Технологическая карта урока на тему "Слог. Перенос слова"
план-конспект урока по русскому языку (2 класс)

Соболев Даниил Владимирович

Технологическая карта преднозначена для проведения урока Русского языка во 2 классе по УМК "Перспектива" на тему :"Слог. Перенос слова". Тип урока: открытия новых знаний

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_41._slog._perenos_slov.docx38.34 КБ
Office presentation icon prezentatsiya.perenos_slov.ppt1.62 МБ

Предварительный просмотр:

Тема урока

Слог. Перенос слова.(2 класс)

Место урока в разделе

Слог. Перенос слова.

Тип урока

Урок открытия знаний.

Цель урока

Формирование умения переносить слова с одной строки на другую.

Задачи урока

Познакомить учащихся с правилами переноса слов с одной строки на другую;  развивать орфографическую зоркость, словесно-логическое мышление, наблюдательность, умение анализировать, рассуждать, строить умозаключения;  воспитывать навыки самостоятельной работы, умения работать в парах, в группах; воспитывать потребность совершенствовать свою устную и письменную речь.

Планируемые результаты изучения темы

Предметные

Метапредметные

Личностные

-  учащиеся научатся переносить слова с одной строки на другую;

-  анализировать, делать выводы, сравнивать;

- действуя по алгоритму, правильно переносить слова с одной строки на другую, придерживаясь правил грамматики.

Познавательные УУД

П1-  умение ориентироваться в своей системе знаний:  отличать новое от уже известного с помощью учителя; П2- добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.  

Регулятивные УУД

Р1 -  умение определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; Р2-  проговаривать последовательность действий на уроке; Р3-  оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки; Р4-  вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок .

Коммуникативные УУД

К1-  умение оформлять свои мысли в устной форме, слушать и понимать речь других; К2- совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им.

Л1- учиться чувствовать красоту и выразительность речи; Л2- Умение осознавать роль языка и речи в жизни людей, проявлять учебно познавательный интерес к учебному материалу; Л3- понимать причину успеха в учебной деятельности; Л4- учиться проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности.

Ресурсы

Учебно-методическое сопровождение

Дидактические материалы

ИКТ, ЦОР

.Ф.Климанова. Русский язык. 2 класс. В 2 ч. Ч. 1

И.Ф. Яценко. Поурочные разработки. Русский язык. 2 класс

Мультимедиа, презентация.

Межпредметные связи

Литературное чтение, изобразительное искусство

Организация пространства

Классно-урочная система.

Этапы урока

Этапы, продолжительность

Задачи этапа

Деятельность педагога

Методы, формы,

 приемы

Деятельность учеников

Планируемые результаты

1

Организационный момент (2 мин.)

Подготовить учащихся к дальнейшей деятельности.

Развивать внимание, память. Воспитывать интерес к учебной деятельности.

Прозвенел звонок и смолк,

Начинается урок.

На меня все посмотрели

И за парты тихо сели.

Слайд 1.

-Девиз нашего урока (хором) :

Беседа (фронтальная)

Подготовка к уроку, создание положительного настроя к учебной деятельности

Организуют пространство.

-Хочешь грамотным быть, учись мыслить, думать, творить!

Регулятивные: контролируют свои действия; создание ситуации успеха.

2

Актуализация знаний (5 мин.)

Актуализировать ранее изученный материал, необходимый для изучения темы. Развивать восприятие, память любовь к предмету. Воспитывать усидчивость.

-Откройте тетради и запишите дату.

                 10  ноября

             Классная работа

-Прочитайте слова с доски.

Слайд 2.

-Что это за слова?            

(На доске слова)

К…ртофель, …гурец, к…пуста, ул…ца, п..тух, к…ртина, д…ревня, вес…ло, маг…азин. 

-Постарайтесь записать их орфографически правильно.

Слайд 3.

Взаимопроверка. (по образцу на доске)

Беседа/самостоятельная работа (фронтальная/индивидуальная)

Подготовка к изучению нового материала.

Записывают в тетради.

- С непроверяемым написанием

Проверяют по образцу.

Регулятивные:

принимают и сохраняют учебную задачу; осуществляют контроль своей деятельности и деятельности партнеров, при необходимости корректируют собственную деятельность и деятельность одноклассников.

