Конспект урока "Род имён существительных".
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) по теме

Бадмаева Оюна Суруновна

Конспект урока по русскому языку "Род имён существительных". 3 класс. УМК "Начальная школа XXI века. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл moy_urok_rod_sushch.docx122.48 КБ
Office presentation icon urok_russkogo_yazyka.ppt1.86 МБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное образовательное учреждение

«Петропавловская СОШ №1»

 Конспект урока русского языка

Тема: «Род имен существительных»

3 класс

УМК «Начальная школа XXI века»

Выполнила: учитель начальных классов

Бадмаева Оюна Суруновна


 

Учебный предмет

русский язык

Учебник

Иванов С.В., Кузнецова М.И. Русский язык. 3 класс: учебник, 1 часть. – М.: Вентана-Граф, 2013

Программа

«Начальная школа XXI века»

Класс

3

Тип урока

урок фиксации и систематизации нового знания

Технология построения урока

проблемно-диалогическая

Тема урока

Род имен существительных

Цель урока

создание условий для получения обучающимися  новых знаний по теме;

для формирования УУД обучающихся (познавательных, регулятивных, коммуникативных); для формирования интереса к предмету

Основные термины, понятия

часть речи, значение слова, на какие вопросы отвечает, род имен существительных

Планируемые результаты

Предметные  

- познакомить с грамматической категорией имени существительного как род имен существительных,

-уметь классифицировать имена существительные,

- уметь определять род существительных,

- применять полученные знания на практике, в самостоятельной работе.          

Метапредметные

Личностные УУД:

-формировать внутреннюю позицию школьника на уровне положительного отношения к учебе;

- устанавливать связь между целью учебной деятельности и ее мотивом;

-оценивать  усваиваемое содержание учебного материала (исходя из личностных ценностей);

 - определять общие для всех правила поведения;

 - определять правила работы в парах, в группах;

  - устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом.

Регулятивные УУД:

 - определять и формулировать цель деятельности на уроке;

 - формулировать учебные задачи;

 - учить планировать свою деятельность на уроке;

 - высказывать свое предположение на основе учебного материала;

  - отличать верно выполненное задание от неверного;

  - осуществлять самоконтроль;

  -совместно с учителем и одноклассниками давать оценку своей деятельности на уроке.

Познавательные УУД:

- ориентироваться в учебнике, тетради;

 - находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях, используя свой жизненный опыт;

 - развивать умение самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель;

- строить речевое высказывание в устной форме;

- выдвигать гипотезу; проводить сравнение и классификацию слов;

- устанавливать причинно-следственные связи;

- делать обобщение; искать и выделять необходимую информацию;

-  моделировать информацию;

- уметь определять уровень усвоения учебного материала.

  Коммуникативные УУД:

 - слушать и понимать речь других;

- формировать умения договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;

-  учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;

 - уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли ;

 - владеть  диалогической формой речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.

Организация пространства

Формы работы

Средства обучения

Методы обучения

 По характеру учебно-познавательной деятельности: проблемно – поисковые.

По способу организации и осуществления познавательной деятельности: словесные, наглядные, практические.

По степени педагогического управления со стороны учителя: методы опосредованного управления учебно-познавательной деятельностью учащихся с помощью источников информации.

Технологии

исследовательская, технология ТРИЗ, здоровьесберегающие, обучение в сотрудничестве, развивающая, информационно-коммуникативные

Ход урока:

  1. Организационный момент.

 - Доброе утро, ребята! Я очень рада вас видеть. У нас сегодня много гостей, повернулись, поздоровались. Садитесь. Начинаем урок русского языка.

  - Какое нужно настроение, чтобы урок получился удачный?

 - Что вы должны для этого сделать?

 - Возьмитесь за руки и мысленно пожелайте себе и всем, кто рядом, любви, радости, успеха.

2.Целеполагание и мотивация.

- Приглашаю совершить путешествие в лес. (Слайд 2)

Мы сегодня входим в лес,

Полный сказок и чудес.

Кто в глуши его таится?

Что за зверь? Какая птица?

Все узнаем без утайки!

Разгадаем леса тайны!

И, конечно же, тайны русского языка.

- Девиз нашего урока: (Слайд 3)

Наблюдай и восхищайся,

Изучай и береги!

