Урок русского языка в 4 классе (компенсирующего обучения) по теме "Правописание окончаний имен существительных в родительном, дательном и предложном падежах единственного числа.Закрепление"
план-конспект урока (русский язык, 4 класс) по теме

Конспект рабочего урока для  слабоуспевающих  детей с игровыми и развивающими элементами.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_russkogo_yazyka_4_klass.doc598.5 КБ

Предварительный просмотр:

       Урок русского языка. 4 класс компенсирующего обучения.

Тема: Правописание окончаний имен существительных в Родительном, Дательном, Предложном падежах единственного числа.

Цели:

 а) коррекционно- образовательные:

продолжить формирование у  учащихся орфографического навыка, развивать умения правильно писать окончания Е-И у существительных 1,2,3 склонений в Р., Д., П. падежах единственного числа; закреплять знания о существенных признаках, по которым распознают окончания данных падежей.

б) коррекционно- воспитательные:

воспитывать у учащихся умение работать коллективно, формировать сознательное отношение к учебе, воспитывать у учащихся познавательный интерес к природе.

в) коррекционно- развивающие:

развивать умения работать по словесной инструкции, развивать переключаемость внимания, продолжить работу по развитию  связной речи и обогащению словарного запаса учащихся.

Оборудование:

Картинки словарных слов, слова – рамки, таблица с окончаниями падежей, картинки к тексту, раздаточный материал, презентация «Птицы».            

Ход урока:

1этап. Оргмомент.

 Проверка готовности рабочего места.

2 этап.  Актуализация знаний, умений учащихся.

Задание 1. Гимнастика для пальцев рук.

-Разомнем наши пальчики. Сложите гнездо: поставьте одну ладонь ,плотно сжав пальцы вертикально, а второй ладонью обнимите другую так, чтобы пальчики могли свободно шевелиться. Это «птенчики в гнезде». Поменяйте руки.

А теперь птенчики выросли и вылетели  из гнезда

 ( помашите ладонями как крыльями).

Задание 2. .Чистописание.

На доске пословица:

ПТАШКЕ ВЕТКА ДОРОЖЕ ЗОЛОТОЙ КЛЕТКИ.

-Объясните смысл пословицы.

-Выделите все известные орфограммы.

Задание 3.Словарная работа.

а) Запишите буквы, назовите тему урока по элементам чистописания.

( Рр, Пп, Дд ,  е, и )

-Сколько склонений у имен существительных?

- По каким признакам определяем  склонение ?

-Запишите слова по склонениям в три столбика.

Работа проходит в форме  картинного диктанта.

1скл.                          2 скл.                        3 скл.

квартира                   трактор                   свиристель

синица                      воробей                   кровать

кастрюля                  орех                         морковь  

Проверка: дети читают по одному слова каждого столбика.

б) На доске схемы слов:

а

о

ь

Придумайте слова к данным схемам. Определите склонение имен  существительных.

(окончания в словах меняются постепенно)

рама, вата, роза, нога, рука, юбка, зима

Тело, кино, дело, мыло, окно, лето

Дочь, рожь, печь, речь, мать, дочь

 3 этап.  Закрепление пройденного материала.

Задание1. Упражнения в написании окончаний существительных.

Дети записывают словосочетания под диктовку, определяют падеж, склонение, окончания. Ученики записывают по одному словосочетанию на доске:

Лежит в норке

Записал в тетради

Вырезают из бумаги

бегают по площадке

Прилетели к кормушке

Задание 2.Составление сводной таблицы окончаний существительных.

(По вопросам учителя дети восстанавливают пропуски в таблице).

1 скл.

      2 скл.

   3 скл.

Р.п.

        И

        -

      И

Д.п.

        Е

       -

     И

П.п.

        Е

       Е

     И

 

4 этап.  Физминутка.

