Конспект открытого урока "Род имён существительных"
план-конспект урока по русскому языку (3 класс)

Хайбулина Юлия Александровна

В данном конспекте использовались различные игровые технологии, которые помогли достигнуть поставленной цели урока.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rod_imyon_sushchestvitelnyh_3_klass.docx20.88 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: «Род имён существительных».

Тип урока: открытие нового знания
Цель: сформировать ценностное отношение к совместной познавательной деятельности по определению  рода имени существительного.   

Задачи:

- актуализировать знания о постоянных и непостоянных морфологических признаках имени существительного;

- познакомит со  способом определения рода существительного.

Прогнозируемые результаты

Личностные:

- ценностное отношение к процессу определения рода существительного;

- осознание учащимися ценности изучаемого способа определения рода существительного ;

- ценностное отношение к умению удерживать учебную задачу;

- осознание учащимися  практической и личностной значимости результатов каждого этапа урока.

Метапредметные:

- умение принимать и сохранять цель урока;

- умение находить способы решения поставленной цели по определению рода существительных;

- умение планировать, контролировать и оценивать  свои действия;

- умение слушать собеседника и вести диалог, высказывать свою точку зрения, правильно говорить;

- умение провести рефлексию своих действий на уроке.

Предметные:

- знание о постоянных признаках существительного;

- умение применять знания в жизненных ситуациях;

- умение определять род существительных .

Воспитательные.

Воспитывать взаимопонимание, взаимопомощь, культуру поведения на уроке, аккуратность, самостоятельность, терпение друг к другу

Ход урока:

  1. Организационный момент

   

      - Здравствуйте, ребята! Я пришла к вам сегодня на урок, чтобы раскрыть ещё несколько тайн русского языка.

      - Но что это? Вы слышите звуки? Метель. Странно, мы же не на улице находимся. (Слайд)

     - Вы узнали кто это? (Снежная королева)

     - Почему у неё на руках сидит мальчик?

     Всё верно. На поиски своего названого брата решила отправиться одна добрая и отважная девочка Герда. Но одной ей не справиться, так как путь очень далекий и впереди её ждёт много сложный заданий и секретов русского языка.

     - Ребята, вы согласны ей помочь? (Слайд – Герда говорит)

     Тогда в путь.

  1. Актуализация знаний

     - Посмотрите, сколько разных слов намела нам Снежная королева. Давайте их прочитаем. (Метель, земля, мальчик, сердце, Герда, папа, зеркало, Кай.)

      - Что общего в этих словах? (Ответы детей)

      - А что вы знаете про эту часть речи? Нам эти знания очень пригодятся сегодня.

     (Обозначает предмет, вопрос: кто? что, одушевлённые-неодушевлённые, собственные-нарицательные).

3. Сообщение темы и цели урока.

   - Сегодня, мы узнаем ещё один секрет имени существительного. А поможет нам в этом ребус. (Отгадывают ребус)

   - Какова же тема нашего урока? (Род имен существительных)

   - Что мы должны сегодня узнать?

   - Чему научиться?

4. Открытие новых знаний

  - Пока мы с вами определяли тему и цель урока, наша Герда пришла к домику старушки.

  Старушка хочет, чтобы мы распределили данные слова на три группы. Только тогда она отпустит Герду продолжить поиски Кая.

   - Но мы с вами пока не будем торопиться с ответом, чтобы не допустить ошибок.

   - А послушаем одну историю.

Сказка (слайд)

- Какие опорные слова нам будут помогать определять род имен существительных (вешаю на доску).

- Теперь, я думаю, вы знаете на какие три группы просила старушка разделить данные слова?

- Ей стало жалко Герду и она решила её отпустить дальше, но на последок дала изучить правило. (Давайте его прочитаем все вместе).

5. Физминутка

Пока Герда идёт по лесу. Дайте немного отдохнёт перед выполнением сложных заданий.

М.р. – маршируем

Ж.р. – приседаем

Ср.р – машем руками

Мороз, снежинка, облако, метель, сосулька, дерево, ветер.

6. Первичное закрепление.

Герда заблудилась в лесу, но на помощь к ней пришёл мудрый ворон. Он предложил ей отвести ее в замок принца и принцессы, где жил какой – то мальчик. Но она вместе с нами выполнить его задание (Заполнить таблицу)

Но прежде мы с вами познакомимся с алгоритмом, по которому мы будем выполнять задания. (открываю части алгоритма)

- Смотрите, и тут без снежной королевы не обошлось. Она всё перепутала. Давайте восстановим его. (Восстанавливаем)

Теперь по нему мы можем работать.

Одному ученику я поставлю на парту снежинку, значит он идет к доске, но предварительно выбрав другого ученика, который пойдет после него. А остальные ребята будут работать в своих волшебных листах на месте.  

Выполняем задание ворона.

