Технологическая карта урока русского языка "Перенос слов" 2 класс
методическая разработка по русскому языку (2 класс)

Цель урока познакомить с правилом деления слова на слоги; формировать умение переносить слова с одной строки на другую. Умение выражать свои мысли.  Развитие самоконтроля, самооценки, взаимоконтроля. Задачи урока предполагают  формирование новых способов действия, усвоение и применение знаний о переносе слов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Технологическая карта урока79.37 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока

ФИО  учителя.  Слученкова Любовь Владимировна

Класс. 2

      УМК.   Школа России

Предмет.   Русский язык

Тема.   Перенос слов

Тип урока изучение нового материала

Место и роль урока в изучаемой теме «Правила переноса слов»

            Цель: познакомить с правилами переноса слов; формировать умение переносить слова с одной строки на другую

Планируемые результаты

Предметные знания, предметные действия

УУД

регулятивные

познавательные

коммуникативные

Личностные

второклассники узнают правило деления слов на слоги; научатся переносить слова по правилу;

-Писать слова,   предложения, применяя, где необходимо, правила переноса слов

определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя;

планировать своё  действие в соответствии с поставленной задачей; выполнять  учебное задание, используя план, алгоритм; выбирать вариант выполнения задания; выполнять взаимопроверку, корректировку и взаимооценку  учебного задания;

 соотносить поставленную цель и полученный результат деятельности.

-поиск и выделение необходимой информации

слушать и понимать речь других; оформлять свои мысли в устной форме;

 договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения, общения и следовать  им.

-проявление учебно-познавательного интереса к новым знаниям;

-ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности;

-самоанализ и самоконтроль результата;

-способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности.

Ход урока

Название  

 этапа урока

                                                       

             

Задача, которая должна быть

решена (в рамках достижения планируемых результатов урока)

Формы организации деятельности учащихся

Действия учителя по организации деятельности учащихся

Действия учащихся (предметные, познавательные,

регулятивные)

Результат взаимодействия учителя и учащихся по достижению планируемых результатов урок

Диагностика

достижения планируемых результатов урока

1

Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности.

Рефлексия своего эмоционального состояния, подготовка учащихся к усвоению изучаемого материала Мотивировать к изучению темы.

Фронталь-ная, индивидуальная

 

 Приветствует учащихся, проверяет готовность к уроку.  

- Здравствуйте, ребята! Мне приятно видеть ваши лица, ваши улыбки.   Сядьте удобно, закройте глаза и повторяйте за мной:

«Я в школе, я на уроке.

Я радуюсь этому.

Внимание мое растет.

Я как разведчик, все замечу.

Память моя крепка.

Голова мыслит ясно.

Я хочу учиться.

Я готов к работе.

Я работаю».

Что на парте в беспорядке?

Есть ли ручки и тетрадки?

Приготовил ли дневник?

Оцени - ТЫ УЧЕНИК?

- Я вижу настроение у вас хорошее, деловое, итак, за работу. 

Слушают учителя.

Демонстрируют готовность к уроку, готовят рабочее место.

 

 

Каждый учащийся подготовил свое рабочее место,

 провел рефлексию своего настроения

Слушать и понимать речь других; оформлять свои мысли в устной форме;

-

 

наблюдение за организацией учащимися рабочего места

 

2

Чистописание

 

  фронтальная

Индивид уальная

 

Я тетрадь  свою открою

И наклонно положу,

Я, друзья, от вас не скрою:

Ручку я вот так держу,

Сяду прямо, не согнусь,

За работу я возьмусь.

- Откроем тетради и запишем число, классная работа

-Выплыло на небо облачко, посмотрите, а облачко то непростое.

А М О Е У Ы   

-Скажите, какую букву мы будем сегодня писать? Почему вы так решили? (Она здесь лишняя). Почему? Что вы знаете про букву «эМ».

 

Оцените себя. Подчеркните букву, которую вы написали лучше других.

 

 

Анализируют буквы, дают им характеристику

Делают и обосновывают выбор

 

Пишут по образцу буквы и слова с буквой «эМ»

 

Записали букву «М» и слова по образцу

Подчеркнули букву, написанную лучше всех

3

Актуализация  знаний

Актуализиро-вать знания  о делении слов на слоги

Актуализировать умения:

 выполнять взаимопроверку и корректировку учебного задания;

 выполнять   учебного задан

 индивидуальная

- Ребята, послушайте загадку и попробуйте отгадать ее.

