние слова. выделяют корни, обсуждают в паре, делают вывод, читают правило в учебнике, сравнивают и добавляют свои слова. | Регулятивные: - предвосхищение результата и уровня усвоения знаний, его временных характеристик; Познавательные: - выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; Личностные: - выражать положительное отношение к процессу познания; проявлять внимание, желание узнать больше. - знание основных моральных норм работы в паре (справедливого распределения, взаимопомощи, ответственности); Коммуникативные: - умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. |
Коллективное выполнение упражнения. (Как-то много лет назад Посадили дивный сад Не был этот сад фруктовым Был он только словом. Это слово, слово – корень Разрастаться стало вскоре И плоды нам принесло – Стало много новым слов. Вот из сада вам рассада. Вот ещё посадки рядом. А вот садовод Иль садовник к нам идёт. Очень – очень интересно Погулять в саду словесном ! - Назовите корень в этих словах. Что вы заметили? (корни в однокоренных словах чаще всего пишутся одинаково) | Доказатель-ство | Ф | Дает образец короткого доказательства | Объясняют написания слов, делают выводы. | Познавательные: - выдвижение гипотез, их обсуждение, доказательства; Регулятивные: - составление плана и последовательности действий. | ||
Первичное закрепление нового материала | 7 | На листах Игра «Выбери пару». (Приложение 1) | Самостоя-тельная работа, рефлексия, контроль, работа на нетбуке | Г, П, И | Проводит инструктаж обучающихся. Организует выступление групп, обмен мнениями | По очереди соединяют слова, доказывая. Один человек объясняет решение группы у доски. Произво-дят взаимо-проверку, рефлек-сию | Регулятивные: - умение действовать по плану и планировать свою деятельность; - умение контролировать процесс и результаты своей деятельности, включая осуществление предвосхищающего контроля в сотрудничестве с учителем и сверстниками; Познавательные: - поиск и выделение необходимой информации, применение методов информационного поиска, в том числе и с помощью компьютерных средств; Личностные: - готовность к сотрудничеству, оказанию помощи, распределение ролей; - оценивание усваиваемого содержания, обеспечивающие личностный моральный выбор; Коммуникативные: - планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками; - умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. |
Испугались медвежонка Ёж с ежихой и ежонком, Чиж с чижихой и чижонком, Стриж с стрижихой и стрижонком. Разбежались кто куда, Приведи-ка их сюда! | Работа с учебником (№85, стр 53) | Г, П | Помещает слова | Читают хором с учебника, дополнительно – с листов групповой работы | Регулятивные: - умение адекватно воспринимать оценки; Познавательные: - построение логической цепи рассуждений; Личностные: - формирование адекватной, позитивной, осознанной самооценки и самопринятия; Коммуникативные: - управление поведением партнера (контроль, коррекция, оценка его действий); - владение монологической и диалогической формами речи родного языка. | ||
Психофизическая тренировка | 1 | Ребята повернитесь лицом друг к другу. Один из вас раскрывает свои ладошки, а другой накрывает их своими ладонями. Посмотрите так ласково в глаза друг другу, чтобы ваши ладошки потеплели: Вы почувствовали тепло рук? А теперь каждый по очереди скажет несколько слов своему товарищу, но так нежно и ласково, чтобы ваши ладошки потеплели ещё больше. | Работа в парах | П | Организация психофизической тренировки | Выполняют упражнение для релаксации | Коммуникативные: - умение работать в паре, слушать и вступать в диалог, строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками. |
Гимнастика для глаз. | 1 | Мульдимедийная презентация | Просмотр презентации | Ф | Организует выполнение гимнастики для глаз | Выполняют гимнастику для глаз по упражнениям презентации | |
Самопроверка | 3 | Игра «Редактор». Восстанови текст, добавив однокоренные слова. Выдели корень. У меня встали _______. Ещё ______ назад ходили. А сейчас ____________ стрелка стоит неподвижно. Нужно чтобы их починил мастер - ________. Слова для справок: часовщик, час, часовая, часики. | Игра «Редактор», Диктовка, самопровер- ка, самооценка | И, | Диктует слова | Производят предварительную оценку работы. Записывают слова, сверяют с записями | Коммуникативные: - умение работать в статичных и мигрирующих группах, делегировать полномочия, распределять роли, владение монологической и диалогической формами речи; Познавательные: - самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера. Личностные: - ориентация в социальных ролях и межличностных отношениях; - умение выделить нравственный аспект поведения; - готовность к сотрудничеству и дружбе; Регулятивные: - умение взаимодействовать со сверстниками в учебной деятельности, формирование установки на поиск способов разрешения трудностей. |
Подведение итогов | 2 | Игра «Суета». Больной, больница, большой. Путь, дорога, путник. Вода, река, водяной. Часовщик, час, часть. Работа с использованием локальной сети.