3

Определение темы и цели урока

(3 мин)

Подвести обучающихся к постановке темы и цели урока. Развивать самостоятельность, интерес к новому. Воспитывать усидчивость, внимательность

-А теперь все внимательно посмотрите на доску.

Слайд 4.

-Что видите?              

Дети в лесу увидели огромный пень. 

-Прочитайте.

-Докажите, что это предложение.

-Я решил его записать, и у меня слово «огромный» не помещается на строке.

-Как мне поступить?

-Как вы думаете, переносить слова с одной строки на другую нужно по правилам или так, как захочешь?

-Да, переносить слова надо по правилам.

-Кто догадался, о чем же мы сегодня будем говорить на уроке?

-Сформулируйте тему урока.          

-Для чего это надо?            

-Чему вы можете научиться сегодня?    

Беседа(фронтальная) Выявление основной проблемы урока.

- предложение

- Оно имеет оконченную мысль, все слова связаны по смыслу.

- перенести.

- Конечно по правилам.

- О том, как переносить слова.

- Перенос слова.

- Бывает так, что при записи слов, предложений – на строке не хватает места и тогда слово надо переносить, а переносить слово нужно по особым правилам.

- Научимся переносить слова

Регулятивные: под руководством учителя формулируют учебную задачу урока.

Познавательные: выделяют и формулируют познавательную цель; осознанно строят речевое высказывание в устной форме.

Коммуникативные: умеют слушать, слышать и понимать партнера по диалогу, доносить свои мысли до всех участников образовательного процесса.

Личностные: понимают значение знаний для человека и принимают его; имеют желание учиться;

проявляют интерес к изучаемому предмету

4

«Открытие» новых знаний (20 мин.)

Определить новые знания, смысл изученного. Развивать самостоятельность, интерес к новому. Воспитывать усидчивость, внимательность.

-А пока посмотрим, по какому плану будем работать.

1. Узнаем правила переноса.

2. Будем учиться применять новые знания при письме.

-В русском языке много «тайн», в том числе и о случаях переноса.

-Сегодня на уроке перед нами стоит задача раскрыть «тайны» случаев переноса слов с одной строки на другую.

-Одну из «тайн» вы уже знаете, я лишь напомню её. Поиграем.

-Я сейчас у вас спрошу: как слова переношу? Зима?

Пожар?

Коза?  

Комар?

-Как же мы переносили слова?        

Слайд 5.

(Учитель открывает 1 правило – «Слова переносятся по слогам»)

-Как вы думаете, достаточно ли этих знаний, чтобы переносить слова?

-Для решения этой проблемы выполним задания.

-Сейчас вы будете работать в группах. Что мы должны помнить?

-У каждой группы есть лист, на котором «зашифровано» правило.

-Вам надо найти ошибки и определить какое правило здесь нарушено. Сформулируйте это правило.

А план работы такой:

1. Прочитать слова.

2. Обратить внимание на выделенные буквы.

3. Посмотреть, где стоит знак переноса.

4. Сформулировать правило переноса слов.

-У каждой группы получится свое правило.

Работа в группах.

Слушаем первую группу. 

(Земл-я, И-ра, у-лица, мор-е)        

-Прочитайте слова.

-На что вы обратили внимание и какой сделали вывод.

Слайд 6.

(Учитель открывает 2 правило под вторым вопросительным знаком – «Нельзя оставлять на строке и переносить одну букву»)

-Вы согласны с выводом группы?

Слушаем вторую группу.

(Кон-ьки, ле-йка, ча-йка, под-ъезд)    

-Прочитайте слова.

-На что вы обратили внимание и какой сделали вывод.

Слайд 7.

(Учитель открывает 3 правило под третьим вопросительным знаком – «Буквы ъ, ь, й не переносятся на следующую строку» )

-Вы согласны с выводом группы?

Слушаем третью группу.

(Ко-нь, ма-й, ле-в, ча-с)        

-Прочитайте слова.

-На что вы обратили внимание и какой сделали вывод.

Слайд 8.

(«Слова, в которых 1 слог, не переносятся»). 

-Вы согласны с выводом группы?

Слушаем четвёртую группу. 

(Су-ббота, касс-а, ва-нна, расс-каз)

-Прочитайте слова.

-На что вы обратили внимание и какой сделали вывод.

