Рабочая программа по русскому языку (3 класс)
рабочая программа по русскому языку (3 класс)
Рабочая программа по предмету «Русский язык» 3 класс составлена на основе:
- Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования;
- Концепции духовно – нравственного развития и воспитания личности гражданина России;
- Программы курса «Русский язык» под редакцией Климановой Л.Ф.,
Бабушкиной Т.В., «Просвещение», 2011год;
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rp_russkiy_yazyk.docx | 130.54 КБ |
Предварительный просмотр:
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по русскому языку
для 3 «Б» класса
5 часов в неделю (всего 170 часов)
(7 часов резервные часы)
Учитель:
Шиловская В.В.
2019- 2020 учебный год
Санкт-Петербург
Пояснительная записка
Рабочая программа по предмету «Русский язык» 3 класс составлена на основе:
- Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования;
- Концепции духовно – нравственного развития и воспитания личности гражданина России;
- Программы курса «Русский язык» под редакцией Климановой Л.Ф.,
Бабушкиной Т.В., «Просвещение», 2011год;
•Учебного плана образовательного учреждения на 2013/2014 учебный год.
Дидактическое обеспечение
1.Климанова Л.Ф., Бабушкина Т.В., Русский язык. Учебник.3 класс в 2-х частях (с аудиоприложением на электронном носителе) М.
Просвещение, 2013
2.Климанова Л.Ф., Бабушкина Т.В., Рабочая тетрадь 3 класс. Пособие для учащихся образовательных организаций М. Просвещение, 2013
Методическое обеспечение
- Климанова Л.Ф., Бабушкина Т.В..Русскийязык. Методическое пособие с поурочными разработками. 3 класс. М.:
Просвещение,2012
- Технологические карты Русский язык. (с сайта: www.prosv.ru/umk/perspektiva)
- Л.Ф.Климанова, Т.В.Бабушкина Рабочие программы Русский язык
1-4 классы.М.Просвещение.2011
Количество часов в неделю по программе 5
Количество часов в неделю по учебному плану 5
Количество часов в год 170
Количество контрольных работ 5
Количество контрольных диктантов 5
В системе предметов начальной общеобразовательной школы предмет «Русский язык» реализует две основные цели:
- познавательную (ознакомление с основными положениями науки о языке и формирование на этой основе знаково-символического восприятия и логического мышления учащихся);
- социокультурную (формирование коммуникативной компетенции учащихся: развитие устной и письменной речи, монологической и диалогической речи, а также навыков грамотного, безошибочного письма как показателя общей культуры человека).
Современное обучение русскому языку не ограничивается знакомством учащихся с системой языка и его правилами, формированием элементарных речевых умений и навыков. Данный предмет играет важную роль в становлении основ гражданской идентичности и мировоззрения, формировании основ умения учиться и способности к организации своей деятельности, духовнонравственном развитии и воспитании младших школьников.
Особенностью предмета является его тесная взаимосвязь с литературным чтением, обеспечивающая реализацию основных задач содержания предметной области «Филология»:
- формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания;
- развитие диалогической и монологической устной и письменной речи;
- развитие коммуникативных умений;
- развитие нравственных и эстетических чувств;
- развитие способностей к творческой деятельности. Общая характеристика курса
Отличительной особенностью курса русского языка является коммуникативно-познавательная основа, общая с курсом литературного чтения. Содержание этих двух курсов имеет ярко выраженную коммуникативно-речевую и познавательную направленность, охватывающую три аспекта изучения родного языка: систему языка, речевую деятельность и литературный текст, что обеспечивает реализацию в обучении системно - деятельностного подхода.
Программа курса обеспечивает целостное изучение родного языка в начальной школе за счѐт реализации трех принципов:
- коммуникативного;
- познавательного;
- принципа личностной направленности обучения и творческой активности учащихся.
Коммуникативный принцип предусматривает:
- осмысление и реализацию основной функции языка — быть средством общения;
- развитие умения ориентироваться в ситуациях общения (понимать цель и результат общения собеседников, контролировать и корректировать свою речь в зависимости от ситуации общения);
- знакомство с различными системами общения (устными и письменными, речевыми и неречевыми);
- формирование представления о тексте как результате (продукте) речевой деятельности;
- развитие у учащихся желания (потребности) создавать собственные тексты различной стилевой направленности: деловой (записки, письма, объявления и др.), художественной (рассказ, стихотворение, сказка), научно-познавательной;
- организацию учебного (делового) общения (общение как диалог учителя с детьми и друг с другом) с использованием формул речевого этикета и духовно-нравственного стиля общения, основанного на уважении, взаимопонимании и потребности в совместной деятельности.
- Познавательныйпринциппредполагает:
- усвоение языка как важнейшего инструмента познавательной деятельности человека и как средства познания мира через слово;
- развитие мышления младших школьников с опорой на «два крыла познания»: образное и абстрактно-логическое мышление, развитие интуиции и воображения;
- поэтапное усвоение важнейших понятий курса от наглядно-практического и наглядно-образного уровня до усвоения понятий в абстрактно-логической, понятийной форме;
- осмысление понятия «культура», обеспечивающее целостность содержания обучения русскому языку, помогающее выявить пути образования изучаемого понятия (от его культурно-исторических истоков, где соединяется предмет деятельности с его функцией, до конечного результата деятельности, т. е. до образования того или иного понятия);
- освоение процессов анализа и синтеза в структуре мыслительных действий (сравнения, классификации, систематизации и обобщения) и в общем процессе познания;
- осмысление языка как знаковой системы особого рода и его заместительной функции;
- рассмотрение слова как сложного языкового знака, как двусторонней единицы языка и речи;
- формирование смыслового, а не озвучивающего чтения, объектом внимания учащихся становится как звуковая сторона слова, так и его смысл, значение;
- поэтапное усвоение языка от раскрытия его лексико-семантической стороны (значения слов) до усвоения звуко-буквенной и формально-грамматической (абстрактной) его формы.
- Принцип личностной направленности обучения и творческой активности обеспечивает:
- пробуждение у ребѐнка желания учиться и получать знания;
- формирование представлений о книге, родном языке и классической литературе как культурно-исторической ценности;
- развитие интереса к изучению языка и творческой активности за счѐт логики его усвоения, построенной «от ребѐнка», а не «от науки о языке» (последняя предоставляет учащимся лишь конечные результаты познавательной деятельности, зафиксированные в форме готовых абстрактных понятий, годных для запоминания, поскольку не раскрывается путь их образования);
- знакомство и освоение базовых ценностей, основанных на традициях отечественной культуры и обеспечивающих учащимся духовно-нравственную основу поведения и общения со сверстниками и взрослыми;
- творческую самореализацию личности в процессе изучения русского языка и работы с художественным произведением через создание собственных текстов.
Реализация данных принципов позволяет наиболее полно обеспечить не только «инструментальную основу компетентности учащихся» (систему знаний, умений и навыков), но и духовно-нравственное развитие личности, обретение социального опыта.
Изучение русского языка на основе этих принципов создаѐт реальные условия для реализации деятельностного подхода, благодаря которому предметное содержание разворачивается «от ребенка», становится доступным и интересным для учащихся.
Изучение систематического курса русского языка обеспечивает:
- сознательное овладение (на доступном детям уровне) родным языком как средством общения и познания для свободного пользования им в различных ситуациях общения;
- развитие коммуникативно-речевых умений (писать и говорить, слушать и читать), функциональной грамотности и интеллектуальных способно-стей учащихся;
- формирование бережного отношения к языку, его богатству, глубине и выразительности; развитие интереса к родному языку, его изучению;
- формирование стиля речевого общения учащихся, основанного на уважении к собеседнику и его мнению;
- приобщение учащихся к духовно-нравственным ценностям русского языка и отечественной культуры.
Коммуникативно-познавательная направленность курса и реализуемый в нѐм системно-деятельностный подход нацеливают младших школьников на совместное изучение системы языка (фонетических, лексических, грамматических единиц) и осмысление способов функционирования этих языковых единиц в устной и письменной речи, в различных ситуациях общения и различных текстах.
Содержание курса раскрывает в доступной детям форме суть и специфику языка как средства общения и познания, как знаковой системы особого рода.
Содержание курса охватывает довольно широкий круг сведений, относящихся к разным сторонам языка. Учащиеся знакомятся с фонетическим составом слова, с делением слова на слоги и значащие части, с основными частями речи и важнейшими их формами, с различными видами предложений, с членами предложений, усваивают правила правописания. Программа предполагает знакомство учащихся с лексическим значением слова (без термина), с многозначностью слов и синонимией.
Обучение русскому языку на основе данной Программы имеет личностноориентированный характер, так как оно построено с учѐтом уровня развития интересов ребѐнка и его познавательных возможностей. Поэтому языковые понятия не даются в готовом виде (или на объяснительно-иллюстративной основе), а разворачиваются как процесс их получения, а в дальнейшем — как деятельность по их усвоению.
Познавательная направленность Программы обеспечивает усвоение языка как важнейшего инструмента познавательной деятельности человека, как средства познания окружающего мира и развития речевого мышления.
Большое значение в Программе придаѐтся изучению языка как знаковой системы, так как она позволяет обратить внимание на взаимодействие смысловой (содержательной) и формальной сторон речи, что принципиально меняет систему изучения языка. Обращение к семантической стороне языка создаѐт условия для гармоничного развития образного и логического мышления. При этом повышается речевая активность и функциональная грамотность детей, возникает интерес и появляется бережное отношение к родному языку, его богатству и выразительности, развивается речевое мышление учащихся.
