Технологическая карта по русскому языку для 3 класса по теме: "Омонимы".
учебно-методический материал по русскому языку (3 класс)

Солопенко Арина Игоревна

Технологическая карта по русскому языку для 3 класса по теме: "Омонимы". 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Технологическая карта83.6 КБ

Предварительный просмотр:

ФИО студента

Солопенко Арина Игоревна

Класс

3

Тема урока

Омонимы

Место урока в разделе

Слово в языке и речи

Тип урока

Урок усвоения новых знаний

Цель урока

Ознакомление с новой лексической единицей – омонимы

Задачи урока

1)образовательные: познакомить с омонимами; познакомить со словарём омонимов; уметь находить омонимы в тексте;

2)развивающие: развивать орфографические навыки; развивать правильную грамотную устную речь, мышление, память;

3)воспитательные: способствовать воспитанию культуры общения в процессе фронтальной работы; воспитание взаимовыручки.

Планируемые результаты изучения темы

Предметные

Метапредметные

Личностные

 Ученик научится:

  1. использовать омонимы в устной и письменной речи; 
  2. различать омонимы;
  3. приводить примеры омонимов;
  4. находить омонимы в тексте.

 Познавательные УУД

 Ученик получит возможность научиться:

1)расширять объём знаний в области орфографии; 2)находить омонимы в тексте; 3)ориентироваться в своей системе знаний; 4)находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт.

Регулятивные УУД

 Ученик получит возможность научиться:

1)уметь определять тему урока и план собственных действий; 2)оценивать свой результат и результат товарища; 3)выполнять учебные действия в громко речевой и умственной формах.

Коммуникативные УУД

 Ученик получит возможность научиться:

1)уметь оформлять свои мысли в устной форме, 2)слушать и понимать речь других, 3)проявлять доброжелательное отношение к одноклассникам.

Ученик получит возможность формирования:

1)положительного отношение к урокам русского языка; 2)умение признавать собственные ошибки

Ресурсы

Учебно-методическое сопровождение

Дидактические материалы

ИКТ, ЦОР

Учебник Л.Ф. Климанова, Т.В. Бабушкина «Русский язык» 3 класс 1 часть

https://www.prodlenka.org/metodicheskie-razrabotki/279131-razrabotka-konspekta-uroka-russkogo-jazyka-v-

https://nsportal.ru/shkola/russkiy-yazyk/library/2018/09/23/otkrytyy-urok-po-russkomu-yazyku-v-3-klasse-omonimy-umk

Презентация

Межпредметные связи

 Связь с литературным чтением.

Организация пространства

Индивидуальная работа, фронтальная работа

Этапы урока

Этапы, продолжительность

Задачи этапа

Деятельность педагога

Методы, формы,

 приемы

Деятельность учеников

Планируемые результаты

1

Организационный этап

(1 мин)

Проверка подготовленности классного помещения.

Приветствие учеников

-Давайте улыбнемся друг другу. Улыбка – это залог хорошего настроения. Так мы подарим друг другу здоровье, радость, хорошее настроение.

Беседа (фронтальная) Создание интереса к новому.

Приветствие учителя.

Л-1

2

Актуализация знаний

(5-7 мин)

Актуализация субъективного опыта учащихся

-Откройте свои тетради, запишите число и классную работу.

-Мы так привыкли к словам... Читаем, пишем, шутим, поем.

-Давайте вспомним, что такое синонимы?

        

-Замените фразеологические обороты синонимами.

Рукой подать –

Повесить нос –

Раз, два и обчелся –

Кожа да кости –

-Зачем нужны синонимы в русском языке?

-Что такое антонимы?

-Прочитайте пословицы и назовите слова-антонимы.

День да ночь – сутки прочь.

Слушай больше, а говори меньше.

Кто много говорит, тот мало делает.

-Ребята, для чего мы учимся использовать в своей речи синонимы, антонимы, фразеологические обороты?

-А сейчас мы с вами проведём словарную работу.

Огурец, молоко, овощи, ноябрь, иногда, морковь.

