Открытый урок «Род имён существительных»
план-конспект урока по русскому языку (3 класс)

 

 

 

Тема урока: Род имени существительного.

Тип урока: открытие нового знания.

Цель продолжать знакомить с понятием род имён существительных через наблюдение и проблемно-поисковую работу учащихся.

Задачи:

Обучающая: формировать умение определять род имени существительного в единственном числе.

Развивающие: развивать мыслительные операции: анализ и синтез,внимание, логическое мышление. Способствовать развитию познавательных и творческих способностей учащихся, орфографической зоркости, обогащению словарного запаса через разнообразные виды деятельности.Продолжить формирование умений самостоятельно ставить цели урока.  Развивать умение оценивать свою деятельность.

Воспитательные: воспитывать культуру общения, умение слушать друг друга, работать в паре и самостоятельно; воспитывать уважение к людям.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл УРОК24.52 КБ

Предварительный просмотр:

 

Открытый урок

 «Род имён существительных»

(закрепление)

3класс



                                                                                     

                                                                                               

Учитель  начальных классов

  КазимоАльбина Майдулаховна



Тема урока: Род имени существительного.

Тип урока: открытие нового знания.

Цель продолжать знакомить с понятием род имён существительных через наблюдение и проблемно-поисковую работу учащихся.

Задачи:

Обучающая: формировать умение определять род имени существительного в единственном числе.

Развивающие: развивать мыслительные операции: анализ и синтез,внимание, логическое мышление. Способствовать развитию познавательных и творческих способностей учащихся, орфографической зоркости, обогащению словарного запаса через разнообразные виды деятельности.Продолжить формирование умений самостоятельно ставить цели урока.  Развивать умение оценивать свою деятельность.

Воспитательные: воспитывать культуру общения, умение слушать друг друга, работать в паре и самостоятельно; воспитывать уважение к людям

Методы обучения: практический, объяснительный, наглядный.

Формы обучения: индивидуальная, коллективная, групповая.

  Оборудование:

    Учебник «Русский язык», рабочая тетрадь , тетрадь с печатной основой,         мультимедиапроектор, экран , карточки, памятки для запоминания рода имен существительных.                                              

 

Ход  урока. 

1.Организационный  момент.

 -  Ребята, сегодня у нас на уроке гости, давайте поприветствуем гостей. Начинаем урок русского языка. Сегодня нам предстоит большая кропотливая работа. Вы должны быть очень внимательными, помогать друг  другу.

II Проверка домашнего задания.

 III Актуализация знаний.

1.Минутка чистописания

На доске буквы..

Вв Фф  Бб  Рр

- Какие вы видете буквы?

- Какие обозначают звуки?

- Назовите глухие согласные, звонкие согласные, парные, непарные.

2.Мотивация к учебной деятельности.

Выписать на данные буквы слова из орфографического словаря на тему «Школа»

( словарь в конце учебника) Укажите орфограмму( Слова с непроверяемым написанием)

Дежурный, девочка, пенал, карандаш, рисунок,класс, поэтколлектив, компьютер,  ребята, . ( Взаимопроверка)

- Что вы можете сказать об этих словах? (имена сущ.)

- Предлагаю  вам поиграть  в игру, которая поможет узнать, насколько глубоки ваши знания по теме «Имя  существительное»

3.Разминка : игра « Верно или  неверно»

Имя  существительное – это часть речи? (Верно!)
Имена  существительные  отвечают на вопросы:  Что делать, что сделать? (Неверно!)
Имена  существительные  отвечают на вопросы Кто? Что? (Верно!)
Имена  существительные  обозначают действие предмета? (Неверно!)
Имена  существительные  обозначают  предмет? (Верно!)

Ребята, а как вы думаете, изменяются ли имена существительные по родам?

Он мой мальчик, а она моя….мальчика?

Она моя девочка, а он мой … девочк?(предположения детей)

К словам мужского рода, так как к ним можно подставить слово он.

К словам женского рода, так как к ним можно подставить слово она.

Колесо, дупло, насекомое, полотенце – ОНО. Это слова среднего рода.

Имена существительные бывают мужского, женского и среднего рода. Род имён существительных узнают, подставляя местоимения.

К именам существительным мужского рода можно подставить слова он, мой.

К именам существительным женского рода можно подставить слова она, моя.

К именам существительным среднего рода можно подставить слова оно, моё.

У каких имён существительных нельзя определить род?

У имён существительных, у которых нет формы единственного числа, род нельзя определить.

Например, брюки, щипцы, ножницы, сутки, сливки, опилки, чернила, прятки, шахматы, дрожжи, клещи, сумерки.

Имена существительные общего рода.