Программа предусматривает не только знакомство детей со знаковосимволической деятельностью, но и освоение основ мыслительного процесса — анализа и синтеза, присутствующих в важнейших мыслительных операциях (сравнение, классификация, систематизация и обобщение).
В число основных содержательных линий Программы входят:
- основы лингвистических знаний: фонетика и орфоэпия, графика, состав слова (морфемика), грамматика (морфология и синтаксис);
- орфография и пунктуация;
- развитие речи.
Содержание Программы и подходы к изучению русского языка имеют ряд особенностей. Так, изучению состава слова предшествуют упражнения на словообразование. Другой особенностью данной Программы является подход к изучению частей речи, меняющий отношение учащихся к слову. Если при изучении лексики учащиеся имеют дело с единичным словом и его значением, то при освоении грамматики они работают с целой группой (классом) слов, имеющих общие признаки. Здесь важна не столько функция наименования, сколько функция обобщения, освоение которой необходимо для развития абстрактно-логического мышления (способ образования понятий).
Для того чтобы изучение грамматики стало важнейшим элементом развития речи и мышления учащихся, а не тренировкой их памяти, в содержание включено формирование умений классифицировать (группировать) слова по разным основаниям (смысловым и формально-грамматическим). Эти учебные умения помогают учащимся различать особенности работы со словом с его конкретным значением в лексике и с абстрактным (обобщѐнным) значением слов в грамматике.
Такой подход подводит учащихся к самостоятельному выводу о наличии у целого класса слов общих признаков (грамматического значения, т.е. значения предметности, форм рода, числа и падежа у существительных и т.д.).
В данном курсе изучение частей речи строится поэтапно: от лексики к грамматике через различные уровни классификации и обобщения слов. Осознание различий между грамматическим (обобщѐнным) и лексическим (единичным) значением слова позволяет уйти от формального изучения грамматики.
В курсе изменѐн подход к изучению предложений. Предложение рассматривается как основная коммуникативная единица языка. Сначала формируется представление о предложении в целом (смысловая и интонационная завершѐнность, связи слов в предложении). Затем дети учатся классифицировать предложения по интонации (восклицательные — невосклицательные), по цели высказывания (повествовательные, вопросительные, побудительные). После того как они накопят опыт наблюдений за предложением в различных речевых ситуациях, вводятся определения понятий.
Программа ориентирует на создание условий для развития регулятивных учебных действий, которые вносят порядок и планомерность в любую деятельность и составляют основу учебной деятельности. Формируются умения ставить цель, определять последовательность действий, контролировать, корректировать и оценивать их.
Отдельный, весьма важный элемент Программы — знакомство со словарѐм. Предполагается знакомство младших школьников с разными словарями: орфографическим, толковым, энциклопедическим, словарѐм синонимов и антонимов.
Раздел «Развитие речи» предусматривает не только обогащение словаря, совершенствование грамматического строя речи (в устной и письменной форме), освоение различных видов работы с текстом, но и формирование представлений о речи в целом, о речевом общении, о средствах общения (вербальных и невербальных).
Изучение систематического курса русского языка начинается с обобщения первоначальных сведений о речевом общении и языке как средстве коммуникации, полученных в период обучения грамоте.
Программа ориентирует на выработку умений точно и ясно выражать свои мысли в речи, решать в процессе общения ту или иную речевую задачу (одобрить, объяснить, выразить удивление, подтвердить мысль собеседника и т.д.), держать в поле внимания содержание речи и форму еѐ выражения.
Помимо общих представлений о тексте, ученики получают первые сведения о различных типах текстов (повествование, описание, рассуждение), начинают осмысливать роль слова в художественном тексте, работают с заглавием и составляют план (с помощью учителя), наблюдают за стилистическими особенностями художественных и научно-познавательных текстов.
Рассмотрение языка как средства общения в конкретных коммуникативноречевых ситуациях и текстах (научных, деловых, художественных) помогает детям представить язык целостно, что повышает мотивацию в обучении родному языку.
Место курса в учебном плане
На изучение русского языка в 3 классе отводится 170 ч (5 ч в неделю, по 34 учебные недели в каждом классе).
Учебный материал распределѐн по разделам:
1.Мир общения. Повторяем – узнаѐм новое
- Собеседники. Диалог
- Культура устной и письменной речи
- Текст
2. Язык – главный помощник
- Звуки и буквы
- Слог, ударение
- Девять правил орфографии
- Слово и его значение
- Словосочетание
- Предложение
- Главные члены предложения
- Предложения с однородными членами
3.Состав слова
- Повторение значимых частей речи
- Корень
- Приставка
- Суффикс
- Окончание
- Как образуются слова 4. Части речи
- Имя существительное
- Местоимение
- Глагол
- Имя прилагательное
5. Повторение
Планируемые результаты
Личностные результаты
Обучающийся научится:
- испытывать чувство гордости за свою Родину, российский народ и историю России при работе с текстами об истории и культуре нашей страны, древних и современных городах, известных людях;
- осознавать свою этническую и национальную принадлежность;
- относиться с уважением к представителям других народов;
- уважительно относиться к иному мнению;
- понимать практическую значимость получаемых знаний по русскому языку;
- соблюдать правила поведения на уроке и в классе;
- развивать навыки сотрудничества с одноклассниками и со взрослыми;
- конструктивно разрешать проблемные ситуации; оценивать свои успехи в освоении языка.
Обучающийся получит возможность:
- сформировать целостный социально ориентированный взгляд на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий; воспринимать окружающий мир как единый «мир общения»;
- эффективно общаться с окружающим миром (людьми, природой, культурой) для успешной адаптации в обществе;
- сформировать и использовать свои коммуникативные и литературнотворческие способности;
- осваивать духовно-нравственные ценности при работе с текстами о мире, обществе, нравственных проблемах;
- стремиться совершенствовать свою речь и общую культуру;
- сформировать эстетические чувства при работе с поэтическими и прозаическими произведениями.
Метапредметные результаты
Обучающийся научится:
- ориентироваться в пространстве учебника с помощью знаков навигации;
- понимать цели и задачи учебной деятельности;
- находить ответы на проблемные вопросы;
- пользоваться различными алгоритмами, предлагаемыми в учебнике
(рубрики «Шаги к умению», «Узелки на память»);
- самостоятельно оценивать свои достижения или промахи;
- пользоваться знаково-символическими средствами в учебных целях
(схема речевого общения, рисунок-схема состава слова, рисунок-схема частей речи);
- пользоваться справочной литературой (словарями);
- развивать логическое мышление при сравнении различных языковых единиц (слово, словосочетание, предложение; корневые и аффиксальные морфемы; главные и второстепенные члены предложения и др.) и при классификации языковых единиц по различным критериям;
- развивать речь при анализе художественных и научных текстов и при составлении собственных текстов различных видов.
Обучающийся получит возможность научиться:
- делать самостоятельные выводы;
- находить выход из проблемных ситуаций;
- определять цель и дидактическую значимость предлагаемых учебных заданий;
- выступать в разных ролевых функциях (учитель — ученик), предусмотренных заданиями;
Предметные результаты
Развитие речи. Речевое общение
Обучающийся научится:
- понимать, что язык является главным средством общения людей, помогающее выразить мысли и чувства;
- относиться к русскому языку как к великой ценности и культурному достоянию народа;
- анализировать речевую модель общения: речь партнера (собеседника) по общению, цель и тему общения, его результат;
- понимать речевые задачи общения: что-то сообщить (проинформировать, известить), одобрить (поддержать, похвалить, согласиться, подтвердить), возразить (оспорить, покритиковать, убедить), объяснить (уточнить, побудить, доказать, посоветовать, воодушевить);
- выбирать языковые средства в зависимости от ситуации общения;
- контролировать и корректировать своѐ высказывание в зависимости от ситуации общения;
- правильно использовать в общении вспомогательные средства:
мимику, жесты, выразительные движения, интонацию, логические ударения, паузы в соответствии с культурными нормами;
- различать диалогическую и монологическую речь;
- составлять диалоги, основанные на известных правилах продуктивного общения;
- составлять устные тексты различных типов: повествование, описание, рассуждение;
- пересказывать текст с помощью опорных слов, с ориентировкой на главную мысль высказывания;
- писать изложения по составленному плану;
- составлять рассказы по серии картинок, на предложенную тему, по личным впечатлениям.
Обучающийся получит возможность научиться:
- совершенствовать свою устную речь на фонетическом, лексическом и синтаксическом уровнях;
- говорить выразительно, понятно, логично, чѐтко формулируя мысль в словесной форме; говорить связно в нормальном темпе, соблюдая необходимые нормы орфоэпии;
- делать полный и краткий пересказ текста;
- устранять в текстах шаблонные фразы и выражения, передавать своѐ отношение к высказанному;
- исключать из речи слова со значением неодобрения («кривляка», «худосочный», «здоровенный» и др.);
- совершенствовать культуру речевого общения: соблюдать нормы речевого этикета, уметь выразить просьбу, пожелание, благодарность, извинение; уметь поздравить или пригласить друзей, вести разговор по телефону, правильно обратиться к собеседнику;
- соблюдать культуру письменного общения: писать буквы, предложения в соответствии с правилами русской графики и орфографии, соблюдать аккуратность в ведении записей, чѐткость и аккуратность выполнения письменных работ.
