Конспект урока "Род и число имен прилагательных"
план-конспект урока по русскому языку (4 класс) на тему
Данный конспект урока позволит проветси урок русского языка в 4 классе по программе "Школа России"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rod_i_chislo_imen_prilagatelnyh.docx | 62.83 КБ |
Предварительный просмотр:
РОД И ЧИСЛО ИМЕН ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ
Тип урока | Обобщение и систематизация знаний |
Педагогические задачи | Создать условия для формирования умения изменять прилагательные по родам и числам в зависимости от формы имени существительного; совершенствовать умения подбирать к существительным подходящие по смыслу прилагательные, выписывать из текста словосочетания с именами прилагательными, выделять окончания имен прилагательных, определять род и число имен прилагательных по окончаниям и вопросам; способствовать развитию навыка образовывать однокоренные прилагательные от существительных; содействовать воспитанию интереса к русскому языку, культуры учебного труда на уроке |
Планируемые предметные результаты | Познакомятся с родовыми окончаниями имен прилагательных; научатся изменять прилагательные по родам и числам в зависимости от формы имени существительного; подбирать к существительным подходящие по смыслу прилагательные; выписывать из текста словосочетания с именами прилагательными; составлять словосочетания с данными прилагательными; выделять окончания имен прилагательных; определять род и число имен прилагательных по окончаниям и вопросам; образовывать однокоренные прилагательные от существительных |
Метапредметные УУД | Познавательные: проводить аналогии между изучаемым предметом и собственным опытом (под руководством учителя); регулятивные: проговаривать вслух последовательность производимых действий, составляющих основу осваиваемой деятельности (опираясь на памятку или предложенный алгоритм); оценивать совместно с учителем или одноклассниками результат своих действий, вносить соответствующие коррективы; коммуникативные: читать вслух и про себя тексты учебников, художественных и научно-популярных книг, понимать прочитанное; выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи); отстаивать свою точку зрения, соблюдая правила речевого этикета |
Личностные | Проявлять потребность в сохранении культуры русской речи и выражении уважительного отношения к людям посредством языка; осознавать и принимать следующие базовые ценности: «добро», «терпение», «родина», «природа», «семья», «мир», «настоящий друг», «справедливость», «народ», «национальность», «желание понимать друг друга», «желание понимать позицию другого» и т. д.; пользоваться формами самооценивания и взаимооценивания на уроке |
Организационная структура урока
Этап урока | Содержание деятельности учителя | Содержание деятельности учащегося | Формируемые способы |
1 | 2 | 3 | 4 |
II. Актуализация знаний, Проверка домашнего задания (учебник, упражнение 7). | Проверяет домашнее задание. Проводит беседу о проделанной работе. – Какие слова называют синонимами? – Какие слова называют антонимами? – Прочитайте. Выделите среди данных имен прилагательных синонимы и антонимы. – Прочитайте сначала пары синонимов, затем пары антонимов. Прочитайте составленное с любым именем прилагательным предложение. | Отвечают на вопросы учителя. Рассказывают Зачитывают пары синонимов. Зачитывают пары антонимов. Читают предложение с любым именем прилагательным. Выполняют разбор слова по составу. | Выделять существенную информацию из текста загадки. Выдвигать гипотезу |
Проверка домашнего задания (рабочая тетрадь, задание 6). | – Прочитайте слова, назовите, какие пропущенные буквы вставили. – Какие однокоренные имена прилагательные образовали от данных имен существительных? – Разберите любое имя прилагательное | Разбирают имена прилагательные по составу. Адрес – горох – герой – вокзал – молоко – деревня – |
Продолжение табл.