- Итак, в путь. Вышли на полянку. Хотя Зимушка-зима укрыла белоснежным одеялом всю землю, но нашлись горе-туристы, которые оставили беспорядок на лесной полянке. Прочитайте, что они оставили. (На доске прикреплен рисунок полянки, на нем слова: колесо, веревка,   пружина, пакет, стакан, стекло, коробка)

- Ребята, а вам приходилось бывать на такой полянке? Какие чувства вы испытываете, оказавшись там?

- В течение урока мы наведем на полянке порядок. А пока здесь беспорядок. Подберите слова близкие по значению к слову «беспорядок». (Ответы учащихся)

А еще можно сказать «хаос».

 Б) Орфографическая разминка (Слайд 4)

- Я предлагаю навести порядок, вставив в слова пропущенные буквы. Устно.

-Обоснуйте свой ответ. Докажите, что здесь нужно вставить именно эту букву.

3.Актуализация опорных знаний

Что в них общего? К какой части речи относятся записанные слова?

– Что вы знаете об имени существительном?

Проведём работу в парах.

Алгоритм работы с таблицей в паре:

1. Поочерёдно задайте друг другу вопросы .

2. Выберите  из предложенных в правом столбике вариантов ответа правильный .

1. Что такое имя существительное?

А) Часть слова.

Б) Член предложения.

В) Часть речи.

2. На какие вопросы отвечает имя существительное?        

А) Как? Откуда? Где?

Б) Кто? Что?

В) Что делать? Что сделать?

3. Что обозначает   имя существительное?

А) Признак предмета.

Б) Предмет.

В) Действие предмета.

На доске продолжить:

Имя существительное –

часть речи

кто? что?

предмет

?

-У нас остался один незаполненный знак вопроса. А сегодня мы с вами узнаем еще один грамматический признак имени существительного и научимся его определять.

- Попробуем, ребята, разделить данные слова на 3 группы.

- К каким из них  можно подставить слова «он, мой»? (1 ученик у доски)

- Назовите имена существительные, к которым можно подставить слова «она, моя».

- Какие слова можно подставить к оставшимся именам существительным? («оно, мое»)

- Итак, распределив имена существительные по трем группам, мы разделили их по родам.

-попробуйте сформулировать тему нашего урока.

(На доску прикрепляю табличку «Род имен существительных»)

 - Какие цели мы поставим перед собой?

- Род – грамматический признак имени существительного. В русском языке три рода: мужской, женский и средний.

Б) Самостоятельно сделанный вывод

-Как вы думаете, какого рода имена существительные, к которым можно подставить слова «он, мой»? (Прикрепляю табличку «мужской») Молодцы!

- Какого рода имена существительные, к которым можно подставить слова «она, моя»? (Прикрепляю табличку «женский»)

- Определите род существительных, к которым можно подставить слова «оно, мое»? (Прикрепляю табличку «средний»)

- Какой вывод отсюда мы можем сделать?

Вывод:

- Мы   навели порядок, определив род имен существительных.  Молодцы! Навели порядок на полянке, удалили хаос.

- Где мы можем узнать точное лексическое значение этого слова? (Учащиеся находят значение этого слова в толковом словаре.)

-Вам интересно узнать, какого рода слово «хаос»?

-Значит, чему мы с вами научились?

-А что об этом говорится в учебнике?

4. Осознание и осмысление учебного материала (Корректировка вывода по учебнику)

- Прочитайте правило в учебнике на стр. 160.

- В рубрике «Тайны языка» мы подтвердили полученный нами вывод. Вы согласны?

Физкультминутка

- Ну а теперь предлагаю отдохнуть!

5. Систематизация знаний и умений (Слайд 7)

- Я вам хочу приоткрыть сегодня еще одну тайну. Сегодня на урок я снова принесла Ларец мудрости. (Из Ларца достаю свиток и читаю) (Слайд 9)

- Есть такие языки, в которых у существительного нет никакого рода. Их называют «безродовыми» языками. Например, бурятский язык. А есть языки, в которых не три рода, как в русском языке, а сорок. Например, в языках африканских народов.

- Главное, ребята, изучать, знать и беречь свой родной язык, чтобы любой хаос можно было превратить в порядок.

6. Работа по учебнику.

- А сейчас я попрошу вас найти упражнение 2 и прочитать задание к нему.

-Предлагайте свои варианты.

-Значит, чтобы получились правильные словосочетания, на что нужно обратить внимание?