Главный помощник в общении — родной язык
Фонетика, графика, орфография
Обучающийся научится:
- проводить звукобуквенный анализ слов;
- определять ударение в словах;
- делить слова на слоги и на части для переноса;
- находить в тексте слова с девятью изученными ранее основными орфограммами (употребление прописной буквы, безударные гласные, звонкие и глухие согласные звуки в корнях слов, буквосочетания жи—ши, ча—ща, чу—щу, чк, чн, щн; непроверяемые написания; разделительные мягкий и твѐрдый знаки, непроизносимые согласные звуки, удвоенные согласные в корне, перенос слов), применять нужный алгоритм для написания этих орфограмм;
- верно употреблять мягкий знак на конце имен существительных после шипящих с учѐтом рода имен существительных;
- правильно писать «не» с глаголами;
- использовать нужный алгоритм проверки всех изученных орфограмм; писать под диктовку тексты (55—65 слов), включающие слова с изученными орфограммами.
Обучающийся получит возможность научиться:
- верно произносить слова с «проблемным» ударением, с
особенностями произношения, определяемым по орфоэпическому словарю;
- формировать представление о единообразии написания слова, морфем;
- писать мягкий знак на конце глаголов неопределенной формы после буквы ч.
Лексика
Обучающийся научится:
- различать лексическое значение и звукобуквенную форму слова;
- сравнивать слова по значению и по форме (синонимы, антонимы, омонимы);
- распознавать в тексте синонимы и антонимы;
- находить необходимую информацию о значении слова в лингвистических словарях;
- сопоставлять значения слов на основе их двусторонних моделей;
- объяснять прямое и переносное значение слова, понимать причины появления многозначности.
Обучающийся получит возможность научиться:
- понимать различие основной функции имѐн и личных местоимений;
- объяснять устройство и назначение толкового словаря, словаря синонимов и антонимов;
- различать мотивированные и немотивированные названия.
Состав слова (морфемика)
Обучающийся научится:
- разбирать слова по составу, выделяя в них приставку, корень, суффикс, окончание;
- выделять в слове основу и окончание;
- составлять с помощью условных обозначений схему состава слова;
- различать однокоренные слова и разные формы одного слова;
- объяснять значение, которое привносят в слово приставка и суффикс;
- образовывать новые слова с предложенными приставками и суффиксами;
- правильно писать приставки, формировать представление о единообразии их написания;
- понимать роль окончания для связи слов в предложении и словосочетании.
Обучающийся получит возможность научиться:
- находить в корнях слов исторические фонетические чередования согласных звуков (река — реченька, снег — снежок, бег — бежать);
- образовывать сложные слова на базе предложенных сочетаний слов, разбирать сложные слова по составу.
Морфология
Обучающийся научится:
- определять части речи (имя существительное, имя прилагательное, глагол) по обобщѐнному значению предметности, действия, признака и по вопросам;
- правильно употреблять слова разных частей речи в собственных высказываниях.
Имя существительное
Обучающийся научится:
- различать одушевлѐнные и неодушевлѐнные, собственные и нарицательные имена существительные;
- определять число имѐн существительных; определять род имѐн существительных, согласовывать с ними слова
других частей речи;
- определять падеж имени существительного по предложенному алгоритму;
- изменять имена существительные по падежам.
Обучающийся получит возможность научиться:
- верно употреблять в речи имена существительные с «проблемным» определением рода;
- сопоставлять написание имѐн существительных женского и мужского рода с шипящими согласными на конце;
- образовывать формы множественного числа имѐн существительных при наличии вариантных окончаний;
- разбирать имя существительное как часть речи (начальная форма, собственное или нарицательное, одушевлѐнное или неодушевлѐнное, род, число, падеж).
Местоимение
Обучающийся научится:
- сравнивать по значению и по функции имена существительные и личные местоимения;
- употреблять личные местоимения в речи.
Обучающийся получит возможность научиться:
- устранять повторы слов в предложении, используя личные местоимения.
Глагол
Обучающийся научится:
- распознавать глаголы в тексте на основе их значения и грамматических признаков;
- определять времена глаголов;
- образовывать глагольные формы настоящего, прошедшего и будущего времени;
- определять число глаголов;
- верно писать частицу «не» с глаголами;
- писать мягкий знак в глаголах неопределенной формы.
Обучающийся получит возможность научиться:
- обоснованно применять нужные формы глаголов в собственных устных высказываниях и в письменной речи.
Имя прилагательное
Обучающийся научится:
- находить имена прилагательные в тексте на основе их значения и грамматических признаков;
- определять связь имени прилагательного с именем существительным;
- верно писать безударные окончания имѐн прилагательных, используя предложенный алгоритм.
Обучающийся получит возможность научиться:
делать разбор имени прилагательного как части речи: определять род,
число и падеж имени прилагательного;
- объяснять роль имѐн прилагательных в речи;
- использовать имена прилагательные в собственных речевых произведениях.
Синтаксис
Словосочетание
Обучающийся научится:
- объяснять различия слова, предложения и словосочетания на основе их главной функции — быть средством номинации или средством выражения законченной мысли;
- составлять словосочетания по заданным моделям;
- находить словосочетания в предложении.
Предложение
Обучающийся научится:
- определять тип предложения по цели высказывания и по интонации;
- находить главные члены предложения — подлежащее и сказуемое;
- находить второстепенные члены предложения (без их разграничения);
- устанавливать связь между членами предложения по вопросам; находить в предложении однородные члены.
Обучающийся получит возможность научиться:
верно ставить знаки препинания при однородных членах предложения.
Текст
Обучающийся научится:
- отличать текст от простого набора предложений;
- устанавливать связь между предложениями в тексте;
- определять тему и основную мысль текста;
- озаглавливать текст;
- выделять в тексте вступление, основную часть и заключение;
- составлять план текста;
- распознавать типы текстов (описание, повествование, рассуждение).
Обучающийся получит возможность научиться:
- различать художественные и научные тексты; составлять тексты разных типов.
Критерии оценки:Диктант
Отметка «5» ставится за диктант, в котором нет ошибок и исправлений; работа выполнена аккуратно в соответствии с требованиями каллиграфии письма.
Отметка «4» ставится за диктант, в котором допущено не более двух орфографических ошибок; работа выполнена чисто, но допущены небольшие отклонения от каллиграфических норм.
Отметка «3» ставится за диктант, если в нем допущено 3-5 орфографических ошибок, работа выполнена небрежно. Учебнометодическое обеспечение образовательного процесса
Книгопечатная продукция
Климанова Л.Ф., Бабушкина Т.В., Русский язык. Учебник.3 класс в 2-х частях (с аудиоприложением на электронном носителе) М. Просвещение, 2013
Климанова Л.Ф., Бабушкина Т.В., Рабочая тетрадь 3 класс.
Пособие для учащихся образовательных организаций М. Просвещение, 2013
Климанова Л.Ф., Бабушкина Т.В.. Русский язык. Методическое пособие с поурочными разработками. 3 класс. М.: Просвещение,2012
Электронное приложение к учебнику
Технические средства обучения
Классная доска
Компьютер
Мультимедийный проектор
Интерактивная доска
Календарно-тематическое планирование по предмету «Русский язык» 3 класс
УМК «Перспектива»
№ п/п урока | Тема | Дата | Элементы содержания | Универсальные учебные действия | |
Мир общения. Повторяем – узнаѐм новое -15 часов | |||||
1. | Диалог. Собеседники | 01.09 | Повторение правил оформления предложений на письме, употребления прописной буквы в именах собственных, написания безударных гласных и парных по звонкости-глухости согласных в корне слова. | Составлять письменный вариант рассказа о летних каникулах с предварительной работой по повторению известных детям орфограмм. Знать основные функции общения. Уметь вести диалог с опорой на рисунки и жизненные впечатления. | Личностные:
Метапредметные:
|
2. | Слова с непроверяемыми написаниями и проверяемыми орфограммами | 04.09 | Уточнение особенностей текста в целом и жанра письма как одного из типов текста в частности. | Сравнивать алгоритм определения написания слов с проверяемыми и непроверяемыми орфограммами. Знать алгоритм работы с проверяемыми и непроверяемыми написаниями. | |
3. | Спор и диалог | Показать разницу между диалогом и спором. Обогащать речь детей словами речевого этикета. | Знать с какой целью люди общаются. Самостоятельно определять различий между спором и диалогом. Знать разницу |
между диалогом и спором, понимать важность для общения спокойной, доброжелательной манеры разговора. | нормы речевого этикета, уметь выразить просьбу, пожелание, благодарность, извинение; поздравлять, приглашать друзей, вести разговор по телефону, правильно обращаться к собеседнику;
| ||||
4. | Золотое правило общения | Определение типов общения. Преобразование предложений текста в побудительные | Составлять рассказ по рисунку. Определять тему и главную мысль произведения. Знать типы предложения по цели высказывания и по интонации. Определять порядок следования частей в тексте. | ||
5. | Культура устной и письменной речи | Выработка умения «читать» схемы и определение основных целей и правил общения | Определять выбор речевых средств в зависимости от ситуации. Сопоставлять особенности вежливой и грубой речи. Использовать слова речевого этикета. | ||
6. | Речевой этикет | 08.09 | Закрепление навыка использования слов речевого этикета (вежливых слов) при ведении диалога. | Работать в паре: чтение диалога по ролям, определение манеры ведения диалога. Знать, какие слова помогают нам выразить доброжелательность, уважение, симпатию к собеседнику. | |
7. | Речь устная и письменная | 11.09 | Актуализация знаний о двух формах языка — устной и письменной. | Выбирать языковые средства в зависимости от ситуации общения .Понимать важность умения правильно пользоваться речью, важность культуры речи. Знать требования к устной речи. | |