1 | 2 | 3 | 4 |
Минутка чистописания. | Проводит минутку чистописания. – Прочитайте и запишите устойчивые выражения и отрывок стихотворения. – Какой звук повторяется в них? – Дайте характеристику звукам [б’] и [б]. – Запишите соединения с буквой «б». | Выполняют чистописание. Бродит в роще листопад По кустам и кленам, Скоро он заглянет в сад Золотистым звоном. (А. Плещеев) | мнения по существу полученного |
– Прочитайте орфоэпически верно слова на букву «б». | Без муки нет науки. Бабье лето. Беда мудрости учит. Бало́ванный, бензопрово́д, бутербро́д [тэ]. | ||
Работа над словами с непроверяемым | Организует работу над словом с непроверяемым написанием. – Отгадайте загадку: К дальним селам, городам Кто идет по проводам? Светлое величество. Это … (электричество). – Запишите словарное слово в индивидуальные словарики, используя прием ассоциаций. | Записывают словарное слово в индивидуальный словарик. |
Продолжение табл.
1 | 2 | 3 | 4 |
III. Сообщение темы Определение целей урока | Задает вопросы. Комментирует ответы, предлагает сформулировать цель урока. – Попробуйте угадать, о какой части речи у нас пойдет разговор. Я слово ищу, необычное, звучное, Особое, сильное, самое лучшее, Короткое, длинное, красное, синее, Неброское, яркое, очень красивое. Оно уменьшительное или ласкательное, Еще называют его … («Имя прилагательное»). | Обсуждают тему урока. Отвечают на вопросы, формулируют цель урока. Под руководством учителя определяют задачи урока. – Мы продолжим наше знакомство с именем прилагательным. | Принимать и сохранять учебную цель Осознанно |
– Прочитайте тему урока. – Определите цели урока, используя опорные – Что нужно делать, если хочешь получить новые знания? | Сегодня на уроке мы уточним понятия «род» – Чтобы получить новые знания, надо трудиться, работать самому, проявлять терпение в работе, прислушиваться к мнению других | ||
IV. Объяснение нового Наблюдение над языковым материалом | Организует работу по теме урока. Объясняет Звучит «Оранжевая песня» (муз. К. Певзнера, Оранжевое небо, Оранжевое море, Оранжевая зелень, Оранжевый верблюд. | Выводят языковые закономерности, лежащие | Осуществлять анализ объектов. Делать |
Продолжение табл.
1 | 2 | 3 | 4 |
Оранжевые мамы Оранжевым ребятам Оранжевые песни Оранжево поют. – Какое имя прилагательное повторяется в тексте песни? Что происходит с прилагательным «оранжевый»? С чем это связано? – Почему же прилагательные связаны именно | – У имени прилагательного «оранжевый» изменяется окончание, поскольку это имя прилагательное согласуется в тексте с разными именами существительными. – Имена прилагательные тесно связаны с именами существительными. | Аргументировать свою |
Продолжение табл.
Продолжение табл.
1 | 2 | 3 | 4 |
V. Первичное закрепление знаний. Работа по учебнику (упражнение 8). | Задает вопросы. Комментирует и корректирует ответы. Наблюдает за работой учащихся. Помогает, при необходимости проверяет ответы. Комментирует выполнение заданий. – На какой вопрос отвечают имена прилагательные, имеющие окончания -ые, -ие? В каком числе они употреблены? – Приведите примеры имен прилагательных | Выполняют упражнения, отвечают на вопросы, высказывают свое мнение. Применяют новые знания на новом языковом материале. Участвуют – Имена прилагательные, имеющие окончания Приводят примеры и записывают имена прилагательные во множественном числе. Какие? Умн красив чист бел точн нов рыж син | Осознанно и произвольно строить |
Работа по учебнику (упражнение 9) | – Прочитайте. Озаглавьте текст. – Определите тему и главную мысль текста. – Найдите имена прилагательные. В каком числе они употреблены? – Выпишите словосочетания с именами прилагательными. Выделите окончания имен прилагательных | Подбирают названия к тексту: «Живые цветы», «Гости у кормушки». Выписывают словосочетания с именами прилагательными, выделяют окончания. Бел (мн. ч.) снега, кос (мн. ч.) сугробы, Выполняют звукобуквенный разбор слова |
Продолжение табл.