Вывод: имена существительные согласуются с именами прилагательными в роде.

7. Проверка уровня усвоения знаний и умений

- Предлагаю выполнить тест. Четыре обязательных задания, а пятое для тех, кто любит потруднее. (Приложение 1)

- Проверьте себя по «ключу». (Самопроверка) (Слайд 11)

1)   а

2)   б

3)   в

4)   в

- Поднимите руку, кто не допустил ни одной ошибки.

- У кого одна ошибка?

-Какую цель вы ставили ?

- Определите, на какой ступеньке вы находитесь. Сигнальной карточкой покажите выбранный вами цвет. Поясни свой выбор.

8. Информация о домашнем задании

- Выберите любое задание.

  • Упр.1, стр.160  
  • Подобрать и записать по 3 существительных каждого рода.

9.Подведение итогов.

- Наше путешествие заканчивается. Мы узнали новый грамматический признак имен существительных, научились определять их род. Сегодня мы наблюдали, восхищались русским языком. Мне хочется пожелать вам любить и беречь родной язык, как и нашу родную природу. Я хочу подарить вам закладки-памятки. А на закладках написано стихотворение, которое в дальнейшем поможет определять безошибочно род имени существительного.

Давайте все вместе прочитаем его.

Оценивание.

- Благодарю за работу!

Приложение 1

Тест «Род имен существительных»

  1. Существительное, которое можно заменить местоимением он – это существительное…

а) мужского рода              б) женского рода                 в) среднего рода

  1. Существительное, которое можно заменить местоимением она – это существительное…

а) мужского рода              б) женского рода                 в) среднего рода

3. Существительное, которое можно заменить местоимением оно – это существительное…

а) мужского рода              б) женского рода                 в) среднего рода

4. Выбери имя существительное мужского рода

а) красота          б) чудо           в) овраг           г) воробьи

5*. Подбери и запиши по одному существительному в каждый столбик

м.р.                                                  ж.р.                                              ср.р.

Самоанализ урока русского языка

Урок  русского  языка  был проведён в 3 «В»  классе. 
Согласно календарно-тематическому планированию тема урока «Род имён существительных», раздел «Имя существительное». 
Целью данного урока является: создание условий для получения обучающимися  новых знаний по теме; для формирования УУД обучающихся (познавательных, регулятивных, коммуникативных);
 для формирования интереса к предмету.

 Были определены задачи педагога: формировать новые способы действий, обучать работе по плану, алгоритму;  развивать эмоциональную сферу, творческое мышление; устанавливать связь с жизненным опытом ребенка.                  

По типу урока - это урок открытия нового знания, при использовании проблемно-диалогической технологии. 
В соответствии с темой урока, целью и задачами были выбраны  формы организации учебной работы: индивидуальная, парная и групповая. А также использована презентация.
Урок по данной теме является первым.
Структура урока 
Соответствие урока требованиям ФГОС: 
1. Ориентация на новые образовательные результаты 
 2. Нацеленная деятельность на формирование УУД 
Планируемые результаты: 
Предметные  

- познакомить с грамматической категорией имени существительного как род имен существительных,

-уметь классифицировать имена существительные,

- уметь определять род существительных,

- применять полученные знания на практике, в самостоятельной работе.  

Метапредметные

Личностные УУД:

-формировать внутреннюю позицию школьника на уровне положительного отношения к учебе;

- устанавливать связь между целью учебной деятельности и ее мотивом;

-оценивать  усваиваемое содержание учебного материала (исходя из личностных ценностей);

 - определять общие для всех правила поведения;

 - определять правила работы в парах, в группах;

  - устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом.

Регулятивные УУД:

 - определять и формулировать цель деятельности на уроке;

 - формулировать учебные задачи;

 - учить планировать свою деятельность на уроке;

 - высказывать свое предположение на основе учебного материала;

  - отличать верно выполненное задание от неверного;

  - осуществлять самоконтроль;

  -совместно с учителем и одноклассниками давать оценку своей деятельности на уроке.

Познавательные УУД:

- ориентироваться в учебнике, тетради;

 - находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях, используя свой жизненный опыт;

 - развивать умение самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель;

- строить речевое высказывание в устной форме;

- выдвигать гипотезу; проводить сравнение и классификацию слов;

- устанавливать причинно-следственные связи;

- делать обобщение; искать и выделять необходимую информацию;

-  моделировать информацию;

- уметь определять уровень усвоения учебного материала.

