I. Мотивация познавательной деятельности.
II. Актуализация необходимых знаний. 1.Минутка чистописания.
Упр.208.
2.Работа в группах.
| - Здравствуйте, ребята! Сегодня у нас открытый урок русского языка, который мы начнем с предложения. Запись предложения на доске. На ветвях молодой рябины дружно кормятся вкусными ягодами снегири. - Разберите предложение по членам предложения и определите какое это предложение?
- Ребята, найдите имена существительные в предложении и определите падеж. Ребята, разберите слово рябины, как часть речи (произведите морфологический разбор). - Молодцы! - Ребята, сейчас откройте учебники на с.113, прочитайте тему урока и попробуйте заполнить таблицу, которая записана у вас на карточках.
Знаю | Не знаю | Хочу узнать | Источник информации |
|
|
|
|
- Ребята, давайте на основе данных таблицы попробуем сформулировать задачу сегодняшнего урока. - Над чем сегодня будем работать на уроке русского языка?
- Ребята, сейчас откроем тетради, запишем число, классная работа и перейдем к минутке чистописания. _Запишите буквосочетания, записанные на доске. - Спишите слова, вставьте пропущенные буквы и над словами укажите часть речи.
Организует деятельность учащихся по заданию к упр. 208 в учебнике – составить сообщение об именах существительных в дательном падеже по таблице. - Ребята, обратите внимание на упр. 208 на с. 113, прочитайте задание.
- Я предлагаю вам составить сообщение об именах существительных в дательном падеже по таблице в группах.
- Ребята, обратите внимание на экран.
- Давайте, проверим себя, правильно ли вы составили сообщения об именах существительных в дательном падеже по таблице. (работа с электронным приложением).
Учитель задает проблемный вопрос: - Ребята, скажите, а как проверить написание безударного окончания имен существительных в дательном падеже?
- Давайте приведем примеры: (Запишите в тетради) Дал (кому?) приятелю (2 скл) Дал (кому?) кораблю. ( 2 скл).
|
- Разбирают предложение совместно с учителем по членам предложения. Это предложение простое, т.к в нем одна основа. Отвечают на вопросы и определяют падеж имен существительных. На ветвях ( чего?) рябины – сущ, отвечает на вопрос чего?, н.ф - рябина, нариц, неодуш, ж.р, 1 скл, Р.п, ед.ч, втор. чл.
Находят в учебнике с.113 и читают название темы урока. Заполняют графы таблицы. Обсуждают с одноклассниками.
Определяют учебную задачу – уточнить признаки, по которым можно определить дательный падеж имен существительных, учиться писать безударные окончания имен существительных в дательном падеже.
Дд Де Дк Дн дл др дм дя
д..рев..я д..ждливый друж..т
Составляют сообщение. Ищут информацию в учебнике. Предоставляют информацию. Имена существительные в дательном падеже отвечают на вопросы кому? чему? где? куда? Имеют предлоги к, по. А также окончания
1-е скл: е 2 – е скл: - у, -ю 3 – е скл: -и
Роль в предложении: второстепенный член предложения. Ударные и безударные окончания пишутся одинаково: рад (кому? чему?) сестре, дедушке, кольцу, другу, кораблю, приятелю, любви, помощи.
Отвечают на вопрос учителя. - вспомнить окончание имени существительного данного типа склонения в дательном падеже;
- подобрать имя существительное этого же склонения с ударным окончанием в дательном падеже;
| Личностные УУД Самоопределение (мотивация учения) Положительное отношение к изучению русского языка, понимание его богатства.
Познавательные УУД (Логические) синтез целого из частей.
Коммуникативные УУД (Планирование) умение строить свое высказывание по плану.
Регулятивные УУД (Целеполагание) Умение слушать в соответствии с целевой установкой. Принимать и сохранять учебную цель и задачу. Дополнять, уточнять высказанные мнения по существу полученного задания.
Регулятивные УУД (Целеполагание) (постановка учебной задачи на основе соотношения того, что уже известно и усвоения учащимися, и того, что еще неизвестно).
Познавательные УУД (Общеучебные) умение соотносить определение и схему, пользоваться информацией, представленной в них, в практической деятельности.
Коммуникативные УУД (Постановка вопросов) умение работать в группе
Коммуникативные УУД (Планирование) умение планировать учебное сотрудничество со сверстниками и учителем.
|
IV. Организация познавательной деятельности.
3.Самостоятельная работа.
(Задание в рабочей тетради).
Работа по учебнику. Упр.209 4.Работа в парах.
5.Коллективная работа. Упр.210. | Создает условия для наблюдения за написанием окончаний имен существительных в дательном падеже по заданию к упр. 144 в рабочей тетради.
Задание в рабочей тетради: Прочитайте отрывок из стихотворения В.Орлова «Живая азбука».
Нас в любое время года учит мудрая природа. Птицы учат пению. Паучок терпению. Пчелы в поле и в саду обучают нас труду. И к тому же в их труде все по справедливости. Отражение в воде учит нас правдивости Учит снег нас чистоте Солнце учит доброте…. - Объясните, как вы поняли стихотворение.
- Найдите имена существительные в дательном падеже.
- Укажи над ними склонение и выделите окончание.