1 | 2 | 3 | 4 | |||||||||||||||||||||
VI. Дальнейшая работа Работа по учебнику (упражнение 10). | Организует дискуссию, выслушивает мнения, подводит итог. – Прочитайте окончания имен прилагательных – Составьте словосочетания, в которых имена | Обобщают способы действия по правилу, применяют на практике алгоритмические предписания, инструкции. По окончаниям и вопросам определяют род и число имен прилагательных.
Составляют словосочетания, выделяют окончания имен прилагательных. Голуб блузка, син краска, нов телефон, больш дом, маленьк принц, голуб небо, син море. | Понимать | |||||||||||||||||||||
Работа в тетради (задание 7). | Организует работу в рабочей тетради. – Прочитайте. Впишите в таблицу вопросы | Выполняют задание в рабочей тетради. Заполняют таблицу.
| ||||||||||||||||||||||
Работа в тетради (задание 8). | – Прочитайте. Допишите окончания имен прилагательных. | Выполняют задание. |
Продолжение табл.
1 | 2 | 3 | 4 |
– Укажите род имен прилагательных. Устно составьте предложение с любым словосочетанием. | Ранее (ср. р.) утро, ранняя (ж. р.) весна, ранний Составляют предложение. Утреннее солнце осветило верхушки деревьев. | ||
Работа в тетради (задание 9) | – Прочитайте загадки. Вставьте пропущенные окончания имен прилагательных. – Укажите род имен прилагательных | Вставляют пропущенные окончания, указывают род имен прилагательных. Белый (м. р.) камень в воде тает. (Сахар.) Синенький (м. р.) звонок висит, никогда не звенит. (Колокольчик.) Красненькая (ж. р.) матрешка, беленькое (ср. р.) сердечко. (Малина.) | |
VII. Итог урока. Рефлексия | Организует оценку результатов выполнения – Оцените свою работу на уроке, заполнив таблицу самооценки. | Повторяют алгоритм действия по распознаванию понятия, по применению Продолжают высказывания: • Я узнал… • Я повторил… • Я запомнил… | Осуществлять самоконтроль учебной деятельности |
Окончание табл.
1 | 2 | 3 | 4 |
– Вот и подходит к завершению наш урок. Какая – Что нового узнали на уроке? – Как называется связь в русском языке, когда – Что нового вы узнали об имени прилагательном? | – Имена прилагательные «прилагаются», присоединяются к имени существительному. – Согласование. – Имена прилагательные изменяются по родам | ||
Домашнее задание | Проговаривает и объясняет домашнее задание. Формулирует задачи выполнения упражнения, Упр. № 11 в учебнике | Внимательно слушают, задают уточняющие | Принимать учебную задачу, планировать ее выполнение |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Открытый урок по русскому языку 2 класс по теме: «Изменение имён прилагательных по числам. Зависимость формы числа имени прилагательного от формы числа имени существительного»
Тема: Изменение имён прилагательных по числам. Зависимость формы числа имени прилагательного от формы числа имени существительного.Педагогические цели: способствовать ознакомлению с единственным и мно...
Открытый урок по теме «Зависимость рода и числа имени прилагательного от рода и числа имени существительного.»
Открытый урок по теме «Зависимость рода и числа имени прилагательного от рода и числа имени существительного.», УМК ГАРМОНИЯ, 3 класс...
"Имя прилагательное как часть речи в русском и английском языках. Изменение имён прилагательных по родам и числам. Сравнение категории числа имени прилагательного в русском и английском языках"
Цели:-учить определять и формулировать тему и цели урока;-формировать умение действовать по плану и планировать свои действия;-обобщить знания об имени прилагательн...
Конспект урока. Тема: "Число имен прилагательных", 2 класс УМК "Школа России"
Предоставляю вашему вниманию технологические карты уроков по русскому языку. Надеюсь, информация будет полезна!...
Русский язык 2 класс. УМК"Школа России". «Единственное и множественное число имен прилагательных. Изменение имен прилагательных по числам.»
Цели деятельности учителя: Формировать умение распознавать прилагательные в единственном и во множественном числе; формировать умение работать самостоятельно и коллективно; развивать речь учащих...