Игра «День и ночь». По команде  учителя «Ночь» дети закрывают глаза и спят. По команде  «День» - дети смотрят на экран и запоминают птиц. На доске (экране) в форме презентации показаны картинки(можно использовать простые картинки ). Учитель каждый раз  меняет количество (3-6)  и местоположение птиц. Названия птиц и количество зависят  от  уровня подготовки класса.

.

-Что изменилось?

-Названия каких птиц мы встретили в словарной работе? (синица, воробей, свиристель)

5 этап. Закрепление пройденного материала.

Задание 1.Работа с деформированным текстом.

 – А как живется птицам в лесу зимой?

Прочитаем текст. (см. дальше)

Комментарий.

Начиная с первого класса я часто использую на уроках обучения грамоте и русского языка работу с деформированным текстом. Эта работа развивает орфографическую зоркость, произвольное внимание, словарный запас, связную речь. Детям нравится этот вид работы, он позволяет проявить свои способности, почувствовать уверенность в своих силах.

Часто в деформированном тексте  нужно вставить пропущенные буквы, поставить точки, заменить картинки словами, вставить вместо вопроса подходящие по смыслу слова.

                  птицам гол_дно пестрый

 дятел сп_шит к    пок_залась на    стайка

др_здов р_бята повесили в л_су домик для птиц корм

заготовили еще с          вот к         

 подл_тела  с_ница         

1.зимой

2.к ели

3.на рябине

4.с осени

5. к кормушке

-Расставьте точки (определите границы предложений), вставьте  пропущенные буквы.

Дети самостоятельно списывают текст.

- Определите  падеж выделенных существительных (они были представлены картинками).

6 этап. Физминутка для глаз.

7 этап. Самостоятельная (обучающая ) работа в парах.

В конвертах на каждой парте карточки со слогами. Из них надо составить 3 словарных слова и записать в тетрадь (слова составляются поочередно). У каждой пары детей свои слова.

Например:

1.(сорока, собака, девочка)

ДЕ

РО

БА

КА

СО      

ВОЧ

2.(береза, завод, заяц)

БЕ

ЗА

ВОД

РЕ

ЯЦ    

3.(погода, огород, город)

ПО

О

ДА

ГО

РОД    

4.( воробей, быстро, ворона)

ВО

РО

БЫСТ

НА

БЕЙ    

Одно из слов измените письменно по падежам ( Р., Д., П.п.)

Выборочная проверка.

8 этап. Подведение итогов  урока. Домашнее задание.

С какой частью речи сегодня работали?

Окончания каких падежей вызывают трудности?

Подготовьте дома свою тройку слов для работы в парах.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Правописание безударных окончаний имен существительных в родительном, дательном и предложном падежах единственного числа.

Урок проводится в 4-м классе по программе "Школа Россия". Он закрепляет знания учащихся о правописании безударных окончаний имен существительных единственного числа в родительном, дательном, предложны...

Открытый урок по русскому языку в 4 классе на тему: «Сопоставление безударных окончаний имён существительных в родительном, дательном и предложном падежах»

Тема урока:Правописание безударных окончаний существительных в родительном, дательном и предложном падежах.Цели  урока: а) научить  различать и проверять безударные окончания имён сущес...

Презентация урока русского языка. 4 класс. УМК "Гармония" "Правописание безударных окончаний имен существительных и имен прилагательных"

Комбинированный урок русского языка и литературного чтения, построенный на  на материале басен, по теме "Правописание безударных окончаний имен существительных и прилагательных"....

Урок русского языка на тему: «Правописание безударных падежных окончаний имен существительных в родительном, дательном и предложном падежах в единственном числе»

Цель:  формирование  умения правильно писать безударные падежные окончания имён существительных в косвенных падежах  Задачи: развитие орфографической зоркости, речи учащихся,...

Урок русского языка в 4 классе по теме «Правописание безударных окончаний имён существительных в родительном, дательном и предложном падежах»

Данный урок является не первым при изучении безударных падежных окончаний имён существительных. Поэтому цель данного урока состояла в том, чтобы, опираясь на знания учащихся, полученные ранее, закрепи...