Русский язык 4 класс. Разработка открытого урока "Правописание окончаний имен существительных в Творительном падеже"
план-конспект урока по русскому языку (4 класс) по теме
Русский язык в 4 классе. Учебник Т.Рамзаевой. Конспект открытого урока "Правописание окончаний имен существительных в Творительном падеже"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pravopisanie_bezudarnykh_okonchanii_imen_sushchestvitelnykh_v_tvoritelnom_padezhe.doc | 60.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок русского языка в 4 классе
г. Казань, Республика Татарстан
Тема: Правописание безударных окончаний имен существительных в Творительном падеже
Цели: 1. Расширение знаний учащихся о Творительном падеже имен существительных.
2. Формирование навыка правописания безударных окончаний существительных в
Творительном падеже.
3. Воспитание патриотизма, чувство гордости за героическое прошлое своей
Родины, народов России, гражданственности, трудолюбия.
Оборудование: презентация, таблицы, картинки, толковый словарь.
Ход урока:
- Приветствие. Эмоциональный настрой на урок
Итак, друзья, внимание,
Вновь прозвенел звонок,
Садитесь поудобнее,
Начнем сейчас урок.
- Прочитайте пословицу:
Терпенье и труд все перетрут.
- Как вы понимаете смысл этой пословицы?
- Какой звук чаще всего повторяется в этой пословице?
- Охарактеризуйте его. Какой буквой этот звук обозначается на письме?
2. Чистописание
- Открываем тетради, записываем число, классная работа.
- Пропишем букву Т т
3. Словарная работа
- А теперь разгадаем кроссворд. Я буду загадывать загадки, а отгадки вы
запишите в строчку через запятую.
п | е | с | о | к | |||||
т | р | а | к | т | о | р | |||
м | о | л | о | т | о | к | |||
л | о | п | а | т | а | ||||
к | а | р | а | н | д | а | ш | ||
с | е | я | л | к | а | ||||
Р | о | д | и | н | а | ||||
л | и | н | е | й | к | а | |||
т | е | т | р | а | д | ь |
1) Он и желтый, и сыпучий,
Во дворе насыпан кучей.
Если хочешь, можешь брать,
С ребятишками играть.
2) Богатырь идет железный,
Но работник он полезный.
Тащит плуги за собой,
Разговор ведет с весной.
3) Сам деревянный,
А голова железная.
4) Вот ладонь на длинной ножке
Выкопала всю картошку.
Гладкая, покатая,
А зовут ее….
5) Если ты его отточишь,
Нарисуешь все что хочешь!
Солнце, море, горы, пляж.
Что же это?...
6) За трактором по полю ходит она,
Отборного ей насыпают зерна.
А где ее след чуть заметней ложится,
Там буйно потом урожай колосится.
7) Без чего человек, что соловей без песни?
8) Развернули дети
Голубые сети,
Но за партой, а не в речке,
Не на рыб,
А на словечки.
- Сколько видов склонения есть в русском языке?
- Какие слова относятся к 1,2,3 склонению
Игра «Определи склонение»
Слова – картинки : ручка, удочка, мышь, дочь, ночь, , кровать, соль, рожь
4. Актуализация знаний
- Ребята, что мы изучали на прошлом уроке?
- Мы изучали Р.п. и В. П. имен существительных
- Расскажите, что вы знаете по теме прошлого урока
1. Отвечают на вопросы
Р. П. | В. п. | ||
Кого? чего? | Кого? Что? | ||
От, до, из, без, у, для, около, с | В, на, за, через, про | ||
1склонение | 2склонение | 1склонение | 2склонение |
-ы, -и | -а, -я | -у, -ю | -а, -я |
- Молодцы.
5. Новая тема.
- Какой падеж следует за Винительным?
- На уроке мы будем учиться писать окончания существительных в Т.п.
- Вспомним. На какие вопросы он отвечает (кем? чем?)
- Какие слова - помощники нам подсказывают, какой вопрос задать к существительному в Творительном падеже? (гордиться, творить)
- А чем можно гордиться?
- В 2010 году 9 мая исполнилось 65 лет со Дня Победы в Великой Отечественной войне.
- Долгих 4 года длилась кровопролитная война. Нет ни одной семьи, в которой кто-нибудь из старшего поколения не воевал.
- Сейчас мы посмотрим уникальные кадры военной хроники.
- На этой войне погибло миллионы людей, многие пропали без вести. В каждом городе есть памятники павшим воинам. Многие из вас бывали там.
- Прочитаем призыв М. Исаковского к нам – всем живущим на земле:
Куда б ни шел, ни ехал ты,
Но здесь остановись.
Могиле этой дорогой
Всем сердцем поклонись.
Кто б ни был ты – рыбак, шахтер,
Ученый иль пастух, -
Навек запомни: здесь лежит
Твой самый лучший друг.
И для тебя, и для меня
Он сделал все, что мог.
Себя в бою не пожалел,
А Родину сберег.
- И пока в наших сердцах, будет память о воинах, которые ценой своей жизни создали нам светлое будущее, они будут жить вечно.
- Подумайте, почему этот падеж назвали творительным?