Слайд 9.

(«У слов с удвоенной согласной, одна буква остаётся на строке, а другая переносится»). 

-Вы согласны с выводом группы?

-Сколько правил мы открыли? Проговорим их ещё раз.

Слайд 10.

1. Слова переносятся по слогам.

2. Нельзя оставлять на строке и переносить одну букву.

3. Буквы ъ, ь, й не переносятся на следующую строку.

4. Слова, в которых 1 слог, не переносятся.

5. У слов с удвоенной согласной, одна буква остаётся на строке, а другая переносится.

3) Составление алгоритма.

-Что мы должны сделать, если у нас слово не помещается на строке?

Учебник стр.85

-Сравните.

-Значит, как я должен перенести слово «огромный»?     (ог-ром-ный) Запись предложения. Подчёркивают основу предложения.

Беседа

(фронтальная)

Создание проблемной ситуации.

Работа в группах

(групповая)

Решение проблемной ситуации.

- зи-ма

- по-жар

- ко-за

- ко-мар

- по слогам

- Думаем, да.

Вспоминают правила работы в группе

- Зем-ля, Ира, ули-ца, мо-ре

- Нельзя оставлять на строке и переносить одну букву\

- Конь-ки, лей-ка, чай-ка, подъ-езд

- Буквы ъ, ь, й не переносятся на следующую строку

- конь, май, лев, час

-  Слова, в которых 1 слог, не переносятся

- суб-бота, кас-са, ван-на, рас-сказ

-  Слова, в которых 1 слог, не переносятся

- Мы открыли 4 правила:

1.«Слова переносятся по слогам»

2.«Нельзя оставлять на строке и переносить одну букву»

3.«Буквы ъ, ь, й не переносятся на следующую строку»

4.«У слов с удвоенной согласной, одна буква остаётся на строке, а другая переносится»

-1.Разделить слово на слоги.

2.Перенести слово по слогам.

3. Вспоминаем, какое правило подходит.

4. Записываем.

Коммуникативные: умеют слушать, слышать и понимать партнера; планируют учебное сотрудничество как с учителем, так и со сверстниками; умеют работать в парах, управлять поведением партнера, обосновывать

свою точку зрения, не создавая при этом конфликтных ситуаций.

Регулятивные: контролируют свои действия, соотнося их с действиями учителя и одноклассников

5

Физкультминутка

(2 мин)

Воспитывать интерес к здоровому образу жизни.

Вот так яблоко!

(Встали.)

Оно

(Руки в стороны.)

Соку сладкого полно.

(Руки на пояс.)

Руку протяните,

(Протянули руки вперед.)

Яблоко сорвите.

(Руки вверх.)

Стал ветер веточку качать,

(Качаем вверху руками.)

Трудно яблоко достать.

(Подтянулись.)

Подпрыгну, руку протяну

(Подпрыгнули.)

И быстро яблоко сорву!

(Хлопок в ладоши над головой.)

Вот так яблоко!

(Встали.)

Оно

(Руки в стороны.)

Соку сладкого полно.

(Руки на пояс.)

Физкультминутка (фронтальная)

Коммуникативные: умеют слушать, слышать и понимать партнера;

6

Первичное закрепление полученных знаний

(8 мин).

Закрепить систематизированные знания по изученной теме. Развивать самостоятельность, интерес к новому. Воспитывать усидчивость, внимательность.

-Я называю слова. Если слово можно перенести-хлопаете, если нельзя перенести – не хлопаете. Не торопитесь.

(Лось, бусы, сойка, котик, сани, рак, малина, Оля, сок, кукла).

Выполнение Упр. 118 (с. 80)

- Прочитайте, На какие две группы можно распределить данные слова?

Ле-са, во-да, со-ро-ка, ли-па, я-сень, и-ва, по-го-да, ско-ро, паль-то, ло-па-та, зем-ля-ни-ка.

Выполнение Упр. 119 (с.80)

Самостоятельное выполнение.

Образец для самопроверки: ян-варь, фев-раль, март, ап-рель, сен-тябрь, ок-тябрь, но-ябрь, де-кабрь.

- Какое слово является лишним? Почему?

Закрепление полученных знаний (индивидуальная) Применение знаний на практике

Самостоятельная работа (индивидуальная) Закрепление новых знаний

Хлопают:  бусы, сойка, котик, сани, малина, кукла.