8. | Текст. Тема и главная | Уточнение представления об | Знать особенности текста; что |
мысль текста. | особенностях текста | такое тема и главная мысль текста; какие бывают предложения по цели высказывания и по интонации. Контролировать процесс письма, сверяя свою запись с исходным текстом. Знать особенности и виды текста. Уметь делить текст на части и оформлять на письме. | |||
9. | Типы текстов | Сопоставление темы и главной мысли | Сопоставлять тексты. Распознавать их виды. Озаглавливать текст. Уметь определять типы текстов, тему и главную мысль текста. | ||
10. | Строение текста (вступление, основная часть, заключение) | Нахождение основных частей текста , определение логической последовательности частей текста | Восстанавливать логическую последовательность частей текста, составляют план текста. Устанавливать связи между предложениями. Уметь находить в тексте вступление, основную часть, заключение. Составлять план текста, пересказывать по плану. | ||
11. | Изложение по плану текста К. Паустовского «Заяц» | 15.09 | Нахождение основных частей текста . Составление плана. Пересказ по плану. | Писать изложение небольших текстов по предварительно составленному плану. Уметь нахождение основные части текста, составлять план, пересказывать по плану. | |
12. | Текст разных стилей. Различия между научным | 18.09 | Составление разно стилевых текстов по опорным словосочетаниям. | Распознавать стили текстов, составлять небольшие тексты |
и художественным текстом | Сравнение текстов, относящихся к разным стилям речи. | относящихся к разным стилям речи. Работать в паре. | ||||
13. | Обобщающий урок по теме «Текст» | Проверка ЗУН | Устанавливать связи между предложениями. Уметь находить в тексте вступление, основную часть, заключение. Сравнивать алгоритм определения написания слов с проверяемыми и непроверяемыми орфограммами. | |||
14. | Входная контрольная работа (диктант) | Контроль прочности усвоения материала 2 класса | Записывать под диктовку слова без ошибок, пропусков и искажений. | |||
15. | Работа над ошибками | Анализ выполнения контрольной работы | Уметь находить в тексте изученные орфограммы и объяснять их самостоятельно выполнение работу над ошибками. | |||
Язык-главный помощник в общении - 41часов | ||||||
16. | Язык-главный помощник общения | 22.09 | Активизация знаний о помощниках языка в общении (мимика, жест, рисунок) | Доказывать, что язык является главным средством общения людей, помогающим выражать свои мысли и чувства, что язык- это великая ценность и культурное достояние русского народа. | Личностные: -объяснять, что язык является главным средством общения людей, помогающим выразить их мысли и чувства, что язык – это великая ценность и культурное достояние русского народа; - уважительно относиться к истории своего Отечества, в том числе и к истории языка; | |
17. | Звуки и буквы | 25.09 | Углубление знаний о гласных буквах. | Уметь различать звук и букву, правильно произносить звук и правильно называть букву. | ||
18. | Соответствие (соотношение) звуков и | Углубление знаний о способах передачи мягкости согласных | Сравнивать употребление букв парных и непарных по звонкости и |
букв в словах | звуков на письме. | глухости согласных звуков. Проводить звукобуквенный анализ слова. Знать орфографические правила и правила обозначения на письме мягкости согласных звуков. | -понимать значение умелого владения устной и письменной речью для определения социального статуса человека, для целей общения;
-формировать патриотические чувства, интерес к родному краю, его истории и природе. Метапредметные:
-контроль и коррекция своих действий; | ||
19. | Слог. Деление слов на слоги | Обобщить знания о слоге и делении слов на слоги, правилах переноса слов. | Находить закрытый и открытый слог. Сравнивать звучание поэтического текста, в котором больше слов с открытыми слогами, и поэтического текста, в котором больше слов с закрытыми слогами. Различать в слове количество слогов по количеству гласных; Уметь переносить слова с одной строки на другую. | ||
20. | Ударение | Показать роль ударения в «узнавании» слова, в различении разных по семантике слов (омографов); | Определять самостоятельно ударение в словах. Знать значение верной постановки ударения для определения уровня речевой культуры человека. | ||
21. | Девять правил орфографии. Прописная буква в словах и предложениях | 29.09 | Повторить определение орфограммы; обобщить знания учеников обо всех известных орфограммах. | Находить в тексте слова с изученными орфограммами. Классифицировать имена собственные по значению; знать, когда в письменной речи употребляется прописная буква. | |
22. | Имена собственные. Имена нарицательные | 02.10 | Развивать умение распознавать имена, отчества и фамилии людей, | Уметь коллективно составлять заявления любого содержания с |
клички животных, названия населенных пунктов и писать их с заглавной буквы. | записью его на доске и в тетрадях. Уметь писать с заглавной буквы имена, отчества и фамилии людей, клички животных, некоторые географические названия. Различать собственные и нарицательные имена существительные, употребляя заглавную букву. |
| |||
23. | Проверка безударных гласных в корне слова | Составление алгоритма проверки безударных гласных. | Работа по вопросам и заданиям учителя. Отработка умения проверять безударные гласные в корне слова. Знать правила написания безударных гласных в корне слова, проверяемых ударением. | ||
24. . | Способы проверки безударной гласной в корне слова |
| Отработка умения обозначать на письме безударные гласные звуки в корне слова, проверяемые ударением.Самостоятельное нахождение слов с орфограммой «Безударные гласные в корне слова, проверяемые ударением». | Комментированное письмо, работа в паре ; запись стихотворения по памяти, устная работа по проверке безударных гласных в корне слова, проверяемых ударением. Знать алгоритм проверки безударной гласной в корне. | |
25. | Парные звонкие и глухие согласные к корне слова |
| Отработка умения проверять парные согласные. | Составление алгоритма проверки изучаемой орфограммы при выполнении упражнений. Уметь проверять парные по звонкостиглухости согласные в конце слова |
и перед другими парными по звонкости-глухости согласными. Уметь проверять парные по звонкости-глухости согласные в конце слова и перед другими парными по звонкости-глухости согласными. | |||||
26. | Проверка слов с непроизносимыми согласными | 06.10 | Правописание слов с непроверяемым написанием. Орфографические словари. | Выполнение упражнения в форме комментированного письма. Выполнение текстового задания с обязательной самопроверкой. Знать, в каких случаях в слове могут оказаться непроизносимые согласные и уметь писать такие слова. | Личностные: -объяснять, что язык является главным средством общения людей, помогающим выразить их мысли и чувства, что язык – это великая ценность и культурное достояние русского народа; -понимать значение умелого владения устной и письменной речью для определения социального статуса человека, для целей общения;
-формировать патриотические чувства, интерес к родному краю, его истории и природе. Метапредметные:
|
27. | Слова с разделительными твѐрдыми и мягкими знаками | 09.10 | Повторить правила написания разделительного твердого и мягкого знаков. Алгоритм проверки того, какой разделительный знак пишется в слове. | Составлять словосочетания со словами с изучаемыми орфограммами. Составлять рассказ по опорным словам. Образовывать с помощью приставок новых слов. Различать случаи употребления на письме разделительного твердого и мягкого знаков. | |
28. | Слова с удвоенными согласными | Закрепить знания об орфограмме «Удвоенные согласные». | Работать над правописанием слов с удвоенными согласными. Уметь переноса слов, повторением всех известных детям орфографических правил. Знать, как уточнить написание слов с удвоенными |
согласными. |
(игровые формы работы);
| ||||
29. | Правописание буквосочетаний жи-ши, ча-ща, чу-щу | Правила написания буквосочетаний жи—ши, ча—ща, чу—щу. Объяснить, почему это орфограммы. | Писать текст по памяти. Находить слова с изучаемыми орфограммами. Работа над сравнением. Знать правило написание лов с буквосочетаниями жи-ши, ча-ща, чу-щу. | ||
30. | Правила написания буквосочетаний чн, чк, щн. Закрепление. | Правила написания буквосочетаний чн, чк, щн. | Объяснять почему буквосочетания чк, чн — это орфограммы. Составять рифмованные строчки с данными словами. Поиск слова с буквосочетаниемчн в тексте. Определять типы текста. Уметь писать слова с буквосочетаниями чн, чк, щн. | ||
31. | Правила переноса слов | 13.10 | Деление слов для переноса. Правила переноса слов. Систематизировать знания учащихся об изученных орфографических правилах. | Работать по вопросам и заданиям учителя. Находить орфограммы в словах из упражнения учебника. Уметь писать слова с изученными орфограммами. | |
32. | Контрольная работа по разделу «Мир общения. Повторяем – узнаѐм новое» (диктант) | 16.10 | Контрольная работа. | Находить орфограммы в словах и предложениях. Уметь писать слова с изученными орфограммами. | |
33. | Работа над ошибками | Коррекция знаний. | Уметь писать слова с изученными орфограммами. | ||
34. | Роль слова и жеста в речевом общении | Роль слова в речевом общении и роль жеста как «помощника» в | Составлять устный рассказ по рисунку с использованием |
общении и «предшественника» слова. | опорных слов. Знать роль жеста в общении людей. Понимать уместность использования жестов в общении. | - использование критериев для обоснования своего суждения; - поиск и выделение необходимой информации. | |||
35. | Жесты и устойчивые обороты речи (фразеологизмы) | Значение жестов, принятых у разных народов; уместность использования жестов в общении. | Жесты племени майя, современные жесты. Наблюдать за устойчивыми оборотами, соотносить фразеологизма и его значения. Знать, какое главное средство общения используют современные люди. | ||
36. | Основные функции слова | 20.10 | Основные функции слова. Углубление знаний о структуре слова: зависимости значения слова от его звуко-буквенной формы. | Различать зависимость значения слова от его звукобуквенной формы. Понимать, что значение слова нематериально, ни звуки, ни буквы напрямую не изображают предмет. | |
