технологическая карта урока русского языка"Перенос слов"
план-конспект урока по русскому языку (1 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Урок русского языка в 1-м классе
Тема урока | Перенос слов | ||
Цель урока | Знакомство учащихся с правилами переноса слов по слогам. | ||
Планируемый результат обучения | Знать:
Уметь:
| ||
Основные понятия | Слог, мягкие и твердые звуки, однокоренные слова, ударение. | ||
Межпредметные связи | Литературное чтение, окружающий мир. | ||
Ресурсы | Учебник русского языка, демонстрационная таблица, карточки для работы в паре, тетрадь с печатной основой, стр. 9. | ||
Этапы урока | Формируемые УУД | Деятельность учителя | Деятельность учащегося |
Целеполагание и мотивация | Личностные УУД (Осмысление внутренней позиции ученика на уровне положительного отношения к уроку) Регулятивные УУД (Самоорганизация и организация своего рабочего места) | Давайте наш урок начнем с пожелания друг другу добра. | Дети проявляют психологическую готовность к познавательной деятельности. |
Чистописание | Познавательные УУД (Актуализация изученных способов действий, развитие мыслительных операций) Личностные УУД (Осознание своих эмоций, интереса к изучению языка) Регулятивные УУД (Учатся работать по предложенному учителем плану) | 1.Рисование «бордюра», состоящего из домиков. 2. Самостоятельное прописывание букв и сочетаний. | Дети рассматривают рисунок. Затем, дети рисуют самостоятельно. Мягкий знак, твердый знак, ы. Буква (ь) Ученики проговаривают написание букв и прописывают по образцу. Пишут слова с ь и ъ знаками, проговаривая по слогам. |
Актуализация знаний и фиксирование затруднения | Познавательные УУД (Осознание учащимися компонентов учебной деятельности и мотивов собственных действий) Познавательные УУД (Актуализация изученных способов действий, достаточных для построения новых знаний) | На доске карточки слов с пропущенными буквами: Суббота, собака, класс, группа, тонна, масса. - Я считаю, что все эти слова двусложные. Кто считает, что я права? - Почему ты считаешь, что я права (не права)? -Какое задание можно выполнить со словами? - Давайте выполним задание: найти лишнее слово. Какое слово здесь лишнее? -Учитель подводит детей к тому, что лишнее слово – собака, т.к. не содержит удвоенную согласную. (Возможны и др. варианты.) -Уберём лишнее слово и запишем остальные слова, объясняя орфограммы. (Учитель или один из учащихся пишет на доске) -Слово масса не входит на строку. | Учащиеся читают ряд слов. Учащиеся делают выбор. Обоснование детьми своего выбора. Варианты детей (списать, подчеркнуть орфограммы; разделить на группы, найти лишнее слово и т.п.) Предположения детей. Записывают в тетради слова с комментированием. |
Выявление места и причины затруднения | Познавательные УУД (Активизация мыслительной деятельности через проблемное задание) Регулятивные УУД (Определение и формулирование цели деятельности на уроке с помощью учителя) Коммуникативные УУД (Оформление своих мыслей согласно заданным рамкам обсуждения, аргументация своих суждений) | - О каком сказочном герое эти слова? У отца был мальчик странный, - Кто еще из героев на этом слайде? Из какой они сказки? Над каким вопросом задумался Буратино? -Как вы поступите, если вы начали писать слово, а места на строке не хватает? (Мы перенесем это слово). - Что бы вы предложили? Сообщение темы урока. -Какая цель нашего урока? Сформулируйте тему нашего урока. хочу знать - Что значит перенести? -Поработайте в парах и подумайте, как можно перенести это слово? - Какие у вас идеи? Учитель фиксирует варианты переноса на доске. - Посмотрите, сколько вариантов переноса 1 слова. - Задание было одно? -Почему результаты получились разные? Чего мы пока не знаем? -Действительно, этих правил несколько, и вы сами попробуете их открыть. | Обсуждаются различные варианты, выдвинутые детьми, выбирается оптимальный вариант. Дети предлагают варианты. Часть слова оставить, а другую записать на новой строке. Дети работают в парах и пишут на листе, как можно перенести это слово. Дети предъявляют результат своего труда. Варианты переноса могут быть разные: ма-сса, мас-са, масс-а… Да. Как переносить слова; правила переноса слов. |
Построение проекта выхода из затруднения | Познавательные УУД (Ориентирование в условных обозначениях) Регулятивные УУД (Осмысление выделенных педагогом ориентиров действия в новом учебном материале) Коммуникативные УУД (Участие в работе группы, распределение роли, общение друг с другом) Познавательные УУД (Сравнение слов по нескольким основаниям; нахождение закономерности; самостоятельное продолжение их по установленном правилу) Познавательные УУД (Умение с большой долей самостоятельности работать с моделями) | -Сейчас вы будете работать в группах. Значит, в каждой группе нам надо выбрать лидера. Какова его роль? -У каждой группы есть лист, на котором «зашифровано» правило. Такое же правило предлагает и Мальвина для Буратино. А план работы такой. Слайд 3 1. Прочитать слова. 2. Обратить внимание на выделенные буквы.
