Конспект урока по русскому языку "Склонение имен прилагательных"
план-конспект урока по русскому языку (4 класс)
Конспект урока по русскому языку "Склонение имен прилагательных"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sklonenie_imen_prilagatelnyh.docx | 24.54 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок по русскому языку в 4 классе.
Тема урока. Склонение имен прилагательных.
Цели: - развитие умения устанавливать зависимость между именами прилагательными и именами существительными;
- развитие умения определять число, падеж и род имён прилагательных в единственном числе;
- формирование навыка правильного написания безударных падежных окончаний имён прилагательных;
- формирование умения осуществлять самоконтроль;
- развитие умения организовывать умственный труд;
-развитие орфографической зоркости, письменной и устной речи;
-воспитание любви к природе, русскому языку и чтению.
Задачи: - сформировать умения правильно писать падежные окончания имён прилагательных;
- систематизировать знания о правилах написания падежных окончаний имён прилагательных;
- повторить ранее изученное об именах прилагательных, правописание словарных слов;
- обогащать словарный запас.
Учебные технологии:
- технологии учебных отношений
- технологии применения знаний и умений
- технологии личностно-ориентированного отношения
- технологии организации групповой работы
- технологии здоровьесбережения
Оборудование: тест, задания для индивидуальной и групповой работы, проектор, компьютер, снежинка, таблица «Окончания имён прилагательных», алгоритм «Правописание окончаний имён прилагательных», снеговики (грустный и весёлый).
Ход урока
I.Организационный момент.
МОРОЗ И СОЛНЦЕ -
ДЕНЬ ЧУДЕСНЫЙ…
ВЕДЬ ТЫ НЕ ДРЕМЛЕШЬ,
КЛАСС ПРЕЛЕСТНЫЙ?
ПОРА, РЕБЯТА, УЛЫБНИТЕСЬ,
В ДОРОГУ ЗНАНИЙ СОБЕРИТЕСЬ!
II.Мотивация учащихся на урок.
1) стихотворение об именах прилагательных
Учитель –Как вы думаете, какая часть речи о себе рассказала следующее?
- Прочитай, пожалуйста, строки на экране ….(хорошо читающий ребенок)
У существительных подчас
Не жизнь, а просто скука!
Ни цвета нет у них без нас,
Ни запаха, ни звука!
Но если нас к ним приложить,
Им веселее станет жить!
(имя прилагательное)
2) загадка
Учитель - Отгадайте загадку: Снегом замела дорожки,
Разукрасила окошки,
Радость детям подарила
И на санках прокатила. (Зима)
Учитель – Итак, сегодня на уроке мы будем говорить о зиме, а помогать в этом нам будут наши друзья - имена прилагательные.
Учитель - Но прежде чем начать беседу о зиме, вам предстоит вспомнить всё, что вы знаете об имени прилагательном и определить тему нашего урока. А поможет вам это сделать тест, который лежит у вас на партах.
3) Работа в парах «Тест».
Учитель – Посмотрите на тесты. Над ним вы будете работать в парах. (Каждая пара получает один тест). Ваша задача найти ключевое слово, по буквам правильно угаданных ответов. Обведите буквы, соответствующие правильным ответам.
Учитель -- Желаю удачи! (дети работают в парах)
1. Что обозначает имя прилагательное?
а) предмет; с) признак предмета; в) действие предмета.
2. На какой вопрос отвечает имя прилагательное?
т) кто? что?; л) что делает? что сделает?; к) какой, какая, какие?
3. Как определить род прилагательного?
м) по вопросу; л) по существительному, с ним связанному.
4.Какие окончания имеют прилагательные среднего рода?
а) –ая, - яя; о)- ое, - ее; и) –ый, -ий, -ой.
5. Каким членом предложения чаще всего является прилагательное в предложении?
т) главным; н) второстепенным.
6. Какое прилагательное является синонимом к слову " старательный"?