(двое у доски – выставление отметок, можно взять 2/3 тетради для проверки)

Систематичная проверка знаний

Словесный метод

Беседа

(фронтальная)

Записывают число и классную работу.

Слушают учителя.

Отвечают на вопросы.

-Синонимы – это слова, которые звучат и пишутся по-разному, а по смыслу одинаковы или очень близки: метель, вьюга, пурга.

Заменяют фразеологизмы синонимами.

-Близко.

-Грустить.

-Мало.

-Худой.

-Синонимы нужны для обогащения нашей речи.

Синонимы дают возможность избежать повторения в тексте.

-Антонимы – это слова, противоположные по смыслу: храбрый – трусливый, белый – чёрный.

Называют слова-антонимы.

-День – ночь.

-Больше – меньше.

-Много – мало.

-Синонимы, антонимы, фразеологические обороты мы используем для обогащения нашей речи.

Проводят словарную работу. Два человека у доски.

П-3

П-4

К-1

К-2

3

Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.

(3 мин)

Организация внимания школьников. Обеспечить мотивацию учения школьников.

-Выпишите первые буквы каждого слова и прочитайте что получилось.

-Как вы думаете, о чём мы сегодня с вами будем говорить на уроке?

-Может быть, кто-то из вас знает, что такое омонимы?

Методы: словесный Фронтальная форма Приёмы: диалог по теме урока

-Омоним.

-Мы будем разговаривать об омонимах.

Отвечают на вопрос.

-Омонимы – это слова, которые произносятся и пишутся одинаково, но имеют разное лексическое значение.

П-3

Р-1

К-1

 

4

Первичное усвоение новых знаний

(10 мин)

Обеспечить восприятие, осмысление уч-ся изучаемого материала.

-Давайте проверим, верно, ли мы ответили на вопрос. Откройте учебник на с. 45 и самостоятельно прочитайте правила.

-Кто желает прочитать это правило вслух для всего класса?

-Приведите примеры омонимов.

-Выйди Света, напиши 2 любых примера на доске, а вы, ребята, в тетради. Посмотрите, одинаково ли пишутся эти слова? А произносятся?

-Что же обозначают эти слова?

-Смотрите, эти слова пишутся одинаково, произносятся одинаково, но имеют разное лексическое значение, значит, мы правильно подобрали примеры.

Беседа (фронтальная) Формирование представлений о новом материале, новых знаний.

Читают правило на с. 45.

Один из учеников читает правило вслух.

Приводят примеры омонимов.

Выходит один из учеников к доске и записывает примеры, остальные записывают в тетрадь.

-Эти слова пишутся одинаково. Произносятся тоже одинаково.

Отвечают на вопрос.

П-3

П-4

Р-3

К-1

К-2

Л-2

5

Первичная проверка понимания

(7 мин)

Установить правильность и осознанность изученного материала

Выявить пробелы первичного осмысления изученного материала, неверные представления уч-ся.

Работа с упражнениями

-Посмотрите на упр. 75, прочитайте задание.

-Читай, Алиса, стихотворение.

-Спасибо. Рассмотрите рисунки, что вы видите?

-Ответьте на вопрос из упражнения.

-Вы справились с упражнением. Молодцы.

-Ребята, а вы знали, что существует словарь омонимов. Он есть и у нас в учебнике на с. 156

-Откройте его. Посмотрите, каждый омоним представлен отдельной словарной статьёй, где даётся толкование лексического значения слова.

-Что необычного вы видите в этом словаре?

-Верно, они указывают на то, что это омонимы.

-Давайте немного отдохнём

Проверка усвояемости материала. Беседа (фронтальная) Практическое применение новых знаний.

Работают с упражнениями из учебника.

Выполняют упр. 75.

-Один из учеников читает стихотворение.

Рассматривают рисунки.

Отвечают на вопрос из упражнения.

В первом предложении слово коса обозначает длинную узкую отмель, идущую от берега.

Во втором - несколько прядей волос на голове, сплетенных вместе.

В третьем - сельскохозяйственное орудие для кошения травы.