Сирота,плакса, умница,непоседа, тихоня, почемучка, зазнайка, сладкоежка.Он был круглым сиротой. Она была круглой сиротой.Умница – кого можно похвалить этим словом, мальчика или девочку? Это существительные общего рода. Эти существительные в зависимости от конкретных обстоятельств могут выступать то как существительные мужского рода  , то как существительные женского рода. 

Можно ли сказать, что все слова в строчках – однокоренные? Почему? (на доске)

Тигр - ? Волк - ?Кролик – ?Кот -?

Дети работают у доски, записывая слова женского рода и объясняя способ получения однокоренных слов.

Учащиеся подбирают слова женского рода. И делают вывод, что это разные слова, однокоренные. По родам существительные не изменяются, т.е. род – это постоянный признак. Каждое существительное может быть только м.р., ж.р. или с.р.

И новое открытие: по родам имена существительные не изменяются , т.е. род – это постоянный признак. Каждое существительное может быть только м.р., ж.р. или с.р.

(ВЫВОД вывешивается на доску)

  1. РАБОТА В ТЕТРАДИ ПО ВАРИАНТАМ.

- Определите род имен существительных.

- 1 вариант добавляет слово «снежки», 2 вариант добавляет слово «шары».

- Какое слово вызвало у вас затруднение при определении рода имени существительного?

- Как узнать род имени существительного, если оно стоит во множественном числе?Дети работают в парах, распределяя слова по столбикам.

Снежки, шары т.к. слова стоят в форме множественного числа.

Поставить это существительное в форму единственного числа.

Знакомятся с памяткой.

 Физминутка

5.Закрепление

- Памятка. (вывешивается на доску и раздается учащимся)

Слайды с заданиями:  

Определить род им.сущ.

Творческое задание .Мальчики придумывают слова м.р, а девочки ж.р.

  1. Определите род имен существительных и распределите по домикам.
  2. Заяц, муха, земляника, арбуз, гнездо, морковь, яблоко, лимон, белка, солнце. (индивидуальная работа по карточке)
  3. 2. Запишите имена существительные по родам в три столбика (м.р.,ж.р.,ср.р) (у доски)
  4. Работа в карточке. Определите род имени существительного и составьте одно предложение с одним из слов.Выписать существ и расписать все о нем.(самостоятельная работа)  

Работа с учебником Упр.№... стр.....

Составить и записать словосочетания из слов и указать род имен существительных. (Работа в парах) Проверка.

  Гимнастика для глаз ( показываем движения только глазками)  на выбор учителя .

Как распределяются по родам слова, которые пришли из других языков, то есть заимствованные слова?В русском языке заимствованные слова сохраняют род, который они имели в иностранном языке.Этим и объясняется тот факт, что в современном русском языке слова рояль, кофе, кенгуру относятся к мужскому роду;сальто, шасси, домино – к среднему роду, а слово шаль – к женскому роду.Существительные, заимствованные из языков, в которых нет рода, в русском языке получают его: баскетбол, футбол (из англ.) – мужского рода.

 Работа в группах.

Запишите как можно больше существительных и определите их род. (Каждой группе дается тема)

1 группа – одежда

2 группа – фрукты и овощи

3 группа – школа

4 группа – город

 Д/з

Подбери к каждому прилагательному подходящее по смыслу имя существительное. Напиши словосочетания. Определи род имен существительных.

Ловкая …, мягкая …, теплое …, крепкая …, поздний …, глубокое …, робкая …, легкий …

Итог урока. Рефлексия

- Что мы сегодня вспомнили на уроке? (общие сведения об имени существительном).

- О чём говорили? (о роде имени существительного).

- Что поняли в ходе урока? (имена существительные имеют мужской, женский, средний род, а не «изменяются по родам»; род определяется при помощи местоимений-помощников).

Проанализируйте свою деятельность. Какие ощущения легко? Трудно? Все ли получилось?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока "Склонение имён существительных мужского рода с нулевым окончанием"

Конспект урока русского языка по учебнику Поляковой А.В. 3 класс (программа Занкова Л.В.), построен на интересном материале о весенних цветах....

Открытый урок "Падежи имён существительных. Обобщение"

Открытый урок русского языка в 4 классе. Учебник Т.Г.Рамзаева....

Олимпийский урок. Русский язык, 4 класс. Тема урока: "Склонение имён существительных".

Данный материал представляет конспект урока русского языка в 4 классе. Тема урока: "Склонение имён существительных". С целью актуализации информации о XXII  Олимпийских зимних играх и XI Пар...

Конспект урока : Признаки имён существительных. Синтаксическая функция имени существительного в предложении.

Предмет: Русский языкКласс: 2Тема урока: Признаки имён существительных. Синтаксическая функция имени существительного в предложении.Цели урока: обобщить знания учащихся об имени существительном; закре...

Конспект открытого урока "Род имён существительных"

В данном конспекте использовались различные игровые технологии, которые помогли достигнуть поставленной цели урока....