37. | Звуко-буквенная форма слова и его значение | 23.10 | Звуковые повторы, звукопись | Наблюдать за звукописью и звукоподражательными словами. Наблюдать за звукописью и звуковыми повторами в поэтических произведениях. Понимать условную связь между значением слова и его звукобуквенной формой. | |
38. | Как «устроено» слово | Многообразие и обширность словарного состава языка. Слова с обобщающим значением, имена нарицательные, имена собственным. | Знать, слово называет определенное понятие, предмет или явление и чем больше мы узнаем новых слов, тем шире становятся наши знания об | Личностные: - уважительно относиться к истории своего Отечества, в том числе и к истории языка; |
окружающем мире. | -понимать значение умелого владения устной и письменной речью для определения социального статуса человека, для целей общения;
-формировать патриотические чувства, интерес к родному краю, его истории и природе. Метапредметные:
| ||||
39. | Как возникают слова | Формирование интереса и внимательного отношения к значению слова, его происхождению. | Объяснять значений «говорящих» названий. Знать, что для верного понимания происхождения слова нужны наблюдения, специальные знания, иначе можно допустить ошибку. | ||
40. | Откуда слово пришло | Наблюдения за этимологией слов. Разбор слов по составу и анализ орфограмм в них. Краткий топонимический словарь; русская ономастика и ономастика России. | Работать с этимологией топонимов. Разбирать слова по составу и анализировать орфограммы в них. Понимать, что этимологический анализ позволяет четко определить, от каких слов образованы новые слова, какие отношения между предметами или явлениями отражают. | ||
41. | Синонимы | 9.11 | Понятие «синонимы». Сочетаемость синонимов с другими словами. | Наблюдать за синонимами, антонимами и омонимами. Работать с моделями словсинонимов. Знать различия в сфере употребления синонимов. Распределять слова в синонимические группы с указанием различий в оттенках значений или в сфере их употребления. Понимать неоднозначность соответствия предмета и слова, которое этот предмет называет. Знать, какие слова называются синонимами. |
42. | Роль синонимов в речи | 10.11 | Признаки синонимов. | Располагать синонимы по степени возрастания признака. Распределять синонимы по группам в зависимости от сферы их употребления. Наблюдать за употреблением синонимов в тексте определенной стилистической направленности. Составлять предложения с фразеологизмами. Уметь различать синонимы по употреблению. Знать, что синонимы могут иметь не только отдельные слова. | информации из текста. |
43. | Контрольный диктант за I четверть | 27.10 | Контроль усвоения изученного материала | Знать изученные правила, применять их при письме. | |
44. | Работа над ошибками | 8.11 | Анализ контрольной работы | Выполнять работу над ошибками. Уметь находить в тексте изученные орфограммы и объяснять их. | |
45. | Антонимы | 13.11 | Противопоставленность и взаимосвязанность значений антонимов, использование антонимов в речи | Знать термин «антонимы». Находить антонимы в тексте. Анализировать антонимы с использованием моделей слова. Подбирать антонимы к словам разных частей речи. Знать, что антонимы обязательно называют одноплановые понятия. |
46. | Омонимы. Многозначные слова | Роль омонимов в речи. Расширить сведения о многозначных словах. | Находить омонимов в текстах, определять их значений. Составлять предложения с омонимами. Определение различий между омонимами и многозначными словами. Находить многозначных слов в тексте. Уметь использовать толковый словарь для определения значения словомонимов. Знать различия между омонимами и многозначными словами | ||
47. | Слова с обобщающим значением | Слова с обобщающим значением. | Делить слова на группы по значению, подбирать обобщающие слова к каждой группе .Подбирать слова в тематические группы к словам с обобщающим значением . | ||
48. | Роль местоимений в тексте. Местоимения как заменители имен собственных и нарицательных | Отличия имен нарицательных, имен собственных; слов с обобщающим значением. Местоимения как словазаместители других слов. | Наблюдать за ролью местоимений в текст. Редактировать текст. Знать правила употребления местоимений в речи. | ||
49. | Словосочетание | 17.11 | Словосочетание как языковая единица. Основная функция словосочетания. | Выявлять отличия словосочетания от слова. Составление словосочетаний по вопросам. Находить словосочетания с заданными словами в тексте. Знать, что такое словосочетание и чем |
словосочетание отличается от слова, от предложения. | |||||
50. | Связь слов в словосочетании | 20.11 | Словосочетания в предложении. | Уметь находить словосочетания в предложении, опираясь на вопросы, логически верно ставить вопросы от слова к слову. | Личностные -понимать значение умелого владения устной и письменной речью для определения социального статуса человека, для целей общения;
-формировать патриотические чувства, интерес к родному краю, его истории и природе. Метапредметные:
|
51. | Предложение | Предложение из одного слова. Виды предложений по цели высказывания. | Знать основные признаки словосочетаний и предложений. Уметь составлять предложения, верные по форме и логичные по смыслу. | ||
52. | Главные члены предложения | Главные члены предложения. | Составлять предложения из данных слов, определять в них главных членов. Составлять устный текст-рассуждение. Находить главные члены предложения и устанавливать связи между ними с помощью вопроса. | ||
53. | Распространѐнные и нераспространенные предложения. | Распространѐнные и нераспространенные предложения. Роль второстепенных членов. | Уметь составлять собственное объявления на любую тему. Уметь преобразовывать нераспространенные предложения в распространенные и наоборот. Знать, какую роль выполняют в предложении второстепенные члены. | ||
54. | Однородные члены предложения | 24.11 | Однородные члены предложения | Находить предложения с однородными подлежащими и однородными сказуемыми. Знать, |
когда между однородными членами ставится запятая. | теоретические знания для решения практических задач;
(игровые формы работы);
| ||||
55. | Предложения с однородными членами. Закрепление. | 27.11 | Главные и второстепенные однородные члены предложения. Союзы при однородных членах предложения. | Знать особенности однородных членов. Знать, что однородные члены предложения относятся к одному и тому же слову, отвечают на один и тот же вопрос, произносятся с интонацией перечисления. | |
56. | Контрольная работа по разделу «Язык-главный | 28.11 | Уметь самостоятельно работать по заданиям, делать самопроверку. |
помощник» | |||||
Состав слова – 19 часов | |||||
57. | Работа над ошибками. Состав слова. Повторение значимых частей слова | Показать, что части слова — это реально употребляемые в целом ряде слов языковые единицы со своим значением, которое они привносят в слово. | Создавать наглядно-образные представления о составе слова с помощью рисунка-схемы . Уметь находить в слове различные морфемы: корень, приставку, суффикс, окончание. | ||
58. | Корень | 30.11 | Актуализировать знания учащихся о корне слова. | Находить корень родственных слов и дополнять группы однокоренных слов своими примерами. Разбирать слова по составу. Знать, из каких частей состоит слово, уметь дать им определение. | Личностные:
одноклассниками и со взрослыми; - разрешать проблемные ситуации;
|
59. | Чередование согласных в корне слова | 1.12 | Актуализировать знания учащихся о чередовании согласных слова. | Уметь находить корень в родственных словах. Разбирать слова по составу. Знать, какая часть слова называется корнем; какие согласные звуки могут чередоваться в корне слова. | |
60. | Обозначение буквами ударных и безударных гласных звуков в корне родственных слов | 4.12 | Закрепление навыка нахождения изученных орфограмм в словах и алгоритм их проверки | Находить в слове орфограмму, определять ее тип, применять нужный алгоритм для ее проверки. Проверять написание слов с непроверяемыми орфограммами по орфографическому словарю. | |
61. | Проверка безударных гласных и парных | Орфографически верное написание букв согласных звуков в корне | Определять позиции парного по звонкости-глухости согласного в |
согласных по звонкости и глухости в корне слова | слова: парных по звонкостиглухости согласных. | слове. Составлять рассказ по рисунку с использованием опорных словосочетаний; проверка повторяемой орфограммы. Знать правило написания букв согласных звуков в корне слова. | произведениями. Метапредметные:
| ||
62. | Алгоритм проверки непроизносимых согласных | Правописание слов с непроизносимыми согласными. Проверка написания по словарю. | Уметь писать слова с непроизносимыми согласными. Знать о способах проверки правильного написания слов. | ||
63. | Приставка | Приставка. Правописание приставок. | Определять приставки при чтении, в однокоренных словах. Образовывать слова с помощью приставок, наблюдение за значениями приставок. Уметь объяснять написание основных приставок русского языка. | ||
64. | Слова с разделительными твѐрдым и мягким знаком | 08.12 | Определение различий в употреблении разделительных твердого и мягкого знаков. | Уметь правильно употребить разделительный твердый знак при письме. | |
65. | Правописание слов с приставками и предлогами | 11.12 | Предлог. Различие приставок и предлогов. | Различать приставку и предлог. Объяснять значение, которое привносит в слово приставка. | |
66. | Суффикс | Суффикс как значимая часть слова, его роль в словообразовании. | Самостоятельно определять семантику суффиксов. Знать разные значения суффиксов: уменьшительно-ласкательные и |
увеличительно- пренебрежительные. Образовать слова— названия лиц по профессии с помощью суффиксов -тель и –ѐp. Объяснять значение, которое привносит в слово суффикс. Подбирать слова с указанными суффиксами. | рассуждений, доказательств; - выражать свое отношение к предмету речи, давать его характеристику; - совместная работа учителя и учеников при составлении алгоритма. | ||||
67. | Образование слов с помощью суффиксов | Основные способы образования слов с помощью суффиксов. | Образовывать новые слова с помощью суффиксов. Знать, с помощью каких частей слова могут быть образованы новые слова. | ||