Лес разделся

Неба просинь,

Это время года… (осень)

-Правильно, это осень. Осенью все чаще идет дождь и солнечных дней все меньше и меньше. Но сегодня на урок к нам пришли Солнечные Зайчики  такие озорники,  придумали задание для вас  (Приложение №3, 3(а)).  Вам необходимо собрать спрятанные слова и записать их с делением на слоги. Слова запишите в столбик.

Слушают, отгадывают

Составляют и записывают слова

Делают выбор уровня сложности

П- осваивают способы решения проблем творческого характера овладеют

логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, классификации по признакам; извлекают необходимую информацию из учебных текстов.

Р-принимают и сохраняют учебные задачи; ориентируются в учебнике ;планируют, контролируют учебные действия; замечают допущенные ошибки; осознают правило контроля и успешно используют его в решении учебной задачи.

К-обмениваются мнениями; умеют слушать друг друга, строить понятные для партнера по коммуникации речевые высказывания, задают вопросы

 С целью получения необходимой для решения проблемы информации; могут работать в коллективе, уважают мнение других участников образовательно го процесса

Л-осознают свои возможности в учении, способны адекватно рассуждать о причинах своего успеха или неуспеха в учении

 

 

 

 

Отгадали загадку

Определились с уровнем сложности.

Составили и записали слова в столбик, разделив на слоги

4

Целеполо-гание.

ориентироваться в своей системе знаний; определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя;

 

Индивидуальная

коллективная

.-Из скольких частей состоят  слова, которые вы записали? От чего это зависит? (От количества слогов в слове).

-Как определить количество слогов в слове? (По гласным). Подчеркните буквы на месте гласных звуков в записанных вами словах.  

-Продолжите предложение

 Сколько в слове гласных-

 Столько  и ……(слогов).

Это знает каждый из учеников

-Для того, чтобы узнать тему сегодняшнего   урока, вам нужно записать первую букву слов, которые я буду вам называть.

 -Предлагаю оценивать свою работу на каждом этапе урока с помощью  кружочков светофора  

Слова: петух, енот, рысь, ехидна, носорог, ослик, суслик, слон, лев, олень, волк. (Приложение №2)

- Прочитайте тему урока

Сформулируйте  задачи урока

 

Отвечают на вопросы

Подчеркивают буквы на месте гласных звуков

Продол-жают предло-жение

Записывают первую букву слов

Читают тему урока. Формулируют задачи урока

5

   Изучение нового материала

 

 Научатся    делить слова для переноса

 

Индивидуальная

фронтальная

  -Прочитайте вопрос Почемучки на странице 61. Кто   может дать ответ      Почемучке на его вопрос? (Ответы детей).

-Прочитайте правило

 

Найдите упражнение 109 , страница 61..

-Как вы считаете, почему одну букву нельзя оставлять на строчке или переносить? (Буква может «потеряться», ее можно не заметить и получить другое слово.  Например, ю-мор, пол-е).

-Послушайте стихотворение-шутку А.Шибаева «Как я перенёс слова»

Мы изучали перенос,
Вот как слова я перенёс:
Едва я перенёс: Е-ДВА
Как получил за это «ДВА».
Укол я перенёс: У-КОЛ
 И получил за это «КОЛ».
Опять я перенёс: О-ПЯТЬ
Теперь, наверно, будет «ПЯТЬ».

- А вы как думаете, ребята, какую отметку получил ученик за последний перенос? Почему? 

- На сколько частей будем делить слово, если нам его нужно будет перенести с одной строчки на другую. (На две).

Теперь запишите   слова, которые вы составляли, в другой  столбик   еще раз, но с делением для переноса.

Обменяйтесь тетрадями и оцените работу товарища, нарисовав кружок соответствующего цвета на полях, напротив выполненной работы (желтый, зеленый, красный).