  Коммуникативные УУД:

 - слушать и понимать речь других;

- формировать умения договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;

-  учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;

 - уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли ;

 - владеть  диалогической формой речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.

 3.Использование современных образовательных технологий - проблемно-диалогической технологии, ИКТ, технология здоровьесбережения (тренажер для глаз Бельца, двигательные  физминутки, дозировка заданий, своевременная смена видов деятельности учащихся)


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Урок русского языка в 3 классе

Слайд 2

Весной веселит, Летом холодит, Осенью питает, Зимой согревает.

Слайд 3

кол_со вере_ка пруж_на Ст_кан ст_кло коро_ка п_кет

Слайд 4

Что такое имя существительное? А) Часть слова В) Часть речи Б) Член предложения

Слайд 5

Что обозначают имена существительные? В) Действие предмета Б) Предмет А) Признак предмета

Слайд 6

На какие вопросы отвечают имена существительные? Б) Кто? Что? А) Как? Откуда? Где? В) Что делать? Что сделать?

Слайд 7

Имя существительное - часть речи Кто ? Что ? предмет ?

Слайд 8

колесо веревка пружина Стакан стекло коробка пакет Он, мой Оно, моё Она, моя

Слайд 9

Род имён существительных м.р. ж.р . ср.р. он, мой она, моя оно, моё

Слайд 10

колесо веревка пружина Стакан стекло коробка пакет Он, мой Оно, моё Она, моя Мужской род Женский род Средний род

Слайд 11

Весной веселит, Летом холодит, Осенью питает, Зимой согревает.

Слайд 12

Знаете ли вы, что… «Безродовые» языки : английский, эстонский, турецкий, китайский и др. Языки народов Африки – 40 родов («классов»): класс людей, животных, деревьев и др.

Слайд 13

Методика В.Ф.Базарного

Слайд 14

Проверьте себя! 1) а 2) б 3) в 4) в

Слайд 15

Как чувствовали себя на уроке Хорошо Были затруднения Трудно

Слайд 16

Домашнее задание (по выбору) Упр.1, стр.160 Подобрать и записать по 3 существительных каждого рода.

Слайд 17

Наблюдай и восхищайся, Изучай и береги!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Образование имён существительных от основ существительных и глаголов (конспект урока)

Целью урока является рассмотрение способов словообразования существительных с разными значениями от основ имён существительных и глаголов при помощи суффиксов, стимулирование мотивации к учению....

Конспект урока русского языка во 2 классе на тему "Собственные и нарицательные имена существительные" с презентацией. Правописание собственных имён существительных"

Предмет: русский языкКласс: 2УМК: Школа РоссииТема: Собственные и нарицательные имена существительные.    Правописание собственных имён существительных.Тип урока: получение новых ...

Разработка конспекта урока по русскому языку, тема:" ИМЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ КАК ЧАСТЬ РЕЧИ. ПОСТОЯННЫЕ И НЕПОСТОЯННЫЕ ПРИЗНАКИ ИМЁН СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ" (4 КЛАСС)

Урок повторения, углубления и обобщения изученного,   развитие  умения различать части речи и члены предложения; находить постоянные и непостоянные признаки имён существител...

Конспект урока по русскому языку в 4 классе по теме: "Число имён существительных. Знакомство с существительными, употребляющимися только в единственном и только во множественном числе."

Это урок постановки учебной задачи. На нём, на основе предыдущей темы ,открывается и конструируется новое открытие, которое фиксируется в модели.Ребята знакомятся с существительными , которые употребл...

Конспект урока Три склонения имён существительных. Склонение имён существительных в единственном числе.

Предмет: Русский языкКласс: 4Тема урока: Три склонения имён существительных. Склонение имён существительных в единственном числе.Цели урока: Дать понятие о трех склонениях имен   сущес...

Конспект урока русского языка для 3 класса по теме "Второе склонение имён существительных. Склонение имён существительных мужского рода с нулевым окончанием".

Конспект урока русского языка для 3 класса по программе "Система Л.В. Занкова". Добавлена презентация к данному уроку....

Конспект урока по русскому языку « Первое склонение имён существительных. Падежные окончания имён существительных 1-го склонения». 4 класс

Конспект урока по русскому языку « Первое склонение имён существительных. Падежные окончания имён существительных 1-го склонения». 4 класс...