а) вежливый; е) аккуратный; о) хлопотливый.
7. С чем связано прилагательное в предложении?
н) с существительным; т) с глаголом; с) с наречием.
8. Укажите слово, от которого образовалось прилагательное "водный".
а) проводка; и) вода; е) уводить.
9. Прилагательное это:
о) часть слова; и) член предложения; е) часть речи.
4) Проверка теста.
(учитель читает вопрос, дети называют букву правильного ответа)
Учитель -- Какое ключевое слово вы получили? (склонение).
Учитель – Что такое склонение?(Изменение окончаний по падежам называется склонением)
Учитель – Как определить какое окончание нужно писать у имён прилагательных?
(По вопросу, который нужно задать от имени существительного, с которым связано имя прилагательное. )
Учитель – Приведите пример.
Учитель – Ну, а теперь попробуйте сформулировать тему нашего урока. Как вы думаете, как она называется?
(Склонение имён прилагательных.)
Учитель – Откройте тетради, запишите число, классная работа.
III. Чистописание с повторением ранее изученного.
1) Игра «Самый внимательный».
На доске: Х...рошие, м…розная, х…лодный,
Учитель – А сейчас мы узнаем, кто самый внимательный. Прочитайте слова, записанные на доске. Назовите слова, в которых звуков больше, чем букв.
(Хорошие, морозная)
- Какое слово лишнее и почему?
(Хорошие – мн.ч., холодный -оло- )
- Чем похожи слова, записанные на доске?
(1.Эти слова – имена прилагательные.
2.Эти слова с безударными гласными в корне.
3. В этих словах пропущена буква - О )
Учитель –- Сегодня на минутке чистописания мы будем писать соединение этих букв. Но прежде чем начнём писать, давайте сделаем массаж для рук. Повторяйте за мной.
2) массаж для рук
БЕЗ ПАЛЬТО ГУЛЯЛ ГЛУПЫШКА,
И ЗАМЁРЗ ОН, КАК ЛЕДЫШКА.
(Хлопки в ладоши).
ЧТОБЫ ПАЛЬЧИКИ СОГРЕТЬ,
БУДЕМ МЫ ЕГО ТЕРЕТЬ.
(Растирание пальцев).
3) чистописание
Учитель - Напишите соединения этих букв в тетради целую строчку,
продолжив закономерность.
оро О оло Оо оро Ооо оло
4) словарная работа
Учитель –На следующей строке напишите слова, с которыми мы сейчас работали, красивым, аккуратным почерком. Обозначьте ударение, безударную гласную подчеркните. Выделите окончания. Определите число и род имён прилагательных в единственном числе.
(Один ученик комментирует вслух)
IV. Работа по теме
1) Чтение стихотворений о зиме
Учитель – Многие поэты воспевали в своих стихах зиму. Вот, например, отрывки из стихотворений Ивана Саввича Никитина. Прочитай, ….
1) НА ДВОРАХ И ДОМАХ 2) НА БЕЗЛЮДНЫЙ ПРОСТОР
СНЕГ ЛЕЖИТ ПОЛОТНОМ ПОБЕЛЕВШИХ ПОЛЕЙ
И ОТ СОЛНЦА БЛЕСТИТ СМОТРИТ ВЕСЕЛО ЛЕС
РАЗНОЦВЕТНЫМ ОГНЁМ. ИЗ-ПОД ЧЁРНЫХ КУДРЕЙ.
Учитель – Назовите словосочетания имён существительных с прилагательными, поставив вопрос. Определите падеж.
(чем? огнём каким? разноцветным Т.п., на что? На простор какой? безлюдный, чего? полей каких? побелевших, из-под чего? кудрей каких? чёрных )
Учитель – А теперь вспомните вы 2-4 строчки о зиме из любого стихотворения.
Физкультминутка.
1 уровень. Обозначьте падеж имён прилагательных и выделите у них
окончания.