Рассматривают словарь омонимов в конце учебника.

Слушают учителя.

-Что справа от слова стоят цифры.

П-3

П-4

Р-3

К-1

К-2

Л-2

Физкультминутка

http://images.myshared.ru/4/323563/slide_12.jpg

6

Первичное закрепление

(9 мин)

Обеспечить закрепление в памяти уч-ся знаний и способов действий, которые им необходимы для самостоятельной работы по новому материалу

-Посмотрите на упр. 77. Прочитайте задание.

-Докажите, что выделенные слова в каждой паре предложений – это омонимы (выставление отметок).

-Спишите первые две пары предложений с омонимами. Вставьте пропущенные буквы и подчеркните орфограммы. Подчеркните омонимы.

-Поменяйтесь тетрадями. Выполните проверку.

(можно взять ½ тетради для выставления отметок)

Фронтальная работа.

Проверка усвояемости материала. Беседа

Практическое применение новых знаний.

Выполняют упр. 77.

Доказывают, что выделенные слова в предложении являются омонимами.

Выполняют задание.

Меняются тетрадями и проверяют соседа.

П-1

П-2

К-2

К-3

7

Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению

(1 мин)

Обеспечить понимание учащихся цели, содержания и способов выполнения домашнего задания

Упр. 76, с. 45.

С этим упражнением поможет справиться словарь омонимов.

Вам нужно будет записать толкование одной из пар омонимов на ваш выбор.

На с. 45 выучить правило, что такое омонимы и уметь привести 3 примера на это правило.

Интересная постановка учебной проблемы, если речь идет о познавательных заданиях.

Слушают инструктаж к домашнему заданию.

Л-1

К-2

8

Рефлексия

(6 мин)

Инициировать и интенсифицировать рефлексию уч-ся по поводу своего психолога - эмоционального состояния.

-Ребята, что нового мы сегодня узнали на уроке?

-Что повторяли?

-Кто из вас готов озвучить правило и привести свои примеры?

-Спасибо.

-Кто из вас может озвучить правило, но кому трудно привести примеры?

-Кто может рассказать правило своими словами и привести примеры, пользуясь учебником?

Беседа и самоанализ

(фронтальная)

Подведение итогов урока.

-Мы узнали, что такое омонимы.

-Повторяли, что такое синонимы и антонимы, приводили примеры.

Подводят итоги, проводят рефлексию.

Р-2

К-3

Л-2


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока русского языка ,2 класс,УМК "Система Занкова Л.В,"

Урок представлен в форме технологической карты. Технологическая карта урока – это способ графического проектирования урока, таблица, позволяющая структурировать урок по выбранным учителем параметрам. ...

Технологическая карта по русскому языку 3 класс "Начальная школа 21 века"

Технологическая карта по русскому языку 3 класс по программе "Начальная школа 21 века"...

Технологическая карта по русскому языку 4 класс " Начальная школа 21 века"

Технологическая карта по русскому языку 4 класс по программе "Начальная школа 21 века"...

Технологическая карта урока русского языка. 4 класс

Представлена технологическая карта урока русского языка в 4-ом классе 1-я четверть. Тема "Имя существительное как часть речи, его грамматические признаки". Система Занкова...

Технологическая карта урока. Русский язык. 2 класс. УМК «Начальная школа XXI века»

технологическая карта урока русского языка проведённого во 2 классе. УМК "Начальная школа XXI века" Тема урока. правописание слов с сочетаниями жи-ши....

Технологическая карта урока русского языка в1 классе по программе "Перспектива"

Технологическая карта урока русского языка в 1  классе по программе"Перспектива"Тема урока"Обозначение мягкости согласных при помощи мягкого знака"...

Технологическая карта урока «Русский язык» 1 класс обучающиеся с УО интеллектуальными нарушениями Учитель начальных классов Фатеева Н.А

Тема: «письмо изученных строчных и заглавных букв»Тип урока: ЗакреплениеЦель: Создать условия для формирования умения писать заглавные и строчные буквы; способствовать развитию моторики, ф...