- Ребята, давайте так какие же окончания имеют имена существительные в дательном падеже в 1 – ом, 2-ом и 3 –ем склонении? - Для того, чтобы закрепить правило, давайте выполним задание, которое дается в электронном приложении.
Организует деятельность учащихся по заданию к упр. 209 в учебнике. Предлагает объяснить написание окончаний имен существительных в дательном падеже, подготовиться к письму по памяти. - Ребята, посмотрите на упр. 209 с.114. Прочитайте задание. -Сейчас мы с вами будем работать в парах. - Прочитайте предложение. Упражнение 209. К добру и миру тянется мудрец. К войне и распрям тянется глупец.
- Ребята, обсудите, справедливы ли эти слова. О чем они нас заставляют нас задуматься ? - Запишите по памяти. - Укажите имена существительные в форме дательного падежа единственного числа. Выделите их окончания. - Ребята, обратите внимание, что у имен существительных в дательном падеже окончания разные. Почему?
- Ребята, посмотрите на упр. 210. Прочитайте задание. Пословица к (слово) молвится. По (капля) – дождь, по (росинка) – роса. По (речь) узнают человека. (Дело) – время, (потеха) - час. Поступай всегда по (совесть). Отвага – (сила) подруга. Цыплят по (осень) считают. К всякой (вещь) относись бережно. - Ребята, подумайте и скажите, одинаковые ли окончания буду у имен существительных данных в скобках. Нет, т.к имена существительные относятся к разным склонениям. - Объясните, одинаковые ли окончания будут у имен существительных, данных в скобках, в форме дательного падежа.
- Запишите, ставя имена существительные из скобок в форму дательного падежа. Укажите склонение, выделите окончание.
| Читают задание. Объясняют смысл стихотворения. Находят существительные в дательном падеже. Выделяют склонение и окончание. Делают вывод о том, что какие окончания могут быть у данных имен существительных в 1-ом, 2-ом, 3- ем склонении.
Нас в любое время года учит мудрая природа. Птицы учат пению. Паучок терпению. Пчелы в поле и в саду обучают нас труду. И к тому же в их труде все по справедливости. Отражение в воде учит нас правдивости Учит снег нас чистоте Солнце учит доброте…. Пению – 2 скл. Терпению – 2 скл. Труду – 2 скл. Правдивости – 3 скл. Чистоте – 1 скл. Доброте – 1 скл.
1 скл – е 2 скл – у, ю 3 скл – и
Только добром можно добиться всего хорошего для себя и других.
Записывают высказывание.
К добру и миру тянется мудрец. К войне и распрям тянется глупец. Вывод: в дательном падеже в имена существительные имеют разные окончания: в 1 – ом склонении е, во 2 –ом склонении – у,ю, в 3 склонении – и.
Читают задание.
Предполагают, что у имен существительных в форме дательного падежа будут разные окончания, так как они относятся к разным склонениям. По окончаниям проверяют свое предложение – называют выделенные окончания, обобщают, какие окончания пишутся у имен существительных в дательном падеже. Записывают пословицы, раскрывают скобки. Пословица к слову молвится. По капле - дождь, по росинке – роса. По речи узнают человека. Делу – время, потехе – час. Поступай всегда по совести. Цыплят по осени считают. К всякой вещи относись бережно. |
Познавательные УУД (Общеучебные)
умение соотносить определение и схему, пользоваться информацией, представленной в них, в практической деятельности.
Познавательные УУД (Логические) умение анализировать текст, делать выводы на основе анализа.
Коммуникативные УУД умение работать в паре Познавательные УУД умение соотносить определение и схему, пользоваться информацией, представленной в них, в практической деятельности.
Регулятивные УУД: (контроль)
Умение проводить контроль по форме сличения. Познавательные УУД (Логические) умение доказывать свое мнение на основе усвоенных знаний. Познавательное УУД (синтез) синтез –достраивание текста с восполнением недостающих компонентов. Коммуникативные УУД (Планирование) умение строить свое высказывание по образцу / по плану.
Познавательные УУД (Общеучебные) умение самостоятельно формулировать выводы.
|
V. Подведение итогов. 6.Диагностика достижения планируемых результатов.
VI .Рефлексия. | Записать слова в дательном падеже, используя предлоги. Указать склонение и выделить окончания. Лестница, береза, встреча, , озеро, солнце, клен, сирень, тень.
Организация подведения итогов урока учащимися. Учитель предлагает оценить их работу на уроке, обратившись к таблице, заполненной в начале урока.
- Понравилась ли вам работа на уроке? - Как вы считаете, достигли ли вы цели? Оцените себя. Знаю | Не знаю | Хочу узнать | Источник информации |
|
|
|
|
|
По лестнице, к березе, к встрече, к озеру, к солнцу, к клену, к сирени, к тени.
Обращаются к таблице. Составляют сообщение: что знали по теме урока, чего не знали, но хотели узнать, чему научились, с какими источниками информации работали.
|
Познавательные УУД умение соотносить определение и схему, пользоваться информацией, представленной в них, в практической деятельности.
Аргументировать свою точку зрения. Извлекать информацию из различных источников. Осуществлять самоконтроль учебной деятельности. |