Вывел нежный узор, под снежными ветками, из пушистого снега, по тонкому льду, на мохнатой ели, морозным утром, чудесным узором .
2 уровень. Вставьте пропущенные окончания, выделите их и обозначьте падеж имён прилагательных.
В серебрян… инее, под толст… льдом, из ледян… избушки, на снежн… картину, по зимн… лесу, намела больш… сугробы, ранн… утром.
3 уровень. Измените окончания имён прилагательных, употребив их в нужном падеже. Выделите окончания имён прилагательных, укажите падеж.
На (зимний) пальто, осыпали (холодный) блеском, ясность (синий) неба, в (морозный) тишине, из (дремучий) леса, по (пушистый) снегу, на (высокий) горах.
Учитель - Поднимите листочек с заданием, которое вы выполняли.
Учитель - Посмотрите как нужно было выполнить задание.
- А вот насколько правильно вы его выполнили, проверит учитель.
V. Итог урока.
Учитель – Время пролетело так быстро, как зимний короткий день. Наш урок подходит к завершению. Давайте подведём итог.
- Как называется тема нашего урока?
(склонение имён прилагательных)
- Что такое склонение?
(склонение – это изменение окончаний по падежам)
- Как определить падеж имени прилагательного?
(по имени существительному, с которым оно связано)
- Как узнать какое окончание нужно писать у имён прилагательных?
(по вопросу падежа)
Учитель – А теперь оцените свою работу на уроке по критериям, которые вы видите на экране.
ОЦЕНКА РАБОТЫ.
«5» - активно работали на уроке, с лёгкостью выполняли все задания;
«4» - на вопросы отвечали, но некоторые задания вызывали затруднения;
«*» - не очень понравилась моя работа на уроке.
Учитель – Встаньте те, кто за свою работу поставил оценку «5».
- Теперь те, кто поставил оценку «4»;
- Оставшиеся ребята пока затрудняются себя оценить, надеюсь, что после выполнения домашнего задания они будут чувствовать себя более уверенно.
VI. Домашнее задание.
1 уровень. Просклонять словосочетания морозное утро, зимние узоры.
2 уровень. Просклонять словосочетания морозное утро, зимние узоры и составить предложение, используя одно из словосочетаний.
3 уровень. Просклонять словосочетания морозное утро, зимние узоры. Составить небольшой текст (3-4 предложения), используя данные словосочетания.
VII. Рефлексия.
- Спасибо за урок. Работа с вами подарила мне хорошее настроение, а какое настроение подарил вам наш урок? Прикрепите снежинку к снеговику, соответствующему вашему настроению.
- Спасибо всем!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока по теме"Портрет имени прилагательного"
Обощающий урок по русскому языку в 4 классе .Тема "Имя прилагательное"....
Конспект урока "Род и число имен прилагательных"
Данный конспект урока позволит проветси урок русского языка в 4 классе по программе "Школа России"...
Конспект урока "ПРАВОПИСАНИЕ БЕЗУДАРНЫХ ОКОНЧАНИЙ ИМЕН ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ МНОЖЕСТВЕННОГО ЧИСЛА В ИМЕНИТЕЛЬНОМ И ВИНИТЕЛЬНОМ ПАДЕЖАХ " Школа России 4 класс
Тип урокаРешение частных задачПедагогические задачиСоздать условия для ознакомления с правилами написания безударных окончаний имен прилагательных множественного числа в именительном и винительном пад...
Конспект урока на тему:"Изменение имен прилагательных по родам в единственном числе" 3 класс
Конспект урока по русскому языку на тему:"Изменение имен прилагательных по родам в единственном числе" 3 класс...
Конспект урока "Повторение знаний об имени прилагательном как части речи"
Конспект урока по русскому языкуна тему «Повторение знаний об имени прилагательном как части речи»3 класс.Учитель: Качай Галина Викторовна...