68. | Окончание | Формировать умение выделять окончание слова. Познакомить с понятием нулевого окончания. | Выделять окончания у слов разных частей. Выделять окончания в рифмующихся словах. Понимать роль окончания для связи слов в предложениях и словосочетаниях. | ||
69. | Основа слова | 15.12 | Формировать умение выделять основу слова. | Находить основы и окончания в словах . Понимать значение термина «основа слова». | |
70. | Как образуются слова | 18.12 | Основные способы образования слов с помощью приставок и суффиксов. | Определять значение приставок и суффиксов в словах. Образовывать новые слова с помощью приставок. | |
71. | Образование слов с помощью нескольких корней. Сложные слова | Словообразование и правописание сложных слов. | Находить корень в сложных словах. Уметь проверять безударные гласные в корнях сложных слов. Знать особенности |
словообразования и правописания сложных слов. | |||||
72. | Разбор слова по составу | Части слова. Основа и окончание. | Разбирать слова по составу, выделяя в них приставку, корень, суффикс и окончания. | ||
73. | Закрепление полученных знаний | 21.12 | Орфографически верное написание букв согласных звуков в корне слова: парных по звонкостиглухости согласных, непроизносимых согласных, удвоенных согласных. | Определять позиции парного по звонкости-глухости согласного в слове, проверка орфограмм. Уметь определять орфограммы в словах, знать способы проверки орфограмм. | |
74. | Самостоятельная письменная работа | 15.01 пн | Определить уровень усвоения изученных орфографических правил. | Выполнять самопроверку, оценивать качество своей работы. Уметь определять орфограммы в словах, знать способы проверки выделенных орфограмм. | |
75. | Анализ работы. Словарный диктант | 16.01 вт | Определить уровень усвоения изученных орфографических правил. | Выполнять самопроверку, оценивание качества своей работы. Уметь определять орфограммы в словах, знать способы проверки выделенных орфограмм. | |
Части речи – 89 часов | |||||
76. | Части речи. Определение частей речи с помощью вопросов | 26.12 вт | Принципы выделения частей речи. Общее значение и вопросы как средство выделения частей речи. | Определять части речи. Знать, что такое части речи и по каким признакам их выделяют. | Личностные: - понимать практическую значимость получаемых знаний по морфологии для целей устного и письменного общения; |
77. | Роль слов разных частей речи в тексте | 27.12 ср | Принципы выделения частей речи. Общее значение и вопросы как | Анализировать текст. Сделать вывод о том, что в тексте- |
средство выделения частей речи. | описании используется больше имен прилагательных, а в текстеповествовании — глаголов. Составлять устные рассказы на одну из предложенных тем. Уметь дифференцировать слова одной части речи и однокоренные слова; знать, что в тексте-описании используется больше имен прилагательных, а в текстеповествовании — глаголов. |
Метапредметные:
| |||
78. | Использование основных частей речи в различных типах текста | 17.01 ср | Составление различных типов текста, с использованием однокоренных слов, относящихся к разным частям речи. | ||
79. | Административная контрольная работа | 22.12 пт | Проверка ЗУН | Применять нужный алгоритм для проверки орфограмм. Писать текс под диктовку. Выполнять грамматические задания | |
80. | Работа над ошибками. Закрепление полученных знаний | 25.12 пн | |||
81. | Повторяем, что знаем. Собственные и нарицательные имена существительные | 11.01 | Отличия в орфографическом оформлении имен собственных и нарицательных. | Сопоставлять имена собственные и нарицательные. Выявлять отличия в орфографическом оформлении (прописная или строчная буква в начале слова) и в значении имен собственных и нарицательных. Уметь различать собственные и нарицательные имена существительные (без терминов), употребляя заглавную букву. | |
82. | Большая буква в именах собственных | 12.01 | Определять способы образования и первоначального значения сложных фамилий. |
Знать когда употребляется заглавная буква при написании слов. Уметь различать собственные и нарицательные имена существительные (без терминов), употребляя заглавную букву. | ситуаций;
| ||||
83. | Одушевлѐнные и неодушевлѐнные имена существительные | 18.01 | Одушевлѐнные и не-одушевлѐнные имена существительные | Находить одушевленные и неодушевленные имена существительные. Составлять текст-рассуждение и текст- повествование. Уметь различать одушевленные и неодушевленные имена существительные по вопросу и значению. | |
84. | Число имѐн существительных. Словарный диктант | 19.01 | Лексико-грамматическое значение категории числа имен существительных. | Определять число имен существительных в тексте, наблюдать за значением категории числа. Знать, как могут изменяться имена существительные; что изменяется при изменении имен существительных по числам. | |
85. | Изменение имѐн существительных по числам | 22.01 | Развивать умение изменять существительные по числам, различать род. Продолжать учить выполнять работу над ошибками. | Уметь определять род существительных в единственном числе -начальной формой имени существительного (без термина). Образовывать формы множественного числа имен существительных при наличии вариантных окончаний. |
86. | Изложение. И. Тургенев. Воробей | 25.01 | Изложение художественного текста. | Делить текст на части, определять тему и основную мысль текста. Озаглавливать его. Писать изложение по составленному плану. | |
87. | Проверочная работа по теме «Части речи». | Принципы выделения частей речи. Общее значение и вопросы как средство выделения частей речи. | Уметь определять частеречную принадлежность слова. | ||
88. | Род имѐн существительных | Познакомить с приемами определения рода имен существительных. | Объяснять орфограммы в словах из словаря. Уметь определять род имен существительных. | ||
89. | Определение рода имѐн существительных | Познакомить с примером распознавания рода существительных в косвенном падеже | Определять роль суффиксов в определении рода имени существительного. Знать и уметь определять род имен существительных | ||
90. | Сочетание имѐн существительных с другими словами в предложении и словосочетании. | 29.01 | Согласование имен существительных с другими частями речи. | Наблюдать за изменением окончаний имен прилагательных и глаголов при изменении рода имени существительного. Знать и уметь правильно определять род имен существительных, верно сочетая с ними другие слова в предложении. | |
91. | Определение рода имен существительных во множественном числе | Развивать умение изменять существительные по числам, различать род. Продолжать учить выполнять работу над ошибками. | Распределять имена существительные по группам: существительные, которые изменяются по числам, и существительные, которые по числам не изменяются. Уметь |
определять род существительных в единственном числе -начальной формой имени существительного (без термина) | |||||
92. | Мягкий знак после шипящих в конце имѐн существительных женского рода. | Употребление мягкого знака в существительных женского и мужского рода. | Составлять рассказ по рисунку с использованием опорных слов и словосочетаний. Сопоставлять написание имен существительных женского и мужского рода, оканчивающихся на шипящую. | Личностные:
| |
93. | Роль мягкого знака в конце имѐн существительных после шипящих. | Три разные роли мягкого знака в словах. | Разграничивать существительные с мягким знаком в конце после шипящих и без него. | ||
94. | Употребление мягкого знака после шипящих в конце имѐн существительных женского рода | Углубить знания о функциях мягкого знака: показатель мягкости, разделительный знак, показатель женского рода имен существительных после шипящих (грамматическая роль). | Знать, для чего в конце имен существительных женского рода после шипящих пишется мягкий знак и когда еще пишется мягкий знак. | ||
95. | Изменение имѐн существительных по падежам (склонение) | Понятия склонения и падежа. Этимология названия падежей. | Наблюдать за изменением формы слова и уметь находить в предложении слово, от которого зависит имя существительное. Познакомиться с этимологией названий падежей. Знать падежи и вопросы к ним. | ||
96. | Формирование умения определять падеж имѐн существительных. | Постановка вопроса к имени существительному. Определение падежа по вопросу и предлогу. | Знать алгоритмом определения падежа. Уметь пользоваться словами - «помощниками » и |
предлогами в определении падежа. Определять падеж имен существительных. | свою речь и общую культуру; - формировать эстетические чувства при работе с поэтическими и прозаическими произведениями. Метапредметные:
| ||||
97. | Именительный падеж имѐн существительных | Роль имени существительного в именительном падеже в предложении. Окончания имен существительных в именительном падеже. | Уметь находить в предложении имена существительные в именительном падеже. Знать, каким членом предложения оно чаще всего является, какие окончания могут иметь имена существительные в этом падеже. Определять имена существительные в именительном падеже, указывать их род, выделить окончания. | ||
98. | Родительный падеж имѐн существительных | Предлоги, употребляемые с существительными в родительном падеже. | Находить в тексте имена существительные в родительном падеже. Составлять словосочетания с именами существительными в родительном падеже. | ||
99. | Окончания имѐн существительных в родительном падеже | Алгоритм определения родительного падежа. | Знать, какие сложности могут возникать при употреблении имен существительных в родительном падеже. | ||
100. | Дательный падеж имѐн существительных | Алгоритм определения дательного падежа. Имена существительные, называющие адресата. | Выделять окончания существительных. Находить словосочетаний с существительными в дательном падеже в предложениях. Знать, в каком падеже обычно стоят имена существительные, называющие |
адресата. | |||||
101. | Винительный падеж имѐн существительных | Алгоритм определения винительного падежа. | Работать с таблицы. Уметь определять винительный падеж имен существительных по вопросам, предлогам и синтаксической функции, которую они выполняют (существительное в винительном падеже является второстепенным членом предложения). Работать с таблицей. | ||