 

 

Открывают учебник, читают вопрос Почемучки, читают правило

 

Читают и

 выполняют задания устно

отвечают на вопросы

Слушают стихотворение

Отвечают на вопросы

Записывают слова, делят их для переноса

Обмениваются тетрадями и оценивают работу соседа по парте

 

Умеют работать с учебной статьей,  извлекают нужную информацию

Умеют формулировать правила, делают выводы, обобщения

 

ответы детей

 

Поставили на полях кружки нужного цвета

6

Физкультминутка

Снять напряжение, усталость учащихся; дать установку на здоровый образ жизни

фронтальная

Вы хорошо поработали, теперь пришло время отдохнуть. Поиграем с вами в игру «Можно. Нельзя». Я буду называть слова, если его можно перенести вы  приседаете, если  нельзя - подпрыгиваете.

Юля, Ле-на, Илья, Юра, Ва-ся, Оля, Ва-ля, Яна, Ва-ря, Ан-тон, Ди-ма, Аня.

Выполняют физкультминутк

Р-принимают и сохраняют учебную задачу.

К-проявляют готовность слушать.

Л- имеют установку на здоровый образ жизни

Выполнили движения согласно инструкции учителя

7

Включение в систему знаний и повторений

 

 

Систематизировать новые и уже имеющиеся знания

 

Работа в парах

Фронтальная,  

 

 

Индивидуальные разноуровневые задания

Сейчас мы с вами поиграем в «Разведчиков» вы все получили информацию, которую сможете прочитать, применив ключ ниже таблицы. Первая цифра указывает строку, а вторая столбик. На пересечении цифр вы получите нужную букву. Каждый ребенок получает карточку  Приложение №4(а)

1

2

3

4

5

6

1

А

Б

В

Г

Д

Е

2

Ё

Ж

З

И

Й

К

3

Л

М

Н

О

П

Р

4

С

Т

У

Ф

Х

Ц

5

Ч

Ш

Щ

Ъ

Ы

Ь

6

Э

Ю

Я

1)     5,3;  6,1;   2,4;   3,4;    5,4.

2)     3,4;   1,5;   6,1;   3,3;   4,2;   6,2.

3)     4,3;   5,1;    6,1;     2,2   5,1;   1,1.
- Что вам удалось прочитать?  (Петух, ученик, одежда)

Работа над лексическим значением  слова петух

 Слово петух   значит «поющий». Так назвали петуха за любовь к пению. А как называется пение петуха? (кукареканье).

Запишите слово  пЕтух три раза

-Обозначьте ударение, подчеркните безударный гласный.  Разделите слово петух для переноса.

-Теперь понятно, почему в слове петух в безударном положении пишется е? (Потому,  что слово петух образовалось от слова  петь.)

Не зевать и не лениться!

В школу ходим мы учиться!

К дисциплине кто привык-

В школе первый …. (ученик)

 

Запишите слово. Обозначьте ударение, подчеркните безударный гласный.

-Составьте предложение со словом ученик. 

-Посмотрите на экран.   Ребята делили слово ученик для переноса.

Первый разделил так: у-ченик.

Второй так: уче-ник.

А третий так: уч-еник. 

Кто из них прав?

(Прав второй ученик. Потому что одну букву нельзя оставлять на строчке, как это сделал первый ученик. А третий разделил не по слогам)

Самостоятельная работа по карточкам

1 уровень (жёлтая карточка).

Раздели слова для переноса:

Лейка,  угольки,  осень,  речка,  лист,  

белочка.

2 уровень ( зеленая карточка).

Найди  слова,  которые  разделили

слова  для  переноса  неправильно,

раздели их верно:

Лес  – ок,  по  –  лянка,  шляп  - ка,  и  –

юль,  ле – то,      ёж  – ик,  лужа  – йка,

окунь – ки, де – ньки.

3 уровень (красная карточка).

Найди в тексте слова, которые нельзя

переносить:

Стояла  тёплая  осень. Алёша  пошёл  в

лес  за  грибами.  Вот  пень.  Там  рос

большой гриб.  Это был опёнок

-Найдите себе пару с заданием своего уровня, обменяйтесь тетрадями и оцените выполнение задания.

 

 

Выполняют задания

 Повторят правила работы в паре

 Составляют  слова

 

Выполняют задания

Записывают слово с делением для переноса, обозначают ударение, подчеркивают безударный гласный

Самостоятельно выбирают уровень сложности

Обмениваются тетрадями (по возможности находят пару с заданием своего уровня), проверяют, оценивают

   П- проводят анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификацию; выдвигают гипотезы и их обосновывают;

Осуществляют поиск необходимой информации; используют знаково-символические средства4 строят логическую цепь рассуждений, доказательство; устанавливают причинно-следственныесвязи.