- От какого слова произошло название падежа? (от слова «творить»)
- Подберите синонимы к этому слову. (создавать, делать, совершать, осуществлять)
С тем, - заявил Творительный,
Я только лишь в ладу,
Кто очень уважительно
Относится к труду.
- А если обратиться к истории русского языка, то
Творительный падеж в русской грамматике назван так потому, что одним из его значений было такое: орудие, которым что-нибудь делают. У нас в старину иногда его называли орудийным (орудным).
- Ребята, назовите ваш труд. / Орудия вашего труда
Труд учеников – учёба в школе и дома. Орудия учеников: ручка, карандаш, линейка, кисточка. В Т.п.: пишем ручкой, чертим карандашом, рисуем кисточкой.
- На какие вопросы отвечает Творительный падеж?
- С какими предлогами употребляется?
Окончания
1 склонение | 2 склонение | 3 склонение |
- ой / - ей | - ом / - ем | - ю |
- Употребим словарные слова в Творительном падеже
- Очень редко в именах существительных первого склонения в Творительном падеже пишутся окончания – ою / - ею.
- Так, у А. С. Пушкина есть такие строки:
Буря мглою небо кроет,
Вихри снежные крутя…
Физическая минутка
Мы топаем (чем?) ногами
Мы хлопаем (чем?) руками
Киваем (чем?) головой
Мы руки поднимаем,
Мы руки опускаем,
Мы кружимся потом,
Мы топаем ногами:
Топ-топ-топ.
Мы руки опускаем.
Хлоп-хлоп-хлоп.
Мы руки разведем
И побежим кругом.
6. Упражнения в написании окончаний имен существительных в Творительном падеже
Упр. 208, 210
7. Итог урока
- Что необходимо сделать, чтобы определить падеж существительного?
( Найти слово, к которому относится имя существительное и поставить от него вопрос. По вопросу и предлогу определить падеж.)
- Какие окончания мы пишем в Творительном падеже?
- Сколько падежей в русском языке?
- А у Г. Граубина есть еще 1 падеж под названием “Ленительный падеж”.
8. Инсценирование стихотворения
Спросили Лежебокина:
1 ученик:
А ну-ка расскажи,
За что так ненавидишь ты,
Не любишь падежи?
Давным-давно все школьники
Их знают на зубок.
Их за два года выучить,
Лишь ты один не смог.
У. Ответил он рассержено:
2 ученик:
В том не моя вина,
Пусть им сперва ученые,
Изменят имена.
Ведь я падеж Творительный,
Нарочно не учу:
Трудиться,
А тем более,
Творить
Я не хочу,
Такой падеж, как Дательный,
Я с детства не терплю:
Давать,
Делиться чем – нибудь,
С друзьями
Не люблю.
Предложный ненавижу я:
Чтоб не учить урок,
Приходится выдумывать,
Какой-нибудь предлог.
А на падеж Винительный,
И вовсе я сердит:
Отец во всякой шалости,
Всегда меня винит.
1 ученик:
Да, переделка, кажется,
Серьезная нужна.
А сам ты смог бы новые,
Придумать имена?
2 ученик:
Давно придумал:
Взятельный,
Грязнительный,
Лежательный,
Грубительный,
Ленительный,
И, наконец,
Простительный!
- Ребята, кто-нибудь из вас узнал в себе Лежебокина?
9.Выставление оценок
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок русского языка «Упражнение в правописании окончаний имен существительных в творительном падеже, оканчивающихся на шипящий и ц»
Технологическая карта урока русского языка в 4 классе...
Конспект урока по русскому языку 4 класс "Школа России" Тема: Правописание окончаний имен существительных в творительном падеже.
Предмет: Русский языкПрограмма: Школа РоссииКласс: 4 классТип урока: ознакомление с новым материаломТема урока: Правописание окончаний имен существительных в Т.п.Цель урока: познакомить с окончаниями ...
Презентация по русскому языку по теме: "Правописание безударного окончания имени существительного в предложном падеже"
Презентация по русскому языку по теме: "Правописание безударного окончания имени существительного в предложном падеже"...
Конспект урока по русскому языку для учащихся 4 класса по теме «Правописание падежных окончаний имен существительных в творительном падеже»
Цель урока: познакомить учащихся с особенностями творительного падежа, его значением, предлогами и окончаниями имён существительных 1, 2 и 3 склонений в творительном падеже....
Урок русского языка по теме «Правописание безударных окончаний имен существительных в разных падежах». 4-й класс
Цель : систематизировать и обобщить знания по правописанию безударных падежных окончаний имён существительных во всех падежах. Задачи: Образовательные закрепление знаний о склонении, падежах и...
Урок-исследование по русскому языку Тема: «Правописание падежных окончаний имен существительных в творительном падеже» 4 класс
Предметные результаты:1. Познакомить с падежными окончаниями имён существительных в творительном падеже, формировать навык правописания окончаний имён существительных в творительном падеже, сове...
Конспект урока по русскому языку (4 кл.) «Правописание безударных окончаний имен существительных в Предложном падеже»
Тема занятия: "Безударные окончания имен существительных »Тип занятия: занятие отработки умений и рефлексии.Цель урока: отрабатывать умение правильно писать безударные падежные оконча...