102. | Творительный падеж имѐн существительных | Алгоритм определения творительного падежа. | Составлять рассказ по опорным словосочетаниям. Заполнять таблицы. Уметь определять творительный падеж имен существительных по вопросам и предлогам. | ||
103. | Значение имѐн существительных в творительном падеже. Диктант с грамматическим заданием | Окончания имен существительных в творительном падеже. Использование сравнений в художественной речи. | Знать, что такое сравнение, для чего оно используется. Уметь приводить примеры, когда сравнение выражается именем существительным в творительном падеже. | Личностные: - понимать практическую значимость получаемых знаний по русскому языку; - развивать навыки сотрудничества с одноклассниками и со взрослыми; | |
104. | Предложный падеж имѐн существительных. | Алгоритм определения предложного падежа. | Заполнение таблицы. Определять значения имен существительных в |
Диктант с грамматическим заданием | предложном падеже. Уметь определять имена существительные в предложном падеже по вопросам и предлогам. |
Метапредметные:
| |||
105. | Изменение имен существительных по падежам (склонение) | Систематизировать знания о склонении имен существительных. | Составлять предложения, употребляя данные слова во всех шести падежах. Уметь определять падеж имени существительного и его окончание. Соблюдать культуру речи при образовании падежных форм имен существительных, выборе нужных предлогов и верных вариантов окончаний. | ||
106. | Формирование умения определять падеж имѐн существительных | Формировать умение определять падеж имени существительного и его окончание; развивать культуру речи при образовании падежных форм имен существительных. | Уметь определять падеж имени существительного и его окончание. Соблюдать культуру речи при образовании падежных форм имен существительных, выборе нужных предлогов и верных вариантов окончаний | ||
107. | Как работает имя существительное (алгоритм морфологического разбора) | Разбор имени существительного как части речи. | Уметь делать устный и письменный разбор имени существительного как части речи. | ||
108. | Закрепление по теме «Имя существительное» | Систематизировать знания учащихся о роде, числе и падеже имени существительного. | Составлять план текста и его устный пересказ по составленному плану. Уметь делать устный и письменный разбор имени |
существительного как части речи. | сотрудничестве разных позиций;
| ||||
109. | Проверочная работа по теме «Имя существительное» | Проверить уровень усвоения знаний по теме «Имя существительное». | Уметь самостоятельно выполнять работу, делать самопроверку. | ||
110. | Коррекция знаний | Провести работу над ошибками в определении грамматических категорий имен существительных, в написании мягкого знака после шипящих в конце имен существительных женского рода. | Изменять имена существительные по числам и падежам. Работать по карточкам с индивидуальным заданием. Уметь самостоятельно выполнять работу, делать самопроверку. | ||
111. | Местоимение | Основная функция местоимений. | Выбирать местоимение в зависимости от рода заменяемого имени существительного. Находить местоимение в тексте. Знать об основной функции местоимений — заменять другие слова в предложении. Уметь использовать местоимения в речи. | ||
112. | Употребление местоимений в предложении (склонение местоимений – пропедевтические наблюдения) | Основная функция местоимения. Формировать умение верно использовать местоимения в речи; видеть и исправлять ошибки в употреблении местоимений. | Записывать под диктовку местоимения с предлогами: к нему, с ней, около них, с ними, без нее, без них. Знать об основной функции местоимений — заменять другие слова в предложении. Уметь использовать местоимения в речи научить школьников видеть и исправлять ошибки в употреблении местоимений. | ||
113. | Глагол как часть речи | Продолжать учить распознавать глагол среди других частей речи; | Распознавать глаголы из ряда однородных слов. Знать о словах, | Личностные: - понимать практическую |
уточнить представления о роли глаголов в речи. | обозначающих действия предметов, их роль в речи. Уметь ставить вопросы к словам действиям. | значимость получаемых знаний по русскому языку; - развивать навыки сотрудничества с одноклассниками и со взрослыми;
Метапредметные:
| |||
114. | Омонимические формы глаголов и слов других частей речи | Формировать умение употреблять в речи глаголы. Совершенствовать умение разбирать предложения по членам. | Объяснять значения многозначных глаголов в тексте, подбирать к ним синонимы и антонимы; заменять фразеологизмы синонимичными глаголами | ||
115. | Роль глагола в предложении | Этимология термина «глагол». Сочинение. Прием олицетворения при написании текстов. | Распознавать глаголы на основе их значения и грамматических признаков. Составлять рассказы по рисункам и опорным словам. | ||
116. | Изменение глаголов по временам | Изменение глаголов по временам; определение времени глагола по вопросу. | Изменять глаголы по временам с помощью вопросов. Находить глаголы в тексте. Составлять предложения на заданную тему с глаголами, стоящими в определенной временной форме. Знать, как могут изменяться глаголы. | ||
117. | Упражнения в определении времени глагола и изменение глагола по временам | Формировать умение отличать одну временную форму глагола от другой. | Знать, как могут изменяться глаголы; как можно определить время глагола; когда используются глаголы каждого из времен. Составлять с ними предложений. |
118 | Глаголы настоящего времени | Образование формы глаголов настоящего времени по образцу. Возможность употребления глаголов в настоящем времени от того, на какой вопрос (что делать? что сделать?) глагол отвечает. | Образовывать формы глагола в настоящем времени по образцу. Исправлять ошибки, допущенные при употреблении глаголов в речи. Знать, что обозначает глагол в настоящем времени; какие глаголы не могут употребляться в настоящем времени. Знать, когда происходит действие, обозначаемое глаголом в настоящем времени? | значения слова действие;
| |
119. | Глаголы прошедшего времени | Прошедшее время глагола. Изменение глаголов в прошедшем времени. | Уметь находить глагол в прошедшем времени по вопросу. Знать, какие действия называют глаголы в прошедшем времени, на какие вопросы они отвечают, какой суффикс есть у гл. в пр. времени. Знать, как изменяются глаголы в прошедшем времени, на какие вопросы отвечают глаголы в мужском роде, женском роде, среднем роде; какие окончания имеют глаголы в каждом роде. Уметь писать родовые окончания глаголов в прошедшем времени. | ||
120. | Глаголы будущего времени | Будущее время глагола. | Образовывать формы будущего времени. Знать, что обозначают глаголы в будущем времени; от каких глаголов форму будущего времени надо образовывать с помощью вспомогательного |
121. | Образование форм будущего времени | глагола буду. | рефлексивной самоорганизации;
| ||
122. | Контрольное списывание с грамматическим заданием | Работать с текстом. Отвечают на вопросы к тексту. Работать в паре. Знать глаголы в настоящем, будущем и прошедшем времени. Понимать, когда используют глаголы каждого времени. | |||
123. | Неопределѐнная форма глагола | Ознакомить с неопределенной формой глагола. | Находить начальную форму для каждого из данных глаголов, работа в паре. Определять глаголы в неопределенной форме в группы по вопросам что делать? И что сделать? Выделение суффиксов данных глаголов. Составление видовых пар глаголов | ||
124. | Мягкий знак после шипящих в конце глаголов в неопределѐнной форме | Правописание мягкого знака после чв глаголах неопределенной формы. | Знать особенности глаголов в неопределенной форме. Уметь образовывать от глаголов неопределенную форму. | ||
125. | Суффикс –ть в глаголах неопределенной формы. Закрепление полученных знаний о глаголе | Глаголы неопределенной формы с суффиксом -ть | Показать детям грамматическую природу изменения глаголов по числам, значение категории числа глаголов; организовать пропедевтическое наблюдение за ролью окончаний при изменении глаголов по числам. |
126. | Изменение глаголов по числам | Изменение глаголов по числам. Окончания глаголов. Роль окончаний при изменении глаголов по числам. | Уметь употреблять глаголы в разной форме в связной речи; развитие речи учащихся при составлении сочинений разных типов. | ||
127. | Связь между глаголом – сказуемым и подлежащим, выраженным именем существительным | ||||
128. | Контрольная работа за III четверть | Контрольный диктант | Уметь писать под диктовку, проверять написанное, исправлять допущенные ошибки. Самоконтроль выполненной работы. | ||
129. | Коррекция знаний | Работа над ошибками | Умение работать над ошибками самостоятельно и коллективно. | ||
130. | Изложение | Формирование письменной речи | Писать изложения небольших текстов по предварительно составленному плану. Уметь самостоятельно выполнять работу, делать самопроверку. | ||
131. | Изменение по родам глаголов прошедшего времени | Изменение глаголов прошедшего времени по родам | Определять грамматические признаки глаголов (время и число). Использовать грамотно нужные формы глаголов прошедшего времени в устных высказываниях и в письменной речи. | ||
132. | Определение числа и рода глаголов | 01.04 | Окончания глаголов прошедшего времени | Наблюдать за изменение глаголов по числам и родам (глаголы прошедшего времени) |
133. | НЕ с глаголами | 02.04 | Частица не с глаголами | Наблюдать за ролью частицы не. Знать, для чего употребляется частица не, как она пишется с глаголами. | |
134. | Правила написания частицы не с глаголами | 03.04 | Правило написания глаголов с отрицательной частицей | Исправлять содержания текста путем добавления частицы не. Работа в паре. Составлять предложения на основе личных впечатлений. Работать с текстом. Знать, для чего употребляется частица не, как она пишется с глаголами. | |
135. | Разбор глагола как части речи (морфологический разбор глагола) | 04.04 | Делать разбор глагола как части речи. | Познакомиться с алгоритмом устного разбора глагола. Определять грамматические признаки глаголов (время и число). Использовать грамотно нужные формы глаголов в устных высказываниях и в письменной речи. | |
136. | Закрепление знаний о глаголе на основе работы с текстом | 07.04 | Закрепление знаний по теме «Глагол» | Уметь определять время глагола, число, род глагола в прошедшем времени. Умение работать самостоятельно и коллективно. | |