 Р- осуществляют контроль,

коркоррекцию, оценку; волевую саморегуляцию в ситуации затруднения.

К- выражают свои мысли с достаточной полнотой и точностью;

Адекватно используют речевые средства для

решения коммуникационных задач; формулируют и аргументируют свое мнение и позицию в коммуникации; осуществляют учет разных мнений, коорденирование в сотрудничестве разных позиций

Устные ответы, записи в тетради

Вспомнили правила работы в паре

Записали слова пе-тух, уче-ник, одеж-да

 

 

Разделили слово для переноса, обозначили ударение,подчеркнули безударный гласный

 

 

Осознано осуществили  выбор задания

     

Выполнили задания своего уровня

8

Рефлексия учебной деятельности на уроке.

Соотносить поставленную цель и полученный результат деятельности

Услышим скоро мы звонок,

 Пора заканчивать урок.

 Оцените свою работу на уроке.

Закончите предложение.

Рефлексивный ряд на экране:

1. сегодня я узнал…

2. было интересно…

3. было трудно…

4. я выполнял задания…

5. я понял, что…

6. я научился…

7. у меня получилось …

8. я смог…

9. мне это в жизни пригодится для…

Давайте  зажжём  наш  «Небосклон

успеха».  Зелёная  звезда              -  всё поняли  и  можете  использовать  свои

знания в дальнейшем.

Жёлтая  звезда   - всё поняли, но

еще  необходима  помощь  учителя  в работе. Красная звезда       -  остались

вопросы, не всё понятно

Оценивают результаты своей деятельности, осознают то, что уже усвоено и что еще нужно усвоить

Дополняют  предложения, обобщают свою работу на уроке

Прикрепляют свою звезду на небосклоне

П-Ориентируются в совей системе знаний.

Р-оценивают свою собственную деятельность на уроке.

Л-проявляют интерес к предмету, стремятся к приобретению новых знаний

Дополнили предложения, повторили правила, оценили свою работу на уроке

оценили свою работу,  

«Зажгли небосклон».

9

Домашнее задание

планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; выбирать вариант выполнения задания

индивидуальный

  Упражнение 110, стр. 61.

Задают уточняющие вопросы

Принимают и сохраняют учебную задачу, осуществляют поиск средств  для ее выполнения

Записали задание в дневники



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока Русский язык. 4 класс. ОС «Школа 2100» Учитель ГБОУ лицея №64 Кузнецова Татьяна Григорьевна Урок № 31

Тема:  Отличие простого предложения от сложного. Запятая в сложном предложении с бессоюзной связью.Цель: Сформировать умение ставить знаки препинания (запятую) в сложном предложении с бессоюзной ...

Итоговая работа по теме: «Проектирование современного урока, направленного на формирование УУД с учётом требований ФГОС» (Технологическая карта урока русского языка 1 класс УМК «Перспектива»)

laquo;Формирование  универсальных  учебных действий  на уроках в начальной школе».    Главная  цель работы над темой:Создание условий  для формирования у...

Технологическая карта урока русский язык ,3 класс по адаптированной образовательной программе для детей с ЗПР. Тема урока : Как найти в слове корень?

Технологическая карта урока  русский  язык ,3 класс по адаптированной образовательной программе для детей с ЗПР. Тема урока : Как найти в слове корень?...

Технологическая карта урока русского языка. 3 класс. Однородные члены предложения. Урок - фольклорный праздник "За околицей".

Представлена технологическая карта урока русского языка. 3 класс. Однородные члены предложения....

Технологическая карта урока русского языка.3 класс.Тема урока: «Повторяем фонетику и состав слова»

Тема урока:  «Повторяем фонетику и состав слова»Тип урока: отработки умений и рефлексииУМК: «Начальная школа XXI века»; учебник: С.В.Иванов «Русский язык» 3 кл...

Технологическая карта урока «Русский язык» 1 класс обучающиеся с УО интеллектуальными нарушениями Учитель начальных классов Фатеева Н.А

Тема: «письмо изученных строчных и заглавных букв»Тип урока: ЗакреплениеЦель: Создать условия для формирования умения писать заглавные и строчные буквы; способствовать развитию моторики, ф...