| Рефлексия, контроль, интерактивная игра «Суета» | Ф,П, Г | Задает вопросы | Проговаривают по плану новые знания, высказывают свои впечатления от урока, делают предположения | Регулятивные: - контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона; Познавательные: - выбор наиболее эффективных способов решения в зависимости от конкретных условий; - установление причинно-следственных связей, построение логической цепи рассуждений, доказательства, выдвижение гипотез и их обоснования; Личностные: - оценивание усваиваемого содержания, исходя из социальных и личностных ценностей; Коммуникативные: - умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, интегрироваться в группу сверстников. |
Этап разъяснения домашнего задания | 1 | - Спишите, вставляя пропущенные гласные. Обозначьте корень в однокоренных словах. Л…ска, л…сонька, л…са! Ты в каких живешь лесах? Л…сий хвост замел следы. Где л…сичка? Видел ты? | Работа с учебником №90, стр 55 | Ф,И | Проводит разбор домашнего задания, проводит пояснения к упражнению, дает конструктивные задания | Записывают задание на дом, задают вопросы | Регулятивные: - выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить, осознания качества и уровня усвоения; Познавательные: - преобразование модели в соответствии с содержанием учебного материала и поставленной учебной целью. - самостоятельное формулирование познавательной цели; - построение логической цепи рассуждений; - самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера; Коммуникативные: - постановка вопросов – инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации; - умение слушать и вступать в диалог; |
Заключительный этап и рефлексия. КОД (контрольно-оценночная деятельность) | 1 | Урок наш окончен И выполнен план. Спасибо, ребята, Огромное вам, За то, что упорно, Усердно трудились! И знания ваши Нам всем пригодились! Работа с листом самооценки, и «Волшебными линеечками» Г. Цукермана, «лесенками продвижений» | Рефлексия, КОД | Ф | Обеспечивает положитель ную реакцию учащихся на уроки русского языка | Получают позитивный настрой от урока | Регулятивные: - оценка – осознание качества и уровня освоения и владения теми или иными учебными действиями; - осуществлять итоговый контроль Личностные: - оценивать собственную учебную деятельность: свои достижения, степень самостоятельности, инициативности, причины неудач. Коммуникативные: - умение строить продуктивное взаимодействие в сотрудничестве со сверстниками и взрослыми. - проявлять активность в деятельности. |
* ФОУД – форма организации учебной деятельности обучающихся (Ф – фронтальная, И – индивидуальная, П – парная, Г – групповая
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технологическая карта урока русского языка на тему «Имена существительные собственные и нарицательные»
Технологическая карта урока на тему «Имена существительные собственные и нарицательные». Предмет: русский язык.. УМК «Начальная школа 21 века»....
Технологическая карта урока русского языка по теме "Имена собственные и нарицательные"
Технологическая карта урока русского языка по теме "Имена собственные и нарицательные"...
Учебно - методический комплект (технологическая карта урока РЯ "Собственные и нарицательные имена существительные" и мультимедийная презентация) 2 класс
Класс: 2 «а»Тема урока: «Собственные и нарицательные имена существительные»Цели деятельности учителя: формировать общее представление об именах существительных собственных и нарицательных, развивать у...
Технологическая карта урока. Тема: "Собственные и нарицательные имена существительные. Правописание собственных имён существительных".
Урок для 2 класса УМК "Школа России"...
конспект по русскому языку «Собственные, нарицательные имена существительные» (2 класс)
Конспект урока по русскому языкуТема: «Собственные, нарицательные имена существительные»Цели деятельности учителя: формирование умения определять собственные, нарицательные имена существит...
Технологическая карта урока русского языка 3 класс "Имена прилагательные в загадках"
Технологическая карта урока русского языка 3 класс "Имена прилагательные в загадках"...
Технологическая карта урока. Тема "Одушевленные и неодушевленные имена существительные"
Урок русского языка. 3 класс. УМК "Школа России"...