- Что должно получиться у каждой группы в результате своей работы? -Сколько правил у нас получится? Учитель помогает группам строить диалог, подводя их к решающей гипотезе. Слушаем результаты работы групп. 1 группа. Прочитаем слова хором, обращаем внимание на перенос. -На что вы обратили внимание и какой сделали вывод. -Вы согласны с выводом группы? Слайд 4 Фиксирует на доске модель: - О чём говорит эта схема? Слушаем вторую группу. Слайд 5 Прочитаем слова хором, обращаем внимание на перенос. -На что вы обратили внимание и какой сделали вывод. -Вы согласны с выводом группы? Фиксирует на доске модель: Слайд 6 ...С — С... Слушаем третью группу. Слайд 7 -Прочитаем слова хором, обращаем внимание на перенос. -На что вы обратили внимание и какой сделали вывод? Вы согласны с выводом группы? Фиксирует на доске: ..Ъ- .., …Ь- .., …Й- …. Слушаем четвёртую группу. Слайд 8 -Прочитаем слова хором, обращаем внимание на перенос. -На что вы обратили внимание и какой сделали вывод? -Вы согласны с выводом группы? Фиксируем модель: Что случилось, почему буква плачет? -Почему изменилось настроение? Аналогично последнее правило: 1 слог–не переносим Слайд 9 -А почему нельзя переносить? -Сколько правил мы открыли? -Проговорим их ещё раз, пользуясь схемами-моделями. -Сравним наши правила с правилами учебника. Всё ли мы сделали правильно? -Помогите Буратино составить алгоритм: как будете действовать, если надо перенести слово. Фиксирует на доске: Слайд 10
-Почему выделены слова «вспоминаем правило»? | Следить, чтобы каждый выражал своё мнение и строго работать по плану. Правило переноса слов. Сколько групп, столько и правил Дети работают в группах и формулируют правило. Все читают слова: ка-ран-даш, то-пор, мо-роз. Выделены буквы гласных, а знак переноса стоит между слогами. Значит, слово переносится по слогам. Слова переносятся по слогам! Показ задания. Все читают хором слова: каС-Са, тоН-На. Выделены двойные согласные, знак переноса стоит между ними. Значит, если две одинаковые буквы в середине слова, то знак переноса ставится между ними. Показ задания. Все читают хором слова: конЬ-ки, заЙ-ка, подЪ-езд Выделены Ъ, Ь, Й. знак переноса стоит после них, значит… (их нельзя отрывать от предыдущего слога) Показ задания. Все читают хором слова: Обед, Ещё, краЯ Выделены слоги О -, Е-, -Я. Знак переноса не стоит, значит одну букву переносить нельзя. Не хочет стоять одна! Слово тоже протянуло ей руку, теперь она не одна. Читаем слова: сОн, тОк, лУк, стрАх. Выделен гласный звук, в слове 1 слог, переноса нет. Слова переносятся только по слогам! Проговаривают все правила, используя схемы-модели. Сравнивают с учебником с.21, делают вывод: мы открыли больше правил. Можем перенести неправильно |
Физкультминутка | Личностные УУД (Умение применять правила охраны своего здоровья) | Звучит песня Буратино Слайд 11 Буратино потянулся, | Выполняют под музыку физические упражнения. |
Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи | Регулятивные УУД (Проявление самостоятельности и инициативы в разных видах деятельности) Познавательные УУД (Умение следовать образцу и правилу) Познавательные УУД (Выведение общего для целого ряда слов на основе выделения существенной связи) . | - Вернёмся к заданию, которое мы не могли выполнить в начале урока. Какое было затруднение? Слайд 12 - Расскажите Буратино, как же мы перенесём слово масса, которое не вошло в строку? Слайд 13 Из предложенных Мальвиной слов: осень, касса, долька, юла, пень, ветер, лайка, сорт, ягода, клён выписать: мальчикам – слова, которые можно перенести, разделить их для переноса (но-ты); девочкам – слова, которые нельзя переносить. Выяснение понимания задания. -Будут ли у вас одинаковые слова? Взаимопроверка. -Есть ли у вас совпадения? Проверить вслух. Самопроверка | Возвращаются к заданию, которое вызвало затруднение. Не могли перенести слово МАССА. Применяют алгоритм и объясняют перенос. Дети читают слова и выбирают те, которые нельзя перенести. нет Обосновывают свой выбор, опираясь на правила и алгоритм. Применяют правила, объясняют перенос. |
Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону | Познавательные УУД (Понимание смысла задания; возможность применить первоначальные способы поиска информации) Коммуникативные УУД (Осуществление взаимоконтроля по ходу выполнения задания) | Проверка усвоения материала по уровням. -Дети, ваша задача выбрать то задание, которое больше всего понравилось, и выполнить его. 1 уровень. Запиши по образцу, поделив слова для переноса: СТРИЖ- СТРИ- ЖИ, ЕЖ- …., БАРСУК-…., ВОЛК-… 2 уровень. Запиши слова с противоположным значением, поделив их для переноса: ЖАРА-…., СУХОЙ-…., БЫСТРЫЙ-…. (ХОЛОД, МОКРЫЙ, МЕДЛЕННЫЙ) 3 уровень. Как зовут этих животных в сказках? Перенос слов: ЛИСА (РЫЖАЯ, КУМУШКА, ПЛУТОВКА) МЕДВЕДЬ (МИХАЙЛО, КОСОЛАПЫЙ) ВОЛК (СЕРЫЙ, ВОЛЧИЩЕ) ЗАЯЦ (КОСОЙ, ХВАСТУНИШКА) Проверка по эталону (с обратной стороны карточки). При проверке обращает внимание на правильность, в случае спорной ситуации находим истину. Особое внимание к слову «МЕДЛЕННЫЙ», предлагаю детям просмотреть все варианты и сделать вывод о переносе слов с удвоенной согласной. | Учащиеся выбирают понравившееся задание. После выполнения проверяют работу по эталону. |
Включение в систему знаний и повторений | Личностные УУД (Формирование личного (эмоционального) отношения к содержанию пословицы) Познавательные УУД (Использование простейших приемов анализа различных видов текстов, умение устанавливать аналогии) | Упражнение 19, стр. 19. | Людям дорога теплота отношений.
|
Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог) | Личностные УУД (Оценивание разного вида деятельности на уроке) Регулятивные УУД (Формирование умение адекватно оценивать свою деятельность и деятельность своих товарищей) | -Какое открытие мы сегодня сделали? -Для чего нам понадобились эти правила? -Прочитайте на зеленой полосе в тетради слова и расскажите о правилах переноса слов. – Закончите предложения: Слайд 13 И Буратино говорит вам всем за помощь спасибо. | Правила переноса слов. На данном этапе фиксируется новое содержание, изученное на уроке, и организуется рефлексия и самооценка учениками собственной учебной деятельности. Дети заканчивают предложения в зависимости от своего состояния, впечатления от урока. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технологическая карта урока русского языка «Основа слова. Разбор слова по составу».
Технологическая карта урока русского языка «Основа слова. Разбор слова по составу»....
![](/sites/default/files/pictures/2013/10/27/picture-327542-1382870177.jpg)
Технологическая карта урока русского языка "Сложные слова. Образование сложных слов".
Технологическая карта урока русского языка в 3 классе по программе Занкова "Сложные слова. Образовние сложных слов"...
Технологическая карта урока русского языка "Многозначные слова. Прямое и переносное значение слова"
УМК "Перспективная начальная школа"....
![](/sites/default/files/pictures/2019/12/17/picture-1200141-1576593766.jpg)
Технологическая карта урока русского языка Перенос слов Батищева Н.А
Технологическая карта урока русского языка Перенос слов Батищева Н.А...
![](/sites/default/files/pictures/2015/02/04/picture-245571-1423043816.jpg)
Технологическая карта урока русского языка. Правописание слов с разделительным мягким знаком. Правила переноса, 2 класс
Урок систематизации и обобщения знанийЗадачи: Образовательные: Формировать навыки правописания слов с разделительным мягким знаком; учить делать перенос слов с разделительным мягким знаком. Разви...
![](/sites/default/files/pictures/2022/01/08/picture-1375255-1641658866.jpg)
Технологическая карта урока русского языка «Состав слова. Значимые части слова.» (УМК "Школа России", 4 класс)
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА Дата: 05.10.2021Школа: МАОУ СОШ № 152Класс: 4 «б»Урок: 4Время: 10:40-11:20 Кабинет: 209Студент: Закирова Эльвира РахимовнаГрупп...
Технологическая карта урока русского языка "Перенос слов" 2 класс
Цель урока познакомить с правилом деления слова на слоги; формировать умение переносить слова с одной строки на другую. Умение выражать свои мысли. Развитие самоконтроля, самооценки, взаимоконтр...