- Но ворон хочет раскрыть нам ещё один секрет русского языка. Для этого надо выделить в словах окончания.

- Какой вывод можем сделать ( у существительных есть родовые окончания по которым можно определять род)

Ворон, как и обещал отвёл Герду во дворец. А там было множество огромных залов. Но Кая ни в одном из них не было. Пока она ищет его вы выполним ещё одно задание.

У каждого на парте есть картинка зала и конверт. Нужно поработать в парах:

1 ряд обставляет золотой зал мебелью. Но так, чтобы слова относились к мужскому роду

2 ряд выбирает только те предметы мебели, которые относятся к среднему роду

3 ряд ставит предметы мебели в спальню принцессы, чтобы все слова относились к женскому роду.

Проверка.

И вот Герда зашла в последнюю комнату, там спал мальчик. Она его позвала, но это оказался не Кай.

- Ребята, а что необычного в этой комнате? (Кровать)

- Сегодня на уроке русского языка мы познакомимся с новым словарным словом. И это слово кровать. Запишите его в тетрадь. (Подберите к нему однокоренные слова)

Прочитайте задание к слову кровать.

Где мы может найти ответ на этот вопрос? (В толковом словаре). Читают, делают вывод.  

- Принц и принцесса усадили Герду в карету и пожелали ей счастливого пути.

- И вот она оказалась в гостях у лапландки. Это совсем уже рядом с Замком Снежной королевы. Лапландка подскажет ей путь если мы выполним еще одно задание.

Посмотрите на доску:

-Что вы здесь видите? (пословицы)

 ДЕЛУ ВРЕМЯ ПОТЕХЕ ЧАС

ГДЕ СМЕЛОСТЬ, ТАМ И ПОБЕДА

БЕРЕГИ НОС В БОЛЬШОЙ МОРОЗ

ДОБРО ПОБЕЖДАЕТ ЗЛО

ДРУГ ПОЗНАЁТСЯ В БЕДЕ

Выберите те пословицы, которые подходят к нашей сказке?

Запишите одну понравившуюся пословицу и определите род имен существительный.

Проверка.

7. Рефлексия

Вот наша Герда в замке. А что там делает Кай?

Снежная королева не отпустит его домой, пока он не соберет льдинки . Давайте ему поможем. На доске восемь льдинок. Я буду задавать вам столько же вопросов, если вы отвечаете правильно, то на льдинке появляется буква.

- С какой частью речи мы с вами работали?

-Что нового узнали об имени существительном?

- Какого рода бывают имена существительные?

- Как определить категорию рода? Что нам в этом помогает

- Как вы думаете мы достигли сегодня поставленной цели?

-Почему вы так считаете?

-Какие задания вам запомнились больше всего на уроке?

- Какие задания вызвали у вас затруднения?

Вот и получилось слово: ВЕЧНОСТЬ – К какой части речи оно относится? Вы сказали, что мы достигли цели урока, тогда без труда определим род этого существительного.

Наши герой уже вернулись домой. И помогли им в этом вы. Спасибо вам за урок!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока "Склонение имён существительных мужского рода с нулевым окончанием"

Конспект урока русского языка по учебнику Поляковой А.В. 3 класс (программа Занкова Л.В.), построен на интересном материале о весенних цветах....

Конспект открытого урока по русскому языку 2 класс "Единственное и множественное число имён существительных" к учебнику Канакиной по ФГОС

В феврале был проведён открытый урок по русскому языку во 2 классе по теме "Единственное и множественное число имён существительных". Конспект был разработан в соответствии с требованиями ФГОС. Урок с...

Конспект открытого урока русского языка по теме «Изменение имён существительных по падежам» (образовательная система «Школа 2100». Учебник русского языка для 4 класса, часть 1. Авторы: Е.В. Бунеева, Р. Н. Бунеев, О. В. Пронина)

Конспект открытого урока русского языка  по теме «Изменение имён существительных по падежам» (образовательная система «Школа 2100». Учебник русского языка для 4 класса, часть 1.  Автор...

Конспект открытого урока по русскому языку Тема: Повторение правописания безударных окончаний имён существительных.

Цель: Закрепить правила написания безударных окончаний существительных (С).Задачи: 1. Повторить 2 способа проверки безударных окончаний С....

Конспект открытого урока по русскому языку УМК "Школа 2100" по теме "Правописание ь после шипящих на конце имён существительных"

Конспект данного урока разработан для учащихся 4 класса и соответствует требованиям ФГОС НОО....

Конспект урока : Признаки имён существительных. Синтаксическая функция имени существительного в предложении.

Предмет: Русский языкКласс: 2Тема урока: Признаки имён существительных. Синтаксическая функция имени существительного в предложении.Цели урока: обобщить знания учащихся об имени существительном; закре...

Конспект урока "Род имён существительных".

Конспект урока по русскому языку "Род имён существительных". 3 класс. УМК "Начальная школа XXI века....