- Слова, которые можно перенести на другую строку, и слова, которые нельзя перенести (ясень, ива).

- В слове МАРТ одна гласная, значит, один слог, это слово переносить на другую строку нельзя.

Регулятивные: прогнозируют результаты собственной деятельности, контролируют и оценивают себя; способны к мобилизации волевых усилий.

7

Подведение итогов. Рефлексия. (4 мин.)

Подвести итог работы на уроке. Развивать память, кругозор, внимательность. Воспитывать уважение к учебной деятельности.

- Как правильно перенести слова?

- Какую на уроке разбирали проблему?

- -По какому плану мы работали?

-  -Какие правила переноса слов запомнили?

Беседа/рефлексия (фронтальная/индивидуальная)

Подведение итогов урока

- По слогам.

- Перенос слова.

- 1. Узнали правила переноса.

2. Учились применять новое знание при письме.

Отвечают на вопрос.

Регулятивные: осознают важность полученных знаний; понимают причины успеха или неуспеха учебной деятельности.

8

Домашнее задание (1 мин.)

Выполнить Упр.120 (с.81) – выписать слова, разделить на слоги для переноса.

Записывают домашнее задание.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 2

К…ртофель, …гурец, к…пуста, ул…ца, п…тух, к…ртина, д…ревня, вес…ло, маг…зин.

Слайд 3

К а ртофель, о гурец, к а пуста, ул и ца, п е тух, к а ртина, д е ревня, вес е ло, маг а зин.

Слайд 4

Дети увидели в лесу огромный пень.

Слайд 5

1. Слова переносятся по слогам Зи-ма Ко-мар По-жар Ко-за

Слайд 6

В слове А н я слога два, Но разделить для переноса Это слово, друг, нельзя. Одну букву оторвёшь Ты нарушишь правило. Скучно букве быт одной, Как и тебе, если ты без друзей Одну букву нельзя переносить и оставлять на строке.

Слайд 7

Отгадайте загадки Люблю я, подбоченясь, Забраться на поднос, То кланяюсь учтиво, То задираю нос. ч а йн и к / Какое правило нужно знать, чтобы перенести это слово с одной строки на другую? ч а й -н и к ( Запомните! Буква Й никогда не переносится на другую строку!

Слайд 8

Отгадайте загадку Если громко плачет мальчик, Значит он поранил… п а льч и к / Какое правило нужно знать, чтобы перенести это слово с одной строки на другую? п а л ь -ч и к ( Запомните! Буква Ь никогда не переносится на другую строку!

Слайд 9

У кого глаза на рогах, А дом на спине? ул и тка / Какое правило нужно знать, чтобы перенести это слово с одной строки на другую? ули т - к а ( Запомните! Две согласных, словно в сказке, переносятся по-братски!

Слайд 10

Имена девочек с удвоенной согласной буквой? А л - л а А н - н а Э м - м а Запомните! Две согласных, словно в сказке, переносятся по-братски!

Слайд 11

Какие тайны переноса слов мы открыли? 1. Слова переносятся по слогам. 2. Нельзя оставлять на строке и переносить одну букву. 3. Буквы ъ, ь, й не переносятся на следующую строку. 4. Слова, в которых 1 слог, не переносятся. 5. У слов с удвоенной согласной, одна буква остаётся на строке, а другая переносится.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока русского языка «Основа слова. Разбор слова по составу».

Технологическая карта урока русского языка «Основа слова. Разбор слова по составу»....

технологическая карта урока обучения грамоте "Перенос по слогам"

технологическая карта урока обучения грамоте "Перенос по слогам"...

технологическая карта урока обучения грамоте "Деление слов на слоги. Перенос слов."

технологическая карта урока обучения грамоте "Деление слов на слоги. Перенос слов."...

Технологическая карта урока русского языка Перенос слов Батищева Н.А

Технологическая карта урока русского языка Перенос слов Батищева Н.А...

Технологическая карта урока русского языка. Правописание слов с разделительным мягким знаком. Правила переноса, 2 класс

Урок систематизации и обобщения знанийЗадачи: Образовательные: Формировать навыки правописания слов с разделительным мягким знаком; учить делать перенос слов с разделительным мягким знаком. Разви...