137. | Контрольная работа по теме «Глагол» | 08.04 | Контроль знаний | Выполнять задания учителя. Определять и указывать время глаголов в тексте. Уметь самостоятельно делать самопроверку, исправлять ошибки. | |
138. | Коррекция знаний | 09.04 | Работа над ошибками | Определять время , рода глагола в |
прошедшем времени. Умение работать над ошибками самостоятельно и коллективно. | |||||
139. | Имя прилагательное как часть речи | 10.04 | Общее значение прилагательных, вопросы. | Знать основные признаки имен прилагательных как части речи при выборе наиболее ответа на вопрос. Знать какая часть речи называется именем прилагательным; какие признаки предмета могут называть имена прилагательные. | Личностные:
Метапредметные: |
140. | Роль имѐн прилагательных в речи | 11.04 | Словосочетания с именем прилагательным | Анализировать роль имен прилагательных в художественных текстах. Уметь классифицировать имена прилагательные по значению; понимать роль имен прилагательных в речи. | |
141. | Образование имѐн прилагательных с помощью суффиксов | 14.04 | Грамматическая зависимость имени прилагательного от имени существительного. | Образовывать имена прилагательные от существительных с помощью суффиксов. Подбирать синонимы и антонимы к именам прилагательным. Знать, какие суффиксы используются в именах прилагательных; какие оттенки значения они могут придавать словам. | |
142. | Антонимы и синонимы имен прилагательных | 15.04 | |||
143. | Изменение имен прилагательных по родам, числам и падежам. Зависимость имени | 16.04 | Согласование в словосочетании имени прилагательного | Уметь находить в предложении имя существительное, от которого зависит прилагательное. Уметь ставить вопрос от |
прилагательного от имени существительного | существительного к прилагательному в словосочетании. Знать, от чего зависит выбор окончания имени прилагательного. |
| |||
144. | Изменение имѐн прилагательных по родам. | 17.04 | Род имени прилагательного. | Знать грамматическую зависимость имени прилагательного от имени существительного. Уметь находить в предложении имя существительное, от которого зависит имя прилагательное, и верно ставить вопрос от существительного к прилагательному. | |
145. | Изменение имѐн прилагательных по числам | 18.04 | Число имени прилагательного. | Определять род и число имени прилагательного. Знать, что имена прилагательные изменяются по числам только после изменения числа имени существительного. | |
146. | Изменение имен прилагательных по родам, числам и падежам | 22.04 | Написание безударного окончания у имени прилагательного. | Знать алгоритм проверки безударных окончаний имен прилагательных по окончанию вопроса. Знать, у каких имен прилагательных окончание не совпадает с окончанием вопроса. | |
147. | Изменение имен прилагательных по родам, числам и падежам. | 23.04 | |||
148. | Проверка безударных окончаний имен прилагательных | 24.04 |
149. | Морфологический разбор имени прилагательного | 25.04 | Алгоритм разбора имени прилагательного. | Выполнять устный и письменный разбор имен прилагательных по схеме. Знать, как разбирать имя прилагательное как часть речи. | |
150. | Изложение | 28.04 | Письмо изложения | Развивать речь при изложении текста с грамматическим заданием. Писать изложение небольших текстов. | Личностные:
Метапредметные:
|
151. | Закрепление полученных знаний о имени прилагательном | 29.04 | Написание безударного окончания у имени прилагательного. Алгоритм разбора имени прилагательного. | Разбирать имя прилагательное как часть речи; развивать речь при изложении текста с грамматическим заданием. | |
152. | Проверочная работа по теме «Имя прилагательное» | 30.04 | Систематизация знаний детей о частях речи. | Написать небольшие тексты под диктовку. Знать основные единицы языка и речи. Знать основные особенности текста и предложения, отличия текста от предложения. | |
153. | Анализ проверочной работы | 05.05 | Писать предложения, дополнять их именами прилагательными, объяснять выбор окончания каждого имени прилагательного. Уметь самостоятельно работать над ошибками. Уметь отвечать на вопросы, устно и письменно объяснять правописание орфограмм. |
| |||||
154. | Урок повторения и закрепления | 06.05 | Систематизация знаний детей о значении слова, сопоставление слов с конкретным предметным значением и с обобщающим значением.основных особенностей диалога и способа его ведения по вопросам и заданиям учителя. | Знать отличия текста от предложения; темы и главной мысли текста; озаглавливать текст. Знать основные единицы языка и речи. | Личностные:
|
155. | Урок повторения и закрепления | 07.05 | |||
156. | Сочинение по рисунку с использованием опорных словосочетаний | 08.05 | Сочинение | Составлять словосочетания по рисунку; образовывать имена прилагательные от имен существительных с помощью суффиксов. Знать алгоритм проверки безударных окончаний имен прилагательных по окончанию вопроса. Знать, у каких имен прилагательных окончание не совпадает с окончанием вопроса. |
157. | Урок повторения и закрепления | 12.05 | Систематизировать и закрепить знания, полученные учащимися об изученных орфограммах. | Систематизировать полученные учащимися знания об имени прилагательном; учить детей разбирать имя прилагательное как часть речи; развивать речь учеников при изложении текста с грамматическим заданием. | Метапредметные: - ориентироваться в навигационной системе учебника;
|
158. | Изложение | 13.05 | Составление плана. Пересказ по плану. | Уметь писать небольшие тексты изложений по предварительно составленному плану. | |
159. | Урок повторения и закрепления. Словарный диктант | 14.05 | Систематизировать изученный в третьем классе материал по всем разделам учебника; закрепить навык написания изученных орфограмм. | Систематизировать изученный в третьем классе материал по всем разделам учебника; закрепить навык написания изученных орфограмм. | |
160. | Контрольное списывание с грамматическим заданием | 15.05 | Списывание текста. Выполнение грамматического задания. | Контролировать процесс письма, сверяя свою запись с исходным текстом или образцом. | |
161. | Урок повторения и закрепления | 16.05 | Систематизировать полученные учащимися знания о слове, предложении, тексте. | Знать особенности текста; что такое тема и главная мысль текста; какие бывают предложения по цели высказывания и по интонации; повторяют изученные во втором классе орфограммы. | |
162. | Итоговая контрольная работа за III класс | 19.05 | Выполнение контрольной работы. | Писать небольшие тексты под диктовку. Уметь самостоятельно работать по заданиям, делать |
самопроверку. | |||||
163. | Анализ контрольной работы | 20.05 | Уметь самостоятельно выполнять работу, делать самопроверку. | ||
Повторение – 7 часов | |||||
164. | Повторение изученного за год. Резерв | 21.05 | Систематизировать полученные учащимися знания о слове, предложении, тексте. | Знать особенности текста; что такое тема и главная мысль текста; какие бывают предложения по цели высказывания и по интонации; повторяют изученные во втором классе орфограммы. | Личностные:
|
165. | Повторение изученного за год. Резерв. | 22.05 | |||
166. | Повторение изученного за год. Резерв. | 23.05 | |||
167. | Повторение изученного за год. Резерв. | 26.05 | Систематизировать и закрепить знания, полученные учащимися об изученных орфограммах. | Различать в слове ударный слог; Распознавать слова, которые нужно проверять, и проверочные слова. Обосновывать написание гласной буквы в безударном слоге. Распознавать в двухсложных словах гласные, требующие проверки. Систематизировать изученный в третьем классе материал по всем разделам учебника; закрепить навык написания изученных | |
168. | Повторение изученного за год. Резерв. | 27.05 | |||
169. | Повторение изученного за год. Резерв. | 28.05 | |||
170. | Урок-викторина "Знаешь ли ты русский язык?" Резерв. | 29.05 | |||
171. | Проект «Великий и могучий русский язык» Резерв. | 30.05 | Систематизировать и закреплять знания и умения , полученные на уроках русского языка. |
орфограмм. | проводить учебный эксперимент; - умение работать в паре, группах;
|
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по русскому языку 3 класс ФГОС .Учебник А.В. Полякова.Система Л.В. Занкова. Документ содержит рабочую программу и календарно-тематическое планирование
Рабочая программа по русскому языку 3 класс ФГОС .Учебник А.В. Полякова.Система Л.В. Занкова. Документ содержит рабочую программу и календарно-тематическое планирование Рабочая программа по матем...
Рабочая программа по русскому языку 3 класса авторской программы Л.Ф. Климанова «Русский язык»
Рабочая программа разработана на основе авторской программы Л.Ф. Климанова «Русский язык» утвержденной в соответствие с требованиями Федерального компонента государственного стандарта начал...
Рабочая программа по русскому языку (4 класс) на тему: "Рабочая программа по русскому языку 4 коррекционный класс (8 вида).
Рабочая программа составлена на основе авторской программы В. В. Воронковой «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 1-4 классы ,4-е издан...
Рабочая программа по русскому языку (3 класс) на тему: "Рабочая программа по русскому языку 3 коррекционный класс (8 вида).
Рабочая программа составлена на основе авторской программы В. В. Воронковой «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 1-4 классы ,4-е издание - М.: Просвещение...
Рабочая программа по русскому языку 1 класс "Школа России" и календарно–тематическое планирование уроков русского языка
Рабочая программа и календарно-тематическое планирование по русскому языку для 1 класса составлена на основе авторской программы Канакиной В.П., Горецкого В.Г, Бойкиной М.В. УМК &laqu...
Рабочая программа по русскому языку 1 класс ("Начальная школа XXI Века"), по обновленным ФГОС выполнена в конструкторе рабочих программ
Рабочая программа по русскому языку 1 класс ("Начальная школа XXI Века"), по обновленным ФГОС выполнена в конструкторе рабочих программ...
Рабочая программа по Чтению на родном языке. Рабочая программа Родной русский язык 3 класс УМК Школа России
Рабочая программа по Чтению на родном языке. Рабочая программа Родной русский язык 3 класс УМК Школа России...